Внешние проявления нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте
Несмотря на то что не стоит самостоятельно ставить не только медицинские диагнозы, но и диагнозы в области психологического здоровья, а лучше доверить это профессионалам, имеется ряд признаков нарушений эмоционально-волевой сферы, наличие которых должно стать причиной обращения к специалистам.
Нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка имеют характерные особенности возрастных проявлений. Так, например, если взрослые систематически отмечают у своего малыша в раннем возрасте такие поведенческие характеристики, как чрезмерная агрессивность или пассивность, плаксивость, «застревание» на определённой эмоции, то, возможно, что это раннее проявление эмоциональных расстройств.
В дошкольном возрасте к указанным выше симптомам, могут добавиться неумение следовать нормам и правилам поведения, недостаточное развитие самостоятельности. В школьном возрасте эти отклонения, наряду с перечисленными, могут сочетаться с неуверенностью в себе, нарушением социального взаимодействия, снижением целеустремлённости, неадекватностью самооценки.
Важно понимать, что о существовании нарушений стоит судить не по наличию единичного признака, который может быть реакцией ребёнка на конкретную ситуацию, а по совокупности нескольких характерных симптомов
Основные внешние проявления выглядят следующим образом:
Эмоциональная напряжённость. При повышенной эмоциональной напряжённости, кроме общеизвестных проявлений также ярко могут быть выражены затруднения в организации умственной деятельности, снижение игровой активности, характерной для конкретного возраста.
- Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.
- Повышенная тревожность. Повышенная тревожность, кроме известных признаков, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.
- Агрессивность. Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.
- Отсутствие эмпатии. Эмпатия — способность чувствовать и понимать эмоции другого человека, сопереживать. При нарушениях эмоционально-волевой сферы этот признак, как правило, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может являться тревожным признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития.
- Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых — в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.
- Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.
- Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам как сверстников, так и окружающих взрослых.
- Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий.
- Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью и т.п.
Закономерности эмоционального развития умственно отсталых детей и школьников
Концептуальные основы любого психологического явления включают присущие ему закономерности или объективно существующие, необходимые, постоянно повторяющиеся связи и зависимости, которые выявляются в процессе обобщения научно-теоретического и экспериментально-практического материала . При определении закономерностей развития эмоциональной сферы учащихся со сниженным интеллектом мы ориентировались на принципиально значимое для отечественной коррекционной психологии положение об общих с нормой и специфических законах психического развития аномального ребенка (Л.С. Выготский, В.В. Лебединский, В.И. Лубовский, Г.Я. Трошин, Ж.И. Шиф и др.).
Являясь важным компонентом психики, эмоциональная сфера и в норме, и при умственной отсталости развивается под воздействием ряда биологических и социальных факторов. Взаимодействие этих факторов и отражает закономерности, присущие данному феномену.
Биологической предпосылкой эмоционального развития являются особенности высшей нервной деятельности, которые обеспечивают глубокую взаимосвязь всех трех основных компонентов эмоций: собственно психического, моторно-двигательного и физиологического. Нарушения высшей нервной деятельности, составляющие основу умственной отсталости, обусловливают не только наличие специфических закономерностей эмоционального развития, но и некоторую вариативность в проявлении общих для детей с нормальным и сниженным интеллектом связей и зависимостей, свойственных эмоциональной сфере.
Однако своеобразие эмоционального развития учащихся со сниженным интеллектом не может быть полностью приписано влиянию биологического дефекта. Его определяют и такие социальные факторы, как условия жизни и воспитания, особенности общения с окружающими людьми, включение в различные виды деятельности.
Общие и специфические закономерности эмоционального развития умственно отсталых школьников, выявленные на основе анализа работ Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Г.М. Дульнева, В.И. Лубовского, Ж.И. Намазбаевой, М.С. Певзнер, В.Г. Петровой, Ж.И. Шиф и других специалистов, представлены в таблице 1.
Так, и в норме, и при умственной отсталости каждый последующий возрастной этап отличается от предыдущего по уровню сформированности высших психических функций, к числу которых относятся и эмоциональные качества. Причем, речь идет не только об изменениях в эмоциональном компоненте психики, но и о характере его взаимодействия с интеллектом.
Об этой закономерности психического развития и нормального, и аномального ребенка писал Л.С. Выготский , отмечая, что наиболее благоприятный или сензитивный период в развитии любой психической функции, свойства или качества наступает тогда, когда будут готовы все необходимые для этого предпосылки.
Известны также специфические «возрастные» отклонения в эмоциональной сфере, которые связаны с онтогенетическим уровнем реагирования на ту или иную вредность и могут наблюдаться при любых формах органического поражения головного мозга (В .В. Ковалев, В.В. Лебединский, Г.Е. Сухарева).
В.В. Ковалев выявил четыре таких возрастных уровня нервно-психического реагирования на вредные воздействия: сомато-вегетативный (О — 3 года); психомоторный (4 — 10 лет); аффективный (7-12 лет); эмоционально-идеаторный (12-16 лет).
Для сомато-вегетативного уровня реагирования характерны повышенная возбудимость, нарушение сна, аппетита, желудочно-кишечные расстройства.
Психомоторный уровень включает различные гипердинамические расстройства: психомоторную возбудимость, тики, заикание.
Аффективный уровень характеризуется страхами, повышенной аффективной возбудимостью, агрессией, негативизмом.
Эмоционально-идеаторный уровень реагирования отражает основные проблемы подросткового возраста: сверхценные увлечения и интересы, идеи мнимого уродства, реакции протеста, оппозиции, эмансипации.
Речевые и неречевые средства эмоциональной выразительности
Переживая свое отношение к окружающей действительности, человек тем или иным образом выражает эти переживания с помощью мимики, жестов, речи. От уровня развития вербальных и невербальных средств эмоциональной выразительности, а также от умения их использовать во взаимодействии с другими людьми во многом зависит успешность социального становления личности, как в норме, так и при умственной отсталости.
Опыт коррекционно-педагогического взаимодействия с учащимися специальных учреждений 8 вида показывает, что в их поведении средства эмоциональной выразительности представлены достаточно слабо.
Наиболее яркие проявления таких эмоций как гнев, обида, так же как и в норме сопровождаются слезами, повышенными интонациями голоса, резкими движениями. Узнаваемо проявляются страх, бурная радость и другие простые эмоции, которые соответствуют внешнему воздействию и хорошо осознаются школьниками.
Затруднения возникают при необходимости выразить эмоциональные полутона и сложные, недостаточно осознаваемые учащимися, чувства. Эти затруднения могут проявляться в неадекватном поведении (неожиданная грубость, слезы без причины, отказ от общения).
Исследование, проведенное с участием пятидесяти умственно отсталых учащихся 1-4 классов, подтвердило недостаточное развитие у них способности использовать речевые и неречевые средства эмоциональной экспрессии. Школьникам предлагали выразительно рассказать свою любимую сказку. Сразу отметим, что 20 испытуемых, из которых 15 были учащимися 1-2 классов, вспомнить любимую сказку не смогли. Этим детям задание изменили на выразительный пересказ русской народной сказки «Гуси лебеди», которая предварительно в течение нескольких дней читалась экспериментатором.
Оценивалось использование таких средств выразительности, как голосовые интонации, изменение громкости и тембра голоса, мелодика, темп, смысловое ударение, паузы, звукоподражание, мимика и жесты (см. Приложение 1.6). Если то или иное средство было представлено слабо, работа оценивалась в 0,5 балла, если оно проявлялось достаточно ярко, ставилась оценка 1 балл. При интерпретации полученных данных учитывалась общая сумма баллов, время работы, а также связность и логическая завершенность рассказа.
Результаты исследования, представленные в таблице 8, свидетельствуют о том, что на высоком уровне это задание не выполнил ни один испытуемый. 26 % учащихся с заданием практически не справились, их работа была отнесена к нулевому уровню (0 баллов). Эти рассказы характеризовались монотонностью, повторами отдельных слов и целых предложений, заметно отличались от оригинала по содержанию. Испытуемые даже не пытались сделать свой пересказ выразительным. Мы видим, что среди учащихся 1-2 классов эта группа составляет 32 %, в 3-4 классах она уменьшается до 20 %, что говорит о наличии некоторых возможностей развития у таких школьников способности к выразительному пересказу.
Работа учащихся, справившихся с заданием на низком уровне, оценивалась в 0,5 — 2,5 баллов. Рассказы детей также не отмечались связностью и завершенностью и существенно отличались от оригинала. Таких работ было 42 %. Школьники пытались использовать некоторые средства выразительности, но в целом их рассказы были монотонными.
К среднему уровню были отнесены работы 32 % учащихся, отмеченные оценкой 3-5 баллов. Причем, мы видим, что в 3-4 классах количество таких работ увеличивается на 24 %. При этом средняя оценка в 1-2 классах — 1,5 балла, в 3-4 классах — 2,5 балла, что несколько выше, но тоже соответствует низкому уровню успешности (максимальная оценка по этому заданию — 10 баллов).
Исследование показало, что учащиеся 1-4 классов коррекционной школы практически не использовали такие средства эмоциональной выразительности, как мимика, жесты, изменение тембра голоса в зависимости от роли, звукоподражание.
Наиболее часто они пытались оживить рассказ с помощью изменения громкости, пауз, некоторого интонирования голоса и расстановки смысловых ударений.
Считаем, что работе над выразительным чтением и пересказом надо уделять в коррекционной школе 8 вида несколько больше внимания, так как она является эффективным средством развития у школьников со сниженным интеллектом умения использовать различные средства эмоциональной выразительности в повседневном общении с окружающими.
Наши специалисты
Цепляева Татьяна Евгеньевна
Руководитель центра. Ведущий специалист. Клинический психолог, нейропсихолог, дефектолог, логопед
Наш центр основан в 2011 году и завоевал доверие родителей далеко за пределами г. Долгопрудный.
Филиал:
Долгопрудный
Лобня
Химки
Подробнее
Бунина Александра Ивановна
Руководитель Лобненского филиала. Ведущий специалист. Дефектолог, логопед, психолог
Имею очень большой опыт работы с детьми с ОВЗ.
Филиал:
Лобня
Подробнее
Горбенко Наталья Николаевна
Руководитель Химкинского филиала. Ведущий специалист. Логопед, дефектолог, специалист по: логоритмике, нейройоге, подготовке к школе.
Мне интересно заниматься с детьми, я считаю, что каждый ребенок уникален, но кому-то для раскрытия требуется чуть больше внимания и организации.
Филиал:
Химки
Подробнее
Иоголевич Татьяна Юрьевна
Логопед
Моя задача сделать занятия максимально полезными, чтобы устранить имеющиеся нарушения и вовремя содействовать в правильном развитии ребенку.
Филиал:
Долгопрудный
Подробнее
Мележик Людмила Владимировна
Логопед, дефектолог, психолог
Работаю с детьми имеющими ментальные нарушения, генетические синдромы, в том числе синдром Дауна, ДЦП, СДВГ, РАС.
Филиал:
Долгопрудный
Подробнее
Логопед
Знаю как превратить сложные и скучные логопедические занятия в интересную игру.
Филиал:
Лобня
Подробнее
Бывальцев Вячеслав Олегович
Остеопат, педиатр
Остеопатическое лечение подходит детям любого возраста, начиная с первых дней жизни.
Филиал:
Долгопрудный
Подробнее
Фатова Анна Андреевна
Логопед, нейропсихолог
Окончила дефектологический факультет МПГУ по направлению «Логопедия с дополнительной специальностью Специальная психология».
Филиал:
Долгопрудный
Подробнее
Броудо Ирина Валериевна
Логопед
На занятиях всегда создаю атмосферу доверия и уюта, а знания и опыт помогают деткам достигать быстрых результатов!
Филиал:
Лобня
Подробнее
Тишина Ксения Александровна
Логопед
Имею высшее дефектологическое образование, дополненное повышением квалификации (по специальности «учитель-логопед»).
Филиал:
Долгопрудный
Подробнее
Логопед, дефектолог
Свою работу строю на двигательной активности детей.
Филиал:
Лобня
Подробнее
Гергокова Инесса Владимировна
Психолог
Занятия построены в игровом формате, и включают в себя элементы арт-терапии.
Филиал:
Долгопрудный
Лобня
Подробнее
Логопед
Занимаюсь с детьми раннего, дошкольного и школьного возраста.
Филиал:
Долгопрудный
Подробнее
Ершова Людмила Николаевна
Нейропсихолог, психолог
Работаю с детьми, подростками, а также с их родителями. Стаж 30 лет.
Филиал:
Долгопрудный
Подробнее
Иванова Дарья Юрьевна
Нейропсихолог, педагог-психолог, клинический психолог
Работаю с детьми разных возрастов.
Филиал:
Долгопрудный
Лобня
Подробнее
Коробова Елена Витальевна
Специалист по АФК
При составлении комплекса упражнений, учитываю индивидуальные особенности ребенка. Придерживаюсь принципа постепенности: от простого к сложному.
Филиал:
Долгопрудный
Лобня
Подробнее
Ильина Анна Андреевна
Специальный психолог, дефектолог
Главной своей наградой считаю успехи детей, их положительные сдвиги на пути к цели.
На каждом занятии я доказываю, что развиваться и учиться — это не скучно!
Филиал:
Лобня
Подробнее
Старостина Ольга Александровна
Логопед, нейро-дефектолог
Стараюсь найти к каждому ребёнку индивидуальный подход и даю ему стартовые возможности, не зависимо от его проблем!
Филиал:
Химки
Подробнее
Колещук Екатерина Валерьевна
Клинический психолог
Мой опыт работы с детьми составляет более 7ми лет. Я работала в детском саду, школе, центре диагностики и консультирования, в центре практической логопедии.
Филиал:
Лобня
Подробнее
Способы коррекции эмоциональных нарушений
Ряд отечественных и зарубежных ученых в области психологии выделяют ряд методик, позволяющие корректировать эмоционально волевые нарушения у детей.
Данные методы принято разделять на 2 основные группы: индивидуальные и групповые, однако такое деление не отражает главной цели коррекции психических расстройств.
Психическая коррекция аффективных расстройств у детей является организованной системой психологических воздействий. Данная коррекция главным образом направлена на:
- Смягчение эмоционального дискомфорта
- Повышение активной деятельности и самостоятельности
- Подавление вторичных личностных реакций (агрессивность, чрезмерная возбудимость, тревога и т.д.).
- Коррекцию самооценки
- Формирование эмоциональной устойчивости
Мировая психология включает в себя 2 основных подхода к психологической коррекции ребенка, а именно:
Психодинамический подход. Выступает за создание условий, которые позволяют подавлять внешние социальные преграды, с помощью такие методов как психоанализ, игровая терапия и арттерапия.
Поведенческий подход. Данный подход позволяет стимулировать ребенка на усвоение новых реакций, направленных на формирование адаптивных поведенческих форм и наоборот, подавляет неадаптивные формы поведения, если таковые имеются. Включает в себя такие методы воздействия как поведенческие и психорегулирующие тренинги, которые позволяют малышу закрепить усвоенные реакции.
При выборе способа психологической коррекции эмоциональных нарушений следует исходить из специфики нарушения, которое определяет ухудшение эмоционального состояния. В случае если у ребенка отмечаются внутриличностные нарушения, то отличным способом будет применение игровой терапии (не компьютерной), а также хорошо себя зарекомендовал метод семейной психокоррекции.
Если наблюдается преобладание межличностных конфликтов применяют групповую психокоррекцию, которая позволяет оптимизировать межличностные отношения. При выборе какого-либо метода обязательно учитывается тяжесть эмоциональной нестабильности ребенка.
Такие методы психологической коррекции как игротерация, сказкотерапия и т.п. эффективно работают, если они соответствуют психическим особенностям ребенка и врача-терапевта. Также важным моментом является работа специалиста с самими родителями.
Формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка
В дальнейшем, в процессе взросления, перед ребёнком возникают проблемы, которые ему приходится решать с разной степенью самостоятельности. Отношение к проблеме или ситуации вызывает определённый эмоциональный отклик, а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции. Другими словами, если ребёнку приходится проявлять произвольность в осуществлении каких-либо действий, где основополагающим мотивом будет не «хочу», а «надо», то есть для разрешения проблемы потребуется волевое усилие, на деле это и будет означать осуществление волевого акта.
По мере взросления, эмоции также претерпевают определённые изменения, развиваются. Дети в этом возрасте учатся чувствовать и способны демонстрировать уже более сложные проявления эмоций. Основной чертой правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.
Публикация «Ребенок с отклонением в эмоционально-личностном развитии и поведении» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Такие дети ослаблены и обычно не могут выдержать умственных и физических нагрузок соответствующих их возрасту
Они быстрее устают, и на этом фоне наблюдается гиперактивнось или наоборот вялость, а так же они не могут концентрировать внимание
Дети с отклонениями в эмоционально-личностном развитии к трем годам не готовы сотрудничать с взрослыми и общаться со сверстниками. Таким детям трудно переходить от одной ситуации в жизни к другой.
У проблемных детей в раннем и дошкольном возрасте на различных этапах развития формирование деятельности происходит с различными отклонениями и с задержкой. Детям с отклонениями можно помочь только при целенаправленном и индивидуальном обучении.
К моменту наступления школьного возраста у детей с отклонениями отсутствуют личностные проявления, они зависимы от взрослого человека. Если не заниматься с таким ребенком специальным развитием и обучением, то изменения в эмоционально-волевой сфере ребенка не произойдет.
Ребенок пошел в школу. Для него это достаточно сложный период, особенно в эмоциональном плане. Стресс, связанный с этапами школьной жизни, с повышением требований к ребенку, вызывает определенное психологическое напряжение, что часто приводит к неврозам. Такая ситуация влечет общее ухудшение здоровья.
Это скажется непосредственно и на учебе, ухудшение внимания, снижение памяти, проблемы с речью (даже заикание, а также панический страх перед учителем. Как следствие не выполнение домашних заданий, прогулы и т. п. При своевременной помощи все придет в норму.
У такого ребенка начинаются проблемы в отношениях со сверстниками и взрослым окружением. Невротизированый ребенок груб, угрюм или наоборот пассивен. Состояние пассивности врачи считают опасной стадией в развитии эмоционального нарушения (ДИСТРЕСС). Если не проводить коррекции причин эмоциональной дезаптации своевременно, то это может привести к возникновению патологических черт характера.
В школе педагог не сможет откорректировать сложную ситуацию сложившуюся, например в семье. Видно, что ребенок находится в подавленном состоянии и оказывается, его пьющие родители в очередном запое. Или другой случай – в семье появился маленький ребенок, и он просто ревнует к малышу. Но существуют случаи, когда причина дезадаптации присутствует в школе. Причин может быть несколько – ребенок перешел в новую школу или в другой класс. В старом коллективе у него были налажены отношения со сверстниками, и он был лучшим учеником. А в новом классе в сложившемся коллективе нужно утверждаться. Даже если не возник явный конфликт, то ребенок испытывает психологическое напряжение. В таком случае учитель должен помочь ребенку влиться в группу детей. Этому поможет выявление выигрышных особенностей ребенка, которые оценят одноклассники.
И в заключение несколько советов родителям. Школьная жизнь для вашего ребенка сложна в эмоциональном плане. Поэтому проявите терпение и понимание. Не стоит предъявлять повышенные требования, возможно, ему это не по силам. Контролируйте свои эмоции, бурная реакция на плохую отметку ни к чему не приведет – только к стрессу. Сравнивать с другими детьми по принципу – ты плохой, а он хороший не следует. Лучше разберитесь в причине и помогите исправить ситуацию. При коррекции поведения ребенка постарайтесь опираться на позитивные моменты. В семье должна быть доброжелательная атмосфера, чаще играйте с ребенком в подвижные игры. Дайте, таким образом, выход эмоциям и снимите стресс.
Современное общество таково, что всеобщей проблемой, в последние годы, стало явление распада семей. В таких семьях воспитание и жизнь ребенка проходит непросто и это полностью отражается на особенностях его личностного развития. После распада семьи у ребенка ухудшается эмоциональное самочувствие, а так же понижается самооценка и меняется отношение к близким людям. В таких семьях часто растут дети с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении. Но если своевременно проведена коррекция развития ребенка, то можно все исправить.
Дифференциальная диагностика (отличия) умственной отсталости и аутизма, деменции, ЗПР (задержки психического развития, пограничной умственной отсталости у дошкольников)
Умственную отсталость следует дифференцировать (отличать):
От аутизма. Аутизм – заболевание, возникающее в результате недоразвития определенных структур головного мозга. Люди с аутизмом замкнуты, не любят общаться с окружающими и внешне могут походить на умственно отсталых пациентов. В то же время, в отличие от олигофрении, при аутизме не наблюдается каких-либо выраженных нарушений мыслительных процессов. Более того, люди с аутизмом могут обладать весьма обширными познаниями в различных областях науки
Другой отличительной особенностью является способность концентрировать внимание. При олигофрении дети не могут подолгу заниматься одним и тем же делом (у них отмечается повышенная отвлекаемость), в то время как аутисты могут часами сидеть на одном и том же месте, повторяя одно и то же действие.
От деменции
Деменция также характеризуется нарушением мыслительных процессов и утратой всех навыков и умений, приобретенных в течение жизни. В отличие от олигофрении, деменция не развивается в раннем детском возрасте. Основным отличительным признаком является то, что при умственной отсталости ребенок не может приобретать новые знания и навыки из-за поражения головного мозга. При деменции же ранее здоровый (в умственном и психоэмоциональном плане) человек начинает терять уже имевшиеся у него навыки и забывать информацию, которую он когда-то знал.
От ЗПР (задержки психического развития, пограничной умственной отсталости). ЗПР характеризуется недостаточно развитым мышлением, вниманием и эмоционально-волевой сферой у детей дошкольного возраста (до 6 лет включительно). Причинами этого могут быть неблагоприятные обстоятельства в семье, недостаток внимания со стороны родителей, социальная изолированность (недостаток общения со сверстниками), психоэмоциональные травмы и переживания в раннем детском возрасте, реже – незначительные органические поражения голоного мозга. Ребенок при этом сохраняет способность к обучению и получению новой информации, однако мыслительные функции у него развиты слабее, чем у его сверстников. Важным диагностическим критерием является тот факт, что ЗПР должна полностью пройти к моменту поступления в первый класс школы. Если же после 7 – 8 лет жизни у ребенка остаются признаки нарушения мышления, говорят не о задержке психического развития, а об олигофрении (умственной отсталости).
Умственная отсталость у детей с ДЦП
ДЦП (детским церебральным параличом)травмы, интоксикации, кислородное голодание плода, облучение и так далееразрушениюиз-за нарушения двигательных функций
Дифференциальная диагностика алалии и олигофрении (умственной отсталости)
произношения звуков, слов, предложенийпри родовой травме, в результате интоксикации, кислородного голодания и так далеекогда человек понимает речь окружающих, но не может ее воспроизвестикогда человек не понимает услышанную им речьто есть, он нормально слышит речь окружающихто есть он не является умственно-отсталымглухотой
Отличие умственной отсталости от шизофрении
ребенок произносит бессвязные слова или предложенияребенок видит или слышит то, чего на самом деле нет, в связи с чем он может впадать в панику, кричать от страха или пребывать в необоснованно хорошем настроениидети с шизофренией замкнуты, плохо контактируют с окружающимиособенно при атонической форме заболеванияоднако еще не была диагностированав возрасте 2 – 3 лет