Консультация для педагогов «развитие познавательных процессов у дошкольников»

Общее недоразвитие речи 3 уровня у дошкольников

Признаки ОНР

Нарушение сказывается на всех составляющих речи ребенка: звуковой, лексической, грамматической и смысловой. На возникновение ОНР может влиять недостаточная сформированность речевого аппарата. Некоторые дети при этом коверкают или путают слова, а некоторые не разговаривают совсем.

Для детей с ОНР характерны:

  • проблемы с произношением звуков;

  • несвязная и неэмоциональная речь;

  • смещение падежных форм, пропуск или замена слогов, слов и предлогов;

  • бедный словарный запас;

  • затруднение в выражении своих мыслей и составлении предложений;

  • позднее начало речи (к 3-5 годам).

При ОНР слух ребенка не нарушен, первичный интеллект также соответствует норме. Однако, если не заниматься проблемой вовсе, это может привести к отставанию в психическом развитии и к невозможности успешно освоить школьную программу.

Следует помнить, что все дети разные и развивается каждый в своем индивидуальном темпе, поэтому до 3 лет диагноз ОНР не ставится

А вот после достижения этого возраста стоит обратить внимание на то, как малыш разговаривает, и подумать, не нужна ли ему помощь специалиста.

Уровни ОНР

Установлено 4 уровня нарушений. Переход на каждый следующий уровень предполагает появление у ребенка новых речевых возможностей и/или увеличение речевой активности и словарного запаса. Рассмотрим эти уровни подробнее.

Характерные особенности первого уровня

  1. Диагностируется легко, поскольку нарушения очевидны – речь скудна или полностью отсутствует.

  2. Речь ребенка ограничена лишь несколькими нечеткими словами и/или звуками.

  3. Малыш пользуется однословными предложениями, отрывками слов и слогов, самыми простейшими лепетными словами.

  4. Звуки произносятся неправильно.

  5. Ребенок не способен отдельно выделить звук или слог.

  6. Использует мимику и жесты, чтобы заменить ими слова.

  7. Малыш разговаривает на своем собственном языке.

  8. Кроха употребляет одно и то же слово для выражения и действия, и предмета (например, слово «пат» будет означать и существительное «кроватка», и глагол «спать»).

  9. Не может различить числа, времена, не понимает значения предлогов.

  10. Сложносоставные слова сокращаются до примитивных.

Характерные особенности второго уровня

  1. Речевая активность растет, начинают формироваться связи между словами.

  2. Ребенок способен различить числа существительных и глаголов, начинает отличать женский род от мужского.

  3. Сложнее всего малышу даются прилагательные, определение формы, цвета и характеристики предметов.

  4. Использует простейшие предлоги, но иногда пренебрегает ими вовсе.

  5. Предложение состоит из двух-трех слов.

  6. Ребенок отвечает на простые вопросы («Кто тут нарисован?», «Как зовут кота?»).

  7. Падежи употребляются неправильно (ребенок может сказать «Куик нет» вместо «Нет кубика»).

  8. Произношение многих звуков, слов, предложений нарушено.

Характерные особенности третьего уровня

  1. Ребенок активно общается, способен разговаривать фразами, имеет достаточный словарный запас, но в беседах использует лишь небольшую его часть.

  2. В речи преобладают существительные и глаголы.

  3. Малыша легко понимают родители, но в общении с другими людьми требуется «переводчик».

  4. Звуки произносятся с ошибками или неправильно звучат.

  5. Сложные звуки малыш преобразует в простые.

  6. Твердые согласные ребенок меняет на мягкие (например, «шарф – сярф»).

  7. Трудности в произношении шипящих и свистящих.

  8. Один звук заменяет многие другие.

  9. Ребенок может создавать небольшие рассказы, но предложения не всегда выстроены правильно.

Такие проблемы могут создать серьезные трудности при обучении в младшей школе и помешать ребенку в полной мере овладеть навыками письма и чтения.

Характерные особенности четвертого уровня

  1. Звуки ребенок произносит правильно, но может сохраняться невнятность произношения.

  2. Звуки иногда заменяются на схожие другие.

  3. Могут присутствовать ошибки в обозначении признаков предмета (например, малыш может путать «длинный» с «широким»).

Для 4 уровня характерны лишь незначительные сложности и погрешности в произношении. Но если нарушение не исправлять, то, скорее всего, школьник будет плохо учиться, с трудом воспринимать информацию, безграмотно писать.

Особенности формирования познавательных процессов у детей дошкольного возраста

Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте проходит поэтапно. Формирование видов, функций, операций каждого процесса познания сначала преодолевает стадию непроизвольности.

Младшие дошкольники познают мир непроизвольно

Они охватывают вниманием, воспринимают и запоминают только то, что их заинтересовало и привлекло

Поскольку ребенок в 3-4 года занят предметной деятельностью, то мышление его также направлено только на объекты, вызывающие любопытство.

Главная задача в развитии познавательных процессов – сформировать свойство произвольности. Ребенок обязан научиться управлять функциями познания и постигать не только то, что привлекает яркостью или звучностью. Окружающий мир наполнен разнообразием предметов, явлений, свойств, событий, отношений – предстоит все их постигать.

Ко времени поступления в школу, наряду с непроизвольным восприятием и вниманием, дошкольнику важно уметь произвольно задействовать познавательные функции. Элементы произвольности закладываются на основе развития речи и таких свойств как познавательный интерес и любознательность

Влияние речи на развитие познавательных процессов

Качественный рывок в развитии процессов познания происходит, когда подключается речь. Использование речевых навыков перестраивает восприятие, меняет соотношение мышления и действий в познании.

Трехлетний ребенок с помощью слов фиксирует результат своих действий и закрепляет их в сознании и памяти. Потом речь перемещается в начало выполнения действий, предваряя их. Речь обретает планирующую функцию и применяется малышом в форме высказываний, направляющих действия: «Буду строить домик», «Я рисую солнышко».

Воспринимая окружающий мир, дети сообщают то, что они видят, слышат и чувствуют. Обозначение словами тех признаков, которые они заметили, позволяет абстрагироваться от конкретного предмета и прийти к обобщению.

Увидев крупногабаритную детскую машину, ребенок восхищенно отмечает: «Большая машина!», но воспринимает это уже как признак крупного предмета, а не в качестве названия игрушки. Дошкольник рассуждает на доступном ему уровне, соотносит факты, замечает признаки и делает выводы.

Серьезным помощником становится речь и в развитии памяти. Описывая признаки предметов или явлений, ребенок создает понятный для него образ, который гораздо легче запоминается, нежели абстрактная характеристика.

Отдельным достижением является словесно-логическая память, овладение которой открывает дошкольнику новые возможности: запоминание стихов и литературных произведений, воспроизведение своими словами рассказов. Память тесно переплетается с мышлением. Механическое запоминание в старшем дошкольном возрасте вытесняется осмыслением того, что необходимо запомнить.

Речевые связи помогают выстроить мыслительный процесс. Продвигаясь от наглядно действенной формы мышления к образной, дошкольник сначала научается проговаривать вслух способы своих действий, а затем подобная цепочка перемещается на уровень мыслей. Формируется внутренняя речь – внутренний план деятельности, основа практического и логического мышления.

Таким образом, речь включается в познавательную деятельность, благодаря чему происходит интеллектуализация психических процессов.

Сама речь также становится интеллектуальной деятельностью: дошкольникам доступны беседы, рассуждения, сочинение историй и сказок. Чтобы побеседовать о чем-нибудь или придумать историю, нужно многое вспомнить, представить образно, выстроить цепочку мыслей и рассуждений, учитывать причинно-следственные связи и различные характеристики. Да и подобрать точные слова, которые бы верно отражали суть, – это тоже работа мыслительных операций.

Интеграция познавательных процессов с речевыми возможностями обеспечивает полноценное интеллектуальное развитие и формирует произвольность умственной деятельности дошкольника.

Классификация ОНР на уровни

Выделяют 4 уровня. Каждая группа характеризуется определенной степенью выраженности речевого недоразвития. Такая классификация имеет огромное значение при диагностике маленьких пациентов и последующем оформлении их в логопедические группы. Ведь коррекционная программа подбирается именно с учетом степени выраженности речевых нарушений.

Общее речевое недоразвитие 1 и 2 степеней оцениваются как тяжелые нарушения, в то время как ОНР III считается умеренным отклонением от нормы. Тем не менее, она тоже требует вмешательства логопеда, поскольку уровень сформированности языковых средств не отвечает возрастной норме.

Характеристика онр 3 типа

Диагностируют нарушение у дошкольников в возрасте 4-х – 5-ти лет. Главное отличие этой степени нарушения от других заключается в том, что недостаточно сформированы сложные грамматические и лексические компоненты.

Основная характеристика ОНР 3 типа — это своего рода начальный этап усвоения морфологической системы языка, когда малыш уже говорит фразами, но с ошибками.

Вот особенности ОНР 3 уровня:

  • дошкольник владеет фразовой, экспрессивной речью, но она оставляет желать лучшего;
  • произношение некоторых звуков неправильное, нечеткое;
  • фонематические процессы не соответствуют возрастным нормам;
  • словарный запас большой, его достаточно для построения развернутых фраз.

Дошкольники охотно общаются, ведут диалог, дают развернутые ответы на вопросы.

Характеристика ребенка с ОНР 3 степени

Несмотря на более высокий уровень речевых навыков, в отличие от ОНР 1 и 2 типа, посторонним людям все еще трудно понять, что говорят детки. Поэтому общаются они обычно в присутствии близких людей — они выступают в роли переводчиков.

Малыши неплохо произносят изолированные звуки, но в словах они допускают ошибки: говорят нечетко, сложные звуки заменяют более легкими. Особенно трудно даются им шипящие, аффрикаты («ч», «ц»), свистящие и сонорные звуки (звонкие непарные согласные). Если ребенку легко выговаривать какой-то звук, он может заменять им сразу несколько более сложных, например: мягким звуком «с» может заменять и твердый «с» («сянки» вместо «санки»), и шипящие («сюба» вместо «шуба»).

У детей дошкольного возраста с ОНР III степени хороший активный словарный запас, он постоянно дополняется новыми словами. Однако слова, которые употребляются в повседневной жизни редко, им неизвестны. Они оперируют словами бытового значения, которые постоянно у них на слуху.

Грамматическое согласование слов в предложениях еще не сформировано, но малыши с ОНР 3 степени уже на пороге овладения и сложными конструкциями. Например, они могут сказать: «Мама писля и пйинесйа Масе падаик, как Мася хаашо ся вей», то есть «Мама пришла и принесла Маше подарок, так как Маша хорошо себя вела».

У детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня хоть и говорят не всегда правильно, но они уже могут составить простой рассказ. Конечно, это будет описание последовательности действий, но это уже сформированная фразовая речь.

Детки делают успехи и в согласовании слов между собой. Они хоть и допускают ошибки, но далеко не всегда. Сложнее обстоят дела с согласовании существительных и числительных. Например, вместо «три кошки» малыш скажет «три кошкам», а вместо «много воробьев» — «много воробьи».

К особенностям детей с ОНР 3 уровня отнесем и неправильное выговаривание трудных слов. Они меняют местами слоги или вовсе пропускают их. Испытывают трудности и с анализом слов — не могут назвать слова, которые начинаются на определенную букву.

Перечисленные проблемные зоны необходимо корректировать, поскольку они препятствуют успешной учебе в школе, в первую очередь овладению навыками письма и чтения.

Причины развития ОНР 3 типа

Существует 2 группы факторов, которые могут спровоцировать общее недоразвитие речи III уровня. К ним относятся биологические и социальные.

Биологические могут оказаться влияние на малыша в разные периоды его развития — от внутриутробного до 3-х – 4-х лет. К ним относятся умеренные поражения центральной нервной системы, вследствие которых нарушается слуховое восприятие и речевая моторика. К таким поражениям ЦНС могут привести вредные привычки женщины во время беременности, сильный токсикоз, травматичные роды, энцефалопатия у новорожденного, черепно-мозговые травмы. Такие детки могут страдать дизартрией, афазией, заиканием, алалией, ринолалией (если имеется расщелина неба).

Социальные факторы — это, в первую очередь, ближайшее окружение малыша. Если в семье царит неблагоприятная атмосфера, частые конфликты, родители не обращают внимания на чадо или, напротив, слишком требовательны или тревожны, с малышом не разговаривают или сюсюкают (говорят «по-детски», уменьшительно-ласкательными формами) — все это затрудняет овладение речевыми навыками. Еще один провоцирующий фактор — двуязычие в семье. Деткам-билингвам нередко ставят диагноз ОНР 3 степени.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: