Влияет ли неправильный прикус на речь?

Как быть взрослым?

Речевые проблемы, если их не исправить в детстве, редко проходят сами собой. Но даже во взрослом возрасте можно устранить их или значительно улучшить качество речи.

Для этого также нужно проконсультироваться у ортодонта – на консультации врач определит, связаны ли дефекты произношения с неправильным строением зубных рядов.

В этом случае лечение можно провести с помощью брекетов или элайнеров. Прозрачные съемные элайнеры Star Smile являются более подходящим вариантом, так как они полностью незаметны и не усугубят нарушения дикции (в отличие от брекетов, которые могут помешать говорить в первые недели лечения).

Элайнеры Star Smile – эффективные и комфортные

По эффективности элайнеры сравнимы с брекетами – большинство нарушений они исправляют в срок до 12–18 месяцев.

После завершения лечения можно будет заниматься с логопедом или самостоятельно, осваивая правильный способ произношения звуков.

Почему прикус вообще влияет на речь?

В образовании звуков участвуют органы речи – активные (язык, губы, мягкое нёбо) и пассивные (к ним относятся зубы, твердое нёбо и полость носа). Несмотря на такое разделение, важную роль играют и первые, и вторые.

Если нарушен прикус и зубы расположены неровно, то те звуки, в произнесении которых важна правильная постановка языка, могут звучать неверно.

Например, звук – один из самых часто страдающих от неправильного положения зубов. Чтобы произнести , нужно упереть кончик языка в зубы. Если языку тесно, а челюсть недостаточно развита или верхние зубы отклонены назад, получится шипящий звук.

Еще один проблемный звук – . В норме дети осваивают его произношение примерно к 6 годам. Если же картавость сохраняется на всю жизнь, причины могут быть косвенно связаны с состоянием зубочелюстной системы. Короткая уздечка языка (не скорректированная в раннем возрасте), слабость мышц артикуляционного аппарата, несоответствие размеров челюстей – все эти причины связаны между собой и в итоге приводят к дефектам речи.

Не только может быть проблемным. Большое количество людей всех возрастов не выговаривают звук , произнося вместо него , очень многие неправильно артикулируют все шипящие.

Почему опасно нарушение прикуса?

Из-за неправильного прикуса не только нарушается процесс пережевывания пищи и ее правильное переваривание и усвоение, но и происходит перераспределение нагрузки, изменяется внешний вид ребенка в целом. При открытом прикусе ребенок чаще всего не может сомкнуть губы, из этого вытекают определенные специфические проблемы — ротовое дыхание, которое ведет к повышенной заболеваемости простудами, «обветривание» губ и иссушение слизистых оболочек.

Конечно, одним из важных моментов является внешний, эстетический дефект. Так, при прогении лицо приобретает угрюмое выражение, складывается мнение, что малыш злобный и угрюмый, у таких детей часто возникают проблемы в общении со сверстниками, и по этой причине они часто замыкаются в себе.

Ребенок с патологией прикуса испытывает затруднения при еде или даже не может полноценно откусывать пищу, что обуславливает чрезмерную нагрузку на ЖКТ (желудочно-кишечный тракт). Примером может служить неправильное откусывание, когда ребенок не может откусить пищу передней группой зубов. Тогда он начинает откусывать ее жевательной группой зубов. Однако это опасно неправильным распределением нагрузки — при откусывании и при жевании пищи она распределяется на область жевательной группы зубов.

Лечение

Лечение аномалий прикуса может быть ортодонтическим, а иногда и хирургическим. Весь смысл ортодонтического лечения сводится к тому, чтобы зуб занял определенное место в зубной дуге. Это достигается за счет податливости пародонта — группы тканей, удерживающей зуб на своем месте. В детстве пародонт очень податлив, он хорошо расходится, освобождая место, или, наоборот, сдвигается, занимая место, отведенное ему природой.

Целью лечения прогнатии — значительного выдвижения верхней челюсти вперед — является выравнивание соотношения верхней и нижней челюстей. При этом в самом начале лечебных действий учитываются возраст ребенка, наличие вредных привычек, которые необходимо победить, и назначают лечебную гимнастику. Для каждого ребенка подбирается индивидуальный комплекс упражнений. После устранения всех вредных привычек, которые будут мешать достижению положительного результата, начинают лечение при помощи аппаратов, которое играет главную роль в исправлении патологии.

Помимо знакомых многим съемных ортодонтических аппаратов («пластинок») существуют новые аппараты — трейнеры. Цель их воздействия — мышцы челюстно-лицевого аппарата и языка. Назначаются аппараты детям примерно 7-10 лет с различной степенью нарушений прикуса. Эти аппараты могут стимулировать либо замедлять рост челюсти, изменять ширину нёба и форму челюстных костей и как следствие выравнивают зубы на этапе их прорезывания. Одно из самых главных преимуществ этого аппарата заключается в том, что он не требует круглосуточного ношения, только на ночь. Снижается вероятность возникновения комплексов из-за нарушения дикции и дефектов внешнего вида.

Несъемные ортодонтические брекет-системы также при помощи регулируемого давления стимулируют или замедляют рост челюсти, тем самым формируется выравнивание прикуса.

Лечение прогении — значительного выдвижения нижней челюсти вперед — будет зависеть от различных факторов: наличия вредных привычек, степени выраженности патологии и наличия сопутствующих патологий. Лечение всегда сопровождается специальными упражнениями, которые нацелены на исправление прикуса. Аппаратное лечение будет зависеть от степени выраженности, при незначительном перекрытии челюстей применяют «пластинки», которые, по рекомендациям врача, будут носиться определенное количество времени.

При более серьезных перекрытиях челюстей показано применение каппы Шварца, Бынина и др. Выбор аппарата зависит не только от степени перекрытия зубов, но от вида прикуса — молочный, сменный, постоянный. От этого будет зависеть выбор конструкции в зависимости о степени давления, которая зависит от возрастных особенностей. Чем старше человек, тем сильнее необходимо давление и больше времени на выздоровление.

Задачи ортодонта и логопеда

Логопед – специалист, занимающийся профилактикой дефектов речи или исправлением имеющихся проблем, устанавливаются причина и механизм искажения произношения, а также проводятся мероприятия по его исправлению.

Ортодонт – специалист, деятельность которого направлена на диагностирование и лечение дефектов зубочелюстного аппарата. В его компетенцию входит неправильная окклюзия, асимметрия лица, неверное расположение отдельных элементов, нарушения в их формировании и росте, проблемы с произношением и дыханием.

Нарушение произношения при нормальной деятельности речевого аппарата и нормальном слухе, называется дислалией. Данное патологическое состояние имеет функциональную или механическую природу.

Первая форма характеризуется неумением либо непониманием ребенком правильности произношения звуков. Это случается обычно, когда взрослые долгое время при разговоре с ребенком «подделывают» свою речь под детскую.

Вторая форма – это результат нарушения развития челюстей и речевого аппарата, а именно когда имеются дефекты окклюзии, короткая уздечка, готическое небо, неверное положение языка.

Важно! Формирование речи заканчивается к 7 годам. Но первые признаки нарушений произношения уже отчетливо проявляются в 1,5-2 года

Коррекцию речи в этом возрасте можно начинать с занятий у логопеда.

Промедление, т.е. обращение за квалифицированной помощью в старшем возрасте, чревато усугублением положения. Ранняя корректировка речи благоприятно воздействует на развитие зубочелюстной системы. Этот факт связан со своевременной активацией работы языка и мышц лица, от действия и положения которых зависит правильность развития челюстных дуг.

В ситуациях, когда устранение дефектов речи предусматривает коррекцию окклюзии, логопед и ортодонт должны объединить свою работу. Наилучшим возрастным периодом для исправления имеющихся проблем считается возраст 5-6 лет, когда у малыша еще сменный прикус.

Когда родители замечают неправильное смыкание челюстей, либо их ребенок часто приоткрывает рот, им следует как можно быстрее посетить ортодонта. Неверное произношение отдельных групп звуков (свистящих, шипящих), отдельных фонем (-р, -л), также указывает на наличия у ребенка нарушений произношения, связанных с неправильным прикусом.

Про страшный кариес

Кариес — это патологический процесс, который характеризуется разрушением эмали и образованием полости в зубе. Ни в коем случае нельзя допускать прогрессирования кариеса, а тем более перехода воспаления в подлежащие и окружающие ткани. Это опасно тем, что у маленького ребенка с молочными зубами в процесс воспаления могут вовлечься непрорезавшиеся зубы, а точнее, их зачатки, расположенные внутри челюсти.

Зачатки зубов находятся глубоко в теле челюсти, они закладываются и развиваются еще тогда, когда сам малыш находится в утробе матери. Закладка молочных зубов начинается в 7-11 недель внутриутробного развития, а закладка постоянных зубов происходит во второй половине беременности. И только зубы мудрости закладываются на 6-7-м году жизни ребенка.

Во время прорезывания молочных зубов происходит одновременное формирование и корней этих зубов. У каждого молочного зуба имеются свои сроки формирования, однако формирование всех корней молочных зубов полностью завершается к 5 годам. Постоянные зубы в это время начинают готовиться к продвижению в глубине верхней и нижней челюсти. С 6 лет начинается процесс резорбции, то есть рассасывания корней молочных зубов. Этим и объясняется расшатывание молочных зубов и их естественное выпадение. И этот же процесс облегчает продвижение зачатков постоянных зубов в теле челюсти.

В полностью сформированном корне есть специальное анатомическое образование, которое называется «апекс», или верхушка. Благодаря этому образованию на пути проникновения инфекции встает естественный барьер. А вот при резорбции корней молочных зубов такой барьер полностью отсутствует, и инфекция может беспрепятственно переходить на зачатки постоянных зубов.

При вовлечении зачатка постоянного зуба в процесс воспаления возникает большой риск его потерять, часто такие воспаления сопровождаются гнойными осложнениями, и заканчиваются абсцессами, кистами прорезывания и другими неприятнейшими осложнениями.

Коррекция речи при неправильном прикусе у детей.

Опытному логопеду будет намного проще скорректировать речь вашего ребёнка, если проводится лечение неправильного прикуса. У детей чаще всего для лечения неправильного прикуса используется специальные пластинки.

Одну из таких
пластинок вы можете посмотреть на этой картинке.

Эта пластинка сделана на заказ, внутри у неё находится модифицированный механизм. Данная пластинка помогает расширить нёбное пространство, таким образом происходит выпрямление зубных дуг, и формируют нормальный прикус. Конкретно на этой пластинке лечение рассчитано на полтора года. Такая пластинка носится ребёнком 24 часа на 7 дней в неделю, то есть постоянно и снимается лишь для проведения гигиены полости рта.

Практически никакого дискомфорта она не доставляет, спустя 2 недели ношения ребёнок полностью привыкает к её наличию у его в ротовой полости. Когда ваш ребенок носит такую пластинку, с ним также можно проводить логопедические занятия и заниматься коррекцией речи, можно ставить звуки, разучивать артикуляционную гимнастику, проговаривать чистоговорки. Спустя несколько дней после первого ношения, ребёнок полностью привыкает к наличию этой пластинки, и она не мешает ему.

Ещё есть один вариант — это ношение трейнеров в ночное время, и 1 час днём. Но тут есть один нюанс, не всегда дети готовы носить его, нам не получилось его долго носить, хотя лечебный эффект он оказывал.

Поэтому, если Вы заметили, что у вашего ребёнка есть нарушения в формировании прикуса и есть какое-либо отклонение формирования произношения звуков, то не стоит откладывать этот вопрос и нужно заниматься уже сейчас. Исправить речь и выправить приказ будет намного лучше в детском возрасте, так как во взрослом возрасте это будет стоить намного дороже и сделать это будет намного сложнее.

Благодарю за прочтение это небольшой статьи, если материал для вас оказался полезным, добавляйте этот сайт к себе в закладки, чтобы вернуться сюда вновь и прочитать новый и полезный для вас материал, а также предлагаю прочитать и другие мои полезные статьи о детском развитии ниже:

…и профилактика

Некоторые виды прикуса являются врожденными (например, прогения и бипрогнатия), некоторые — приобретенными (например, открытый прикус и прогнатия). Их профилактика сводится к тому, чтобы своевременно диагностировать и исправлять врожденный и приобретенный патологический прикус. Для этого нужно своевременно посещать врача-стоматолога.

Кроме вышеназванных, существуют также другие нарушения окклюзии, например, дистопия — нарушение целостности зубного ряда из-за одного зуба или группы зубов, когда зуб выходит из ряда и склоняется в определенную сторону. Причин таких нарушений множество, но самые частыми — это ранее удаление зубов вследствие кариеса.

Какая взаимосвязь

В речеобразующий аппарат, помимо органов дыхания (гортани, трахеи, бронхов и легких), входят губы, обе челюсти, и полость рта со всем ее содержимым. Большая часть данных органов входит в зубочелюстную систему человека.

Таким образом, изменение или нарушение функционирования одного из органов непременно отражается на речи и четкости звукопроизношения (фонации).

Преимущественно прикус оказывает влияние на звучание свистящих (-с, -з, -ц) и шипящих (-ч, -щ, -ж, -ш) фонем (звуков). Чтобы произношение этих звуков было правильным, передние нижнечелюстные и верхнечелюстные зубы между собой должны образовывать щель, величина которой не превышает 1,5-2 мм.

Выполнению данного условия обычно препятствуют такие аномалии:

  1. Прогнатия (дистальный тип). Характеризуется западанием нижней челюсти относительно верхней, отсутствием контакта между нижними и верхними фронтальными единицами (в редких случаях).

    Дефект произношения выражается в нижнем, либо заднеязычном звучании шипящих и свистящих звуков. Тогда возникают проблемы с произношением -с, -ж, -ш,

  2. Прогения (мезиальный тип). Выражается выдвижением кпереди нижнечелюстной дуги относительно верхнечелюстной, неправильным смыканием передних зубов обеих челюстей.

    Наблюдается межзубное произношение шипящих и свистящих фонем, а переднеязычные звуки -т, -д при этом произносятся смягченно.

  3. Передний открытый. Проявляется несмыканием фронтальных элементов, образованием между ними щели и постоянно приоткрытым ртом. Шипящие/свистящие звуки, вследствие попадания языка в межзубную щель, имеют межзубное звучание.
  4. Боковой открытый. Межзубная щель образовывается между жевательными единицами, и наблюдается эффект вытекания воздуха. Тогда свистящие/шипящие, а также -г, -х, -р, -к звуки при произношении получаются хлопающими.
  5. Глубокий. При данном дефекте наблюдается перекрывание верхнечелюстных резцов нижнечелюстными антагонистами больше чем на ½.

    Искажается произношение звуков, которые формируются при поднятии кончика языка и его упора в верхние элементы. Выход воздуха затрудняется из-за проблемы обеспечения зазора между нижнечелюстными и верхнечелюстными единицами. Звуки получаются нечеткими, зажатыми.

  6. Перекрестный. Характеризуется горизонтальным смещением челюстных рядов относительно друг друга. Это состояние препятствует полному прилеганию к жевательным элементам кончика языка.

    Воздушный поток выходит не через центральную щель (как при правильной окклюзии), а через боковую, что вызывает при произношении шипящих/свистящих фонем хлюпанье.

К сильному искажению речи также приводит отсутствие одной, либо сразу нескольких передних единиц.

Когда родители замечают неправильное смыкание челюстных дуг у своего малыша, им следует в короткие сроки обратиться за консультацией к ортодонту. Исправить дефект прикуса легче всего в возрасте 5-9 лет, т.е. при сменной окклюзии.

Но это обстоятельство не означает, что в более старшем возрасте (у взрослых и подростков) патология прикуса является неисправимой. При верном и корректном подходе к лечению патологического состояния, положительный результат достигается всегда.

Что представляет собой супраокклюзия и чем она опасна.

Заходите сюда, чтобы рассмотреть информативные методы диагностики в ортодонтии.

По этому адресу http://www.vash-dentist.ru/ortodontiya/prikus/ankorazh-kak-primenyayut.html поговорим об анкораже зубов.

Изучите возможности избавления от неправильного прикуса

Неправильный прикус может доставлять дискомфорт и приводить к различным проблемам со здоровьем, а также оказывать негативное влияние на самооценку. Однако, современная стоматология предлагает множество методов для исправления прикуса без необходимости ношения брекет-системы.

Одним из эффективных способов коррекции прикуса является использование съемных аппаратов, таких как пластинки и аппараты Фрекет, которые помогают постепенно выправить положение зубов. Это позволяет обеспечить правильное закрытие челюстей и достичь функциональности прикуса.

Преимущества съемных аппаратов: Недостатки съемных аппаратов:
— Можно снимать во время еды и чистки зубов— Более комфортное ношение— Более простое использование — Требуется постоянное ношение для достижения желаемого результата— Продолжительное время лечения

Другим вариантом лечения неправильного прикуса являются удаленные брекеты, которые крепятся на задние зубы и позволяют регулировать положение передних зубов. Они помогают найти правильное выравнивание зубов без использования видимых металлических конструкций. Удаленные брекеты особенно эффективны для коррекции небольших дефектов прикуса.

Если у вас неправильный прикус, необходимо обратиться к специалисту-ортодонту, который поможет определить оптимальный вариант лечения в зависимости от конкретного случая. Он проведет всестороннюю диагностику, оценит степень неправильного прикуса и подберет наиболее подходящий метод коррекции прикуса для достижения отличных результатов.

Виды неправильного прикуса у детей.

Неправильное расположение зубов — это всё нарушение зубного ряда. Выделяют следующие нарушения прикуса, которые приводят к нарушению произношения звуков у детей — это прогнатический прикус, прогенический прикус, открытый прикус, глубокий прикус, прямой прикус и перекрестными.

При прогнатическом прикусе происходит недоразвитие нижней челюсти, а, следовательно, чрезмерное развитие верхней челюсти. У детей с таким прикусом часто нарушаются произношение звуков Ж и Ш.

При прогеническом прикусе происходит выступание вперед нижней челюсти. У таких детей очень часто выступают вперёд подбородок. При таком прикусе возможно нарушение произношения звуков.

При открытом прикусе передние или боковые зубы не смыкаются между собой и образуется щель. При переднем открытом прикусе свистящие и шипящие звуки произносятся межзубная. При боковом открытом прикусе также нарушаются свистящие и шипящие звуки и ещё иногда другие звуки приобретают оттенок, «хлюпающий», могут нарушаться звуки С, Ш, Ж, Р, Л и другие.

При глубоком прикусе происходит нарушение произношения, так
как происходит зажатие, которое влечет за собой не четкое звучание звуков.

Следует обратить внимание, если у вашего ребенка при смене молочных зубов на постоянные происходит какое-либо отклонение в формирование нормального прикуса. Оптимально обратиться в возрасте 5-6 лет к врачу-ортодонту для назначения лечения

Дефекты произношения звуков у детей

Обычно на речевые проблемы обращают внимание уже в детстве. Логопед должен определить причину проблем

  • Функциональные нарушения – это группа диагнозов, которые связаны с процессами в головном мозге, и к состоянию зубов или строению челюсти они не имеют отношения. При таком диагнозе лечение проводит логопед совместно с неврологом.
  • При механических нарушениях причиной неправильной дикции могут стать особенности строения носовой и ротовой полостей, наличие «лишних» или отсутствие некоторых зубов. В этом случае ортодонтическое лечение может обеспечить значительный прогресс, подготовив базу для обучения правильному звукопроизношению.

Занятия с логопедом помогут избавиться от дефектов, но только если есть соответствующая база

То есть во втором случае порядок такой: сначала консультация с ортодонтом, затем лечение (если показано в этом возрасте) и после – занятия с логопедом.

Давайте с вами разберем ниже «Что такое прикус?».

Прикусом называется соотношение нижней челюсти и верхней. В процессе развития ребёнка прикус у него формируется. Правильное гармоничное развитие зубочелюстной системы происходит естественным образом у ребёнка на грудном вскармливании.

Принято выделять несколько причин, которые приводят к нарушению прикуса у детей.

  • Чаще всего аномалии с привкусом встречаются у детей, которых очень мало кормили грудью (до 1-2 месяцев).
  • Нарушения прикуса встречаются у детей, которые употребляют слишком мягкую пищу.
  • Прикус может испортиться, если использовать неправильные пустышки.
  • К нарушению прикуса приводит долгое создание сосок-пустышек.
  • Многие вредные привычки, такие как: сосание пальца, скрежет зубами во сне, втягивание щек и прикусывание губ также приводит к нарушению прикуса.
  • У некоторых людей с заболеванием дыхательной системы тоже может возникнуть такое нарушение.
  • Также многие травмы и наследственность тоже могут привести к аномалиям.

Но если у вашего ребёнка зубной ряд расположен ровно, верхняя челюсть расположена кпереди относительно нижней, а также коронки верхних передних зубов перекрывают слегка колонки нижних передних зубов, то это признаки правильного формирования прикуса.

Выделяют различные нарушения зубного ряда. Бывают такие нарушения,
когда присутствуют увеличенный по сравнению с обычным промежуток между
передними зубами. Полное отсутствие зубов или частичная адентия, то есть отсутствия
некоторых зубов.

Возможно редкое расположение зубов и зубы расположены скручено.

Разговор о прикусе

Прикус — это взаимоотношение верхнего и нижнего ряда зубов при плотном и полном смыкании верхней и нижней челюстей. (Современная стоматология использует также новый термин «окклюзия».) Прикус может быть временным (молочным) и постоянным. Кроме этого, выделяют физиологический, или нормальный прикус, и патологический, то есть тот, в котором имеются определенные нарушения. Отметим нерадостную тенденцию — патологическим прикусом в разный возрастной период обладают около 70% современного населения планеты. В эту статистику вошли как самые сложные проблемы, так и незначительные дефекты.

Вопросами прикуса занимаются врачи-стоматологи, имеющие специализацию «ортодонт» — специалист, который занимается исправлением прикуса, лечением и профилактикой аномалий прикуса и челюстно-лицевой области.

Физиологический прикус — это когда каждый зуб имеет две антагонирующие пары, таким образом, при смыкании челюстей каждый верхний зуб вступает в контакт с 2 нижними зубами, исключение составляют зуб мудрости, и первый нижний резец. При определении физиологического прикуса ортодонты пользуются так называемыми «ключами окклюзии (прикуса)». Самым показательным «ключом» для родителей является верхний клык, контактирующий с нижним клыком и премоляром (малым коренным зубом). А всего выделяют шесть таких ключей. Иногда оказывается недостаточно информации для принятия решения о прикусе по одному этому «ключу», и обследование, а тем более выводы делаются по всем 6 «ключам окклюзии».

В молочном же прикусе пользуются другими ключами, так как в нем отсутствуют премоляры.

Патологический прикус — это все возможные патологии, которые не подходят под ключи окклюзии. К таким вариантам прикуса относятся:

Открытый прикус — при смыкании зубов между передними резцами остается щель определенного размера.

Прогнатия — это когда верхняя челюсть значительно выдается вперед в сравнении с нижней челюстью.

Прогения — это когда нижняя челюсть выдается вперед на достаточно значительные расстояния от верхней челюсти.

Бипрогнатия — при таком виде прикуса зубы верхней и нижней челюсти наклонены вперед.

Особенности лечения взрослых

Челюстная система взрослых, в противовес детской, полностью сформирована, и завершила свое развитие. Нарушения произношения, являющиеся следствием неправильной окклюзии и иных дефектов, уже прочно закреплены.

Учитывая данный факт, коррекция речи у взрослых проходит значительно дольше и сложнее, нежели у детей. И по завершении лечения, в большинстве случаев, речевые нарушения в той или иной степени выраженности все равно остаются. Чтобы полностью их исправить, дополнительно требуется длительная и упорная работа логопеда.

Обычно у взрослых исправление дефектов прикуса проходит при помощи брекет-конструкций. По окончанию обязательно проводятся мероприятия по налаживанию работы мышц ротовой полости и в особенности языка.

Важно! Лечение проходит быстрее, если одновременно с коррекцией прикуса ведется исправление произношения

Группа функциональных нарушений, приводящие к нарушению речевого развития ребенка

1. Неблагоприятных социально-бытовых условий жизни ребенка, приводящих к педагогической запущенности, социальной или эмоциональной депривации (дефиците эмоционального и речевого общения с близкими, особенно с матерью). Для того, чтобы научиться говорить, ребенку необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность видеть окружающие предметы, запоминать названия, произнесенные взрослыми.

В сороковых годах прошлого столетия появился термин — синдром госпитализма. Это понятие возникло в домах ребенка, где находились дети — сироты, родители которых погибли во второй мировой войне

Несмотря на хорошие бытовые условия содержания, среди прочих проблем у этих детей отмечалась задержка речевого развития, связанная с недостатком речевого общения – обслуживающий персонал не мог уделить детям такое же внимание, как это делала бы мать

2. Соматической ослабленности — длительно болеющие и часто госпитализируемые дети могут начать говорить позже своих сверстников.

3. Психологических травм, вызванных испугом или стрессом; психических заболеваний, которые могут стать причиной серьезных речевых нарушений — заикания, задержки речевого развития, мутизма (прекращения речевого общения с окружающими под влиянием психической травмы).

4. Подражания речи окружающих людей. Общаясь с людьми, страдающими нарушениями речи, ребенок может усвоить неправильные варианты произношения некоторых звуков, например, звуков «р» и «л»; ускоренный темп речи. Известны случаи появления заикания по подражанию. Усвоение неправильных форм речи можно наблюдать у слышащего ребенка, воспитывающегося глухими родителями.

В дошкольном возрасте речь ребенка ранима и легко может подвергаться перечисленным неблагоприятным воздействиям. На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит несколько критических периодов развития речи — в 1-2 года (когда происходит интенсивное развитие речевых зон головного мозга), в 3 года (интенсивно развивается фразовая речь), в 6 — 7 лет (ребенок поступает в школу, осваивает письменную речь). В эти периоды возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создаёт предрасполагающие условия для нарушения речевого развития или срыва речи.

Однако, говоря об этом, необходимо помнить и об уникальных компенсаторных возможностях мозга ребенка. Рано выявленные речевые нарушения и своевременная помощь специалистов в содружестве с родителями ребенка, позволяет устранить или значительно уменьшить их.

Последствия отказа от коррекции

Игнорирование патологических состояний, обусловленных неправильным смыканием челюстей, приводит к негативным последствиям, касающихся как речеобразующей, так и жевательной функций.

Долгое время сохраняющийся дефект прикуса может привести к таким неблагоприятным последствиям:

  1. Возникновению заболеваний пародонта, в конечном итоге приводящих к преждевременной утрате зубных единиц.
  2. Нарушению функциональности нижнечелюстного височного сустава.
  3. Постоянному травмированию мягких тканей полости рта с риском возникновения кровоточивости, воспаления, эрозии и озлокачествления.
  4. Эстетическому дефекту, провоцирующему возникновение психологических проблем.
  5. Ухудшению качества гигиенического ухода за ротовой полостью, из-за чего чаще возникают серьезные стоматологические заболевания, и ярче проявляется дискомфортная симптоматика.
  6. Снижением жевательной активности и неравномерным распределением жевательной нагрузки на зубы.
  7. Быстрым истиранием эмалевого покрытия и ухудшению общего самочувствия.

Последствия игнорирования лечения алалиии не такие существенные. В первую очередь патологическое состояние влияет на снижение коммуникабельности и ухудшает социальную адаптацию. Обычно дети с речевыми проблемами замкнуты, трудно идут на контакт, стыдятся своего дефекта, подвергаются насмешкам своих ровесников.

Крайне негативным фактом считается воздействие алалии на умственное развитие. Обследование деток с речевыми дефектами выявило тот факт, что малыши в возрасте 2-4 года с нарушением речи в интеллектуальном отношении не отличаются ничем от сверстников. К 5-6 годам – задержка в отношении интеллекта отмечается у половины обследованных детей.

Важно! Даже незначительные нарушения окклюзии при отсутствии лечения опасны проявлением осложнений разных степеней тяжести. В видео представлена дополнительная информация по теме статьи

В видео представлена дополнительная информация по теме статьи.

Выводы

Различные дефекты прикуса приводят к проблемам с произношением как легких в выговаривании, так и сложных фонем. Основные моменты в нормализации окклюзии и звукопроизношения сводятся к следующему:

  1. Исправление нарушений речи, связанных с неправильным смыканием челюстей, должно проходить с одновременным лечением у ортодонта и логопеда.
  2. Успешность этого процесса напрямую зависит от периода начала, т.е. чем раньше оно начинается, тем больше результатов можно добиться.
  3. Результативность лечения также связана с возрастом пациента, желанием и готовностью к сотрудничеству с врачами.
  4. Коррекцию патологий зубочелюстной системы лучше начинать при сменном прикусе. Но при комплексном подходе к проблеме и подборе адекватной методики, успех у пациентов достигается в любом возрасте.
  5. От прикуса зависит не только речь. Подтверждено, что и дефекты прикуса в разной степени выраженности тоже могут являться следствием дефектов звукопроизношения.

Важно! Родителям следует внимательно наблюдать за формированием речи их малыша. При обнаружении отклонений от нормы, нужно незамедлительно обратиться к специалисту

Предыдущая статья

Особенности проведения сложного протезирования зубов

Следующая статья

Рекомендации специалистов о том, как правильно ухаживать за капой

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: