Дислалия: что это такое?

Что такое дислалия: как ее отличить? какие виды дислалии требуют лечения и коррекции

Общие сведения

Механическая, или органическая, дислалия является медико-педагогической проблемой, поскольку имеет в своей основе аномалии развития или приобретенные дефекты строения речевого аппарата. Как самостоятельную форму речевой патологии, механическую дислалию впервые выделил швейцарский медик Р. Шультц в 30 г.г. XIX века. Впоследствии это нарушение было подробно изучено представителями российской школой логопедии (М. Е. Хватцевым, О.В. Правдиной, А. В. Ястребовой и др.). В отличие от функциональной дислалии, при которой недостатки звукопроизношения имеют центральное происхождение, при органической форме они связаны с дефектами строения периферических речевых органов и проявляются фонетическим недоразвитием. Сведения о распространенности отдельных форм дислалии в литературе не представлены.

Ламбдацизм

Ламбдацизм  это в логопедии –  проблемы с произношением твердого и мягкого звука .  Он либо искажен, либо полностью отсутствует в речи ребенка. 

Примеры слов при ламбдацизме: «ела» – «еа», «ложка» –« вожка», «лес» – «йес». 

Если звук заменяется другим, то у пациента диагностируется параламбдацизм. 

В норме мягкий звук появляется у ребенка в 2-3 года, а твердый в 5-6 лет. 

Коррекция ламбдацизма проходит при участии логопеда или дефектолога. Иногда  этому подключаются стоматологи, невропатологи или отоларингологи.  В этом есть необходимость, если у  ребенка  выявлены проблемы со слухом, зубами или  есть подозрение на патологии нервной системы. 

Логопед занимается с малышом  артикуляционной гимнастикой, отрабатывает  с ним базовые звуки и проводит логопедический массаж. Также проходит подготовка к занятию, постановка звука и его закрепление.

Ротацизм

Ротацизм это в логопедии – дефект произношения твердого или мягкого звука . Его  называют картавостью. Это одна из самых распространенных форм дислалии. При ней ребенок не  выговаривает или произносит искаженно твердый или мягкий звук .

Выделяют следующие виды ротацизма:

увулярный 

 У ребенка идет вибрация  не языка, а небного язычка;

горловой 

В этом случае  наблюдаются  неправильные движения корня языка;

раскатистый

Язык ребенка задействован  сильнее, чем необходимо для  нормального произношения звука;

велярный

Корень языка при вибрации сближается с границами между твердым и мягким нёбом;

фрикатичный 

Ребенок произносит не русский, а  английский звук r;

боковой

Произносится средний звук  между и .  Один из краев языка при этом не касается верхних жевательных зубов;

кучерское  

Звук создается задней стенкой языка.

Виды ротацизма

Как выговаривать букву Р

Коррекция ротацизма проходит у логопеда. 

Ее этапы:

  • подготовка при помощи разминки и артикуляционной гимнастики;
  • постановка правильного звука при помощи упражнений;
  • закрепление и введение его в повседневную речь.

Помощь других врачей при ротацизме  требуется редко.  Но в некоторых случаях пациента могут  направить к ортодонту для пластики уздечки или исправления прикуса. 

Симптомы механической дислалии

При механической дислалии обнаруживаются искажения звукопроизношения: речь человека нечеткая, некоторые звуки «выпадают». К наиболее распространенным симптомам относят:

  • искажения в произношении звуков;
  • трудности с некоторыми фонемами, которые требуют схожих артикуляционных действий.

В зависимости от аномалии, лежащей в основе дислалии, могут быть трудности со звуками, для которых требуется округлять губы, поднимать язык к небу, смыкать челюсти.

Наибольшие трудности вызывают звуки, произносимые при единовременной работе губ, языка и челюстей. При произнесении согласных присутствует посторонний шум (свист, шипение), гласные сопровождаются призвуками. Речь в целом кажется бессвязной.

Механическая дислалия всегда видна невооруженным взглядом. Дефекты опознаются при визуальном осмотре: слишком выпирающая верхняя или нижняя челюсть, расщелина между зубами, неправильное расположение резцов.

За счет очевидности первопричины механическую дислалию можно определить на ранних стадиях и своевременно приступить к коррекции.

Разновидности и классификация

Расстройство классифицируется по ряду признаков, патогенезу, степени тяжести. По характеру звукопроизношения или звуковосприятия дислалия бывает:

●    артикуляционной или акустической

●    артикуляционно-фонетической, которая характеризуется неправильным развитием звукового слуха на трудных созвучных буквах. например, «гости» — «кости»

●    артикулярно-фонематической — когда происходит замена фонемы на неправильную, но созвучную, например, «козел» — «косел».

●    акустико-фонематическая — когда происходит неправильное произношение звуковых единиц или конструкций.

Различают следующие формы дислалии, обуславливающие причины развития расстройства и характер нарушений:

●    простая, также называемая мономорфной — при которой выпадает или замещается только один звук в одной группе. Например, свистящие согласные — «С», «З», «Ц»

●    сложная (полиморфная) — характеризуется проблемами с несколькими звуками, не связанными в артикуляционной или акустической группе. Например, — «Р», «Ж», «Ч»

●    физиологическая — обусловлена проблемным фонетическим произношением до 5 лет при неразвитом речевом аппарате. Физиологическая дислалия есть у каждого ребенка и чаще всего, она проходит без вмешательства специалистов

●    функциональная — патогенез обусловлен особенностями развития нервной системы. При своевременном вмешательстве благополучно исчезает. Может быть сенсорной, когда происходят нарушения речевого/слухового отдела или моторной при искажениях нейродинамического развития речевой/двигательной системы

●    органическая (механическая) — возникает на фоне врожденных, наследственных дефектов речевого аппарата.

Лечебно-коррекционная работа

Логопедическая работа при механической дислалии не является единственным методом устранения нарушения. Более того, без вмешательства других медицинских специалистов полноценная коррекция будет серьезно затруднена. Со стороны логопеда в работе используются:

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Логопедический массаж.
  3. Механическая звукопостановка.

Если сформировать правильное произношение не представляется возможным, специалист проводит компенсаторную работу, максимально приближая к стандартной артикуляцию больного.

Медицинское лечение состоит из пластической хирургии и ортодонтического лечения. Первое используется для исправления уздечки, губ, языка, второе – для формирования правильного прикуса. При этом используются брекеты и другие приспособления.

Аномалии механической дислалии могут устраняться одновременно логопедическими и медицинскими методами или поочередно. Решение об этом принимается в каждом случае индивидуально, в зависимости от состояния речевого аппарата и глубины дефекта.

Осложнения

Осознание ребенком своего дефектного произношения (картавости, гнусавости) может способствовать замкнутости, молчаливости, избеганию общения. При наличии фонетико-фонематического недоразвития в той или иной степени неизбежно страдает грамматический строй речи. В школьном возрасте на этой базе формируется дислексия и дисграфия. Аномалии органов артикуляции в комплексе с дефектным произношением могут вызывать насмешки со стороны сверстников и послужить причиной развития нервозности и психологических комплексов у ребенка. Школьная неуспеваемость, конфликты с одноклассниками, отвержение ребенка детским коллективом нередко приводят к отказу от школы, асоциальному поведению, а в долгосрочной перспективе – к социальной дезадаптации.

Функциональная дислалия

При этой форме патологии у ребенка отсутствуют нарушения со стороны речевого аппарата.  В этом случае малыш не может выговаривать один или несколько звуков, потому что у него нет в сознании  либо  их артикуляторных,  либо  акустических образцов.  Мальчик или девочка не понимает, как взрослые произносят эти фонетические единицы.

Иногда  малыш не различает их по акустике. Это приводит к тому,  что ребенок при разговоре начинает заменять одни звуки другими.  

При функциональной дислалии у ребенка сформированы не все звуки, необходимые для полноценной речи. 

В  других ситуациях у мальчика или девочки присутствуют все нужные артикуляторные позиции, однако  ребенок не умеет  правильно выбирать  звуки  для произношения слов.

Бывает и так, что у него неверно сформированы одна или несколько  артикуляторных позиций.  Из-за этого звук  получается искаженным.

Причины функциональной дислалии:

  • специфическая речь мамы и папы (возможно, при общении с ребенком они заменяют одни звуки на другие, подражая детскому лепету);
  • разговоры на диалектном языке среди домочадцев;
  • билингвизм;
  • физическая слабость;
  • склонность к частым болезням;
  • ММД (минимальная мозговая дисфункция). Эта патология тормозит развитие речи и вызывает проблемы с фонематическим слухом.

Эта форма дислалии делится на 3 вида:

  • сенсорная. Ребенку не удается различать  схожие по звучанию звуки (звонкие и глухие, мягкие и твердые, свистящие и шипящие). Из-за этого  мальчик или девочка путают их при общении или письме;
  • моторная. У малыша не получается скоординировать движение языка и губ. Из-за этого  у него происходит искажение звуков при их произношении;
  • сенсомоторная. У маленького пациента наблюдаются как сенсорные, так и моторные проблемы с речью. 

Функциональная дислалия обратима и легко поддается коррекции. Она формируется только в детском возрасте. 

Прогноз и профилактика

Прогноз комплексного своевременного лечения расстройства в большинстве случаев положительный. Чем раньше дислалия механического типа была устранена, тем больше шансов, что ребенок не будет отставать от сверстников в успеваемости и иметь проблему с общением. Лучший возраст для коррекции — дошкольный.

Практически всегда коррекция занимает много времени, в течение которого осуществляются все необходимые медицинские и логопедические манипуляции.

За этот период важно не отбить у ребенка желание заниматься, поэтому здесь важен профессионализм логопеда и поддержка родителей. Профилактика механической дислалии должна начинаться еще на этапе планирования беременности, ведь многие аномалии развития связаны с неправильным образом жизни матери, особенно во время первого триместра

Профилактика механической дислалии должна начинаться еще на этапе планирования беременности, ведь многие аномалии развития связаны с неправильным образом жизни матери, особенно во время первого триместра.

К профилактическим мерам относится своевременное обращение к специалистам.

Например, первое посещение стоматолога нужно планировать на 6-месячный возраст малыша, чтобы можно было предположить возможные проблемы с зубами или прикусом в будущем.

По возможности следует исключить искусственное вскармливание. Если это невозможно, необходимо для профилактики посещать педиатра, с момента произнесения первых слов и словосочетаний отвести ребенка к логопеду.

Упражнения и игры, направленные на расширение словарного запаса, постановку произношения и развитие речи, родители могут проводить дома самостоятельно.

Механическая дислалия может быть предупреждена с самого раннего детства. Это распространенная патология, которая со временем становится все более ощутимой для ребенка, подростка, взрослого.

Если пустить течение заболевания на самотек, в будущем оно может привести к состояниям, практически не поддающимся коррекции

Чтобы избежать серьезных осложнений, нужно обращать внимание на речь ребенка с самого раннего детства и не игнорировать неправильное произношение, картавость и гнусавость

Причины разных форм дислалии

Речевые нарушения по типу дислалии делят на 2 группы:

  • функциональная
  • механическая.

В основе каждой из них лежат свои причины.

Причины возникновения функциональной дислалии

Именно такой вид нарушений встречается чаще всего и требует в основном только логопедической помощи. Первоисточником здесь могут быть биологические и социально-психологические факторы в разных сочетаниях. Чаще всего в коррекции нуждаются дети, у которых выявляют:

  1. Ошибки в речевом воспитании. Здесь могут быть как уже указанное ранее «сюсюкание» и другое подражание детскому лепету, так и слишком быстрая речь взрослых, когда ребенок не успевает услышать все тонкости, а значит не может и воспроизвести их. Если один из родителей сам не умеет выговаривать некоторые звуки, то и ребенок практически всегда перенимает такую модель говорения.
  2. Билингвистическое или полилингвистическое воспитание. Модная в последние годы модель обучения детей с рождения нескольким языкам одновременно. Практически всегда при этом происходит заимствование особенностей произношения у одного языка и перенос его в другой. В более редких случаях ребенок и вовсе предпочитает отказаться от говорения на любом из языков и замолкает.
  3. Снижение слуха или неразвитость слухового восприятия. Ребенок просто не различает некоторые звуки и употребляет их с ошибками. Путаница свойственна для шипящих, а также парных глухих-звонких.
  4. Педагогическая запущенность характерна для неблагополучных семей или детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение. Сюда же можно отнести ограниченное социальное окружение. Общаясь только с мамой, ребенку трудно научиться различать особенности речи других людей.

Причины функциональной дислалии почти всегда устраняемы, а нарушение хорошо поддается логопедической коррекции. Существенных результатов можно добиться всего за год работы со специалистом. Что не относится к причинам функциональной дислалии, так это любые дефекты речевого аппарата. Они свойственны для другого типа нарушений и требуют более сложной работы.

Причины возникновения механической дислалии

В основе такой проблемы всегда лежат органические нарушения речевого аппарата. Сюда относят как изменения в костном строении, так и мышечные дефекты. Чаще всего произношение звуков затруднено из-за:

  1. Укороченной уздечки языка. В большинстве случае этот дефект обнаруживается еще в младенческом возрасте, поскольку мешает малышу нормально сосать молоко. В этом случае он быстро устраняется. Если речь идет о дошкольном возрасте, проблем с восстановлением нормальных функций речевого аппарата становится больше.
  2. Маленький или большой язык затрудняет артикуляцию в целом. В первом случае язык не достает до нужных точек для воспроизведения звуков, во втором – он слишком неповоротлив, что мешает подвижности.
  3. Нарушения прикуса и нестандартный размер зубов способствуют неправильному положению языка во рту. Чаще всего звукопроизношение затрудняется для шипящих согласных, но страдают и другие звуки. Решить проблемы без помощи стоматолога получается редко, поэтому требуется дополнительная консультация.

Причины механической дислалии трудно устраняются, а сама дислалия поддается коррекции только совместной работой логопеда и других специалистов (дефектолога, стоматолога). Как минимум назначается специальный массаж, хотя часто ребенку проводят определенные стоматологические процедуры.

Йотацизм

Йотацизм это в логопедии – нарушение произношения, при котором звук либо отсутствует, либо заменен на  другой.  Эта форма дислалии встречается достаточно редко. 

Виды йотацизма:

  • полное отсутствие звука в речи;
  • его замена иной фонемой  (парайотацизм).

Йотацизм появляется из-за неправильной речи в окружении, при неточном расположении артикуляционных органов при попытке произнести звук, а также из-за сниженного фонематического слуха.

Этот дефект корректируется в кабинете логопеда. Сначала идет подготовка, затем постановка и  закрепление. Если ребенок заменяет один звук другим, выполняются упражнения для  дифференциации этих фонем. 

Диагностика дислалии по характеру нарушения речи

Диагностика дислалии начинается с выяснения всех особенностей течения беременности, родов, заболеваний матери, которые она перенесла в этот период. Имеют значение болезни ребенка, которые он перенес в раннем возрасте, его психомоторное развитие. Влияют на постановку диагноза и другие факторы:

  • особенности речевого развития в раннем возрасте;
  • слух;
  • зрение;
  • состояние опорно-двигательного аппарата.

Чтобы специалист имел полное представление об этом, рекомендуется показать всю имеющуюся медицинскую документацию. После выяснения этих факторов, логопед переходит к обследованию своего пациента. Он осматривает артикуляционный аппарат, определяет их подвижность. Это происходит при помощи особых упражнений и задач, которые ребенок должен выполнить.

В диагностику дислалии входит анализ звукопроизношения, определение речевых дефектов, их характер, глубина, степень сложности

Особое внимание уделяется фонетическому слуху – способности дифференцировать звуки на группы. В заключении логопеда указывается форма дислалии, вид (артикуляторно-фонематический, акустико-фонематический, артикуляторно-фонетический), разновидность звукопроизношения (ротацизм, сигматизм и т. д.)

д.).

При наличии механической дислалии требуется консультация стоматолога и ортодонта. Для функциональной – невролог и анализ с его стороны. Потребуется также диагностика со стороны отолоринголага, на предмет обследования слухового аппарата. Главной целью является точное определение состояния ребенка и уровня развития его речевого аппарата. Правильная диагностика необходима для точной и правильно подобранной коррекции.

Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и дислалии

Существует общая симптоматика двух нарушений речи, которая может ввести в заблуждение специалиста при постановке диагноза. В таблице ниже представлены основные характерные черты, которые помогут дифференцировать стертую дизартрию и дислалию.


Таблица для дифференцированной диагностики стертой дизартрии и дислалии.

Лечение

После изучения терминологической части можно перейти к методам устранения дислалии. Первоначально нужно установить причину появления дефектов у человека. Причины дислалии помогут в определении верного пути лечения.

Механическая дислалия вначале исправляется при помощи операции. На этом этапе исправляют все анатомические дефекты, мешающие нормальной работе речевого аппарата. В большинстве случаев операция проводится у взрослых после травмы ротовых органов.

В некоторых случаях органическая (механическая) дислалия не может быть вылечена при помощи операции. В таком случае вся корректировка сводится к работе логопеда с пациентом при помощи корректирующих упражнений.

Затруднительные особенности преодоления проблем с разговорной речью наблюдаются, если имеется сложная дислалия у детей дошкольного возраста с осложнением на более, чем 4 звуковых группы.

В этом варианте у ребенка, как правило, наблюдается нарушение фонематического слуха. Поэтому детей, сначала учат правильно воспринимать и различать звуки, а только потом их произносить

Особенно важно, чтобы правильная речь окружала ребенка не только на занятиях с логопедом, но и дома в кругу общения

В связи с тем, что дислалия — довольно обширное понятие, то можно посоветовать только общие упражнения на развитие речи. Ведь лечение ламбдацизма, ротацизма, сигматизма сильно отличается друг от друга по принципам и упражнения. Для разных звуков используется своя методика постановки артикуляции. И у каждого звука она индивидуальная. Дислалия у детей и методы ее устранения очень интересуют родителей. Основные упражнения заключаются в развитии речевого аппарата. Для этого применяют:

  • артикуляционную гимнастику;
  • развитие чувствительности слуха;
  • логопедический массаж;
  • развитие микромоторики;
  • методики правильного дыхания при разговоре.

После выполнения данных основ происходит артикулярная постановка определенного звука. Для этого вначале используют дополнительную помощь в виде зондов, палочек, пальцев и т. п.

В заключительном этапе производят тренировку правильного постоянного произношения в речи. Для этого читают книги, разговаривают, учат стишки и поют песни.

Занятия у логопеда по коррекции дислалии необходимо проводить регулярно, два-три раза в неделю

Важно, чтобы дома дети также выполняли все задания, назначенные логопедом. В среднем полноценное лечение занимает от 1 месяца до полугода. У взрослых данный срок может значительно сокращаться, так как им значительно легче выполнять инструкции логопеда

У взрослых данный срок может значительно сокращаться, так как им значительно легче выполнять инструкции логопеда.

Самый простой способ профилактики развития речевых дефектов является ежедневное выполнение простых упражнений:

  • Двигайте языком: влево, вправо, по часовой стрелке и против нее, тянитесь к носу и подбородку.
  • Выполняйте позицию «грибок» — присосите язык к нёбу и открывайте, закрывайте рот.
  • Двигайте губами: вверх, вниз, улыбайтесь, печальтесь, вибрируйте ими, вытягивайте максимально в трубку.
  • Максимальное открытие, закрытие рта для разминки связок челюсти.
  • Выговаривание скороговорок.

Характеристика лечения и упражнений зависит от каждого случая индивидуально, и одинаковые методики могут не подойти для разных пациентов. Дислалия относится к довольно распространенным нарушениям звукопроизношения, при своевременном лечении от него можно полностью избавиться и наслаждаться свободным общением.

https://youtube.com/watch?v=9Ss9RMYE2k4

Диагностика патологии

Во время первого осмотра обращают внимание на вдох ртом, а не носом. Это приводит к деформации челюсти

Из-за неправильного прикуса у ребенка недостаточно развиты носовые ходы. Искажается тембр голоса, хрящевая перегородка органа обоняния деформируется. Внешние признаки, которые могут указывать на данный дефект речи:

  • полуоткрытый рот;
  • узкие плечи;
  • впалая грудная клетка;
  • бледная кожа;
  • из-за пересыхания слизистой ребенок облизывает губы;
  • попадание языка во время разговора в щель между зубами.

Диагностику нарушения осуществляют врач-ортодонт, стоматолог. В процессе логопедического осмотра проверяют степень подвижности органов артикуляции, например, просят дотянуться языком до носа или подбородка, сложить губы трубочкой и др. Оценивают не только воспроизведение упражнений, но и скорость перехода от одного к другому.

Патология может проявляться как отсутствием звуков, так и некоторые могут заменяться другими или быть искаженными («ыба» вместо «рыба», «дудок», а не «гудок» и т. д.). Дислалия бывает простой и сложной, что отмечается наличием в словах менее или более 4-х дефектных звуков, соответственно.

Прогения –, Глубокий прикус, Открытый прикус, Прямой прикус, Сужение челюстей, Перекрёстный прикус, Микрогения, Микрогнотия

Диастема – промежуток между центральными резцами (медиальная), если сбоку — латеральная диастема.

Аномалии строения челюстей часто сочетаются между собой. Эти аномалии могут быть из-за дефектов развития или приобретёнными вследствие травмы, зубных заболеваний или возрастных изменений.

При неправильных прикусах страдает функция жевательной системы. Может нарушаться функция дыхания (привычка дышать ртом).

Важным обстоятельством является то, что указанные недостатки в пережёвывании пищи и дыхании у ребёнка могут усугублять аномалии строения артикуляционного аппарата. Преобладание дыхания через рот может привести к большему выдвижению вперёд нижней челюсти, может увеличиться масса языка. Отклонения в строении челюстей могут приводить к дефектам произношения – различным сигматизмам, ротацизмам, йотизмам.

Зубные аномалии не всегда приводят к дефектам произношения: при некоторой деформации зубов оно может оказаться нормальным.

макроглосия

4 Коррекция

Медикаментозного лечения дислалии не существует. Нарушение звукопроизношения осуществляется с помощью лечения в три этапа:

  • подготовка;
  • формирование первичных навыков произношения;
  • формирование коммуникации пациента.

При механической форме недуга на первом этапе нужно устранить анатомические дефекты в строении речевого аппарата с помощью оперативного вмешательства или стоматологического лечения

Кроме этого, на первых занятиях логопед развивает внимание и слуховую память, что позволяет добиться лучшего эффекта в коррекции дислалии. Это связано с тем, что недостаточный уровень восприятия и понимания чужой речи способствует формированию неправильного произношения. Если у ребенка наблюдается моторная функциональная дислалия, то на подготовительном этапе нужно развивать речевую моторику с помощью логопедического массажа и артикуляционной гимнастики

Этот способ позволит выработать правильные движения речевого аппарата и правильно произносить звуки

Если у ребенка наблюдается моторная функциональная дислалия, то на подготовительном этапе нужно развивать речевую моторику с помощью логопедического массажа и артикуляционной гимнастики. Этот способ позволит выработать правильные движения речевого аппарата и правильно произносить звуки.

При сенсорной функциональной дислалии необходимо уделить внимание работе с фонематическими процессами. Для правильного звукопроизношения нужно развивать мелкую моторику пальцев у ребенка и постоянно отрабатывать произношение опорных (основных) звуков. Ученые доказали, что двигательные акты напрямую связаны с речевыми функциями в детском возрасте

Ученые доказали, что двигательные акты напрямую связаны с речевыми функциями в детском возрасте.

Для коррекции этого недуга ребенок может собирать паззлы, конструкторы. Лепка из пластилина также может помочь в лечении дислалии

Важно с ребенком проговаривать действия вслух и контактировать с ним. Если малыш допускает ошибки в произношении слов, то нужно это корректировать. Второй этап заключается в постановке изолированного звука различными методами:

Второй этап заключается в постановке изолированного звука различными методами:

  • способом подражания;
  • механическим (использование логопедических зондов);
  • смешанным.

Необходимо формировать автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах и различение звуков.

Заключительный этап характеризуется тем, что проводится формирование безошибочного употребления отработанных звуков в ситуации общения.

Занятия с логопедом проводятся от 3 раз в неделю. Длительность 1 занятия составляет обычно 60 минут. Если логопед дает домашние задания, то их надо выполнять, в противном случае эффекта от коррекции не будет. Все задания делаются под контролем родителей. Курс коррекции составляет 1-3 месяца. Если наблюдается сложная форма дислалии, то 3-6 месяцев. В домашних условиях можно выполнять упражнения на улучшение звукопроизношения. Их может подсказать логопед. После регулярных домашних заданий эффективность коррекции будет более заметна.

Из-за наличия речевых дисфункций у детей отмечается нарушение социальной адаптации. Чтобы ребенок научился принимать себя таким, какой он есть, необходимо обратиться к психологу за помощью. Специалист поможет ребенку наладить контакт с окружающими, несмотря на наличие дефектов.

Осложнения

Осложнениями механической дислалии являются трудности с социализацией в детском возрасте, что приводит к неумению выстраивания взаимоотношений в будущем.

Картавость, гнусавость могут стать причиной насмешек сверстников, и это очень болезненно переносится детьми. Психологическая травма лежит в основе последующих нервозности и комплексов.

Механическая дислалия в школьном возрасте вызывает трудности с чтением и письмом, которые в сочетании с психологическим дискомфортом и неуверенностью в себе приводят к неуспеваемости, отказу от обучения, асоциальному поведению и социальной дезадаптации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: