Невроз

Не без греха: психолог назвала 4 самые частые ошибки воспитания

Не бойтесь быть не идеальными родителями и признавать ошибки

Родители часто думают, что, если извиниться перед ребёнком, то он увидит, что они были неправы и тогда они потеряют авторитет.

Часто родственники и близкие люди усугубляют наше чувство вины. Они начинают говорить: «У тебя ничего не получается», «Ты все делаешь не так». Старайтесь пресекать такие разговоры и не забывайте напоминать себе, что вы – «достаточно хорошая мама».

Не бойтесь показать своё несовершенство! На самом деле ребёнку не нужны идеальные мама и папа – ему нужны родители, которые умеют признавать ошибки и объяснять причины их возникновения

Важно сказать ребёнку: «Я не справился, я не нашел правильные слова, я был неправ»


Не бойтесь показать своё несовершенство

Какие еще бывают неврозы

Различными неврозами, согласно мировой статистике, страдают от 15 до 25% детей, преимущественно мужского пола. Возрастные рамки – начиная от полутора лет и до совершеннолетия. 

Неврастения – далеко не единственное расстройство нервной системы, настигающее людей в раннем возрасте. Известно довольно большое количество неврозов, симптомы и признаки которых схожи, но существуют и кардинальные отличия. 

Дети дошкольного возраста и подростки могут быть подвержены таким видам нервных расстройств, как:

  • невроз страха – больной начинает панически бояться темноты, огня, одиночества, смерти и т. п.;
  • истерия – чаще проявляется в детском возрасте в виде криков, плача, падений на пол;
  • ипохондрия – более характерна для подростков. Болезненный страх за свое здоровье, придумывание несуществующих болезней;
  • невроз навязчивых движений – различные фобии сопровождаются нервными тиками: моргание, передергивание плечами, облизывание губ и др.;
  • депрессивный невроз – подавленность, стремление к уединению;
  • логоневроз – заикание, происходит из-за судорог мышц речевого аппарата;
  • энурез – непроизвольное мочеиспускание;
  • сомнамбулизм – расстройство сна, снохождение, ночные кошмары;
  • анорексия – невротическое нарушение пищевого поведения. 

Как уже упоминалось, к сожалению не все родители считают, что неврастения, развивающаяся у детей и подростков, может нести серьезную угрозу здоровью. Одни думают, что это временные возрастные трудности или капризы, другие вообще не замечают изменений в поведении чада.

Причины неврастении

Развитию заболевания обычно предшествует психотравмирующий фактор. Психическая травма – это чувственное отражение какого-либо события в сознании ребенка, которое действует на него угнетающе, беспокоит его и продолжается довольно длительное время.

Самая распространенная причина развития неврозов в детском и школьном возрасте – это, как ни странно, чересчур «заботливые» родители. Их стремление дать своему чаду то, чего не было у них, гиперопека и постоянный контроль перегружают ребенка не только физически, но и психологически. 

Дети с рождения имеют индивидуальный темперамент, возможности и ограничения. Не все родители это понимают. Желая малышу только добра, они нагружают его дополнительными занятиями, часто даже не считаясь с его интересами. День школьника может быть расписан по минутам: после школы – спортивная тренировка, музыкальная или художественная школа, бассейн, английский, репетитор, домашние задания  и т. п. 

Боясь огорчить родителей и понимая, что стараются они для его блага, малыш пытается все успевать: прилежно учиться, посещать кружки. Однако где-то внутри накапливается усталость и протест. Это классическое развитие неврастении. В какой-то момент чадо срывается, становится раздражительным и агрессивным или, наоборот, плаксивым и заторможенным. 

Если в семье несколько детей, то проблемы могут начаться на почве ревности к младшему члену семьи. У подростков это более выражено, им кажется, что родители больше их не любят, они им не нужны, поскольку появился «новый» малыш.

Особенно ситуация усугубляется, когда старшему часто повторяют, что он уже взрослый и на нем лежит особая ответственность, а сам он упустил тот момент, когда вырос. В душе он по-прежнему маленький и все еще нуждается в родительской любви и поддержке. Стремясь соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок переживает нервное перенапряжение, ведущее к расстройству. 

Триггерами развития неврастении также выступают:

  • негативная внутрисемейная обстановка – скандалы, драки, развод родителей;
  • социально-бытовые проблемы;
  • ошибки воспитания;
  • употребление родителями алкоголя или наркотических веществ;
  • эмоциональная психологическая травма;
  • сильный испуг;
  • наследственные заболевания;
  • недосыпание;
  • сниженный иммунитет;
  • частые инфекции дыхательных путей;
  • приобретенные физические травмы;
  • расстройства пищеварительной системы. 

Чаще всего присутствует не одна, а несколько причин. В связи с этим диагностирование и лечение затягивается.

Прогноз

Основной целью лечения невроза является адаптация пациента к реальной жизни.

При неврозе преодоление индивидуумом неблагоприятной психогенной ситуации, своевременная психо- и фармакотерапия приводит к улучшению и стабилизации состояния, постепенному угасанию невротических проявлений без формирования проявлений нарушения структуры личности.

Неврастения может иметь неблагоприятное течение, вследствие присоединения иной невротической симптоматики (отдельные навязчивые сомнения, опасения) трансформироваться в затяжное течение.

Невроз навязчивости наиболее часто затягивается на продолжительный период времени, происходит невротическая перестройка личности.

Семейные конфликты

Ребенок все очень быстро схватывает и хорошо понимает. А в конфликтах родителей зачастую фигурируют дети. В этом случае ребенок может чувствовать себя ненужным в семье, а также виноватым в родительских ссорах. И у малыша появляются внутренние конфликты. Детская нежная психика этого не выносит, происходит перенапряжение мозга у ребенка. Это также становится причиной появления неврозов у детей.

Детский невроз очень часто указывает на существование невроза у родителей. И непосредственно родители могут быть катализатором детских психических нарушений. Следовательно, перед тем как начинать лечить детский невроз, необходимо восстановить психику родителей.

Психологическая помощь, а также лечение лекарственными средствами способны существенно уменьшить симптомы неврозов во время обычного протекания болезни. Однако в более запущенных случаях симптомы сохраняются даже после завершения курса лечения

Поэтому важно проводить поддерживающую терапию, сохранять позитивный настрой и избегать стрессовых ситуаций

Невроз – группа заболеваний психо-эмоционального характера. Однозначно дать определение неврозу затруднительно, так как данное психологическое расстройство включает в себя целый комплекс различных по степени выраженности заболеваний. Примечательно, что причины неврозов различных типов чаще всего одинаковы, как и проявления заболевания. Выявить причины неврозов самостоятельно затруднительно, поэтому для качественного лечения лучше всего обратиться к специалисту. Для проведения терапии не всегда необходимо устанавливать причины развития неврозов, однако их выявление во многом ускорит лечение и восстановление.

Эти многоликие неврозы…

На нервной почве

На нервной почве. Итак, мы уже перешли к расстройствам, лежащим на границе нормы и патологии. Многие из проблем пограничной психиатрии столь переплетены друг с другом, что отделить их бывает весьма трудно, но сделать это необходимо, t Поэтому следует подчеркнуть некоторую условность разграничения многих пограничных нарушений.

Самым частым среди них является невроз. Это всегда следствие межличностных конфликтов и психологического напряжения в отличие от неврозоподобных расстройств, внешне похожих на неврозы, но имеющих непсихогенное происхождение. К факторам, способствующим возникновению неврозов, относятся специфические особенности личности, включая инфантилизм, невропатию, психопатические черты характера, крайние варианты нормальных характеров, о которых речь пойдет позже, психофизическая ослабленность вследствие болезней, истощений, интоксикации и пр. Несмотря на то, что термин «невроз» предложен английским врачем Кулленом еще в 1776 году, только в XX веке началось последовательное и глубокое изучение этого расстройства. В 1913 году выдающийся немецкий психиатр Карл Ясперс (1883-1969) подчеркивал, что невроз для своего определения должен отвечать трем основным критериям психогенных заболеваний: 1) он вызывается психической травмой; 2) содержание травмы отражается в клинической картине болезни; 3) невроз появляется, как правило, вслед за психической травмой и чаще всего уменьшается или вообще прекращается после исчезновения или дезактуализации психотравмирующих моментов. При неврозе имеет место сознание своей болезни и стремление избавиться от страдания.

Карл Ясперс (1883-1969)

По форме проявления невроз может быть невротической реакцией (кратковременное и быстро обратимое психогенное нервнопсихическое расстройство), невротическим состоянием (более продолжительное и медленно обратимое) и невротическим формированием характера, когда факторы, вызывающие невроз, уже не просто «звучат» в картине болезни, а вызывают выраженные характерологические изменения.

Среди неврозов выделены: 1) астенический невроз (неврастения), вызванный психическими травмами, переутомлением, нарушением режима и суточного ритма;

2) невроз навязчивых состояний, проявляющийся болезненной склонностью к образованию навязчивостей в двигательной, эмоциональной и интеллектуальной сферах;

3) истерический невроз и некоторые другие.

У детей и подростков чаще, чем у взрослых, встречаются системные неврозы, при которых, помимо свойственных тому или иному виду невроза симптомов, имеются преимущественные поражения функции отдельных систем, следствием чего является, например, заикание, недержание мочи, исчезновение речи (мутизм).

Имевшая хождение долгие годы точка зрения, согласно которой прогноз неврозов всегда благоприятный, в последнее время серьезно пересмотрена. Прогноз невроза зависит как от непосредственных причин болезни, так и от факторов и условий, способствовавших появлению болезни. Нередко внешние причины являются лишь пусковым механизмом невроза, болезнь не исчезает в таких случаях после устранения этих внешних причин. Описываются остаточные невротические состояния как следствие длительно протекающих неврозов. В более легких случаях, когда в происхождении невроза психотравмирующие факторы играли большую роль, чем внутренние условия, прогноз значительно улучшается.

Причины возникновения невроза

Явление невроза обусловлено множеством различных факторов эндогенного и экзогенного характера. Каждый из видов невроза развивается на фоне психогенных расстройств, возникших в результате конфликтов и психоневрологических перенапряжений. При этом немаловажна социально-индивидуальная значимость человека, поддавшегося переживаниям, то есть у личности возникает неврологическая реакция только при условии наличия раздражителя, проходящего индивидуально. Также, одним из ключевых факторов, влияющих на развитие невроза, выступает фенотипическая особенность личности, обусловленная наследственностью и воспитанием.

По результатам некоторых исследований известно, что чаще всего формирование неврастеника-гиперстеника обусловлено безнадзорностью и плохим воспитанием, а неврастеник-гипостеник формируется в том случае, если личность в процессе своего развития подвержена притеснениям. При чрезмерном внимании со стороны близких людей существует высокий риск развития истерии. Если у личности отсутствуют какие-либо невротические склонности, то психоэмоциональные перегрузки могут спровоцировать невротические состояния, вегетоневроз или реактивные состояния, тем не менее, без конституционной предрасположенности личности такие виды неврозов, как невроз навязчивости или истерия, обычно не развиваются.

К числу факторов риска развития неврозов относятся:

  • соматические заболевания;
  • физическое перенапряжение;
  • травмы;
  • профессиональная неудовлетворенность;
  • бесконтрольное употребление снотворных препаратов и транквилизаторов;
  • злоупотребление алкоголем;
  • неблагополучие в семье.

Особое место в клинике неврозов отводится изменениям вегетативно-эндокринной системы и гомеостаза, возникшим в результате тесных связей высших вегетативных центров с психоэмоциональной сферой.

У дошкольников неврозы — самый распространенный вид нервно-психической патологии.

Они представляют собой эмоциональные расстройства, возникающие преимущественно в условиях нарушенных отношений в семье, прежде всего с матерью, которая обычно является наиболее близким для ребенка лицом в первые годы жизни. Не меньшую патогенную роль в последующие годы играют отношения с отцом, если он не способен своевременно разрешить личностные проблемы развития своих детей.

Как правило, оба родителя испытывают много личных проблем. Нередко они сами больны этим заболеванием и придерживаются догматически воспринятых или исходящих из прошлого травмирующего опыта взглядов на воспитание без учета индивидуального своеобразия и возрастных потребностей детей. Следует подчеркнуть неблагоприятное влияние на воспитание детей матерей, которые стремятся освободиться от своих семейных обязанностей, считая их обременительными и не отвечающими, в их представлении, современному «эмансипированному» положению женщины.

Мы видим широкий спектр причинно-следственных факторов, влияющих на возникновение неврозов у дошкольников. Их возникновению в значительной мере способствует ухудшение общего состояния ребенка вследствие недосыпания, различных соматических заболеваний.

Существуют различные клинические формы неврозов (неврастения, истерия и др.). Как правило, все они проявляются с пре- и пубертатного периода, а в более раннем возрасте преобладают невротические реакции со
слабой степенью выраженности клинических симптомов.

Характерные проявления неврозов:

  • затрудненное засыпание,
  • сосание пальца,
  • недержание мочи во время сна,
  • грызение ногтей,
  • отрицательное отношение к школе.

Головные боли являются отражением невротических проблем развития детей.

Истерический невроз — это вегетативный ответ на разочарования, обиды, непризнание и недостижение субъективно завышенных целей.

Невротизация у дошкольников взаимосвязана с боязливостью, пугливостью и неуверенностью в себе, а у мальчиков еще и с упрямством. Страхи возникают у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, склонных к беспокойству и недостаточной уверенности в себе, в своих силах и возможностях. У мальчиков невротизация проявляется в 3 года — на год раньше, чем у девочек.

Семья ребенка-невротика представляет собой большей частью иерархизированную группу с фиксированным доминированием одного из членов в виде постоянного стремления к личному влиянию и власти.

Таким лицом в семье преимущественно является мать. Доминирование распространяется на все сферы жизни. Отец в целях устранения от конфликтного напряжения с матерью вынужден согласовывать свои функции воспитания детей только через нее. Мать преломляет эти воздействия, видоизменяет или полностью их блокирует соответственно своим чертам личности и стилю доминирования, то есть обнаруживает преимущественно авторитарный тип лидерства. Если же каждый взрослый член семьи пытается проводить свою стратегию воспитания вне зависимости от сложившейся структуры доминирования, то это приводит к конфликтной обстановке и уменьшению у детей чувства принадлежности к семье.

Из вышеизложенного следует сделать вывод о необходимости применения предупреждающих медико-педагогических мероприятий к подобным семьям.

Стремитесь к личностному росту

Мы сталкиваемся с неприятными ситуациями для того, чтобы учиться и становиться лучше.

Важно сказать себе: «Я прощаю себя за те ошибки, которые допустила в прошлом. Я люблю своего ребёнка и желаю ему самого лучшего

Я сделала то, за что сейчас переживаю, из благих побуждений. В тот момент я просто не знала, как поступить лучше или по-другому. Сейчас я работаю над собой и нахожу возможные способы меняться».

Для любого человека важно ощущение того, что он предпринимает действия для разрешения возникшей проблемной ситуации и меняется к лучшему в ходе ее решения. Не бойтесь и не зацикливайтесь на чувстве вины – действуйте

Движение – это жизнь!

Тревожно-мнительный тип

Тревожно-мнительное воспитание – это постоянная тревога о том, чтобы чего не случилось.

Как проявляется

  • Контроль за каждым шагом ребенка;
  • Необходимость отчитываться перед взрослыми за действия и время, проведенное вне дома;
  • Согласование с родителями своей жизни и планов;
  • Выбор за ребенка: с кем дружить, где и чему учиться, что одевать, какую прическу носить.

Часто родители не осознают, какой урон наносят психике маленькой личности. И ребенок впоследствии вырастает с такими характеристиками:

  1. Мнительным;
  2. Тревожным;
  3. Не доверяет миру и окружающим;
  4. С низкой самооценкой и неуверенностью в себе;
  5. Боится проявить инициативу и рисковать.

Тревога за здоровье и будущее ребенка возникает на почве того, что малыш достался большой ценой (долгие годы не получалось, неудачные беременности до его рождения и т.д.) или у зрелых родителей, понимающих скорый уход. Беспокойство проявляется чрезмерностью и так, что ребенок не имеет ресурсов научиться справляться с трудностями: его либо оберегают, либо предостерегают, либо решают за него.

Как исправить ситуацию

  1. Отпустите чадо. Это не значит, что конец заботе и переживаниям, но позвольте ему ошибаться и решать проблемы.
  2. Не следите за ребенком, дайте право выбора и принятия решений.
  3. Не лезьте в душу, у каждого человека есть секреты. Ваш ребенок – не исключение.

Примите тот факт, что от всего не убережете и это не нужно. Ваша задача – научить самостоятельности путем проб и ошибок, а не растить взаперти.

Чувство вины и его влияние на нас и нашего ребёнка

Что такое чувство вины, и как часто мы его испытываем? Почему оно порой отравляет нам жизнь и не позволяет двигаться дальше? А иногда происходит самое страшное: это чувство лишает нас надежды на перемены к лучшему, истончает ресурсы организма и погружает в депрессивное состояние.

Давайте постараемся разобраться в том, что же такое чувство вины и какова его связь с ошибками прошлого, а также обсудим как мы можем уменьшить влияние этого чувства на нашу жизнь и на взаимоотношения с детьми.

Часто мы забываем, что живем в настоящем моменте, а прошлого и будущего по сути не существует. У нас есть только «сейчас», в котором мы можем менять себя и отношения с окружающими посредством общения с ними. Мы можем постараться воздействовать на настоящий момент и даже изменить его, но не в силах изменить прошлое или со 100% вероятностью предсказать будущее.

Однако не стоит забывать, что между прошлым, настоящим и будущим существует связующее звено – чувство вины. Когда мы начинаем его испытывать — это показатель того, что мы не совсем правильно поступили в прошлом, были несправедливы и, возможно, причинили другому человеку боль и страдание. Мы совершили неверный поступок согласно нашему внутреннему пониманию того, что такое хорошо и что такое плохо.

Насколько полезно чувство вины?

С этой точки зрения чувство вины – не бесполезное чувство. Оно имеет позитивную сторону и помогает нам понять и осознать прошлые ошибки.

Именно наличие этого чувства говорит о ваших высоких ценностях, как родителя и, о том, что вы очень хорошая мама, для которой важно оставаться любящей, доброй и справедливой к своему ребенку. Основной плюс чувства вины заключаются в том, что с его помощью мы можем задуматься о своем поведении, оценить себя со стороны и осознать, что в чем-то были неправы

Оно носит в себе функцию компаса: помогает определить, в каком направлении мы идем и правильное ли это направление

Основной плюс чувства вины заключаются в том, что с его помощью мы можем задуматься о своем поведении, оценить себя со стороны и осознать, что в чем-то были неправы. Оно носит в себе функцию компаса: помогает определить, в каком направлении мы идем и правильное ли это направление.

В то же время очень важно понимать, что у чувства вины есть и обратная сторона: оно может быть токсичным в случае, если мы слишком глубоко в него погружаемся и зацикливаемся на нём. Если мы будем снова и снова прокручивать неприятные, досадные, болезненные ситуации и повторно испытывать негативные чувства и эмоции, то не сможем изменить их и повернуть ход событий в другую сторону

Да, мы сознательно отправим себя из настоящего в прошлое, сознательно воссоздадим неприятное событие, вновь всё переживем вплоть до возникновения сердцебиения или слез, но ничего изменить не сможем.

Как исцелить чувство вины?

Не стоит казнить себя и культивировать чувство вины, если вы кого-то обидели. Саму ситуацию уже не изменить, но у вас есть настоящий момент, в котором вы можете постараться исправить ошибки прошлого. Вы можете встретиться лично, позвонить или написать этому человеку, извиниться и сказать, что были неправы, объяснить свои мотивы и попросить прощения.

Если же у вас нет доступа к этому человеку или он уже ушел из жизни, а чувство вины очень сильное и не покидает вас, можно написать письмо и мысленно попросить прощения. Всегда пытайтесь выстроить отношения именно сегодня – это в ваших руках.

Процесс исцеления вины и исправления ошибок воспитания заключается в том, чтобы начать задавать себе вопросы:

– Что я могу сделать СЕГОДНЯ, чтобы исправить ситуацию, которая произошла раньше? – Как я могу исправить то, из-за чего виню себя? – Что в моих силах сделать СЕЙЧАС: извиниться, поговорить? – Как я могу реагировать, отвечать и действовать по-другому?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно:

  1. Найти грамотную и квалифицированную информацию;
  2. Извиниться перед ребенком;
  3. Не бояться быть не идеальными родителями и признавать свои ошибки.

Давайте разберем все их по-порядку.

Социальный фактор

Под социальным фактором возникновения невроза имеется в виду профессиональная деятельность. Например, чрезмерная информационная перегрузка, однообразное осуществление однотипных действий в течение продолжительного времени. Сюда можно включить семейные конфликты, плохие бытовые условия, дискомфорт на работе, переполненный общественный транспорт и другое.

В длительном эмоциональном напряжении кроются причины нервного истощения. Симптомы этого состояния возникают во время эмоционального выгорания человека. Социальные причины чаще всего провоцируют такие виды невроза, как неврастения и истерия.

Классификация неврозов

Тот факт, что неврозы представлены заболеваниями, при которых отсутствие видимых патоморфологических изменений нервной системы сочетано с нервно-психической дисфункцией, вовсе не исключает материального субстрата неврозов, поскольку при них развиваются тонкие переходящие изменения в нервных клетках и метаболических процессах на различных уровнях нервной системы. В медицинской литературе существует большое количество различных классификаций неврозов. Чаще всего в клинической практике применяется разделение неврозов по форме и по характеру течения. В зависимости от формы выделяют такие неврозы:

  • истерия (истерический невроз);
  • неврастения;
  • двигательные и вегетативные неврозы;
  • невроз навязчивых состояний;
  • синдром невроза (неврозоподобные состояния).

По характеру течения известны такие виды неврозов:

  • острый невроз;
  • реактивное состояние (невротические реакции);
  • невротическое развитие.

Нарочитое лишение любви

Вариант деструктивного воспитания, при котором за любое нарушение правил или оплошность ребенка лишают внимания, заботы и любви. «Ты плохой мальчик, я тебя не люблю такого» – часто говорят родители, использующие лишение любви в наказание за проступок. К сожалению, родители совершают две ошибки:

  1. Не удовлетворяют базовую потребность малыша в любви, что приводит к ощущению беспомощности, неуверенности в себе, тревожности перед миром и людьми.
  2. Не разделяют личность и действия, когда автоматически неправильный поступок предполагает плохую характеристику ребенка в общем.

Понимание, что за плохое поведение родители перестанут любить, ведет к эмоциональной нестабильности и постоянном страхе эту любовь потерять.

Малыш изо всех сил старается понравиться и сделать так, как велят, часто переступая через себя.

девиантное поведение

Восемь поцелуев в день

Есть одно удивительно простое правило, которому столь же неизменно следуют эти хитроумные «неправильные» родители: общение с ребенком будет плодотворнее, если обнимать его 4, а лучше 8 раз в день.

Чтобы выявить глубинные причины детского гнева, злобы, зависти, следует помнить, что они вторичны по отношению к чувствам боли, обиды, страха, которые в свою очередь возникают от неудовлетворенной потребности в любви, признании, уважении. В основе последних лежат базисные стремления, выраженные словами «я — хороший» (самооценка), «я — любим», «я — могу». Фундаментом всей этой пирамиды является чувство внутреннего благополучия (или неблагополучия), формирующееся у ребенка в результате нашего обращения с ним.

Чувство неблагополучия — корень всех детских аномалий и трагедий. Будем помнить, что наказание или самонаказание ребенка лишь усугубляют его, а помочь может только неусыпное пестование в нем чувства самоценности. «Пестовать» — очень хорошее, очень точное слово. Это значит — любить, понимая и уважая, и — требовать, восхищаясь и любя.

В своей статье мы широко использовали материалы книги Ю.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» — М.: ЧеРо, 1997.

Умный — не значит взрослый

Все родители, бабушки и дедушки считают, что их малыш — самых умный, одаренный и талантливый. Это может быть и действительно правдой, однако не стоит путать умного ребенка с ребенком взрослым. Если он с легкостью осваивает новое, это совсем не означает, что он способен самостоятельно доехать на другой конец города или приготовить обед. Будьте честны с собой и соразмеряйте свои желания с действительностью.

Но и в противоположную крайность нельзя пускаться, ведь чрезмерная опека не принесет ничего хорошего крохе.Лучший вариант — это внимательно следить за сверстниками ребенка. И если однажды вы увидите, что они гораздо самостоятельнее вашего малыша, это и будет верным знаком, что вы даете ему недостаточно свободы.

Лечение невроза

На сегодняшний день в клинической практике применяется большое количество методов терапии неврозов. Применяют индивидуальный подход к лечению, в зависимости от особенностей личности пациента и формы невроза, могут назначить групповую психотерапию, психотропную и общеукрепляющую медикаментозную терапию

Очень важно при этом достаточно отдыхать. Для положительного эффекта от лечебных мероприятий необходимо исключить причину заболевания, для чего требуется изменить среду, спровоцировавшую его

Если не удается полностью устранить причину невроза, все усилия направляются на уменьшение ее значимости, это достигается посредством применения различных техник психотерапии.

В случае вегетоневроза, невроза навязчивых состояний, неврозоподобных реакций и неврастении, оптимальным методом лечения будет психотерапия убеждения (рациональная психотерапия). Для устранения двигательных неврозов и истерии целесообразно применение метода внушения, как в состоянии гипнотического сна пациента, так и в моменты бодрствования. Достаточно часто при различных формах невроза применяются аутотренинги. Во время аутогенной тренировки доктор подбирает нужные фразы, которые в будущем пациент самостоятельно повторяет на протяжении 15-20 минут. Аутотренинг рекомендовано выполнять дважды в день, в утреннее и вечернее время, в это время лучше быть в отдельной комнате. Больной должен находиться в положении лежа или сидя и полностью расслабится. Сеанс аутотренинга, чаще всего, начинается с подобных фраз: «Я спокоен, я расслаблен, я отдыхаю, я совершенно спокоен. Я ощущаю тепло и тяжесть в конечностях. Моя нервная система отдыхает» и т.д. После этого следуют словесные формулы, направленные на различные расстройства — раздражительность, плохой сон, головную боль, одышку и т.д. Сеанс завершается расширенной формулой спокойствия, которая внушает понимание чувство того, что пациент становится все спокойнее, увереннее в себе и такое состояние становится стабильным. Самовнушение можно применять в домашних условиях и не обязательно помещать пациента в стационар. После такого лечения рекомендован хороший отдых, для этого пациента могут направить на санаторный курорт.

В случае тяжелых форм истерии и двигательных неврозов лечение в условиях стационара является обязательным.

Медикаментозное лечение невроза основано на нейротрансмиттерных аспектах его происхождения. Лекарственные препараты помогают пациенту облегчить работу над собой в процессе психотерапии и фиксируют достигнутые результаты. Помимо лекарственных препаратов, механизм действия которых направлен на устранения нарушений со стороны нервной системы, еще предусмотрена общеукрепляющая терапия, в которую входят поливитамины, глицин, адаптогены, а также рефлексотерапия и физиотерапия.

Не похвалили?

Конечно, хвалить результаты деятельности постоянно, без учета реальных успехов, не стоит. У ребенка должен быть комплекс неполноценности, чтобы стремиться к достижениям

Но здесь важно не переборщить. «Ты совершенно не можешь запомнить

Ты хуже всех выступил на утреннике. Ты половину слов перепутал». После таких оценок ребенку обычно вообще ничего не хочется. Что толку чем-то заниматься, если все равно не получится? Со временем у ребенка формируется так называемая приобретенная беспомощность — когда стремление, активность утрачиваются практически полностью. Главным мотивом деятельности будет избегание неудач («Лишь бы не поругали»), а не стремление к успеху. Второй вариант развития событий — не лучше. Чуть подросший (в 7–8 лет) ребенок стремится доказать, что он способен, во что бы то ни стало. Результат такой сверхкомпенсации — нервное напряжение, утомление, усталость.

Общие симптомы неврозов

Общими признаками неврозов могут быть различные неврологические дисфункции, чаще всего они представлены головной болью напряжения, головокружением, гиперестезией, чувством неустойчивости во время ходьбы, тремором конечностей, мышечными подергиваниями и парестезиями. Также, у больных неврозом нередко отмечаются нарушения сна в виде гиперсомнии или инсомнии. Со стороны вегетативной нервной системы могут развиваться перманентные или пароксизмальные нарушения.

В случае поражения сердечно-сосудистой системы на фоне невроза пациенты жалуются на чувство дискомфорта или боли в области сердца. Объективно у таких больных выявляется нарушение ритма сердечных сокращений в виде тахикардии либо экстрасистолии, артериальная гипотония или гипертензия, синдром Рейно, синдром псевдокоронарной недостаточности. Дыхательные нарушения выражаются чувством удушья или комка в горле, нехваткой воздуха, зевотой и икотой, а также страхом задохнуться.

К числу расстройств системы пищеварения на фоне неврозов относится изжога, рвота, тошнота, снижение аппетита, запор, диарея, метеоризм и боли в животе неясного генезиса. Мочеполовые расстройства проявляются в виде энуреза, цисталгии, зуда в области гениталий, поллакиурии, снижения либидо, а также эректальных нарушений у мужчин. Нередко одним из симптомов невроза может быть озноб, субфебрилитет и гипергидроз. Кожные покровы невротических больных могут покрываться сыпью по типу псориаза, крапивницы, атопического дерматита.

Одним из типичных симптомов невроза выступает астения, которая выражается не только психической, но и физической утомляемостью. Больных могут беспокоить различные фобии и постоянная тревога, а некоторые из них подвержены дистомии (спад настроения, с чувством тоски, горя, печали, унынья).

Неврозы зачастую сопряжены с мнестическими нарушениями в виде забывчивости, невнимательности, ухудшения запоминания и неспособности сконцентрироваться.

Влияние плохого воспитания на детей

Неправильная стратегия взаимоотношений в семье имеет негативные последствия для поведения и психического здоровья. Вот несколько эффектов плохого воспитания.

Антисоциальное поведение

Если человек не думает, как его действия отразятся на других, это называется антиобщественным поведением. Это сопровождается злоупотреблением психоактивными веществами, преступности, приводит к ухудшению психического здоровья. Неприемлемые действия родителей, такие как прием наркотиков, злоупотребление спиртным, насилие в семье подталкивает подростков к антисоциальному поведению.

Плохая устойчивость к стрессам

Дети учатся справляться с эмоциональными, умственными и физическими травмами, видя, как их родители преодолевают трудности. Неправильное воспитание приводит к тому, что человек не способен противостоять кризису, не может распознать и справиться с негативными эмоциями. Отрицательный эмоциональный фон – основа невротических расстройств.

Депрессия

Депрессивный статус у ребенка – влияние неправильного родительского мировоззрения. Многие исследования показали, что у опекунов с негативным отношением к жизни будут дети больше предрасположены к депрессии. Неконструктивные действия взрослых, ведущие к депрессии у потомков, включают низкий уровень эмоциональной и физической поддержки, физические наказания, нездоровое выражение отрицательных эмоций.

Агрессия

Психологи утверждают, что у воспитанников детских садов, у которых есть проблемы с беспричинным гневом, обычно плохие отношения с матерями. Негативные методы воспитания, такие как грубое обращение, выражение отрицательных эмоций по отношению к малышу, формируют у него высокий уровень гнева. Неумение управлять гневом часто оборачивается развитием психосоматических болезней.

Отсутствие эмоционального контакта

Если к ребенку относятся безразлично дома, то высоки шансы, что он будет вести себя так же с приятелями. Родители, которые не помогают сыну или дочери выражать эмоции здоровым образом, обнаруживают, что дети не могут поддерживать дружеские отношения. Плохое воспитание также заставляет ребенка усомниться в доверии и развить неуверенность в себе. Отсутствие удовлетворенности в социальных отношениях – прямой путь к неврозам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: