Что такое сензитивность
Сензитивность (или чувствительность) — особенность человека, позволяющая ему ощущать и воспринимать различные внешние раздражители. Соответственно, сензитивные периоды развития — это такие возрастные периоды, когда ребёнок наиболее восприимчив к процессам обучения, воспитания, благодаря чему впоследствии формируются личность и интеллект.
Исследователи сензитивных периодов по-разному трактуют их суть. В частности, врач и педагог Мария Монтессори полагала, что сензитивные периоды имеют биологическую природу, то есть возникают из-за особенностей работы детского мозга. Психолог Л.С. Выготский считал, что природа сензитивных периодов исключительно социальна, то есть на ребёнка оказывает влияние окружающая среда. Профессор Б.Г. Ананьев видел в сензитивных периодах переплетение органического и социального, однако ведущую роль он отводил социальной природе сензитивности.
Интересно, что в один такой период ребёнок может быть восприимчив сразу к нескольким видам деятельности и к развитию нескольких психических функций.
Конечно же, это не значит, что по окончании всех таких сензитивных периодов, ребёнок не сможет больше ничему научиться. Мы все знаем, что можно выучить шведский язык, если тебе 70 или начать освоение новой профессии совсем не в 18. Речь идёт про особенности детского развития, которые помогают ребёнку в освоении того или иного навыка. Такую помощь природы могут использовать и родители.
Критерии периодизации[править | править код]
В периодизации Д. Б. Эльконина интегрированы теория деятельности А. Н. Леонтьева, концепция развития личности Л. И. Божович и основные положения Л. С. Выготского о структуре и динамике психологического возраста.
Согласно Л. С. Выготскому, возрастной период характеризуется своей социальной ситуацией развития — совершенно своеобразным, специфическим для данного возраста, исключительным, единственным и неповторимым отношением между ребёнком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.
Структура психологического возраста включает в себя так же такой компонент как ведущая деятельность. Посредством ведущей деятельности происходит развитие других видов деятельности ребёнка и обеспечивается появление психологических новообразований. Возрастные новообразования — новый тип строения личности и деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на конкретной возрастной стадии и которые определяют сознание ребёнка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период.
Ребёнок в процессе своего развития находится во взаимодействии с окружающими его предметами и взрослыми. Использование ведущей деятельности в качестве критерия периодизации позволяет выделить две системы деятельности: «ребёнок — общественный предмет» и «ребёнок — общественный взрослый». Физические свойства предметов не содержат в себе информацию об общественном происхождении предметов, о выработанных способах действий с ними. Для понимания способов действий с общественным предметом, для воспроизведения общественного опыта физические свойства вещи выступают лишь как ориентиры, а носителем этих способов является взрослый человек. В процессе усвоения общественно выработанных способов действий с предметами происходит всестороннее интеллектуальное развитие ребёнка и формирование его как члена общества. Взрослый выступает перед ребёнком не со стороны случайных и индивидуальных качеств, а как носитель определённых видов общественной деятельности, осуществляющий определённые задачи и подчиняющийся определённым нормам. В то же время, из внешних свойств деятельности взрослого не следуют её задачи и мотивы: она для ребёнка воспринимается как преобразование или производство предметов. «Поэтому становится необходимым особый процесс усвоения задач и мотивов человеческой деятельности и тех норм отношений, в которые вступают люди в процессе её осуществления».
Соответственно этим двум системам («ребёнок — общественный предмет» и «ребёнок — общественный взрослый») Эльконин выделяет 2 линии развития ребёнка: операционно-техническую и мотивационно-потребностную. Соотношение динамики развития каждой из этих линий лежит в основе выделения возрастных периодов.
Таким образом, каждый возраст в периодизации Д. Б. Эльконина может быть описан через социальную ситуацию развития, ведущую деятельность и новообразования.
Экспресс-диагностика в работе логопеда
Экспресс-диагностика осуществляется при первичном осмотре ребенка логопедом детской поликлиники или специализированного детского цента. Данная методика не предполагает длительного наблюдения за ребенком и углубленного анализа анамнестических сведений. В результате такой диагностики выявляются речевые недостатки и определяется предварительное заключение, которое впоследствии подтверждается и уточняется при оформлении ребенка с нарушением речи на логопункт или в компенсирующее детской учреждение.
Применение иллюстративных дидактических материалов предоставляет широкие возможности применения различных анализаторных систем в ходе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи. Предлагаемое пособие для экпресс-диагностики поможет провести диагностику с дошкольниками и за короткий временной промежуток определить имеет ли ребенок дефект речи.
Для выяснения способности ребенка к самостоятельным развернутым высказываниям предлагается составить рассказ по серии сюжетных картинок.
По завершении обследования родитель также получает рекомендации специалиста. При необходимости выписывает справку логопеда — такой документ часто нужен для поступления в школу или для комиссии по комплектованию в логопедические детские сады.
Для более полного логопедического обследования предлагается иллюстрированный альбом Волковской Т.Н. В данном альбоме даны подробные методические рекомендации по обследованию импрессивной (понимание речи) и экспрессивной (самостоятельной) речи детей с речевыми аномалиями. Пособие способствует эффективному логопедическому обследованию фонематической, лексической и грамматической стороны речи, связной речи. Предложены варианты речевых карт и формулировки логопедических заключений. Название: Иллюстративная методика логопедического обследования.
Скрининговая диагностика логопеда также широко применяется для изучения речевой функции детей дошкольного возраста.
Когда обследоваться у логопеда
Я бы выделила три основных причины когда родителям желательно привести ребёнка к логопеду на диагностику:
Главная причина, которая должна побудить родителей незамедлительно обратиться за консультацией к логопеду, это направление педиатра или невролога из поликлиники, в случае когда врачи видят отставание в развитии речи малыша от возрастных норм.
Если доктора ничего не говорят, но малыш посещает детский сад, обратите внимание на рекомендации воспитателей. Воспитатели проводят с малышом достаточно много времени и их образование позволяет определить недостатки в речи малыша.
И наконец, никто не знает и, тем более, не проводит с вашим ребёнком столько времени сколько вы
Поэтому, если вас беспокоит, что малыш плохо говорит или не произносит отдельные звуки, не стесняйтесь обратиться к логопеду самостоятельно и для этого не нужно ждать какого-то определённого возраста или направления от специалиста.
Сензитивные периоды по Выготскому
Несмотря на то, что Лев Семёнович Выготский говорил о социальной природе сензитивности, в его классификации много схожего с классификацией Марии Монтессори. Основное отличие — небольшие сдвиги возрастных рамок для каждого периода.
1. 1,5-3 года. Период яркого речевого восприятия и пополнения лексикона. В этом же возрасте ребёнок восприимчив к иностранным языкам, развитию мелкой моторики, к формированию порядка и различным манипуляциям с объектами (схватить, завязать, бросить и пр.).
2. 3-4 года. Этот сензитивный период является благоприятным для знакомства малыша с цифрами и буквами, а также для подготовки к письму. На данном этапе у детей развиваются осознанная речь, навыки формирования своих мыслей, понимание, а также очень активно — все органы чувств.
3. 4-5 лет. Данный сензитивный период характеризуется появлением интереса к музыке и к точным наукам. Знания детей о формах, размерах, параметрах значительно расширяются и укрепляются. Кроме того, ребёнок проходит путь интенсивного социального развития.
4. 5-6 лет. Период благоприятен для формирования навыков чтения и письма. На этом же этапе ребёнок закрепляет социальные навыки и расширяет свои знания о желательном и нежелательном поведении.
5. 8-9 лет. На этом сензитивном этапе языковая восприимчивость ребёнка достигает вторичного пика. Поэтому данный период благоприятен для обучения иностранным языкам, закреплению норм родного языка, а также для развития воображения.
Как подготовиться к диагностике
Чтобы подготовиться к логопедическому обследованию, родителям надо выполнить всего два условия:
- Настроить оборудование: для диагностики понадобится компьютер или планшет, с установленной программой Zoom. Чтобы сделать настройку максимально легкой, я специально написала маленькую инструкцию.
- Подготовить малыша: будет здорово если малыш придёт на диагностику не уставшим, сытым, с чистыми руками. Приготовьте небольшую бутылочку с водой, на случай если ребёнку захочется пить и не забудьте, чтобы перед занятием малыш сходил в туалет, так его ничего не будет отвлекать.
Логопедическое обследование это не экзамен, поэтому никак специально готовить малыша к диагностике не надо. Даже если ваш ребёнок чего-то не знает, в этом нет ничего страшного. Уровень сложности заданий зависит от возраста малыша, я никогда не требую от четырехлетнего ребенка выполнить задания для детей шести–семи лет.
О предстоящей диагностике вы можете рассказать малышу примерно так: «Мы сегодня познакомимся с тётей Леной. Она добрый детский логопед. Ты с ней немного поиграешь, она будет загадывать загадки, покажет интересные картинки. Если тебе всё понравится, то мы встретимся с ней ещё». Если малыш переживает, то разрешите взять на занятие его любимую игрушку и скажите, что всё занятие вы будете рядом с ним и никуда не уйдете.
Что проверяется на диагностике
Вот только основные моменты которые логопед проверяет на логопедическом обследовании малыша:
- звукопроизношение — правильно ли малыш произносит звуки родного языка в словах и предложениях;
- фонематических слух — правильно ли ребёнок воспринимает похожие на слух звуки;
- словарный запас — знание и умения малыша пользоваться обобщающими словами, предлогами, множественным числом;
- самостоятельную речь — может ли малыш составить рассказ по картинке или рассказать о том, чем он занимался сегодня утром;
- кроме того обследуется артикуляционный аппарат, мелкая моторика и это ещё далеко не полный список.
На самом деле, хоть логопеды и отводят под логопедическое обследование только первое занятие, диагностика на этом не заканчивается. Как бы нам этого не хотелось, просто невозможно провести обследование всех сторон развития речи ребёнка за одно занятие. Малыш может стесняться или быть в плохом настроении, поэтому дальнейшие занятия могут внести свои коррективы в первоначальную «карту» выявленных речевых нарушений у малыша.
Часто задаваемые вопросы
Понадобятся ли заключения врачей?
Нет, никаких заключений от невролога, других специалистов или логопедов приносить на диагностику не надо. Перед обследованием мы обязательно пообщаемся с вами по телефону, там вы и сообщите мне все необходимые сведения.
Нужна ли мама на диагностике?
Все зависит от возраста малыша. Для малышей 4–5 лет присутствие мамы желательно, тогда как детки 7–9 лет легко знакомятся с логопедом и без присутствия родителей. В любом случае в присутствии мамы на диагностике, как и на занятиях, я не вижу ничего плохого.
Присутствуя на диагностике не бойтесь, что у малыша что-то не получается или он что-то забыл. Помните, что вы пришли не на итоговый экзамен, где важны оценки. Во время логопедического обследования мы стараемся выявить слабые стороны в речи малыша над которыми будем работать в дальнейшем. С другой стороны, это не значит, что мама должна всё занятие сидеть молча. Вы можете иногда подсказать малышу, натолкнуть его на правильный ответ. Главное чтобы диагностика не превращалась в диалог мамы и логопеда.
Мы уже ходили к логопеду, нужна ли нам диагностика?
К сожалению, обойтись без диагностики не получится. Я не сомневаюсь в квалификации других логопедов, но всё же не готова начинать работу по постановке звуков, основываясь на обследовании незнакомого мне человека.
Не стоит думать, что диагностика это потерянное время. На обследовании логопед оценивает и то, что малыш не может и то, к постановке каких звуков он уже готов. Если я вижу, что у нас может получиться поставить новый звук, мы пробуем это сделать прямо на первом занятии. Сразу оговорюсь, чтобы никого зря не обнадеживать, так получается далеко не всегда.
Нам надо поставить только один звук, нужна ли диагностика?
Да, диагностика нужна даже в случае если родители считают, что им надо поставить всего лишь один звук. Чаще всего родители просто не догадываются (не слышат), что их малыш неправильно произносит другие, менее ярко выраженные звуки и их тоже надо корректировать. Кроме того, чтобы приступить непосредственно к постановке звука, надо понимать насколько развит речевой аппарат малыша и готов ли он к правильному произношению звуков.
Пройдём диагностику, а у вас не будет свободного время для занятий?
Нет, такой ситуации не произойдет. Если вы планируете заниматься с логопедом, то прежде чем записать вас на консультацию мы обязательно согласуем удобное для вас время для дальнейших занятий.
Этапы формирования личности в дошкольном возрасте
Становление личности подразумевает развитие познавательных процессов и нравственных качеств, формирование мировоззрения и самосознания, развитие самостоятельности в деятельности и социальной активности. Это не полный перечень тех особенностей, которые характеризуют личность человека, но они являются главными движущими силами формирования личности ребенка.
Перечисленные составляющие закладываются в дошкольном возрасте. Активным стартом можно считать 3-летний возраст, когда пробуждается детская Я-самость. К началу школьного обучения формирование личности преодолевает два важных этапа, способствующих развитию основных возрастных особенностей:
- Этап становления самостоятельности
- Этап формирования личностной инициативности.
Первый этап личностного развития дошкольника нацелен на постепенное снижение физической зависимости от взрослого и приобретение самостоятельности. Малыш многократно оглашает родителям и бабушкам свою потребность действовать самому. «Я сам» — звучит в той деятельности, которая интересна малышу.
Ребенок пробует свои возможности. Такое понятное действо, как складывание игрушек, совершенно не интересует малыша, поскольку понятно и посильно. А вот налить суп в тарелку с помощью половника или приколоть булавку на кофточку – невероятно увлекательно!
Второй этап подразумевает переход от выбора, который предлагает ребенку взрослый, до проявления собственной инициативы. Это значительное расширение границ развития. «Хочу сложить эту модель конструктора», «Буду тоже поливать цветы», «Знаете, какую игру я придумал…» — инициативность старших дошкольников распространяется на все виды деятельности.
На этих ступеньках личностного развития дошкольника происходят многочисленные изменения. Вырабатываются нравственные суждения и критерии: что можно, чего нельзя, что хорошо, а что плохо. Развиваются эмоционально-волевые качества. Но в сфере развития личности главным достижением дошкольного возраста является именно самостоятельность и инициативность.
Личностные новообразования дошкольного возраста
Рассмотрим детальнее, какие новообразования формируются в личностном развитии младших дошкольников, а затем в старшем дошкольном возрасте.
Особенно заметны изменения в критические возрастные периоды. На дошкольное детство их выпадает два: кризис 3-х лет, сменяющий раннее детство на дошкольное, и кризис 7-ми лет, предваряющий школьный период.
Малыш проявляет настойчивость, чтобы ему позволили самостоятельно сделать определенное действие. Получив согласие старших, ребенок чаще всего сталкивается с новой преградой – дело не спорится! Пуговица не проходит в петлю, сумка не поднимается, башня из кубиков разваливается…
Предстоит непростая задача – не бросить дело, а вновь и вновь делать попытки, пока не получится. Поэтому такие новообразования как самостоятельность и воля появляются на одном и том же этапе личностного развития.
Инициативу многим детям проявить легче, чем целеустремленность. Это качество воспитывается, если взрослые поощряют познавательную деятельность дошкольника. Заинтересовался ребенок, как из семечка появляется росток, проявил инициативу, чтобы посадить его рядом с комнатным растением. Но потом нужно регулярно поливать и терпеливо ждать, пока росточек проклюнется.
В подобных ситуациях дошкольник чаще нуждается в поддержке, чтобы удерживать цель в поле своего внимания и интереса. В такой же поддержке ребенок нуждается, если действия неуспешны
Взрослым очень важно наряду с инициативностью поддерживать у ребенка стремление к цели, так как это ценное личностное качество
Задачи логопедического обследования
Диагностика проводится логопедом и носит комплексный характер
При этом принимаются во внимание возрастные, психологические и интеллектуальные особенности ребенка-логопата. Основными задачами данной процедуры являются:
- диагностика степени сформированности различных сторон речи;
- пристальное изучение недостатков конкретных компонентов речевой системы, анализ особенностей недоразвития;
- развитие потенциальных компенсаторных возможностей и прогнозирование динамики логопедической работы;
- констатация общего уровня речевого развития, логопедического заключения для определения адаптивной программы и форм обучающего процесса.
В процессе обследования выявляются и невербальные характеристики, показатели сенсорного развития. Определяется умение ребенка различать цвета, форму предметов, способность к анализу, синтезу и классификации, состояние ориентировки в пространстве.