Общее недоразвитие речи 1 уровня

Уровни общего недоразвития речи у детей: онр 1, 2, 3, 4

Признаки

Малыши с таким диагнозом крайне ограничены в общении. Они пользуются несколькими словами, звукоподражаниями, мимикой и жестами для передачи мысли, выражения просьбы. При этом словоформы сильно искажены, звуки произносятся дефектно, слоги нечетко. Одно слово используется для называния нескольких предметов или действий. Например, бай — это спать, кровать, усталость.

ОНР 1 уровня у ребенка характеризуется еще несколькими признаками:

  • Слова используются в корневой форме, флексии отсутствуют.
  • Нет разницы между единственным и множественным числом.
  • Предлоги не используются.
  • Ребенок не различает род у существительных, глаголов прошедшего времени.
  • Слоговая структура не воспринимается.
  • В домашнем обиходе используется ограниченный набор слов, заученные фразы, которые повторяются многократно.
  • Сложные слова сокращаются до 1-2 слогов.
  • Некоторые дети используют лепетные предложения для выражения мыслей, слова при этом искажены, стыкуются без предлогов, флексий. Например, биби туту (машина уехала), гай мяч (играю в мяч).
  • При составлении рассказа, описания события или картины дошкольники сокращают предложения до одного слова, в лучшем случае двух. » Папа туту. Биби. Дал». Это означает: папа уехал на машине, а я ждал его.
  • Пассивный словарь гораздо богаче активного. Исследователи дефекта утверждают, что дети с ОНР все понимают, а выразить не могут.
  • Понимание речи вне ситуации затруднено. При обращении или просьбе к ребенку требуется изображение события или предмета на картинке.
  • Если ОНР 1 уровня у ребенка обнаруживается в 3-4 года, коррекция проводится грамотно, к 7-8 годам нарушения можно исключить полностью.

Классификация ОНР у пациентов разного возраста

Все клинические проявления данного патологического состояния неоднородны и имеют различную интенсивность. По этому признаку принято выделять следующие формы патологии:

  • неосложненные различными дисфункциями мозговой деятельности, моторики, мышечной регуляции или расстройствами эмоционально-волевой сферы;
  • осложненные формы с развитием нарушений психоневрологического характера;
  • глубокое патологическое ОНР, когда у пациента наблюдаются поражения речевых отделов головного мозга.

В зависимости от степени выраженности тех или иных поражений речевой деятельности принято выделять 4 уровня развития речи у детей с ОНР:

  1. первый уровень или «безречевые дети». Ребенок использует звукоподражание и «лепет», а также сопровождает речь жестикуляцией и мимикой;
  2. второй уровень. В данном случае, кроме «лепета», у ребенка есть очень ограниченный «набор» общепринятых слов, которые он активно использует. Слова могут быть искажены, типично сокращение количества слогов или перестановка их местами, речевые возможности отстают от нормы, соответствующей возрасту ребенка;
  3. третий уровень ОНР. Свободное общение затруднено, но ребенок владеет навыками развернутой речи, использует фразы. Наблюдается нарушение лексического, грамматического и фонетического структурного строения речи. Такие дети свободно говорят только в присутствии такого человека, который мог бы вносить разъяснения в их речь (родители, учителя и воспитатели, знакомые и т.д.);
  4. четвертый уровень ОНР. Звукопроизношение не нарушено, но ребенок путает некоторые звуки в речи, у него отсутствует внятная артикуляция и дикция. Часто дети заменяют одни слова, которые трудно произнести, другими — близкими по смыслу. Имеют место лексические и фонетические ошибки в речи. В основном они касаются склонения, спряжения и согласования слов в предложении.

Симптомы

Дети с ОНР поздно говорят первые слова. Обычно к трем-четырем годам, иногда к пяти. Речь используют редко, неправильно произносят звуки и строят фразы. Окружающие плохо понимают такого ребенка.

Первый уровень. Ребёнок не может произнести многие звуки. Говорит лепетными словами. Дополняет их мимикой и жестами, смысл которых сложно понять вне ситуации. Словарный запас ограничен созвучиями, звукоподражанием и несколькими словами. Не умеет говорить фразами и не понимает значения многих слов.

Второй уровень. Ребенок искажает звуки, заменяет их. Наряду с лепетом и жестами начинает говорить простыми предложениями до трёх слов. Часто неправильно употребляет падежи и согласовывает слова. Сверстники знают заметно больше слов.

Третий уровень. Ребёнок произносит звуки и слоги, допуская ошибки в основном в трудных случаях. Говорит развернутыми фразами, но использует простые предложения, затрудняясь в построении и понимании сложных. Употребляет все части речи, но допускает ошибки в предлогах и согласовании. Неточно называет предметы, а так же ошибается в падежах и ударениях.

Четвертый уровень. Ребёнок произносит с ошибками специфические звуки и сложные слова. Словарь разнообразен, но ребенок испытывает затруднения в понимании редко встречающихся слов, синонимов и пословиц. С трудом излагают логическую цепочку событий. Часто пропускают главное и застревают на деталях, повторяются.

Причины

Этиология ОНР 1 уровня у детей всегда связана с вредоносными воздействиями на организм малыша в дородовый и послеродовый период. На формирование правильной речи, ее развитие согласно возрасту пагубно влияют:

  • Токсикозы у будущей мамы
  • Гипоксия плода во время беременности и в период родов
  • Наличие резус-конфликта плода и матери
  • Травмы головы
  • Недоношенность
  • Инфекции
  • Повреждения ЦНС
  • Энцефалопатия
  • Первичные дефекты: алалия, афазия, дизартрия, ринолалии

У небольшого количества детей ОНР 1 типа становится результатом педагогической запущенности, социальной изоляции, недостатком речевого общения, эмоциональной напряженности в семье.

Лечение и коррекция

На сегодняшний день в логопедии накоплен достаточный опыт в области лечения и коррекции ОНР 3 уровня. Для эффективного устранения подобных нарушений речи у дошкольников педагоги и родители должны поставить перед началом курса занятий конкретные задачи, ориентируясь на те симптомы, которые наблюдаются у ребенка.

Принципы коррекции:

Необходимо обогащать словарный запас дошкольника.

Ребенок должен научиться употреблять причастия, наречия, прилагательные, сложные предлоги.

Устранение аграмматизма.

Нужно уделить внимание соблюдению грамматических норм языка, согласованию слов по числу, падежу, роду. Развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики.

Логопед может использовать рисование, лепку. В процессе таких занятий ребенок подготавливается к письму, активизирует речевые отделы мозга.

Повышение уровня понимания чужой речи.

Педагог может использовать инструкции, чтение, игры

Важно, чтобы ребенок внимательно слушал обращенную к нему речь и реагировал на нее ответами, действием

Развитие внимания, памяти, концентрации.

Детям с речевыми нарушениями сложно концентрироваться, запоминать стихотворения, у них кратковременная память.

Развитие коммуникативных навыков.

Дошкольники с ОНР 3 уровня очень стеснительные, им сложно находить контакт со сверстниками из-за речевого дефекта, страха выражать свои мысли вслух. Уроки направлены на выравнивание самооценки, преодоление фобий и дезадаптации в обществе. Для этих целей лучше всего подходят групповые занятия.

В таблице указан примерный план работы с дошкольником, его можно корректировать и расширять собственными наработками. Рекомендуем логопедам заполнять индивидуальную карту на каждого воспитанника и отмечать в ней результативность коррекционной работы.

Общее недоразвитие речи становится серьезной проблемой для ребенка и родителей в школе, если своевременно не обратиться за помощью к логопеду. Для окончательного исправления дефектов речи такого уровня потребуется 1-2 года, поэтому затягивать с посещением врача в поликлинике, переводом ребенка в спецгруппу ДОУ крайне нежелательно.

Коррекция и профилактика ОНРктика и прогноз ОНР

Прежде всего, стоит заметить, что если больше общаться с ребенком, то ОНР можно если не избежать, то в значительной мере улучшить речь малыша. Логопедическая работа с ребенком очень индивидуальна и должна учитывать не только речевые, но и прочие особенности пациента.

При каждом из уровней ОНР требуется разная коррекция общего недоразвития речи:

  1. при 1 уровне проводят мероприятия, направленные на формирование навыков понимания устной речи и самостоятельного говорения, а также на активацию у ребенка неречевых процессов (памяти, восприятия, внимания и т.д.);
  2. при 2 уровне ОНР ведется активная работа над произношением трудных для ребенка звуков, над пониманием устной речи и активацией навыков говорения. Также для детей с этим уровнем ОНР необходимы занятия по развитию лексико-грамматических навыков;
  3. целью коррекции при 3 уровне ОНР является закрепление имеющихся навыков и приобретение новых: произношение, фонематические навыки, расширение словарного запаса, умение описывать картинки и составлять небольшие связные тексты;
  4. при 4 степени ОНР основная задача логопедической коррекции сводиться к тому, чтобы «подтянуть» речь ребенка к возрастной норме и закрепить имеющиеся навыки.

Характеристика

Дети с ОНР 1 уровня до 2-3 лет почти не отличаются от сверстников по психологическому портрету. Родители не замечают речевых дефектов, списывая лепетание и скомканность фраз на возрастные особенности малыша.

Когда ребенок вынужден социализироваться, выйти из круга семьи, проблема становится более явной. У дошкольника обнаруживаются трудности с общением, по мере взросления тормозятся умственные способности, подготовка к первому классу и обучение в школе проходят с трудом. Если малыш с раннего возраста относится к речевому дефекту критично, то замыкается в себе, может стать агрессивным и нелюдимым. Самостоятельная изоляция от общения усугубляет психологическое состояние ребенка.

Таким образом, дошкольники с 1-м уровнем ОНР могут характеризоваться, с точки зрения психологии, так:

  1. Повышенная тревожность.
  2. Заниженная самооценка.
  3. Остро воспринимают неудачу, хотя стремятся достичь успеха в любом деле.
  4. Выразить гнев, радость, обиду им легче мимикой и жестами, чем длинными высказываниями.
  5. Страдает интерактивная функция при построении общения.
  6. Сосредоточенность взрослых на недостатке речи у малыша усиливает страхи ребенка, поэтому в присутствии незнакомых людей, требовательных педагогов и родителей они напряжены, не могут полноценно уловить содержание учебного материла.
  7. Эмоциональные переживания устойчивы, интенсивны.

Патогенез

Общее недоразвитие речи формируется у детей на фоне других первичных дефектов. Это афазия, алалия, когда у ребенка грубо расстраиваются активная речь, ее понимание. В других случаях ОНР развивается при анатомических пороках речевого аппарата — это ринолалии, дизартрия. При таких дефектах распадается звукопроизношение, слоговой состав, лексика и грамматика речи.

По данным исследователей дошкольники с ОНР отстают от сверстников не только по речевым показателям, но и интеллектуально, физически. Это связано со сроками созревания речи, возможностью познавать новое, социализироваться.

Диагностика

Диагноз ОНР 1 уровня нужно ставить на основе комплексного обследования. Окончательное решение принимает логопед, дефектолог. Для составления точной картины, изучения анамнеза потребуются консультации следующих специалистов:

Невролог: оценивает общее состояний ЦНС.

Педиатр: дает описание общего состояния здоровья ребенка от рождения до данного периода.

Психолог: оценивает сенсорное, моторное и интеллектуальное развитие ребенка.

Заключение врачей узкой специализации изучает логопед, составляет собственную картину состояния речи малыша в процессе беседы с ребенком и родителями. Это работа проводится в несколько этапов:

  1. Заполняется карта развития ребенка со слов родителей, описаний соматического здоровья, составленных педиатром. Логопед знакомится с дошкольником, налаживает контакт.
  2. Изучаются компоненты речи малыша, моторика в процессе беседы, игры.
  3. Уточняются проявления дефекта в динамическом наблюдении. Ребенку задаются вопросы, требующие развернутого ответа, оценивается уровень его любознательности, стремление общаться.
  4. Тщательно обследуются слоговая и звуковая структура слова, связность речи, правильность грамматического строя.

Если у ребенка выявлено общее недоразвитие речи 1 уровня, ему необходимо направление в логопедическую группу детского сада. Справку выдает ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). Заключение о направлении на логопедическую помощь в дошкольном учреждении дается на основе обследований узких специалистов, в том числе и логопеда.

При запущенной стадии ЗПР, ОНР 1-2 уровня можно оформить инвалидность сроком на 1 год и дольше. Нужно пройти ПМПК, ВТЭК (врачебно-трудовая экспертную комиссию). Пособие по инвалидности — хорошее подспорье для оплаты услуг дефектолога и логопеда.

Характеристика детей

Каждое нарушение речи сопровождается небольшими изменениями в личности ребенка. Все части психики работают вместе и сбой одного участка вызывает проблемы в другом.

Чаще всего такие дети начинают говорить поздно – в три года и позже. Их словарь состоит из нескольких простых слов. С точки зрения клинической характеристики, это дошкольники с алалией, задержкой речевого развития и другими патологиями головного мозга. Иногда это следствие соматической слабости организма.

Наблюдаются небольшие проблемы с двигательной сферой. Это плохая координация и ловкость, неконтролируемость скорости. Затруднение вызывает просьба выполнить движения по инструкции.

Характерная особенность нарушения – понимание обращенной речи при отсутствии или недостаточном развитии активной речи. Без специального обучения интерес к общению у дошкольников с ОНР быстро пропадает.

Из-за проблем с речью страдает восприятие, интеллект и воля

Внимание плохо распределяется и обладает низким уровнем развития. Слуховая память отличается бедностью, затруднено запоминание – это выражается в сложности выполнения многоступенчатой инструкции и последовательности выполнения заданий. Характеристика ОНР 2 уровня позволяет точно представить состояние ребенка на конкретный момент времени

Речь становится фразовой, но все еще неправильной в фонетическом и грамматическом оформлении

Характеристика ОНР 2 уровня позволяет точно представить состояние ребенка на конкретный момент времени. Речь становится фразовой, но все еще неправильной в фонетическом и грамматическом оформлении.

Активный словарь расширяется разными частями речи. Дети пытаются использовать словоизменения. Отчетливо слышны проблемы со звукопроизношением, дошкольники не могут отличить схожие по звучанию звуки. Грубо нарушена слоговая структура, нет возможностей для анализа и синтеза.

Нарушения речи могут характеризоваться разными проявлениями. Поэтому требуется детальная диагностика.

Описание уровней ОНР

В зависимости от степени тяжести речевого расстройства, заболевание разделяют на четыре вида. Дети, страдающие этим недугом, начинают выговаривать первые слова достаточно поздно, примерно в 3-4 года. При этом окружающим трудно разобрать, что говорит ребенок. Все это имеет последствия в виде нарушений вербальной деятельности. Они обусловливаются нарушением памяти, снижением умственных способностей и уменьшением интереса к познаванию окружающего мира.

У детей, страдающих от первого уровня ОНР, проявляются следующие симптомы:

  • Сложности с формулировкой предложений. Нередко они состоят из одного слова.
  • Нарушение произношения звуков. Затруднения в их различии.
  • Невнятная речь. Фразы частично заменяются жестами и мимикой.

Вторая степень выявляется следующими признаками:

  1. Плохое запоминание слов. Небольшой запас, в сравнении со сверстниками.
  2. Отсутствие способности осознания различий между числами.
  3. Неправильное употребление падежей и предлогов.
  4. Искаженное произношение звуков.

Симптомы третьего уровня ОНР:

  • Трудности с согласованием разных частей речи.
  • Сложности с формулированием сложных фраз.
  • Несущественные ошибки в произношении.
  • Речь связная, но состоит из простых предложений.

Основные особенности, которые наблюдаются у детей с четвертой формой ОНР:

  1. Затруднения с произношением слов с большим количеством слогов.
  2. Пониженный уровень фонетического восприятия.
  3. Ошибки при словообразовании.
  4. Нарушения в логическом изложении мыслей.

Первый уровень

Ребенок, у которого 1 уровень недоразвития речи, умеет формулировать фразы, а также составлять несложные предложения. Они имеют небольшой словарный запас, половина которого состоит из отдельных звуков.

Предложения нередко состоят из одного-двух слов. У детей наблюдается несвязная речь, как у младенца. Разговор сопровождается чрезмерной жестикуляцией, которую иногда сложно понять. Часто ребенок просто не понимает значения некоторых слов. Тяжело дается воспроизведение звуков. При разговоре отмечается невнятная речь, требуется помощь педагога, логопеда.

Дети с первым уровнем ОНР, часто произносят только первые слога в словах или меняют их местами. Проявляются трудности с распознаванием звуков.

Второй уровень

Помимо несвязной речи, у ребенка со 2 уровнем получается составлять предложения из 2-3 слов. Зачастую, их смысл достаточно примитивен и сводится к описанию действий или окружающих предметов. На этом уровне дети еще не очень хорошо понимают значения слов, поэтому имеют трудности с грамматикой. Они проявляются в неправильном выборе окончания, а также неуместном употреблении предлогов.

Сложным для понимания является даже единственное и множественное число. Звуки все еще произносятся искаженно и нечетко. Ребенку еще трудно находить между ними отличия, поэтому появляются препятствия с соединением их в слова.

Третий уровень

На 3 стадии ОНР стадии дети уже могут разговаривать развернутыми фразами, но все еще только простыми предложениями, потому как сложные вызывают затруднения. Ребенок уже может понимать речь других людей на слух, если она не содержит запутанных словосочетаний.

В сравнении со вторым уровнем, отмечается увеличение лексикона. В разговоре преобладают глаголы и существительные. Прилагательные и наречия используются еще не так часто. При всех перечисленных достижениях присутствуют ошибки в названии предметов. Ребенок еще плохо использует окончания и ударения. Проявляются заметные успехи в произношении звуков. Перестановка слогов встречается уже не так часто.

Четвертый уровень

4 степень ОНР характеризуется большим словарным запасом, хотя еще встречаются незнакомые слова. Остаются трудности в понимании значений антонимов и пословиц. Проблемы также могут возникать с выговариванием труднопроизносимых звуков. Еще существуют затруднения с выражением собственной мысли, а также пересказом увиденных событий. Они проявляются в упущении главного смысла или излишнем внимании к второстепенным деталям.

Симптомы общего недоразвития речи

При ОНР ребенок начинает говорить поздно. Первые слова можно услышать только на 3-4 году, а иногда и еще позже. Характерно понижение активности речи – она малопонятна, неправильно оформлена в фонетическом и грамматическом смысле.

Неполноценная речевая деятельность отрицательно сказывается на других способностях и навыках – внимании, памяти, мыслительных операциях, познавательной деятельности. Пациенты с ОНР часто отличаются плохо развитой моторикой и координацией движений.

Клинические особенности патологии связаны со степенью развития речи. Первый уровень ОНР отличается отсутствием фразовой речи. Дети общаются с помощью лепета и предложений из одного слова, подкрепляя их мимико-жестикулярным языком, который нельзя понять в отдельности.

Для патологии этого уровня характерна резкая ограниченность запаса слов. Обычно прибегают к отдельным обиходными словам и звуковым комплексам, подражают звукам. ОНР отрицательно отражается также на импрессивной речи, поэтому многие слова и грамматические категории ребенку недоступны.

Для патологии 1 уровня характерны также следующие особенности:

  • грубо нарушенный слоговый состав слова – воспроизводится только звукокомплекс из 1-2 слогов;
  • неразборчивое звукопроизношение;
  • невозможность произношения многих звуков (неустойчивость в произношении);
  • зачаточный уровень фонематических процессов – грубое расстройство фонетического слуха, фонематический анализ не доступен.

ОНР 2 уровня также подразумевает использование жестов и лепет, но вкупе с простыми предложениями в 2-3 слова. Наблюдаются также следующие особенности:

  • бедность и однотипность высказываний;
  • качественный и количественный состав словаря отклонен от нормы – непонятны значения многих слов, на фоне чего происходит их замена доступными словами;
  • проблемы с грамматическим строем речи – неправильное применение падежей, предлогов, грамматических чисел, затруднения с согласованием основных грамматических категорий;
  • многочисленные искажения в произношении звуков, замены и смешения фонем;
  • выраженное нарушение способности восприятия звукового состава слов;
  • недоступность звукового анализа и синтеза.

Для ОНР 3 уровня характерна развернутость фразовой речи, но сложные предложения строятся с трудом, потому они мало применяются. Выделяют также следующие особенности:

  • сложные грамматические формы и логические связи понимаются и усваиваются трудно;
  • словарный запас достаточно объемный – используется большинство частей речи, но предпочтение отдается существительным и глаголам;
  • предметы называются неточно;
  • грамматический строй речи ошибочен – это затрагивает предлоги, окончания в соответствии с падежом, ударения, согласованность частей речи;
  • нарушение (менее выражено) произношения звуков и восприятия звуковой структуры слова.

ОНР 4 уровня характеризуется специфическими проблемами в произношении звуков и повторении слов, имеющих сложную слоговую структуру. Такая степень патологии выражается и другими особенностями:

  • низкий уровень восприятия звуковой структуры слов;
  • ошибки при образовании и изменении слов;
  • достаточно богатый запас слов, но знание и понимание значений некоторых из них отсутствует;
  • затруднено построение логической цепочки событий – пропуск главных моментов, повтор уже сказанного, остановка на второстепенных элементах.

Характеристику патологии и описание симптоматики каждого ее уровня дает логопед Светлана Зябликова:

Определение

Общее недоразвитие речи 1 уровня — тяжелая форма речевого дефекта, характерно для «безречевых» детей с нормальным уровнем интеллекта и здоровым слухом. У такого ребенка наблюдаются нарушения всех компонентов языковой системы, при этом несоблюдение языковых норм очень грубое. Дети с ОНР 1 уровня нарушают правила фонетики, грамматики, лексики, фонематики. У них несвязная речь, похожая на лепет, или она почти отсутствует. Данное заболевание может быть обнаружено и диагностировано с 3-4 лет.

Термин «общее недоразвитие речи» (ОНР) был введен в науку советским педагогом, психологом, научным сотрудником института дефектологии РСФСР, НИИ дефектологии — Розой Евгеньевной Левиной.

Ею была разработана концепция общего недоразвития речи в 1960-х годах — это стало главной заслугой Р. Е. Левиной в науке и педагогике, на основе этого труда она защитила докторскую диссертацию.

После длительного исследования младших дошкольников, Левина пришла к выводу, что именно недоразвития речи часто приводят к неуспеваемости в школе. Разработала методику коррекционной работы при ОНР 1-3 уровня, провела ее апробацию на практике и доказала эффективность.

Симптомы

Симптоматика ОНР 3 уровня включает в себя множество речевых недочетов. Обычно у ребенка дошкольного и младшего школьного возраста наблюдаются следующие признаки логопедического расстройства:

  1. Есть развернутая фразовая речь, но она сопровождается фонетическим, лексическим, грамматическим, фонематическим недоразвитием. “Мама одел красивый фартук. Мне подарили кукла. На стол стоит белый цветы. Мама чистит посуду (нужно моет)”.
  2. Ошибки в дифференциации звуков. Чаще дети заменяют или путают свистящие, сонорные, шипящие, аффрикаты.
  3. Неправильное произнесение “проблемных” звуков наблюдается в словах и слогах, изолировано дети проговаривают их без дефектов.
  4. Редуцирование многосложных слов.
  5. Сокращение стечения согласных. “Транспорт-транпорт, экскаватор – экаватор”.
  6. Преобладание в речи глаголов, существительных. На втором месте по количеству остаются имена прилагательные, местоимения. Наречия, причастия почти не используются.
  7. Сложности в словообразовании, подборе однокоренных слов. Ребенку трудно прибавить уменьшительно-ласкательные суффиксы, играть в игру “Большой-маленький”, то есть выполнять задания по изменению слов: огурец-огурчик, дом-домик.
  8. В речи почти отсутствуют сложные синтаксические конструкции. Ребенок предпочитает выражать мысль 3-4 словами.
  9. Аграмматизм: ошибки в согласовании прилагательного, глагола с существительным по падежу, числу. “Большая мяч, моя кот, пришла папа…”.
  10. Затруднение в понимании и самостоятельном употреблении предлогов.
  11. Ребенок хорошо составляет рассказ по вопросам, но затрудняется в пересказе текстов с большим количеством описаний.
  12. Замена общих понятий частными, например, воробей – птичка. И наоборот, когда ребенок общим называют множество предметов: бибика — это машина, автобус, самосвал и другие автомобили.

Дошкольники способны хорошо понимать словесные инструкции. Пассивный словарный запас шире активного. Кроме речевых нарушений у детей с ОНР III уровня наблюдаются сложности с развитием мелкой, крупной моторики, ослабленная мускулатура мимических мышц, языка.

Характеристика особенностей развития патологии

Все дети с недоразвитием речи начинают говорить достаточно поздно, не раньше, чем в 3-4 года. Речь малопонятна, неправильно оформлена — как с точки зрения лексики, так и фонетики и грамматики

Вследствие того, что нарушена вербальная деятельность ребенка, у него могут наблюдаться нарушения памяти, умственной деятельности, а также отсутствуют познавательный интерес и внимание

Для детей с ОНР 1 уровня характерна достаточно упрощенная речь. Часто они используют «лепет» вместо слов или отдельные слова, которые не понятны вне ситуации. Такие дети сильно жестикулируют, пытаются передать смысл своих высказываний через язык мимики и жестов. Словарный запас ребенка с данным уровнем ОНР очень беден и состоит из отдельных звуков или их сочетаний, лепета и ограниченного количества обиходных слов, которые могут быть сильно искажены. Дети не в состоянии понять смысл многих слов и грамматических оборотов. Многие звуки не доступны для произношения, нарушен фонематический слух, то есть ребенок не различает звуки. Артикуляция нечеткая, а произношения звуков носит очень непостоянный характер.

При нарушениях речи 2 уровня, кроме лепета и жестов, дети способны воспроизводить достаточно простые предложения, состоящие максимум из трех коротких слов. Высказывания носят ситуативный характер, однотипные и достаточно бедные по своему содержанию. Словарный запас такого ребенка сильно отстает от лексического запаса его сверстников и возрастной нормы, дети не знают и не понимают значения многих слов. Более того, грамматический строй речи также значительно нарушен. Ребенок не понимает разницы между единственным и множественным числом, не умеет изменять слова по числам и падежам, неправильно употребляет предлоги и т.д. Такие дети абсолютно не готовы к звуковому анализу.

У детей с диагностированным 3 уровнем общего недоразвития речи присутствует фразовая речь. Это означает, что они достаточно сносно могут построить небольшое связное предложение, состоящее из 2-3 недлинных слов, но затрудняются составлять более длинные и сложные предложения. Такие дети хорошо пользуются глаголами и существительными, но трудно усваивают наречия и прилагательные, нередко путают названия предметов или заменяют одни глаголы другими. Нередко они путают окончания и неправильно или неуместно употребляют предлоги. Еще одна характерная особенность — сложность построения причинно-следственных связей, а также связей временных и пространственных. Фонетический склад речи у детей с данной формой нарушений тоже нарушен, но в несколько меньшей степени, чем при нарушениях 1 и 2 уровней.

У детей с 4 уровнем ОНР словарный запас достаточно богат и разнообразен, они способны воспроизводить не только большие и сложные по структуре предложения, но и пересказывать небольшие рассказы. Правда при этом они часто теряют суть и основную мысль изложения и «зацикливаются» на незначительных деталях. В некоторых клинических случаях дети с данным уровнем ОНР путают отдельные звуки или испытывают определенные затруднения при словообразовании, а также имеют достаточно невысокий уровень фонетического восприятия.

Хотя все уровни общего недоразвития речи имеют свои особенности, каждое из этих состояний требует своевременной диагностики и, в той или иной степени, поддается коррекции.

Диагностические мероприятия

Начинается исследование с ознакомления с заключением докторов узкой специализации:

  • педиатра;
  • отоларинголога;
  • психиатра;
  • невролога;
  • окулиста.

Проводится собеседование с родителями для выяснения специфики развития речевых навыков в раннем возрасте. Диагностика артикуляции заключается в определении уровня формирования лексических, грамматических и фонетических элементов языка. Исследуется:

  • степень связности речи: умение составить описание по картинке, пересказать услышанное, рассказать о себе, своей семье;
  • степень развития грамматических составляющих: правильность согласования членов предложения, изменение по падежам, правильность употребления времен глаголов, построение развернутого предложения;
  • объем лексического словаря, умение дифференцировать слова с предметом или действием, которые оно означает.

Дальнейшие диагностические мероприятия включают обследование фонетической составляющей языка:

  • структура и функционирование речевого аппарата;
  • произношения фонем;
  • восприятие слогов и их количества;
  • способность к звукоанализу и звукопроизношению.

Проверяется слухоречевая память, правильность формирования психических процессов. По результатам обследования вербальных и невербальных процессов составляется логопедическое заключение, в котором обозначается стадия речевого развития ребенка, клиническая форма выявленного расстройства, сопутствующее заболевание.

В соответствии с тяжестью диагностированного нарушения логопед дает рекомендации, как его исправлять. Рекомендуется направлять:

  • Детей с ОНР 1 и 2 уровня в специализированные дошкольные заведения для пациентов с ТНР (тяжелыми речевыми нарушениями), предполагающими присоединение таких диагнозов, как афазия, алалия, заикание, дизартрия.
  • С ОНР 3-4 уровня в логопедические группы, направленные на коррекцию речевых нарушений, в обычных детских садах.
  • При наличии 3 уровня ОНР и заикания – в специализированный детский сад с ТНР или в логопедическую группу по коррекции заикания.

Сегодня вследствие дефицита мест в специализированных дошкольных учреждениях для ТНР в обычных садах создаются комбинированные логопедические группы, в которые направляют детей с ФФНР, алалией, заиканием, дизартрией, аутизмом и разными степенями ОНР. Однако коррекционная работа с разными речевыми расстройствами требует применения специализированных техник, упражнений и методик. Поэтому общая групповая работа в подобных группах оказывается малоэффективной.

Когда стоить начать беспокоиться?

Как мы уже отметили выше, причин того, что развитие речи малыша отстает множество. Во-первых, будьте внимательны к развитию речи своего малыша. Если идет задержка самых первых элементов речи (гуление, лепет, появление первых слов) обязательно получите консультацию невролога. Врач может предложить дополнительные исследования мозга и его кровоснабжения, чтобы исключить или вовремя скорректировать проблемы отставания формирования речи. Но это в идеале, на самом деле так бывает не всегда, очень часто при первых признаках проблемы врачи могут сказать что-то типа «ничего страшного, это все индивидуально» или «до трех лет может вообще ничего не говорить, ждите». А время идет и, как правило, начало говорения после двух лет выливается в серьезные проблемы в будущем. Среди них и общее недоразвитие речи в дошкольном возрасте, и сложности освоения письма, чтения в школе.

Во-вторых, это также физиологические проблемы, которые не всегда выявляются вовремя. Это снижение слуха из-за, которого ребенок не может правильно расслышать, что говорят окружающие, и всевозможные патологии органов речи, не позволяющие верно воспроизводить слова. Как правило, они обнаруживаются на приеме у лора или логопеда

Взрослым стоит обратить внимание, если ребенок часто переспрашивает или путает похожие звуки. В любом случае, если вы заметили, что ваш малыш говорит хуже большинства своих сверстников, нужно как можно быстрее обратиться к специалисту

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: