Развитие речи детей по возрастам

Развитие речи у детей по возрастам

Развитие речи в школьном возрасте

При поступлении ребенка в школу его речь приобретает осознанный характер. Ребенок, практически не использует, непроизвольные фразы.

На данном этапе осуществляется революция в речевом развитии – речь перестраивается с восприятия звуков на слух, их различия до осмысленного применения всех компонентов языка и языковых конструкций.

В школьном возрасте, ребенок начинает осваивать письменную речь

В это время, приоритетное внимание уделяется формированию грамматического строя, орфографии, синтаксису и их верному применению при написании слов и предложений. Устная речь тесно связывается с письменной, и в то же время, письменная речь имеет свои особенности формирования, приемы освоения, от эффективного использования которых зависит полноценное речевое развитие ребенка

Рисунок 3. Влияние онтогенеза речи на развитие высших психических функций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Нормы развития речи по возрастам

Всё ли в порядке? Этим вопросом задаются многие мамы, переживая, что малыши говорят мало слов, их речь невнятна и т.д. Предлагаем границы нормального речевого развития, с помощью которых вы сможете отслеживать формирование языковых навыков у своего чада.

В 6 месяцев младенец:

  • воспроизводит звуки с интонацией;
  • реагирует на собственное имя (поворачивает голову);
  • интересуется источниками звука, особенно если они идут от значимых взрослых;
  • реагирует плачем или улыбкой на дружеский или сердитый тон.

В 12 месяцев малыш:

  • использует в речи несколько простых слов (или их фрагментов);
  • следует простым инструкциям, особенно если мама показывает жестом, что нужно взять или принести.

В 18 месяцев дети:

  • имеют активный словарь до 20 слов, в основном это существительные;
  • в речи часто используют эхолалию – повторяют услышанную фразу снова и снова;
  • показывают одну из частей тела по просьбе родителей («Где носик?»);
  • эмоционально и невнятно говорят на «тарабарском» языке.

В 2 года ребенок:

  • называет несколько знакомых предметов из своего окружения;
  • составляет простейшие предложения, чаще всего состоящие из глаголов и существительных – «Кися кусит» (кошка кушает);
  • показывает пять частей тела по маминой просьбе («Где у тебя носик?»);
  • может использовать в речи до 150-300 слов;
  • знает и использует несколько местоимений – «мой», «моё», «моя»;
  • пропускает ряд звуков – ж, ш, з, с, р, л, ц, щ («мосьно» вместо «можно»).

В 3 года дети:

  • обладают активным словарным запасом из 1000 слов, обычно это глаголы;
  • начинают применять множественное число существительных;
  • знают основные части тела и могут их показать и назвать;
  • используют союзы «если», «когда», «потому что»;
  • называют свой пол, имя и возраст;
  • понимают рассказанные и прочитанные небольшие сказки и стихи;
  • понимают простые вопросы, отвечают на них чаще односложно.

В 4 года малыши:

  • используют в речи до 2000 слов;
  • меньше сокращают, переставляют и пропускают слова;
  • отвечают на вопросы, пересказывают хорошо знакомые рассказы и сказки;
  • иногда неверно произносят шипящие и свистящие звуки;
  • задают множество вопросов – как простых, так и довольно неожиданных;
  • говорят сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями – «Я стукнул Васю, потому что он забрал машинку».

В 5 лет ребенок:

  • расширяет свой словарь до 2500-3000 слов;
  • может составить рассказ по картинке;
  • применяет обобщающие понятия (цветы, дикие животные, обувь, транспорт и т.д.);
  • использует в предложениях все части речи – прилагательные, местоимения, деепричастия, междометия и т.п.;
  • разговаривает на понятном взрослому языке, хотя встречаются и ошибки при ударении, при склонении существительных;
  • чисто произносит все звуки, определяя гласные и согласные, твердые и мягкие.

В 6-7 лет дошкольники:

  • используют в речи от 3500 слов;
  • разговаривают образными выражениями, метафорами («радужная улыбка», «мамино счастье»);
  • склоняют все члены предложения по роду, падежу и числу;
  • любят и охотно рассказывают сказки, сочиняют истории, отвечают на вопросы.

Также вас должно насторожить, если ребенок:

  • в трехмесячном возрасте не поворачивается, когда к нему обращается мама или папа;
  • в полгода не реагирует на интонационно окрашенную речь, не оборачивается к источнику звука, в лепете отсутствуют звуки «м, б, п»;
  • в годик не понимает слова, которые взрослые часто употребляют в речи, не реагирует на собственное имя, для привлечения маминого внимания использует лишь плач;
  • в два года не показывает на картинке кошку, зайчика, медвежонка, не понимает самых простых вопросов;
  • в трехгодовалом возрасте не может выполнить двухсоставную инструкцию («Возьми бутылочку и принеси мне»), не называет известные ему вещи;
  • в четыре года не в состоянии ответить на простейшие вопросы, неправильно произносит большинство звуков, говорит короткими предложениями.

В раннем и особенно дошкольном возрасте происходит активное развитие речи у детей, которое влияет на совершенствование всех психических процессов

Вот почему так важно иметь представление о нормативных сроках усвоения ребенком речевых навыков. Конечно, каждый малыш индивидуален, однако знание норм и этапов развития речи поможет вам вовремя обратиться к специалисту в случае обнаружения каких-либо проблем

Что влияет на правильное развитие речи?

Существует две группы факторов, которые влияют на развитие речи:

  1. Биологические.
  2. Социальные.

К первым относят различные патогенные факторы, которые могут вредить правильному развитию: сложное внутриутробное развитие, мозговые инфекции и травмы, нарушения слуха, наследственность.

Вторая группа – это сочетание внутренних процессов развития ребенка и внешних условий, которые являются специфичными для каждого возрастного этапа. Например, раннее отделение малыша от матери иногда становится причиной появления эмоциональной неустойчивости, импульсивности, нарушения поведения. А это, в свою очередь, ведет к речевым расстройствам.

На правильный разговор влияют примеры, образцы для подражания. Ребенок сначала слышит, как говорят в семье, потому начинает пробовать сам. Чтобы верно усваивать слова в процессе игровой деятельности, ребенок сначала накапливает впечатления – это основа для будущих образов и связей с ними в речи. Развитие общей моторики также влияет на правильность разговора.  На формирование речевых навыков влияет язык, на котором учится говорить ребенок. Попытка усвоить сразу несколько языков может слегка тормозить ребенка в развитии, речь его может формироваться медленнее.  

Правильному развитию речи способствуют:

  • Эмоционально положительное окружение;
  • Спокойствие в семье;
  • Умеренное в звуке общение между близкими (без криков);
  • Чувство защищенности в семье;
  • Терпение родителей по отношению к ребенку;
  • Чуткое и доброжелательно поведение воспитателей в детском саду.

Когда дети проявляют активность и достигают поставленных целей

Один из важных моментов, на которых родители могут гордиться своими детьми, это когда они проявляют активность и достигают поставленных целей. Если ребенок увлекается каким-то видом спорта или искусства и регулярно занимается этим делом, развивая свои таланты и умения — это прекрасно. Ребенок может проявлять активность и в других областях, например, волонтёрствуя в благотворительных организациях или участвуя в школьных проектах.

Когда дети усердно трудятся над своими задачами и добиваются результатов, это также вызывает гордость у родителей. Например, если ребенок усердно учится и получает высокие оценки, это является отличным поводом для гордости. То же самое касается и других видов достижений, например, выигрышей в конкурсах или участия в мероприятиях, которые требуют упорства и целеустремленности.

  • Итак, родители могут гордиться своими детьми, когда:
  • Дети проявляют активность в различных сферах жизни
  • Дети занимаются любимым делом и развивают свои таланты
  • Дети успешно учатся и добиваются заметных результатов
  • Дети участвуют в различных мероприятиях и показывают упорство и целеустремленность

В целом, когда дети проявляют активность и достигают поставленных целей, это очень важный фактор для их родителей. Хвалить детей и гордиться их достижениями — это один из способов мотивировать их продолжать делать то, что им нравится, и стремиться к новым высотам в своих достижениях.

Когда дети демонстрируют высокую интеллектуальную и эмоциональную зрелость

1. Высокие показатели в обучении. Когда ребенок показывает отличные результаты в учебе и понимает сложные материалы, это является основой для гордости родителей. Интеллектуальная зрелость подразумевает способность к анализу, рефлексии и принятию самостоятельных решений.

2. Интерес к науке и исследованиям. Если ребенок интересуется наукой и проводит много времени за самостоятельными исследованиями, это говорит о его интеллектуальной и эмоциональной зрелости. Родители могут быть горды особенно, если их ребенок выигрывает научные соревнования и получает награды.

3. Умение контролировать эмоции. Когда дети демонстрируют способность контролировать свои эмоции, это говорит о их эмоциональной зрелости. Родители могут гордиться тем, что дети регулируют свои чувства, что дает им возможность принимать взвешенные решения и избегать проблемных ситуаций.

  • 4. Самостоятельность. Дети, которые могут принимать ответственные решения и заботиться о себе, являются примером высокой эмоциональной зрелости. Родители могут гордиться тем, что дети могут справляться со своими задачами и не нуждаются в помощи других людей.
  • 5. Способность к эмпатии. Эмоциональная зрелость может также проявляться в способности к эмпатии. Ребенок, который понимает чувства других людей и проявляет сочувствие, является полезным и добрым человеком, на что могут быть горды его родители.

6. Общественное и благотворительное направленность. Если ребенок проявляет интерес к общественной и благотворительной деятельности, это свидетельствует о его эмоциональной зрелости. Родители могут быть горды тем, что их ребенок помогает другим и заботится об окружающих людях.

Что может затруднять речь ребенка

Очень важно, чтобы малыш с первых дней своей жизни слышал правильную, интонационно богатую речь взрослых. У «молчащих» родителей дети обычно начинают говорить немного позднее своих сверстников

Развитие речи зависит от здоровья центральной нервной системы и полноценно развитых органов артикуляции – губ, языка, неба. Если здесь имеются нарушения, ребенок не сможет освоить родной язык в полном объеме. От нормального слуха зависит понимание речи. Если малыш неточно слышит или совсем не слышит обращенные к нему слова, он не сможет повторить правильно ни одного слова.

Возможные нарушения при нормальном слухе и развитом интеллекте:

  • Неправильное звукопроизношение. Чаще всего дети не произносят шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ, свистящие (С, З, Ц) и сонорные (Л, Р) звуки.
  • Маленький словарный запас и нарушения грамматического построения речи.
  • Позднее появление первых слов.
  • Малопонятная речь, невнятное произношение слов.
  • Значительное отставание экспрессивной речи от импрессивной, то есть дети все понимают, но сами не могут выразить свои мысли, не владеют речевыми навыками.
  • Утрата уже сформированной речи после травмы мозга или инфекций, затрагивающих головной мозг.
  • Гнусавая речь, сопровождающаяся нарушенным произношением всех звуков при расщелине верхнего неба.
  • Тихий, слабый или резкий голос.

Причины речевых дефектов:

  • родовая травма или асфиксия;
  • несовместимость по резус-фактору;
  • травма головного мозга;
  • наследственность, когда родители ребенка тоже поздно начали говорить,
  • заболевания центральной нервной системы;
  • неблагоприятное влияние близкого окружения;
  • плохие условия жизни малыша.

Очень вредна чрезмерная нагрузка на неокрепший речевой аппарат детей. Заучивание в 2-3 года сложных слов и стихотворений, попытка заставить его произносить нетипичные для этого возраста звуки (например, звук Р) могут привести даже к заиканию.

Ранний возраст речевого развития

Психология выделяет в раннем возрасте две фазы становления речи:

  • Дограмматическая фаза освоения речи. Она охватывает возраст от одного до двух лет. В это время, речевой аппарат ребенка только начинает формироваться. Его неразвитость обуславливает невозможность овладения полноценным грамматическим строем языка. Речь ребенка реализуется без использования верных грамматических конструкций.
  • Грамматическая фаза освоения речи. Она начинается с двухлетнего возраста.

Активная речь ребенка начинает формироваться постепенно. Первоначально происходит расширение активного словаря ребенка. Возрастные рамки его формирования индивидуальны. Активный словарь начинает формироваться с момента произнесения первого слова. После этого, ребенок начинает активно повторять слова за окружающими, постепенно увеличивая их количество.

На данном этапе речевого развития можно выделить ряд особенностей:

  1. Начальный этап формирования связной речи. Ребенок расширяет словарный запас, но еще полноценно не владеет навыками их связывания и построения диалогов.
  2. Стремление к общению и проявление инициативы в нем.
  3. К концу раннего возраста происходит становление монологической речи. Ребенок может рассказать окружающим о том, где он был и что видел.
  4. Развитие желания слухового восприятия речи. Особенно это касается чтения книг. Ребенок проявляет интерес к чтению.
  5. Развитие навыков рассказывания стихотворений. К трех летнему возрасту, ребенок оказывается способен повторить небольшой стишок, рассказанный или прочитанный взрослым.
  6. Начало становления грамматических навыков. Слова приобретают определенный характер. Ребенок начинает осваивать способы употребления существительных в определенном числе, осваивает временное употребление глаголов, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.

Этапы речевого развития ребенка

Когда учить ребенка говорить

Есть возрастные периоды, по которым можно определить, насколько правильно проходит развитие речи у малыша. Строго определенных правил не существует. Процесс обучения следует начинать с самого рождения: крохе следует петь песни, рассказывать истории, разговаривать с ним во время прогулки. Материнское сердце подскажет, как нужно действовать.

В период с 2 до 3 лет речевые области практически полностью сформированы. Именно в это время дети начинают свободно выражать свои мысли, говорить, и обучение должно проходить максимально активно. Не стоит переживать, если к этому возрасту не происходит резкого скачка. Оптимальный вариант – проконсультироваться со специалистом, и при отсутствии признаков болезни или физиологических отклонений продолжать развивать речевой аппарат.

Читайте об этапах развития малыша:

  • Когда ребенок начинает ходить, смеяться, говорить
  • Как научить ребенка спать самостоятельно

Основные этапы развития речи

Отечественный психолингвист и психолог Алексей Леонтьев выделил несколько важных периодов речевого развития, через которые проходит каждый малыш.

  1. Подготовительный этап длится от рождения до года, подразделяясь на три периода:

крик – это единственный способ взаимодействия новорожденного с окружающим миром и первая голосовая реакция. С его помощью кроха не только сигнализирует маме, что он ощущает дискомфорт, но и тренирует дыхание, голос и артикуляцию;
гуление (до 6 месяцев) – это воспроизведение малышом определенных звуков и различных их вариаций: бу-у-у, а-гу, а-гы и т.п. Психологи называют кроху в этот период музыкантом, который настраивает свой инструмент

Очень важно поддерживать детское желание общаться, проговаривая и повторяя «сказанное» вашим чадом;
лепет (до года) – заключительная стадия подготовки малыша к полноценной речи. Теперь кроха начинает произносить слоги, например, «па», «ба», которые связаны с определенными людьми

«Ма-ма», – произносит ребенок, обращаясь именно к маме.

  1. Преддошкольный этап начинается с момента появления первых слов (обычно с 12 месяцев) и заканчивается в трехлетнем возрасте.

Первые детские слова имеют обобщенный характер. К примеру, словом «дай» малыш обозначает и предмет, и свои желания, и просьбу. Вот почему понимают кроху только близкие люди и лишь в конкретной ситуации.

С полутора лет дети учатся произносить слова полностью, а не в усеченной форме. Словарь продолжает расти, ребенок складывает маленькие предложения без предлогов: «Катя кися» (у Кати есть кошка), «Катя ам-ам» (Катя хочет есть).

К трем годам в детской речи появляются вопросы: «Куда?», «Где?», «Когда?». Малыш начинает активно использовать предлоги, учится согласовывать слова в числе, падеже и роде.

  1. Дошкольный этап речевого развития длится с трех до семи лет. В это время объем активного и пассивного словаря значительно увеличивается. Если малыши четвертого года жизни используют в речи чаще простые предложения, то к пяти годам они уже общаются сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. А к концу дошкольного этапа дети обычно правильно выговаривают звуки, грамотно строят предложения и имеют широкий кругозор.

Когда нужно обратиться к логопеду

Как понять, что пора обращаться за помощью к специалистам:

  • в словаре к 3 годам всего несколько слов или просто лепет;
  • в первое полугодие жизни не появляется гуление, что может говорить об отсутствии слуха;
  • трехлетний малыш показывает пальцем, когда ему что-то нужно от взрослых;
  • одно слово обозначает разные предметы («кика» — это и конфета, и кошка, и книжка);
  • уже возникшая речь внезапно начала распадаться и ребенок замолчал;
  • высказывания малыша напоминают речь иностранца, только что освоившего чужой язык (кукла дай, папа пошла);
  • он переставляет слоги в словах (зажигать – жазигать);
  • движения органов артикуляции ограничены, часто течет слюна.

Очень часто у детей с серьезным недоразвитием речи не развиты мелкие движения пальцев рук, они неуклюжи и малоподвижны.

Существует неверное убеждение, что не стоит обращаться к логопеду до тех пор, пока ребенку не исполнится 5 лет. На самом деле, так поступают при простом нарушении звукопроизношения. Ребенок растет, укрепляются мышцы артикуляционного аппарата, и часть недостающих звуков появляется самопроизвольно.

В остальных случаях, чем раньше логопед, дефектолог и невропатолог диагностируют патологию, тем меньше времени потребуется на ее коррекцию, потребуется меньше усилий, чтобы помочь малышу.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Когда дети проявляют инициативу и заботятся о бедных и больных

Одна из главных причин, когда родители могут быть горды своими детьми — это когда дети проявляют инициативу и заботятся о тех, кому это нужно. Например, если ребенок организует сбор вещей или продуктов на помощь бедным семьям, это говорит о том, что он понимает, что мир не так прост, и что нужно помогать другим людям.

Также, если ребенок посещает больных в больницах или пожилых людей в домах престарелых, это говорит о том, что он уважает и ценит мнение и опыт других людей. Это также показывает, что ребенок заботится не только о себе, но и о тех, кто нуждается в помощи и поддержке.

  • Дети могут проявлять инициативу, организовывая благотворительные акции и сбор средств на лечение болезней;
  • Ребенок может увлечься благотворительностью и стать волонтером в благотворительной организации;
  • Часто, ребенок может помочь своим бездомным питомцам, особенно если ребенок выращивал этих животных с малых лет.

Когда дети проявляют заботу о бедных и больных, организующие сбор средств и помогающие им, они демонстрируют высокие моральные и этические принципы, которые будут полезными и во взрослой жизни. Именно поэтому родители должны гордиться этими действиями и способствовать их развитию.

Дошкольный этап речевого развития

Этот период является основным в становлении полноценной связной речи ребенка. Словарный запас ребенка непрерывно растет и расширяется. К концу дошкольного возраста, ребенок владеет около 4000-5000 слов. Постепенно расширяется количество частей речи, используемых в активной речи. При этом, некоторые части речи, например, деепричастия, ребенок может произносить ошибочно. Но это является нормальным на данном этапе речевого развития.

В развитии речи дошкольника можно выделить ряд важных особенностей:

  1. Постепенное освоение свистящих согласных – в 3-4 года, шипящих – в 5-6 лет и сонорных – в 6-7 лет.
  2. Формирование непроизвольных высказываний в начале дошкольного возраста.
  3. Полноценное освоение диалогической речи.
  4. Освоение морфологии речи.
  5. Развитие фонематического восприятия к пяти-шести годам.
  6. Усвоение языковых закономерностей речевого строя.
  7. Освоение синтаксиса к семи годам, его использование в монологах.
  8. Полноценное формирование связных произвольных высказываний к концу дошкольного возраста.

Когда дети показывают ответственность и становятся надежными помощниками

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок был ответственным и надежным. Когда дети занимаются домашними делами, помогают в хозяйстве или ухаживают за братьями и сестрами, это вызывает гордость у родителей.

Например, когда ребенок делает уроки самостоятельно, не откладывая на последний момент, это свидетельствует о его ответственности. Когда дети учатся готовить, стирают или убирают свою комнату, они проявляют заботу о своем доме и семье

Это очень важно, потому что знание ответственности и заботы о доме являются важными качествами, которые необходимы для успешной жизни

Кроме того, когда дети помогают своим родителям в деле, они вырабатывают навыки коммуникации и умение работать в команде. Например, когда брат и сестра помогают маме приготовить обед, они учатся общаться, координировать свои действия и помогать друг другу. Эти навыки будут полезны им не только в семье, но и во всех сферах жизни.

В общем, когда дети проявляют ответственность и становятся надежными помощниками, это очень важное достижение. Родители могут чувствовать гордость за своих детей и быть уверенными, что они будут успешны в своей жизни благодаря своим прекрасным качествам

Как родители могут гордиться своими детьми

Когда дети проявляют заботу и поддержку в отношениях с семьей и близкими

Одной из главных причин, по которой родители могут гордиться своими детьми, является их способность проявлять заботу и поддержку в отношениях с близкими. Этот качественный показатель часто свидетельствует о том, что дети выросли в заботливой и любящей семье и получили хороший пример для подражания.

Когда дети проявляют заботу и поддержку, например, к бабушкам и дедушкам, помогая им в бытовых вопросах, посещая их и общаясь с ними, это говорит о том, что они уважают и ценят своих старших родственников. К тому же, такие отношения в семье помогают создавать атмосферу доверия и взаимной поддержки.

Кроме того, проявление заботы и поддержки может выражаться в отношениях между братьями и сестрами. Дети, которые умеют поддерживать друг друга, помогают друг другу и конструктивно решать конфликты, создают дружественную и сплоченную атмосферу в семье. Это также говорит о том, что они умеют работать в команде и решать проблемы совместно.

В целом, проявление заботы и поддержки в отношениях с близкими является важным показателем характера и зрелости детей. Родители могут гордиться своими детьми, если они видят, что те способны любить, заботиться и поддерживать своих близких в любых жизненных ситуациях.

Когда дети достигают успеха в профессиональной жизни

Родители гордятся своими детьми, когда они преуспевают в карьере. Они могут чувствовать удовлетворение, когда дети получают высокую зарплату, получают повышения в должности или даже сами создают свой бизнес.

Карьера может быть многими вещами. Некоторые дети выбирают традиционные профессии, такие как врачи или юристы, а другие избирают более экзотические специальности, такие как дизайнеры игровых приложений или инженеры по разработке искусственного интеллекта.

Родители могут гордиться не только за деньги, но и за общественную и профессиональную репутацию своих детей. Они могут похвастаться своими достижениями в различных общественных организациях, а также за счет научных статей или публичных выступлений.

  • Достижение высоких должностей в престижной компании
  • Получение наград и призов на профессиональных конкурсах
  • Авторство публикаций с высоким импактом в научных журналах
  • Стартап или собственный бизнес

Независимо от того, какой карьерный путь дети выбрали, родители могут чувствовать гордость, когда они видят, как их дети достигают успеха в своей профессиональной жизни. Это является показателем того, что они воспитали своих детей, чтобы быть умными, трудолюбивыми и стремится к достижению высоких целей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: