Симптомы дисграфии у детей
Первые признаки или симптомы отклонения проявляются во втором классе
Но на них не всегда обращают внимание даже опытные педагоги, считая это просто легким отставанием ученика. Но уже к концу третьего класса становится очевидно, что школьнику необходимо пройти диагностику у логопеда, невролога, психиатра, чтобы подтвердить или исключить диагноз
В некоторых случаях за нарушением навыков письма скрывается педагогическая запущенность, недостаточное внимание со стороны родителей к развитию и образованию ребенка.
Учитель начальных классов может порекомендовать психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), если у ребенка проявляется ряд устойчивых и постоянно повторяющихся ошибок.
• Замена или смешение сходных по звучанию или написанию букв (т-ш, м-л, б-п);
• Неправильное воспроизведение буквенно-слоговой структуры – перестановка букв, добавление лишних букв, не дописывание окончаний);
• Нарушение согласования слов в словосочетаниях и предложениях;
• Ошибки в написании слогов и приставок.
Еще один признак развития дисграфии – медленное письмо и трудноразличимый почерк. Тревожным звоночком должна послужить замена прописной буквы строчным аналогом, резкое колебание наклона и высоты идентичных букв, смещение с границы строк.
На будущую дисграфию могут указывать гиперактивность в анамнезе, пониженная работоспособность, нарушение кратковременной памяти, недостаточная усидчивость.
ВАЖНО! Диагностику дисграфии выполняют после того, как малыш освоит технику письма, т.е. в 8-8,5 лет
Виды дисграфии
Существует несколько классификаций дисграфических нарушений. Максимально полноценно патология отображается в системе классификации, разработанной и уточненной Л. И. Лалаевой, согласно которой выделяют пять видов дисграфии.
1. Акустическая. Проявляется в замене букв на фонетически близкие. При написании чаще всего можно увидеть замещение в глухих и звонких буквах (б-п, д-т), шипящих и свистящих (с-ш, ш-щ), аффрикаты (ч-ть, ц-с). Еще одним признаком акустической дисграфии является неправильное отображение мягких согласных – больит.
2. Артикуляторно-акустическая. Обладая неправильным произношением звуков, ребенок воспроизводит его на бумаге. То есть малыш пишет слова так, как их произносит. Коррекционные упражнения в этом случае следует направлять на исправление произношения, а учить ребенка письму с проговариванием не стоит.
3. Оптическая. Причиной ошибок при написании слов является недосформированность зрительно-пространственных представлений и визуального анализа. Буквы нашего алфавита состоят из чередования палочек и овалов. Комбинируясь в разной последовательности и порядке элементы образуют различные знаки: ц, щ, ш, и, н, п, б, в, ь… Когда мозг или зрительные анализаторы не разграничивают отличия, то ребенок начинает неправильно строит графическое изображение буквы, прописывая неверно слово. Самые частые ошибки состоят в неправильном определении количества элементов в букве, добавлении или не дописывании – И-Ш, Х-Ж, Л-М… А также зеркальном написании и пропуске соединительных структур и визуально похожих элементов.
4. Аграмматическая. Является следствием неправильного развития грамматического строя. Ребенок пишет вопреки любым правилам грамматики. Ошибки могут формироваться на уровне слова, словосочетания, предложения, группы предложений. Аграмматизмы в написании появляются с третьего класса и выражаются в неправильном написании окончаний, согласовании слов по числам, родам, падежам (Например, пушистое зверь).
5. Дисграфия на фоне нарушения языкового анализа. Проявляется в перестановке букв и слогов, пропуске буквы или целого слога, написании лишней буквы, повторении одной и той же буквы/слога, сочетании в слове слогов из разных слов, раздельном написании приставок или слитном написании слогов.
Чаще всего ребенок демонстрирует отличное владение теорией правописания, знание правил наизусть, но при написании текстов, особенно под диктовку допускает несвойственные ошибки.
Виды
Профилактика появления дисграфии
В рамках профилактики дисграфии в дошкольном возрасте ребенка следует увлекать развивающими упражнениями в игровой форме. Это может быт лепка, рисование, плетение из ниток для развития мелко моторики. Игры на внимательность и запоминание. Аудио упражнения для развития слуховой дифференциации звуков.
Важно формировать широкий словарный запас у ребенка, разговаривая с малышом, важно четко произносить слова, а не сюсюкать. Кроме занятий с педагогом большую роль играет повседневное общение
Обязательно хвалите малыша даже за незначительные достижения. Следует знать, что ребенок намного быстрее и эффективнее сможет справиться с этой проблемой, если будет чувствовать за спиной поддержку любящих, а самое главное – терпеливых взрослых.