Инклюзивность

Особенности реализации инклюзивного образования лиц с овз в общеобразовательных школах

Где педагогу научиться работать с детьми с ОВЗ

Чтобы обучать детей в обеих системах образования, несмотря на отличия инклюзивного обучения от интегрированного, педагогу необходимы курсы повышения квалификации. Сегодня можно пройти курсы коррекционной педагогики сравнительно быстро — максимальный срок обучения по дистанционным программам 144 часа.

Курсы, выбранные нашей командой экспертов

Перейти в каталог

Национальная академия современных технологий
Дистанционная

Теория и методика преподавания истории, дистанционная программа обучения

502 часа

20 800 ₽

Узнать больше

ООО «АДО»
Дистанционная

Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования

250 часов

8 000 ₽
4 000 ₽

Узнать больше

Национальный социально-педагогический колледж
Дистанционная

Специальное дошкольное образование + Педагог по работе с детьми с нарушениями речи

4644 часа

22 000 ₽

Узнать больше

Учебный центр «Академия»
Заочная

Инклюзивное образование детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях

126 часов

3 000 ₽

Узнать больше

На таких курсах педагоги учатся приемам по воспитанию детей с ОВЗ, методике вовлечения учеников в образовательный процесс, основам конфликтологии и другим дисциплинам. После курсов педагог получает удостоверение установленного образца, которое позволяет работать коррекционным педагогом в общеобразовательных школах и других учебных заведениях.

Особенности интегрированного обучения

При интегрированном обучении школьник учится в обычном общеобразовательном классе и старается освоить школьную программу. В этом ему помогают педагоги:

  • проводят персональное обучение;
  • организуют дополнительные занятия;
  • поддерживают на разных этапах подготовки.

При этом в школе не всегда создаются условия для детей с ОВЗ, особенностями развития или инвалидностью. Например, в классах нет специального оборудования или выделенных зон для работы и отдыха. При такой модели ребенок с особенностями развития включается в общую систему обучения и старается ее догнать. В этом основное отличие интеграции от инклюзии в образовании.

Плюсы инклюзивного образования

Расширение социального круга

Инклюзивное образование играет ключевую роль в расширении круга общения всех учеников. Этот подход способствует не только улучшению успеваемости, но и развитию социальных навыков. В инклюзивной среде дети взаимодействуют с разнообразными учебными партнерами, что способствует формированию толерантности, понимания и уважения к различиям.

Социализация

Участие в инклюзивной среде обучения является ключевым моментом в формировании социальных навыков у детей. В такой среде они учатся взаимодействовать с различными людьми и адаптироваться к различным социальным ситуациям

Это важно для их будущего успеха в обществе, поскольку социальные навыки играют решающую роль в повседневной жизни

Расширение перспектив

Инклюзивное образование предоставляет всем детям доступ к общим учебным ресурсам и опыту, что открывает перед ними больше возможностей для личностного и профессионального роста. Они имеют возможность учиться наравне со сверстниками и развивать свои способности в полной мере.

Укрепление уверенности в себе

Для детей с особыми потребностями включение в инклюзивную среду обучения является важным фактором формирования уверенности в себе. Видя себя как равных участников образовательного процесса, они развивают положительное самовосприятие и убеждение в своих способностях.

Продвижение толерантности

Инклюзивное образование способствует формированию у детей уважения и понимания различий между людьми. Это помогает создать общество, где ценятся индивидуальные различия и где каждый человек чувствует себя принятым и уважаемым.

Сложности для педагогов

Несмотря на разницу интеграции и инклюзии, педагогам одинаково непросто работать с детьми в смешанных классах. Педагогу требуется искать разный подход к группам детей и стараться избегать конфликтных ситуаций. Чаще всего учителям предстоит решить несколько вопросов:

  • чему обучать школьников;
  • как выстроить процесс обучения;
  • как проверять знания, которые освоили ученики.

Чтобы достичь поставленных целей, независимо от сходств и отличий интеграции и инклюзии, педагоги могут применять альтернативные методы обучения и проверки знаний. Например, использовать не только письменные экзамены, но и тестирования с применением жестов, карточек и других наглядных пособий

Важно следить за распорядком дня, чтобы дети не переутомлялись. Тогда можно свести к минимуму нежелательное поведение.

Зачем включать детей с ОВЗ в общеобразовательный процесс

  • включение в образовательную среду наравне со всеми детьми;
  • свободу от дискриминации в сфере образования.

Чтобы реализовать эти права, в общеобразовательных школах создали условия для обучения детей с ОВЗ:

  • запустили программы социально-психологической помощи;
  • создали условия для разработки персональных учебных планов в рамках школьной программы.

Эти меры позволяют детям с инвалидностью учиться в обычных школах и не замыкаться в малой группе, а значит, иметь равные возможности с другими детьми в своей возрастной категории.

Процесс обучения может быть интегрированным и инклюзивным. Оба этих термина означают, что ребенок с ОВЗ будет учиться в обычной общеобразовательной школе, несмотря на разницу в развитии. Однако процесс обучения будет выстроен по-разному. Сейчас расскажем, что такое интегрированное обучение и чем отличается от инклюзивного.

Особенности инклюзивного обучения

При инклюзивном обучении для детей с ОВЗ создают более подходящие условия: оборудуют классы, используют специальные дидактические материалы и обозначения, кроме того, ребенка сопровождает тьютор, который помогает с обучением. Однако меру различий между детьми и необходимость особых условий и персонального сопровождения определяет комиссия медиков и психологов. Для этого они общаются с ребенком и дают ему персональную характеристику.

Чем отличается инклюзивное обучение от интегрированного, так это необязательным освоением школьной программы. Школьник с ОВЗ чаще всего учится по особой программе, которая отличается от массовой. Учебные планы для таких детей составляют персонально.

Инклюзия и интеграция: сходства и отличия

Дадим сравнительную характеристику инклюзивного и интегрированного обучения.

Инклюзивное обучение Интегрированное обучение
  • Ребенок учится в общем классе
  • Ребенку необязательно осваивать общую программу в полном объеме
  • Классы переоборудуют под нужды детей с ОВЗ
  • Ребенок с ОВЗ занимается с тьютором, который помогает ему в освоении программы
  • Ребенок учится в общем классе
  • Ребенку обязательно освоить общую образовательную программу
  • Классы остаются обычными
  • Для ребенка с ОВЗ организуют дополнительные занятия, персональные консультации и помощь
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: