Особые образовательные потребности дошкольников с задержкой психического развития

Задержка психического развития ЗПР это психолого педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии

Введение

Исследуя нормативный речевой онтогенез, ученица и последователь Л. С. Выготского Р. Е. Левина ввела понятие речевой компетенции ребенка, определив ее двухкомпонентную структуру – это освоение языковых средств и умение применять их в коммуникации. Было показано, что в онтогенезе последовательное развитие коммуникации и расширение круга собеседников служат условием развития лексического, грамматического и фонетического строя речи ребенка.

С этих позиций были проанализированы представленные в научной литературе результаты исследований в области изучения и обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Анализ литературы показал, что большинство проведенных исследований касалось трудностей и особенностей формирования у детей с ЗПР речевых средств: лексических, грамматических, фонетических (Е. С. Слепович , Г. Г. Голубева , Н. Н. Китаева , Т. А. Матросова , В. В. Морозова , Е. В. Хорошавина , О. В. Шичанина и др.). Развитие способности дошкольников с ЗПР применять их в различных ситуациях коммуникации является менее изученным как в экспериментальном плане, так и в аспекте определения особых образовательных потребностей. Целенаправленно не изучалось соотношение языкового и социоязыкового компонентов речевой компетенции дошкольников с ЗПР, что необходимо для определения их особых образовательных потребностей в данной области, обоснования задач и направлений коррекционно-педагогической работы.

Диагностика и лечение ЗПР у детей

Организация констатирующего эксперимента

При подготовке констатирующего эксперимента мы исходили из базовых представлений детской психологии и логопедии о логике и этапах нормативного развития коммуникации и речи, о двух взаимосвязанных компонентах речевой компетенции (Р.Е. Левина , М.И. Лисина и др.). Соответственно, были выделены два взаимосвязанных направления исследования – изучение сформированности языковых средств и умения применять их в различных ситуациях коммуникации.

Цель констатирующего эксперимента

Цель констатирующего эксперимента — педагогическое изучение языкового и социоязыкового компонентов речевой компетенции, их соотношения у детей 6–6,5 лет с ЗПР церебрально-органического генеза в современных условиях дошкольного образования.

Разработке методики и заданий
При разработке методики и заданий констатирующего эксперимента проводился анализ методов исследований развития коммуникации и речи и исследований, направленных на изучение особенностей формирования речевой компетенции разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Методика констатирующего эксперимента была направлена на выявление двух компонентов речевой компетенции старших дошкольников с ЗПР – освоения средств языка и умения применять их в различных ситуациях коммуникации, поэтому включала два блока экспериментальных заданий для старших дошкольников.

Первый блок
Первый блок констатирующего эксперимента был нацелен на выявление освоения средств языка и включал 4 серии заданий:

I серия заданий была направлена на исследование освоения лексических средств – активного словаря, освоенности существительных, глаголов, прилагательных и наречий; умения подбирать антонимы и синонимы к предложенному слову, умения подбирать точное по значению слово для осмысленного завершения предложения.

II серия заданий была нацелена на выявление освоения грамматических средств – умения детей в области словообразования, согласования частей речи (существительные с прилагательными и количественными числительными); употребление предложно-падежных конструкций с простыми и сложными предлогами; умения дополнять предложение, не нарушая его грамматической конструкции.

III серия заданий была направлена на исследование фонетической стороны речи. Выявлялось умение детей произносить слова сложной слоговой структуры изолированно, в составе словосочетаний и предложений; дифференцировать близкие по звучанию фонемы; качество произношения звуков, артикуляция которых наиболее часто бывает нарушена у детей в старшем дошкольном возрасте.

IV серия заданий была нацелена на выявление освоения связной речи – ее понимания и самостоятельного продуцирования. Исследовались умения дошкольников понимать инструкцию, кратко и развернуто отвечать на вопросы по сюжетной картинке и по тексту, самостоятельно задавать вопросы по сюжетной картинке, составлять рассказ по серии сюжетных картинок, продолжать рассказ по заданному началу.

Второй блок

Второй блок методики был направлен на исследование социоязыкового компонента речевой компетенции – умения применять доступные языковые средства в различных ситуациях коммуникации: в общении со взрослым в процессе практической деятельности (ситуация 1); при рассматривании интересующего детей предмета и действиях с ним в ситуации, когда взрослый инициировал общение (ситуация 2) и когда он не проявлял коммуникативной инициативы (ситуация 3).
Участники

В констатирующем эксперименте приняли участие 100 дошкольников: 50 детей с ЗПР церебрально-органического генеза в возрасте 6-6,5 лет, получающие дошкольное образование в специальных группах для детей с ЗПР в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида, и 50 сверстников с нормотипическим развитием, получающих дошкольное образование в детском саду общеразвивающего вида.

Публикация «Особые образовательные потребности дошкольников с задержкой психического развития» размещена в разделах

  • ЗПР. Задержка психического развития
  • Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
  • Развитие ребенка. Материалы для педагогов
  • Темочки

Особые образовательные потребности детей с ОВЗ определяются как общими, так и специфическими недостатками развития, а также иерархией нарушений в структуре дефекта (Н. В. Бабкина ; Н. Ю. Борякова ).

Вышеперечисленные особенности и недостатки обусловливают особые образовательные потребности дошкольников с ЗПР, заключающиеся в следующем:

• раннее выявление недостатков в развитии и получение специальной психолого- педагогической помощи на дошкольном этапе образования;

• обеспечение коррекционно-развивающей направленности в рамках всех образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО: развитие и целенаправленная коррекция недостатков развития эмоционально-волевой, личностной, социально- коммуникативной, познавательной и двигательной сфер;

• обеспечение преемственности между дошкольным и школьным образованием как условия непрерывности коррекционно-развивающего процесса;

• осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и психолого- медико-педагогического консилиума;

• обеспечение особой пространственной и временной организации среды с учетом функционального состояния ЦНС и ее нейродинамики (быстрой истощаемости, низкой работоспособности);

• щадящий, комфортный, здоровьесберегающий режим жизнедеятельности детей и образовательных нагрузок;

• изменение объема и содержания образования, его вариативность; восполнение пробелов в овладении образовательной программой ДОО; вариативность освоения образовательной программы;

• индивидуально-дифференцированный подход в процессе усвоения образовательной программы;

• формирование, расширение, обогащение и систематизация представлений об окружающем мире, включение освоенных представлений, умений и навыков в практическую и игровую деятельности;

• постоянная стимуляция познавательной и речевой активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному миру и социальному окружению;

• разработка и реализация групповых и индивидуальных программ коррекционной работы; организация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с учетом индивидуально-типологических особенностей психофизического развития, актуального уровня развития, имеющихся знаний, представлений, умений и навыков и ориентацией на зону ближайшего развития;

• изменение методов, средств, форм образования; организация процесса обучения с учетом особенностей познавательной деятельности (пошаговое предъявление материала, дозированная помощь взрослого, использование специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию, так коррекции и компенсации недостатков в развитии);

• приоритетность целенаправленного педагогического руководства на начальных этапах образовательной и коррекционной работы, формирование предпосылок для постепенного перехода ребенка к самостоятельной деятельности;

• обеспечение планового мониторинга развития ребенка с целью создания оптимальных образовательных условий с целью своевременной интеграции в общеобразовательную среду;

• развитие коммуникативной деятельности, формирование средств коммуникации, приемов конструктивного взаимодействия и сотрудничества с взрослыми и сверстниками, социально одобряемого поведения;

• развитие всех компонентов речи, речеязыковой компетентности;

• целенаправленное развитие предметно-практической, игровой, продуктивной, экспериментальной деятельности и предпосылок к учебной деятельности с ориентацией на формирование их мотивационных, регуляционных, операциональных компонентов;

• обеспечение взаимодействия и сотрудничества с семьей воспитанника; грамотное психолого-педагогическое сопровождение и активизация ее ресурсов для формирования социально активной позиции; оказание родителям (законным представителям) консультативной и методической помощи по вопросам обучения и воспитания ребенка с ЗПР.

Методы диагностики ЗРР у ребенка

Публикация «Особенности развития детей дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах

  • ЗПР. Задержка психического развития
  • Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
  • Развитие ребенка. Материалы для педагогов
  • Темочки

-значительно отстают в сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не могут хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии;

-ведущая деятельность (игровая) недостаточно сформирована;

-отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости;

-отставание детей в речевом развитии проявляется в ограниченности словаря, недостаточной сформированности грамматического строя, наличии недостатков произношения.

Формы организации коррекционной работы строятся с учетом особенностей детей с ЗПР :

— Фронтальная.

— Подгрупповая.

-Занятия малой подгруппой (по2- 3 ребенка).

-Индивидуальная

-Консультативная.

Для более эффективной коррекционной работы и наиболее качественного усвоения изучаемого материала используются различные методы.

1. Словесные (вопросы, объяснение, беседа, рассказ).

2. Наглядные (экскурсии, наблюдения, демонстрация различных наглядных иллюстраций, схем).

3. Практические (практические упражнения, графические работы).

4. Музыкотерапия воздействие музыки на ребенка.

5. Хромотерапия воздействие цвета на организм ребенка.

6. Пескотерапия игры с песком.

В коррекционной работе педагогов с детьми с ЗПР нашего ДОУ практически всегда происходит сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта.

В специальных коррекционных группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР процесс воспитания проходит в осложненных условиях, поэтому педагоги решают не только общепринятые в системе образования воспитательные задачи, но и обеспечивают удовлетворение особых потребностей в воспитании применительно к каждой категории детей с отклонениями в развитии.

Воспитание осуществляется предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развития данного ребенка, в процессе сотрудничества самого ребенка, педагогического персонала нашего ДОУ и родителей ребенка.

Одной из задач воспитания дошкольников с ЗПР является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости.

Психологическая комфортность образовательной среды – это состояние, которое указывает на чувства радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые детьми, находящимися в образовательном учреждении;

это условия, при которых они чувствуют себя спокойно.

Развивающая предметно-пространственная среда подобрана нами с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области используем в процессе реализации других областей. Оснащение центров меняем в соответствии с актуальным уровнем развития детей, а также в соответствии с планированием образовательного процесса. Центры меняются, объединяются, дополняются.

Таким образом, созданная нами психологически комфортная среда с учетом возможностей и потребностей детей, способствует их успешному развитию и социальной адаптации, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности. А профессионализм педагогов помогает детям познать мир и самого себя. Я считаю, что самое главное уметь поддерживать у воспитанников чувство эмоционального комфорта и желания познавать мир.

Причины развития

Остеопатическое лечение
Прием остеопата — 1 сеанс/1 час 7000
Прием остеопата Кишиневского Е.В. (заслуженный врач РФ) — 1 сеанс/1 час 10000

Множество разных факторов может привести к задержке психического развития (ЗПР) у детей дошкольного возраста. Они могут быть как биологическими, так и социальными.
Среди наиболее распространенных причин ЗПР у детей следует отметить следующие:

  • Нарушения эмбрионального развития, такие как краснуха, трепонема, токсоплазма, цитомегаловирус, листерия, герпесная инфекция и ВИЧ. Также опасны дисфункция плаценты, употребление алкоголя, наркотиков и курение. Отравление фенолом, пестицидами, свинцом и повышенный уровень радиации также могут оказать влияние.
  • Проблемы, связанные с перинатальным периодом, такие как недоношенность, гипоксия, внутричерепное кровоизлияние, нарушения обмена веществ у новорожденных, менингит, тяжелая травма мозга и энцефалит.
  • Тяжелые соматические заболевания, например, рахит, нейроинфекции, грипп и эпилепсия, также могут стать причиной ЗПР у детей.

В результате этих факторов происходит дефект нейробиологического и функционального развития мозга у ребенка.

Существует множество причин, которые могут вызвать задержку психического развития (ЗПР) у детей. Некоторые из них связаны с наследственностью, и заболевание может передаваться из поколения в поколение. Например, синдромы Патау, Эдвардса, Корнелии де Ланге и Дауна могут привести к врожденной психической задержке.
Задержка развития ребенка вторичного характера может возникнуть в связи с нарушениями зрения или слуха. Другими причинами являются дефект речи и дефицит общения и сенсорной информации.

Умственная отсталость может быть вызвана аномальным развитием головного мозга. Микроцефалия (недостаточный размер мозга), гидроцефалия (полное или частичное отсутствие полушарий головного мозга), лиссэнцефалия (недоразвитие головного мозга) и понтоцеребеллярная гипоплазия (гипоплазия мозжечка) могут быть причинами умственной отсталости или слабоумия.
Часто патогенез нарушений психического развития связан с неисправностями в обмене веществ или выработке ферментов, таких как фенилкетонурия. У новорожденных, послеродовая умственная отсталость может быть вызвана гемолитической болезнью новорожденного, что происходит в результате резус-конфликта во время беременности. Это может привести к серьезным нарушениям корковых и подкорковых нейронных узлов головного мозга.

Среди социальных факторов, которые могут способствовать ЗПР, следует выделить влияние гипо- или гиперопеки, отсутствие возможности общения с другими людьми из-за инвалидности и авторитарного воспитания, где присутствует беспрекословное подчинение. Средовые факторы, как правило, вызывают ЗПР преимущественно при наличии первичной органической основы дисфункций.

Задержка речевого развития у детей может возникать по разным причинам, включая наследственные особенности, мозговые процессы, инфекционные заболевания и другие факторы. Она проявляется в разной степени у разных детей, и может вызывать эмоциональное напряжение как у родителей, так и у самого ребенка.

Для коррекции задержки речевого развития необходимо обратиться к специалистам — логопеду, педагогу, психологу, неврологу или психиатру. Эти специалисты проводят индивидуальные занятия с ребенком, используя различные методы и материалы для обработки слов, учебных текстов и игровых процессов

Также важно работать над концентрацией и логическим мышлением.
В лечении задержки речевого развития важно учитывать возрастные особенности ребенка и его интересы. Однако, для достижения наилучшего результата, часто требуется комплексный подход, включающий в себя работу со всеми сторонами развития

Для выбора оптимального курса коррекционных занятий, можно обратиться к различным организациям и центрам, предоставляющим услуги по логопедии и психологии

Важно выбрать сертифицированный центр с лицензией на проведение реабилитации и политикой конфиденциальности

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: