Признаки аутизма

Что такое расстройство аутического спектра (рас) у детей

Диагностика РАС

Признаки аутизма часто проявляются в раннем детстве, и постановка достоверного диагноза обычно возможна в возрасте 2 лет.

Однако многим ставят диагноз гораздо позже. Иногда ранняя диагностика помогает ребенку получить поддержку в период его развития, которая будет приносить ему пользу на протяжении всей жизни.

Особенности при РАС сильно различаются, но если у родителя или лица, осуществляющего уход, есть опасения по поводу реакций или поведения ребенка, они должны обратиться за помощью и советом к специалисту.

Единого теста на диагностику РАС не существует, но врачи и психологи будут использовать поведенческие оценки, анкеты, наблюдения и критерии  Пятого издания Руководства по диагностике и статистике психических расстройств (DSM-5), чтобы диагностировать РАС.

Им также необходимо будет исключить другие возможные причины некоторых форм поведения и симптомов, наблюдаемых при РАС, таких как потеря слуха.

Симптомы аутизма

Иногда детей с аутизмом сравнивают со снежинками, потому что каждый из них уникален и значительно отличается от других набором симптомов и трудностей, с которыми сталкивается. Однако, можно выделить общие для большинства признаки и черты расстройства аутистического спектра:

Проявление симптомов аутизма у детей в возрасте от 9 месяцев до 5 лет

Ребёнок с аутизмом избегает, не поддерживает или поддерживает избирательно зрительный контакт с окружающими. 

К 9 месяцам не реагирует на призыв по имени.

К 12 месяцам не играет в простые интерактивные игры

Предпочитает использовать предметы и игрушки необычным образом: крутит, вертит, щупает, нюхает.

К 12 месяцам почти нет невербального общения (не использует жесты, не кивает, соглашаясь, не мотает головой, отказываясь).

К 18 месяцам нет эмоционального обмена и совместного внимания со взрослыми  (не указывает на заинтересовавшие его предметы пальцем, пытаясь привлечь внимание окружающих).

К симптомам аутизма у детей в 2 года относится то, как ребёнок не замечает, когда другие обижаются или расстраиваются,

К 2 годам почти нет функциональной речи (не может словами попросить то, что ему надо), не вовлекается в диалог, не понимает обращенную речь в полном объеме.

К 2 годам отсутствуют имитационная деятельность и элементы социального общения,

К 2,5 годам не стремиться присоединяется к другим детям в игре.

К 3 годам игра не развивается, сохраняются манипулятивный характер игры.

К 3 годам не следует социальным правилам в группе сверстников, не понимает их.

Признаки аутизма у детей в 4 года проявляются в том, что ребёнок не играет в ролевые и сюжетные игры, 

К 5 годам не демонстрирует желания показать вам, как он умеет петь танцевать, играть.

Признаки ограниченного или повторяющегося поведения детей с РАС и интересов:

  • Выстраивает игрушки или другие предметы в ряд и расстраивается, когда порядок нарушается.
  • Повторяет слова или отдельные фразы, не всегда осознавая их смысл (эхолалия).
  • Желает разговаривать только на одну определенную тему (например, только про динозавров).
  • Ходит на носочках, трясет руками, раскачивается, прыгает, кружиться на месте и эти действия носят навязчивый характер, ребенка трудно переключить на другую деятельность.
  • Каждый раз играет с игрушками одинаково, стереотипно.
  • Фокусируется на отдельных частях игрушек и предметов (например, в машинках интересуют только колеса).
  • Расстраивается из-за незначительных изменений в привычном распорядке дня, стремиться всегда следовать рутине.
  • Ребёнок с РАС болезненно реагирует на шум, яркий свет, большое количество людей. звуки работающей бытовой техникой, резкие запахи и другие сенсорные стимулы.
  • Испытывает трудности с управлением эмоциями (часто закатывает истерики и они бывают продолжительными, проявляет агрессию к другим людям, стремиться поломать подвернувшиеся предметы).
  • Требует соблюдения определенных процедур и ритуалов (например, по дороге в сад, надо обязательно три раза скатиться с горки, покачаться на качеле, одеваться только в определенном порядке).
  • Избирателен в еде.

Диагностика аутизма

Диагноз аутизма обычно ставит психиатр, невролог или другой специалист по психическим расстройствам на основе наблюдений и тестирования, а так же при помощи специально разработанных скрининговых инструментов, в соответствии с диагностическим руководством (МКБ-11). Для точного диагноза может потребоваться консультация с психологом, речевым терапевтом или другими специалистами.

Основные диагностические критерии:

1) качественные отклонения в социальном взаимодействии и способах коммуникации,

2) ограниченный, стереотипный, повторяющийся набор интересов и занятий.

Степень выраженности этих нарушений у людей с аутизмом может сильно отличаться, но для всех из них будет оказывать существенное влияние на функционирование в жизненных ситуациях. Обычно, первые признаки диагностируются у ребенка в младенчестве или раннем детском возрасте до трех лет. 

Инструменты скрининга для диагностики аутизма обычно делятся на два уровня:

1 уровень: инструменты универсального применения ранней диагностики аутизма, которые выявляют задержку развития и риск РАС. Используются в педиатрической практике для скрининга всех детей до трех лет. Могут проводиться родителями и опекунами детей, не требуют специальной подготовки для проведения (M-CHAT-R/F).

2 уровень: инструменты, которые выявляют специфичные для РАС характеристики и симптомы, дифференцируя расстройство аутистического спектра от других нарушений. Для проведения скрининга 2 уровня привлекаются специалисты имеющие специальную подготовку.

 «Золотой стандарт» диагностики РАС:

1. Консенсусное решение мультидисциплинарной команды специалистов,

2. Психиатрическая оценка,

3. Инструментальная диагностика выраженности симптомов, ассоциированных с РАС и оценка развития языка и речи, интеллектуальной сферы, а так же уровня адаптивного функционирования при помощи стандартизированных диагностических методик:

Опросник M-CHAT-R/F всем детям в возрасте от 16 до 30 месяцев для выявления риска развития аутизма (может проводится родителями).

Методика SCQ (скрининг II уровня) для детей в возрасте от 4 лет, при возникновении подозрений на РАС.

Методика CASD (скрининг II уровня) для детей от 1 года до 16 лет, при возникновении подозрений на РАС.

«План диагностического обследования при аутизме ADOS-2»,

«Интервью для диагностики аутизма – переработанное (ADI-R)».

С учетом многомерности и гетерогенности РАС, рекомендуется дополнительное исследование речевой и интеллектуальной сфер: 

«Шкалы адаптивного поведения Вайнленд (VABS-II)»,

Теста Д. Векслера четвертого пересмотра для исследования интеллекта от 2 до 7 лет (WPPSI-IV) и пятого пересмотра для исследования интеллекта детей от 6 до 16 лет(WISC-V),

Тест интеллекта Кауфмана второго пересмотра (KABC-II) для исследования интеллекта детей от 3 до 18 лет,

Международная шкала продуктивности Leiter третьего пересмотра (LIPS-3) для оценки невербального интеллекта у детей от 3 лет,

Универсальный тест на невербальный интеллект второго пересмотра (UNIT-2) для оценки невербального интеллекта у детей от 5 лет.

Диагноз аутизм может быть установлен с достоверной точностью в 2 года, однако до сих пор можно наблюдать существенную задержку между временем появления первых подозрений и диагностированием. Средний возраст постановки диагноза РАС на сегодняшний день — 4 — 6 лет.

Синдром Аспергера

Встречается у людей с нормальным или по всем показателям хорошим, а иногда даже высоким интеллектуальным уровнем.

Синдром Аспергера отличается ранним развитием речи, а также сохранностью заинтересованности в окружающем и навыков адаптации. Данный синдром устанавливается, следуя тому же набору диагностических критериев, относящихся к аутизму, но исключая критерии, относящиеся к нарушению коммуникации. Синдром Аспергера и аутизм (при высоком интеллектуальном уровне) пересекаются друг с другом. Уровень развития сопереживания (эмпатии) может быть определяющим фактором в постановке того или иного диагноза. При чрезмерно низких показателях эмпатии возможен диагноз аутизма, а в тех случаях, когда уровень эмпатии более высокий, вместо аутизма может быть поставлен диагноз синдрома Аспергера.

Чаще единственным признаком, который дифференцирует аутизм от синдрома Аспергера, является уровень IQ.Низкий коэффициент интеллекта ведет к постановке диагноза аутизма, а более высокий уровень IQ – синдрома Аспергера.

Стоит отметить и такой феномен, который в современном обществе принято называть «синдромом саванта». Синдром саванта, иногда сокращѐнно называемый «савантизм» считается частным случаем аутизма. Это состояние, при котором лица с отклонением в развитии (в том числе аутистического спектра) имеют выдающиеся способности в одной или нескольких областях знаний, контрастирующие с общей ограниченностью личности. Встречается довольно редко и обычно является вторичным явлением, сопровождающим некоторые формы нарушений развития, зачастую синдром Аспергера. Общая для всех савантов интеллектуальная особенность – феноменальная память. Специализированные области, в которых чаще всего проявляются способности савантов: музыка, изобразительное искусство, арифметические вычисления, календарные расчёты, картография, построение сложных трёхмерных моделей. Человек с синдромом саванта может быть способен повторить несколько страниц текста, услышанного им один раз или безошибочно рассчитать результат умножения шестизначных чисел. Помимо этого, среди зарегистрированных проявлений синдрома саванта есть способности к изучению иностранных языков, обострённое чувство времени, тонкое различение запахов и др. При этом, в областях, лежащих вне проявлений синдрома, такой человек может демонстрировать явную неполноценность, вплоть до умственной отсталости.

Особенности детей с РАС

РАС может повлиять на то, как человек воспринимает мир. Он может быть сверхчувствительным к некоторым раздражителям, таким как свет, звук и вкус, что приводит к чрезмерной стимуляции одного или нескольких чувств. Это называется сенсорной перегрузкой. Данный факт может сделать повседневные занятия, такие как, например, поход в торговый центр, вызывающими тревогу и подавленность.

Другие люди могут заметить, что у человека с РАС имеются

  • нетипичные речевые модели и тон голоса
  • позднее развитие речевых навыков
  • трудности с поддержанием разговора или реагированием на него 
  • ограниченный зрительный контакт
  • ограниченная реакция на социальное взаимодействие
  • повторяющиеся модели речи и поведения
  • трудности в понимании чувств других людей и выражении своих собственных

Индивид может также демонстрировать повторяющееся поведение, такое как:

  • чрезмерная сосредоточенность на определенной теме, например, на автомобилях или расписании поездов
  • сосредоточенность на определенных объектах, таких как игрушка или предмет домашнего обихода
  • повторяющиеся движения, такие как раскачивание из стороны в сторону
  • выстраивание в ряд или упорядоченное расположение игрушек или предметов
  • потребность иметь предсказуемую рутину каждый день

Для человека с РАС изменения в рутине, неожиданное событие или воздействие громкой, чрезмерно стимулирующей среды могут быть подавляющими. Такие ситуации могут привести к вспышкам гнева, фрустрации, дистрессу, печали или отключениям, которые другие люди могут неправильно интерпретировать как “плохое” поведение.

Примерно у 1 из 10 людей с РАС проявляются признаки синдрома Саванта, при котором человек обладает экстраординарными способностями в определенной области. Это могут быть игра на музыкальном инструменте, быстрое вычисление сложных сумм или запоминание огромного объема информации.

Люди, страдающие РАС, также могут иметь более высокий риск других состояний, таких как:

  • депрессия
  • тревога
  • обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)
  • желудочно-кишечные проблемы
  • нарушения сна
  • ожирение
  • высокое артериальное давление
  • диабет
  • судороги

Причины заболевания

Единой версии, которая бы четко указывала на причины возникновения РАС нет. Врачи предполагают, что это расстройство имеет смешанную природу, состоящую из генетических, экологических и психологических факторов. 

К наследственным причинам относится связь родителей и ребенка. По данным исследований, у ребенка с РАС примерно 5% родственников страдали этими же расстройствами. Чтобы полностью проследить всю цепь наследственных причин, необходимо учитывать и микросимптомы аутизма у каждого из родителей. 

Психологические факторы обусловлены нарушением развития головного мозга. Наблюдаются изменение размеров отдельных долей и центров, отвечающих за развитие речи, взаимодействия, понимания, коммуникации и способности к обучению. 

Также замечено, что формированию РАС способствует осложненная беременность. В перинатальном периоде, если у матери были вирусные заболевания, сложный токсикоз, которые привели к гипоксии плода или поражениям головного мозга у ребенка, это может повлиять на развитие патологии. В комплексе такие причины могут существенно увеличить опасность аутического спектра у детей. 

Анализ результатов периода адаптации

Анализ результатов адаптационного периода предполагает повторную оценку выделенных критериев специалистами, работавшими с ребенком. В случае возникновения спорных ситуаций на заключительном этапе может подключиться специалист, не работавший сданным ребенком, но обладающий достаточной компетенцией для участия в наблюдении и анализе полученных результатов.

На основании результатов контрольной оценки составляется заключение специалистов об эффективности занятий и о реализации задач адаптационного периода. Это позволяет определить эффективность адаптации, а при необходимости проанализировать причины возникших трудностей, составить рекомендации и определить задачи для следующего этапа коррекционно-развивающих занятий.

Повторный анализ результатов проводится, как правило, через один-два месяца с начала адаптационного периода (конкретный срок повторной оценки результатов определяется командой специалистов с учетом индивидуальных особенностей ребенка (выраженности нарушений, темпа деятельности, режима посещения дошкольного образовательного учреждения и др.). При необходимости специалисты могут провести оценку процесса адаптации раньше, если в состоянии ребенка отмечаются существенные изменения (как положительные, так и негативные).

В результате прохождения адаптационного периода оценивается:

  • готовность к систематическому посещению ДОО (включая групповые и индивидуальные занятия);
  • контакт со специалистами;
  • усвоение основных режимных моментов ДОО;
  • ориентировка в помещениях ДОО;
  • интерес к совместной деятельности (со специалистом, с другими детьми при поддержке специалиста);
  • определение уровня познавательного, речевого, социального и физического развития ребенка.

Результаты прохождения ребенком адаптационного периода, основные задачи и направления работы обсуждаются с его родителями.

Данные, полученные в ходе проведения изучения ребенка, позволяют всем участникам педагогического процесса создать особые условия для успешного прохождения адаптационного периода, реализовать основное содержание работы:

  • определение необходимого графика посещения ДОО и режима нагрузок;
  • разработку индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания;
  • включение родителей в обучающий процесс;
  • контроль прохождения адаптационного периода.

При этом необходимо учитывать: от того, как организованы первые дни пребывания в ДОО ребенка с РАС, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения, в том числе и эффективная социализация.

Источники

  1. 1. Закрепина А.В., Браткова М.В. Разработка индивидуальной программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии II Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. № 2.
  2. 2. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: ПЕРСЭ, 2002.
  3. 3. Морозова Е.И. Психологические подходы к изучению процесса адаптации детей раннего (преддошкольного) возраста // Дефектология. 1997. № 4.
  4. 4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 1997-

О. КАРАНЕВСКАЯ, кандидат педагогических наук, доцент, МГПУ, Институт специального образования и комплексной реабилитации

Караневская О.В. Особенности проведения основного периода адаптации к ДОО ребенка с расстройствами аутистического спектра // Дошкольное воспитание. 2015. № 4. С. 78-82.

Дальнейшее развитие

К концу первого года жизни можно заметить, что у детей-аутистов страдает такой компонент развития, как совместная деятельность взрослого и ребенка, в которую входят общие переживания удовольствия и интереса к совместной деятельности, игре.

Такие малыши с трудом вовлекаются в совместную деятельность. Им сложно эмоционально связываться с взрослым. Показательно, когда малышу указывают рукой на какой-либо предмет, а он смотрит только на руку, сам предмет для него неинтересен. Со своей стороны, он редко самостоятельно показывает на объект для того, чтобы поделиться эмоциями. Не формируется указательный жест или ребенок может показывать на что-то рукой взрослого.

Из-за этого у деток плохо формируются такие компоненты взаимокоординации, как слежение за взглядом родителя, подражание его поведению, отклик на собственное имя. Ребенок не реагирует даже на самую банальную просьбу.

1 год – это кризисный период в жизни всех детей. Для аутистичного малыша он проходит особенно сложно. Возможность самостоятельного передвижения приводит к регрессу даже тех малейших коммуникаций, которые имели место.

В позах малыша отсутствует просьба взять его на руки, тогда как здоровые дети в этом возрасте явно демонстрируют это привычным жестом: например, останавливаются и протягивают ручки к родителю. 

К 3 годам у детей с РАС происходит уже отчетлтвое формирование данного синдрома. Вместе с этим обостряется проявление негативизма. Выражается протест на нововведения, попытки организовать их деятельность. Например, ребенок с аутизмом противится смене интерьера в его комнате. Все должно с педантичной точностью оставаться на своих местах.

Отсутствует спонтанность во взаимодействии с людьми. Наблюдается скудность эмоций по отношению к другому человеку. Подражательное поведение затруднительно. 

Ребенок с РАС попадает во власть своих стереотипов. Однообразное, повторяющееся поведение – важный симптом в картине заболевания. Оно может проявляться в виде многократно повторяющихся движений. Такой особенный малыш ходит длительное время по кругу или сидит на месте, раскачиваясь вперед-назад, зависает вниз головой, прыгает на вытянутых ногах. Стереотипные движения усиливаются в момент эмоционального напряжения или радости.

Ритуальное поведение выражается в ежедневном повторении однообразных действий. Возможно, это складывание одежды: она располагается в определенном порядке и последовательности. 

Стереотипное поведение характеризуется действием по определенным правилам. У деток это, чаще всего, выкладывание игрушек однообразным образом, например, по размеру или в ряд

Они уделяют внимание мелким предметам, любят играть со спичками, пуговицами, мозаикой. Более примитивные действия заключаются в надавливании на глазные яблоки, издавании определенных звуков, манипуляции с бумагой

У маленьких аутистов также наблюдается своеобразие интересов, выражающееся в фиксации на одной деятельности или объекте. Малыш любит есть из одной, определенной тарелки. Если ему предлагают другую посуду, он отказывается от еды. Или у него есть любимая игрушка, которая должна постоянно присутствовать с ним.

Наблюдается избирательность в еде. Многие продукты отвергаются. При этом имеется слишком придирчивое отношение к предлагаемым блюдам: ребенок разбирает их на кусочки, обнюхивает. С другой стороны, проявляется тенденция к поглощению несъедобных объектов.

Надо отметить, что ребенок с РАС нередко попадает в опасную ситуацию. Это связано с его вовлеченностью в стереотипные программы. Например: малыш выбегает на оживленную трассу, увидев машину определенного цвета и следуя за ней.

Маленьким аутистам очень сложно освоить элементарные навыки даже самообслуживания. Страдают все сферы процесса: координация, ориентация в пространстве, удержание позы, повторение. Особенно неловкость усиливается, когда наблюдается положительный настрой на деятельность, заинтересованность в ней. В данном случае хорошо помогает совместная деятельность родителя и крохи в следующем режиме. Взрослый берет в свои руки ручки малыша  и начинает вместе с ним проделывать манипуляцию от начала до конца. Таким образом, после череды повторений, ребенок запоминает схему действия.

Если взрослый убирает руки в неподходящий момент и предоставляет своему ребенку свободу действий, он может прекратить повторение навыка.

Стратегии и навыки для помощи людям с РАС

Люди с РАС могут вести себя так, что другим это покажется странным. На самом деле, такое поведение — например, выполнение повторяющихся движений — скорее всего, является стратегией, помогающей им справиться со своим состоянием, когда они чувствуют себя подавленными.

Такое поведение может быть способом для человека:

  • защитить себя от окружающей среды, которая кажется подавляющей
  • управлять своими эмоциями
  • установить чувство порядка

Нейротипичные люди могут не понимать этих реакций, что может привести к тому, что человек будет ощущать себя изолированным и подавленным.

Родители, лица, осуществляющие уход, и другие люди могут максимально повысить качество жизни ребенка, узнав о РАС и оказав ему поддержку.

Например, они могут помочь с помощью

  • изучения того, как РАС влияет на ребенка
  • признания того, что, хотя человек с РАС может отличаться от нейротипичного человека, он по-прежнему является полноценной личностью со своими сильными и слабыми сторонами, будучи последовательным в распорядке дня и правилах
  • создания опоры на сильные стороны и интересы ребенка
  • изучения и создания сети поддержки
  • следования распорядку дня, когда это возможно
  • планирования и подготовке к изменениям заранее
  • избегания возбуждающей окружающей обстановки, когда это возможно, или постепенного ее внедрения 
  • поощрения коллективного поведения, устанавливая ограничения и предлагая выбор
  • прислушивания к людям, которые говорят и пишут о своем опыте

Они также могут работать с детьми, чтобы выяснить:

  • что вызывает реакцию
  • какие реакции могут возникнуть и когда
  • что им нравится и не нравится
  • как они лучше всего общаются
  • как они предпочитают учиться
  • каковы их сильные и слабые стороны

Симптоматика и признаки

Не все дети проявляют признаки расстройства аутического спектра в раннем младенчестве. Иногда симптомы могут проявиться после полутора-двух лет, когда ребенок научился произносить отдельные слова и звуки

Существуют сигналы, на которые стоит обратить внимание

К ним относят сложность в налаживании зрительного контакта с ребенком. Зачастую он избегает смотреть родителям в глаза, не любит, когда к нему прикасаются, отсутствует привязанность к отцу или матери. 

В играх ребенок отдает предпочтение какой-то одной игрушке и полностью посвящает ей все внимание. Также, необходимо отметить задержку развития речи

Обычно, к году малыш должен начинать гуление и издавать звуки, характерные для его возраста. Ребенок с подозрением на РАС не повторяет звуки и отдельные слова.

У них сдержана эмоциональная реакция, редко появляется улыбка на лице, а некоторые наоборот, слишком бурно реагируют на внешние раздражители, такие как свет, звук. Кроме того, у детей аутическим спектром развития может присутствовать неадекватность в поведении со сверстниками, избегание общения и совместных игр с ними.

Такие показатели не могут служить стопроцентным диагнозом РАС, однако дают сигнал к обращению за помощью к профильному специалисту, который занимается диагностикой психических нарушений. 

Способы лечения аутизма и его прогнозы

Синдром Ретта

Диагностика расстройства аутистического спектра

Устанавливает, либо подтверждает подозрение других специалистов врач психиатр

Другие специалисты, работающие с ребенком (педиатры, неврологи, психологи, воспитатели) могут обратить внимание родителей на тревожные симптомы и рекомендовать обратиться за консультацией к психиатру. Наличие точного диагноза позволяет родителям претендовать на льготы от государства, определить верный образовательный маршрут для ребенка.Своевременная постановка диагноза крайне важна, так как ранее вмешательство в значительной степени позволяет улучшить качество жизни как пациента, так и его родителей.

Что такое расстройство аутистического спектра?

РАС – это обобщающий термин, который включает в себя целый ряд особенностей развития нервной системы. РАС – это не болезнь, однако оно может оказать значительное влияние на жизнь человека. Последствия РАС могут сильно варьироваться. Некоторым людям потребуется пожизненная поддержка, в то время как другие могут жить и работать самостоятельно.

В некоторых случаях признаки этого состояния могут присутствовать с младенчества, а в других случаях могут становиться более очевидными по мере взросления человека.

Родители или лица, осуществляющие уход, могут заметить, что маленький ребенок:

  • не лепечет к 12 месяцам и не произносит слов к 16 месяцам
  • не реагирует, когда с ним разговаривают, но реагирует на другие звуки
  • не устанавливает зрительный контакт
  • педантично выстраивает игрушки или предметы
  • не хочет, чтобы его обнимали
  • не играет с другими и не играет в воображаемые игры

Ребенок постарше может:

  • испытывать трудности, чтобы начать разговор
  • с трудом заводит друзей и взаимодействует с другими людьми
  • использует повторяющиеся или нетипичные выражения
  • испытывает дискомфорт от изменений в своей повседневной жизни
  • чрезвычайно увлечен определенными темами или объектами

Другие статьи по теме:

  • Нарушения речи у детей
  • Нарушение чтения и письма у детей
  • Нарушение счета у детей
  • Нарушение памяти в детском возрасте
  • Неадекватное поведение ребенка

*Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача! Клинический Институт Мозга не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте neuro-ural.ru.

Виды раннего детского аутизма

Можно выделить  четыре вида расстройства:

  1. Полное игнорирование происходящего.
  2. Избирательность контактов.
  3. Одержимость собственными интересами.
  4. Трудности взаимодействия.

Первая группа детей предполагает ограничение взаимодействия даже с близкими людьми. От них очень сложно получить улыбку или другую эмоцию. Они не любят прикосновений и избегают смотреть в глаза, настолько избегают общения с окружающим миром, что не реагируют на боль, холод, голод. Речью практически не пользуются, скудны в проявлении эмоций.

Представители данной категории могут быть очень подвижны. Много бегают, кувыркаются, обследуют самые потаенные места. Могут долго смотреть в окно на проплывающие облака, движение машин, мелькание огней. К взрослым обращаются крайне редко, чтобы удовлетворить свои потребности: просят покружить или подбросить, кладут их руку на интересующий объект. Несмотря на свою отрешенность, способны различать «своих» и «чужих».

Вторая группа – более легкая степень расстройства, характеризующаяся выборочностью в контактах с окружающим миром. В основном такие дети предпочитают общаться с близкими людьми, и даже привязаны к ним. Однако эта привязанность необходима им для поддержания постоянства, к которому они так стремятся.

Они создают себе привычные, неизменные формы существования и придерживаются их постоянно. Нарушение их привычного уклада жизни: особенностей питания, одежды, интерьера, маршрута прогулок, вызывает вспышки гнева. Нередко они проявляются в виде аутоагрессии или самотравмирования: дети кусают, щипают себя, наносят другие телесные повреждения.  Малыши с подозрением относятся ко всему новому, не терпят сюрпризов. Все должно идти по известному сценарию.

В привычных для них условиях они способны адаптироваться и чувствовать себя спокойно. Могут осваивать новые навыки, проявляя достаточные способности: красиво рисуют, лепят, впоследствии обладают каллиграфическим почерком. 

Для таких детей характерна фразовая, отрывистая речь. У них в большей степени проявляется стереотипность движений. Коррекционная работа позволяет малышам неплохо адаптироваться к существованию в обществе и достичь успехов в психоречевом развитии.

Третья группа отличается поглощенностью своими интересами, которые порой носят агрессивный, своеобразный характер. Они могут быт ь связаны с пережитым пугающим событием. Благодаря таким увлечениям крохи получают контроль над своим страхом.

Детей этой группы характеризует четкое следование своей программе поведения. Отклонение от нее грозит эмоциональными всплесками, истериками.

Представители данной группы способны к целенаправленным действиям, но только в том случае, когда они уверены в положительном исходе. Неопределенность результата нарушает их деятельность. Таких ребят отличают высокоразвитый интеллект и речь.

Малыши четвертой группы также зависят от постоянства своего окружения. Они чрезвычайно ранимы, тревожны, уязвимы. Любая преграда способна остановить их. Опасаясь быть отвергнутыми взрослыми и лишиться их опеки, они стараются быть сверхпослушными. Близкие люди чрезвычайно значимы для ребенка – через них он выстраивает отношения с окружающим миром, нуждается в их поддержке, одобрении, эмоциональном контакте.

Для таких деток характерна двигательная неловкость. Их движения плохо координированы. Они с трудом осваивают элементарные навыки. Психоинтеллектуальное развитие не отличается особой одаренностью. Речь нечеткая с бедным словарным запасом. Представления о мире недостаточны. Интеллектуальное развитие может протекать с задержкой.

Но следует отметить, что аутист именно этой группы будет стремиться отойти от стереотипов и начать спонтанный диалог со своим окружением.

Дети с РДА характеризуются отстраненностью от окружающих, замкнутостью и скудностью, однотипностью эмоций

Следует понимать, что человек с синдромом раннего детского аутизма чрезвычайно чувствителен и раним, поэтому требует внимательного и осторожного обращения с ним

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

Речь, интеллект, мировосприятие

У детей аутизмом нарушено восприятие общей картины мира. Они анализируют объект не в целом, а разделяют его на детали. Машинка им интересна не как вид транспорта, а только потому, что у нее движется колесо.

Для таких детей не свойственно стремление к познаванию мира, изучение свойств объекта, его назначения. Они выбирают для себя привлекательные элементы и следуют им. Познавательные вопросы «зачем, почему» запаздывают во времени.

Аутичных детей сложно заинтересовать игрушкой, но они фокусируются на сенсорных стимулах. Например, малыш настолько любит классическую музыку, что уже в год находит в стопке нужную пластинку и устанавливает ее в проигрыватель.

Однако поражает способность таких детей запоминать то, на что они, смотря со стороны, не обращают внимания, слышат то, к чему не прислушиваются, видят то, к чему не приглядываются. Когда впоследствии с ними удается наладить словесный контакт, дети повествуют о многих вещах, которые, как казалось, их не интересовали.

Что касается памяти, то она, можно сказать, избирательна. Они очень хорошо запоминают то, что для них значимо: обстановку в квартире, привычки в семье и т.п. Поэтому любое нарушение распорядка вызывает у них возмущение. Дети также хорошо запоминают события, вызвавшие у них чувство страха.

Особенностью маленьких аутистов является механическая память. Они превосходно запоминают стихи, воспроизводят сложные рисунки, песни. 

Речь аутичных малышей также имеет свои особенности. В младенчестве для них не свойственно гуление и лепет. Они появляются очень поздно. Первые слова произносят в срок, но это не привычное «мама», а совершенно другие слова, которые не используются для прямого общения.

У многих малышей речь или очень скудная, с малым словарным запасом, или вообще практически не развита. Они мычат, чмокают, разговаривают на каком-то своем языке. Слова бессвязны, могут использовать вырванные выражения из просмотренных мультиков.

Наблюдаются эхолалии – повторение обращенных к аутисту слов. Порой повторяются очень сложные выражения, но чисто автоматически, без понимания смысла. Наблюдается реверсия местоимений, когда малыша с РАС спрашивают, как тебя зовут, он отвечает: «Тебя зовут Петя».

Смысл речи аутистичного малыша понятен только близким людям, так как он оперирует отвлеченными понятиями. Например, когда мама сердится, отвечает ей: «Смилуйся, государыня».

Даже если речь малыша достаточно хорошо развита, а его словарный запас очень богатый, он все равно неспособен к диалогу. Говорит только о том, что интересует его, в форме монолога, при этом страдает интонация высказываний.

Аутисты легко осваивают иностранные языки. Но, как замечают преподаватели, родной язык они также осваивают как зарубежный.

В целом, речь при РДА тоже отличается стереотипностью. Она часто непонятна для окружающих, так как выражает личные интересы ее носителя. Спонтанная речь, используемая при общении, плохо развита, дети лучше воспринимают косвенную, обращенную к другим. Они могут говорить чисто и без запинок, оперируя сложными выражениями, в форме монолога или эхолалий, но спотыкаются, путаются и говорят смазано при попытке начать диалог.

Заключение

РАС – это пожизненное состояние, но поддержка и терапия могут помочь этим людям справиться с различными проблемами, с которыми они могут столкнуться в жизни.

Родители или лица, осуществляющие уход, которые подозревают, что у ребенка могут быть признаки РАС, в силах ему помочь, обратившись за профессиональной консультацией как можно скорее. Раннее вмешательство может помочь максимизировать шансы человека с РАС полностью раскрыть свой потенциал.

РАС – это сложное состояние нервной системы, которое может повлиять на то, как человек реагирует на окружающий мир и относится к нему. Последствия  РАС у разных людей сильно различаются. Некоторые аутичные люди живут самостоятельно, в то время как другие нуждаются в пожизненном уходе и поддержке. Современные методы лечения включают трудотерапию и логопедию, а также доступны различные другие формы поддержки.

Статья по теме: Дети с расстройством аутистического спектра формируют свою среду обучения

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: