Основы взаимодействия доо и семьи в условиях реализации фгос

Большое значение имеет работа по включению родителей в совместную деятельность

Психологическая реабилитация, ее условия

Психологические основы реабилитации

5 стр., 2117 слов

Презентация на тему: Методология и методы научного исследования

… реализация принципов минимизации задач научного исследования. Гипотеза исследования, виды гипотез, взаимосвязь с этапами исследования. Этапы психологопедагогического исследования. 5 Тема 3. Методы научного познания, методы психолого-педагогическогоисследования •Метод научного познания: сущность, содержание, …

Они заключается в корректировке эмоционального состояния, что сократит время выздоровления и адаптации, семейной психологии и терапии, расширении информационного пространства. Задача такой реабилитации заключается в принятии человеком нового себя, в осознании утраченных функций, в адаптации к внешнему миру. Восстановление личностного и социального статуса человека.

Психологическая реабилитация имеет широкое понятие. Она является завершающим этапом в общем лечении, прежде всего в плане восстановления социального и личностного статуса человека. Осуществляется она при помощи психологических способов, которые направлены на устранение разных дефектов, полученных при болезни или в какой-то ситуации (необязательно физической).

Она включает в себя лечение, профилактику, приспособление к жизни и труду после болезни. В целом, существует медицинская, психологическая, профессиональная и социальная реабилитация.

Основные методы социально-психологической реабилитации

Различные психотерапевтические воздействия на человека, гипноз.

Психопрофилактика.

В отдельных случаях использование медицинских препаратов психотропного действия.

Большое значение имеет благоприятная обстановка в коллективе, семье.

Физические тренировки.

Трудотерапия отвлекает от проблем, дает возможность реализоваться в жизни, показать свою значимость.

Подведя итог, стоит отметить, что методы психологической реабилитации должны быть направлены на достижение высокого результата. Постоянное консультирование пациентов поможет в его осуществлении. Социальная реабилитация позволяет адаптировать их к изменившимся условиям семейной и общественной жизни. Это мероприятия, которые направлены на улучшение качества жизни, создание равных возможностей для полного участия в жизни общества

Таким образом, мы должны понимать, что немаловажное значение, наряду с медикаментозным лечением, имеет и психологическое восстановление человека. Не стоит пренебрегать им

Программы социализации

Несмотря на то, в какой семье растет и воспитывается ребенок, какой диагноз ему поставлен – в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом “Об образовании” – каждый имеет право на получение бесплатного общего образования и на самореализацию в доступных видах социальной деятельности. Инвалиды обладают дополнительными правами – учебный процесс должен быть выстроен на особом подходе со стороны преподавателей и на обеспечении специальных условий для образовательной деятельности (наличие методических и учебных пособий, пандусов в образовательном учреждении, обустроенной территории для физических занятий).

В детском саду и школе

На сегодняшний день все чаще практикуется инклюзивная программа социализации для детей с ОВЗ, подразумевающая “включение” инвалида в общество здоровых сверстников. Социализация детей с ОВЗ в ДОУ основана на совместном участии здоровых и “особенных” ребят в различных видах деятельности, на одной территории и в одно и то же время. Совершая какие-либо совместные действия, воспитанники оценивают друг друга не по симпатиям, а по личностным качествам и навыкам. В игровой деятельности они усваивают установленные правила, учится соблюдать их под непосредственным руководством воспитателей.

Социализация детей с ОВЗ в школе – важный этап становления личности и психического развития. Проявление эмоциональных симпатий и антипатий у учеников позволяет педагогам скорректировать учебную деятельность, разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты, а также исправлять их поведение в соответствии с принятыми нормами. Любые формы социализации детей с ОВЗ исключают дискриминацию, обеспечивают равные права для всех детей, но при этом создают особые условия для инвалидов.

Дополнительное образование

Программы дополнительного образования состоят из разнообразных творческих направлений, в соответствии с интересами ребят с ОВЗ любого возраста. Согласно социальным практикам, занятия творчеством способствуют социально коммуникативному развитию детей с ОВЗ, их продуктивная деятельность увеличивается в разы, выявляются и развиваются творческие способности. Дополнительные образовательные программы направлены на воспитание и социализацию детей с ОВЗ, исправление их психоэмоциональных проблем, выявление, развитие и поддержание творческих способностей.

Ребята, регулярно посещающие художественные, музыкальные или узконаправленные курсы, со временем лучше усваивают школьный материал, не теряют мотивацию к учебе. Более того, получая хорошую практику на дополнительных занятиях, подростки часто выбирают творчество в качестве профессии.

Цели и задачи

Дети с ограниченными возможностями здоровья относятся к незащищенной категории граждан, которые требуют не только постоянной помощи и контроля со стороны третьих лиц, но и государственного социального обслуживания. Социальное развитие детей с ОВЗ – это комплекс действий и мероприятий, направленный на:

  • успешное развитие личностных качеств;
  • усвоение принятых норм морали и этики;
  • принятие установленных образцов поведения в обществе;
  • развитие познавательной деятельности, любви к учебе и труду.

Таким образом, основная цель социализации детей с ОВЗ – безболезненная адаптация к окружающему их обществу.

Задачи социализации детей с ОВЗ:

  • естественные задачи – в соответствии с возрастом ребенок должен иметь определенный уровень, психического, физического и сексуального развития.
  • культурные задачи – взрослея, подросток с ОВЗ должен уметь общаться со здоровыми людьми, находить нужные темы для разговора, и принимать активное участие в жизни общества;
  • психологические задачи – оказание помощи в преодолении психологических барьеров, возникших в результате имеющегося недуга.

Практические исследования показывают, что в большинстве случаев, при знакомстве с новыми людьми, ребята с ОВЗ стараются скрыть свою патологию. В тех случаях, когда это невозможно, они самоизолируются от общества или агрессивно реагируют на сочувствие и гиперопеку со стороны новых знакомых. Успешная социализация детей с ОВЗ возможна только тогда, когда общество готово “принять” инвалида. В тех случаях, когда малыш с отклонениями не выделяется из общей толпы (например, на детской площадке играет вместе со здоровыми сверстниками), он лучше адаптируется и быстрее находит “общий язык” с окружающим миром.

Условия социализации детей с ОВЗ:

  • индивидуальный подход к воспитанию;
  • родители должны не только опекать своего особенного ребенка, но и обеспечить ему достойное и качественное образование;
  • выбор образовательного учреждения должен зависеть не только от решения ПМПК, но и от желания и возможностей малыша (процесс обучения может осуществляться в домашних условиях, школах-интернатах, коррекционных учреждениях, в коррекционных классах на базе общеобразовательной школы);
  • всестороннее развитие;
  • регулярное посещение психолога, дефектолога и других необходимых специалистов;
  • постепенная интеграция в общество.

Родители обязаны оказать всевозможную помощь своему малышу для того, чтобы его взрослая жизнь была успешной, полноценной и счастливой. Соблюдая условия успешной социализации детей с ОВЗ, даже в самых тяжелых случаях инвалиды начинают проявлять коммуникативные навыки и познавать окружающий их мир.

Проблемы социализации детей, имеющих особые потребности

Одной из важнейших социально-экономических проблем современного общества является включение детей с особыми потребностями в социум. Эта проблема проявляется в:

  • стабильном сокращении числа трудоспособного населения;
  • ухудшении качественного состава населения на фоне роста инвалидизации;
  • нарушении связей детей с окружающим миром, недостаточном контакте со сверстниками и взрослыми;
  • ограниченной мобильности;
  • недоступности культурных ценностей, иногда – образования;
  • ограниченном общении с природой.

Замечание 1

Существенной социальной проблемой выступает отсутствие специальных нормативных актов и законов, устанавливающих ответственность должностных лиц организаций и учреждений, органов государственной власти за реализацию прав детей с особыми возможностями на социальную реабилитацию, охрану здоровья, независимое существование.

Снижение познавательной активности ведет к ограниченным знаниям об окружающем мире, недостаточности практических навыков, необходимых для успешной социализации.

Нарушения в поведении и эмоционально-волевой сфере проявляются в:

  • эмоциональной неустойчивости,
  • слабости волевых установок,
  • аффективной возбудимости,
  • импульсивности,
  • апатичности и вялости или в двигательной возбудимости.

Замечание 2

Для всех видов аномального развития доминирующим отклонением выступает нарушение речевого общения, ограничения в восприятии и переработке информации.

Социализация в зависимости категории детей с ОВЗ

Процесс социализации детей с ОВЗ зависит от трех факторов:

  • скорость адаптации к социуму;
  • социальная интеграция (процесс включения ребенка в общество и то, как общество реагирует на инвалида);
  • развитие личности и проявление индивидуальных качеств.

В зависимости от того, как проходит процесс социализации у ребят с ОВЗ, их можно условно разделить на четыре категории (независимо от имеющихся патологий здоровья):

Тип Характеристики
Активно-позитивный Дети, имеющие позитивный настрой, хорошее чувство юмора, высокую самооценку, и не стесняющиеся своих недугов, быстро адаптируются к изменениям в обществе (при поступлении в школу, при переезде на новое место жительства), и самостоятельно решают возникающие бытовые проблемы.
Пассивно-позитивный Дошкольники и подростки, относящиеся к этому типу, характеризуются низкой самооценкой. Они не стремятся проявить себя, заявить о том, что им что-то не нравится. Чаще всего они нуждаются в постоянной опеке со стороны близких, бояться серьезных изменений в жизни, т.е. их полностью устраивает их место в обществе.
Пассивно-негативный Ребята пассивно-негативного типа стесняются своего недуга, и того, что они находятся постоянно под опекой. Они не стремятся к изменениям (не пытаются самостоятельно развиваться, обучаться, не проявляют интерес к здоровым сверстникам).
Активно-негативный Активно-негативные ребята испытывают сильный психологический дискомфорт от того, что не могут полноценно расти, играть и общаться. При этом их реакция на изменения в окружающем мире может быть крайне негативной – они могут замкнуться в себе, потерять интерес к учебе, агрессивно проявлять себя в общении с близкими.

Среди детей с ОВЗ, имеющих серьезные заболевания (например, детский паралич), можно выделить лишь небольшую группу активно-позитивных лиц. Большая часть подростков с патологиями здоровья не пытаются самостоятельно изменить свою жизнь, не имеют социальной активности, или считают, что не способны жить также как здоровые сверстники.

Для формирования личностных и духовно-нравственных качеств, самостоятельности в выборе и действиях, для стремления к учебе и труду, и социализации социально-педагогические и психологические методики должны быть хорошо спланированы и иметь научное обоснование.

Роль семьи в социализации и социальной адаптации детей с овз

Семья играет ведущую роль в физическом, эмоциональном, умственном развитии детей. Социальными нормами ребенок овладевает именно в семье. Только в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации, определяется стиль жизни, устремления, планы и способы их достижения. Здесь ребенок знакомится с трудовыми навыками, когда участвует в самообслуживании, оказывает помощь старшим в домашнем хозяйстве. Тем самым ребенок учится уважать труд родителей, родственников, других людей.

Семья обладает большим воспитательным потенциалом. Именно в семье ребенок познает, что такое добро и зло, любовь, дружба, верность.

Семья выполняет также образовательную функцию, связанную с образованием детей и продолжением образования родителей. По мнению А.В.Мудрика, чтобы жилище превратилось в семейный очаг необходимо соблюдение ряда условий:

— создание доброжелательной атмосферы в семье;

— организация быта: распределение домашних обязанностей, совместное выполнение работ по дому, общие разговоры, совместное проведение досугов;

— создание ″закрытой системы″ семьи с параллельной открытостью ее для друзей, родственников, гостей.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Источники социализации

Выделяют несколько источников социализации индивида.

Передача культуры — она осуществляется через такие социальные институты, как семья, система образования, обучения и воспитания.

Взаимное влияние людей — оно происходит в процессе общения и совместной деятельности.

Первичный опыт — он связывается с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения.

10 стр., 4768 слов

Социальные функции образования

… из важнейших социальных функций образования становится социализация подрастающего поколения. … возложенную на систему образования. А по сути навязывает образованию идеологическую … образования постепенно изменяется, превращаясь в полную противоположность. Бюрократическое устройство школы с ее религиозно-монархическими чертами уступает такому устройству, в котором заметными становятся общественные …

Процессы саморегуляции — они соотносятся с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль.

Система саморегуляции формируется и развивается и в процессе интериоризации социальных установок и ценностей. Интериоризация -это формирование у индивида структур психики посредством усвоения способов внешней социальной деятельности и поведения. Интериоризация — это превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические (внутриличностные отношения с самим собой).

В развитии выделяются такие стадии интериоризации:

1) взрослый словом действует на ребенка, побуждая что-то сделать;

2) ребенок перенимает способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого;

3) ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: