Где педагогу научиться работать с детьми с ОВЗ
Чтобы обучать детей в обеих системах образования, несмотря на отличия инклюзивного обучения от интегрированного, педагогу необходимы курсы повышения квалификации. Сегодня можно пройти курсы коррекционной педагогики сравнительно быстро — максимальный срок обучения по дистанционным программам 144 часа.
Курсы, выбранные нашей командой экспертов
Перейти в каталог
Национальная академия современных технологий
Дистанционная
Теория и методика преподавания истории, дистанционная программа обучения
502 часа
20 800 ₽
Узнать больше
ООО «АДО»
Дистанционная
Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования
250 часов
8 000 ₽
4 000 ₽
Узнать больше
Национальный социально-педагогический колледж
Дистанционная
Специальное дошкольное образование + Педагог по работе с детьми с нарушениями речи
4644 часа
22 000 ₽
Узнать больше
Учебный центр «Академия»
Заочная
Инклюзивное образование детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях
126 часов
3 000 ₽
Узнать больше
На таких курсах педагоги учатся приемам по воспитанию детей с ОВЗ, методике вовлечения учеников в образовательный процесс, основам конфликтологии и другим дисциплинам. После курсов педагог получает удостоверение установленного образца, которое позволяет работать коррекционным педагогом в общеобразовательных школах и других учебных заведениях.
Особенности интегрированного обучения
При интегрированном обучении школьник учится в обычном общеобразовательном классе и старается освоить школьную программу. В этом ему помогают педагоги:
- проводят персональное обучение;
- организуют дополнительные занятия;
- поддерживают на разных этапах подготовки.
При этом в школе не всегда создаются условия для детей с ОВЗ, особенностями развития или инвалидностью. Например, в классах нет специального оборудования или выделенных зон для работы и отдыха. При такой модели ребенок с особенностями развития включается в общую систему обучения и старается ее догнать. В этом основное отличие интеграции от инклюзии в образовании.
Плюсы инклюзивного образования
Расширение социального круга
Инклюзивное образование играет ключевую роль в расширении круга общения всех учеников. Этот подход способствует не только улучшению успеваемости, но и развитию социальных навыков. В инклюзивной среде дети взаимодействуют с разнообразными учебными партнерами, что способствует формированию толерантности, понимания и уважения к различиям.
Социализация
Участие в инклюзивной среде обучения является ключевым моментом в формировании социальных навыков у детей. В такой среде они учатся взаимодействовать с различными людьми и адаптироваться к различным социальным ситуациям
Это важно для их будущего успеха в обществе, поскольку социальные навыки играют решающую роль в повседневной жизни
Расширение перспектив
Инклюзивное образование предоставляет всем детям доступ к общим учебным ресурсам и опыту, что открывает перед ними больше возможностей для личностного и профессионального роста. Они имеют возможность учиться наравне со сверстниками и развивать свои способности в полной мере.
Укрепление уверенности в себе
Для детей с особыми потребностями включение в инклюзивную среду обучения является важным фактором формирования уверенности в себе. Видя себя как равных участников образовательного процесса, они развивают положительное самовосприятие и убеждение в своих способностях.
Продвижение толерантности
Инклюзивное образование способствует формированию у детей уважения и понимания различий между людьми. Это помогает создать общество, где ценятся индивидуальные различия и где каждый человек чувствует себя принятым и уважаемым.
Сложности для педагогов
Несмотря на разницу интеграции и инклюзии, педагогам одинаково непросто работать с детьми в смешанных классах. Педагогу требуется искать разный подход к группам детей и стараться избегать конфликтных ситуаций. Чаще всего учителям предстоит решить несколько вопросов:
- чему обучать школьников;
- как выстроить процесс обучения;
- как проверять знания, которые освоили ученики.
Чтобы достичь поставленных целей, независимо от сходств и отличий интеграции и инклюзии, педагоги могут применять альтернативные методы обучения и проверки знаний. Например, использовать не только письменные экзамены, но и тестирования с применением жестов, карточек и других наглядных пособий
Важно следить за распорядком дня, чтобы дети не переутомлялись. Тогда можно свести к минимуму нежелательное поведение.
Зачем включать детей с ОВЗ в общеобразовательный процесс
- включение в образовательную среду наравне со всеми детьми;
- свободу от дискриминации в сфере образования.
Чтобы реализовать эти права, в общеобразовательных школах создали условия для обучения детей с ОВЗ:
- запустили программы социально-психологической помощи;
- создали условия для разработки персональных учебных планов в рамках школьной программы.
Эти меры позволяют детям с инвалидностью учиться в обычных школах и не замыкаться в малой группе, а значит, иметь равные возможности с другими детьми в своей возрастной категории.
Процесс обучения может быть интегрированным и инклюзивным. Оба этих термина означают, что ребенок с ОВЗ будет учиться в обычной общеобразовательной школе, несмотря на разницу в развитии. Однако процесс обучения будет выстроен по-разному. Сейчас расскажем, что такое интегрированное обучение и чем отличается от инклюзивного.
Особенности инклюзивного обучения
При инклюзивном обучении для детей с ОВЗ создают более подходящие условия: оборудуют классы, используют специальные дидактические материалы и обозначения, кроме того, ребенка сопровождает тьютор, который помогает с обучением. Однако меру различий между детьми и необходимость особых условий и персонального сопровождения определяет комиссия медиков и психологов. Для этого они общаются с ребенком и дают ему персональную характеристику.
Чем отличается инклюзивное обучение от интегрированного, так это необязательным освоением школьной программы. Школьник с ОВЗ чаще всего учится по особой программе, которая отличается от массовой. Учебные планы для таких детей составляют персонально.
Инклюзия и интеграция: сходства и отличия
Дадим сравнительную характеристику инклюзивного и интегрированного обучения.
Инклюзивное обучение | Интегрированное обучение |
|
|