Логопедические занятия в старшей группе

Конспект логопедического занятия для детей с онр iii уровня (5–6 лет)

Открытый урок для аттестации логопеда

Каждый педагог в своей деятельности сталкивается с тем, что его работу оценивают. Это позволяет подтвердить его уровень профессиональных знаний.

Открытое занятие подразумевает то, что на нем будут присутствовать другие педагоги. Это позволяет специалистам обмениваться опытом. Логопед на таком мероприятии должен продемонстрировать новые технологии.

Урок должен строиться с учетом индивидуальных особенностей малышей

Представители комиссии оценивают организацию занятия, его этапы, дидактическую деятельность педагога, характеристики воспитанников. На открытом занятии у логопеда могут присутствовать и родители — это позволяет им наглядно увидеть детали обучения.

Важно! Логопеду не стоит бояться проверок, так как цель состоит в выявлении сильных и слабых сторон. Молодые специалисты на три года освобождаются от аттестации

За это время они должна научиться вести занятия и в этом им помогают старшие коллеги. Для проведения открытого мероприятия нужно выбрать тему урока, которая соответствует учебному плану ДОУ

Молодые специалисты на три года освобождаются от аттестации. За это время они должна научиться вести занятия и в этом им помогают старшие коллеги. Для проведения открытого мероприятия нужно выбрать тему урока, которая соответствует учебному плану ДОУ.

Согласно ФГОС логопед должен использовать принципы дидактики, следовать целям занятия, оптимально подбирать методы и мотивировать детей.

Подобное мероприятие позволяет педагогу проявить всю свою креативность

Добровольно аттестация проводится в год получения квалификационной категории. В остальных случаях раз в пять лет. Поэтому ему нужно постоянно развиваться и накапливаться конспекты занятий.

Конспект фронтального занятия по формированию грамматических средств языка у детей с ОНР

Тема: «Домашние животные»

Задачи:

1. Обучающие:

Закреплять обобщающее понятие, состоящее из двух слов «домашние животные»; расширять и уточнять знания детей о пользе, которую приносят домашние животные, где они живут.

Продолжать учить образовывать названия детенышей животных (теленок, котенок, щенята);

Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных;

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением;

Учить согласовывать числительные 1,3,5, много с существительными.

Обогащать глагольный словарь детей за счет слов образованных способом звукоподражания.

2. Развивающие:

Развивать связную речь, внимание. 3

Воспитательные:

3. Воспитательные:

Воспитывать интерес и заботу о домашних животных.

Оборудование:

Макет фермы, фигурки домашних животных.

Аудиозапись с голосами домашних животных.

Предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Предметные картинки с изображением продуктов питания домашних животных.

Маркеры, круги-модули, мяч.

                                               ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент

Учитель-логопед выставляет макет фермы с фигурками домашних животных.

Вступительная беседа:

-Ребята, посмотрите, где мы с вами оказались? ( Ответы детей).

-Кого вы  видите? (Дети называют животных).

-Как, одним словом можно назвать всех  этих животных? (Ответы детей).

-Почему мы называем этих животных «домашние»? (Ответы детей — эти животные живут около дома человека, принося пользу человеку, а человек заботится о животных).

-А какую пользу приносит собака, лошадь, корова, овца, кошка. ( Дети отвечают).

 Лексико-грамматические упражнения:

   1. «Кто как говорит?»

Детям предлагается прослушать записи с голосами животных и назвать      действия.

Коза мекает,

Лошадь ржет,

Свинья хрюкает,

Кошка мяукает,

Собака лает,

Овца блеет.

 2. «Кому чего не хватает?»

-Ребята, как хорошо вы знаете домашних животных, а сможете ли вы, увидеть, что не так на этих картинках?

Логопед предлагает каждому ребенку картинку, где нарисовано домашнее животное с какой-то ошибкой.

Детям необходимо найти ошибку и рассказать, правильно оформив предложение. Бык без рогов. Корова без копыт.

Дети дорисовывают нужные части животным.

-Что у вас получилось, назовите.

-Теперь бык с рогами.

-Значит, чьи рога?

-Бычьи.

-Теперь корова с копытами.

-Значит, чьи копыта?

-Коровьи.

Физкультурная минутка

Логопед приглашает детей на ковер, предлагает встать в круг и сделать упражнение.

Вот он крутится волчком                 Дети кружатся на месте, руки на поясе.

Тузик, Тузик, хвост крючком         Кружатся в противоположную сторону.

Вот летит во весь опор                     Двигаются по кругу,

То на речку, то во двор,                    совершая поскоки.

То дежурит у ворот-                         Приседают.

Словом, дел невпроворот    Снова двигаются по кругу, совершая подскоки.

3. «Собери семью».

Детям предлагается собрать семью к  животному (берётся то животное, которое дорисовывал ребенок  в предыдущем упражнение).

На столе разложены картинки с домашними животными и их детенышами. Каждый ребенок собирает семью к своему животному и проходит на круги-модули.

Дети рассказывают:

Корова, бык и телята.

Овца, баран и ягнята.

Коза, козел и козлята.

-Расскажите, какая у вас получилась семья.

Рассказы детей.

(У меня корова, бык и телята, значит я собрал коровью семью. У меня лошадь, конь и жеребята, значит я собрал лошадиную семью).

 4. «Скажи наоборот». Игра с мячом.

У животных в семье есть и взрослые, и дети. У взрослых животных все части тела большие, а у детенышей маленькие. Мы с вами поиграем в игру « скажи наоборот». Я вам бросаю мяч и говорю про взрослых животных, вы ловите мяч и говорите про маленьких животных. Мяч возвращаете мне.

У коровы длинный хвост, а у теленка короткий хвостик.

У собаки сильные лапы, а у щенка слабые лапки.

У лошади длинная грива, а у жеребенка короткая гривка.

У барана большие рога, а у ягненка маленькие рожки.

У кошки острые зубы, а у котенка тупые зубки.

У свиньи жесткая шерсть, а у поросенка мягкая шерстка.

 5. «Накорми животных».

-Наверное, наши животные уже проголодались. Надо их накормить.

На доске висят предметные картинки с продуктами питания для животных.

Дети выбирают для своей семьи животных угощение.

Я угощу коров сеном.

Я угощу свиней овощами

Я угощу кошек молоком.

Я угощу баранов травой.

Я угощу собак мясом.

Я угощу лошадей овсом.

6. Подведение итогов занятия.

Оценка работы детей.

 Учитель-логопед 

Салова С.И.

МБДОУ – Центр развития ребенка № 94

г. Нижний Новгород

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему «Звук [Ш]. Буквы: Ш, ш»

Цель: Знакомство детей старшего дошкольного возраста со звуком «Ш».

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  • познакомить детей со звуком и развивать умение характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам;
  • познакомить с буквой Ш. Коррекционно – развивающие:
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
  • развивать фонематические процессы;
  • упражнять в анализе слогов, слов и предложений.

Коррекционно — воспитательная:

воспитывать у детей самоконтроль за звуком .

Оборудование:

зеркала, картинки для звукоподражания; кукла Маша, предметные картинки, в названии которых присутствует звук ; буква Ш. Картинки для артикуляционной гимнастики. Звуковая линейка, фишки – символы звука. План-схема для анализа артикуляции звука.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед проговаривает чистоговорку:

В камышах шушукались крошечные мыши.
Шустрый жук шипел на них:
«Тише, мыши, тише!»

2. Объявление темы занятия.

Логопед:

«Какой звук чаще всего вы слышали в чистоговорке?» … «Правильно звук . Тема нашего занятия: звук . Буква: Ш»

3. Артикуляционная гимнастика.

«Бублик»: зубки плотно сомкнуть, губы округлить и вытянуть вперед, чтобы резцы были видны. Фиксируем положение на 5 секунд.

«Блинчик»: язык распластать и положить на нижнюю губу в расслабленном состоянии. Он не должен дрожать. Считаем до 10.

«Вкусное варенье»: рот приоткрывается, широкий язык облизывает верхнюю губу, двигаясь сверху вниз. Челюсти остаются без движения.

«Чашечка»: расслабить язык внутри ротовой полости, края приподнять и удерживать под счет до 10. Можно представить, что на язык налили воду и нужно ее удержать.

4. Акустико-артикуляционный образ звука.

Логопед выставляет на доску картинки: змейка, гусь: Кто это? Как шипит змея? Как шипит гусь? (ш-ш-ш)

Произнесение изолированного звука Ш с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. Наблюдение за положением артикуляции в зеркале. Звук Ш — согласный, глухой, всегда твердый, обозначаем фишкой синего цвета.

5. Связь звука и буквы.

Рассматривание буквы Ш.

Буква Ш, как гребешок. Куклу причеши, дружок! Три зубца рядочком ставим И внизу соединяем. 6. Развитие фонематического слуха. Помогаем Маше выбрать предметы, в названии которых есть звук .

7. Физминутка «Гриша шел»

Гриша шел — шел — шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два — грибок, (Наклоны вперед.)
Три — грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок. (Шагаем на месте.)

8. Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слогов АШ, ША. Логопед выкладывает схемы слогов на доске, а дети говорят, какая из схем к какому слогу подходит.

9. Закрепление звука в словах.

Логопед вывешивает на доске картинки, в названии которых есть звук Ш. Дети должны разложить эти картинки на 3 группы: звук Ш в начале слова, в середине слова и в конце слова (используется звуковая линейка и фишка-символ звука). После этого слова делятся на слоги.

10. Закрепление звука в предложениях.

Дидактическая игра «Путаница»:

— Мышка поймала кошку.

– Шапка вяжет бабушку.

— Шарик надувает Мишу.

10. Закрепление звука в тексте.

Выделение слов со звуком Ш из текста.

Маша шьёт штанишки
Плюшевому мишке.
У плюшевого мишки
Будут новые штанишки.

11. Итог занятия.

— с каким новым звуком сегодня познакомились? -вспомните и назовите слова со звуком Ш.

Анна Николаевна Лебедева,
учитель-логопед

Конспект занятия по лексической теме «Домашние животные»

Кудрина И.Ю.dоспитатель, Негосударственное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа — детский сад № 67 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Цель: Систематизировать представления детей о домашних животных.

Задачи:

1. Развивать связную речь, зрительное внимание, словесно — логическое мышление, артикуляционную моторику, слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, общую и мелкую моторику. 2. Расширение пассивного и активного словаря детей по теме

2. Расширение пассивного и активного словаря детей по теме.

3. Совершенствовать грамматический строй речи.

4. Прививать любовь к домашним животным.

Оборудование:

— игрушка – овечка, картинки из серии «Мамы и их детки»;

— варежки, замок, пакет молока, бантик на веревочке, телега;

— атрибуты животных (коровы, козы, кошки, собаки, лошади);

— карточки с изображением молока, косточки, овса, сена, капусты.

Рекомендуемая литература:

С.Я Маршак «Кошкин дом»

А.В. Кайгородцев «Стишата о зверятах»

В.Лунин «Не шали, котенок мой»

Н. Мигунова «Уточка»

Н.Некрасов «Мужичок с ноготок»

М.Яснев «Веселые голоса»

Е.Г. Карганова «На ферме»

Ход занятия:

Воспитатель (далее – В.). Ребята, посмотрите, к нам в детский сад пришла овечка. У нее сегодня день рождения и она решила пригласить к себе в гости своих друзей-животных. Давайте угадаем, кого пригласила овечка на свой праздник?

(Воспитатель загадывает детям загадки о домашних животных)

В. Я скажу вам: «Ме – ме –ме

Подготовьтесь – ка к зиме!

Шерсть мою скорей стригите

И носки себе вяжите! »

Дети (далее – Д.). Коза.

В. Молоком нас угостит.

И пасется в поле снова.

Позовешь — она мычит.

А зовут ее

Д. Корова.

В. Чемпионка в быстром беге,

Я порой вожу телеги.

Дядя конюх мне принес

Воду, сено и овес.

Д. Лошадь.

В. Я знаком давно тебе,

Говорю я: «Бе- бе-бе! »

У меня крутые рожки,

В башмачках – копытцах ножки.

Д. Барашек.

В. У меня отличный нюх

Зоркий глаз и острый слух.

Д. Собака.

В. Все гости уже пришли на День рождения, но спрятались в домике, чтобы сделать овечке сюрприз. Для того чтобы животные вышли к ней, вы должны найти их в домике.

В. Кто спрятался за забором?

Д. Собака.

В. Как вы догадались? (Ответы детей). Правильно, потому что виден собачий хвост.

В. Кто спрятался на первом этаже?

Д. Коза.

В. Правильно, а почему вы так решили? (Ответы детей). Верно. Потому что видна козья шерсть.

В. Кто спрятался над козой?

Д. Лошадь.

В. Почему? (Ответы детей). Да. Потому что видна лошадиная голова.

В. Ребята, а кто спрятался рядом с лошадью?

Д. Корова.

В. Как вы узнали? (Ответы детей). Молодцы, потому что видны коровьи рога.

В. А кто же спрятался под коровой?

Д. Кошка.

В. Совершенно верно, кошка. Как вы догадались? (Ответы детей). Да, потому что виден кошачий хвост. Какие вы молодцы, всех угадали!

В. А какое животное не пришло на День рождения овечки, хоть его и пригласили.

Д. Свинья.

В. Правильно, свинья.

В. Ребята, а животные пришли не одни, деток с собой привели.

(Воспитатель задает вопросы и показывает картинку из серии «Мама и детки».

В. Мама корова пришла с кем?

Д. Теленком.

В. Мама корова пришла с кем?

Д. Козленком.

В. Собака с кем?

Д. Щенком.

В. Кошка с кем?

Д. Котенком.

В. Лошадь с кем?

Д. Жеребенком.

В. Молодцы. Правильно назвали мам и их деток.

В. Все ее друзья принесли подарки. Давайте посмотрим, кто пришел с каким подарком.

Предметы выставлены на столе (молоко, телега, замок, варежки, бантик на веревочке).

В. Как вы думаете, что подарила корова?

Д. Молоко.

В. Лошадь?

Д. Телегу.

В. Коза?

Д. Варежки.

В. Собака?

Д. Замок.

В. Кошка?

Д. Бантик на веревочке.

В. А теперь споем нашей имениннице «Каравай» (физкультминутка).

Девочка-овечка в центре «каравая», у всех детей атрибут домашнего животного. Дети идут по кругу, поют. Овечка выбирает животное, которое должно по предложению воспитателя поздравить овечку. Игра «Кто как голос подает».

В. Поздравь как собака, звонко (гав-гав). Корова громко (му-му). Лошадь грубо (иго-го). Коза тоненьким голоском  (ме-ме). А кошка ласково (мяу-мяу).

В. Пока животные поздравляли, их детки разбежались. Помогите кошке громко позвать котенка – мяу-мяу. А как котенок отзовется тихо?

Д. (Тихо) мяу-мяу.

(То же самое и с другими животными).

В. Все гости в сборе. И наша именинница приглашает всех к праздничному столу. Она приготовила для всех угощения. Для кошки — молоко, для козы -капусту, для коровы — сено, для лошади — овес, для собаки — сахарную косточку.

В. Ребята, вы так хорошо занимались, овечка вам тоже принесла угощение. Проходите, угощайтесь.

Конспект логопедического занятия для детей шести лет с ОНР по теме “Домашние животные”

Цель: актуализация словаря детей по теме “Домашние животные” на логопедическом занятии через использование элементов театрализованной игры.

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепление представлений о домашних животных. Уточнение и расширение словаря по теме “Домашние животные”.

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать артикуляционную моторику, мимическую мускулатуру, мелкую моторику. Развивать зрительное, речеслуховое, слуховое, тактильное восприятие, творческое воображение. Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно-воспитательные задачи: прививать любовь к домашним животным.

Оборудование: цветные карандаши, альбомный лист, ножницы,иллюстрации (плакат с изображением домашних животных, картинки с изображением домашних животных),

1. Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Ко мне сегодня утром в окошко залетела сорока – белобока и принесла на хвосте письмо от бабушки и дедушки. Давайте его прочтем! (Достает письмо и читает: Здравствуйте, дорогие девочки и мальчики. У нас случилась беда – разбежались все животные с нашего двора. Помогите, пожалуйста, их найти. А чтобы найти, нужно отгадать загадки.)

2. Отгадывание загадок. (По мере отгадывания на доску вывешиваются изображения домашних животных.) (Приложение 1.)

Он рогат и бородат, Строго смотрит на ребят. Если кто-то озорничает – Забодает, забодает, забодает! (Козел.)

Ходит печка Вся в колечках. (Овца)

Кто меняет Молоко на сено? (Корова.)

Скор, как стрела, Силен, как вол. В поле – бурлак, В бою – орел. (Конь.)

К “своим” ласкается, На “чужих” ругается. В своем же теремочке Сидит на замочке. (Собака.)

Пан шагает по дороге. У него, как ласты ноги. Шея длинная дугой, Защипает, если злой! (Гусь.)

Ходит на рыбалку Не спеша в развалку; Сама себе удочка, Сама себе лодочка. (Утка.)

Наша добрая подружка Даст нам перьев на подушку, Даст яичек для блинов, Куличей и пирогов. (Курица.)

Воевода голосист, А вотчина его Квокчатая. (Петух.)

Всегда на всех Надут как мех. (Индюк.)

Глазки изумрудные, Шубушка пуховая, Песенки любезные, Коготки железные. (Кошка.)

Педагог: – Молодцы ребята, всех животных вернули обратно во двор. Бабушка и дедушка довольны вашей работой. Давайте вспомним, каких животных мы помогли вернуть? (Свинья, козел, овца, корова, конь, собака, гусь, утка, курица, петух, индюк, кошка.)

– А как можно всех этих животных назвать одним словом? (Домашние.)

– А почему? (Потому что они живут рядом с человеком, который за ними ухаживает…)

3. Пальчиковая гимнастика: Собака.

У собаки острый носик, Есть и шейка, есть и хвостик. Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

4. Логопедическое лото “У кого какой малыш?”

Педагог: Во дворе перепутались все детеныши наших животных, поможем вернуть детенышей их мамам и папам? (Да.)

(На фланелеграфе выставлены изображение животных и детенышей в разброс. Нужно собрать их вместе: детенышей со своими мамами.)

(Можно повторить – назвать хором.)

Стихотворение “Моя мама лучше всех”.

Мама – Лошадь так красива! Пышный хвост, густая грива. Посмотрите как она Грациозна и стройна!

Постоим еще минутку – Поглядим на маму – Утку: Пусть нагреется вода Возле берега пруда

– Пи-пи-пи! – поет Цыпленок. Голосок на редкость звонок. Мама рада: – Ко-ко-ко! Полетит он высоко.

Смотрит мама на ягнят. Полон ласки мамин взгляд.

Нет козы на свете краше И добрей чем мама наша!

5. Назови ласково:

Молодцы вы справились и с этим заданием. Но у меня для вас есть еще одно задание, оно называется “Что не так?”. Найдите ошибку, скажите правильно.

6. Игра “Кто так говорит?”

(Дети исправляют, и говорят правильно: – Корова – му-у – мычит; и т.д.)

Педагог: Молодцы ребята, вы справились с заданием.

7. Игра “Кто что ест?”

Необходимо распределить животных по группам питания.

Корова – сено и т. д.

8. Рисование или раскрашивание домашних животных.

А каких домашних животных вы хотели бы иметь у себя дома, нарисуйте, пожалуйста!

– Оцениваются работы детей;

– С какими животными мы с вами сегодня познакомились? (Домашними.)

  1. Толоконников Н. “Книга загадок” Москва, 1995г.
  2. Лаврентьева Е. “Моя мама лучше всех” Москва 1996г.
  3. Нищева Н. В. “Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики”, 2008 год
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: