Обществознание

Особенности общения в детском возрасте

Что такое личность

Понятие личность характеризует человека как существо наделенное сознанием, использующим его в процессе общения, интеллектуальной деятельности, труда, взаимодействия в обществе. Личность обладает неповторимым характером, проявляет активную жизненную позицию, осознает свои поступки и принимает за них ответственность.

Одинаковых личностей не бывает, так как у каждого человека свой жизненный опыт, особенности психики, врожденные и приобретенные качества. Можно подумать, что животные так же отличаются друг от друга, но от этого они не становятся личностями. Ведь личность — это часть человеческого общества, выполняющая в нем определенные функции, играющая свои роли.

Многие задаются вопросом, в каком возрасте человек становится личностью? Но точного ответа нет, у каждого этот процесс проходит индивидуально, в свое время. О начале становления личности можно говорить, если ребенок отделяет себя от окружающих людей, понимает, какое место занимает среди членов семьи, родственников. Затем он начинает сравнивать себя со сверстниками, другими детьми. Так, постепенно личность развивается с самого детства.

Это интересно! Дети, возрастом до 1 года не способны различать себя в зеркале. Они с интересом наблюдают за появившимся отражением, но еще не могут понять, что это они сами. Часто малыш пытается заглянуть за обратную сторону зеркала, в желании найти там другого ребенка. Но с 12-16 месяцев дети уже устанавливают связь между собой и возникающим отражением. Это один из их первых «шагов» к самопознанию, развитию себя как личности.

Личности бывают очень разные: положительные и отрицательные, развитые и отсталые, искренние, подлые, доброжелательные и прочие. Все зависит от набора индивидуальных качеств, которые формируются с самого раннего детства.

А. Н. Леонтьев (1903-1979) Концепция личности

По мнению А.Н. Леонтьева «личность человека производится – создается общественными отношениями».

Рассматривал соотношение понятий «индивид» и «личность».

Индивид – биологическая основа человека, это целостность и неделимость отдельной особи данного биологического вида, во-вторых, особенности конкретного субъекта, отличающего его от других представителей этого вида.

Это генотипическое образование, но в него входят и свойства, который складываются в онтогенезе (т.е. изменение физических характеристик человека в течение жизни).

А.Н. Леонтьев не относил к личности прежде всего генотипически обусловленные особенности человека: физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, аффективность, природные задатки, а так же прижизненно приобретенные навыки, знания и умения, в том числе и профессиональные. Все перечисленное составляет индивидуальные свойства человека.

15 стр., 7455 слов

Волевые процессы личности человека

… специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах, свойствах личности. При этом как само понятие «волевые … отношения, т. е. осуществляет две различные деятельности, следовательно, подчиняется двум различным мотивам. В случае, когда один из этих мотивов … – это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои …

Понятие «личность» можно употреблять только к человеку начиная с определенного момента его развития.

Свойства индивида не переходят в свойства личности, они так и остаются индивидуальными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя предпосылки и условия ее формирования.

Личность — это целостное образование особого рода, не обусловленное генотипически, не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей.

Развитие личности – процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Т.е. личность формируется, развивается и изменяется в деятельности.

Личность как иерархия мотивов.

Иерархия мотивов составляет мотивационную сферу личности, центральную в структуре личности А.Н. Леонтьева.

Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию мотивов. Внутренние отношения главных мотивационных линий образуют как бы общий психологический профиль личности.

В основе мотивов лежат потребности.

Ценности – это высшие, «старшие» мотивы, ради которых человек готов пожертвовать другими мотивами.

Отсюда внутриличностный конфликт – это противоречие между двумя разнонаправленными и (обязательно!) равноуровневыми (равнозначными) мотивами. Чем выше конкурирующие мотивы, тем острее и болезненнее воспринимается человеком конфликт. Самый тяжелый конфликт – на уровне ценностей.

Варианты снятия противоречия (решения конфликта):

  1. Опустить один из мотивов (снизить его значимость).
  2. Повысить значимость одного из мотивов, часто с помощью объединения его с другими мотивами или присоединения к какой-либо ценности.
  3. Уйти от ответственности – часто с помощью внезапных болезней, травм и т.д. – пока противоречие не снимется само.

Поступок – это сознательный выбор между конкурирующими мотивами.

Личность – это способность к поступку (Столин В.В.),

т.е. сознательное разрешение мотивационного конфликта всегда ведет к личностному росту.

Три основных параметра личности с точки зрения Леонтьева А.Н.:

  • широта связей человека с миром (посредством его разнообразных деятельностей);
  • степень иерархизованности (соподчиненности) этих связей, преобразованных в иерархию смыслообразующих мотивов (смыслов-целей);
  • общая структура этих связей, мотивов-целей.

Таким образом, процесс становления личности по А.Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов».

Психологическое общение с ребенком

Почему психологическое общение с ребенком играет важную роль, и что будет если его не будет?

Говоря простым языком «болтаете» Вы со своим чадом о разном, а ребёнок в этот момент получает на самом деле от вас огромнейший опыт! И под этим словом я имею ввиду нечто больше, чем «сухая» информация. В этот момент для своего отрока вы выступаете носителем человеческой культуры. Полагаю, большинство родителей об этом просто не думают. И вот интересно, что этот культурный слой можно передать непосредственно при взаимодействии взрослого и ребёнка. Т.е. коммуникативное общение между детьми близкого возраста не повлечет такого культурного развития, как общение со взрослым. Итак, что же такое психологическое общение? Это обмен информацией в виде слов, жестов, чувств. Слишком легкое определение, скажете вы, но на самом деле — это понятие достаточно емкое и сложное.

Вместе пойте песни

Если вас попросят исполнить песню при всех, вы сможете это сделать? Нет, потому что эта одна из активностей, которая смущает человека любого возраста и пола. Когда дети находятся в дошкольном возрасте, они также смущаются петь перед аудиторией. Но песни прекрасно раскрепощают. Поэтому пойте вместе с ребенком, когда вас никто не слышит. Петь вдвоем не так страшно. Ребенок почувствует ритм и силу собственного голоса. Если для ребенка петь еще страшнее, чем говорить, тогда разговор со сверстниками покажется ему настоящим пустяком. Увеличивая уровень трудностей, мы с каждым шагом развиваемся все больше.

Вопросы и задания

Типы характеров и их особенности

Карл Густав Юнг (1875-1961) разработал типологию характеров, положив в основу их деление по типу экстраверсия-интроверсия.

Экстравертные типы характера:

  1. Экстравертный ощущающий тип – разумность, нет склонности к рефлексии, чувствительность, умение наслаждаться;
  2. Экстравертный интуитивный тип – всегда находится в поиске новых возможностей, нет уважения к окружающим людям и их чувствам. Людей такого типажа считают авантюристами, чаще всего они выбирают профессии, где требуется интуитивная деятельность;
  3. Экстравертный мыслительный тип – человек такого типажа строит жизнь на основе собственных интеллектуальных выводов. При этом если человек идеалист, то он пытается принести всему человечеству благо и при этом не боится использовать самые нечестные, не дисциплинарные способы борьбы;
  4. Экстравертный чувствующий тип – чувства преобладают над разумом, поэтому типаж более подходит женщинам.

Интровертные типы характера:

  1. Интровертный ощущающий тип – спокоен во взаимодействии с людьми, иногда пассивен, отличается самообладанием, что связано с тем, что причина или объект волнения чаще всего обесцениваются;
  2. Интровертный интуитивный тип – интуиция создает образ мечтателя или художника. Человек подобного типажа является «загадкой» для своего круга знакомых, в его творческих особенностях окружающие видят необычные, порой абсурдные вещи, а сама личность считает себя непризнанным гением;
  3. Интровертный мыслительный тип – мыслительная деятельность человека исходит из субъективной основы. Человек направлен внутрь себя, на собственные мысли, часто чувствует себя неловко, молчалив;
  4. Интровертный чувствующий тип – преобладает субъективное чувство, такой человек молчалив в общении, малопонятен и труднодоступен. Люди такого типажа могут прятаться за разными масками, скрывать свой внутренний мир от окружающих, поэтому большинство людей не может догадываться о том, каковы их настоящие мотивы и мысли.

Эрих Фромм (1900-1980) также создал одну их классификаций характеров:

  • тип «мазохист-садист» всегда стремится найти причину своих успехов и неудач в людях, не обращая внимания на действие иных обстоятельств. Такой человек в процессе общения направляет свою агрессию на собеседника, который представляется ему виноватым в неудаче. Нередко человек может быть склонен к самообвинению, поэтому «жертвой» собственного характера становится он сам. Людей такого типажа отличает стремление к самосовершенствованию и тяга к знаниям, мазохист-садист хочет быть лучше, к чему толкает других – дает наставления и советы. Если человеку дать власть над другими, то это приведет к тому, что «садист» начнет терроризировать их. «Мазохист» испытывает чувство неполноценности, имеет склонность к самобичеванию. Фромм отмечает, что в мазохисте скрываются черты садиста.
  • тип «разрушитель» характеризуется стремлением к агрессивности. Человек подобного типа стремится устранить все на своем пути, несмотря на то, кто перед ним – человек или неодушевленный объект. Люди, которые испытывают тревогу или чувство бессилия, ограничены в своих интеллектуальных и эмоциональных возможностях. Человека с типом «разрушитель» можно сравнить с революционными деятелями, которые готовы разрушить все ради светлого будущего.
  • тип «конформист-автомат» легко поддается влиянию окружающих, склонен подчиняться обстоятельствам, а также соглашаться с правилами тех групп, в которые попадает, перенимает их способы мышления и поведения, приспосабливается к окружающим. Человек такого типа согласен со всеми, при глубоком общении с ним выясняется, что у него нет собственного мнения, а также собственной позиции. Такой человек испытывает и говорит то, что ожидают от него другие.

Таким образом, совместимость характеров – это сложный и многофакторный процесс. Для обеспечения совместимости с другими людьми требуется 3 основных качества характера:

  1. Критическое отношение к себе;
  2. Терпимость к окружающим;
  3. Доверие к окружающим.

Замечание 2

Если эти качества отсутствуют у человека, то он не может быть психологически совместим с другими людьми и, таким образом, может зародиться конфликт.

Двух абсолютно одинаковых людей не существует, различия между ними объективны – они объясняются физиологическими особенностями. Комплекс индивидуальных личностных особенностей имеет большое значение для успешности воспитания, обучения и профессиональной деятельности. Учет индивидуальных личностных особенностей не менее важен для эффективности делового общения и общения в целом, а также оптимизации профессиональной деятельности.

Смысл жизни

Самое простое определение термина «жизнь» – это отличие мира организмов от остальной действительности. Поиск смысла жизни – один из главных вопросов философии, имеющий богатую историю.

В исследованиях античных мыслителей довлеет тезис «смысл жизни — в самой жизни». В зависимости от различных школ, смыслом жизни считали:

  • наслаждение;
  • счастье;
  • действие;
  • страдание.

Античные философы рассматривали индивида, как природное существо, поэтому течение его жизни не должно отличаться от жизни животного или растения, и включать в себя воспроизведение потомства, выполнение специфических функций, удовлетворение потребностей.

В Средневековье развивалась парадигма смысла вне жизни. Главной жизненной ценностью является: Бог, идея, служение. Потеря веры в Бога равносильна потере смысла жизни.

В эпоху Возрождения под смыслом жизни понимали служение высшему существу. Цель человеческой жизни – самосовершенствование.

Эпоха Просвещения преподносит смысл жизни, как служение идее. Под идеей подразумевали социальное равенство, реорганизацию общества, благополучное будущее.

Новейшая философия трактует смысл жизни, как самореализацию. Подразумевается, что индивид должен создать себя сам – создать индивидуальный смысл жизни. Личность не ищет его, а вырабатывает, основываясь на своем опыте и опыте предыдущих поколений.

Влияние социума на личность

Личность и социальная среда неразрывно связаны меду собой. От того в какой среде формируется личность, зависит ее будущее. Видя перед собой плохие примеры, безответственное поведение, ребенок воспринимает это как образец. Через некоторое время он может начать вести себя так же, как его друзья, близкие ему люди. Он может начать пить, курить, воровать, сам не зная, что такое поведение результат сформировавшихся взглядов на мир, плохого влияния ближнего окружения.

Иногда личность может попасть под дурное влияние социальной среды помимо своего желания. Школьник начинает курить, боясь насмешек его одноклассников, которые уже давно пристрастились к сигаретам. Подросток решается на воровство, из-за навязчивых уговоров друзей раздобыть легкие деньги. Работник обманывает начальство, после долгих уговоров своего коллеги.

Так же проявляется положительное влияние среды на развитие личности. Видя перед собой примеры успешных, счастливых и уважаемых людей ребенок стремится им подражать, копировать их поведение. Поэтому, в школе большое время отводиться изучению биографий народных героев, патриотов, выдающихся личностей. Хороший пример становится вдохновением к труду, творческой деятельности, проявлению активности в обществе.

Разные структуры общества обладают различной степенью влияния на личность.

  1. Родители и близкие родственники оказывают самое сильное воздействие, воспитывая ребенка с младенчества.
  2. Вторыми по степени влияния являются школьные учителя.
  3. За ними следуют друзья, знакомые, коллеги.
  4. Не малую роль играют СМИ (средства массовой информации: интернет, телевидение, печатные издания).

Кроме того, на личность воздействует социально-культурная среда, характерная для государства, местности в которой она проживает. Так в России, США, Индии, Израиле — условия для становления личности существенно отличаются. Благодаря этому, отдельным народам, населению разных стран присущи свои отличительные черты характера, индивидуальные особенности.

Дошкольники старшего возраста

ДружбаК 6-7 годам отношение ребенка к одногодкам кардинально меняется. В этот период малыши уже способны вести вне ситуативные беседы и рассказывать друг другу о том, где они были вчера, что видели, дают оценки, делятся планами и предпочтениями. Одним словом, происходит полноценное, в нашем понимании, общение, не связанное только с играми и игрушками. Малыши могут подолгу разговаривать ничем не занимаясь, чего не наблюдается в младшем дошкольном возрасте. Стоит отметить, что существенно вырастает эмоциональность и дружелюбность. Малыши стараются помогать друг другу, подсказать, при этом конкурентное начало также остается, однако становится более рациональным. У старших дошкольников появляется способность видеть в партнере не только его игрушки, успехи и промахи, но и настроение, желания, предпочтения. Дети этого возраста уже не только рассказывают о себе, но и интересуются жизнью и интересами других. На первый план выходит интерес к другой личности

На данном этапе развития родителям очень важно поддержать у детей хорошее отношение к сверстникам, подавая личные примеры в общении с людьми. К концу дошкольного возраста проявляются уже первые зачатки настоящей дружбы

Ребятня собирается в группы по 2-3 человека, явно выражая привязанность к своим друзьям. Споры возникают в основном на почве того, кто с кем дружит или водится. Ребенок может также переживать из-за отсутствия у него взаимоотношений со сверстниками и здесь нужна обязательная поддержка родителей. Только родным он сможет рассказать о своих бедах, обидах и разочарованиях, и родители не должны отмахиваться от этих, на первый взгляд, несущественных трудностей, ведь для ребенка это очень важный и эмоциональный период жизни.

Таково, в общих чертах, возрастное взаимоотношение и развитие сверстников в дошкольном возрасте. Стоит отметить, что все это далеко не всегда реализуется во всех детях, все зависит от особенностей становления личности, среды воспитания, самочувствия, положения среди других

Но если вы будете уделять должное внимание развитию вашего малыша в социуме, то у вас непременно вырастет общительный и дружелюбный ребенок

Общение с детьми 7-12 лет

Что же происходит дальше, после 7 лет и до 12?

Эти навыки совершенствуются. Основную роль тут играет общение со сверстниками во время учебы. Огромную роль теперь играет учитель и то, как построено обучение. Кстати, тут речь не только о школе. Тренер и тренировки, педагог в музыкальной или художественной школе…

Любое обучение сейчас очень значимо. И оно оказывает серьезное влияние не только на развитие ребенка как личности, но и отражается на его умении общаться и переносится на общение в семье. Да, надо признать, что теперь семья уже вынуждена учитывать в значительной степени влияние окружения на ребенка.

Какие моменты особенно важны в этом возрасте, на что нам обращать внимание:

как привлекать внимание собеседника, как обращаться к другому человеку;
показывать необходимость понимать позицию собеседника;
учить приемам поиска согласия, принятия решения.

В этом возрасте ребенок пересматривает свое отношение к общению. Если до этого в 5­-7 лет он с удовольствием общался с тем, кто просто часто рядом, с кем регулярно вместе проводил время, то теперь он уже выбирает по другому принципу. Сейчас в 8-­12 лет ему наиболее важны те партнеры, кто помогает ему, отзывается на просьбы и разделяет интересы.

Поэтому привлечь ребенка к общению с малышом в этом возрасте можно, если малыш будет хотя бы частично включен в тематику интересов старшего.

Кто такой человек

Рождаются ли сразу личностью? Отнюдь.

Со времен появления человека уже прошло много тысячелетий, и за все это время не нашлось такого вида, который был бы разумнее человеческой расы.

Человек разумный или homo sapiens — к такому виду мы относимся.

Личностью человек становится, как только начинает взаимодействовать с другими людьми

Но прийти к этому, понять разницу между животным и человеком и выделить те основные отличительные черты было не так просто.

Во многих теориях главным отличием человека разумного от животных является культура, влияющая на принятие решений и определяющая поступки.

В термине «человек» объединились несколько начал: биологическое и социальное.

Из этого последовало введение новых научных терминов, которые отображают отдельные понятия, относящиеся к термину «человек»: личность, индивид и индивидуальность. Именно на них делается акцент при подробном изучении человека.

В жизни судьба «маугли» бывает намного печальнее, чем в мультфильмах

Разберем их подробнее:

  • индивидом называется отдельно взятый представитель человеческой расы. Его характеризуют определенные биологические, физиологические особенности и психические свойства, реализация которых характеризуется гибкостью или активностью мышления по отношению к происходящему вокруг него. «Индивид» и «индивидуальность» – схожие по звучанию и написанию понятия, но их значения отличаются друг от друга;
  • индивидуальность – это особенности человека, которые отличают его от остальных, в основном социального и биологического характера. Следует учитывать то, что индивидом является каждый человек с момента рождения, но индивидуальность можно сформировать только в течение вашего жизненного пути. Индивидуальность еще можно назвать «изюминкой», тем, что делает вас не таким как все;
  • взаимоотношения с обществом и общность социальных свойств формируют личность. Это продукт задействования индивида в социальных отношениях на всех уровнях жизни. Во время этого взаимодействия происходит усвоение социальных функций и развитие сознания. Еще Аристотель говорил, что «человек – это общественное животное». Под этим выражением понимается тот факт, что без взаимодействия людей друг с другом, без социальных отношений невозможно полноценное формирование внутреннего Я, то есть личности.

Итак, формирование личности происходит, когда человек начинает взаимодействовать с обществом. Только в обществе человек может быть личностью, где он сможет самовыражаться и саморазвиваться.

Изолированные от общества люди становятся феральными или, как их иначе называют, «Маугли». Этот феномен назвали в честь новеллы Киплинга.

Его суть в том, что такие люди особо не отличаются от животных: они не умеют четко выражать свои мысли и желания с помощью речи, мыслить абстрактно, они боятся входить в контакт с другими людьми, у них отсутствует осознанность за свои поступки.

К сожалению, вернуть феральных людей к нормальной жизни зачастую невозможно. Из-за этого они рано уходят из жизни, так и не сумев адаптироваться к социальной среде.

Качества присущие личности

Личность – это совокупность качеств человека. У каждой личности свой неповторимый набор качеств, их очень много, иногда одно противоречит другому. Так, у добродушного человека в характере может присутствовать жадность. Он хорошо относится к окружающим людям, но никогда не дает в долг, не дарит дорогих подарков.

Отличительными признаками личности являются:

  1. Мировоззрение. Это целая система взглядов на мир, представлений о нем, ценностей, которые могут быть реалистичными или иллюзорными.

Например, семилетний мальчик Вася считает, что все врачи жестокие и злые. Такое мнение у него сложилось после того как Вася переболел гнойной ангиной. Ему целую неделю доктор делал уколы, сильная болезненная реакция надолго отложилась в памяти мальчика.

Но мировоззрение может меняться со временем, так, повзрослев, Вася поймет, что он ошибался на счет врачей в детском возрасте.

  1. Характер. У каждого человека существует набор личных особенностей, качеств, которые определяют его поведение. Характер тесно связан с эмоциональностью, так чрезмерная чувствительность может привести к обидчивости, вспыльчивость делает человека гневливым.
  2. Степень ответственности. Понять серьезный человек или нет можно по его поступкам. Личностей постоянно опаздывающих, не выполняющих свои обязательства, обещания, отказывающихся от обязанностей — называют безответственными. Ответственная личность наоборот, стремиться доводить все дела до конца, сдерживает свое слово, отвечает за собственные поступки. Таких людей всегда уважают и ценят в обществе, доверяют им ответственные задачи, назначают на более высокие должности.
  3. Самооценка. Личность может отличить себя от остального общества и оценить собственную деятельность, внешность, привычки и другие особенности. Самооценка складывается в процессе сравнения себя с другими.

От самооценки во многом зависит как общество примет человека, полюбят ли его окружающие. Можно заметить, как в школьном классе дразнят самовлюбленных детей, которые не уважают учителей и сверстников, считая себя выше и намного лучше других. Но ребят с заниженной самооценкой тоже сторонятся, часто у них мало друзей из-за стеснительности, нерешительности.

  1. Умственные способности. У каждого от рождения свой интеллектуальный потенциал, то есть возможности развивать разум. Но личность может превзойти природные данные, благодаря настойчивости, целеустремленности, своему труду.

Пример. Петя Иванов обладает врожденными математическими способностями. Но он получает 4-ки и 3-ки, из-за лени, нежелания выполнять домашние задания. Саша Сидорову плохо дается математика, но он много времени посвящает дополнительным занятиям, и уже начал зарабатывать первые 5-ки.

При желании, личность может развивать свою память, логическое мышление, силу воли и даже физические данные.

Качества личности человекапроявляются и вырабатываются в процессе общения, взаимодействия и трудовой деятельности.

Роль семьи в развитии коммуникативных навыков у ребёнка

Иногда родители допускают ошибку в формировании коммуникативных навыков сына или дочери. Но сами папы и мамы часто об этом даже не догадываются.

Вот несколько примеров ошибочных моделей поведения взаимоотношений взрослый — ребёнок, которые затрудняют формирование навыков общения:

«Гордость семьи». Практически все родители считают своих детей лучшими и замечательными во всём. Но границы между безусловной любовью и вседозволенностью рушатся, когда ребенка признают исключительным, во всём превосходящих сверстников. Каждое желание маленького человека исполняется, все его ошибки и промахи прощаются, не обсуждаются и не анализируются. Такие дети вырастают эгоистами, избалованными сверх меры.
«Любимчик». Часто появляется в многодетных семьях. Отношение к нему практически такое же, как и при модели «Гордость семьи». Но только в случае с любимчиком, ребёнка выделяет только один член семьи. Остальные дети остро чувствуют это, и отношения между братьями и сёстрами становятся завистливыми, негативными.
«Золушка». Ещё одна типичная для многодетных семей модель поведения. Ребёнку с детства отводится второстепенная роль. Вся его жизнь подчинена брату или сестре, которого родители по каким-то причинам считают более успешным, любимым. «Золушка» вынуждена присматривать за младшим или угождать старшему. Результат — зависть и комплекс неполноценности.
 «Вечно виноватый». У других членов семьи такой ребёнок вызывает лишь раздражение. Именно он — причина всех бед и виноват во всём, даже в том, чего не совершал. Все детство маленький человек панически боится наказания, недовольства родителей, живет в вечном страхе, становится изгоем.
«Пай-девочка» (мальчик). Этот ребёнок с рождения впитал понятия «хорошо», «плохо», «прилично» и «неприлично». Вся его жизнь подчинена целому своду правил. Мнение и интересы таких детей часто игнорируются

Для родителей важно лишь одно — дать окружающим понять: ребёнок воспитан на совесть. Подрастая, человек с комплексом отличника может из принципа совершать неприличные и аморальные поступки.
«Проблемный ребёнок»

Слишком шумный, слишком озорной, чрезмерно активный. Не умеет и не желает слышать других, на него не действуют мольбы, уговоры и наказания. Часто такая модель поведения связана с тем, что родители не уделяют достаточно внимания воспитанию ребёнка, не умеют или не хотят найти с ним общий язык.
 «Хрустальная ваза». Слишком хрупкими, ранимыми и оберегаемыми часто растут дети, которые пережили серьезное потрясение, травму или тяжёлую болезнь. Близкие оберегают его от всего, что, по их мнению, может нанести ему вред. Такой ребёнок вырастает безынициативным, в уверенности, что ему все должны, постоянно ждет поблажек.

Учитесь слушать друг друга

Умение слушать — это один из важнейших навыков, который поможет ребенку развивать навыки общения. Если ребенок начинает делиться мыслями, но вы его не слушаете или делаете вид, что слушаете, он сразу это почувствует. Как только придет понимание, что он рассказывает свои мысли зря, ребенок перестанет делиться. Между людьми возникает доверие тогда, когда каждый уверен, что его слышат и понимают. Для семьи это правило не является исключением. Уважайте мнение ребенка, внимательно слушайте его и цените. Если ребенок вас не слушает, мягким и спокойным тоном объясните свои представления и ожидания

Поразмышляйте вместе о важности уметь слушать и слышать других

До 1 года

Маленькие дети очень серьезно настроены на общение. Словесное взаимодействие с мамой становится более гармоничным. По сути, на это уходит значительный ресурс их. Но пока это достаточно неуправляемое общение

Ребенок зеркалит нас. Он пытается повторять звуки и мимику, он активизируется, когда видит обращенное на него внимание

Именно в первый год формируется привязанность – эмоциональное общение, в котором ребенок получает удовлетворение своих потребностей в заботе, внимании, любви, безопасности. Привязанность – необходимое условие нормального развития ребенка.

В первой год жизни общение ребенка в основном ситуативно–личностное. То есть – конкретное взаимодействие ребенка с другим человеком. И самое главное в таком общении для малыша – эмоции. Может ли старший ребенок создать те самые положительные эмоции? Если да – то такое общение будет очень здорово и развивать малыша, и помогать детям начать выстраивать свои отношения.

Младший возраст дошкольника

ИгрушкаВ возрасте от 2 до 4 лет ребенку достаточно того, что сверстник прост присоединился к его игре и поддержал общее веселье

Они прыгают, бегают друг за другом, прячутся и каждый из участников действа озабочен в первую очередь тем, чтобы привлечь к себе внимание. В сверстнике ребенок видит словно свое отражение, общение крайне интуитивно и очень зависит от конкретной обстановки

Так, к примеру, привлекательная игрушка может быстро отвлечь внимание и разрушить дружную игру малышей. Борьба за привлекательный предмет — отличительная особенность данной возрастной группы. При этом отстаивание прав на обладание игрушкой нередко порождает споры, ведь никто не желает делиться, да и отдать «свое» в таком возрасте очень трудно. По этой причине, если вы желаете развивать в малыше хорошие социальные качества, научить его ладить со сверстниками, то лучше организовывать игры без присутствия посторонних предметов, ведь внимание малыша в этом возрасте может быть приковано либо к сверстнику, либо к игрушке и тут нужно расставлять приоритеты. Только при помощи взрослого ребенок может увидеть в другом малыше личность, ведь его еще не интересуют чужие успехи. С другой стороны дети очень склонны к подражанию и этим стоит воспользоваться. Предложите ребятам поиграть в такие игры, как «каравай», «кошки-мышки», «зайка» и подобные, где им придется выполнять одинаковые действия. В возрасте от 2 до 4 лет ребенок определяет общность только по внешним признакам — «ты прыгаешь и я прыгаю», «ты хлопаешь в ладоши и я хлопаю», «у тебя зеленые штанишки и у меня». Подчеркивая такую общность можно быстро наладить отношения между малышами.

Больше разговаривайте с ребенком

Дети, у которых есть проблемы с общением, часто не любят разговаривать вовсе. Ваша задача в таком случае, создать атмосферу, в которой у ребенка возникло бы желание делиться мыслями и озарениями. Многие таланты и способности ребенка развиваются в семье. Если он научится открыто и без стеснения разговаривать с родственниками, то перед друзьями точно не будет стесняться. Создавайте семейные традиции, которые связаны с теплым и доверительным общением. Например, регулярно рассказывайте друг другу, как прошел день. Какими позитивными и негативными моментами он был наполнен. Вместе порадуйтесь положительным событиям и обсудите негативную сторону дня

Если возникли проблемы, важно их обсудить и найти нужное решение

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: