Признаки нарушений дикции
Когда у взрослого человека имеется нарушение дикции, это сразу заметно по следующим признакам:
- затруднения в произношении одного или нескольких звуков (замена, искажение или отсутствие);
- слишком быстрый темп речи, при котором окружающие не понимают говорящего;
- замедленная речь, которую людям трудно воспринимать;
- нечеткое проговаривание окончаний слов;
- слабый тихий голос или слишком громкий;
- затруднения в использовании интонаций.
При нарушениях дикции речь получается смазанной, нечеткой, невыразительной. Окружающим трудно ее воспринимать. Поэтому иногда им даже приходится переспрашивать, что вызывает у оратора определенный дискомфорт. Взрослые люди с такими особенностями дикции стесняются своей речи, и обращаются за помощью к специалисту или записываются на курсы «Красивой речи».
Голос
Голос – это тот поток воздуха, который вы направляете на голосовые связки, в результате чего появляется звук. Голос характеризует оратора, его звучание. А точнее — звуковой диапазон оратора. И чем он больше, тем лучше.
- приятный
- красивый
- спокойный
- вибрирующий
- доверительный
- низкий
- теплый
- заботливый
- уверенный
- выразительный
- естественный
- наполненный
- богатый
- доброжелательный
- мелодичный
- звучный
А не очень приятный:
- дрожащий
- робкий
- неуверенный
- гнусавый
- напряженный
- слабый
- резкий
- хриплый
- пронзительный
- тихий
- плаксивый
- неслышный
- бесцветный
- монотонный
- скучный
1) Развитие гибкости голосовых связок
Упражнение №1 «Мычание»
Перед выполнением нужно сделать гимнастические упражнения для того, чтобы снять напряжение мышц тела. Встаньте, рассставьте ноги на ширине плечи, руки отпустите. Набирайте воздух, челюсть разведена, на выдохе произнося звук «Ммммм».
Вы можете усложнить данное упражнение, выполняя его в движении и сидя. Можно немного пофантазировать и придумывать свои разновидности, но следить за ощущениями вибраций.
Упражнение №3 «Протяжное гудение»
Положение такое же. На выдохе издавайте последовательность гласных звуков: «ааааааа-оооооооо-уууууууу-ыыыыыыыы-иииииии-ееееееее». Старайтесь растянуть всю последовательность на весь выдох.
Усложните упражнения, делая его в движении.
Техника речи и ораторское искусство: упражнение на развитие гибкости голосовых связок
2) Развитие дыхания
Развивать дыхание стоит для того, чтобы максимально расширить объем воздуха в легких и в теле, а также для равномерного выдыхания воздуха.
Существуют два вида дыхания: грудное и . Диафрагменное дыхание позволяет максимально набирать объем воздуха, который может быть в человеческом организме. Выступающему нужно научиться именно этому виду дыханию. При диафрагменном или брюшном дыхании воздух наполняет низ живота, из-за чего расширяются все ребра, особенно нижние. Следите за тем, чтобы плечи не поднимались.
Упражнение №1 «Задержка дыхания»
Примите положение стоя, ноги расставьте на ширине плеч, руки на пояс, а голова смотрит прямо. Наберите максимальное количество воздуха, задержите дыхание на 4-5 секунд. Далее равномерно выдохните, сжимая губы.
Для того чтобы набрать максимум воздуха нужно: сначала набрать его в живот (моделируя беременную женщину), а после во все тело. Развивайте упражнение, увеличивая время задержки воздуха до 6,7,8 секунд и так далее.
Упражнение №3 «Брюхо».
Это упражнение укрепляет мышцы живота. Вытяните живот, задержите его в таком положении. Далее втяните живот и задержите.
Техника речи: упражнение на укрепление мышц живота
Обследование произношения звука «ш»
Обычно на проблемы с произношением указывают воспитатели детского сада или учителя. Родители же могут многое в речи ребенка списывать на индивидуальные особенности и не замечать назревающих трудностей. Стоит уделить несколько минут в рамках ежедневных упражнений с книгами, чтобы протестировать звукопроизношение у ребенка.
Существует по крайней мере два способа проделать процедуру самостоятельно: наблюдение и упражнение. В первом случае потребуется достаточно продолжительное время, чтобы подметить, как малыш выговаривает звуки. Во втором — нужно 25-30 минут усидчивости и проделывание нескольких несложных упражнений.
1. Слоги.
Начните с двухбуквенных сочетаний:
.
Затем переходите к трехбуквенным с двумя гласными:
.
Следующий блок — сочетания «ш» с согласными:
.
Более сложные:
и .
Четко произносите все звуки, намеренно выраженно артикулируйте, чтобы за вами было легко повторять. По мере выполнения упражнения подмечайте, какие из сочетаний даются ребенку наиболее сложно. Аналогичным образом работают и со звуками «щ», «ж», «ч».
2. Слова.
Чтобы немного разнообразить урок новым видом деятельности, подготовьте заранее карточки с известными предметами, в названии которых есть трудный звук:
- Рядом с гласными: мышь, камыш, душ, ландыш, шапка, шуба, машина, калоши, шалаш, карандаш, шинель, шея.
- Рядом с согласными: кошка, шлепки, шляпа, шкаф, шпилька, шмель.
- Встречается дважды: шишка, шашки, шушукаться, шуршать.
- С другим сложным звуком: шар, шарф, шкура.
3. Предложения.
Автоматизация звука «ш» в предложениях требует готовности речевого аппарата. Поэтому тест с предложениями покажет, насколько ребенок овладел искусством ш-артикуляции:
- Мышь за печкой шуршит.
- Папа Маше шапкой машет.
- Я рубашку сшила мишке, я сошью ему штанишки.
- Всем известная скороговорка про Сашу на шоссе и др.
При любых затруднениях на этом этапе не стремитесь закончить блок. Лучше вернитесь к словосочетаниям из предыдущего блока: кошка в шапке, вышел из душа, шарфик для Даши и т.д. и завершите тест на позитивной эмоциональной ноте.
Этап 3. Работа над постановкой шипящих
Важно! Для постановки шипящего звука у дошкольника взрослому следует самому внимательно исследовать с помощью зеркала положение губ и языка при правильной артикуляции, только потом обучать ребенка. Следующий этап, предполагающий постановку шипящих, требует установленного порядка: сначала звук закрепляется в слогах, словах, в последнюю очередь в предложениях
Для этого можно использовать разные способы:
Следующий этап, предполагающий постановку шипящих, требует установленного порядка: сначала звук закрепляется в слогах, словах, в последнюю очередь в предложениях. Для этого можно использовать разные способы:
- Повторение чистоговорок, скороговорок, пословиц, разучивание небольших стихотворений, в которых присутствуют шипящие звуки. Для закрепления свободного использования звука в речи родители могут побуждать детей рассказывать сказки, придумывать небольшие тексты по картинкам, из личного опыта детей.
- Если работа по звукопроизношению начинается с шипящего «ш», то постановка звука «ш» предполагает активное вовлечение дошколят в игры на формирование фонематического восприятия, например, «Бабочка». Дети хлопают в ладошки («ловят бабочку»), когда слышат нужный звук в словах (игрушка, малыш, шина, картошка).
- В целях постановки звука «ж» можно предложить дошколенку хлопать при словах со звуком «ш», поднимать руки вверх при словах со звуком «ж» (камыш, жук, мышонок, жужжит).
- Научить говорить звук «щ» можно легко, если уже хорошо поставлен звук «ш». Родители могут использовать постановку «щ» по подражанию, аналогично играм со звуком «ш» (щенок, щавель, ищем). Хорошо помогает игра «Преувеличение»: взрослый бросает мяч с определенным словом, дошкольник «возвращает» слово в преувеличенной форме (глаза-глазищи, кот-котище, усы-усищи, зубы-зубищи).
- Со старшими дошкольниками родители могут поиграть в игру «Угадай, где звук?», для которой нужно подобрать слова с шипящим в разной позиции. Для поддержания интереса подбираются разного цвета карточки, обозначающие начало слова, середину, конец. Тогда дошколятам необходимо сосредоточиться и не перепутать цвета.
- Словотворчество широко используется для постановки звукопроизношения. Игра «Доскажи фразу» очень нравится детям, при этом идет и постановка звуков, и общее развитие речи. Взрослый придумывает слог, ребенок добавляет предложение в рифму:
Жа-жа-жа,
Мы поймали ужа.
Ша-ша-ша,
Мама кормит малыша.
Ча-ча-ча,
Вот наша дача.
Ща-ща-ща,
Березовая роща.
Аналогично придумываются фразы с другими слогами.
Постановка звуков родного языка необходима не только для развития правильной речи, но и для формирования личности дошколят. Если у детей будет хорошее звукопроизношение, значит, они без особых трудностей смогут овладевать программой детского сада, школьным материалом.
Видео c артикуляционной гимнастикой для четкого произношения шипящих звуков (ш, ж, щ, ч):
Виды и причины нарушений дикции
Они выделены в отдельный блок классификации речевых расстройств:
- Нарушения голосообразования: афония (человек говорит только шепотом), дисфония (нарушения голосообразования и управление его высотой).
- Нарушения темпо-ритмической стороны (тахилалия − слишком быстрый темп речи, брадилалия − замедленная речь).
- Заикание − у человека сформированы средства для оформления высказывания, но из-за судорог в речевом аппарате возникают запинки в речи.
Кроме того, нечеткая смазанная речь может быть признаком более сложных речевых расстройств:
- дизартрии;
- афазии.
Если у взрослого человека только проблемы с дикцией, логопед будет подбирать упражнения для ее коррекции. Но если это входит в симптоматику более сложных речевых расстройств, педагог составляет коррекционную работу по преодолению этого речевого дефекта, а не только делает упор на исправление дикции.
Этиология нечеткой речи различна. Она может быть обусловлена как биологическими факторами, так и социальными и психологическими причинами.
Биологические:
- анатомические особенности речевого аппарата;
- нарушения в артикуляционной моторике;
- травмы головы;
- органическое поражение центральной нервной системы;
- недоразвитие речевых центров коры головного мозга.
Социальные:
- в окружении человека есть люди с неправильной дикцией;
- неправильная речевая среда.
К психологическим стоит отнести неуверенность человека в себе, боязнь публичных выступлений. Бывает так, что при общении с близкими людьми не возникает затруднений, а при выступлении на широкую публику у оратора возникает волнение, из-за которого и появляется нарушение дикции. Или запинки в речи могут возникать у замкнутых некоммуникабельных людей. Поэтому логопед обязательно проводит диагностику, чтобы определить точную причину расстройства и подобрать подходящие коррекционные упражнения.
Когда не обойтись без логопеда
Если ребенку никак не удается чисто говорить, его речь бессвязна или слишком неразборчива, стоит обратиться за консультацией к педагогу-психологу, а затем и к логопеду. Выяснить следует два фактора:
- уровень сформированности и готовности речевого аппарата;
- уровень психического развития в соответствии с возрастом.
Отклонения хотя бы в одном факторе нужно рассматривать как повод для занятий со специалистом. Хотя бы некоторое время посещайте их и запрашивайте родительские консультации о том, как работать дома. Какие использовать упражнения, как нормализовать становление речи, общение и развитие в целом.
Если есть недоразвитие или дефект артикуляционного аппарата, дисфункции каких-то его частей, обязательно понадобится логопед. Очень эффективен логопедический массаж в сочетании с артикуляционными упражнениями. На дом логопед дает элементы такого массажа в зависимости от проблемы.
Логопедические зонды применимы только в кабинете специалиста.
Иногда нужно посетить невролога (при нарушениях НС, изменениях в ГМ, расстройствах аутичного спектра и ДЦП, нарушениях восприятия и воспроизведения информации). Метод, который может быть рекомендован неврологом, — фармакологическая помощь. В ряде случаев применение препаратов действительно дает толчок к развитию необходимых мозговых структур и соответственно речевой функции.
Особое место в формировании звукопроизношения отводится работе с глухими детками. Их обучение строится по особой методике, родителей ей специально обучают в рамках реабилитационных курсов.
К счастью, проблемы серьезного уровня возникают нечасто, и с большинством случаев неправильного шипения можно справиться в домашних условиях, приобретя готовый набор дидактических картинок или просмотрев видеоуроки.
В работе над шипящими от ребенка требуется усидчивость и внимательность. Это сложные звуки. Еще труднее приходится родителям: они должны сохранять самообладание, дружелюбный настрой и выдержку наравне с настойчивостью и методичностью. Но главный элемент в этой работе — ваша любовь и желание помочь.
Исправлять произношение каждого звука, конечно, правильнее изолированно, в отдельном упражнении. Но лучший способ закрепить любой навык — перенести его в реальную жизнь и соединить с другими. Именно поэтому все начинается с отдельных звуков, потом они складываются в слоги, слова, словосочетания и предложения. Таким образом ребенок понимает, что все взаимосвязано, и все, чему учат взрослые, действительно необходимо.
Не отдавайте ребенка в класс или группу, где изучают иностранные языки, пока он не освоит звуки языка родного. Ни в коем случае не формируйте отрицательное отношение к речевым недостаткам. Это не только снизит мотивацию к занятиям, но и может сделать школьника закрытым, сказаться на его самооценке.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Что подразумевается под умением красиво говорить?
Красивая речь состоит из грамотно построенных, внятных, убедительных и легко воспринимаемых на слух фраз. Лучше всего данным навыком владеют радиоведущие, для которых голос является единственным каналом передачи информации слушателю. Они работают над улучшением своей речи по трём основным направлениям:
- Тренировка дикции.
- Совершенствование техники речи.
- Расширение словарного запаса.
Умение красиво говорить необходимо также лекторам и телеведущим, поскольку красиво говорящего человека всегда приятнее слушать
При этом они имеют возможность дополнительно влиять на внимание слушателей через жесты и мимику, но эти инструменты становятся по-настоящему эффективными только при хорошо поставленной речи
Упражнения для дикции и голоса
Дикция
При публичном выступлении или при обычном разговоре мы используем мышцы языка и глотки. Логично, что для того чтобы красиво говорить нужно «прокачать» эти мышцы. Но, в отличии бицепса и грудных мышц, нам не понадобятся спортивные снаряды.
1.Прокачать мышцы участвующие в воспроизведении звуков можно регулярно произнося «А-Э-О»
При этом, важно стараться открывать рот не очень сильно. Эффекта можно достичь, если произносить звуки как можно глубже в полости рта
2.Очень хорошего эффекта можно достичь в дикции и тренируя губы. Для этого нужно произнести:
- «ГЛ», «ВЛ», «ВН» — для верхней губы
- «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ» — для нижней губы
3.Также можно придать языку форму лопаты и произнести «И» и «Э» несколько раз. Теперь придадим языку форму крючка и одновременно произнесем «О» и «У».
4.Продолжаем «прокачивать» мышцы языка. Закрываем рот и с помощью внутренних движений неба, щек и губ тянем звук «М».
Выполняя эти упражнения для дикции можно ощутить результат уже через несколько регулярных занятий.
Видео
Артикуляционную гимнастику для звука и шипящих звуков в детском саду проводите в игровой форме, используйте демонстрационные картинки для знакомства с упражнениями. В качестве домашних заданий можно задавать читать и учить наизусть скороговорки с шипящими звуками:
- Испугались мишку еж, ежиха и зайчишка.
- Где живут ужи, не живут ежи.
- Хорош б в дорожку пироги с картошкой.
- У четырех чертят четыре карандашика в сумочках лежат.
- Шесть стрижат в камышах шумят.
Артикуляционная гимнастика на звук быстро и эффективно помогает малышам правильно произносить слова с шипящими. Главное проводить уроки регулярно, настроить дошкольника на полноценную работу с речевыми мышцами и не расстраиваться из-за неудач.
Упражнения
В первую очередь, нужно делать артикуляционную гимнастику для звука . После его постановки звук получится автоматически с добавлением голоса.
Каждое задание выполняется после показанного примера родителем или педагогом, желательно перед зеркалом. Комплекс длится около 5 минут, на одно упражнение тратьте не меньше 10 секунд. Если речевой дефект в тяжелой степени, повторяйте все задания по 3-4 раза в день, при слабо выраженном сигматизме одного урока в сутки будет достаточно.
Бублик
Цель: тренировка мышц губ.
Техника: зубки плотно сомкнуть, губы округлить и вытянуть вперед, чтобы резцы были видны. Фиксируем положение на 5 секунд. На первых занятиях можно предлагать детям удерживать пластмассовый бублик между зубами или карандаш.
Используйте веселое стихотворение вместо счета:
Бублик зубками схватили,
Губки плавно округлили.
Закрывать их нам нельзя,
Бублик выпадет тогда.
Месим тесто
Цель: массаж языка, тренировка умения просовывать тонкий язычок в межзубную щель.
Техника: губки раздвинуты в широкой улыбке, между зубами небольшая щель. Язык нужно расслабить и распластать. Протолкнуть кончик через межзубную щель наружу. Зубы активно покусывают его, мешая проходить. Постепенно продвигаясь вперед, язык становится тонким и широким. Двигайте органом до предела, затем верните обратно в рот, продолжая покусывать.
Блинчики
Цель: расслабить мышцы язычка, научить ребенка удерживать небольшую щель между верхним и нижним зубным рядом.
Техника: язык распластать и положить на нижнюю губу в расслабленном состоянии. Он не должен дрожать. Губки растянуть в улыбке так, чтобы зубы были видны. Считаем до 10.
Вкусное варенье
Цель: тренировка широких и ритмичных движений языка.
Техника: рот приоткрывается, широкий язык облизывает верхнюю губу, двигаясь сверху вниз. Челюсти остаются без движения. Облизывать из стороны в сторону неэффективно для ослабленных мышц.
Чашечка
Используется после полного освоения заданий «Блинчики», «Вкусное варенье».
Цель: обучение мышц язычка принимать форму чашки.
Техника: расслабить язык внутри ротовой полости, приподнять над нижним небом, свернуть боковые части внутрь тела языка. Можно представить, что на язык налили воду и нужно ее удержать. Считаем до 10.
Стих для упражнения «Чашечка»:
Чашки чистые возьмем,
Чаю мы себе нальем,
Сладкий чай мы будем пить
А потом посуду мыть.
Качели
Цель: тренировка навыка быстрой смены положения языка.
Техника: рот приоткрывается нешироко, губы улыбаются, зубы видны. Язык укладывается на нижнее небо в расслабленном состоянии, кончик упирается в зубы. Считаем до 5. Поднимаем широкий язычок наверх, цепляем кончик за внутреннюю стенку верхних зубов. Считаем до 5. Смена положения продолжается 4-5 раз
Важно удерживать челюсть и губы без движения
Грибок
Цель: тренировка подъязычной связки.
Техника: рот широко открывается, язык стремится наверх, присасывается к верхнему небу. Кончик фиксируется у передних зубов.
Фокус
Цель: обучить подавать воздушную струю по средней части языка.
Техника: губы улыбаются, слегка вытянуты вперед. Открываем рот, вытягиваем шею. Кладем на нижнюю губу передний края язычка. Тело языка создает желобок, боковые края прижаты к центру. На нос положить ватку. Ребенок дует, направляя воздух наверх по желобку. Если задание выполнено верно, ватка улетит в сторону. На выдохе можно пытаться шипеть как змея.
Парус
Цель: формирование навыка удерживать язычок внутри ротика.
Техника: губки улыбаются, ротик немного приоткрыт. Язык заводится за верхний зубной ряд, удерживается в напряженном состоянии 5-10 секунд.
На заметку! Вместо счета читайте с дошкольниками стих:
Ветер дует в паруса,
Нашу лодку мчит, куда?
1, 2, 3, 4, 5.
Кто тут сможет угадать?
Развитие голоса и дикции у взрослых
Дикция в актёрском мастерстве
Что такое дикция речи?
«Домашняя» логопедия звук [ш]
Чтобы учить малыша правильно произносить в домашних условиях нужно изучить несколько основных способов постановки:
- механический;
- от схожего по звучанию звука.
Механическая постановка
При данном способе малышу не нужно самостоятельно искать правильное положение звука — за него это делает взрослый, при помощи специальных логопедических инструментов (шпатель, зонд). Если необходимо залезть в рот дошкольнику рукой — она должна быть чистой.
Процесс механической постановки
Постановка через звук
Как научиться говорить букву Ш через звук ? Казалось бы, неправильное произношение — самый сложный и наиболее часто встречающийся дефект в речи. Однако многие дети умеют правильно проговаривать , но совершенно не понимают, как нужно располагать язык в полости рта, чтобы правильно свистеть и шипеть. По этой причине постановка звука должна происходить через твердый , а не смежные свистящие.
Дошкольник должен сидеть перед зеркалом, и произносить , постепенно ослабляя напор воздуха. Звук должен произноситься до тех пор, пока полностью не исчезнет вибрация. После этого станет слышно легкое шипение и зазвучит без вспомогательного .
Логопедические упражнения по произношению звука
Чтобы закрепить поставленный в речи малыша, необходимо как можно больше разговаривать отдельным звуком — шипеть в процессе игры. Для этого дошкольнику предлагаются различные упражнения:
- провести змейку по дорожке, и при этом шипеть;
- «досказать» словечко, например— малы ..(ш), каранда ..(ш) и т. д.
НОД по речевому развитию в подготовительной группе по ФГОС
Язык. Нёбо. Губы.
Я намеренно не упоминаю здесь голосовые связки, потому что они формируют сам голос. А гласные и согласные звуки создаются уже выше связок, благодаря работе мягкого нёба, языка и губ. Поэтому сегодня мы займемся тренировкой именно этих органов.Начнем с нёба и языка. Чтобы они работали еще активнее, мы смыкаем губы. Да, мы просто отключаем губы из процесса артикуляции.
Чревовещатель
Сомкните губы. И начните активно произносить текст. Любой. Например: «У Лукоморья дуб зеленый. Златая цепь на дубе том. И днем, и ночью, кот ученый, все ходит по цепи кругом». Зубы при этом разомкнуты. Челюсть, язык и нёбо – активно работают. Вероятно, поначалу вы услышите только мычание. Это нормально. Продолжайте произносить текст. Через пару дней, вы почувствуете, что даже несмотря на сомкнутые губы, ваша речь становится более четкой.
Выполняйте это упражнение по 1 минуте в день. Читайте вслух с сомкнутыми губами любые стихи или прозу.
Демосфен
Помните историю оратора Демосфена? Он набирал камни в рот и произносил речи с камнями во рту для тренировки. Сейчас многие актеры и певцы тренируют дикцию при помощи пробки из-под вина. Алкоголь, кстати, негативно влияет на дикцию. А вот пробка из-под вина – позитивно.
Поэтому следующее упражнение. Губы – разомните. Зажмите пробку из-под вина между зубов. И активно произносите текст в течение минуты. Можно продолжить читать Пушкина.
Если сейчас нет под рукой чистой пробки – купите при случае бутылку вина. Пить вино не обязательно, но произносить тексты с пробкой во рту – желательно, если вы хотите блестящую дикцию.
Кривляние
Итак, мы поработали с нёбом и языком. Теперь подключим губы. Вообще губы должны быть расслабленными, но не вялыми! И не зажатыми, конечно!
Поэтому следующее упражнение – КРИВЛЯНИЕ.
Активно подвигайте губами и языком в разные стороны. И произносите при этом любые гласные звуки. Попробуйте прямо сейчас. Достаточно покривляться таким образом 8-10 секунд, чтобы привести в порядок губы и убрать лишнее напряжение с лица и челюсти.
Гласные
Продолжаем работать с губами. Будем произносить гласные «и», «о», «у», максимально вытягивая губы. И плавно понижая при этом тон голоса, на одном дыхании. «И» — высоко, «О» — ниже, «У» — уходит в самые нижние ноты вашего диапазона. Это упражнение выполняем 8 раз.
Согласные
Хорошие упражнения? Нравятся вам? Простые и эффективные. Но где же скороговорки, спросите вы? Говорят ведь, что для тренировки дикции нужно произносить скороговорки.
Я вам так скажу. Сам я никогда не тренировал дикцию скороговорками. Делал только упражнения выше. Но когда меня просят озвучить скороговорку, я могу сделать это сходу без особых проблем. Дело в том, что когда основные артикуляционные мышцы в тонусе, вы можете четко произнести любые сочетания звуков. А скороговорки используются уже для точечной коррекции каких-то конкретных проблем. Допустим, если не получается сочетание «ждр» или «птк».
Сейчас я покажу еще два упражнения. На сложные сочетания согласных и дам скороговорку о любви!
Начнем с сочетаний согласных. Возьмем для примера сочетание «стр». Вы можете взять любое другое, которое вам актуальнее. Добавим к этому сочетанию последовательность гласных «у-о-а-э-и-ы».
И произнесем таким образом: «СТРУ-СТРО-СТРА-СТРЭ-СТРИ-СТРЫ».
Вначале медленно, четко, а потом, увеличивая темп и акцентируя по очереди каждый слог.
Сложные сочетания согласных вы можете найти в интернете или придумать сами. Просто приставляйте к ним гласную и произносите четко.
Скороговорка о любви
Ну а теперь о любви! Скороговорка о любви. Скороговорки, аналогично сложным сочетаниям согласных, вы можете найти в интернете, в зависимости от того, какие звуки у вас вызывают большую сложность. Я предлагаю вам начать с такой.На мели мы лениво налима ловили.И меняли налима вы мне на линя.О любви не меня ли вы мило молили?И в туманы лимана манили меня.
По каждой скороговорке общие рекомендации такие.
Поймите смысл. О чем идет речь
Это очень важно.
Произнесите медленно, спокойно.
Плавно увеличивайте темп и доводите до максимально быстрого.
Упражнения постановки Ш от звуков Т, С, Р и гласных
Такие способы, как поставить звук Ш, распространены в логопедической практике, дают быстрый положительный результат. Осуществляются следующим образом:
- От звука С. Этот вариант постановки применяется, когда у пациента отсутствуют дефекты функциональности речевого аппарата. Ребенок поднимает язык к небу, расслабленно проговаривает С. Затем выпускает воздух, продолжая произносить. Выходит шипящий звук. Воздушная струя должна идти без напряжения лицевых мышц, искажения мимики. Такое упражнение помогает ребенку понять, чем свистящие звуки отличаются от шипящих. Нередко у детей проблема со звуком Ш возникает из-за смешения верхнего свистящего с нижним шипящим.
- От звука Т. Такой способ коррекции применяется, когда у ребенка диагностирован межзубный сигматизм. На первом этапе пациент учится дотрагиваться кончиком языка до верхних зубов, чуть выдвигая его. Так отрабатывается звук Т. Далее мягкая форма Т несколько раз проговаривается в медленном темпе. При произношении выдыхаемый воздушный поток удлиняется, кончик языка не нужно дотягивать до зубов. В результате формируется Ш.
- От звука Р. Такой прием практикуется, когда у ребенка нет проблем с произношением Р. Упражнение проводится перед зеркалом методом подражания: пациент следит за движениями логопеда, повторяет их. Звук Р проговаривается шепотом, воздушная струя постепенно ослабевает, прекращает вибрировать. Появляется оттенок шипения. Достаточно несколько занятий, чтобы пациент начал шипеть без предварительного проговаривания Р.
- От гласных А, Э, Ы. Если постановка от вышеперечисленных согласных вызывает затруднения, то можно использовать гласные. В данном случае занятия дома не проводятся, так как требуют точной и грамотной работы логопедическим зондом. Пациент проговаривает гласные, а логопед в это время посредством зонда поднимает его язык к небу.
Скороговорки для развития дикции
Скороговорки
Самым популярным способом улучшения своей дикции являются скороговорки. Их можно использовать и в качестве разминки перед публичным выступлением. Вообще, заведите себе привычку ежедневно проговаривать несколько скороговорок. Такая тренировка поможет вам преодолеть проблемы в произношении некоторых звуков и сделает речь более убедительной и красивой.
Для такой тренировки не нужно выделять время. Вы можете повторять скороговорки во время сбора на работу. Специалисты считают, что три недели использования скороговорок сделают речь плавной, а дикцию четкой.
Вот, наиболее популярные скороговорки, которые помогут улучшить дикцию:
Артикуляционные упражнения для постановки шипящих
Улыбка-Трубочка
Надо ровно соединить верхние и нижние зубы, улыбнуться, показать зубы. В таком положении удерживать губы 3-5 секунд. Затем вытянуть губы вперед в виде трубочки и удерживать также 3-5 секунд. Чередовать позиции надо 5-7 раз, следить затем, чтобы зубы не размыкались и оставались в правильном положении.
Футбол
Берём ватный шарик, кладем его перед ребёнком. Губы вытягиваем в трубочку, продолжительно дуем на шарик, пытаясь задуть его в “ворота”
Важно, чтобы при проработке упражнения щёки не раздувались, а струя воздуха не прерывалась
Чистим зубки
Рот открыт, зубы обнажены. Язык двигается из стороны в сторону, кончик языка упирается во внутреннюю сторону верхних зубов и как бы чистит их. При правильном исполнении упражнения, губы улыбаются, кончик языка не вылазит, не заворачивается, нижняя челюсть неподвижна.
Ириска
Рот открыт, язык лежит на нижней губе. Кусочек ириски кладут на язык, а затем пытаются приклеить её к нёбу за верхними зубами.Упражнение выполняют медленно, нижние зубы неподвижны.
Грибок
Улыбаемся, приоткрываем рот, язык всей плоскостью прикладываем к верхнему небу, получается гриб. Шире открываем рот
Важно, чтобы боковые части языка плотно прилегали к небу. При каждом последующем повторении рот открывается все шире
Вкусное варенье
Рот приоткрыт, нижняя челюсть неподвижна, боковые края языка касаются уголков губ. Его широкая часть облизывает верхнюю губу, движение сверху вниз, а не вправо-влево.
Чашечка
Рот приоткрыт, губы улыбаются, широкий край языка лежит на нижней губе. Приподнять все края языка, образуется чашечка. В таком положении удерживать язык 5-10 секунд. Язык должен быть широким, все края одинаково приподняты.
Лошадка
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке, кончик языка цокает, издавая характерный для лошади звук, когда она бьёт копытцем. Упражнение не требует спешки, нижние зубы неподвижны, кончик языка не заворачивается.
Про это упражнение мы писали в статье “Артикуляционная гимнастика для звука Р“.
Упражнения для улучшения дикции и четкости речи
Как заниматься с ребенком самостоятельно
Если вы решили самостоятельно заниматься с ребёнком, приобретите несколько инструментов: настольное зеркало, шпатели или чайная ложка, ватные шарики, ручка, карандаш, тетрадка и картинки. Обучение – это игра, а инструменты помогут контролировать правильную постановку язычка и красивое чистое произношение.
На этапе подготовки, языку надо придать правильное положение. В этом помогут специальные артикуляционные упражнения. Их надо выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок видел, как речевой аппарат.
После того, как ребёнок без особых усилий научится выполнять гимнастику, можно переходить к этапу правильной поставновки звуков . Игра тут лучший помощник. Для начала можно проверить правильность и внимательность восприятия Ж и Ш. Произносите слова с и без данных звуков, а ребёнка попросите хлопать в ладоши, когда он слышит нужный звук.
Вспомните с ребёнком, где можно слышать данные шипящие: жук жужжит, листья шелестят, мышка шуршит, злая кошка шипит, лес шумит. Предложите ребёнку изобразить своей рукой змею, которая извивается и произносит ШШШ. Следите за тем, чтобы язычок принимал правильное положение, показывайте ребёнку собственный пример.
Автоматизация звуков происходит сначала на произвольном материале. Затем учат правильно произносить слоги ША, ШО, ШУ, ШИ, ШЕ и ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ, ЖЕ. Вспомните уменьшительно-ласкательные формы слов, в которых появляются шипящие: НастюШа, ИлюШа, солныШко, зёрныШко, медвеЖонок, еЖонок, морЖонок, уЖонок. Закрепите звуки Ж и Ш при помощи чистоговорок, потешек, стишков.
Занятия с ребёнком нужно проводить регулярно, несколько раз в неделю, чтобы не забыть выученное.
Упражнения для дикции и артикуляции
Что делать, если ребенок не выговаривает «ж»?
При произнесении звонкого «ж» участвуют голосовые связки. Выдыхаемая струя и напряжение языка при звуке слабые. Кончик языка под действием струи воздуха немного дрожит, вибрирует. Если язык ребенка недостаточно подвижен, вял, то необходимы специально подобранные подготовительные упражнения.
Звук «ж» сложен по своей артикуляции, поэтому малыши осваивают его сравнительно поздно и нередко даже к концу дошкольного возраста выговаривают неправильно или неясно. Существует несколько вариантов неправильного произношения этого звука: или его вовсе упускают, или произносят нечетко, или заменяют другим (чаще всего «з»).
Нарушение звука «ж» в большинстве случаев исправимо, и часто этот недостаток устраняется сравнительно легко. Но непременным условием является регулярность, систематичность упражнений и желание самого ребенка исправить речь и начать выговаривать «ж» правильно.
Прежде чем приступать к занятиям, надо проверить, достаточно ли развит у малыша фонематический слух, то есть умеет ли он отличать шипящие от других, сходных звуков. Для проверки и тренировки фонематического слуха полезно предложить ребенку придумать слова со звуками, о которых идет речь. Отобрать картинки, в названиях которых есть эти звуки, разобрать с ребёнком смысл слов, отличающихся одним звуком.
Разминка для языка и губ
Чтобы лучше получалось выговаривать звук, можно использовать разминку для языка, которая состоит из следующих упражнений:
- Сначала округляем губы, зубы не смыкаются, края языка прижимаются к зубам, а сам он образует ковш. Выдыхать воздух с добавлением воздуха при произнесении шипящего звука.
- Широко распластать язык, загнуть его кончик и высовывать с приподнятыми боковыми краями.
- Лопатообразно высунутый язык поочередно поднимать к верхним и нижним зубам, к верхней и нижней губе.
- «Гармошка» для укрепления мышц языка в вертикальном положении: открыть рот, улыбнуться, а язык прижать к нёбу, 5 раз открывать и закрывать рот.
- «Пирожок»: рот раскрыть и улыбнуться, скрутить язык, приподняв края, досчитать до 15, а затем повторить.
Основные методы постановки звука «ж»
Постановка звука – это выработка у ребёнка новых связей и затормаживание неправильно сформированных ранее. К методам, которые могут помочь поставить звук «ж», относят:
Первый метод – по подражанию, когда внимание ребенка фокусируется на движениях, положениях артикуляционного аппарата.
Второй метод – механический. Используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля.
Третий метод – смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели – постановки правильного произношения изолированного звука.. При всех этих методах постановки любого звука всегда используются словесные инструкции, кинетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки
При всех этих методах постановки любого звука всегда используются словесные инструкции, кинетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки.
Для тренировки буквы «ж» можно прибегнуть к таким упражнениям:
- Чистоговорка: «ЖА-ЖА-ЖА. Мы видела ежа. ЖА-ЖА-ЖА. Есть иголки у ежа. ЖА-ЖА-ЖА. Я нашел ежа. ЖИ-ЖИ-ЖИ. Живут в лесу ежи.»
- Ребенок должен научиться образовывать множественное число существительных – гараж-гаражи, нож-ножи, уж-ужи и т. д.
- «Жук жужжит» – ребенку нужно представить, как жужжат жуки, и изобразить этот звук. Положение губ должно быть правильным – округлены и немного выдвинуты вперед. Широкая часть языка поднимается к бугоркам за верхние зубы, а изо рта должна выходить теплая воздушная струя.
А как работают с детьми логопеды для постановки звука «ж», Вы можете посмотреть в данном видео: