Освобождаем ум: как избавиться от клипового мышления и нужно ли это делать

Клиповое мышление, глубокое мышление и многозадачность

Слайд 3 Молодое поколение XXI века — это поколение, которое формируют

цифровые технологии. Поколение, которое выросло в новом цифровом обществе. Британские ученые из университетского колледжа Лондона утверждают, что одним из последствий цифровой революции может стать изменение способа мышления людей. Молодое поколение способно одновременно решать несколько задач, «перелетая с одного сайта на другой»

Но большинство подростков не способны выполнять линейные задания, к примеру, читать и писать, поскольку внимание рассеивается. Молодое поколение не умеет самостоятельно решать поставленные задачи, а ищет готовые ответы в Интернете

Кузнецова Н. П. Портрет современного подростка

Клиповое мышление школьников — это как

Мир давно перестал быть похож на страницы книги — линейное повествование с четко определенными началом и концом. Современность больше похожа на клип с быстро сменяющими друг друга кадрами. 

Реальность насыщена информационными вспышками, и объем этой информации только увеличивается, а СМИ и соцсети борются за внимание пользователей — все это определяет тип мышления современного человека. С конца ХХ века его стали называть «клиповым»

Можно выделить две ключевые особенности:

Установка на визуальность, образ как главный способ передачи информации. Вместо рефлексивного восприятия информации («получить, а затем осмыслить») ведущую роль играет быстрое восприятие зрительных и звуковых образов без глубокого погружения в них. 

Оценка событий не с рациональной, а с эмоциональной позиции («нравится/не нравится»). В связи с этим возрастает роль мгновенных реакций: важно привлечь человека к восприятию информации, удержать и заинтересовать. Из этого следуют такие черты, как кратковременность и разрозненность, ассоциативность и установка на игру. 

Все это вызывает опасения педагогов и психологов, которые работают с новым поколением

Современные подростки читают меньше книг, им сложнее долго концентрировать внимание на чем-то одном и выполнять однотипные задачи, они мало анализируют информацию, соответственно, у них возникают трудности с освоением школьных предметов

Важно понимать, что клиповое мышление — не просто недостаток или слабость современного человека! Это попытка сознания приспособиться к новым условиям жизни, адаптироваться к вечному потоку данных — закономерная защитная реакция организма на обилие информации. Что могут школьники с клиповым мышлением:

Что могут школьники с клиповым мышлением:

Увереннее обращаться с информацией: искать и обрабатывать большие объемы теоретического материала;

Развивать многозадачность: делать много разноплановых дел одновременно и переключаться с одной информации на другую;

Варьировать способы подачи информации: не ограничивать себя только текстом, использовать и аудиовизуальные средства, а значит точно получить необходимую информацию и понять ее; 

Лучше понимать, что интересно: из-за непрекращающегося потока выбирать то, что важно и нужно на данный момент;

Иметь развитое образное мышление: образ становится ключевым в восприятии мира — появляется потребность в его творческом осмыслении, представлении.

Слайд 48

V- Неспособность к длительной сосредоточенности на какой – либо информации – рассеянность, невнимательность. Неспособность к восприятию длительной линейной последовательности: однородной и одностильной информации, в том числе книжного текста. Снижение способности к анализу информации — поверхностность, алогичность .+ Достоинства и особенности: высокая скорость обработки информации; быстрое переключение между разными смысловыми фрагментами; предпочтение визуальных символов и образов нетекстовой информации. Стремление к краткости, лаконичности подачи информации, постоянной новизне.

Многозадачность плюсы и минусы

Многозадачность, наряду со спешкой, по свидетельству врачей, вызывает усиление выработки организмом психологического наркотика, дофамина. Этот гормон выделяется в нашем организме в ответ на сделанную работу, вызывая удовлетворение, расслабление, удовольствие. Из-за него мы ощущаем себя активными, бодрыми, пребывая в иллюзии, что за меньшее время успеваем больше. Дофамин вырабатывается организмом всякий раз, когда мы выполняем какое-то дело. Это своего рода удовлетворение, награда мозга. Хорошо, но ненадолго. Стоит задуматься о том, что, привыкнув к порции дофамина, организм хочет получать его снова и снова: чем больше задач выполняем – тем чаще испытываем удовольствие.

Зависимость от делания дел мешает задумываться о действительно важных вопросах: просто некогда. Правильно ли выбран путь в жизни, достаточно ли времени уделяем своим детям, наполнена ли наша жизнь смыслом – нам зачастую не хватает времени и условий для анализа этих вопросов, важных в жизни любого человека.

Есть опасность того, что при клиповом мышлении и многозадачности возникают трудности с концентрацией внимания. Если трудно собраться с мыслями и выделить нужную информацию, игнорируя «информационный мусор», то следствием станет снижение работоспособности.

Результаты исследований, проведённых учёными Сассекского университета, показали: во время одновременного выполнения нескольких задач у испытуемых отмечается снижение уровня IQ, опускающееся до уровня людей, употребляющих марихуану или страдающих постоянным недосыпанием. При сканировании мозга людей, часто использующих одновременно несколько гаджетов, в передней поясной коре головного мозга уменьшается плотность серого вещества, а ведь эта зона ответственна за функции контроля над эмоциями и за руководство познавательными функциями.

Многозадачность вызывает большую усталость, ведь на переключение с одного дела на другое уходит дополнительная энергия. Гораздо эффективнее организовать своё время, уделяя большую его часть на выполнение главного задания, а не многих дел сразу.

Многозадачность хороша при выполнении рутинных, простых дел

Умение быстро переключать внимание и одновременно выполнять задачи, не требующие высокой концентрации и глубокого анализа, может пригодиться и даже сэкономить время, но не должно становиться привычкой. Но, пребывая под действием дофамина, легко забыть о необходимости восстановления баланса химических элементов во время серотониновой паузы и в результате потерять не в одной только эффективности

Кроме того, привычка к многозадачности вызывает отвыкание и сложности при попытке сосредоточиться, в связи с ослабеванием нейронных связей, отвечающих за устойчивое внимание. Значит, будет сложно концентрироваться на проблеме и учиться новому

Распыление внимания, переключение с одного дела на другое не только отвлекают от главного занятия, но и приводят со временем к снижению концентрации внимания на чем-либо в течение длительного времени.

Задумайтесь о том, что Вы можете сказать о качестве своего мыслительного процесса? Если Вас отвлекли – быстро ли удаётся восстановить цепочку рассуждений и продолжить, быстро сфокусировавшись? От уровня развития  мышления зависят наши успехи и неудачи в жизни, качество принимаемых решений и, как следствие, качество самой жизни.

Развивать мышление  – значит значительно расширить круг своих возможностей, сделать свою жизнь интереснее. Это труд, но благодарный.

Умение сконцентрироваться, приложить усилия, а также усидчивость и терпение – составные части глубокого мышления.

Слайд 36Такой человек не может сконцентрироваться продолжительное время на чем-то одном, он

постоянно перепрыгивает с темы на тему, не способен сосредотачиваться на какой-либо информации. Естественно, при таком образе восприятия (даже не мышления) низкий уровень анализа.Таким людям трудно донести основную мысль, потому что они всегда перепрыгивают от главного на второстепенное. Их неспособность выстраивать цепочку от общего к частному порождает груду вспышек почти случайных слов, необъективных мыслей и отсутствия здравого смысла. Мышление на основе ассоциаций доходит до абсурда.И слушая его, через пять минут понимаешь, что не то что ты не получишь ответ на свой вопрос, он даже не помнит, что ты у него спрашивал.

Плюсы клипового мышления

Как и у каждого явления, у феномена клипового мышления есть свои плюсы и минусы. В чем же выражаются его плюсы?

Развивает быстроту реакции. Люди, обладающие клиповым мышлением, умеют быстро реагировать на внешние стимулы и изменения и оперативно подстраиваться под них.

Развивает способность решать несколько задач одновременно. Такое мышление формирует у людей многозадачность – способность делать несколько дел сразу (например, работать, слушать музыку, общаться в интернете, принимать пищу)

Человек учится быстро переключать внимание с одного объекта на другой.

Защищает мозг от перегрузки информацией. Многие психологи считают, что это своеобразный механизм адаптации к развитию информационных технологий, которые прочно вошли в жизнь современного человека и стали ее неотъемлемой частью

Человеческий мозг вынужден принимать и перерабатывать огромные объемы информации, что приводит к перегрузкам. Поэтому он подстраивается реагировать на поступающую извне информацию именно таким образом.

Порождает желание охватить как можно больше информации. Клиповое мышления заставляет человека выискивать и поглощать все новую и новую информацию, что весьма полезно для интеллектуального развития.

Слайд 69 Сегодня мы наблюдаем расцвет визуальных форм во всех

сферах: видео, фото, граффити. Текст уходит на второй план

 С каждым годом люди становятся все более визуально- ориентированными – это объективные последствия цифрового прогресса: В соцсетях обмен чистой воды «визуалкой» тенденция последнего времени.Пост без картинки не привлекает внимание читателей независимо от важности его содержанияДаже бизнес-презентации крупнейших мировых компаний содержат минимум текста и максимум инфографики – с целью стремительно донести информацию.35% взрослых россиян не прочли ни одной книги после школы.62% россиян не покупают книг вообще! Лишь 10% малышей слышат свою первую книгу от родителей или бабушек, дедушек

3 совета, как обратить клиповое мышление на пользу детей

1. Выберите качественные и проверенные источники информации

Хорошим источником информации для детей будет ресурс, где собраны проверенные факты, есть ссылки на первоисточники, а в создании контента участвуют научные редакторы, психологи, методисты и учителя с большим стажем работы. Среди таких проектов — «Чевостик», известный своими аудиозаписям с начала  2000-х, «Сказбука», «Матемагия» и другие.

Обратите внимание, чтобы на сайте или в мобильном приложении отсутствовала агрессивная реклама. Текст должен иметь заголовки, абзацы, списки, информационные факты и ссылки на первоисточники

Если дизайн, жаргонизмы в формулировках, обилие блогеров вызывают сомнение в качестве контента, это приложение не стоит давать ребёнку.

Посмотрите, кто несёт ответственность за публикуемый материал: отдавайте предпочтение взрослой экспертизе. Качественный обучающий сервис не будет рассказывать о трендах в ТикТок, уводить ребёнка на сторонний сайт и запрашивать его персональные данные. Будьте внимательны. 

Детям приятнее управлять игрой самостоятельно, когда можно выбирать сюжетную линию через общение с персонажем, который становится проводником на замену взрослому. Учитывайте этот момент при выборе контента. 

2. Следите за логической структурой 

Всегда приятно получать информацию с сайта, где есть связь по темам, направлениям или экспертам

Для ребёнка особенно важно видеть логическую цепочку от основ к деталям. Если он попадёт в информационный хаос, то не сможет вычленить важное

 Поэтому cкачайте ребёнку не игры и соцсети, а познавательно-развлекательное приложение или фильм. Например, серию научно-популярных фильмов канала Discovery, National Geographic, «Моей планеты» или мультфильмы с Чевостиком, профессором Почемучкиным, Маленькими Эйнштейнами и Семью Почемучек.

3. Проверяйте знания

Проверить знания ребёнка проще через тесты или задания. Можно это сделать на полноценных образовательных платформах — например, российской Учи.ру или белорусской Logiclike. Там в формате карточек c заданиями и логических игр представлены основные школьные предметы и олимпиады. Такие платформы подойдут школьникам, но на возраст детского сада лучше работают игровые механики. 

Самым маленьким почемучкам будет приятно перемещаться по островам в игровых курсах о космосе, Древнем Египте или поиске следов динозавров. 

4 причины, как поможет клиповое мышление в будущем

Быстро ориентироваться в большом объёме информации. Дети поколения «альфа» родились в годы выпуска первого Ipad, появления Instagram. Это сильно повлияло на цифровизацию современных семей. Появилась тенденция давать ребёнку телефон или планшет, стоя в очереди или в пробке. Ребёнок быстро схватывает, как разблокировать телефон по отпечаткам пальцев, отправить смайлик, даже за 15–20 минут времени с гаджетом.Развить креативность и воображение. На первый взгляд кажется, что 90 % контента запрещено к просмотру детьми. Но уже появились функции родительского контроля, рекомендательная выдача ярких и полезных мультфильмов, игр и даже познавательных курсов в страну знаний. Притягательные, эмоционально окрашенные видео с фактами из детских энциклопедий помогают глубже погрузиться в вопросы окружающего и фантазийного мира. Сформировать навыки работы с мультимедийным контентом. Современные технологии делают видеоредактирование и создание анимации доступными даже для детей. Появились компьютерные языки программирования, рассчитанные на возраст от 4–5 лет, учебные курсы с познавательными уроками в формате сайтов и приложений по подписке. Среди них — визуальная среда Scratch Junior, Blockly, CodeMonkey.Интеллектуально отдохнуть. Делать десять дел одновременно — плохо. Но современный мир говорит об обратном: ребёнок в 5–6 лет ходит на спортивные, творческие или языковые кружки, тем самым приучается к контролю времени и быстрому переключению на разные виды деятельности

Но мозгу важно отдыхать и перезагружаться, чтобы восстановить силы. Поэтому желание «зависнуть» в интернете может быть целительным для детей такого возраста

Главное, понимать, на каких ресурсах сидит ваш ребёнок.

Надеемся, что информация оказалось вам полезной.

Появление термина

Термин «клиповое мышление» или «клиповое сознание», зародился в психологии относительно недавно – в середине 90-х годов. Именно тогда на отечественном телевидении стали массово появляться различные музыкальные видеоклипы, сюжеты которых, как правило, представляют собой не целостный, законченный образ, а цепочку мало связанных между собой по смыслу видеокадров. Очень часто смысл звучащей песни оказывается логически не связанным с темой видеоряда, представленного зрителю.

В последующие годы все больше фильмов, мультфильмов и телешоу строятся именно по этому принципу: сюжет в них разделяется на короткие блоки информации, часто сменяющие друг друга и не имеющие особой логической связи. Еще одним ярким примером является телевизионная реклама: информация в ней преподносится очень быстро, кадры часто сменяют друг друга, даже не давая человеку до конца вникнуть в их смысл. Телевизионные новости тоже все больше перенимают этот принцип. Газетные и журнальные заметки становятся все более короткими, информация в них не несет глубины.

Клиповое сознание заставляет человека воспринимать жизнь не целостно, а как некий видеоклип – последовательность различных, не связанных друг с другом событий.

Что это такое

Клиповое мышление — это способ восприятия окружающего мира в виде мозаики, пазлов, когда в сознании формируется яркий, но фрагментарный и кратковременный образ, который тут же сменяется другими — подобными ему. Его основные свойства:

  • фрагментарность;
  • яркость;
  • кратковременность;
  • алогичность;
  • отрывочность;
  • разрозненность.

Клиповое — это мышление, которое ориентировано на сиюминутное, поверхностное восприятие информации, фрагментарно постоянно мелькающей перед глазами. Эти множественные вспышки, отрывки, кусочки называются клипами — отсюда и название. Формируется в условиях современной клиповой культуры — так называют эпоху господства средств массовой коммуникации. Несёт в себе негативный оттенок. В большей мере им обладают современные школьники и студенты.

Впервые данный термин прозвучал в психологии, благодаря Фёдору Ивановичу Гиренок — российскому специалисту по онтологии и экологии, доктору философских наук. Именно он объяснил, что значит данное понятие. Хотя о клиповой культуре чуть раньше уже писал американский социолог, философ и футуролог Элвин Тоффлер. А он частично заимствовал идеи из работ канадского культуролога, филолога и философа Герберта Маршалла Маклюэна.

Что значит клиповость мышления

Как преподавателю сделать уроки более эффективными и обратить эту особенность учеников в плюс?

Предлагаем несколько идей, которые можно реализовать и в индивидуальном, и в групповом обучении.

Более динамичные уроки

Времена, когда ученики могли неподвижно высиживать по несколько уроков подряд, давно прошли

Внимание современных школьников важно удержать различными способами, ведь иначе пострадают дисциплина и мотивация

Самый простой и эффективный метод — дробить занятия на блоки по 10-15 минут и менять типы деятельности, чтобы ученики не успевали заскучать. Да, подготовка к таким урокам усложняется, но зато и результат превосходит все ожидания!

Задания на структурирование, обобщение и визуализацию информации

Старайтесь давать информацию наглядно: в форме схем, графиков, таблиц и т. д. Это вовсе не значит, что составление таких материалов должно полностью ложиться на ваши плечи — дайте такое задание ученикам, и работать с информацией им будет интереснее и полезнее. Можно также объединить их в группы, что будет развивать и коммуникативные навыки.

Творческие задания 

Используйте главное преимущество учеников с клиповым мышлением — умение мыслить образами, фантазировать и представлять. К тому же творческие задания будут побуждать их рассуждать самостоятельно, а не просто искать в интернете, а этого навыка так не хватает современным школьникам.

Проекты (в том числе с использованием современных технологий)

В современном мире действительно огромное количество ресурсов, чтобы создавать! Поверьте, ваши ученики хорошо разбираются в новых технологиях, почему бы не применить это в обучении? Рисуйте мемы и комиксы, снимайте видео и записывайте подкасты, создавайте собственные сайты и странички в соцсетях и даже игры — ваши возможности практически безграничны.

Доклады и рефераты на сложные темы

Ученики сейчас действительно умеют работать с информацией и даже успели к этому привыкнуть: задания типа «подготовьте сообщение о…» уже стали традиционной образовательной практикой. И все-таки они могут стать хорошим инструментом мотивации для ученика с клиповым мышлением — это может поощрить его интерес, побудить разобраться в волнующей его теме.

Чтобы доклады учеников не становились рутиной, следите за их качеством: сформулируйте основные требования и критерии оценивания — тогда это будет по-настоящему эффективным.

Учебные игры: викторины, круглые столы, дебаты

Обладающие клиповым мышлением школьники, ищущие быстрых импульсов, эмоциональных реакций, точно будут в восторге от учебных игр! Чтобы разбавить приевшийся формат урока, стоит иногда включать в программу нестандартные формы. Это может быть что угодно: от исследования до ток-шоу.

Эпоха клипового мышления

Французский социопсихолог Абраам Моль пришел к выводу, что под влиянием СМИ изменилась социокультурная ситуация (в настоящее время уже можно сказать, что не только на Западе, но и во всем мире). Случайная, хаотично воспринимаемая большинством субъектов разнородная информация не организуется сознанием в упорядоченные структуры, а по словам Моля состоит «из разрозненных обрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации идей». Культура современного молодого человека (если это можно назвать культурой) образуется на основе случая и поэтому его личность определяют сведения случайно попавшие из разных источников. Представляете? Это мышление современной молодёжи! Да, эта информация как-то скреплена в мозгу между собой, но связи эти слишком зыбкие и непрочные.

Его минусы

Помимо плюсов, такой тип мышления обладает и рядом минусов. В чем же состоят эти минусы?

Снижает способность к анализу информации. Люди, обладающие клиповым мышлением, часто оказываются неспособны анализировать даже самую важную информацию – выделять главные детали и ключевые моменты, а также принимать решения на основе проведенного анализа. В результате человек учится не осмысливать, а только потреблять информацию.

Снижает способность к концентрации внимания

Особенности клипового мышления делают людей неспособными сосредоточиться на одной теме – они с трудом могут удерживать внимание, перескакивают с одного вопроса на другой, не могут вникнуть в суть.

Снижает эффективность обучения и усвоения знаний. Современные школьники и студенты, которые являются основными обладателями клипового мышления, плохо воспринимают и запоминают учебный материал, не умеют правильно излагать свои мысли, им тяжело писать сочинения и читать сложные и объемные литературные произведения

Коэффициент усвоения знаний современных детей и подростков падает.

Усиливает подверженность чужому влиянию и манипуляциям. Обладатели клипового мышления часто попадают под чужое влияние. В своих действиях они чаще всего руководствуются эмоциями, а не здравым смыслом, поэтому ими легче манипулировать. Телевизионные рекламы построены таким образом, чтобы человек, покупающий товар, руководствовался сиюминутными эмоциональными порывами. Люди с клиповым мышлением часто совершают ненужные покупки или действия, о которых потом жалеют.

Снижает чувство сопереживания. Люди, ежедневно поглощающие большие объемы информации, среди которой преобладают сцены жестокости и насилия, постепенно утрачивают способность сопереживать чужому горю, становятся равнодушными, теряют чувство ответственности, их перестают трогать трагедии окружающих.

Приводит к упрощению задач и решений. Клиповое мышление приводит к тому, что люди оказываются неспособными решать сложные задачи, как в процессе обучения, так и в повседневной жизни.

Клиповое мышление — положительные признаки -относительны

К величайшему сожалению, положительных признаков всего лишь два. Именно поэтому выше, мы сравнили это мышление с мизинцем левой руки. Он, конечно, нужен, но, может ли чувствовать себя полноценным человек, у которого только одна левая рука с одним мизинцем? Конечно нет. Итак, функции этого «мизинца (урезанного мышления):

  • Ускорение реакции. Действительно, человек с клиповым мышлением очень легко переключается с одного объекта на другой. Скорее всего такая способность повышает и интеллектуальную лабильность — способность переходить от осмысления к действию. Проще говоря, человек быстрее принимает решения. Но, вот продуманностью эти решения отличаются очень редко. Поэтому иметь клиповое мышление наряду с другими видами мышления полезно, так как оно помогает быстро ориентироваться во внезапно возникших сложных обстоятельствах. Если человек имеет определенную базу знаний и опыт, то правильное решение приходит мгновенно и его называют интуицией. Не имея ничего, кроме клипового сознания, человек скорее всего примет неверное решение, которое принесет ему вред.
  • Защита от информационных перегрузок. Как мы уже писали выше, мозг утилизирует ненужную информацию. Это своеобразный очиститель памяти.

Некоторые специалисты считают клиповое мышление механизмом адаптации к быстро развивающимся современным информационным технологиям. Однако, какого рода информацию впускать в свой мозг; делать ли социальные сети, новостные блоки и другие короткометражки основным источником информации, — решает человек сам. Подумайте, стоит ли делать свой мозг мусорной корзиной. Не лучше ли, если он станет копилкой драгоценных знаний и носителем информации о личности с большой буквы!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: