Виды форм обучения: какие они бывают и как работают на практике

Коллективные способы обучения

Слайд 11В основе КСО лежат следующие дидактические принципы:принцип завершенности обучения: ученик

имеет право переходить к изучению нового учебного материала, лишь прочно

усвоив предыдущий;интернационализация процесса обучения: обучение должно происходить на языках, представители которых принимают участие в учебном процессе. При этом происходит взаимное проникновение культур на базе предметного изучения того или иного языка;дифференциации: каждый из обучаемых может работать согласно своим способностям и возможностям;всеобщего сотрудничества и взаимопомощи: любой учащийся, прошедший процесс обучения, должен приобрести навыки сотрудничества с другими; уметь оказывать помощь и уметь получать ее;разновозрастности и разноуровневости: поскольку человек в жизни контактирует с людьми разного возраста и уровня, то это умение должно выработаться в учебном процессе;разнообразия тем (заданий, формул): с одной стороны, чем будет большее разнообразие изучаемых тем, тем богаче общество в целом; с другой стороны, значительно легче усвоить тот или иной учебный материал, когда до этого в нем уже разобрался твой товарищ;педагогизации деятельности каждого участника учебных занятий: фактически любому человеку в своей жизни требуется кого-то учить, и этому необходимо учиться в самом процессе обучения;непрерывности и безотлагательности: знания, вырабатываемые обществом, должны немедленно становиться содержанием учебного процесса.

Метод «кооп-кооп»

Этот метод очень близок по содержанию к методу группового исследования, но с одним лишь отличием: каждый член группы не просто сдает материал по своей части в команду, но и выступает перед ней с мини-докладом. После того, как сформирован окончательный доклад команды, спикер группы сначала выступает с ним перед командой, и только потом (с учетом изменений и корректив, внесенных членами группы и учителем) – перед всем классом. Дополнительно к этому учащиеся выполняют индивидуальную самостоятельную работу по всей теме. Итоговая оценка группы включает как общий балл за доклад, так и индивидуальные баллы за самостоятельную работу.

Приложение

Фрагменты урока «Решение тригонометрических уравнений».

Для проведения урока класс делится на три группы, отличающиеся по степени подготовленности учащихся. Все задания дифференцированы в зависимости от уровня группы (наиболее сложные задачи предлагаются III группе).

Задание 1. «Математическое лото».

Группам предлагается набор карточек с тригонометрическими уравнениями и значениями аргумента. Следует собрать лото по принципу домино, начиная с выделенной карточки.

Поощрительные очки получает группа, которая быстрее других правильно соберет лото.
Задания для 1 и 3 групп.

Задание 3. Учащимся каждой из групп предложены карточки с тремя группами заданий. На данном этапе следует внутри группы разработать способы решения двух первых уравнений и осуществить их представителями групп. По два участника групп, которые решали предложенные уравнения на доске, объясняют ход решения каждого. После выступления ребят подводится итог: при  решении тригонометрических уравнений следует выполнить, если это возможно,  разложение на множители.
Далее ученикам предлагается решить первое уравнение из своей индивидуальной карточки путем разложения на множители.
Примеры индивидуальных карточек для участников 2 и 3 групп.
2 группа                                                          3 вариант
Решите уравнения:
1. sin 2x + 2cos x = 1 + sin x
2. 2sin2x – 5cos x + 1 = 0
3. 9sin x – 10cos x = 0
4. 4sin2x + sin x×cos x – 3cos2x = 0
3 группа                                                          4 вариант
Решите уравнения:
1. sin3x×cos x – cos3х×sin x = 0,25
2. cos 4x + 3cos 2x = 1
3. 24sin x – 9cos x = 0
4. 3sin2х + 5sin x×cos x + 4cos2x = 1

Об авторах:

  • Кайсина Наталья Александровна, методист НМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга,
  • Рогачева Татьяна Викторовна, учитель математики ГОУ №103 Санкт-Петербурга.

Что такое формы организации обучения

Формы организации обучения — типы проведения занятий с целью осуществления учебно-познавательного процесса.

Формы организации обучения существуют и меняются в зависимости от потребностей общества, социальных заказов и развития людей. Вариативность форм обучения вносит коррективы в процесс и содержание образовательной деятельности, специфику общественных запросов и влияет на конечный результат учебы.

Использование и сочетание различных форм обучения позволяет учитывать психологические особенности обучаемых, способствовать комфортному процессу получения знаний и поднимать уровень успеваемости.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

История развития форм обучения

На протяжении тысячелетий формы обучения менялись и трансформировались.

  1. Поначалу учитель или мастер передавал знания ученику или подмастерью путем практических уроков.
  2. В Древней Греции, Китае и Египте поначалу использовали только индивидуальные занятия. Функция и обязанность учителя заключалась в том, чтобы напрямую работать с одним учеником, добиваясь усвоения необходимого материала. При таком способе взаимодействия процесс обучения был успешен в том случае, если совпадали интересы ученика и учителя. Если учитель был не способен донести нужный материал, а ученик не готов его воспринимать, процесс затягивался, и желаемого результата достичь было сложно. Если же ученик впитывал знания, старался заниматься самостоятельно, а учитель всячески стимулировал обучаемого и помогал теоретически и практически, итог обучения был блестящим.
  3. Когда желающих обучаться стало больше, чем учителей, стала внедряться индивидуально-групповая обучающая система. В современной науке эта форма занимает низшую ступень классификации. Отрицательными сторонами подобного образовательного процесса считают разновозрастный состав учеников, непостоянство групп и разное развитие обучаемых. При такой организации обучения максимум, чего добивались учителя — научить воспитанников читать, писать и считать. На изучение каких-то наук и дополнительных дисциплин не было ни возможностей, ни времени.
  4. Следующей ступенью в истории форм обучения считается появление коллективного или группового способа. Зарождение его приписывают к XVI веку, а автором методики считают педагога Я. Коменского. Он дал теоретическое описание классно-урочной системы, применяемой в большинстве учебных заведений по сей день.
  5. На рубеже XVIII-XIX веков в некоторых европейских странах получила распространение ступенчатая система обучения. Сущность ее в том, что одновременно в процессе учебы принимало участие большое количество учеников. Учитель отбирал самых способных и смекалистых, первую половину учебного дня занимался с ними, а затем отправлял их к остальной группе учащихся. Подобная методика известна в педагогике еще и как «взаимообучение», и вскоре она показала свою несостоятельность.
  6. В ХХ веке в образовательную систему многих стран стали вводить больше элементов индивидуального и самостоятельного обучения. Однако и этот способ себя не оправдал: отстранение от главного процесса учителя дал резкое снижение успеваемости, уровня знаний и общее недовольство процессом.
  7. Работа над усовершенствованием форм и методов обучения привела к тому, что большинство стран остановились на групповой методике с комплексным применением разных типов и приемов обучения теории и практике.

Обучение в командах

Схема реализации этого метода может быть представлена следующим образом: в начале урока учитель дает обзорную лекцию по новому материалу с акцентом на тех моментах, по которым команды будут выполнять индивидуальные задания. Лекция должна быть достаточно емкой по содержанию и одновременно практически-направленной. Рекомендуется использование наглядности, моделирования и учебных экспериментов.
Далее учащиеся работают в командах над конспектами лекции, помогая друг другу понять ее содержание. Учащиеся могут задавать друг другу вопросы, проясняя непонятные для себя моменты. Вопросы учителю разрешается задавать только тогда, когда никто из членов команды не может ответить на них. После проработки конспекта лекции учащиеся выполняют индивидуальные работы. На данном этапе помощь друг другу исключается, каждый член команды работает самостоятельно. Главная особенность данного метода заключается в системе оценки индивидуальных работ. Оценка осуществляется по прогрессивно-сравнительному признаку: учащийся может пополнить копилку команды только в том случае, если его оценка за данную работу выше средней его оценки за предыдущие работы. Команда, набравшая по итогам изучения темы наибольшее количество баллов, считается победившей: она заслуживает поощрения и внесения на специальную доску победителей.

Тема 4. ФОРМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ.

Эффективное образование возможно только на основе применения разнообразных форм и методов организации педагогического процесса. Метод обучения выступает в роли способа организации процесса освоения обучающимися новых знаний, формирования умений и навыков, развития их психических (психологических) функций и личных качеств. Понятие «метод» характеризует содержательную, или внутреннюю, сторону учебного процесса. Методы обучения – это способы совместной деятельности обучающих и обучаемых, направленные на достижение ими образовательных целей.

Понятие формы организации обучения отражает характер взаимосвязи участников педагогического процесса. Форма обучения связана с внутренней, содержательной стороной процесса обучения: одна и та же форма может применяться в различных методах обучения и наоборот. В дидактике выделяют следующие организационные формы обучения:

› способы обучения;

› формы организации всей системы обучения;

› формы (виды) учебной деятельности обучаемых;

› формы организации текущей работы обучаемых групп.

Форма как внешняя сторона организации учебного процесса зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников учебного процесса и других его элементов. Формы обучения подразделяются по количеству обучающихся времени и месту обучения.

В дидактике принято выделять формы обучения индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные. Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие преподавателя с одним учеником В групповых формах работа осуществляется в группах, формируемых на различной основе Фронтальная форма обучения предполагает работу преподавателя одновременно со всеми обучаемыми в едином темпе и с общими задачами. Коллективная форма рассматривается как работа целостного коллектива, обладающего своими особенностями взаимодействия. Парная форма обучения предполагает основное взаимодействие между двумя обучаемыми. Остальные формы обучения связаны с местом осуществления занятий.

По дидактическим целям формы организации обучения подразделяются на теоретические, практические, трудовые, комбинированные (В. А. Онищук). Выделяют также три группы организации обучения: индивидуальные, коллективно-групповые и индивидуально-коллективные занятия (А. В. Хуторский). Индивидуальные занятия включают репетиторство, гувернерство, семейное обучение, самообучение. К коллективно-групповым занятиям относят урок, лекции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры. Индивидуально-коллективные занятия – это проекты, научные, творческие недели, погружения.

Суть метода обучения

Методы обучения определяют связь между способами изложения учебного материала педагогом и особенностями учебной деятельности обучающихся. Иными словами, методы обучения выражают специфику совместной работы учителя и учащихся, которые нацелены на решение конкретных дидактических задач.

Существуют разные формы реализации этих методов: в определенных, конкретных приемах, действиях, организационных формах и т.д. Одни и те же виды обучающей деятельности могут относиться к совершенно разным дидактическим типам.

Для вас подарок! В свободном доступе до
02.06

Скачайте ТОП-10
нейросетей, которые помогут облегчить вашу работу

Чтобы получить подарок, заполните информацию в открывшемся окне

Перейти

Скачать
файл

Выделяют несколько средств обучения, с помощью которых реализуются методы обучения. К ним относятся, например, учебная, трудовая, игровая деятельность, предметы, речь, произведения духовной и материальной культуры и т.д.

У каждого метода есть своя логическая структура, которая зависит от специфики учебного материала.

На сегодняшний день нет какой-то стандартизированной классификации методов обучения, которая признавалась бы всеми специалистами. Одна из самых старых классификаций выделяет методы работы преподавателя (беседа, объяснение, рассказ) и методы работы учеников (упражнения, самостоятельная работа).

По источнику получения знаний основные методы обучения в школе делятся на:

  • Словесные. В качестве источника знаний выступает печатное или устное слово. Выделяют несколько подвидов: объяснение, рассказ, лекция, беседа, дискуссия, работа с книгой.
  • Наглядные. В этом случае источники знаний представляют собой наблюдаемые явления, предметы, наглядные пособия.
  • Практические. В данном методе основным источником знаний является практика. Выполняя различные лабораторные и практические работы, ученики осваивают материалы, получают необходимые навыки и умения.

Начиная со второй половины 20-го столетия стали набирать популярность методы дидактических игр. Речь идёт об активной учебной деятельности, в которой участвует несколько человек, моделирующих изучаемые явления, системы, процессы. Каждый из обучающихся пытается решить поставленную перед командой задачу и победить в игре.

Метод учебного турнира

Основная характеристика этого метода заключается в том, что после изучения нового материала в турнирном поединке встречаются учащиеся из разных команд с одинаковым уровнем учебных достижений. Как правило, такого рода турниры проводятся раз в неделю после изучения крупной учебной темы. Порядок проведения таков. Учащиеся из разных команд распределяются по уровню учебных достижений: сильные – первая подгруппа, средние – вторая подгруппа, слабые – третья подгруппа. Каждая подгруппа получает около тридцати пронумерованных карточек с вопросами, расположенных на столе в произвольном порядке в перевернутом виде. Каждый учащийся подгруппы поочередно выбирает карточку и отвечает на вопрос, записанный на ней. Отвечать можно как устно, так и письменно. Остальные члены подгруппы оценивают ответ, к примеру – по альтернативной шкале: правильно (1 балл) и неправильно (0 баллов). В случае спорной ситуации учащиеся прибегают к помощи учителя. В среднем на каждого учащегося приходится по три карточки. Таким образом, учителю необходимо подготовить к турниру около 90 карточек-вопросов трех уровней сложности. После турнира в подгруппах учащиеся возвращаются в свои команды и суммируют полученные баллы. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, признается победительницей.

Основные задачи форм обучения

В зависимости от формы обучения устанавливаются задачи, которые ставятся перед учителем и учеником. Каждая из используемых форм имеет свое определение и направленное действие, однако есть и задачи, которые могут быть применимы ко всем обучающим формам без исключения.  

Обучающая. В ее основе лежит принцип передачи и получения знаний. В этом заключается главная суть любого ученого процесса. Теоретические знания, практическое применение должно быть донесено до ученика и усвоено им.

Воспитательная. Помимо получения знаний в процессе обучения вложены воспитательные моменты. Ученик учится себя вести в коллективе, наедине с учителем, ощущает себя частью социума. В процессе обучения происходит выявление интересов ученика и его наклонностей, формирование личности.

Развивающая. Задача направлена на развитие умений, навыков, применения полученных знаний на практике и в реальной жизни. Ученик развивает собственные способности, учится формулировать мысли, задавать вопросы и искать на них ответы.

Психологическая. Помогает развивать характер, выявлять темперамент и действовать в соответствии с ним

Ученик учится усердию, вырабатывает стремление доводить начатое до конца, взаимодействовать с учителем и другими учащимися, разрешать конфликты и грамотно выходить из сложных ситуаций.   

Координирующая. Задача направлена на указание и определение порядка действий, важности и необходимости их выполнения. Учитель направляет деятельность ученика в нужное русло, тем самым способствуя достижению лучших результатов обучения.

Стимулирующая. Функция позволяет не утратить интереса к учебе, наоборот, увидеть значимость обучения и ее необходимость

Стимулирование может производиться любыми результативными методами: хорошие оценки, подарки поощрения в виде экскурсий, поездок, участий в конференциях и т.д.

1.4 Аспекты фаз перехода к КСО

Любая фаза переходного периода к КСО является некоторой целостностью. Каждое конкретное промежуточное состояние необходимо рассматривать как систему по следующим аспектам:

1. Предназначение и цели образования.

2. Организация учебного процесса.

3. Содержание образования.

4. Методики освоения содержания образования.

5. Управление системой образования.

Субъекты педагогической деятельности, уровень понимания ими методологических, теоретических и практических вопросов коллективного способа обучения.

Необходимые условия функционирования данной фазы.

Объективные возможности данной фазы.

Объективные ограничения данной фазы, еѐ противоречия.

Реализация той или иной фазы и еѐ результативность зависят от того, насколько учтены и соответствуют друг другу указанные выше аспекты. Любое нарушение гармонии между этими аспектами создаѐт дополнительные трудности, которые задерживают переход на следующую фазу или вынуждают вернуться к предыдущей.

Однако при правильной и успешной организации определенной фазы неизбежен отказ от неѐ. Здесь определяющее значение имеют объективные противоречия, присущие данной фазе, поиск решения которых вынуждает перейти к следующей .

Типичные ошибки в понимании коллективного способа обучения[править | править код]

Однако, вероятно, по причине лексической многозначности термина «коллективный способ обучения» часто приписывают В. К. Дьяченко вместо такого понимания КСО гораздо более узкое:

  • коллективное взаимообучение,
  • разновозрастное взаимообучение,
  • методика А. Г. Ривина,
  • работа учащихся в парах сменного состава,
  • организованный диалог,
  • сочетательный диалог.
  • Также некорректной трактовкой КСО является следующая: «КСО есть комбинация из трёх видов обучения: парного обучения, фронтального обучения и самообучения. Парное обучение обладает ведущей ролью».

Во всех этих случаях путаются три сопряженных, но не тождественных, разноуровневых понятия: коллективный способ обучения, коллективные учебные занятия и коллективная форма организации обучения.

Одна (но не единственная!) причина такого неправомерного отождествления обусловлена следующим. На рубеже 80-90-х годов XX века в разных регионах СССР, а затем и пост-советского пространства наблюдается активное внедрение в учебный процесс коллективной организационной формы обучения (работы в парах сменного состава). Она применялась главным образом в рамках урока, поэтому в его организационной структуре объективно могла использоваться только в качестве вспомогательной формы. Коллективные учебные занятия проводились, но эпизодически, на отдельных предметах. Классов, в которых бы они организовывались по всем предметам, насчитывалось единицы.
Этому периоду — этапу активного практического освоения коллективной организационной формы обучения — характерно стремление противопоставить уроку нечто иное, но такое же целостное. Если на уроке доминирует групповая форма обучения, то на первых коллективных (то есть неурочных) занятиях практически все дидактические задачи пытались решать через коллективную оргформу. Такая гипертрофия работы в парах сменного состава могла привести к широко распространённому штампу: «Коллективный способ обучения — это работа в парах».

Очевидно, что деятельность учащихся в парах требует пристального внимания педагогов. Однако является утопичным совершить коренные изменения в практике образования (обучения) за счёт внедрения парной работы вне контекста изменения всей целостности — институциональной системы обучения.
Возможности использования работы в парах очень сильно зависят, во-первых, от типа учебного занятия, который, в свою очередь, зависит от институциональной системы (устройства образовательного учреждения в целом). Так, в рамках группового обучения парная работа может быть только вспомогательной. Вкрапление парной работы в структуру фронтальных занятий не меняет их сущности. На коллективных занятиях она ведущая форма обучения, но в зависимости от того, в какой институциональной системе обучения коллективные занятия организуются, по-разному реализуются объективные возможности работы в парах, меняется её назначение и, естественно, организация.
Реализация «парного обучения» во многом зависит от того, насколько будут преодолены мыслительные (мыслимые) ограничения её организации и будут получены новые варианты институциональной организации обучения (как изменится школа в целом).

Слайды и текст этой презентации

Слайд 2«Как можно больше спрашивать, спрошенное – усваивать, тому, что усвоил,

обучать других – эти три правила дают возможность ученику побеждать

учителя. Обучать – это значит всё усвоенное, в свою очередь, пересказывать товарищамили всякому желающемуслушать». Я.А.Коменский

90-е, а также тремя группами американских педагогов Р.Славиным; Р.Джонсоном и Д.Джонсоном; и Э.Аронсоном

Технология КСО имеет различные названия:

Слайд 6 Организационная структура учебного процесса и стадии её

Слайд 7Основная идея технологии КСО — создать условия для активной совместной

учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.Учиться вместе, а не

просто что-то выполнять вместе – вот суть данного подхода.

каждого.

имеет право переходить к изучению нового учебного материала, лишь прочно

усвоив предыдущий;интернационализация процесса обучения: обучение должно происходить на языках, представители которых принимают участие в учебном процессе. При этом происходит взаимное проникновение культур на базе предметного изучения того или иного языка;дифференциации: каждый из обучаемых может работать согласно своим способностям и возможностям;всеобщего сотрудничества и взаимопомощи: любой учащийся, прошедший процесс обучения, должен приобрести навыки сотрудничества с другими; уметь оказывать помощь и уметь получать ее;разновозрастности и разноуровневости: поскольку человек в жизни контактирует с людьми разного возраста и уровня, то это умение должно выработаться в учебном процессе;разнообразия тем (заданий, формул): с одной стороны, чем будет большее разнообразие изучаемых тем, тем богаче общество в целом; с другой стороны, значительно легче усвоить тот или иной учебный материал, когда до этого в нем уже разобрался твой товарищ;педагогизации деятельности каждого участника учебных занятий: фактически любому человеку в своей жизни требуется кого-то учить, и этому необходимо учиться в самом процессе обучения;непрерывности и безотлагательности: знания, вырабатываемые обществом, должны немедленно становиться содержанием учебного процесса.

знаниями решение задач и примеров по учебнику;взаимные диктанты;разучивание стихотворений в сменных парах;выполнение упражнений в парах;работа по вопросникам;изучение языков.Технологическая схема КСО.

учащихся общей цели; разделение труда, функций и обязанностей;работа строится на

сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи;участники работы привлекаются к учёту и контролю над её выполнением;работа каждого приобретает общественную значимость.эта форма познавательной деятельности основывается на равенстве объективных условий для каждого;деятельность каждого ученика становится общественно полезной.

учителя, ученик обращается ко всему классу, а его товарищи должны

повернуться к нему лицом;ученик, отвечавший на вопрос учителя и допустивший ошибку, имеет право сам вызвать ученика для её исправления;исправляя ошибку товарища, надо смотреть на него (при этом используется диалогическая форма общения);для рецензирования и комментирования ответов можно выбирать самому напарника.

текст и чтобы партнёр его понимал;говорить вполголоса, но внятно;слушать внимательно

партнёра, который читает или говорит, помогая ему исправить речь и точно сформулировать мысль; задавать вопросы по существу, обсуждая тему;управлять процессом работы пары и группы.

учащихся с учителями и между собой. Этот способ организации обучения

даёт возможность не только работать каждому в своём темпе, но и почувствовать себя в чём-то сильным, способным, участливым, необходимым другим, так как при этой системе каждый обучает каждого, каждый помогает каждому, школьники лучше узнают друг друга.

Урок — основная форма организации обучения

В современном учебном процессе практикуется проведение различных форм обучения:

  • уроков;
  • факультативов;
  • лекций;
  • семинаров;
  • лабораторных работ;
  • практических работ,
  • олимпиад;
  • круглых столов;
  • кружков.

На протяжении длительного времени основной и самой популярной формой остается урок.

Урок — одна из основных форм обучения, во время которой учитель работает с одним учеником или группой учеников (классом) одного возраста.

Появление уроков в системе образования произошло четыреста лет назад. Урок готовится по определенной теме и включает такие этапы:

  • проверка заданного на дом материала;
  • объяснение и разбор новой темы;
  • закрепление знаний.

Урок как составляющая цельного учебного процесса, имеет логическое завершение и основу для дальнейшего обучения.

Выделяют содержание и способ проведения уроков. Например, при изучении предмета истории уроки по содержанию подразделяются на «историю древних времен», «историю Отечества», «новую историю», «новейшую историю». Способ проведения может быть в виде лекции, экскурсии, круглого стола, дискуссии.

Помимо данных видов различают уроки по цели, уровню обучения и обучаемых, этапам учебных программ, преобладающим компонентам.

Примечание

Чтобы уроки проходили эффективно, следует учитывать, что они должны проводиться по расписанию в классах с постоянным составом учеников одного возраста и уровня развития. Кроме того, желательно использование во время урока современных технических средств, интерактивных элементов и развивающих компонентов.

Введение в структуру урока логических задач и применение индивидуального подхода к ученикам повышает значимость и результативность этой формы обучения.  

Преимущества и недостатки

Такая форма обучения, как урок имеет следующие преимущества:

  • единая организаторская структура,
  • постоянный коллектив участников образовательного процесса,
  • удобство временного промежутка,
  • коллективная работа на результат,
  • возможность создания благоприятной доброжелательной атмосферы на определенное время в определенном коллективе.

Урок является законченным образовательным мероприятием, имеющим тему, цель, задачи и практическую значимость.

Из недостатков следует выделить следующие:

  • отсутствие постоянного индивидуального подхода к ученикам, обучающимся в классе,
  • ориентированность на всех одновременно (не на слабых и не на сильных),
  • уравнивание способностей, возможностей, уровня знаний.
  • отсутствие возможности достоверного регулярного контроля уровня знаний.

Поисковый метод

Специфика данного метода заключается в формировании поисковых групп учащихся для решения какой-либо практически направленной учебной задачи или выполнения прикладного проекта. Реализация данного метода требует постановки заданий высокого уровня проблемности и предоставления малым группам полной самостоятельности в поисковой деятельности. Именно поэтому разрешается формирование групп по произвольному (зачастую неформальному) признаку, цель которых – провести мини-исследование, требующее творческого, изобретательского подхода, провести статистическую обработку результатов исследования, сформулировать новизну полученных результатов, оформить исследование в виде доклада, и, наконец, пройти «процедуру защиты» основных положений и результатов исследования.
Рассмотренные выше методы далеко не исчерпывают всего арсенала группового обучения. Это лишь наиболее популярные из них. Однако в целом они дают представление о процессуальных характеристиках такого обучения. Естественно, что их можно комбинировать и использовать в сочетании с традиционными методами. Более того, групповая  форма обучения – открытая и динамичная дидактическая система, она постоянно обогащается новыми находками учителей-практиков.

Метод кооперативного взаимообучения

Заключается в постоянной взаимопомощи и взаимоподдержке учащихся посредством взаимопроверок самостоятельных работ, совместного выполнения домашних заданий, пересказа друг другу изучаемого материала, взаимоисправления ошибок, совместной подготовки к зачетам и экзаменам и т.д. Данный метод может применяться в работе различных по форме учебных групп: формальных (сформированных по специальным критериям для решения конкретной учебной задачи), неформальных (укомплектованных по принципу симпатии или дружбы или просто по «территориальному принципу» – сидят за одной партой), базовых (сформированных для решения долгосрочных учебных задач на протяжении учебной четверти, полугодия).

Метод командной поддержки индивидуального обучения

Суть этого метода заключается в предоставлении малым группам возможности продвигаться по учебной программе в индивидуальном темпе. Учащиеся работают в малых группах над индивидуальными заданиями, в процессе выполнения которых они могут обращаться друг к другу за советом, помощью и консультацией. Учащиеся также могут проверять работы друг у друга, помогать исправлять допущенные ошибки. Учитель, в свою очередь, наблюдает за работой групп, а также поочередно разъясняет новый учебный материал группам, которые закончили работать над индивидуальными заданиями по предыдущему материалу. Индивидуальные задания проверяются специально назначенными учителем учащимися – «мониторами» из разных групп. Они снабжаются листами-ответами для оперативной проверки индивидуальных работ. В это время учитель имеет возможность индивидуально работать с каждой малой группой. В конце недели подводится итог: сколько тем изучила каждая группа и каков суммарный учебный результат группы по индивидуальным заданиям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: