Логопед не помогает, что делать? когда стоит обратиться к сурдологу

Детский сад №  101 г. витебска "солнышко"

Содержание коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста в условиях психоневрологического стационара

Ранний возраст имеет важное значение для всего последующего физического, умственного, эмоционального и речевого развития детей. Именно поэтому, дети, у которых диагностировали отставание в развитии, нуждаются в своевременной квалифицированной помощи специалистов

Комплексная реабилитация детей раннего возраста с речевыми нарушениями включает в себя не только медицинское, но и коррекционно-педагогическое воздействие.

Коррекционно-педагогическая работа в условиях психоневрологического стационара включает в себя:

  • Нормализацию мышечного тонуса и мелкой моторики.
  • Развитие тактильных ощущений и артикуляционного аппарата.
  • Развитие мимики.
  • Выработку ритмичности дыхания.
  • Стимуляцию лепета и лепетных слов.
  • Перевод имеющихся в пассивном словаре слов в активный словарь.
  • Выработка слуховых и зрительных дифференцировок.
  • Развитие внимания, памяти и мышления.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего возраста строится поэтапно, каждый этап включает в себя упражнения, которые постепенно усложняются.

Логопед принимает участие не только в коррекционных занятиях, то в разнообразных режимных моментах. Это способствует установлению контакта с ребенком и повышает результативность проводимой коррекционной работы.

В рамках коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста, логопед использует разнообразные потешки, ладушки, приговорушки, стишки звукоподражания. Это также помогает установить с ребенком необходимый эмоциональный контакт и наладить работу.

Замечание 2

Задача логопеда — не только скорректировать имеющееся речевое нарушение, но и научить ребенка фиксировать взгляд на лице собеседника. С этой целью логопед учит ребенка выполнять вначале одноступенчатые инструкции, а затем уже двухступенчатые.

Помимо этого, логопедом проводится работа по развитию у детей диафрагмального дыхания, посредством короткого спокойного вдоха через нос и плавного выдоха.

Коррекционно-логопедическая работа проводится не только индивидуальной, но и групповой форме.

Расчетные нормы нагрузки логопедов психоневрологического стационара, реализующих коррекционно-логопедическую работу с детьми раннего возраста:

  1. Индивидуальная работа, которая включает в себя обследование ребенка и консультацию:

    • при тяжелых расстройствах составляет 1,5 посещения в течение часа;
    • при легких расстройствах 4 посещения в час;
  2. При проведении групповых коррекционно-логопедических занятий:

    • группа детей с тяжелыми расстройствами: 6-8 посещений в час;
    • группа детей с легкими расстройствами: 8-10 посещений в час.

Помимо организованной коррекционно-логопедической работы с детьми, логопеды организуют и проводят работу с родителями.

Замечание 3

Задача логопеда — информировать родителей о современных требованиях к развитию ребенка, объяснить истинное состояние его речевого развития, обучить их некоторым приемам логопедической работы, сделав соучастниками коррекционного процесса.

Для решения этих задач используются различные методы: беседы, индивидуальные консультации, наглядная агитация (стенды и плакаты), размноженные раздаточные памятки по тематике, предназначенной для каждого конкретного случая.

Логопедический массаж языка для детей

Для того, чтобы провести логомассаж, необходимо действовать в соответствии с пошаговой инструкцией:

Использование зонда

  1. Процедура начинается с того, что массажист делает щадящие поглаживающие движения по коже лица.
  2. Работа с продольной мышцей проводится в направлении от корня языка к внешней части.
  3. Логопедом выполняются надавливания на поперечные мышцы: движение начинают в центре языка и продолжают по направлению к боковому краю.
  4. Внутри ротовой полости проводятся поглаживания по всей ее поверхности в различных направлениях.
  5. Делают легкие похлопывания по поверхности языка на всем его протяжении.
  6. Массажист выполняет надавливания на продольную мышцу.
  7. Проводится обработка уздечки языка с помощью вертикальных движений.
  8. С использованием салфетки, сделанной из марли, делают перетирающие массажные движения.

Важно! Для того, чтобы был оказан лечебный эффект, нужно провести цикл процедур, состоящий из 10-20 сеансов. После окончания надо сделать перерыв длительностью 4-8 недель и повторить все снова

Массаж ложками

Метод массажа ложками может применяться в домашних условиях. Он значительно улучшает развитие речи у детей. Для выполнения манипуляции нужно две пары чайных ложек. Проводится массаж следующим образом:

  • Выпуклой поверхность ложки поглаживается височная область.
  • Аналогично поглаживаются глазные впадины. Двигаться нужно вдоль брови к внешней границе глаза. Под глазом движения осуществляются в обратном порядке.
  • Делаются круговые поглаживания щек.
  • Височная зона растирается горкой ложки по спирали. В конце нужно аккуратно нажать на обрабатываемую зону.
  • Спиралевидными движениями горки ложки растирается зона между бровями.
  • Ребром ложки массируются щеки от подбородка к глазам.
  • Кончиком изделия растирается носогубная область.
  • Легкими нажатиями конца ложки прорабатывается отдельно каждая губа.
  • Зона скул и подбородка разминается круглой частью ложки круговыми движениями.

Логопедический массаж помогает устранить нарушения речи у ребенка и обеспечить нормальное развитие речевого аппарата. Он должен выполняться регулярно и по правильной технике.

Массаж уздечки языка

В случае укорочения уздечки языка прибегают к массажным движениям, способствующим ее растяжению. Большим и указательным пальцами левой руки, взявшись за кончик языка, поднять его вверх. Рот при этом раскрыт. Указательным и большим пальцами правой руки растягивающим движением скользить по уздечке языка снизу ввер.

Массаж слизистой оболочки десен и твердого нёба В раде случаев у ребенка кроме нарушений мышечного тонуса может наблюдаться слабость кинестетических ощущений. В таких случаях с целью преодоления расстройств артикуляционного праксиса в комплекс массажных движений включают массаж слизистой оболочки твердого нёба и десен.

  1. Рот ребенка открыт. Большой палец расположен на внешней стороне верхней десны, а указательный — на внутренней стороне. Энергично нажимая на дёсны, производить движения справа налево, а затем слева направо сначала по верхней, а потом аналогичным образом по нижней десне (рис. 102).
  2. Большим или указательным пальцем энергично проводить по твердому нёбу, начиная от передних верхних зубов, по направлению к мягкому нёбу до границы с мягким нёбом и обратно.

Виды логопедического массажа и их особенности (+таблица)

В мире логопедии существует много различных подходов к массажу, каждый из которых играет важную роль в поддержании здоровья и улучшении коммуникационных навыков. Давайте рассмотрим основные виды логопедического массажа и то, какие цели они помогают достичь.

Вид массажа Особенности Цели
Ручной или классический Выполняется руками логопеда. Может быть укрепляющим или расслабляющим. Укрепление мышц лица и шеи или их расслабление для снятия напряжения.
Зондовый Используются специальные зонды или их заменители для точечного воздействия на мягкие ткани лица и шеи. Целенаправленное воздействие на определенные зоны или мышцы для улучшения тонуса или снятия спазмов.
Аппаратный Используются специальные массажные аппараты, такие как вибромассажеры или электростимуляторы. Улучшение кровообращения, стимуляция тканей, уменьшение отечности и напряжения.
Точечный Направлен на точечные участки лица и шеи, такие как мимические морщины или участки с плохим тонусом. Разглаживание морщин, улучшение тонуса кожи, снятие напряжения в определенных участках.
Самомассаж Выполняется самим пациентом по инструкции специалиста. Улучшение мобильности и чувствительности лица и шеи, снятие напряжения и улучшение кровообращения.

В данной таблице мы обратили внимание на многообразие подходов к логопедическому массажу, каждый из которых имеет свои уникальные особенности и цели. Изучение этих методов позволяет нам взглянуть на массаж не просто как на процедуру, а как на инструмент, способный влиять на различные аспекты функционирования речевого аппарата

Углубленное понимание каждого вида массажа открывает перед нами новые возможности для индивидуализированного подхода к реабилитации пациентов. Методы обладают своей спецификой и могут быть адаптированы в соответствии с уникальными потребностями и характеристиками любого конкретного случая.

Такой анализ не только расширяет понимание о разнообразии методов массажа, но и помогает осознать, каким образом каждый из них может быть оптимально применен для достижения конкретных целей реабилитации. Этот углубленный взгляд на логопедический массаж позволяет обеспечить пациентам наиболее эффективное и индивидуализированное лечение.

Сроки лечения ЗРР

Прогнозировать точные сроки лечения этой патологии невозможно. В большинстве случаев логопедическая работа при ЗРР имеет не меньшее значение, чем участие невролога. Если оба специалиста успешно координируют свои действия друг с другом, удается добиваться заметных результатов уже через 1,5-3 месяца лечения.

Невролог при ЗРР старается устранить нарушения в деятельности ЦНС. Логопед при ЗРР правильно выстраивает учебный процесс, подбирает понятный и простой в усвоении материал, использует специальные развивающие методики. В большинстве случаев, если в ГМ не произошло необратимых изменений, удается нормализовать процесс становления речи у ребенка.

Массаж чайными ложками

Это вариант игрового массажа, автором которого является И. О. Крупенчук. Такой массаж подойдет детям, у которых возникают негативные реакции на зонды. При этом можно делать массаж с разной температурой: прохладный – для стимуляции, теплый – для расслабления.

Все манипуляции с ложками сопровождаются стихотворениями, потешками. Это позволяет ребенку усвоить слова, обозначающие части лица и тела, действия; освоить навык согласования слов в предложении и фразах. Все действия проводят по основным массажным линиям, применяют надавливания, поглаживания, растирания.

Нужно использовать гладкие чайные ложки, чтобы не поранить ребенка. Такой массаж дети могут делать самостоятельно.

Массаж мышц губ

Расслабляющий массаж.

  1. Ладонной поверхностью указательных пальцев производят поглаживающие движения по верхней губе от углов рта к середине.
  2. Такие же движения производят по нижней губе от углов рта к середине.
  3. Движение совершают подушечками указательного и среднего пальцев поочередно правой и левой рукой. Движение начинается от козелка ушной раковины, пальцы легко скользят по щеке, а затем вокруг губ. При этом указательный палец скользит по коже верхней губы, а средний — по коже нижней губы, сходясь вместе у противоположного угла рта.
  4. Подушечками указательного и среднего пальцев поглаживают носогубные складки, двигаясь от крыльев носа к углам рта.
  5. Теми же пальцами производят легкое постукивание вокруг губ по часовой стрелке. Массажные движения могут проводиться при различном положении рта: закрытом и слегка приоткрытом.

Активизирующий массаж. Используются приемы растирания в виде полукружных и спиралевидных движений, разминания в виде перетирания и вибрации.

  1. Ладонной поверхностью указательных пальцев производят движения по верхней губе от середины к углам рта. Такие же движения — по нижней губе.
  2. Большими пальцами обеих рук производят движения от середины верхней губы к углам рта и слегка вниз, а затем указательными пальцами — от середины нижней губы к углам рта и слегка вверх. Движения чередуются.
  3.  Поглаживают носогубные складки, двигаясь от углов губ к крыльям носа.
  4. Большим и указательным пальцами захватывают в вертикальную складку верхнюю губу, сжимают ее и перетирают между пальцами. Захват осуществляется в центральной части губы.
  5. Большим и указательным пальцами захватывают кожу вокруг губ и осуществляют прием пощипывания.
  6. Концами указательного и среднего пальцев интенсивно постукивают вокруг губ.
  7. Перетирающие движения, осуществляемые большим и указательным пальцами в направлении от одного угла рта к другому вдоль верхней, а затем нижней губы.
  8. Спиралевидные движения, производимые большим и указательным пальцами по верхней, а затем по нижней губе.
  9. Спиралевидное разминание области носогубной складки. Фаланга большого пальца находится в полости рта под носогубной складкой, указательный и средний пальцы располагаются сверху.
  10. Точечное сдавливание губы между большим и указательным пальцами. Локализация точек.
  11. Логопед помещает свои указательные пальцы на точку, находящуюся между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Производится движение, направленное к середине так, что верхняя губа собирается в вертикальную складку. Аналогичное движение осуществляется на нижней губе.
  12. Указательные и средние пальцы специалист располагает около углов рта и слегка растягивает губы, как при улыбке; обратным движением губы возвращаются в исходное положение. Движения легкие и плавные. Эти упражнения могут быть проведены при закрытом и открытом положениях рта.

Неврологическая помощь при ЗРР

Неврология – раздел медицины, занимающийся изучением центральной и периферической нервных систем в нормальном и патологически измененном состоянии. ЗРР относится к заболеваниям неврологического профиля, и все медикаментозное лечение назначается неврологом. Нужно отметить, что лечение ЗРР не всегда проводиться исключительно неврологом – все зависит от причины заболевания.

Причина ЗРР Основной специалист
Недостаточная культура в семье ребенка Логопед
Родовая травма, асфиксия Невролог
Гиперопека (ребенок без слов получает все желаемое) Логопед
Частое нахождение в стационаре, хронические стрессы Логопед
ЧМТ, воспаления мозговых оболочек любого генеза Невролог
ЗРР, как осложнение после вакцинации Невролог

Если логопедия при задержке речевого развития делает основной упор на процесс обучения ребенка, неврология старается устранить причину ЗРР лекарственными средствами. Все препараты, назначаемые неврологом, оказывают преимущественное действие на ЦНС.

Все лекарственные средства назначаются только после предварительной диагностики. Из аппаратных методов нужно отметить эффективность электроэнцефалографии, КТ и МРТ. Они позволяют точно визуализировать состояние головного мозга, определить зону поражения. Только после этого невролог решает, какие именно лекарственные средства использовать для лечения.

Практически всегда логопедическая работа при задержке речевого развития ведется параллельно работе невролога. Если у ребенка ЗРР средней или тяжелой степени, обязательно подключается психолог. Задачей невролога является контроль эффективности назначенного им медикаментозного лечения, своевременный лабораторный контроль картины крови, состояния внутренних органов.

Среди основных групп препаратов, которые назначает невролог при задержке речевого развития нужно выделить:

  • ноотропы;
  • седативные (успокаивающие);
  • витамины;
  • адаптогены.

Все лекарственные средства, назначаемые неврологом, способствуют устранению основной причины заболевания – снимают отек мозга, восстанавливают нормальное кровоснабжения, снимают воспаление. После этого у ребенка появляется возможность догнать своих сверстников по уровню развития.

Показания к проведению логопедического массажа

Логопед подбирает вид массирования, направленный на активизацию неработающих участков вербального аппарата. Это позволяет постепенно вернуть тонус всем мышцам, отвечающим за речевую функцию. Методика может применяться при дизартрии, ринолалии, дислалии и так далее.

Манипуляции можно проводить с двух месяцев, хотя в раннем возрасте они делаются только для профилактики. При серьезных расстройствах применяется массаж, направленный на восстановление голосовых возможностей, приведение в тонус мышц речевой системы и уменьшающий время становления произношения. Метод может скорректировать даже существенные неврологические симптомы.

Воздействие на важные речевые центры – губы, язык, мочки ушей и шею, показано детям с такими проблемами:

  • частичная потеря либо неполное расстройство голоса;
  • различные дефекты лечи;
  • чрезмерная интенсивность лицевых мышц;
  • чрезмерное рефлективное слюнотечение;
  • сбой произносительной системы речи в целом;
  • ДЦП;
  • нарушения формирования артикуляционной мускулатуры;
  • все виды логопатии.

Все эти нарушения могут привести к серьезным дефектам речи в будущем, и для предотвращения этого нужно как можно раньше принять меры.

Альтернативы логомассажу

Услуги логопеда стоят не так дорого. Но родители, чадо которых не показывает положительных результатов, начинают искать альтернативы процедуре.

Одним из вариантов является нейробиоуправление или биоакустическая коррекция.

Во время процедуры к коже головы человека прикрепляются датчики, которые регистрируют активность мозговых волн. Врач сможет записать график работы мозга во время общения. Затем ребенку надевают наушники, через которые можно услышать «озвученные» сигналы мозговых импульсов. Такое лечение назначают детям с серьезными задержками развития речи.

Маленьким пациентам без ЗРР больше подойдет музыкальная терапия. Малышу предлагается слушать ритмичные песенки, подпевать им.

Противопоказания

Логопедический массаж можно выполнять только при хорошем общем состоянии ребенка. Он противопоказан при:

  • вирусных заболеваниях, которые сопровождаются повышенной температурой, кашлем, насморком;
  • стоматитах, гингивитах, ангине и других заболеваниях полости рта;
  • кожных заболеваниях — герпесе, ветряной оспе, аллергической сыпи;
  • любых заболеваниях и состояниях, при которых самочувствие малыша нарушено — прорезывание зубов или выпадение молочных зубов, усталость;
  • эписиндроме;
  • грубых психических отклонениях.

При этих состояниях с массажем лучше подождать или отказаться от них окончательно. Если ребенок болеет простудными заболеваниями, у него на слизистой воспалительный процесс, необходимо обратиться к врачу, чтобы вам назначили лечение. К коррекции речи можно приступить после нормализации состояния.

Логопедическая помощь при ЗРР

Логопедия является одним из разделов специальной педагогической науки. Она изучает все виды нарушений речи, разрабатывает способы их предупреждения, раннего выявления и коррекции методами специального образовательного процесса и воспитания. Среди основных задач этой науки нужно отметить:

  • изучение онтогенеза речи при разнообразных нарушениях;
  • выявление симптомов и определение степени нарушений;
  • изучение особенностей формирования речи при отклонениях в развитии;
  • разработка диагностических методов;
  • изучение этиологии нарушений речи;
  • разработка новых методов профилактики.

Как проводится коррекционная работа логопедом при ЗРР

Перед началом коррекционного курса, специалист дает логопедическое заключение при ЗРР. Оно составляется на основе проводимого обследования, которое включает в себя оценку физического состояния, уровня развития мелкой моторики и сформированности умения выполнять различные артикуляционные упражнения. Логопед определит уровень понимания и владения разговорной речью.

На начальном этапе логопед при задержке речевого развития старается уравновесить процессы возбуждения и торможения в ЦНС. В ряде случаев для этого потребуется помощь невролога, который назначит лекарственную терапию. Методы логопедической коррекции задержки речевого развития различны, но вся работа проводится в несколько этапов.

  1. После установления хорошего контакта с ребенком, логопед начинает игры на удержание и переключение внимания.
  2. Обучение выполнению просьб/инструкций – это является базовой основой для всей дальнейшей коррекционной работы. Чаще всего оптимальными являются сюжетные игры.
  3. Стимуляция подражательной деятельности. Подражание позволяет плавно переключить ребенка от неречевой активности к речевой. На этом этапе логопед отрабатывает с ребенком произношение основных гласных звуков и слогов.
  4. Обучение правильной ориентации в пространстве. Для этого логопед использует ритмичные виды деятельности – игры с мячом, лентами, водой. Одновременно стимулируется развитие мелкой моторики, для чего ребенку предлагается собирать конструктор, лепить из пластилина, собирать мелкие предметы, предварительно рассыпанные на пол.
  5. Изучение новых слов, что способствует пополнению пассивного словаря и расширению активного. Для этого могут использоваться красочные картинки, игрушки.
  6. Занятие с логопедом при ЗРР на начальном этапе завершает работа с зеркалом, перед которым ребенок проводит специальную артикуляционную гимнастику.

Логопедический массаж

Логопедические занятия ЗРР часто дополняются массажем. Он вызывает положительные изменения в нервной и мышечной системах лица, которые играют основную роль в процессе речеобразования. Массаж позволяет логопеду добиться следующих эффектов:

  • восстановление мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры;
  • устранение парезов и уменьшение интенсивности параличей;
  • активизация мышечных групп со сниженной сократительной способностью.

Как правило, логопед проводит от 10 до 20 сеансов массажа при ЗРР. Длительность первых сеансов не превышает 5-6 минут, к окончанию курса на одну процедуру отводится до 25 минут.

Скачать приложение для смартфона — Казино Рамен Бэт

В наше время мобильные приложения стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Они помогают нам во многих сферах — от коммуникации до развлечений. Если вы любите азартные игры и хотите попробовать свою удачу в онлайн-казино, то приложение для смартфона — Казино Рамен Бэт будет отличным выбором.

Удобство и доступность — скачав приложение Казино Рамен Бэт на свой смартфон, вы сможете играть в любимые азартные игры в любое время и в любом месте. Вам не нужно будет искать компьютер или посещать физическое казино, достаточно просто открыть приложение на своем телефоне.
Большой выбор игр — в приложении Казино Рамен Бэт представлены различные азартные игры, такие как слоты, рулетка, покер и многое другое. Вы сможете выбрать то, что вам больше всего нравится и наслаждаться игрой.
Безопасность и надежность — приложение Казино Рамен Бэт обеспечивает высокий уровень защиты ваших данных и финансовых транзакций. Все операции проходят через защищенное соединение, что гарантирует сохранность ваших средств.
Бонусы и акции — Казино Рамен Бэт предлагает различные бонусы и акции для своих игроков. Вы сможете получить дополнительные средства на свой игровой счет или участвовать в розыгрышах ценных призов.

Как скачать приложение Казино Рамен Бэт

Чтобы скачать приложение Казино Рамен Бэт на свой смартфон, вам потребуется выполнить несколько простых шагов:

Теперь вы можете наслаждаться азартными играми в любое время и в любом месте с помощью приложения Казино Рамен Бэт на своем смартфоне. Удачи!

Виды логомассажа

Для работы с детьми применяются различные виды логомассажа. Наиболее распространёнными видами являются:

  • традиционный;
  • зондовый;
  • самомассаж;
  • аппаратный;
  • точечный;
  • массаж Дьяковой.

Логомассаж

Традиционный вариант использует классические массажные приёмы. Для зондового применяются специальные инструменты. В этом случае выполнять массаж могут только те, кто прошёл соответствующее обучение.

Самомассаж позволяет обучить пациента делать логомассаж без помощи специалиста. Для аппаратных процедур используются специальные устройства (вакуумные, вибрационные и другие).

Точечный использует для работы с детьми методы традиционной медицины.

Важно! Массаж Дьяковой представляет собой методику, которая позволяет эффективно бороться с нарушениями речи у детей

Цели логопедического массажа

Массаж предназначен для помощи ребенку в следующих случаях:

  • У малыша не получается с нужной степенью отчетливости произносить слова и предложения.
  • Если ребенок страдает от заикания.
  • Мышцы, которые участвуют в артикуляции, имеют недостаточно хороший тонус.
  • Когда развитие речевого аппарата в возрасте до трех лет проходит с отклонениями, имеющими неясную природу.
  • Иногда недостатки речи могут проявляться не только в устной, но и в письменной речи. Этот массаж способен оказать помощь в тех случаях, когда дисграфия не связана с задержкой внутреннего развития.
  • При дизартрии.

Ребенок не должен бояться

  • Часто задержка в речевом развитии происходит одновременно с проблемами детского умственного развития. Но если малышу трудно разговаривать, но он развивается нормально (в этом случае нарушение называется «алалия»), то логопедический массаж будет ему полезен.
  • Если возникла ЗРР (задержка речевого развития).
  • При неправильной работе голосовых связок.
  • Логопедический массаж позволит увеличить результативность проводимых с ребенком логопедических занятий.
  • Эта процедура способна помочь при неконтролируемом слюноотделении у ребенка.
  • Если малыш произносит слова с чрезмерным напряжением.
  • При наличии ринолапии (когда при произношении слов резонирование в полости носа происходит в недостаточной степени).
  • Если детские речевые нарушения обусловлены слишком короткой подъязычной уздечкой (при дислалии).

Дети, которые проходят процедуру логопедического массажа, демонстрируют прогресс в преодолении речевых недостатков.

У них отмечается следующее:

  • Постепенно мышечный тонус речевых мускулов приходит в норму.
  • Амплитуда движений при артикуляции становится больше.
  • Уменьшается проявление различных отклонений при работе речевых мышц.
  • Формируется правильная схема выполнения артикуляционных движений.
  • Мышцы, которые работали ранее с недостаточной степенью сокращения, теперь работают с большей интенсивностью.

Важно! Регулярное прохождение курса логопедического массажа позволит детям ощутить значительный прогресс в развитии речевых навыков

Зондовый логопедический массаж

Для проведения такого вида массажа необходимо пройти профессиональное обучение. Специалист должен знать, что и зачем необходимо сделать. В этом случае для работы используются специальные приспособления — зонды. При этом:

  • Обкалывание языка выполняется при помощи вилочкового зонда.
  • Восьмерка применяется для проведения нажатий на язык.
  • Зонды-саночки имеют несколько разновидностей. С их помощью выполняется стимуляция волокон мышц при помощи надавливаний на него.
  • Топорик используется для надавливающих и скользящих массажных движений.

Применяются также другие разновидности зондов для проведения массажа.

Логопедический массаж языка зубной щеткой

Проводя такую процедуру, нужно правильно выбрать зубную щетку. У нее должна быть мягкая щетина. Необходимо купить бинт, чтобы сделать несколько тампонов, которые нужно будет подложить под язык во время процедуры для того, чтобы они впитывали слюну.

При массаже языка необходимо делать кругообразные движения щеткой в поперечной направленности. При этом не должно быть сильного надавливания.

Самомассаж

Перед проведением самомассажа ребенку показывают все основные приемы, которые будут применяться на сеансе. На первых занятиях взрослый делает эту процедуру ребенку сам, при этом оречевляя свои действия. Затем он берет руки ребенка и направляет его.

Потом взрослый показывает, что нужно делать, а малыш за ним повторяет. И когда он освоит алгоритм массажа, то сможет выполнять его, ориентируясь только на словесную инструкцию взрослого.

Но если у ребенка тяжелое речевое нарушение, тогда лучше делать зондовый массаж. Есть виды массажа для детей, имеющих не только трудности с речью, но и другие патологии. Например, массаж по методике Архиповой А. Ф., предназначенный для детей с ДЦП. Он направлен не только на улучшение артикуляционной и лицевой моторики, но и учитывает психофизиологические особенности таких детей.

Некоторые считают, что достаточно пройти курс логопедического массажа и у ребенка сразу исправится звукопроизношение. Нет, логомассаж обычно выступает в качестве дополнения к артикуляционной и дыхательной гимнастикам (в сложных случаях является основным направлением). Нормализовав мышечный тонус, нужно осваивать с ребенком новые артикуляционные движения. Только тогда получится исправить звукопроизношение и закрепить достигнутый массажем результат.

Для чего нужен логопедический массаж

Логопедический массаж позволяет расслабить или укрепить артикуляционные мышцы, стимулирует чувствительность мышц. Показанием к процедуре является наличие следующих проблем у ребенка:

  • короткая подъязычная уздечка — это одна из причин дислалий — нарушений речи, при котором нет поражений центральной нервной системы и органа слуха, поэтому основная работа ведется с артикуляционным аппаратом;
  • ринолалия — нарушение звукопроизношения вследствие патологии носовой полости и ротоглотки;
  • непроизвольное слюноотделение, одной из причин которого является потеря тонуса мышц языка;
  • нарушение голоса — малыш тихо говорит, при этом у него может быть чувство «кома» и тяжести при разговоре;
  • алалия — отсутствие или недоразвитие речи, причиной которого является повреждение речевых центров головного мозга;
  • дисграфия — нарушение письменной речи;
  • нарушение тонуса мышц как в сторону повышения, так и в сторону понижения, которые участвуют в звукопроизношении;
  • заикание невротической природы;
  • невнятная речь.

Противопоказания

Кажется, что логопедический массаж — это такая палочка-выручалочка с абсолютной полезностью и обязательным результатом. Однако это не совсем так. Родителям стоит знать, что назначить эту процедуру может только специалист. Логопед проверит состояние не только речи ребенка, но и артикуляционного аппарата

Кроме того, важно знать анамнез и пройти обследование у невролога

Логопедический массаж не показан в следующих случаях:

  1. Инфекционные и вирусные заболевания.
  2. Гнойничковые болезни кожи.
  3. Повышенная температура тела у ребенка.
  4. Строгое противопоказание — эписиндром, эпилепсия в анамнезе!
  5. Перенесенная недавно ангина. Перед началом курса массажа необходимо подождать после выздоровления не менее 7-10 дней.

Каким детям нужен логопедический массаж?

Детям с тяжелыми речевыми нарушениями (алалия, минимальные дизартрические расстройства, дизартрический компонент как вторичное нарушение при поражениях ЦНС, невротическая форма заикания и др.) для коррекции звукопроизношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики. Необходим логопедический массаж. Зачастую для наибольшей эффективности логопедической работы необходимо, чтобы ребенок, нуждающийся в помощи логопеда, сначала прошел неврологическое лечение.

Также очень эффективным является одновременная работа двух специалистов: логопедический массаж на фоне медикаментозного лечения, предложенного неврологом.

Под влиянием работы массажиста в тканях улучшается кровообращение, улучшается их питание, ускоряется движение лимфы. Воздействие на мышцы способствует повышению их эластичности и способности сокращаться и расслабляться.

Разумеется, необходимо помнить и о противопоказаниях к логопедическому массажу. Поэтому всегда, прежде чем начинать работу с ребенком, необходимо побеседовать с мамой и собрать анамнез. Ни в коем случае нельзя делать массаж ребенку с эписиндромом, у которого в анамнезе наблюдались судороги; при любых заразных заболеваниях (стоматиты, герпетичесик высыпания и др.), при любых травмах кожи лица и артикуляционного аппарата, а также никогда не делайте массаж ребенку, если он плохо себя чувствует (в начальной стадии заболевания; при заболевании в стадии обострения)

И очень осторожно применять массаж детям, имеющим бронхиальную астму.

Перед проведением логопедического массажа очень важна диагностика имеющегося у ребенка нарушения. Ведь от этого напрямую зависит, какие приемы необходимо будет применять в дальнейшем

Специалисту очень важно определить, каким образом нарушен тонус мышц артикуляционного аппарата: по типу гипотонуса –  паретичности, либо, наоборот, гипертонуса – спазтичности.

Исходя из необходимости, используются разные движения, призванные либо повысить тонус мышц, либо расслабить и избавиться от спастичности.

С помощью логопедического массажа удается добиться:

  1. Улучшения работы мышц, входящих в речевой аппарат.
  2. Снижения повышенного тонуса мышц, принимающих участие в воспроизведении звуков.
  3. Лучшего контроля ребенка над движениями языка и лицевых мышц.
  4. Повышения чувствительности всего речевого аппарата.
  5. Уменьшения слюнотечения.
  6. Создания условий для работы органов речи, которые подготавливают ребенка к четкому и правильному выговариванию звуков.

Логопедический массаж может быть:

  1. Классическим. Как понятно из названия, в нем используются обычные массажные приемы, однако массируется в данном случае лицевые мышцы, шейно-воротниковая зона, язык.

  2. Точечным. В данном случае оказывается воздействие на активные точки организма, расслабляя или стимулируя их.

  3. Зондовым. Отличается использованием набора зондов, разработанных специально для логопедических целей. С помощью этих зондов производится воздействие на необходимые зоны артикуляционного аппарата. Доказана высокая эффективность при работе над улучшением звукопроизношения.

  4. Аппаратным. Процесс построен на использовании приборов.

Как проводится логопедический массаж?

Этот способ логопедической работы довольно эффективен, однако должен выполняться исключительно специалистом, имеющим определенные навыки и образование. Информация для родителей, как должен проводиться логопедический массаж:

  1. Назначение должно происходить только после проведенного обследования

  2. Проводится массаж курсами — по 10 или 20 сеансов. Чем слабее выражено нарушение речи, тем короче может быть продолжительность курса и самих сеансов.

  3. Как правило, сеансы назначаются 2 раза в неделю или чаще и включается в состав логопедических занятий.

  4. В зависимости от вида массажа ребенку предложат либо расположиться в кресле сидя, либо лечь на массажный стол. Часто дети не готовы сразу лечь для проведения массажа. Хороший специалист не станет давить на ребенка, а даст ему возможность привыкать постепенно.

  5. Манипуляции не должны быть болезненным.

  6. Длительность сеанса зависит опять же от вида речевого нарушения и состояния ребенка. Однако первое занятие, как правило, длится всего несколько минут и в это время используются лишь общие расслабляющие поглаживания. Это делается для того чтобы ребенок привык к процедуре и не испытывал страха.

  7. Если ребенок волнуется, поначалу логопед может предложить ему сидеть во время процедуры на стуле или у родителей на коленях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: