Индивидуальные особенности развития воображения
У каждого человека разная степень развитости воображения, что отражается на его деятельности и отношениях в социуме. Индивидуальность людей в том, что они отличаются своим собственным видением мира.
Человеку со слабым воображением трудно решать задачи, связанные с мысленным проектированием и представлением конкретных объектов. Недостаточно развитое воображение делает жизнь менее яркой и эмоциональной.
Люди существенно отличаются по доминирующим типам воображения: зрительный, слуховой, кинестетический. Но бывает, что у человека сильно развиты все типы, что отражается в его характере и поведении.
В этом видео вы узнаете о психологии воображения:
Как развивать фантазию и воображение у взрослых: способы
Итак, о развитии воображения у взрослых мы говорим, скорее, когда задатки уже есть, но они не реализованы. Поэтому и возникает такое желание — развить фантазию. Любое человеческое желание всегда обеспечено способностями для его реализации, только если оно не навязано извне. Вот почему развитие воображения у взрослых связано с раскрытием навыка создавать образы, а не созданием такой способности с нуля. Речь идет об обычной ежедневной тренировке, выработке привычки визуализировать или создавать новые идеи.
Упражнений для развития воображения множество, как для ребенка, так и для взрослого. Многие и упражнениями назвать сложно. Иногда они становятся просто приятным хобби, возможностью побывать в другом, воображаемом мире. К ним относятся:
-
Чтение художественной литературы. Читая текст, человек дорисовывает в своей голове происходящее, видит «картинки». Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология» предлагает изучать художественную литературу в художественных школах, а на вступительных экзаменах в вузы обязательно проверять уровень ее знания, потому что чтение дает широту мышления и возможность создавать образы.
-
Игры. Дети с удовольствием играют, представляя себя тем или иным героем, создавая происходящее в своем воображении. Игры нужно поощрять, с ребенком нужно играть. Взрослым игры тоже нужны. Например, столь популярные сейчас квесты, которые заставляют находить нестандартные решения в разных ситуациях. Обладателям звукового вектора будет интересна игра Буриме, или рифмованные концы, в которой нужно сочинять четверостишия на заданную тему. Поиск рифмы заставляет мозг напрягаться непривычным образом.
-
Визуализация. Ее тоже можно превратить в игру. Например, видеть в облаках, корягах, рисунке на ковре неожиданный образ. Есть игра Друдлы, когда в абстрактных изображениях нужно отыскать какой-то образ. Главное — чтобы он был оригинальным. Эта игра развивает образное мышление и креативное воображение.
-
Мечты. Мечтание — это не пустое времяпрепровождение. Пока вы мечтаете, вы можете визуализировать, искать новые идеи, в какой-то мере определять свое будущее. Мечты вдохновляют, на них легко концентрируешься, и на этом естественном интересе могут родиться вполне реальные действия.
-
Искусство. Занятие рисованием, вышиванием, шитьем кукол, любым видом творчества улучшает способность фантазировать. Можно рисовать с натуры или разрешить себе полет фантазии. Полезно посещать художественные выставки, читать литературу об искусстве. И смотреть, смотреть, смотреть. Напитываться образами, создавая базу для рождения новой идеи.
-
Музыка. Это выражение чувственной составляющей звукового вектора. Музыка возникла как попытка передать абстрактные смыслы, которые нельзя описать словами. В ней заложен сильный чувственный заряд, который способен родить настроение, а вместе с ним образ и идею. Слушайте музыку и вдохновляйтесь ею.
-
Новые впечатления. Это пища для эмоций и фантазий. Открытие чего-то нового, получение необычного опыта расширяет кругозор, делает человека более смелым.
-
Наблюдение за людьми. Для писателя наблюдение за окружающими — основа художественного творчества, пища для размышлений, поиск сценария, который впоследствии ложится в основу произведения. Из деталей повседневной жизни рождаются новые миры, одновременно похожие и непохожие на свой прототип.
Как развить воображение
Существует много способов развития воображения. Они созданы как для самых маленьких, так и для уже совсем взрослых людей.
Для начала рассмотрим функции полушарий мозга.
Левое отвечает за логическое мышление, образование и анализ. Оно помогает понимать нам буквальный смысл слов и вникать в суть.
Правое отвечает за интуицию и образное мышление. И в отличие от левого, может одновременно рассматривать проблему в разных контекстах. Помогает увидеть и понять проблему в целом.
Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. И если кто-то скажет: «Льет как из ведра», правое полушарие подскажет, что имелось в виду.
Развитие воображения у школьников
Чтобы развить воображение у детей школьного возраста, можно посмотреть незнакомую ТВ программу. Посмотреть начало со звуком, а далее выключить звук и пытаться вникнуть в смысл.
Детские образы очень сильно отличаются от представлений взрослого человека. Фантазии ребенка насыщены особой эмоциональностью, поэтому способны влиять на психику ребенка. Стоит понимать это, чтобы предотвратить развитие психологических расстройств, на фоне излишней фантазии
Сначала будет трудно, но потом вы втянетесь и поймете, что это может доставлять удовольствие. Вы начнете угадывать сюжет фильма без звука и хорошо разовьет вашу фантазию.
Развитие воображение у детей дошкольного возраста
Если вы родитель ребенка дошкольного возраста, то вам, вероятнее всего, интересно прочитать о том, как развить его воображение. Предложите ребенку поиграть в игру: положите перед ним несколько предметов, попросите запомнить их и закрыть глаза.
Далее уберите один предмет. После того как ребенок откроет глаза, спросите: «а что пропало?» и попросите описать этот предмет. Это не только разовьет фантазию, но и улучшит память.
Воображение у взрослых
Развить воображение у взрослого человека достаточно трудно. Большая часть навыков такого типа закладывается в детстве. Но если вы все-таки очень хорошо попытаетесь, у вас будет шанс улучшить воображение.
Вообразите то, чего никогда не существовало на земле. Например, птицу, размером с самолет, портал во времени или магическая броня. Подумайте о том, из какого материала была бы сделана эта вещь, какие бы звуки издавала, ее цвет, запах.
В основном способы развития воображения универсальны для всех возрастов.
Как развить визуализацию и воображение, если не получается
Ничто так не вредит воображению, как назначить ему цель и подчинить системе.
Барант
Обстоятельства, которые убивают наше воображение, могут быть внешние и внутренние.
Мир, в котором мы живем, полон стереотипов. Поток их несется на нас из СМИ, с телевидения, из интернета. Предлагают готовые решения без напряжения мозгов. Праздник — пожалуйста, вам аниматоры. Хотим впечатлений — поплачем и попереживаем вместе с героями сериала. Даже школьное сочинение можно купить по сходной цене, не отвлекаясь от привычных удовольствий.
В шаблонном мире трудно заставить себя работать головой самостоятельно. Трудно, но необходимо. В выборе более сложных, затратных, но развивающих усилий заключена способность самому быть творцом своей реальности. Откажитесь от готового информационного фаст-фуда. Начните создавать праздники, живое общение, сценарии сами, и у вас появится развитый навык воображения.
К внутренним трудностям относятся различные страхи, ложные убеждения: «Я не умею», «Я не смогу», «Я — неудачник». От них помогает избавиться тренинг «Системно-векторная психология».
Это психоанализ, который позволяет найти истоки всех негативных программ в детстве или прошлом опыте. Вы получаете доступ в бессознательное, раскрываете его, и оно перестает на вас влиять. Когда якоря, не дающие парусам фантазии нести ваш корабль в будущее, отваливаются, раскрываются огромные творческие способности.
Новое понимание себя и людей улучшает взаимодействие с окружающими. Люди, их мысли, их жизни — плодородная почва, обширный банк данных для зарождения новых идей. Не зря столько гениальных замыслов рождается в процессе мозгового штурма. Тренинг учит и этому.
Если вам нужно самостоятельное, творческое, нешаблонное мышление, приходите на бесплатные лекции тренинга. Путь к новой, яркой, успешной жизни начинается здесь.
Этапы развития воображения
Воображение — не врожденное свойство, и его можно развивать
Тем не менее, воображение – не врожденное свойство.
Его развитие происходит постепенно, по ходу получения определенных представлений, служащих фундаментом для создания новых образов.
Развитию воображения способствует самосовершенствование личности, образование, тренировка памяти, мышления и чувств.
Сложно ограничить этапы развития воображения по возрастным категориям, так как это зависит от индивидуальных характеристик.
Исходя из некоторых закономерностей, можно сказать, что впервые воображение реализуется через восприятие. Например, маленькому ребенку сложно представлять себе сюжет сказки, но ему проще представить ситуацию, происходящую с ним самим.
Связь воображения и восприятия проявляется также, когда ребенок переносит полученные представления в свои игры, изменяя мысленно внешний вид предметов. Работа воображения в детском возрасте всегда связана с деятельностью, в данном случае – игрой.
На этапе, когда ребенок учится говорить, он начинает формировать не только образы, но и более сложные представления. Ему приходится находить слова для выражения того, что существует в его воображении.
Ребенку становится проще отделять характеристики объекта от него самого и использовать их для выражения других представлений. Образы непроизвольно возникают и комбинируются в детском воображении.
На следующем этапе воображения ребенок уже умеет преднамеренно воссоздавать образы. Он начинает контролировать воображение в процессе игр и творческих занятий, представляя себе цель или сюжет.
При наступлении школьного возраста воображение поднимается еще на одну ступень. Прикладывая усилия для выполнения учебных задач, ребенок активно воссоздает образы и использует имеющиеся представления.
Функции воображения
Иногда воображение выполняет защитную функцию
Мозг человека не может долго оставаться в бездействии, потому люди предаются мечтам.
Для работы воображения необязательно наличие новой информации или решение каких-либо задач.
Известно, что человеку очень сложно остановить воображение и прекратить мыслить по своей воле.
В течение жизни человеческое воображение исполняет множество функций, основные из которых:
- регуляционная – планирование будущего, представление путей достижения целей, регуляция и программирование деятельности и ее результата;
- познавательная – знакомство с окружающим миром через концентрацию внимания, памяти и мышления, активизируемые воображением;
- приспособительная – представление сложных явлений и образов через более простые;
- психотерапевтическая – создание психологической защиты;
- аффективная – изменение эмоционального состояния, снятие напряжения.
Используя свое воображение, человек контролирует процессы, происходящие в организме, а также подстраивается под различные ситуации. Известно, что благодаря воображению можно изменять частоту сердцебиения, показатели давления и температуры тела.
Как развить фантазию и воображение, если у меня их нет
Однако у всех ли есть дар фантазировать и можно ли эту способность развить? На этот вопрос помогает ответить тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология», который рассматривает психику человека с позиции восьми векторов — восьми групп желаний и способностей.
Воображение — это способность создавать в своем сознании образы, представления, идеи. Это нечто нематериальное, что невозможно потрогать. Это предвосхищение будущего. Способность, которой нет у животных, которая есть только у человека.
Образность присутствует у всех людей, как свойство человеческой психики. Но наибольшее развитие она может получить у обладателей зрительного векторa.
Самый чувствительный сенсор человека со зрительным вектором — глаза, поэтому он получает огромное удовольствие от созерцания света и красоты этого мира. У него широкая зрительная периферия
Он обращает внимание на образы в реальности и легко представляет, придумывает их. У него хорошая зрительная память
Он отлично рисует, воспроизводит то, что видит. Вот почему художниками, дизайнерами, фотографами становятся именно люди со зрительным вектором.
Звуковой вектор дает своему обладателю мощный абстрактный интеллект, который помогает представлять то, чего нет в реальности, создавать что-то принципиально новое. Если у зрительников продуктом их воображения являются образы, картинка, то звуковик создает идеи, мыслеформы.
Кожно-звуковая связка векторов дает миру инженеров-изобретателей с их передовыми технологиями, ученых с их гениальными открытиями, новаторов в искусстве с их новыми течениями. Ведь кожный вектор — причина тяги к постоянным переменам, к новизне, а желания в звуковом векторе могут буквально сотворить новую реальность.
Сегодня, в век информации, науки и высоких технологий, люди с развитым воображением особенно востребованы. Да и общество потребления диктует свои условия — необходимо производить все больше товаров, а потом продавать их. И для этого тоже нужны люди, которые постоянно придумывают то, чего еще не было.
Если же у человека присутствуют и зрительный, и звуковой векторы, то это самый большой интеллект и возможность быть на пике требований времени. Пример тому — кино, в котором воплощаются самые смелые фантазии его создателей и которое так нравится зрителям сегодня.
Но природой заложенный потенциал может быть не развит, если в детстве обладатели зрительного и звукового векторов не читали книг и не получали достаточно впечатлений. И тогда даже в потенциале гениальные художники с анально-зрительной связкой векторов становятся лишь хорошими копиистами, не способными создавать свои собственные уникальные образы, а кожные звуковики не могут рождать идеи, которых еще не было в мире.
Как развивать воображение у взрослого и можно ли это сделать
Способность воображать, фантазировать, мечтать начинает проявляться в человеке в раннем детстве. Дети слушают сказки и любят придумывать разных персонажей, которых нет в реальности. Особенно дети со зрительным вектором. И это желание взрослым нужно всячески поощрять.
Когда родители думают, как развить фантазию и воображение у подростка, они уже почти опоздали, потому что самое активное развитие свойств идет до подросткового возраста. А дальше человек уже только реализует развитые навыки, хотя и может оттачивать, совершенствовать их.
Подросток от сказочных героев и игры переходит к мечтам и планам на будущее. Но если в детстве его фантазии не поощрялись, у него возникает с этим проблема. Он не знает, чего хочет, не может посмотреть на два шага вперед. Не формирует свое независимое мышление, свой взгляд на мир, нестандартный подход. Он склонен делать то, что ему говорят взрослые.
Что уж говорить о взрослых, чьи способности к фантазии могут быть давно не востребованы: нетворческая, рутинная работа, отсутствие полноценного общения, новых впечатлений могут погубить даже те ростки более широкого мышления, которые были в детстве и юности.
Любая способность, когда ее не применяют, ржавеет, отмирает за ненадобностью. Мир без развитого воображения становится тусклым и унылым, и человек уже не видит, как Дон Кихот, в каждой женщине синьору Дульсинею Тобосскую, а в каждом мужчине благородного рыцаря.
Вот почему, если человек задумывается о том, чтобы его жизнь была более интересной, более успешной, если ему требуется нестандартное мышление, у него возникает вполне закономерный вопрос, как развить воображение.
Физиологические основы
Комбинации нервных связей образуются на сознательном и бессознательном уровнях
Физиологические процессы, ответственные за работу воображения, регулируют процессы жизнедеятельности организма.
Происходят сложные процессы в головном мозге, в течение которых активизируются и перераспределяются нервные связи.
В результате этих процессов появляются новые нервные сочетания, которые и являются основой физиологии воображения.
Комбинации нервных связей образуются:
- на бессознательном уровне: от самопроизвольной реакции в коре головного мозга на различные раздражители (например, сон или галлюцинации);
- на сознательном уровне: в процессе самостоятельного создания человеком новых образов работает несколько отделов головного мозга (во всех произвольных видах воображения).
Образование новых связей не является случайным процессом, его можно охарактеризовать как творческую работу мозга.
Воображение влияет на множество физиологических процессов: работу органов, уровень активности желез, обменные процессы. К примеру, когда человек представляет себе вкусное блюдо, у него сильнее выделяется слюна.
При мыслях об интенсивной физической нагрузке можно зафиксировать еле заметную активность мышц. Следовательно, воображение тесно связано с процессами жизнедеятельности и поведением человека.
Механизмы создания образов
Без воображения не было бы книг и фильмов
Образы, возникающие в воображении, не появляются из ниоткуда. Они исходят из полученных представлений о реальных явлениях и объектах.
Жизненные впечатления комбинируются в воображении человека, приобретая различные формы.
Процессы воображения делятся на два уровня:
- Анализ впечатлений.
- Синтез полученных образов.
На первом уровне представления об объекте абстрагируются от прочих образов, рассоединяются их составляющие, происходит анализ. В дальнейшем эти образы преобразуются: сочетаются в разные комбинации или перевоплощаются в абсолютно новые представления.
Этот синтезирующий процесс имеет множество форм. Агглютинация – одна из распространенных форм синтеза, в ходе которой новый образ создается с помощью передачи характеристик одного предмета другому.
Таким способом в воображении создавались образы древних богов и мифических существ. В искусстве и прочих творческих процессах широко используется прием агглютинации.
Например, для того, чтобы нарисовать несуществующее животное, в нем сочетались черты разных известных зверей и птиц. С помощью агглютинации увеличиваются или уменьшаются части какого-то объекта или объект полностью. Так создавались сказочные великаны и гномы.
Благодаря внедрению существующих представлений в новые ситуации, получаются новые связи с абсолютно отличающимся значением. Человек достигает соответствий в этом сочетании, представляя цель и контролируя процесс.
Синтез представлений осуществляется через схематизацию и акцентирование. Схематизация происходит в результате недостаточно полного восприятия объекта. В итоге целостный образ может быть искаженным и не соответствующим действительности.
Также схематизация может проявляться при забывании каких-либо свойств объекта и более обобщенном его представлении. Человек может сознательно или бессознательно выделять в образе определенные черты.
Акцентирование заключено в заострении внимания на главных свойствах образа и создании типичного представления о предмете. В этом сложном творческом процессе обобщения человек выделяет основные, по его мнению, черты в образе и отражает реальность через свою призму.
Создание образов
Человек создает образы в воображении несколькими способами:
- Агглютинация. Качества и части отдельных объектов объединяются в единое целое. Примеры: кентавр, сказочная избушка на курьих ножках, гидросамолет, аэросани.
- Акцентирование. Часть объекта делится на отдельные детали. Наглядный пример — карикатуры, в которых художник выделяет определенную черту.
- Гиперболизация. Предполагает уменьшение, увеличение или смещение отдельных частей выбранного объекта. Здесь тоже можно вспомнить сказки, например, о драконах с несколькими головами.
Еще один способ создания образов в воображении — типизация. Он считается самым сложным. Представьте любую картину. Созерцая ее, вы рисуете в подсознании образ, который передавал художник. Или возьмем, например, книгу. Автор описывает в ней черты главного героя. Благодаря этому вы можете представить, как он выглядит, мыслит, ведет себя. Вы будто переноситесь в окружающий его мир.
Что дает воображение человеку
Итак, мы выяснили, что такое воображение и какие функции оно играет. Но зачем оно нужно лично вам? Есть несколько пунктов:
- помогает в общении с другими людьми;
- дает возможность визуализировать цель;
- способствует развитию творческих талантов;
- участвует в принятии решений и создании новых идей;
- помогает мысленно воссоздать образ предмета или явления, который вы никогда не видели.
Плюс ко всему, воображение используется при составлении прогнозов и плана действий на будущее. Оно нужно во всех сферах деятельности, в особенности в тех, которые нельзя полностью автоматизировать. Речь идет о дизайне, исследовательской работе.
А нужно ли воображение ребенку? Ответ однозначный: да. Без него невозможно полноценное развитие. Первые несколько лет жизни ребенок изучает мир вокруг него. И если по каким-либо причинам у него не работает в полную силу воображение, тормозится формирование важных способностей.
Развитое в детстве воображение в будущем поможет уже взрослому человеку стать креативным, развить в себе творческие навыки, научиться находить необычный выход из сложной ситуации. А это пригодится в жизни.
Виды воображения
Воображение бывает преднамеренное и непреднамеренное
Подобно процессам памяти, процессы воображения разделяются по степени волевых усилий на преднамеренные и непреднамеренные.
Непреднамеренная работа воображения разворачивается в грезах, снах или полусонном состоянии.
Образы создаются самопроизвольно и в необычных комбинациях.
Это пассивный процесс, независящий от желаний человека, в котором часто воплощаются его неудовлетворенные потребности.
Преднамеренное воображение – это целенаправленный процесс создания конкретных образов человеком по собственной воле. Он сам контролирует и направляет свои представления в зависимости от ситуации, осознавая цель и мотивы своих действий.
Произвольное воображение имеет такие формы, как воссоздающее (воспроизведение какого-либо образа по его характеристикам) и творческое воображение (воплощение нового образа путем собственного домысливания).
Воссоздающее воображение работает, когда, имея конкретное описание объекта, человек представляет его полный образ. Например, при чтении художественной литературы, складывается мысленное представление об описанных персонажах или событиях.
Творческое воображение – это создание нового образа с помощью дополнений и преобразований существующего. Этот вид воображения является основой искусства.
В процессе творчества в основном работает активное воображение, происходит сознательное формирование образа. Творец позволяет взглянуть на мир с другой стороны, пользуясь своими средствами выражения.