Младшая группа детского сада: особенности и тонкости развивающего процесса

Развитие ребенка в 3 года: что должен уметь, рост, вес и навыки

Общие задачи воспитания младшего дошкольника состоят в следующем:

  1. Способствовать благоприятной адаптации малышей в детском саду, установлению добрых отношений с воспитателем и детьми в группе, устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности каждого ребенка;
  2. Обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение основными движениями и гигиеническими навыками;
  3. Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления об окружающих предметах и явлениях, учить выделять некоторые особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа;
  4. Способствовать развитию у детей самостоятельности, овладению разнообразными способами действий, приобретению навыков элементарного самообслуживания, самостоятельной игровой деятельности и общения;
  5. Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состоянии других людей, добрые чувства к животным и растениям;
  6. Развивать интерес детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельностного общения со взрослыми и сверстниками, обогащать опыт игрового общения;
  7. Способствовать развитию воображения и творческих проявлений детей, интереса к участию в игровой и художественной деятельности с элементами творчества, радости от реализации своих замыслов и желаний.

Психолого-педагогическая работа

Возрастные особенности детей первой младшей группы (от 2 до 3 лет)

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

Входе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. Вэтом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

Всередине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Развиваем интеллект

Полезные уроки и задания, которые помогают развивать у малышей этого возраста логическое мышление, память и внимание, могут быть следующими

  • Занятия с полезными развивашками. Это конструкторы, пирамидки, пазлы, матрешки, мозаика, лото, вкладыши, которые собираются последовательно, по мере увеличения или уменьшения размера предметов, что способствует изучению понятий «больше – меньше».
  • Нахождение цвета по названию.
  • Подбор геометрических фигур по образцу, в том числе – подбор соответствующих фигур к отверстиям.
  • Поиск лишнего предмета из предложенных по какому-то признаку.
  • Поиск предмета, который исчез из группы предложенных, определение места, где он находился. Для начала достаточно 3–4 предметов, постепенно их число увеличивают, а убирать со временем можно будет уже по 2.
  • Поиск целой картинки по предложенной детали.
  • Обобщение предметов в группы по определенному признаку (домашние животные, одежда, мебель, дикие птицы).
  • Выстраивание геометрических фигур в заданной последовательности, например в виде паровозика.
  • Подбор парных предметов или картинок.
  • Разгадывание загадок в стихотворной форме (отгадку подобрать легче из-за рифмы).

Также развивать логику можно, используя простые математические задания. Например, пусть ребенок раскрашивает картинку, подбирая цвета в соответствии с их цифровым обозначением

При этом важно проговаривать цвета и цифры вслух

Дома или на прогулке ребенку младшего дошкольного возраста полезно считать выборочно: только яблоки в вазе с фруктами или только красные машины.

Можно предложить ребенку несколько предметов или картинок с их изображением, чтобы он выстроил их от большего к меньшему, а затем наоборот.

Какими навыками и умениями овладевают?

Малыши 3–4 лет начинают адаптироваться к взрослой жизни. На этом этапе у них начинают вырабатываться определенные умения, навыки. Перечислим все, чему должны научить воспитатели детского сада:

  • малыш должен уметь самостоятельно одеваться, раздеваться, обуваться;
  • есть самостоятельно, правильно удерживая столовые предметы;
  • есть блюда последовательно;
  • посещать самостоятельно туалет, уметь садиться на горшок;
  • знать, мыть руки после посещения туалета и перед едой.

Это ключевые навыки, которые будут прививаться не только в ДОУ, но и дома. Но есть умения образовательного характера. Младшая группа детского сада должна уметь, знать следующее:

  • быстро ориентироваться в пространстве: знать, где право, лево, изнанка кофты и ее лицевая сторона. Также малыши должны быть ознакомлены с пространственными понятиями. Например: на столе, под стулом, в коробке, справа от тарелки, над головой, между шкафчиками и др;
  • уметь повторять действия за воспитателем. Например, выложить из счетных палочек домик, елочку, заборчик. Перед этим воспитатель демонстрирует, как это нужно выполнить;
  • научиться определять основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;
  • уметь различать цвета;
  • выполнять последовательные действия – собирать конструктор, кубики или пазлы;
  • уметь ухаживать за декоративными цветами;
  • взрослым помогать сервировать стол.

Развитие восприятия ребенком 3-4 лет

Катализатором восприятия в этом возрасте служат

  • активная двигательная деятельность
  • активная игровая деятельность
  • активное развитие речи

В этом возрасте восприятие является предметным. Это значит, что дети пока еще не могут отделять свойства предметов от самих предметов

Когда ребенок смотрит на некое изображение предмета, он фиксирует свое внимание на какой-то одной самой выдающейся черте (например, цвет, размер, форма)

В этом возрасте еще отсутствует четкость восприятия. Например, дети могут не узнать папу, который одет в костюм деда мороза, даже если лицо его будет открыто. На этом этапе развития дети видят только общую картину, не обращают внимания на детали.

Занятия на развитие крупной и мелкой моторики

Развить мелкую моторику помогут пазлы и другие сидячие игры с мелкими предметами, которые нужно собирать или перебирать. Развить крупную моторику — подвижные игры с крупными предметами, например, мячом.

Мелкая моторика

«Прищепки». Приготовьте цветные прищепки, цветные салфетки и веревку. Предложите ребенку подобрать элементы по цвету и повесить салфетки на веревку с помощью прищепок.

«Осень» (пальчиковая гимнастика). Прочитайте стих логопеда Н. Нищевой и покажите ребенку, какие действия нужно делать:

  • «Ветер по лесу летал» — плавные движения ладонями, имитирующие волны;
  • «Ветер листики считал» — пока ничего, дальше на каждый листик загибать пальчики параллельно на обеих руках;
  • «Вот дубовый, вот кленовый, вот рябиновый резной, вот с березки — золотой»; 
  • «А последний лист с осинки ветер бросил на тропинку» — загнуть последний пальчик и положить ладони на коленки.

Во второй раз предложите ребенку самостоятельно выполнять движения, пока вы будете читать стих.

«Накорми птичку». Наклейте на бутылку изображение птички и предложите ребенку «накормить» ее крупой. Можно брать зерна из одной тары и ложкой переносить в бутылку или брать и пересыпать пальчиками.

В 3-4 года ребенок может держать ручку или карандаш, застегивать молнию и пуговицы, снимать и надевать одежду и обувь, вырезать фигуры из бумаги, рисовать линии и фигуры или соединять их по точкам, нанизывать бусины на нитку, откручивать крышки, разворачивать фантики, завязывать узлы. Все это развивает мелкую моторику, и каждый элемент можно добавить в повседневную жизнь.

Больше упраженений и игр для развития мелкой моторики вы найдете в нашей статье

Крупная моторика

«Зеркало». Предложите ребенку копировать ваши движения: поднимайте руки вверх, чешите нос, сгибайте ногу в колене, делайте шаг в сторону или круг вокруг себя и т.д.

«Держи мяч». Положите легкий мяч на простынь или покрывало. Держите с одной стороны, а ребенка попросите держать другую стороны простыни. Шевелите ее, создавая движение мяча. Цель — не дать мячу упасть на пол.

«Попади в цель». Приготовьте ведро и мячик или другую емкость и предмет, который нужно в нее закинуть. Предложите ребенку попасть в цель. Похожее упражнение: накидывать кольца на основу пирамидки или другую вертикальную опору.

Крупная моторика активно развивается в танцах.

Больше упраженений и игр для развития крупной моторики вы найдете в нашей статье

Как правильно выйти из кризиса

Родителям важно понимать, что происходящие изменения в поведении ребенка — естественный процесс, на который ничто не может повлиять. Во время кризиса у малыша:

  • развивается речь, воля и самостоятельность, творческие способности;
  • наблюдается подражание старшим;
  • развивается социализация;
  • формируется базовое понятие ощущения безопасности.

В три годика малышу открываются границы между собой и окружающим миром, он учится различать разрешенное и запрещенное

В это время родителям важно объяснить ребенку, что он должен уважать других, уметь сочувствовать

Если трехлетнего ребенка отдают в садик, его социализация происходит намного быстрее. Если наблюдаются проблемы в общении с другими детьми, родители должны объяснить ребенку, почему нужно делиться с другими, а когда можно отказать.

Если малыш хочет самостоятельно что-то сделать, не запрещайте. Таким образом, он учится оценивать свои возможности и привыкать к самостоятельности.

Также в это время важно прививать навыки гигиены: аккуратно кушать, мыть ручки, чистить зубки, одеваться

Истерике — быть!

Если договориться с ребенком не получается и он устраивает истерику, как быть и что делать?

Главное, как советуют психологи — не стесняться в этот момент своего ребенка перед посторонними. Это ваше чадо и оно проходит через такой этап взросления. Ваша задача ему помочь, а не делать виноватым или стыдить.

Какие действия предпринять:

  1. Не кричать на него — это может только ухудшить ситуацию и напугать малыша.
  2. Присядьте возле него на корточки, чтобы встретиться глазами и скажите, что у него есть время на крики, главное, чтобы ему стало легче.
  3. Спросите, чем можете помочь, но при этом, если что-то запретили — стойте на своем.
  4. Осмотритесь по сторонам, если вы на улице, а ребенок сидит на полу, проверьте, нет ли рядом опасных предметов — уберите камни или палки, другими словами, обезопасьте место истерики.
  5. Посидите рядом с ребенком, покажите ему, что вы расстроены таким его поведением, и он вас огорчает.
  6. Попробуйте обнять чадо и усадить на колени.
  7. Погладьте его по ручке или по головке — повторяющиеся приятные действия помогут успокоиться.
  8. Можно прошептать на ушко, что вы сейчас пойдете и прочитаете любимую сказку, а можно даже начать ее рассказывать тихонько.
  9. Если ничего не помогает, попробуйте выйти в другую комнату (если истерика случалась дома). Зачастую без зрителей дети быстрее успокаиваются.
  10. После того как вам удалось успокоить малыша, обязательно расскажите, что последствия таких истерик очень печальные — игрушки разбросаны, малыш весь красный, у мамы голова разболелась, но не ругайте его, не кричите.
  11. Главное, постарайтесь узнать причину истерики попробуйте договориться, что больше эта причина не будет огорчать малыша — найдите компромисс.

Развиваем речь

Savicic/Shutterstock.com

Для развития речевых навыков предлагаем вам следующие задания.

«Кто как голос подаёт?»

Взрослый предлагает ребёнку картинку и спрашивает, как «разговаривает» животное, изображённое на ней. Например, собака лает, кошка мяукает, корова мычит и т. д. Попросите ребёнка изобразить каждое животное.

«Что, где, когда?»

Взрослый бросает ребёнку мяч и задает вопросы со словами что, где, когда. Например:

  • Что растёт на грядке?
  • Где летают птицы?
  • Когда идёт снег?

Ребёнок должен ответить на вопрос и кинуть мяч обратно взрослому.

«Вопросы по картинке»

Merggy/Shutterstock.com

Вам потребуется картинка с изображением какого-нибудь сюжета. Например «Весна в городе», «Зимние забавы», «Мама собирает дочку в детский сад» и т. д. Можно использовать картинки из книг или журналов.

Взрослый задает ребёнку вопросы по картинке:

  • сначала общие: «Что изображено на картинке?», «Кого ты здесь видишь?»;
  • затем уточняющие: «Какого цвета у мальчика шапка?», «Что девочка держит в руках?»;
  • и в конце вопросы-рассуждения: «Куда мама собирает девочку?», «Куда идёт этот мальчик?» и т. д.

«Поймай звук»

Взрослый загадывает ребёнку звук, например а, и начинает называть по очереди гласные звуки: о, а, у, и, э. Задача ребёнка — услышать загаданный звук среди других и хлопнуть в ладоши.

Требования к занятиям в младшей группе ДОУ

В возрасте 3 лет малышей нужно начинать обучать, развивать. Занятия в младшей группе детского сада уже отличаются от того, что было в яслях. Но все же, они проходят в игровой форме. Занятия имеют и другие особенности:

длятся они по 15 минут

Именно столько времени малыши могут концентрировать внимание на чем-то конкретном;
занятия должны нести уже четко выраженные цели;
особое внимание уделяется развитию мелкой моторики рук, а также проводятся разнообразные упражнения для координации движений;
проводят занятия по развитию устной речи и расширению словарного запаса;
посредством альтернативных способов рисования, лепки предметов из пластилина, осуществляется эстетическое развитие;
начинают проводить физические занятия, развивая у деток ловкость, выносливость, гибкость, координацию;
в образовательный процесс включаются музыкальные уроки. На них воспитанники ДОУ начинают различать звуки по интенсивности, высоте

Знакомятся с понятием ритм.

Сила, ловкость, выносливость

Все это называется физическим развитием ребенка

Малышу сейчас крайне важно много двигаться, чтобы становиться все более ловким, координировать движения, тренировать вестибулярный аппарат, укреплять мышцы. Такому развитию способствуют следующие занятия:

  • зарядка;
  • перешагивание препятствий (как естественных, так и специально устроенных взрослыми);
  • перепрыгивание нарисованной линии или разложенной на полу веревки;
  • ходьба по заданной линии или фигурно разложенной веревке;
  • ходьба по плоскости с наклоном вверх или вниз (по доске, бревну);
  • игры с мячом (его можно бросать маме, ловить, кидать вверх, бить ногой, кидать в цель – коробку или корзину, пробовать вести перед собой во время ходьбы или бега);
  • танцы;
  • плавание, игры в воде (например, в детском надувном бассейне);
  • езда на велосипеде;
  • прыжки с места вперед на двух ногах;
  • любые подвижные игры;
  • спрыгивание с небольших возвышений;
  • игры на детской спортивной площадке (с канатом, кольцами, лесенками).

Если такие игры проводить под соответствующую музыку или организовать соревнования крохи с соседской ребятней, малыш будет заниматься увлеченно, получать массу положительных эмоций и развивать способность общения в социуме.

Что умеет ребёнок в 3–4 года?

Lena Ogurtsova/Shutterstock.com

  1. Считает до пяти и может показать соответствующее количество пальцев на руке.
  2. Знает основные цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный).
  3. Знает геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
  4. Может сравнивать предметы по величине, форме и цвету.
  5. Запоминает и повторяет движения за взрослым.
  6. Знает свои имя, фамилию и возраст.
  7. Самостоятельно надевает вещи (без молнии и пуговиц).
  8. Умеет пользоваться карандашами и фломастерами.
  9. Знает 3-4 названия диких и домашних животных, птиц и насекомых.
  10. Ориентируется в пространстве и на листе бумаги.
  11. Знает времена года и части суток (утро, день, вечер, ночь).
  12. Знает названия овощей, фруктов и ягод, умеет их различать.
  13. Знает и может показать названия частей тела.
  14. Может пересказать короткий рассказ или сказку.

Читайте подробнее о развитии 3-летних и 4-летних детей.

На что родителям делать упор в развитии ребёнка этого возраста?

Dragana Gordic/Shutterstock.com

  1. 3-4 года — это период интенсивного психического развития и появления новых психических особенностей. Поэтому малышу необходимы развивающие занятия, которые помогут формированию его личности.
  2. Ведущая деятельность в этом возрасте — игровая, поэтому все занятия должны проходить в игровой форме.
  3. Следите за тем, чтобы малыш не переутомлялся. Оптимальное время для одного занятия — 15-20 минут.
  4. Старайтесь поддерживать ребёнка во время выполнения задания, подбадривайте его.
  5. Трёхлетнему ребёнку ещё сложно управлять своим поведением, поэтому не критикуйте, если у него что-то не получается.
  6. Главная потребность этого возраста — признание самостоятельности ребёнка. Давайте ему больше свободы в действиях. Ваши отношения должны складываться не как «взрослый-ребёнок», а на равных.

Занятия, игры и развлечения для наших малышей.

Включает в себя разделы:

Подвижные игры для малышей 542

Показаны публикации 1-10 из 43816. Все разделы | Младшая группа

Новое

Фото

Лучшее

Конспект НОД по ФЭМП в группе раннего возраста «На лесной полянке. Названия основных цветов. Пространственные отношения» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)

вгруппе раннего возраста общеразвивающей направленности для детей 2-3 лет «На лесной полянке» Подготовила: воспитатель, Кузнецова Елена…

Консультация для родителей «Какие книги читать ребенку 4-х лет» В возрасте 4х лет ребенок продолжает активно развиваться и познавать окружающий мир. Чтение — это один из важных факторов развития личности и , кроме того, возможность провести время с ребенком, которое по настоящему сближает. Также чтение помогает развитию фантазии и…

Социализация

Кстати, о социуме. Для того чтобы освоиться в нем, малышу нужно развивать массу умений: обслуживать себя, правильно вести себя за столом, следовать установленному режиму и правилам

Поэтому важно не забывать об этом при подборе игр. Удобнее всего проигрывать каждую конкретную ситуацию с помощью игрушек

Например, с помощью кукол и мишек ребенка можно учить знать и правильно использовать вежливые слова, слушаться старших, убирать за собой игрушки, одеваться, раздеваться, развешивать и складывать свою одежду, делиться игрушками с другими детками, помогать маме по дому, не мусорить на улице, не топтать газоны, не бить окна и т. д.

Развитие ребенка младшего дошкольного возраста – дело на первый взгляд сложное. Но, имея минимальные знания об этом и учитывая склонности, темперамент и желания ребенка, можно сделать для него гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Режимные моменты в образовательной деятельности в ясельной и первой младшей группах

Как видно из ежедневного плана, в образовательную деятельность с детьми обязательно вписываются режимные моменты — процедуры распорядка дня, которые направлены на воспитание КГН, сохранение и укрепление здоровья, а также развития самостоятельности малышей. При этом каждый элемент режима имеет свои задачи, приёмы организации и проведения, а также оборудование. В ясельной группе, а также в первой младшей распорядок дня и его составные планируются по одинаковой схеме. Ознакомиться с примером такой схемы можно здесь.

Соблюдение режима вписывается в ежедневный план потому, что на основе многих пунктов распорядка дня педагог проводит своеобразные занятия, объясняя, как действовать в той или иной ситуации

Речевое развитие

Программа Никитиных

  • свобода выбора занятий;
  • интерес к занятиям и увлечением ребенка, вовлеченность родителя в жизнь ребенка;
  • совместная деятельность;
  • насыщенная обучающими материалами обстановка.

Одним из основных стимулов полноценного раннего развития детей авторы методики считают создание условий для развития их способностей, соответствующих их потребностям и возможностям, но рассчитанные на более старший возраст. Например, ребенок только научился говорить, а среди его игрушек уже есть кубики с буквами и цифрами или азбука. Авторы методики считают, что окружив ребенка игрушками и учебными пособиями, опережающими его развитие, вы стимулируете его познавательную и исследовательскую активность.

В 3 года малыши очень любознательны, они интересуются практическим всем, что происходит вокруг, пытаются понять причины различных явлений и событий. Задача родителей – поддерживать познавательную активность ребенка, развивать интеллектуальные способности и речь. Наилучший способ для этого – активное общение с ребенком в повседневной жизни и вовлеченность в его интересы.

Читайте далее:

Что ребенок должен уметь в 8 месяцев: навыки и нормы развития

Развивающие занятия с трёхлетним ребёнком

Особенности физического развития ребенка в 6 лет

Visited 6 times, 1 visit(s) today

Особенности работы

Возраст воспитанников ДОУ имеет свои тонкости, нюансы. Это учитывается при планировании образовательного, воспитательного, развивающего процесса. Мы перечислим их:

  • в младшую группу детского сада входят малыши в возрасте от 3 до 4 лет;
  • процесс развития кардинально отличается от того, какой проходил в яслях. Если ранее детки требовали внимания, ласки, то теперь они становятся любознательными, хотят познать мир;
  • именно сейчас проявляется интерес к «коллективным» играм. Малыши начинают выстраивать взаимоотношения с другими детьми-одногодками. Роль воспитателя уходит на второй план. Это становится первой фазой развития самостоятельности;
  • считается, что развитие детей этой группы – самый сложный процесс. Объясняется тем, что воспитанники ДОУ только начинают адаптироваться к «взрослой» жизни, при этом часто заболевают;
  • именно сейчас выявляется скорость интеллектуального развития. Некоторые детки быстрее понимают то, что от них хотят воспитатели, а другие медленнее. Также это заметно в развивающем процессе. Поэтому, от воспитателей требуется индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • такой возраст, с помощью педагогического состава, позволяет деткам учиться быть самостоятельными. Особенно это касается момента самообслуживания. Они сами одеваются, кушают, посещают ванную комнату, туалет.

Какими навыками и умениями овладевают?

Малыши 3–4 лет начинают адаптироваться к взрослой жизни. На этом этапе у них начинают вырабатываться определенные умения, навыки. Перечислим все, чему должны научить воспитатели детского сада:

  • малыш должен уметь самостоятельно одеваться, раздеваться, обуваться;
  • есть самостоятельно, правильно удерживая столовые предметы;
  • есть блюда последовательно;
  • посещать самостоятельно туалет, уметь садиться на горшок;
  • знать, мыть руки после посещения туалета и перед едой.

Это ключевые навыки, которые будут прививаться не только в ДОУ, но и дома. Но есть умения образовательного характера. Младшая группа детского сада должна уметь, знать следующее:

  • быстро ориентироваться в пространстве: знать, где право, лево, изнанка кофты и ее лицевая сторона. Также малыши должны быть ознакомлены с пространственными понятиями. Например: на столе, под стулом, в коробке, справа от тарелки, над головой, между шкафчиками и др;
  • уметь повторять действия за воспитателем. Например, выложить из счетных палочек домик, елочку, заборчик. Перед этим воспитатель демонстрирует, как это нужно выполнить;
  • научиться определять основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;
  • уметь различать цвета;
  • выполнять последовательные действия – собирать конструктор, кубики или пазлы;
  • уметь ухаживать за декоративными цветами;
  • взрослым помогать сервировать стол.

Речевое развитие (ребенок должен):

  • Повторять за взрослым слова и строки знакомых стихов
  • Способен отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций
  • Способен выражать свои ощущения в словесной форме
  • Понимать и правильно использовать в речи слова, обозначающие предметы, их свойства, действия
  • Способен согласовывать существительные с местоимениями и глаголами, строить простые предложения из 2-4 слов
  • Владеть отчетливым произношением изолированных гласных и большинства согласных (кроме свистящих, шипящих и сонорных) звуков
  • Способен понимать небольшие рассказы без наглядного сопровождения, с помощью взрослого рассказать об игрушке (картинке)
  • Сопровождать речью игровые и бытовые действия
  • Способен участвовать в драматизации отрывков знакомых сказок.

Младшая группа детского сада: навыки и умения

Так, считается, что воспитанник младшей группы уже должен уметь:

  • самостоятельно одеваться и раздеваться,
  • уверенно орудовать ложкой,
  • кушать, не путая очередность блюд,
  • самостоятельно садиться на горшок или посещать туалет,
  • мыть руки после него.

Разумеется, в той или иной степени эти навыки будут совершенствоваться, и достаточно активно: малыши научатся свободно ориентироваться, где у вещей изнанка или лицевая сторона, как они должны располагаться в шкафчике и в какой последовательности складываться на стульчик; освоят новые гигиенические процедуры, а сервировка стола включит еще один прибор – вилку. Дошколята будут учиться застилать постельку и, конечно же, помогать взрослым, активно подражая им.

В этом возрасте малыши с восторгом начинают ухаживать за цветами или животными в «живом уголке», помогать с сервировкой столов. Они открыты для самостоятельного освоения новых действий, и грамотный воспитатель умело этим пользуется.

Занятия для сенсорного развития

В 3-4 года особенно активны органы восприятия: слух, зрение, обоняние, осязание и вкусовые ощущения. Поэтому и познание окружающего мира должно быть всесторонним.

«Угадай продукт». Завяжите ребенку глаза и предложите угадать по вкусу и запаху, что он съел.

«Шепот». Говорите шепотом разные слова и просите ребенка повторить их вслух.

«Найди пару». Приготовьте 6 парных коробок с разным наполнением. Например, в 2 насыпьте крупу, еще в 2 положите ручки, еще в 2 —одинаковые погремушки

Важно, чтобы звучание парных коробок было одинаковым. Три коробки оставьте себе, а их пары разложите перед ребенком

Потрясите одной коробкой и предложите малышу найти пару, потому проделайте то же со второй и третьей парой коробок.

Еще больше упражнений и игр вы найдете в статье «Сенсорное развитие детей раннего возраста».

Степени адаптации

Длительность и выраженность признаков, характерных для периода адаптации в ДОУ, указывает на успешность процесса привыкания крохи. С точки зрения психологии, различают несколько степеней адаптации:

  • легкая – детсадовец быстро вливается в коллектив и уже спустя 2 недели спокойно посещает дошкольное учреждение, не устраивая истерики при расставании с родителями;
  • средняя – первое время по утрам ребенок плачет, отказывается идти в сад, часто болеет, но через 1,5 месяца подобные признаки бесследно исчезают;
  • тяжелая – встречается редко, малыш становится агрессивным, не идет на контакт с воспитателями и другими воспитанниками детского сада, период адаптации продолжается более 2 месяцев.

Определить легкую степень адаптации к детскому саду можно по следующим признакам:

  • ребенок остается в группе без истерик и относится к уходу родителей спокойно;
  • свободно общается с педагогами, глядя им в глаза;
  • способен попросить о помощи, когда она ему понадобится;
  • без проблем играет с ровесниками;
  • легко меняет свой привычный распорядок дня на детсадовский;
  • не расстраивается, если воспитатель делает замечания;
  • активно рассказывает родителям о своем дне, прошедшем в детском саду.

При средней степени адаптации наблюдаются следующие признаки:

  • трудно расстается с родителями перед заходом в группу и немного плачет после их ухода, а потом отвлекается на игру;
  • нормально общается с детьми и воспитателями;
  • соблюдает распорядок дня, установленный в детском саду;
  • не агрессивен, не провоцирует сверстников на конфликты.

По мнению психологов, трехлетке проще привыкнуть к детскому саду, чем ребенку 2 лет, поскольку по достижении этого возраста возникает потребность в общении сверстниками.

При тяжелой степени адаптации у ребенка наблюдаются выраженные симптомы агрессии, раздражительности. Он ежедневно устраивает истерики, которые усиливаются у входа в детский сад. В редких случаях малышу так и не удается привыкнуть к новой обстановке.

Социальное развитие

Развитие социальных навыков особенно важно, если ребенок по какой-то причине не ходит в детский сад. Для этого поощряйте игры и общение с другими малышами на детской площадке во дворе

Приучайте малыша к самостоятельности:

  • давайте посильные поручения, например, заправить постель, убрать игрушку, помыть тарелку за собой;
  • просите помочь, когда вы готовите или делаете уборку;
  • научите одеваться и раздеваться, застегивать ботинки, аккуратно складывать вещи;
  • познакомьте с правилами поведения за столом, на улице, в общественном месте, в гостях и т.д.
  • научите словам вежливости: спасибо, пожалуйста и т. д.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: