Роль логопедического массажа в коррекции речевых нарушений

Логопедический массаж для детей: виды, техники, применяемые в домашних условиях

Коррекция произношения

После налаживания работы артикуляционного аппарата, восстановления мышечной активности, логопед переходит к корректировке неправильного произношения.

Обычно у детей выявляют такие неточности произношения:

  • пропуск отдельных звуков, чаще «р»;
  • замена одних звуков другими – «вак» вместо «рак»;
  • межзубное произношение, так называемая шепелявость;
  • изолированно звук произносится правильно. Проблемы появляются при введении в слово.

Если подобные изменения были замечены родителями, то логопедическую работу стоит начинать сразу, не дожидаясь 5 лет.

Коррекция произношения требует индивидуального подхода. Специалист определяет, какие звуки сохранены, произносятся правильно. Работа начинается со звуками, искаженными в наименьшей степени. Перед их постановкой требуется научить детей различать их на слух.

Задача специалиста сводится к следующему:

  • моделирование основных артикуляционных укладов – постановка шипящих, свистящих, сонорных, небных звуков;
  • постановка изолированного звука;
  • закрепление звука, автоматическое включение в речь. Сначала для фиксации используют слова, в которых звук присутствует в утрированной форме. Затем любые слова с нужным звуковым символом;
  • произношение звука с оппозиционным по звучанию: са-ша, сфа-тфа.

Логопед, помимо произносительной стороны речи, обучает ребенка лексико-грамматическим основам, развивает фразовую речь, дает основы навыков письма, чтения.

Плюсы и минусы массажа

Достоинства логомассажа заключаются в первую очередь в устранении проблем, которые связаны с недоразвитием речи. Кроме этого, можно выделить следующие достоинства:

  • Улучшается работа сосудов.
  • Мышечные волокна становятся эластичными.
  • Методика доступна.
  • Массаж оказывает положительное влияние на нервную и мышечную систему.
  • Возможность логопедический массаж языка проводить дома.
  • Нет необходимости устранять речевой дефект сложными схемами лечения с помощью специальных медикаментозных препаратов.

Но есть и некоторые недостатки у этого метода:

  • Несмотря на то что процедура проводится в домашних условиях, ребенок на первоначальных этапах может чувствовать дискомфорт и неприятные ощущения.
  • Воздействие во время процедуры происходит только на лицевые мышцы.

Показания к проведению логопедического массажа

Логопед подбирает вид массирования, направленный на активизацию неработающих участков вербального аппарата. Это позволяет постепенно вернуть тонус всем мышцам, отвечающим за речевую функцию. Методика может применяться при дизартрии, ринолалии, дислалии и так далее.

 Манипуляции можно проводить с двух месяцев, хотя в раннем возрасте они делаются только для профилактики. 

Воздействие на важные речевые центры – губы, язык, мочки ушей и шею, показано детям с такими проблемами:

  • частичная потеря либо неполное расстройство голоса;
  • различные дефекты лечи;
  • чрезмерная интенсивность лицевых мышц;
  • чрезмерное рефлективное слюнотечение;
  • сбой произносительной системы речи в целом;
  • ДЦП;
  • нарушения формирования артикуляционной мускулатуры;
  • все виды логопатии.

Все эти нарушения могут привести к серьезным дефектам речи в будущем, и для предотвращения этого нужно как можно раньше принять меры.

Описание авторской массажной методики Новиковой Е. В.

Такой вариант логопедического массажа часто используют на занятиях с детьми, имеющими дизартрию и алалию. Чтобы его проводить, нужно окончить специальные курсы. Массаж выполняют при помощи зондового набора, в который входят:

  • зонд-«вилочка» − его используют для легких покалывающих, колебательных и вращательных движений;
  • зонд-«восьмерка» − нужен для надавливающих движений;
  • зонды-«саночки» (в наборе их 3 штуки) – также для надавливающих движений;
  • зонд-«топорик» − необходим для вдавливающих и скользящих действий;
  • зонд-«толкачик» − им осуществляют надавливающие движения в течение нескольких секунд, после которых наступает расслабление мышц языка.

Продолжительность курса – 2-3 недели, каждое упражнение выполняют до 30 раз. Повторно его рекомендуют через 2 месяца. Но бывает, что детям достаточно и одного курса этого логомассажа. Родителям и логопеду нужно внимательно наблюдать за реакцией ребенка: есть категория детей, которым прикосновение металлических инструментов не нравится. В этом случае эффективней и правильней будет использовать другие приспособления для проведения массажа.

Методика массажа

Массаж начинается с обработки мышц лица, затем прорабатываются другие. Используются классические приемы с постепенным увеличением надавливания. При этом не допускается дискомфорт у ребенка. Могут выполняться поглаживающие движения лба и растирания щек. В конце делаются легкие постукивающие и пощипывающие движения. Губы разминаются от середины к краям, каждая губа отдельно, затем переходят к носогубной складке.

Если речь идет о повышенном возбуждении мышц, используется расслабляющая техника. Она включает классические поглаживания и вибрации. Сеанс начинают с воротниковой и плечевой зоны, затем прорабатывается лицо, губы, язык. Заканчивают релаксацию плавными чуть давящими движениями, которые повторяют 8-10 раз.

Для массажа языка используются специальные приспособления. В домашних условиях может использоваться ложка либо указательный палец . При использовании ложки необходимые зоны поглаживают и растирают ее выпуклой стороной.

Родители должны проявлять терпение и заниматься с малышом регулярно. Время сеансов определяется степенью нарушения и возрастом ребенка. Она не должна превышать 25 минут вне зависимости от того, проводится ли массаж дома или в лечебном учреждении. Первые сеансы длятся пять минут, со временем их длительность увеличивается.

Курс обычно включает в себя 10-20 сеансов. Проводить массаж можно ежедневно либо с интервалом через день.

Виды логопедического массажа

У логопедического массажа есть несколько разных видов:

  • традиционный;
  • аппаратный;
  • точечный;
  • зондовый массаж;
  • массаж Дьяковой;
  • самомассаж.

Основными способами традиционного массажа являются поглаживание, растирание, движение поврежденных участков или рядом с ним. Для расслабления мышц, участвующих в артикуляции, используются легкие поглаживающие движения. Для приобретения активного мышечного тонуса и его укрепления нужно применять быстрые и энергичные движения.

Аппаратный массаж выполняют при помощи предназначенных для этого приборов (вибрационных, вакуумных и не только).

Точечный массаж оказывает на ребенка стимулирующее и расслабляющее влияние, отдельно воздействуя на биологически активные точки, имеющие наибольшее количество нервных окончаний и сосудов.

Зондовый массаж – это вид массажа, принцип которого был разработан Новиковой Е. В. Он рекомендован для применения детям с нарушением речевой моторики. При помощи зондов массируются такие участки ротовой полости, как: мягкое небо, язык и губы.

Массаж Дьяковой представляет собой одну из популярнейших методик, применяемую для исправления нарушений речи у детей.

Самомассаж. Название этого вида говорит само за себя. Это действия, которые ребенок делает самостоятельно. Он представляет собой упражнения, при которых необходимо выполнять движения руками и массаж языка при помощи зубов.

Техника проведения процедуры

Массаж проходит в три этапа:

  1. Разминка – мягкими массирующими движениями разминают кожу воротниковой зоны, предварительно нанося массажный крем или масло. Процедура производится 3-5 минут, чтобы мышцы привыкли к нагрузкам. Вначале поглаживающие движения выполняются с минимальным касанием к кожи, после чего сила движений увеличивается.
  2. Основная часть – выполняются различные поглаживающие, массирующие, разминающие движения, способствующие снижению тонуса мышц, улучшению лимфооттока, а также улучшению мозгового кровоснабжения.
  3. Заминка – размятые мышцы поглаживают как при разминке, постепенно снижая интенсивность.

Выделяют три позы, при которых может производиться массаж:

  1. Лежа на животе – ребенок ложится на ровную поверхность, делая упор на лобную часть головы.
  2. Сидя на табурете с выпрямленной спиной.
  3. Сидя на табурете с упором на стол – ребенку предлагают наклониться на стол, подкладывая под голову подушку или валик из ткани.

Направление движений должно быть строго сверху вниз. Не стоит зацикливаться на зоне позвоночного столба. Движения должны охватывать весь шейный воротник, включая переднюю его часть.

Продолжительность одного сеанса не должна превышать 10-15 минут

Детям крайне сложно сидеть так долго, поэтому весь процесс важно превратить в увлекательную игру, которая к тому же очень полезна для здоровья

Основные техники массажа воротниковой зоны:

Поглаживание – осуществляется внутренней частью ладони и пальцами.
Щипание – выполняется тремя пальцами: большим, указательным и средним

Щипки выполняются очень осторожно, дабы не травмировать детскую кожу.
Выкручивание – руку сжимают в кулак и при небольшом надавливании стараются прокрутить им по поверхности шеи.. С особой осторожностью массажируют область вокруг шейных лимфоузлов и щитовидной железы, которая расположена спереди. Если ребенок жалуется или показывает, что процедура ему не нравится, необходимо прислушиваться и сменить силу надавливания

Если ребенок жалуется или показывает, что процедура ему не нравится, необходимо прислушиваться и сменить силу надавливания

С особой осторожностью массажируют область вокруг шейных лимфоузлов и щитовидной железы, которая расположена спереди. Если ребенок жалуется или показывает, что процедура ему не нравится, необходимо прислушиваться и сменить силу надавливания. Для детей первого года все процедуры выполняют с особой осторожностью

Ребенка кладут на животик, ножки должны быть направлены к груди матери

Для детей первого года все процедуры выполняют с особой осторожностью. Ребенка кладут на животик, ножки должны быть направлены к груди матери. Воротниковую зону мягкими массирующими и постукивающими движениями прорабатывают несколько раз

Воротниковую зону мягкими массирующими и постукивающими движениями прорабатывают несколько раз.

Для более старших детей дошкольного и школьного возраста массаж выполняется в любой, удобной для ребенка, позе. Не стоит сразу приступать к активной разминке мышц. Вначале нужно подготовит воротниковую зону к нагрузкам, чтобы не спровоцировать микро-травму.

Не стоит заниматься активным массированием зоны позвонков. У детей хрящевая прослойка очень тонкая. Любые неловкие движения могут провоцировать развитие ряда патологических процессов и травм, поэтому воротниковая зона прорабатывается по окружности по направлению от головы к шее.

Если после массажа ребенок стал плаксивым, нервным и плохо себя чувствует – есть смысл показаться врачу. Не исключено, что в ходе манипуляций могут развиваться микротравмы.

Воротниковый массаж для детей назначается, если в шейном отделе имеются застойные явления, ребенок часто жалуется на головную боль и усталость. Регулярная, технически правильно проведенная процедура поможет снять неприятные симптомы переутомления, а также препятствует развитию сколиоза.

Воротниковой зоной называется область, которая включает в себя:

  • Область шейных позвонков;
  • Задняя часть шеи;
  • Верхние мышцы плечевого пояса;
  • Боковая поверхность шеи;
  • Надключичные ямки.

Основная цель при проведении такого массажа – добиться расслабления всех мышц и воздействовать на нервные точки данной области, которые напрямую связаны с различными органами и сосудами. Квалифицированное воздействие на рецепторы используется при лечении многих заболеваний, в том числе и у детей.

Особенности и рекомендации по проведению массажа мышц языка

Для его выполнения ребенок должен находиться в положении лежа. Для большей эффективности массажа можно дать малышу подержать во рту ромашковый отвар – это согреет мышцы языка. Эту процедуру нужно проводить только в одноразовых стерильных перчатках.

Если у ребенка нет никаких негативных реакций на использование зондов, шпателей, то лучше всего делать логомассаж языка ими. Также нужно учитывать и состояние рвотного рефлекса. Если он повышен, то язык должен находиться в ротовой полости. Если же он в пределах нормы – язык вытягивают вперед.

Весь массаж строится на выполнении движений по трем направлениям: по горизонтали, вертикали и поперек. Также если имеется отклонение языка в сторону, то делают упор на сторону, в которую он отклоняется. Ребенку нужно давать возможность проглотить слюну после каждого действия, особенно если у него имеется гиперсаливация.

Дополнить логомассаж языка можно артикуляционными упражнениями. В основе гимнастики должны быть базовые упражнения для губ и языка.

Показания к проведению процедуры

Ни в коем случае, нельзя назначать логопедический массаж языка самостоятельно. Специалист назначает процедуру только после того, как будет произведено обследование всех мышц речевого аппарата. После этого обследования выявляются четкие причины появления проблем и назначается педагогическое лечение. Только после того, как никакого положительного эффекта у ребенка не наблюдается, назначается логопедический массаж.

Те дети, которые имеют серьезные проблемы с речевыми функциями, без логомассажа не обойтись. Что касается четких показаний к нему, то они следующие:

  • Звуки речи произносятся ребенком не четко.
  • Тонус мышц, которые оказывают влияние на работу артикуляции, серьезно нарушен.
  • Заикание, которое появилось на фоне невротической природы.
  • Задержка речи.
  • Появление сложности при освоении письма.
  • Непроизвольное слюноотделение.

У детей, которые посещают сеансы массажа, уже через несколько процедур можно наблюдать серьезные улучшения.

Массаж языка

Имеет значение при слабости мышц основного речевого органа, при недостаточной подвижности язычной мускулатуры, парезах и параличах. Логопеды, дефектологи используют несколько техник разминания непослушного язычка. Поговорим о каждой методике подробнее.

Массаж зубной щеткой

Для разминания мышц языка, щек в домашних условиях и на занятиях с профессионалом можно использовать обычную зубную щетку. Техника выполнения лечебной процедуры состоит из следующих этапов:

  1. Под язык ребенку положите бумажную салфетку. Она нужна для впитывания лишней слюны. Если влага слишком быстро набирается во рту, меняйте салфетку чаще.
  2. Попросите малыша расслабить язык.
  3. Делайте круговые разминающие движения по телу речевого органа.
  4. Затем прерывистые поглаживания по внутренней части щек, по всей площади языка. Как будто счищаете с него что-то. Это вариант движений обязательно используйте при бульбарной дизартрии.
  5. Попросите ребенка напрячь язык, чуть приподнять вверх.
  6. Массируйте ямку под челюстью. Движения делайте плавно, без усиленного нажима.

Массаж языка пальцами

Эффективно помогает снять гипертонус артикуляционных и лицевых мышц. Проводится с помощью платочка, тканевой салфетки, массажных напальчников. Последовательность действий взрослого такова:

  1. Помогите ребенку расслабить мышцы языка. Возьмите орган двумя пальцами, покрутите, легонько постучите по его поверхности.
  2. Подергайте язычок за кончик, прижимая двумя пальцами снизу, одним сверху.
  3. Возьмите за среднюю часть. Приподнимите и оттяните вперед. Зафиксируйте положение на 1-2 секунды.
  4. Одной рукой придерживайте язык около губ. Пальцами другой руки сжимайте точечно его тело до корня. Повторите поступательные движения в обратном направлении.
  5. Поверните язык пальцами и поставьте на ребро. Потом на другую сторону.
  6. Не забывайте тонизировать губы. Постукивайте по ним подушечками пальцев, сворачивайте в трубочку, растягивайте к носу.

Логомассаж пальцами проводите 1-2 раза в день в течение недели или двух. Продолжительность занятия зависит от возраста и темперамента ребенка.

Дошкольникам достаточно разминать язычные мышцы 10-15 минут в день. Выбирайте 2-3 упражнения. Повторяйте их в течение каждого занятия 30 раз.

На следующий день набор упражнений меняйте.

Метод массажа в коррекции речевых нарушений

Показания к применению массажа

Логопедический массаж –это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата (приемы и методы логопедического массажа взяты из книги Дьяковой Е.А.).  Логопедический массаж входит в комплексную медико–педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе ее минимальные проявления: ринолалия, заикание, нарушение голоса, а также в целях профилактики речевых нарушений у детей доречевого периода развития, у которых имеются различного рода двигательные нарушения.

Основные цели логопедического массажа:

  1. Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;
  2. уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;
  3. снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);
  4. стимуляция проприоцептивных(чувство тела, позы, движения) ощущений;
  5. увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;
  6. активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;
  7. формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Краткие анатомо –физиологические сведения:

Логопедический массаж выполняется в основном в области мышц головы, шеи, а также плечевого пояса

Особое внимание в процессе логопедического массажа уделяется мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся мышцы языка, губ, щёк, мягкого нёба. Логопед должен хорошо представлять себе строение и функции тех мышц, в области которых будет проводиться логопедический массаж

Массаж мягкого нёба

Массаж направлен на активизацию тонуса мыши мягкого нёба и повышение нёбно-глоточного рефлекса. Основным показанием для массажа мышц мягкого нёба является назальный оттенок голоса. Данные движения используются только при пониженном тонусе мышц мягкого нёба. Общие рекомендации при проведении массажа следующие: массажное воздействие направлено обычно не только на мышцы мягкого нёба, но также на язычно-нёбные и глоточно-нёбные дужки; массаж необходимо сочетать с пассивной и активной гимнастикой, направленной на стимуляцию нёбных и глоточных мышц; массажные движения совершают большим или указательным пальцем правой руки. Массаж мягкого нёба может включать следующие движения.

  1. Производят поглаживающие, растирающие, разминающие и ввинчивающие движения в направлении от твердого нёба по всей поверхности мягкого нёб.
  2. Поглаживающие, разминающие и растирающие движения справа налево, захватывающие язычно-нёбные дужки.
  3. Надавливающие движения, совершаемые большим или указательным пальцем по всей поверхности мягкого нёба в продольном и поперечном направлениях.
  4. Ребенок произносит звук а или э длительно. В это время большим или указательным пальцем производить растирающие и разминающие спиралевидные движения в поперечном и продольном направлениях.
  5. Ребенок произносит звуки а или э коротко, отрывисто, используя твердую атаку звука. В это время осуществлять толчковые движения большим пальцем в области мягкого нёба и нёбно-язычных дуг. В

послеоперационный период при ринолалии массирующие движения следует проводить крайне осторожно (только после разрешения врача) в двух направлениях: в продольном, по линии операционного шва, и поперечном, вдоль границы твердого и мягкого нёба. Движения в начале курса послеоперационного массажа должны быть очень легкие, поглаживающие, и лишь постепенно следует переходить к разминающим и надавливающим движениям

Очень важно активизирующий массаж мягкого нёба сочетать с активными и пассивно-активными упражнениями, направленными на рефлекторное сокращение мышц мягкого нёба, мышц зева и мышц задней стенки глотки

Пассивные и пассивно-активные упражнения, стимулирующие работу нёбно-глоточных мышц.

С помощью шпателя, которым трогают корень языка, вызывать рефлекторное сокращение мышц задней стенки глотки и мягкого нёба. Имитировать жевание. Пить воду маленькими глотками или имитировать глотательные движения (следующие друг за другом многократные глотательные движения приводят к увеличению времени, в течение которого мягкое нёбо находится в поднятом положении). Покашливать — это движение совершается многократно на одном выдохе (приводит к полному смыканию нёбно-глоточного кольца). Позевывать — это движение имитируется ребенком вслед за логопедом. Многократно произносить гласные а, э на твердой атаке голоса. Полоскать горло маленькими порциями теплой воды.

В каких случаях рекомендован

Показателем для выбора вида логопедического массажа является состояние мимической и артикуляционной моторики. Вначале логопед смотрит на мышцы, когда они находятся в расслабленном состоянии. Для этого ребенку лучше всего находиться в положении лежа.

Если мышцы имеют нормальный мышечный тонус, то они слегка напряжены, а кожа будет мягкая и эластичная. Все манипуляции не вызывают дискомфортных ощущений. Если тонус повышен – отмечается большая напряженность, манипуляции проводятся с затруднениями; если понижен – мышцы находятся в вялом и дряблом состоянии. Для первого варианта нужно делать массаж на расслабление, а при гипотонусе – стимулирующий.

Также показание к назначению этой процедуры – наличие парезов, параличей. В этом случае один уголок губ может быть выше, чем другой или челюсть смещена в сторону. Но работать специалист начинает с наиболее сохранных участков. Воздействовать на пораженные области нужно аккуратно, чтобы свести к минимуму возможные дискомфортные ощущения.

Чтобы определить в каком состоянии находятся мимические и артикуляционные мышцы, обследуют:

  • состояние мимических мышц и кожи;
  • состояние артикуляционной моторики;
  • состояние мягкого неба;
  • произносительную сторону речи.

По результатам диагностики логопед решает, нужен ли ребенку курс логопедического массажа и какие приемы он будет использовать в работе.

Зачем это нужно?

Способов развития речи существует множество. Немногие доверяют массажу, так как считают его скорее забавой, чем терапевтическим воздействием. И напрасно. Ученые давно доказали, что стимулирование определенных точек на ладонях ребенка способно творить чудеса. Чем скорее вы начнете работать над развитием моторики рук, тем раньше малыш заговорит и научится мыслить.

Есть мнение, что семимесячный карапуз должен уметь показывать хотя бы один пальчик из кулачка (чаще всего это указательный или большой). В этом случае проблем с речью у него быть не должно. Легкие поглаживания кистей необходимо осуществлять с рождения.

Для чего это нужно:

  • заметно улучшается настроение у новорожденного после тактильного контакта с родными;
  • он успокаивается и расслабляется;
  • происходит улучшение кровообращение;
  • кожа становится мягче.

Кроха начинает «чувствовать» свои пальчики и учится их контролировать.

Основные понятия и требования к проведению логопедического массажа

Качественный логопедический массаж при задержке речевого развития даёт отличный результат по устранению речевого нарушения. Количество сеансов рассчитывается индивидуально для каждого ребёнка с ЗРР. Сеансы в основном должны проводятся ежедневно. Для того, чтобы специалист мог делать данную процедуру ребёнку, ему необходимо пройти специальное обучение – медицинские курсы, при этом детально изучить анатомию и физиологию детского организма, во избежание нанесения ему травм.

Разновидности массажа рекомендованных при ЗРР

На практике используется два вида массажа:

Вид массажа Особенности применения
Логопедический массаж Способствует нормальной работе тонуса мышечной мускулатуры и улучшает работу мышц артикуляционного аппарата.
Массаж воротниковой зоны Позволяет с помощью определённого воздействия на отдел воротниковой зоны, насытить кислородом и усилить кровообращение в той зоне коры головного мозга, которая отвечает непосредственно за речь.

Противопоказания к применению

Запрещается проводить процедуру, если наблюдается один из ниже перечисленных диагнозов:

  • острые инфекционные заболевания;
  • повышение температуры, озноб;
  • инфекционные заболевания кожных покровов (герпесы, язвы, дерматиты);
  • лимфаденит (воспаление лимфатических узлов);
  • инфекционные болезни глаз (конъюнктивиты);
  • инфекции полости рта (стоматиты, гингивиты);
  • повышенное / пониженное артериальное давление.

Инструменты в работе логопеда

Во время проведения процедуры специалист может использовать следующие инструменты для логопедического массажа:

  • профессиональные вибромассажёры;
  • массажные зонды;
  • руки.

Какую бы технологию и рабочий инструмент не выбрал логопед, одним из первых и самых главных аспектов в работе специалиста – это умение найти контакт с ребёнком, расслабить его.

Место проведения массажа

Ряд требований предъявляется и к кабинету, для проведения процедуры. Он должен быть оснащён всем необходимым: детские игрушки, кушетка, табурет и кресло для работы. Если же процедуры проводятся в больнице, то из кабинета стоит убрать те вещи, которые могут напугать малыша (медицинские инструменты, наглядные пособия и материалы). В кабинете для проведения процедур всегда должна быть комфортная температура.

Для чего нужен логопедический массаж

Логопедический массаж — это специальные приемы воздействия на участки тела, так или иначе связанные с речевой деятельностью.

Эта процедура изменяет состояние мышечной ткани, нервных волокон, кровеносных сосудов, кожного покрова, таким образом решая задачи, для которых, собственно, и проводится.

Польза логомассажа

Благодаря выполнению логопедического массажа в организме происходит ряд изменений:

  • нормализация гипо- или гипертонуса мышц в мимической и артикуляционной мускулатуре;
  • уменьшение патологических непроизвольных мышечных движений;
  • активизация и увеличение силы сократительной способности мышц аппарата речи;
  • улучшение качеств артикуляции, в том числе четкости, объема, скорости;
  • восприятие движений речеобразующих органов.

И что в итоге? А в итоге массаж речевых зон лица приносит следующую пользу:

  • благотворно влияет на нервную систему и общее состояние организма;
  • стимулирует лимфо- и кровообращение, регулирует тканевые процессы обмена, способствует насыщению крови кислородом и улучшению клеточного питания;
  • увеличивает эластичность мышц и силу их сокращений, помогает их восстановлению после нагрузок, повышает работоспособность;
  • снижает тонус при спазмах и поднимает его при слабости органов артикуляции, задействует малоподвижные мышечные участки;
  • формирует координацию движений органов речи, стимулирует их восприятие;
  • увеличивает объем и диапазон движений;
  • укрепляет мышцы и готовит артикуляционный аппарат к максимально быстрой постановке звуков.

Показания и противопоказания

Именно благодаря такому спектру действия этот метод активно применяется при дизартрии, дислалии, алалии, афазии, ринолалии, заикании, дефектах голоса, задержке речевого развития, а также во всех случаях, когда нарушен мышечный тонус аппарата речи.

Противопоказания тоже есть. Это общие инфекционные заболевания, болезни кожи, слизистой оболочки глаз, полости рта, увеличение лимфоузлов, а также негативная эмоциональная реакция ребенка на проведение процедуры.

А теперь коснемся технической стороны этого метода.

Условия проведения

Температура внутри помещения должна быть комфортной для пребывания. Руки человека, проводящего массаж, должны приятные на ощупь, без ранок и воспалений. Необходимо снять все украшения и подстричь ногти.

Массаж происходит минимум через 2 часа после еды. Длительность массажа и количество дней проведения выбирается специалистом индивидуально для каждого ребенка. После просмотра видео или личной встречи с массажистом, родители могут проводить процедуры в домашних условиях.

Не каждый ребенок может сразу привыкнуть к процедурам и вести себя спокойно. Необходимо пообщаться с малышом, объяснить проводимые действия. Расположение и доверие пациента – залог положительного результата.

Негативный след после сеанса у врача может отрицательно сказаться и при проведении упражнений и в домашних условиях

Поэтому задача родителей – подготовить, объяснив важность и безопасность процедур

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

  1. Кому подходит логопедический массаж?

    Ответ: Логопедический массаж эффективен как для детей, так и для взрослых, столкнувшихся с различными нарушениями речи, проблемами в артикуляции или интонации.

  2. Эффективен ли логопедический массаж в коррекции речи?

    Ответ: Что касается эффективности логопедического массажа в коррекции речи, то да, он действительно помогает улучшить артикуляцию, интонацию и плавность речи у пациентов с речевыми нарушениями.

  3. С какого возраста можно начинать логопедический массаж?

    Ответ: С самого раннего возраста, как только появляются первые признаки речевых нарушений.

  4. Могут ли взрослые воспользоваться логопедическим массажем?

    Ответ: Да, он также эффективен для взрослых с речевыми нарушениями, вызванными травмами или неврологическими проблемами.

  5. Можно ли проводить логопедический массаж самостоятельно дома?

    Ответ: После обучения и рекомендаций от логопеда, родители или пациенты могут выполнять упражнения и массаж дома в дополнение к регулярным занятиям.

  6. Какие результаты можно ожидать от логопедического массажа?

    Ответ: Логопедический массаж способен улучшить артикуляцию, плавность речи, а также повысить уверенность и коммуникативные навыки пациентов.

  7. Может ли логопедический массаж помочь справиться с заиканием?

    Ответ: Да, он может помочь справиться с некоторыми формами заикания, особенно если оно связано с напряжением мышц речевого аппарата.

  8. Как долго может продолжаться курс логопедического массажа?

    Ответ: Продолжительность курса логопедического массажа зависит от сложности речевых нарушений и индивидуальных особенностей пациента. Обычно курс составляет несколько месяцев.

  9. Существуют ли специальные курсы для обучения логопедическому массажу?

    Ответ: Да, существуют специализированные курсы и тренинги, предназначенные для обучения логопедов методикам и техникам логопедического массажа.

  10. Могут ли взрослые без речевых нарушений также получать логопедический массаж?

    Ответ: Да, логопедический массаж может быть полезен для улучшения артикуляции и произношения даже у взрослых без выраженных речевых нарушений, например, для коррекции акцента или улучшения профессиональной речи.

Как делать логопедический массаж ложками

Для процедуры вам понадобятся четыре чайных ложки. Желательно приготовить еще несколько чистых ложечек на случай падения.

На ложках не должно быть витиеватых рисунков, а также других элементов, которые могут поранить малыша во время сеанса

Каждый элемент повторяется 6–8 раз.

Методика массажа ложечками:

  • Выпуклой стороной ложек поглаживайте ребенку виски по часовой стрелке.
  • Выпуклостями погладьте глазные впадины. Ведите вдоль надбровной дуги к внешнему уголку глаза, обратно проведите ложкой под глазом.
  • По кругу гладьте щечки ребенка выпуклыми сторонами ложек.
  • Растирайте по спирали виски горками ложечек. Заканчивается движение аккуратным нажатием.
  • Растирайте межбровное пространство по спиралевидным траекториям горками ложек.
  • Массируйте щечки от подбородка к глазам боковой стороной ложки.
  • Растирайте носогубную область концом ложки.
  • Всю верхнюю губу проработайте кончиком ложки. Делайте слабые нажатия.
  • Аналогично помассируйте нижнюю губу.
  • Подбородок и скулы разомните горками ложек при помощи круговых движений.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: