Ппцнс (перинатальное поражение цнс)

Патологии цнс у новорожденных

Лечебная физкультура для детей при заболеваний нервной системы

К сожалению, нарушения функций центральной нервной системы и, как следствие, нарушение мышечного тонуса- самая распространённая патология раннего детского возраста, внимательное ежедневное наблюдение за ребёнком позволяет выявить малейшие недостатки в развитии психических реакций и двигательных навыков.

Лечебная гимнастика и массаж при нарушениях функций центральной нервной системы

Для начала оцените мышечный тонус ребёнка: Вашему ребёнку 3-4 месяца, полностью разденьте малыша и положите его на живот на пеленальном столике. Здоровому ребёнку это положение нравится, он способен в течение нескольких минут удерживать голову и свободно поворачивает её в стороны, руки опираются на предплечья, как правило, вынесенные вперёд, кулачки уже некрепко сжаты и не захватывают большие пальцы, грудь слегка приподнята над поверхностью стола, живот и таз плотно прижаты к столу, бёдра слегка разведены, голени приподняты, туловище- прямое. Убедитесь в этом, проведя мысленно линию от середины затылка до межъягодичной складки, у детей с нарушением мышечного тонуса эта линия постоянно смещена в одну сторону (асимметричное положение туловища и головы). Выпрямите ноги ребёнка и сведите их, посмотрите, симметричны ли ягодичные и подколенные складки. Ребёнок свободно перекладывает голову направо и налево, не отдавая предпочтения какой-либо стороне, сгибание голеней должно происходить свободно, без отрыва таза от поверхности стола. Понаблюдайте за положением вашего ребёнка на спине, вначале убедитесь, что малыш смотрит на вас и улыбается, голову ребёнок держит по средней линии, свободно поворачивая её в стороны. Руки уже достаточно свободны, ребёнок много времени играет ими, пытается засунуть их в рот, туловище выпрямлено: убедитесь в этом, проведя мысленно линию нос- подбородок- грудина- пупок- лобок, правая и левая стороны должны быть симметричны, ноги согнуты, бёдра широко разведены, в случае, если положение туловища и головы чаще асимметрично, обратитесь к педиатру или невропатологу. Вашему ребёнку 6-7 месяцев

Оцените его физическое развитие в этом возрасте: положите раздетого малыша на живот, обратите внимание на опору на вытянутые руки, кисть хорошо раскрыта, голова свободно поворачивается во все стороны, грудь приподнята над поверхностью стола, живот и таз ещё прижаты к столу, ноги раздвинуты, колени согнуты, голени свободно поднимаются, при взгляде сверху позвоночник занимает срединное положение, не отклоняясь ни вправо, ни влево. Лёжа на спине, ребёнок играет со своими руками и ногами, движения стали целенаправленными и согласованными, голова лежит посредине между плечами, легко наклоняется вперёд , малыш самостоятельно поворачиваеться со спины на живот, он начинает садиться, при сидении обратите внимание на спину ребёнка- она должна быть прямая

Оцените развитие ребёнка в возрасте 9-10 месяцев: малыш стоит на четвереньках, опираясь на ладони и голени, руки выпрямлены, кисти раскрыты, ребёнок может опираться только на одну руку, голова свободно поворачивается во все стороны, грудь, живот и бёдра приподняты, ноги согнуты, стопы располагаются на опоре тыльной поверхностью. Ребёнок начинает ползать на четвереньках назад и вперёд, свободно перенося свой вес с рук на ноги, возможно, ваш малыш уже стоит, держась за опору, переступает ногами, следите за тем, чтобы он ставил свои стопы полностью, не поднимаясь на носки.

Классификация патологии

В основе перинатальных повреждений ЦНС лежат патологические факторы, возникающие непосредственно перед родами, во время или сразу после них. Факторы развития ППЦНС можно разделить на 3 группы:

  1. гипоксическое (недостаток кислорода) поражение головного мозга плода в антенатальном периоде (внутриутробная гипоксия), во время родов (острая родовая гипоксия) и сразу после родов приводит к ишемическому генезу болезни;
  2. травматические поражения головки плода в родовом периоде;
  3. смешанные (гипоксически-травматические) факторы.

Каждая группа включает множество причин изменений в нервной системе. Полиэтиологичность заболевания создает трудности при его диагностике и лечении.

Самые распространенные факторы развития патологии ЦНС — гипоксическо-ишемические, вызывающие яркие клинические проявления. Существует несколько степеней таких поражений:

  • I степень — состояние новорожденного стабильное, оценка 6-7 баллов по шкале Апгар, незначительный цианоз, сниженные тонус мышц и рефлексы, нарушение сна, повышенная возбудимость, частые срыгивания.
  • II степень — выраженное ишемическое повреждение, угнетение рефлексов, в том числе сосательного, гипертонус, нарушения вегетатики (изменение сердечного ритма, нарушение дыхательных движений), синдром внутричерепной гипертензии.
  • III степень — глубокое гипоксическое поражение, нарушение сердечной деятельности, отсутствие дыхания, после рождения проводится сердечно-легочная реанимация, резкое угнетение функции мозга, атония, арефлексия. Прогноз неблагоприятен.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: внутричерепная гипертензия у детей: что это такое?

Выделяют несколько периодов развития заболевания:

острый — от 7 дней до 1 месяца — выраженная симптоматика, необходимо стационарное лечение;
восстановительный — до 6-24 месяцев — улучшение общего состояния, основное внимание уделяется восстановительным процедурам (массаж, ЛФК, физиопроцедуры).

Пару слов о противопоказаниях

Некоторые заболевания не могут быть совместимы с лечебной гимнастикой. Поэтому расскажем об обстоятельствах, при которых не следует заниматься ЛФК. Но таких случаев, когда нельзя заниматься гимнастикой, не так много. Однако противопоказания существуют и к ним относятся:

  • недавняя операция на стопах;
  • неправильное функционирование опорно-двигательной системы;
  • грыжи;
  • отклонение давления от нормы;
  • лихорадка.

Если отсутствуют противопоказания, которые определяет врач, то ребенку можно заниматься упражнениями в полном объеме.

Итак, корректирующие упражнения необходимы огромному количеству детей. С ее помощью можно скорректировать осанку и смягчить протекание болезней или их полностью предотвратить. Специалисты Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» владеют всеми необходимыми навыками для проведения занятий лечебной физкультуры с получением результатов с высокой степени эффективности.

Источник

НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ МАССАЖА И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УКРЕПЛЕНИЮ МЫШЦ

многолетний опыт доказывает, что ежедневные занятия гимнастикой и массаж позволяют укрепить и развить мышечную систему ребёнка, что особенно важно для детей, имеющих сниженный тонус мышц (гипотонус), для укрепления мышц задней поверхности туловища (задней группы мышц шеи, спины, ягодиц) используют все приёмы массажа, которые выполняются более энергично, особенно растирание и разминание, широко применяются лёгкие ударные приёмы: поколачивание пальцами, похлопывание, стимулирующее пощипывание. Эффективен точечный массаж- тонизирующий метод

Быстрые, отрывистые надавливания подушечкой пальца (среднего, указательного или большого) на определённую точку (зону) вызывает напряжение соответствующих мышц. Упражнения подбираются в соответствии с возрастом и возможностями ребёнка: частое выкладывание на живот и рассматривание игрушек в положении на животе, если ребёнок плохо удерживает голову, то под грудь ему подкладывают валик. Повороты на бок с рефлекторным разгибанием позвоночника, повороты со спины на живот с помощью и без, рефлекторное ползание, ползание в полувертикальном положении, ползание на спине. Поза пловца- взрослый поддерживает ребёнка одной рукой под грудь, другой- за ноги, парение на животе с опорой- взрослый поддерживает ребёнка под грудь двумя руками, ноги малыша упираются ему в живот, парение без опоры ног. Удерживание туловища на весу- положите ребёнка на край стола так, чтобы плечевой пояс и грудь были на весу, удерживание ног на весу- ребёнок лежит на краю стола так, что ноги остаются на весу, в обоих этих упражнениях можно помогать малышу, стимулируя мышцы спины и ягодиц точечным массажем. Для более старших детей полезны наклоны из положения стоя, тачка- ходьба на руках, поднимание из положения на животе. Особенно полезны ползание и ходьба на четвереньках- это прекрасная тренировка всего тела ребёнка, в том числе мышц спины, шеи и ног, подлезание, лазание. Для укрепления мышц передней поверхности тела (передней поверхности шеи, брюшного пресса), кроме приёмов массажа живота, рекомендованных в возрастных комплексах, широко применяют стимулирующее пощипывание вокруг пупка и точечный массаж, в положении на спине полезны любые самостоятельные движения ногами. С полутора-двух месяцев можно делать специальные упражнения (расположены по степени увеличения сложности), включая их в ежедневный комплекс и занимаясь дополнительно: повороты на бок, повороты со спины на живот, переход из горизонтального положения в полувертикальное и обратно (это упражнение удобно делать, держа малыша у себя на коленях, следите, чтобы голова не запрокидывалась), выкладывание спиной на мяч, парение на спине или подготовка к нему, присаживание за отведённые в стороны руки, за согнутые руки, наклоны из положения стоя, поднимание выпрямленных ног (достань ногами до палочки), вначале с помощью взрослого, затем самостоятельно, повороты туловища в стороны (более старшие дети могут выполнять присаживание самостоятельно или за руку).

Лечение поражения нервной системы у ребенка

Некоторые дети накануне экзо аменов настолько волнуются, что заболевают в прямом смысле этого слова.

Препараты для лечения нервной системы

1.

Анакардиум (Anacardium) — препарат для лечения нервной системы.

Как только ребенок садится за письменную работу, он теряет всякую уверенность в себе и совершенно ничего не помнит.

2.

Аргентум нитрикум (Argentum nitricum) — препарат для лечения нервной системы.

  • Накануне экзамена ребенок торопливый, возбужденный, раздражительный и нервный.
  • Диарея накануне экзамена.
  • Ребенок может просить сладкого.

3.

Гельсемиум (Gelsemium) — препарат для лечения нервной системы.

  • Слабость и дрожь накануне ответственного события или экзамена.
  • Возможна диарея.

4.

Пикрик ацид (Picric acid) — препарат для лечения нервной системы.

  • Для хороших учеников, которые упорно занимались, но больше не могут продолжать учить — они хотели бы даже выбросить учебники.
  • Ребенок боится, что все забудет на экзамене.
  • Ребенок очень устал от учебы.

Потенциал и количество доз:

Одна доза 30С вечером накануне экзамена, одна утром и одна непосредственно перед экзаменом.

Основные показания к лечебной физкультуре

В детскую ЛФК входят упражнения, которые активируют различные функции организма через движение, оказывают профилактику появления различных заболеваний, например позвоночника. Курсовые занятия ЛФК помагают удерживать позвоночник в нужном положении во время роста детского организма. Занятия стоит проводить только под руководством квалифицированного специалиста.

Набор упражнений определяется для каждого ребёнка индивидуально. Комплекс упражнений достаточно обширный. Показания для занятий :

  1. Задержки речевого и психоречевого развития;
  2. нарушение осанки;
  3. избыточный вес;
  4. проблемы в дыхательной системе;
  5. искривление ног
  6. болезни суставов
  7. плоскостопие
  8. болезни костей и мышц

Если следовать инструкциям врача, эти проблемы со здоровьем будут решены в достаточно оперативно и в значительной степени эффективности. Зачастую результаты бывают поразительными.

Ребенок начинает быстрее развиваться, гармонизирует рост позвонков, корректирует осанку, предотвращает появление сколиоза, уменьшает плоскостопие, культивирует выносливость и ловкость, укрепляет иммунитет, нормализует свою стрессоустойчивость. Поэтому лечебная физкультура рекомендована большинству детей.

Восстановительный период

Реабилитационные мероприятия в период восстановления включают в себя проведение курса массажа, электрофореза, лечебной гимнастики. Очень полезно плаванье. Оно, с одной стороны, расслабляет мышечный тонус, с другой, укрепляет мышечный корсет. Массажные элементы будут отличаться в зависимости от типа двигательных нарушений. При гипертонусе показан расслабляющий массаж. А при мышечной гипотонии массирования призваны расслабить конечности и активизировать работу мышц спины, живота, рук и ног.

Теплые ванны благотворно воздействуют на нервную систему. А если в воду добавить отвар пустырника или хвои, получится бальнеопроцедура с седативным эффектом. Целебное действие тепла используют в лечении парафином и озокеритом, накладывая аппликации на пораженные участки.

Врачи настоятельно рекомендуют попытаться сохранить лактацию в это непростое время. Почему? Да потому что молоко содержит все необходимое для защиты малыша от инфекций и позволяет ему быстрее укрепить иммунитет. Молоко и материнская ласка способствуют уменьшению стресса и улучшению эмоционального состояния. Когда новорожденного помещают в реанимационное отделение, его кормят из бутылочки или через зонд. Чтобы сберечь молоко, регулярно сцеживайтесь. Приложите малютку к груди, как только представится такая возможность.

Ребенка, перенесшего перинатальное поражение ЦНС, нужно оберегать от громких звуков, перегрева или чрезмерного охлаждения, источников инфекции (впускайте в дом только здоровых родственников и друзей). В общем, ему должно быть максимально комфортно приспосабливаться к окружающей среде. Для психокоррекции используют музыкотерапию, тактильную стимуляцию, родителей учат взаимодействовать с малышом, оценивать его реакции. Все действия направлены на максимальное улучшение качества жизни ребенка и его социальную адаптацию.

Диагностика

С целью диагностики и подтверждения перинатальных повреждений ЦНС у детей, помимо клинического осмотра, проводят дополнительные инструментальные исследования нервной системы, такие, как нейросонография, допплерография, компьютерная и магнитно-резонансная томографии, электроэнцефалография и др.

В последнее время наиболее доступным и широко используемым методом обследования детей на первом году жизни является нейросонография (ультразвуковое исследование головного мозга), которая проводится через большой родничок. Это исследование безвредно, может проводиться повторно как у доношенных, так и у недоношенных малышей, позволяя наблюдать за процессами, происходящими в мозге, в динамике.

Кроме того, исследование можно проводить новорожденным в тяжелом состоянии, вынужденным находиться в отделении реанимации в кувезах (специальных кроватях с прозрачными стенками, которые позволяют обеспечивать определенный температурный режим, контролировать состояние новорожденного) и на ИВЛ (искусственное дыхание через аппарат). Нейросонография позволяет оценить состояние вещества мозга и ликворных путей (структуры мозга, заполненные жидкостью — ликвором), выявить пороки развития, а также предположить возможные причины повреждения нервной системы (гипоксия, кровоизлияние, инфекции).

Если у ребенка выявлены грубые неврологические нарушения при отсутствии признаков повреждения мозга на нейросонографии, таким детям назначают более точные методы исследования ЦНС — компьютерную (КТ) или магнитно-резонансную (МРТ) томографии. В отличие от нейросонографии, эти методы позволяют оценить мельчайшие структурные изменения головного и спинного мозга. Однако проведение их возможно только в стационаре, так как во время исследования малыш не должен совершать активных движений, что достигается введением ребенку специальных лекарств.

Помимо изучения структур головного мозга в последнее время появилась возможность оценки кровотока в мозговых сосудах с помощью допплерографии. Однако данные, полученные при ее проведении, могут учитываться лишь в совокупности с результатами других методов исследования.

Электроэнцефалография (ЭЭГ) — это метод изучения биоэлектрической активности головного мозга. Он позволяет оценить степень зрелости мозга, предположить наличие судорожного синдрома у малыша. Из-за незрелости головного мозга у детей на первом году жизни окончательная оценка показателей ЭЭГ возможна лишь при неоднократном проведении этого исследования в динамике.

Таким образом, диагноз перинатальных поражений ЦНС у малыша устанавливает врач после тщательного анализа данных о течении беременности и родов, о состоянии новорожденного при рождении, о наличие выявленных у него синдромов болезни, а также данных дополнительных методов исследования. В диагнозе врач обязательно отразит предполагаемые причины повреждения ЦНС, степень тяжести, синдромы и период течения болезни.

Лечение

Задача медперсонала — как можно скорее установить факт нарушений деятельности ЦНС и начать лечение еще в роддоме. Напомним, что первый месяц жизни самый определяющий, когда возможно дозревание нервных клеток и полноценная замена погибших после кислородного голодания.

ППЦНС в остром периоде лечится в палате интенсивной терапии. Младенца помещают в специальный кювез и направляют все усилия на поддержание сердца, почек и легких, устранение судорог, мозгового отека. В данный период показано лечение медикаментами, улучшающими мозговое кровообращение, нормализующими отток ликвора. В то же время врачи ответственно подходят к выбору дозировки лекарственных препаратов, особенно если речь идет о недоношенных детках с маленькой массой. Ведется круглосуточное наблюдение врачами неонатологами. На консультацию могут пригласить невролога прямо в отделение реанимации.

Когда состояние нормализуется, младенца переводят в отделение патологии новорожденных или в неврологическое отделение для дальнейшего лечения. Рефлексы постепенно приходят в норму, стабилизируется работа сердечной мышцы, органов ЖКТ, улучшается вентиляция легких. Выбор терапевтических препаратов направлен на устранение имеющихся синдромов.

Существует ли профилактика?

Перинатальное поражение центральной нервной системы — полиэтиологическое заболевание, и общих рекомендаций по профилактике не существует. Профилактические меры должны быть направлены на устранение каждой причины в отдельности.

Особое внимание нужно уделять здоровью будущей мамы. Женщины должны вовремя становиться на учет по беременности в женскую консультацию и проходить все необходимые обследования

Только полная картина состояния здоровья будущей матери даст возможность гинекологу правильно спланировать беременность. При необходимости следует пройти дополнительные исследования и провести лечение. Во время беременности будущая мама должна избегать контакта с потенциальными носителями инфекций, отказаться от употребления алкоголя, курения и наркотических средств.

Роды должны проходить в лечебном учреждении (родильных домах, перинатальных центрах) под наблюдением акушеров-гинекологов, чтобы минимизировать риски возможных осложнений.

В экстренных ситуациях в условиях стационара маме и новорожденному оказывается квалифицированная врачебная помощь. Неонатолог оценивает состояние малыша и при необходимости назначает терапию.

В постнатальный период необходимо тщательно следить за состояние малыша, регулярно посещать педиатра, выполнять все необходимые назначения. Обязательна консультация узких специалистов для выявления ранних признаков патологии. Даже у здоровых детей проводятся профилактические курсы массажа, ЛФК и физиотерапевтические процедуры.

Перинатальное поражение центральной нервной системы — не приговор. При своевременно поставленном точном диагнозе и эффективном лечении, уходе и контроле со стороны родителей возможно полное восстановление функций нервной системы. При тяжелом перинатальном поражении можно добиться хорошего результата и минимизировать последствия. При игнорировании этой патологии высоки риски развития тяжелых необратимых последствий.

Лечение новорожденных

Чем раньше будет поставлен диагноз и начато лечение, тем больше шансов на полное восстановление ребенка. К общему курсу терапии относят: медикаментозную терапию, физиотерапию, массаж, лечебную физкультуру. В каждом периоде заболевания назначается индивидуальная схема проведения реабилитационных мероприятий, которая зависит от возраста пациента, тяжести поражения и длительности болезни.

Лечение острой стадии ППЦНС

Терапия острой стадии должна проводиться в стационарных условиях. Новорожденных малышей при наличии ППЦНС после родильного дома госпитализируют в специализированные медицинские учреждения. Лечение направлено на устранение превалирующего синдрома.

Повышение внутричерепного давления


Терапия направлена на нормализацию продукции и оттока ликвора в головном мозге. Применяют Диакарб, который улучшает отток ликвора и снижает его продукцию. В тяжелых случаях, когда консервативная терапия бессильна, нарастает гидроцефалия (расширение желудочков мозга и ликворных пространств), применяются методы хирургической коррекции (вентрикуло-перитонеальное шунтирование и др.).

Двигательные расстройства

Схема терапии выстраивается в зависимости от степени их выраженности. При мышечной гипотонии лечение направлено на увеличение мышечного тонуса, применяют Дибазол или Галантамин (воздействуют на ЦНС)

Применять эти лекарства нужно с осторожностью – чтобы не вызвать спастическую реакцию

При гипертонусе необходимо расслабить спазмированные мышцы, для чего используют Мидокалм или Баклофен. Кроме медикаментозной терапии применяются физиотерапевтические методы, массаж и ЛФК.

Синдром повышенной нервной возбудимости

В настоящее время нет четко определенной тактики терапии таких детей. Часть неврологов предпочитает назначать такие тяжелые препараты, как Фенобарбитал, Сонапакс, Диазепам. Широко применяется фитотерапия (растительные чаи, отвары). При задержке психического развития используются ноотропы для улучшения мозгового кровообращения. Проводятся развивающие занятия с логопедом, психологом в специальных группах.

В восстановительном периоде особое внимание уделяется физическому и психическому развитию ребенка. Регулярные курсы лечебного и общеукрепляющего массажа, комплексы лечебной физкультуры, направленные на общее развитие и наиболее проблемные участки поражения

Необходимо развитие мелкой моторики и психической деятельности. Занятия с психологом и логопедом помогут ребенку адаптироваться в социальной среде. При необходимости лечащий врач назначает поддерживающую медикаментозную терапию.

НЕКОТОРЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЧУВСТВА РАВНОВЕСИЯ

не бойтесь носить малыша на руках в различных положениях: на правой и левой руке, лицом и спиной к себе, чаще меняйте его положение в кроватке. Для тренировки вестибулярного аппарата эффективны следующие упражнения: покачивание в позе эмбриона, покачивания на мяче животом и спиной вниз. Покачивание на руках- взяв ребёнка на руки лицом к себе и поддерживая его под спинку, покачайте малыша вверх-вниз (к себе-от себя), взяв ребёнка на руки в вертикальном или в горизонтальном положении, покружитесь с ним в обе стороны

Горизонтальное кружение- встаньте, положите малыша себе на плечо животом вниз, начните кружиться, но делайте это достаточно осторожно, чтобы не утратить равновесия, меняйте направление кружения- то по часовой стрелке, то против, а затем покружите ребёнка, удерживая его на боку, повторите кружение, переложив малыша на другой бок, кружась с малышом, приподнимите его в воздух и ещё раз покружитесь вместе с ним, перед тем как закончить, опустите ребёнка вниз почти до пола и снова поднимите вверх, начинайте упражнение медленно и осторожно, если по какой-нибудь причине вашему новорождённому что-то не нравится, то скорее всего вы действуете слишком быстро, замедлите темп. Постепенно увеличивайте время занятий с с десяти-пятнадцати секунд на каждое упражнение до тридцати-сорока, всегда останавливайтесь прежде, чем захочет ваш ребёнок

Покачивание- попробуйте покачать ребёнка в вертикальном положении вверх-вниз, приподнимая его в воздух и спуская ножками на свой живот, это не только доставит ему удовольствие, но и обеспечит тренировку опорности ног, лягте на спину и покачайте ребёнка над собой, плотно обхватите его за бока под мышками, поднимите над собой и посмотрите в глаза друг другу, скажите ему, что он- самолёт, мягко качните его вправо-влево, опустите себе на грудь и поднимите снова, покачайте малыша на своих коленях, сажая его то на одно, то на другое. Перекатывание брёвнышком- обеими руками положите малыша на бок, а затем покатите дальше, сами передвигаясь за ним, после этого перекатите его на другой бок и помогите самостоятельно вернуться в исходное положение, когда ваш ребёнок научиться самостоятельно перекатываться несколько раз подряд, попросите его кататься в обе стороны. Подталкивание- Если ребёнок стоит на четвереньках устойчиво, слегка подталкивайте его вперёд, назад, в стороны, упражнение проводится в виде игры с побуждением ребёнка удержаться на четвереньках. Качание с малышом на руках, на качелях, в гамаке, на каруселях, позже позвольте ребёнку самостоятельно качаться, необходимо лишь подстраховывать его. Кружение за руки- повернув ребёнка лицом к себе, возьмите его за запястья и вращайте на прямых руках, покружитесь сначала в одну, потом в другую сторону. Ускорение- поверните ребёнка к себе и возьмите под мышками, подбросьте его невысоко в воздух и поймайте, обычно это упражнение очень нравится малышам, благодаря ему ребёнок ощущает на себе силу гравитации, особенно в момент, когда падает к вам в руки. Покачивание вниз головой (для самых смелых родителей)- захватите ребёнка цепко за лодыжки и поднимите, лучше, если он будет находится к вам лицом, начните осторожно, как маятник, покачивать его из стороны в сторону, когда будете опускать малыша, будьте особенно осторожны, берегите шею. Родители иногда испытывают страх от одной только мысли о том, что им придётся держать ребёнка головой вниз, однако это положение хорошо знакомо каждому новорождённому, при нормальной беременности ребёнок в последний месяц перевёрнут вниз головой всякий раз, когда мать стоит или сидит, поэтому будьте смелее, активнее играйте со своим малышом, чаще меняйте положение его тела в пространстве.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: