Последовательное развитие мышления у дошкольников

Особенности развития мышления в дошкольном возрасте

Особенности мышления дошкольников

Психологи выделяют три вида мышления, характерного для детей дошкольного возраста:

1. Наглядно-действенное. Предполагает изучение предмета при непосредственном взаимодействии с ним. Оно развивается у ребенка самым первым, уже к 2-3 годам. Мышление в этом возрасте строится по принципу: «действие — наблюдение за результатами — попытка понять, что происходит». Малыш еще не размышляет и практически не обращается к предыдущему опыту.

2. Наглядно-образное. Проявляется с 3-6 лет. Здесь уже важную роль играет приобретенный ранее опыт. В этом возрасте ребенку необязательно совершать определенные действия, если он знает их результат. Он может представить себе знакомый предмет (его образ) и даже совершать с ним мысленно определенные действия с помощью воспоминаний и воображения.

К примеру, малышу 2 лет, чтобы «покормить» куклу, нужны и кукла, и ложка, а в 5 лет ребенок спокойно оперирует невидимой ложкой, ведя активный диалог с куклой, которая тоже порой существует только в его воображении.

3. Словесно-логическое. Характерно для детей старшего дошкольного возраста. Это наиболее развитый этап мышления. Здесь в процесс познания вовлекаются не только действия и образы — ребенок задействует мыслительные операции, рассуждает. На этой стадии мышления активно используется речь.

Безусловно, и в этом возрасте наглядный материал имеет большое значение, но ребенок уже способен анализировать ситуацию, прогнозировать ее развитие на основе прежнего опыта, обобщать, делать выводы. Говорят, что в возрасте 5-7 лет у ребенка «включается логика».

«Логика» в буквальном переводе с греческого языка означает «наука о правильном мышлении» или «способность к рассуждению». То есть для того, чтобы развить логического мышление у дошкольника, нужно научить его правильно думать, рассуждать.

При этом необходимо помнить, что логическое мышление у ребенка должно опираться на определённый уровень знаний

Поэтому важно не только развивать мыслительный аппарат ребенка, но и обеспечить его информацией об окружающем мире

Консультация с родителями

Для того чтобы увеличить эффективность обучения, педагогу рекомендуется несколько раз за год проводить комплексные собрания с родителями дошкольников, на которых освещаются их достижения, выводы экспериментов, а также другие немаловажные аспекты.

Каждому из родителей воспитатель должен сообщить основные задачи и цели постановки экспериментов и исследований, что позволит им понять значимость и важность такого развития для ребенка. Подобные опыты лучше всего ставить и в домашних условиях, что значительно укрепит знания дошкольника

Опытно-экспериментальный вид деятельности дошкольников старшей группы может поддерживаться при помощи использования следующих задач:

  • мотивирование ребенка при помощи личного примера, что способствует повышению авторитетности родителя;
  • проявление настоящей заинтересованности к занятиям в ДОУ, что характеризуется частыми вопросами у ребенка по поводу упражнений, полученных знаний и методике проведения опытов;
  • стимулирование любознательности дошкольника при помощи создания экспериментов в домашних условиях.

В рамках консультирования, педагог должен представить родителям наиболее эффективные или популярные тематики для проведения домашних экспериментов и исследований, включая прогулки на свежем воздухе.

Также родителю необходимо указать на важность закрепления навыков посредством диалога или принятия совместных решений, а также при помощи конспектирования получаемых результатов. При этом ребенок должен сам выбирать, как именно ему следует визуализировать проведение опыта

Игры-эксперименты

Эксперименты можно проводить, как часть игры, представляя, что малыши сами являются частью эксперимента, или, на примере проводимого эксперимента, представить определённые взаимодействия в живой природе.

Например, опыт с двумя лампочками и батарейкой. На этом поставленном опыте объяснить необходимость отдыха для человека. Одна лампочка постоянно подключена к батарейке, другую периодически отключают от напряжения. Ребёнку предложить представить, что лампочка, это организм человека, провода — мышцы. Первая лампочка со временем перегорает, вторая продолжает работать. Выводы: человеку надо периодически отдыхать, чтобы не перегореть, как первая лампочка.

Как развить логическое мышление другим способом

Попробуйте ввести дневник, или займитесь стихосложением, или попробуйте в письменном виде рассказать о чем-то

Неважно, рассказ получится, или заметка, или зарисовка, или стихотворение (белый стих тоже приветствуется!). Почему это работает? Потому, что логическое мышление неразрывно связано с речью, и реализуется в основном в форме знаков и понятий. Почему это работает? Потому, что логическое мышление неразрывно связано с речью, и реализуется в основном в форме знаков и понятий

Почему это работает? Потому, что логическое мышление неразрывно связано с речью, и реализуется в основном в форме знаков и понятий.

Что делать, если творчество – «не ваш конёк»?

Во-первых, стоит всё-таки попробовать, а если не хочется даже пробовать, можно пойти и по другому пути. Для этого назовите наугад три любых объекта, например: слон, стул, веер. А теперь придумайте предложение, в котором логически можно уместить все три выбранных объекта. Например:

На стуле стояла тарелка с нарезанными фруктами, а Тимка сидел на ковре, смотрел мультик про слона, жевал ломтик яблока и помахивал бабушкиным веером.

Или проявите фантазию, сочетая в предложении слова молоток, рыба, гейзер. Например, так: «Зашвырнул дед молоток в гейзер, а из глубины на самую верхушку фонтана взлетела самая настоящая рыба, да не простая, а золотая, и погрозила деду плавником.»

Как развивать мышление дошкольника

Развитие мышления идёт через игру, так как это ведущий вид деятельности. Обыграть можно всё. С педагогической точки зрения следует развивать в разных направлениях. Больше вовлекайте ребёнка в работу по дому.

Ознакомьтесь с таблицей, в ней размещены основные типы упражнений для развития мышления у детей, на которые мы делаем акцент в своих занятиях.

Виды занятий Описание
Задание на развитие памяти Запоминание элементов изображений, последовательность деталей и прочее
Логические упражнения Найти то, чего недостает, определение закономерности, используя анализ, сравнение, рассуждение
Задачи на классификацию Сортировка, группирование по признакам и подобное
Упражнения на концентрацию внимания Нахождение одинаковых свойств, различия между предметами, изображениями и т.п.
Задания на развитие пространственного восприятия Развитие визуализации, пространственного расположения, решение ребусов и головоломок
Упражнение на развитие аналитических способностей Поиск деталей, лишнего или не соответствующего действительности
Задачи на формирование стратегического подхода Продумывание целой цепочки действий. Анализ последовательностей и результатов

Экспериментирование в старшей группе

Система преподавания в ДОУ постоянно стремится к улучшениям. На сегодняшний день мало просто давать детям информацию, от воспитателей (согласно требованиям ФГОС) требуется создавать ситуации, которые будут побуждать дошкольников к активной познавательной деятельности, проводить самоанализ.

Полезно наблюдение за животными

К сведению! Занятия с детьми, основанные на проведении опытов, способствуют перспективному развитию таких качеств малышей, как пытливость ума, любознательность, логику, знакомят их с процессами, происходящими в живой природе и их причинно-следственными связями.

Проведение экспериментов детьми помогает им развивать:

  • самостоятельность;
  • наблюдательность;
  • умения сотрудничать со сверстниками;
  • анализировать полученные результаты.

Поэтому основная задача воспитателя — поддерживать и развивать такой интерес воспитанников.

Эксперименты в ДОУ развивают

Формы и организация познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

В самой природе человека заложено любопытство, тяга к познанию нового. В детском возрасте это стремление проявляется наиболее сильно, и задача воспитателя — организовать этот процесс, сделать его управляемым, чтобы достичь наилучших результатов.

Формы организации познавательно-исследовательской деятельности могут быть любыми, главное, чтобы они увлекали детей, пробуждали в них интерес и активность.

К сведению! Ребёнок наиболее эффективно воспринимает информацию, если она подаётся ему в игровой форме, поэтому наиболее естественная форма занятия — сюжетно-ролевая игра.

Во время прогулок с детьми весной или зимой можно организовать рассматривание конкретных объектов живой природы и наблюдение за природными явлениями. Либо отправиться на экскурсию в декабре-феврале, где наглядным пособием будет сам окружающий мир. При этом необходимо иметь в виду, что эффект от таких занятий будет только при чётко сформулированной теме занятия: наблюдение за конкретными природными явлениями (плесень на старом дереве), растениями (первые цветы в марте), животным миром (бабочки, жуки). Чем конкретней будет предмет исследования, тем лучший результат будет получен.

Впоследствии, после прогулок или экскурсии, нужно провести беседу, в течение которой обсудить с подопечными полученные данные, проанализировать их, соотнести с целью.

Дети 5-7 лет уже вполне подготовлены к практической деятельности, поэтому им можно предложить конструирование модели или проведение экспериментов. При такой организации занятия, дети вполне способны самостоятельно заниматься решением поставленной задачи, но при этом у них должна быть возможность обратиться к воспитателю за советом или поддержкой.

Проведение опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе можно организовать в:

  • Коллективной форме, когда дети сообща решают поставленную задачу.
  • Подгрупповой форме, в этом случае дети разделяются на группы и решают разные аспекты одной большой проблемы. По достижению определённых результатов, они обмениваются полученной информацией, анализируют её.
  • Индивидуальной форме, когда каждый дошкольник решает собственную конкретную задачу.

Важно! Воспитатель должен хорошо знать своих воспитанников, их характер, особенности, способности и ставить перед ними задачи, с которыми они могут справиться. Только в этом случае от занятий будет результат

Ещё одной формой познавательно-исследовательской деятельности, которая наилучшим образом подходит для старшей группы ДОУ, является открытая эвристическая беседа. Речь и мышление дошкольника 5-7 лет уже довольно развиты для такого формата занятия.

В последнее время в детских садах набирает популярность такой вид познавательной деятельности, как теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). В отличие от эвристической беседы, формат ТРИЗ предполагает применение мозгового штурма для поискового решения поставленной задачи. Такие занятия стимулируют развитие воображения у ребёнка, коммуникативных навыков, способности анализировать информацию и выделять причинно-следственные связи.

Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей

Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста

Мышление ребенка в возрасте 5-6 лет находится «в плену» его житейского опыта: он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает: выделение существенных признаков предмета; синтезирование различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них и т. д.

Рекомендации родителям

· Развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности.

· Учить составлять группу из отдельных предметов.

· Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.

· Учит классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.

· Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.

· Учить сравнивать предметы.

· Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.

· Развивать быстроту мышления через дидактические игры.

· Побуждать делать самостоятельные выводы.

· Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.

· Создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.

· Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т. д.).

· Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.

· Учить устанавливать причинно-следственные связи.

· Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.

· Учить выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.

· Способствовать переходу к решению задач в уме.

Игры и упражнения для развития мышления.

· «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.

· «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.

· «Найти лишний предмет», «Найти в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.

· «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.

· «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый – легкий», «сильный – слабый», «твердый – мягкий» и др.

Организация опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

Такая техника характеризуется внедрением практически во всех случаях работы воспитателя, от прогулок и внеклассовых занятий, до определенного досуга исходя из тематики беседы.

Подобный процесс исследования значительно повышает общую мотивацию учащихся, потому как в этом случае присутствует научная методология, — дошкольники испытывают яркие и положительные эмоции, которые развиваются вследствие ощущения собственной значимости и ответственности в рамках определенной работы.

Помимо этого, дошкольник с энтузиазмом ожидает видимый результат от собственной работы, пытается получить больший объем информации и опыта от педагога и окружающего мира.

Роль мыслительных операций в развитии мышления у детей

Упражнения и игры на развитие мышления у детей дошкольного возраста

Чтобы мышление активно развивалось, нужно постоянно с ребенком заниматься. В помощь родителям и воспитателям будут дидактические, познавательно-развлекательные занятия, экскурсии, встречи со специалистами, а также обычные игры с детьми.

Развитие образного мышления у дошкольника

Для развития образного мышления подойдут игры, где будут задействованы «серые клеточки». К примеру, взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку, на которой изображены различные предметы, однако всех их можно назвать одним словом. Это могут быть предметы посуды, различные животные, предметы одежды, мебели, транспорт.

Другой хороший вариант – пазлы

Чтобы собрать картинку из множества элементов, нужно представить ее целой, уделять внимание отдельным деталям, искать общее на иллюстрации, чтобы получить целостность изображения

Можно предложить сыграть в игру «Все по полочкам». В этой игре из кучи совершенно разных предметов нужно находить только те, которые соответствуют конкретным признакам.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста

Для развития логического мышления помогут как устные игры, так и с использованием наглядных материалов.

Хороши такие устные игры как:

«Сочиняем сказку»

В этой игре взрослый начинает сказку, а задача ребенка ее закончить.

«Да и нет»

Игра с наводящими вопросами, на которые второй игрок дает ответ: «Да» или «Нет». Задача – в итоге отгадать задуманный первым игроком предмет.

«Ассоциация»

В этом упражнении предлагается подобрать слова по ассоциации: Платье – лето, шуба… (зима);

белка – дупло, медведь… (берлога) и т.д.

С использованием наглядных материалов:

  • Составлять фигуры из счетных палочек.
  • Играть в «лабиринт» на картинке, помогая персонажу пройти путь.
  • По иллюстрациям придумывать историю.

Развитие творческого мышления

Творческое мышление невозможно без воображения и умения ребенка оперировать образами. Можно предложить ребенку следующие игры и упражнения:

  • найти в кляксе знакомые образы,
  • из нескольких разных деталей создать какой-либо предмет,
  • на разных картинках находить одни и те же признаки,
  • угадать, что за предмет, по устному описанию.
  • рисовать с помощью нетрадиционного рисования.

Развитие пространственного мышления

Для того, чтобы ребенок мог ориентироваться в окружающем мире, нужно развивать пространственные навыки. Для этого подойдут игры:

  • со спичками, когда нужно из созданных фигур построить новые,
  • с чертежами, когда ребенку предлагается, например, поиграть в пирата и найти клад, следуя плану,
  • упражнение «Дальше — ближе», когда ребенку предлагается передвигать предметы на близкое и дальнее расстояние по просьбе родителя или воспитателя,
  • с закрытыми глазами, следуя указаниям педагога, нужно прочертить линию на листе бумаги.

Мышление у детей дошкольного возраста

Психологи детского сада Хорошколы рассказали про три основных вида мышления, которые последовательно друг за другом развиваются у детей.

1. Первым развивается наглядно-действенное мышление (от 6-7 месяцев до 3 лет).

Для его развития, как правило, не требуется проводить каких-либо дополнительных занятий. Оно формируется самостоятельно, когда ребёнок исследует мир вокруг себя.

Ребёнок «мыслит руками», исследуя свойства каждого предмета.

На этом этапе основная задача родителей – не мешать стремлению маленького исследователя опробовать все своими руками, несмотря на то что в процессе своих действий малыш может что-то сломать, разбить, повредить

Поэтому важно поощрять его желание познавать, при этом не забывая о мерах безопасности

Хорошо помогают развивать такой тип мышления: сортеры, конструкторы, наборы для прикладной деятельности, занятия с разными материалами: сыпучим песком, крупами, водой, снегом.

2. Следующим формируется наглядно-образное мышление (от 4 до 7 лет).

К изучению мира руками добавляется система образов, запечатленных в памяти. Это означает, что ребёнок может наглядно воспроизвести уже знакомый ему предмет.

Именно этот вид мышления помогает активизировать творческий потенциал. Тот, у кого образное мышление находится на более высоком уровне, способен мыслить быстрее.

  • Игра «На что похоже?» (изображение, фигура, лужа, облако и т. д.); Дорисовывание целого предмета из половины или части; Игры, в которых нужно ориентироваться на образец; Пазлы/разрезные картинки; Упражнение на поиск закономерности: «Продолжи ряд», «Найди недостающий элемент» и т. д.; Лабиринты; «Нелепицы».

3. Словесно-логическое мышление начинает формироваться в 5-7 лет и продолжает свое развитие уже в начальной школе.

Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений.

К средствам словесно-логического мышления относятся мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстракция.

Словесно-логическое мышление является сложной высшей формой мышления, и поэтому к его развитию нужно подходить комплексно, не забывая про каждую мыслительную операцию.

  • Исключение предметов, понятий (напр., «Четвертый лишний»); Понимание переносного смысла пословиц, поговорок, метафор; Систематизация слов, изображений по определенному признаку; Обобщение предметов — «Назови одним словом»; Задачи на сравнение: «Что общего, чем отличается?»; Работа с антонимами («Скажи наоборот», «Найди противоположность»); Вербальные аналогии и ассоциации; Установление закономерности в ряду событий и явлений; Установление последовательности событий и составление рассказов по серии картин; Составление целого из частей; Составление фигур и изображений по образцу; Сравнение пар слов, предметов, явлений; Поиск отличий в изображениях; Классификации предметов по нескольким признакам; Узнавание предметов по заданным признакам.

Развивайте все эти виды мышления в свое время, и тогда ребёнок будет развиваться гармонично, без лишней нагрузки на нервную систему.

Ошибки родителей

Современные родители стремятся загрузить ребенка большим количеством дополнительных занятий. У детей практически нет свободного времени, они не могут заняться тем, что им нравится, задуматься, чего они хотят. А ведь, чтобы стать успешным стратегом, добивающемся своих целей, с ранних лет нужно задавать себе вопросы: что будет со мной через год, два? Отказ от каких привычек изменит мою жизнь к лучшему? Но сегодня маленькие люди привыкают жить так, как говорят взрослые, реализуя программы родителей. Они не учатся планировать самостоятельно, разрабатывать свои собственные программы, принимать решения. Меняющийся темп жизни оставляет им все меньше шансов быть внимательным и вдумчивым, а значит, и стратегические задачи решать сложней. Такие мальчики и девочки вырастают в неорганизованных, растерянных взрослых. Выполняя одновременно несколько дел, им сложно будет даже задать себе вопрос: зачем я это делаю, какова моя конечная цель. Усугубляется ситуация тем, что занятые родители, все меньше разговаривают с детьми. Мам, пап и бабушек со сказками и прибаутками заменяют телефоны и планшеты. Из-за недостатка подвижных игр во дворе нарушается межполушарное взаимодействие, в частности пространственная ориентация, за которую отвечает правое полушарие, и упорядочивание информации в пространственно-временном контексте, подчиняющееся левой части головного мозга. Вообще, значимость подвижных игр для развития ребенка сложно переоценить. Например, играя в прятки, участнику необходимо быстро проанализировать все доступные укромные места; затаиться и проявить самоконтроль; выбрать подходящее время, чтобы выбежать из укрытия и преодолеть расстояние до конкретного места, то есть спрогнозировать результат своих действий. В сюжетно-ролевых играх, представляя себя какими-то персонажами, дети полностью отвечают, за то, как сложатся события – тут не обойтись без креативности и умения взаимодействовать с окружением.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: