Одаренность: современные тенденции определения понятия

Таланты и способности даны каждому

Можно ли определять одаренность, и по каким признакам?

Разумеется, вам везет, если удалось встретить одаренного малыша в вашей воспитательной или педагогической практике, или если одаренный ребенок ваш собственный. Выявлять наличие одаренности необходимо по следующим признакам:

безграничное любопытство, которое проявляется во время любого вида деятельности;
способность легко концентрировать все свое внимание на конкретном деле, не отвлекаясь по пустякам;
способность перескакивать через несколько этапов развития;
многогранный и обширный словарный запас;
сильно развитое чувство справедливости;
увлечение чтением научной литературы;
частый отказ спать днем;
стремление задействовать окружающих в определенной деятельности;
стремление дружить с людьми намного старше, которые могут одарять новыми знаниями.

Перечислять признаки можно и дальше, но это основные.

Проблема детской одаренности

Какова проблема одаренности детей? Если родители, психологи и педагоги замечают одаренность, создают условия для ее развития, то такие дети живут счастливее своих сверстников. Они добиваются больших высот в учебе, а потом и на работе, у них успешнее и легче складывается личная жизнь. Они легко адаптируются к жизненным изменениям, стойко переносят трудности. Но если одаренность остается не выявленной, условия развития и обучения не соответствуют особенностям ребенка, то ему приходится столкнуться с рядом трудностей:

  • программа обучения кажется скучной и неинтересной, что отражается на успеваемости и дисциплине;
  • творчество и потребность в самореализации уходит в деструктивное русло, например, хулиганство, зависимости, другие девиации;
  • возникают проблемы в сфере социального взаимодействия, общения;
  • наблюдается эмоциональная и психическая нестабильность.

Одаренный ребенок чувствует, что он не такой, как все. В обычных условиях, в которых ему скучно, встречаются две модели поведения: он ведет себя высокомерно, часто конфликтует или он замыкается в себе, изолируется от общества сверстников.

Вспомним о том, что одаренность чаще всего проявляется в одной сфере, что такие дети избирательны в активности. То есть они могут проявлять интерес и успевать по одному предмету, но при этом не дотягивать даже до тройки по другим. За это их ругают учителя, родители. Таким образом, одаренные дети входят в группу риска по школьной дезадаптации и негативным девиациям. Непринятие учителями и сверстниками, проблемы с профессиональным самоопределением, конфликты, травля, одиночество – малая часть того, с чем сталкивается одаренный ребенок. В этом и состоит проблема детской одаренности.

Разновидности одаренности

Есть несколько видов одаренности, на проявление которых следует обратить внимание во время развития ребенка. У каждого из них есть своя характеристика

Ваш малыш сможет в будущем стать известным художником или успешным спортсменом.

Если кратко, то вот примерная таблица некоторых разновидностей одаренности:

  • академическая – в школе ребенку с легкостью даются гуманитарные и точные науки;
  • психомоторная – это понятие подразумевает нестандартные возможности тела, то, чему желают научиться дети годами, одаренные малыши способны освоить за несколько занятий;
  • интеллектуальная – высокий умственный уровень развития указывает, что в будущем ребенок может стать ученым;
  • творческая – с 3 лет малыш уже может танцевать и петь, поэтому его стоит записать в профессиональную школу для развития таланта;
  • художественная – может быть, вашему ребенку стоит учиться в театральном учреждении, чтобы покорять лучшие сцены страны;
  • практическая – данный вид одаренности предполагает наличие изобретательности;
  • социальная – малыш может существовать в коллективе только в качестве лидера;
  • коммуникативная – этот тип подразумевает наличие у ребенка выраженных ораторских качеств.

В любом случае, независимо от наличия одаренности следует воспитывать достойного человека в каждом ребенке. А также понимать необходимость тренировок мозга для успешного развития когнитивных способностей. Тренажеры Викиум гарантируют эффективное развитие мозга в интересном и увлекательном формате.

Вариант 2

Педагог и одаренный ребенок

Мы рассмотрели все виды одаренности. Работа с одаренными детьми также требует внимания, поскольку эти ребята уникальные и требуют особого отношения к себе. Итак, есть целый список форм работы с ними:

  • Педагог должен организовывать творческие мастерские для развития таланта детей.
  • Обязательны в практике отдельные групповые занятия, на которые приходят самые сильные дети из параллельных классов.
  • Педагог обязан проводить дополнительные факультативы по тем предметам, которые даются одаренным детям особенно легко.
  • В школе должны быть организованы кружки по интересам, где дети могли бы свободно реализовать свой потенциал.
  • Вместе с ребенком учитель должен заниматься исследовательской деятельностью.
  • Для разнообразия жизни детей, а также для повышения уровня их мотивации проводятся различные конкурсы, эстафеты, соревнования.
  • Одаренные дети должны принимать участие в различных олимпиадах и конференциях.
  • Если у ребенка действительно наблюдаются высокие достижения в определенной области знаний, то имеет смысл разработать для него индивидуальный план работы, по которому он будет работать совместно с педагогом.
  • Если в школе были выявлены действительно талантливые дети, то организовывается совместная работа с вузами определенной направленности. Это нужно для того, чтобы этот ребенок мог двигаться дальше, достигать еще больших высот и впоследствии имел возможность получить не только хорошее высшее образование, но и достойную работу.

Советы родителям одарённых детей

Совместно с психологом Еленой Петрусенко мы подготовили несколько советов по воспитанию одарённых детей.

Совет 1. Обращайтесь к специалистам

Если вы заметили, что ребёнок демонстрирует нетривиальные способности, обратитесь к специалистам. Психолог поможет определить тип одарённости, а тьютор — подобрать подходящую программу развития.<<Параграф c цитатой>>

Совет 2. Пробуйте разное

Развивайте таланты своего ребёнка, посещая кружки и секции. Там он не только сможет узнать больше о любимом деле, но и познакомиться с единомышленниками.

Совет 3. Не давите

Бывает, что ребёнок не хочет заниматься тем, к чему имеет предрасположенность. Например, обладая абсолютным слухом, ненавидит петь и обожает хоккей. Он имеет на это право.

Не стоит требовать от ребёнка безоговорочного успеха во всём, чем он занимается. Это ведёт к развитию синдрома отличника, который может иметь печальные последствия.

Совет 4. Хвалите, но не перехваливайте

Как бы ни впечатляли способности, не стоит постоянно подчёркивать исключительность ребёнка. Вера в собственное превосходство едва ли поможет ему влиться в какой-либо коллектив. А если с возрастом ребёнок перестанет опережать других в развитии, его может постичь тяжёлое разочарование.

Совет 5. Уравновешивайте развитие

Если ребёнок — интеллектуал, он всё равно должен много двигаться и регулярно бывать на свежем воздухе

Юному спортсмену, в свою очередь, важно не забывать про математику, правописание и другие дисциплины

Совет 6. Ищите близких по духу

У развитых не по годам детей нередко возникают сложности с общением. Сверстники сторонятся их, либо они сами избегают контактов с другими детьми

Важно помочь ребёнку найти компанию, в которой он станет своим. Это необязательно должны быть ровесники, возможно, ему будет интереснее с ребятами постарше

Главное, чтобы они понимали его образ мыслей и разделяли его интересы.

Совет 7. Проявляйте чуткость

Не дайте одарённости ребёнка стать барьером между вами. Если его увлечения вам не близки и вы даже не понимаете, о чём он говорит, ищите другие точки соприкосновения и поддерживайте связь. Каким бы развитым ни был ребёнок — он всё ещё остаётся ребёнком, и ему необходимы ваша любовь, поддержка и одобрение.

Совет 8. Любите ребёнка таким, какой он есть

Если с возрастом способности ребёнка усреднятся — не расстраивайтесь. Половина одарённых детей к 15 годам перестают выделяться среди ровесников, и лишь немногие вырастают в настоящих гениев.

Одарённость в детстве не гарантирует успех во взрослом возрасте. В свою очередь, не все талантливые взрослые в детстве проявляли одарённость.

Определение одаренности и ее особенности

Каждый детский возрастной этап отличается определенными условиями для формирования способностей. Но также с возрастом дети теряют одаренность, если они не стали начинать ее развитие. Поэтому если не увидеть особенного ребенка своевременно, то так можно и не успеть помочь ему в развитии той способности, которую дала природа.

Многие могут путать 2 совершенно разных термина — одаренность и обученность. Это является довольно грубой ошибкой, поскольку одаренный ребенок, если своевременно начнет развитие собственных способностей, сможет достичь намного больше, чем дети, которые просто отлично обучены.

Определение одаренности и ее особенности

Каждый детский возрастной этап отличается определенными условиями для формирования способностей. Но также с возрастом дети теряют одаренность, если они не стали начинать ее развитие. Поэтому если не увидеть особенного ребенка своевременно, то так можно и не успеть помочь ему в развитии той способности, которую дала природа.

Многие могут путать 2 совершенно разных термина — одаренность и обученность. Это является довольно грубой ошибкой, поскольку одаренный ребенок, если своевременно начнет развитие собственных способностей, сможет достичь намного больше, чем дети, которые просто отлично обучены.

Одаренные дети и особенности работы с ними

Рубрики Новости

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его предста­вителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики.

Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит и от школы. Задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Именно этой теме «Одаренные дети и особенности работы с ними» было посвящено заседание педагогического совета государственного учреждения образования «Средняя школа №4 г. Могилева», которое состоялось 9 января 2015 года.

Цель педсовета: изучить теорию вопроса; рассмотреть педагогический опыт работы с одаренными детьми учителей, достигших определенных результатов в данном направлении, обсудить возможность использования предложенных форм работы в собственной практике.

На заседании были затронуты актуальные вопросы: методика определения одаренности учащихся нашей школы; как обеспечить условия для развития креативности учащихся; как развивать их лидерские способности и многие другие.

Опытом своей работы с коллегами поделилась учитель физики высшей категории, руководитель школьного методического объединения естественных наук Недведская Людмила Федоровна, которая рассказала каким образом она активизирует интеллектуальную деятельность учащихся через исследовательские работы (на протяжении последних лет учащиеся школы под руководством Людмилы Федоровны неоднократно становились победителями районных, областных конкурсов научно-исследовательских работ по физике и астрономии). Об активизации интеллектуальной деятельности учащихся через интернет-конкурсы рассказала учитель математики высшей категории, руководитель школьного объединения математического цикла Винникова Алла Николаевна, под руководством которой учащиеся школы регулярно принимают результативное участие в республиканском конкурсе «Созвездие талантов», в этом учебном году учащиеся школы приняли участие в 1 этапе дистанционной олимпиады «Школа точных наук», которую проводит Гродненский педагогический университет им Я. Купалы. Из 18 учащихся 5-7 классов 10 прошли в следующий этап.

На педагогическом совете заслушивались не только теоретические вопросы, заместителем директора по УР Студневой Еленой Валерьевной и психологом школы Балтушко Анной Васильевной была проведена практическая часть, которая была рассчитана на определение креативных и творческих способностей самих учителей школы, кроме этого была предусмотрена работа по группам, на рассмотрение которых были предложены вопросы, касающиеся темы педсовета. После обсуждения этой практической работы совместно была выработана памятка учителю для работы с одаренными учащимися.

Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности. Задача нашего коллектива состоит в том, чтобы развить способности каждого конкретного ребенка.

Закончился педагогический совет следующими словами:

«К любому ребенку следует относиться с надеждой и ожиданием…»

изображения не найдены

Признаки одаренности

Детская одаренность – как ее выявить? Мы уже рассмотрели генетические предпосылки для ее формирования и говорили, что часто одаренность соседствует с высоким IQ, что утверждает о причинно-следственной последовательности между ними. Методики измерения IQ выявляют общий усредненный показатель развития различных способностей и скорее измеряют адаптивность, умение быстро ориентироваться в новой информации. Существует шутка, что тесты IQ измеряют способность проходить тесты IQ, и здесь есть доля правды.

Для выявления одаренности ребенка психологи концентрируют внимание на параметрах «хочу» и «могу», то есть наличии мотивации к определенной деятельности, интересу и удовольствию от нее, проявлении этой мотивации в деятельности, что является уже видимыми результатами способностей. Рассмотрим подробнее. Мотивационная сторона одаренности как «хочу» определяется в том, что ребенок избирательно с большим вниманием реагирует на отдельные стимулы

Например, при звуках музыки прислушивается, замирает и способен долго слушать звуки музыки вместо игр

Мотивационная сторона одаренности как «хочу» определяется в том, что ребенок избирательно с большим вниманием реагирует на отдельные стимулы. Например, при звуках музыки прислушивается, замирает и способен долго слушать звуки музыки вместо игр. Либо подолгу и различными способами рисует и получает удовольствие именно от процесса, а не от похвалы взрослых за красивый рисунок

Сюда относятся и вдохновение к собиранию конструктора и необычные творческие решения в игрушечном строительстве; детская увлеченность танцами и спонтанное проявление себя в движении; интерес к природе, желание подольше понаблюдать за животными или растениями, ухаживать и изучать их. Ребенок готов не только интересоваться, но и хочет, стремиться довести свое увлечение до высшего результата, пика совершенства, получает от этого личное удовлетворение. Все эти стремления являются вложениями энергетических ресурсов в выбранную сферу и обязательно имеют свои результаты, связанные уже со следующим признаком одаренности – аспектом деятельности

Либо подолгу и различными способами рисует и получает удовольствие именно от процесса, а не от похвалы взрослых за красивый рисунок. Сюда относятся и вдохновение к собиранию конструктора и необычные творческие решения в игрушечном строительстве; детская увлеченность танцами и спонтанное проявление себя в движении; интерес к природе, желание подольше понаблюдать за животными или растениями, ухаживать и изучать их. Ребенок готов не только интересоваться, но и хочет, стремиться довести свое увлечение до высшего результата, пика совершенства, получает от этого личное удовлетворение. Все эти стремления являются вложениями энергетических ресурсов в выбранную сферу и обязательно имеют свои результаты, связанные уже со следующим признаком одаренности – аспектом деятельности.

Деятельностная сторона одаренности как «могу» помимо того, что является продолжением желания заниматься определенной деятельностью и вследствие этой мотивации логично приводит к высоким результатам, также еще связана и со способностями быстро и успешно усваивать информацию, находить новые нестандартные решения, углубляясь в деятельности и поставив перед собой целей более сложные.

Одаренность в определенной сфере проявляется в собственном стиле действий, личном почерке мастера, подтверждающем его самобытность и творческую природу способностей в противовес просто заученным способам действий. Результатом такого индивидуального стиля является уникальный продукт деятельности. Также к этому аспекту относится глубокое понимание предмета, системность знаний о нем, способность изучать с любых сторон и переходить от простого к сложному и наоборот. Здесь стоит сказать, что психологи определяют одаренность как умение создать новые смыслы. В этом понятие одаренности пересекается с креативностью и творческим мышлением.

Специфика детской одаренности

Детская одаренность имеет свою особую специфику, которую необходимо учитывать. К одаренности взрослых эти пункты применять нельзя.

Иногда в детском возрасте одаренность можно спутать с быстрым развитием, быстрой обучаемостью. Каждый детский возраст уникален по-своему. Дети дошкольного и младшего школьного возраста невероятно быстро усваивают языки, ни один взрослый не способен выучить английский или немецкий так быстро, как это может сделать пятилетний ребенок. Когда они начинают взрослеть, способность уменьшается, но зато появляется интерес к литературе, некоторые подростки начинают писать стихи. И это нормальное явление для их возраста. У большинства это начинается сразу же после окончания школы. Подобные вещи нельзя назвать одаренностью. Дети взрослеют, в этот период одаренность может угасать

На этом этапе очень важно не упустить момент и выяснить, сможет ли ребенок превратиться в одаренного взрослого или же все свои таланты он оставил в детстве. Здесь следует говорить об уровне устойчивости одаренности. Еще одним важным моментом является то, что иногда одаренные в определенной области дети совсем не успевают в других областях

К примеру, одаренный ребенок не умеет писать или же плохо читает, зато в три года он способен нарисовать настоящий шедевр. Этот момент важно не упустить, поскольку довольно часто одаренность сочетается с отставанием. Очень важную роль играет социальный статус семьи, в которой живет ребенок. Понятно, что в хорошей семье родители занимаются с детьми, пытаются вложить в них все, что знают сами, но не всегда ребенок имеет какой-то особый талант. Просто он развивается в хороших условиях и имеет все для того, чтобы хорошо учиться. Ребенок из неблагополучной семьи может иметь талант, но никто не занимается с ним этим, никто не развивает в нем его способностей, поэтому некоторые учителя сразу же записывают его в отстающие. Каждый ребенок в школе должен иметь одинаковые права и возможности, чтобы показать и проявить себя

Еще одним важным моментом является то, что иногда одаренные в определенной области дети совсем не успевают в других областях. К примеру, одаренный ребенок не умеет писать или же плохо читает, зато в три года он способен нарисовать настоящий шедевр

Этот момент важно не упустить, поскольку довольно часто одаренность сочетается с отставанием. Очень важную роль играет социальный статус семьи, в которой живет ребенок

Понятно, что в хорошей семье родители занимаются с детьми, пытаются вложить в них все, что знают сами, но не всегда ребенок имеет какой-то особый талант. Просто он развивается в хороших условиях и имеет все для того, чтобы хорошо учиться. Ребенок из неблагополучной семьи может иметь талант, но никто не занимается с ним этим, никто не развивает в нем его способностей, поэтому некоторые учителя сразу же записывают его в отстающие. Каждый ребенок в школе должен иметь одинаковые права и возможности, чтобы показать и проявить себя.

Формы проявления детской одаренности

Одаренность, проявляющуюся в деятельности ребенка ярко и отчетливо, называют явной. Завуалированную, замаскированную – именуют скрытой или латентной, одаренностью. Существует и другая, очень похожая градация – актуальная и потенциальная одаренность. Проявленную, очевидную одаренность, замеченную психологами, педагогами, родителями, называют актуальной. Детей, которые демонстрируют актуальную одаренность, чаще называют не одаренными, а талантливыми детьми. И, напротив, одаренность, которая представляет собой лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений, но не может быть реализована в данный момент в деятельности в силу их функциональной недостаточности, называют потенциальной

Факты существования актуальной и потенциальной, явной и скрытой, ранней и поздней одаренности подчеркивают сложность и важность проблемы. Какие признаки, свойства личности, черты характера, особенности поведения и деятельности могут указать взрослому на то, что ребенок в будущем может стать выдающимся ученым, художником, лидером? Ответ на этот сложный вопрос простым быть не может

Ученые уже обнаружили ряд закономерностей, позволяющих прогнозировать будущее ребенка, но до алгоритма построения надежных обоснованных прогнозов еще далеко. Мировой педагогический опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство родителей и педагогов, способна творить педагогические чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сам сумел сделать с тем даром, который имеет. К этой проблеме примыкает другая, не менее важная. Умственный потенциал человека не статичен, он существует лишь в динамике и постоянно меняется. Поэтому многие ученые посвящали свои исследования изучению продуктивности человека в различные периоды его жизни.

Возрастные границы одаренности

Многие известные ученые, музыканты, художники и даже писатели проявили свои выдающиеся способности в раннем возрасте. Всем известны блестящие творческие достижения маленького В.А.Моцарта, выдающиеся успехи в детстве К.Брюллова, Ф.Гольтона, И.И.Мечникова, К.Гаусса, Н.Винера, Г.Лейбница, В.Гюго, Ф.Шуберта, М.Мусоргского, и этот список можно долго продолжать. Не секрет, что одаренные дети часто становятся выдающимися взрослыми. Не менее часто бывает и наоборот: люди, не проявившие себя в детстве, достигали выдающихся результатов в последующем, в зрелом возрасте. Нередко выдающийся умственный потенциал, как свидетельствует биографии многих известных людей, долгое время оставался незамеченным окружающими. Например, биографы Карла Линнея, великого шведского ботаника, отмечают, что в детстве его развитие шло медленно, а известность он стал приобретать с 24 лет. Сравнительно поздно начал свою литературную деятельность известный русский писатель И.А.Крылов. Среди воспитанников Царскосельского лицея, увлекавшийся поэтическим творчеством, А.Пушкин не считался первым, «пальму первенства» успешно оспаривал А.Илличевский. Ничем не выделялись в детстве среди своих сверстников многие известные ученые, художники. Естественно, что в каждом таком случае причины, по которым одаренность осталась незамеченной, различны. Потенциал мог не проявиться до определенного времени, а может быть, родители, педагоги не обратили внимания на тонкие движения детской души, им не хватило для этого знаний или у них сработала интуиция. А может быть, напротив, в силу непонимания они не заметили в ребенке выдающихся возможностей и даже рассматривали проявления креативности, интеллектуальной инициативы как негативные свойства, а наиболее ценными считали совсем другие. Нередко встречаются родители, школьные учителя, вузовские профессора, которые ценят прилежание, послушание, аккуратность выше инициативы, оригинальности, смелости, независимости действий и суждений. Своеобразное подтверждение этой мысли нашли американские ученые, изучившие биографии 400 выдающихся людей. В исследовании обнаружено, что 60% из них имели серьезные проблемы в период школьного обучения. Об определенной неустойчивости, возрастной изменчивости интеллекта дают некоторое представление результаты длительного изучения хода развития одних и тех же лиц и соответствующие тестовые «замеры». В свете таких сведений вряд ли можно исходить из представлений об уровне интеллекта как о жестко определенной, на всю жизнь данной характеристике.

Заключение Таким образом, под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одаренность» происходит от слов «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Психологическим изучением детской одаренности и разработкой психолого-педагогических вопросов обучения и воспитания незаурядных детей долгое время в нашей стране занимались очень мало. В соответствии с господствовавшей идеологией считалось, что нельзя выделять особо способных детей, что все равны, что у каждого ребенка можно «сформировать» любые нужные качества. В понятиях «задатки», «одаренность» усматривалось нечто идеалистическое, вредное. Только в последние годы проблема различий между детьми по одаренности «вышла из тени» и вызывает большой интерес. Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарен больше, есть те, кто одарен меньше, но даром этим отмечен каждый. Поэтому, говоря о детской одаренности, специалисты обычно рассматривают и исключительную категорию детского населения – одаренных детей и интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка. Но где проходит граница между одаренным и неодаренным ребенком, никому точно не известно. Еще сложнее определить, кто в будущем достигнет высот гения, а кому уготована более скромная роль. Одно бесспорно – в специальном развитии нуждается интеллектуально творческий потенциал и одаренных детей, и тех, кто к этому разряду не относится.

Проблемы одаренных детей

Одаренные дети не вписываются в общепринятые шаблоны. Им тесно в рамках обычной детсадовской или школьной программы. Но этим проблемы не ограничиваются. 

«Авторский» стиль. Одаренные дети предпочитают все делать по-своему, выбирают определенные стратегии действий. 

Свой тип обучаемости. Кто-то легко и быстро усваивает новое, кому-то удобнее обучаться в замедленном темпе, но по-своему структурировать знания и умения. 

Одержимость. Юные гении могут настолько увлечься какой-то деятельностью или школьной дисциплиной, что теряют интерес к чему-то другому. 

Проблемы в общении. У одаренных детей иные интересы: им нравятся сложные игры, нестандартные решения, у них более серьезные увлечения, поэтому найти единомышленников среди ровесников получается не всегда. Ребенок с большим удовольствием общается и дружит со взрослыми, но быть лидером во взрослой компании не может. Это приводит к его самоизоляции, уходу в себя.

Повышенная потребность во внимании взрослых

Талантливые малыши – страстные исследователи, которые задают множество вопросов и перетягивают внимание взрослых – родителей, учителей – на себя. Бывает, они пренебрежительно относятся к детям, которые находятся на ступеньку ниже в интеллектуальном развитии

Все это не может не вызывать негативных эмоций и портит отношения с другими ребятами. 

Протестное поведение. Если взрослые постоянно сдерживают гиперактивного и любознательного умника, пытаются подавлять его тягу к открытиям, мешают проявлять лидерские качества, он начинает агрессивно защищаться: бурно реагирует на действия, оценки, высказывания окружающих, вызывающе себя ведет. 

Моторика не успевает за мышлением. У одаренного ребенка гибкое, подвижное, оригинальное мышление, высокая скорость мыслительных процессов. Моторика не успевает за мыслями: думают такие дети быстрее, чем пишут. Результат получается далеким от совершенства – каракули вместо букв, неопрятные тетрадки. Недовольный собой, ребенок может просто отказаться писать. 

Нелюбовь к школе. Школьная программа стандартизирована и рассчитана на среднестатистических учеников. Юным дарованиям становится скучно и неинтересно учиться – все, что объясняют на уроке, они уже знают, а значит, внимательно слушать педагога и выполнять его задания не обязательно. И зачем тогда в школу ходить?

Кто такой одаренный ребенок?

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности.

Некоторые психологи считают, что одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле.

Среди современных концепций одаренности самой популярной может быть названа теория известного американского специалиста в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли. По его мнению, одаренность — это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов:

  • способности выше средних,
  • креативность,
  • включенность в задачу.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: