Эмоциональная сторона
— Как я понимаю и собиратель, и коллекционер получают какую-то эмоциональную подпитку от вещей, когда ты «охотишься» за ней, во время покупки, или когда ты ей уже обладаешь. В наш век потребления, люди стали очень эмоционально зависимы от вещей, что, вроде как, является пагубной привычкой. И детей мы воспитываем в этом. Родители хотят, чтобы их ребенок коллекционировал, а в итоге «подсаживают» его на «вещизм». Что об этом думаешь?
— Когда игрушек много, ребенок начинает к этому привыкать, и для него нет особой ценности и радости, когда родитель покупает ему очередную игрушку. Это приводит к избалованности и очень плохо влияет на ребенка. В таких случаях, родители рискуют «подсадить» ребенка на постоянные покупки игрушек и прочих вещей, на которые тратится много денег. Важнее родителю обеспечивать эмоциональную подпитку ребенку в виде полноценного внимания к нему, объятий, поцелуев, ласковых слов, совместного времяпрепровождения. А если уж хочется порадовать свое чадо покупкой, следует это делать со словами: «Мы это купили тебе, потому что любим тебя!». Такая позиция наиболее правильная.
— В комнатах периодически нужно убираться. Родители постепенно выкидывают или отдают лишнее, часто втайне от ребенка, иногда нет. Но все дети расстраиваются, когда родители начинают распоряжаться их вещами. Нормально ли это по отношению к ребенку?
— Если родитель покупает какую-либо вещь или игрушку ребенку, она становится его собственностью. У взрослых также есть свои личные вещи – телефон, автомобиль, книги, от которых им нелегко отказаться.
Если встать на место ребенка, то ему отказаться от своих вещей еще тяжелее. Даже если эти вещи лежат без дела и давно не нужны ребенку. И дело совсем не в жадности. А в том, что ребенка не спрашивают в этом случае, как бы он сам хотел распорядиться своим имуществом.
Целесообразнее говорить с ребенком о его игрушках, о том, что ему ПОКА не нужно, а что пригодится в ближайшее время для игр. Ненужное убирать в ящики на балкон, в антресоли или, если ребенок готов – выкинуть или отдать кому-то. Это позволит избежать обид и злости ребенка на то, что родители поступили с ним несправедливо. Выкидывание игрушек, особенно, когда ребенок об этом знает, оставляет в его душе глубокий след. Ощущение того, что он не может обладать чем-то в жизни, не является отдельным человеком, который сам не может принимать решения, распоряжаться своими вещами. В будущем это может привести к сложностям во многих ситуациях.
— Как мягко и без душевных травм избавится от лишних «драгоценностей», а по факту лишнего хлама?
— Я уже писала о том, что с детьми важно разговаривать. Почему ему эта игрушка (фантик, камушек, наклейка) дорога? Почему в данный момент он не готов с ней расстаться? Что она для него значит? Ответы на эти вопросы дадут родителям намного больше, чем просто знание об упрямстве своего ребенка ни за что не расставаться с любимыми (и не очень) вещами
Предполагаю недоумение, а может и возмущение родителей: «И что, по каждому фантику так спрашивать, а если их сотня? А если хлама настолько много, что уже за ним ребенка не видно?!». Понимаю в этой ситуации родителей, которые хотят для своего ребенка самого лучшего – чистой и убранной комнаты, порядка в доме.
Могу дать совет, если уж совсем раскиданные вещи раздражают. В этом случае здесь может быть только один выход – прививать ребенку ответственность за порядок в своих вещах. Причем использовать короткие фразы или слова: «Я вижу на полу фантики», «Я замечаю, что фигурки лежат не на месте». Можно задать вопрос: «Сколько тебе нужно времени для того, чтобы убрать все это?». Для детей помладше можно использовать последовательные шаги: «Сначала убрать это, потом еще что-то», то есть дробить одну большую задачу на несколько маленьких, не таких сложных.
Если на ребенка такие фразы не действуют, можно рассказать ему о последствиях. Опять же с уважением к нему и пониманием: «Если ты не можешь справиться с таким количеством игрушек, часть из них мне придется убрать. Я знаю, что тебе это не очень понравится, но пока ты не придумаешь, как организовать порядок в своей комнате, они будут тебе недоступны». Со временем ребенок научится брать ответственность за порядок, и выбрасывать лишнее, если ему это станет ненужным.
У детей свои ценности
Собирать что-либо практически для любого ребенка процесс естественный. Примерно с пятилетнего возраста у них появляются «тайнички», в которые складывается все, что покажется ценным. Сказывается и влияние товарищей. В детский сад, непременно кто-нибудь принесет свою коллекцию супер-героев или машинок, а такой пример очень заразителен.
Поэтому, так или иначе, собирать малыш, скорее всего что-нибудь да будет. А при участии родителей из детской тяги можно извлечь немалую пользу.
Какой толк от детских коллекций. Польза коллекционирования для детей
- Любое коллекционирование требует от ребенка тренировки волевых качеств. Ведь экспонат надо найти, обменять у товарища или дождаться долгожданной покупки (все зависит от того, что именно ребенок собирает).
- Перекладывание и рассматривание своих «сокровищ» вырабатывает в малыше усидчивость. Он учится сортировать предметы по различным свойствам и признакам, а не только по тем, которым Вы его научили, сочетать параметры.
- Коллекционирование часто становится толчком к развитию коммуникабельности. Ведь так хочется поделиться своими знаниями со всеми, продемонстрировать свою «сокровищницу». Массовые коллекции требуют умения меняться и договариваться.
- Дети, целенаправленно собирающие что-либо, с большим трепетом относятся не только к своим, но и к чужим вещам. И при должной поддержке со стороны родителей научаются содержать в порядке не только содержимое коллекции, но и иные предметы.
- Обладая некоей совокупностью предметов, малыш непременно захочет точно знать, сколько же сокровищ находится в его распоряжении. А это повод заняться счетом на примере тех вещей, которые имеют для ребенка наибольшую ценность.
- Чем более увлечен ребенок, тем меньше усилий потребуется прилагать родителям, чтобы научить его самостоятельно читать и находить информацию, ведь не всегда мама будет делать это вместе с ним.
- Наконец, любой экспонат коллекции несет в себе определенную смысловую нагрузку.
Как помочь ребенку?
Итак, если ребенок решил заняться коллекционированием, попробуйте поддержать его, следуя следующим пунктам:
Ребенку нужна поддержка и одобрение семьи
Ребенок должен чувствовать интерес и внимание к своей коллекции. К этому пункту относится и приобретение литературы, поиск статей, фильмов, помощь в оформлении коллекции;
По возможности организовывать встречу с людьми со схожими увлечениями, коллекционерами для общения и обмена
Так вы расширите кругозор ребенка и не дадите потерять интерес к коллекции;
Периодически пополняйте коллекцию малыша, без новых экспонатов страсть к коллекционированию угаснет;
Водите детей на тематические выставки и музеи.Сейчас это сделать не очень проблематично;
Организация поисковой деятельности. Если ребенок выбрал такое увлечение, как коллекционирование окаменелостей, ракушек, камней, перьев птиц, листьев и подобного, то часть экспонатов можно найти без особых усилий на ближайших пляжах, карьерах, лесах, лугах.
- Бонистика — коллекционирование банкнот и ценных бумаг;
- Нумизматика — коллекционирование монет;
- Фалеристика — коллекционирование значков и медалей;
- Филателия — коллекционирование марок;
- Филумения — коллекционирование спичечных коробков и этикеток;
- Стендовый моделизм — собирание и коллекционирование стендовых моделей;
- Коллекционирование новогодних игрушек;
- Филокартия — коллекционирование открыток;
- Палеонтология — коллекционирование окаменелостей.
Всегда популярны среди ребят темы из мультиков и фильмов:
- Фигурки и прочий мерч фильма «Звездные войны»
- Канцелярия с героями мультфильма «Тролли»
- Карточки «Скуби Ду»
- Монстрики
Хорошо, когда ребенок имеет хобби. И лучше всего, если оно будет поднимать настроение малыша и помогать ему развиваться.
Где хранить коллекцию?
Разумеется, помимо того, что коллекционирует чадо, родителей занимает и еще один вопрос: «А где собственно хранить все эти веточки, листочки, машинки, камешки и многое другое?». Конечно, самый простой вариант — выделить для этого полку или несколько, использовать картонные коробки или просто выдвижной ящик в комоде, но можно и тут проявить фантазию. Ведь чтобы коллекция стала «настоящей», требуется не только тщательное изучение вопроса, но и систематизация экземпляров.
Если Вы действительно хотите подтолкнуть малыша к идее собирания, стоит помочь ему разобраться в его «сокровищах». Дождливый день, непригодный для прогулки, или вовсе невеселое время болезни можно посвятить усовершенствованию коллекции.
Первое что понадобится — интернет. Стоит узнать о каждом экземпляре. Для листьев, ракушек или, например, перышек это может оказаться длительным, но весьма познавательным процессом, который растянется на неделю и более. Затем проводим сортировку и готовим листочки с названиями или даже фотографиями. Для фантиков и вкладышей, конечно, достаточно нумерации.
Далее необходимо подготовить место для хранения. Конечно, если в коллекцию входят объемные игрушки или модели, разместить их в отдельной таре вряд ли удастся, а вот для собрания мелочей можно избрать действительно интересную и оригинальную идею:
- Фантики можно разложить в небольшом (или большом) альбоме для фотографий, вклеить в тетрадь или просто использовать для этих целей прошитый файл с прорезями.
- Камушки и ракушки лучше не сваливать грудой в коробку, а разделить ее на пронумерованные отсеки, подписать названия рядом с каждым и отдельно составить список на крышке.
- Для марок можно сделать отдельные кармашки на карте мира, чтобы сразу и наглядно было видно, откуда прилетел тот или иной экземпляр.
- Пуговицы — пришить к специально подготовленной яркой ткани, вырезанной, например, в виде солнышка.
- Для мелких предметов очень удобны коробки из-под конфет. Их даже не придется разделять для каждого экземпляра.
Как видите — вариантов множество. Цель одна — дать ребенку наглядность.
Систематизированная коллекция это уже не раскиданные предметы, а значит, у ребенка будет желание пополнять ее новыми видами, о которых он непременно узнает с Вашей помощью. Кроме того, такое собрание с куда большим интересом будут рассматривать гости малыша, а что может вызвать у него большую гордость?
Если это небольшая и легкая коллекция, то можно оформить ее таким образом, чтобы ребенок мог показать свое достояние в детском саду или школе. Неплохо подготовить и небольшой рассказ для презентации.
Систематизация также позволит избавиться от повторяющихся и ненужных предметов, которые непременно окажутся в «сокровищнице». А мы же хотим научить своего ребенка отбирать главное?
«Брось гадость!», или немного о понимании
Как порой блестят глаза у взрослого человека, когда он увидел впервые что-то красивое, яркое и запоминающееся. Для ребенка фантик, брошенный мимо урны, может оказаться незабываемым впечатлением прожитого дня, которое он захочет взять с собой.
Да, для взрослого человека — это мусор и грязь, но не для малыша. Ведь для него мир играет яркими и насыщенными красками! И этот фантик ему важен, возможно, он захочет рассмотреть его перед сном, а утром проснется с улыбкой от осознания, что он обладает такой замечательной вещью. Стоит ли отбирать у малыша настолько яркие эмоции?
Поэтому если ребенок тащит в дом очередную «гадость» попробуйте посмотреть на нее с точки зрения маленького человека, не забыв при этом и об определенной доле осторожности, конечно. На мой взгляд, многие вещи можно отмыть и вручить чаду не опасаясь за его здоровье
И да, это может быть весьма необычная коллекция, зато единственная в своем роде.
Если Вы сами станете инициатором такой идеи, то не только сможете контролировать, что тащится в дом, но и где складируется все это «добро» и в каком виде. Кроме того, это обширный источник знаний, о чем бы ни шла речь.
Многие скептически пожмут плечами: «Какие еще знания? У нас вот тут энциклопедии на полках, компьютер с интернетом и вообще мы ходим в развивающую студию, а тут какие-то камушки, палочки, ракушки, фантики». На самом деле, это в корне неверно, и воспринимать увлечение ребенка коллекционированием скептически или снисходительно не стоит.
Как повысить эрудицию ребенка, используя коллекцию
Практически любая коллекция может стать толчком к получению ребенком энциклопедических знаний, если не игнорировать его увлечение и включиться в игру.
Самый близкий для меня пример — камни. Думаю, их в разном возрасте собирали почти все. Тяга к камешкам, видимо, вообще в крови у рода людского. И это относится не только к детям — вспомните хотя бы звезд на красных дорожках. Да там драгоценные, да ограненные и очень блестящие, но камешками. Конечно, малыш не найдет в песочнице рубин или аметист, но его тягу к этому странному куску гранита вполне можно объяснить. Для него этот камень красив и ценен.
Сын начал собирать разные породы три года назад. Сейчас они занимают четыре коробки, и это не считая тех, что выставлены на всеобщее обозрение. А посмотреть есть на что:
- у нас есть камни с отпечатками раковин и с причудливыми дырочками;
- с острыми, как иглы, шипами и блестящими вкраплениями;
- совсем гладкий и плоский, будто специально отполированный;
- абсолютно круглый;
- почти прозрачный.
Да и многие другие, поскольку коллекция регулярно сортируется.
О каждом из них можно составить историю. Откуда возникло это образование, что это за блестящее вкрапление и как оно попало в самую толщу камня. А сколько горных пород мы изучили, собирая коллекцию! Благодаря камням сын заинтересовался тектоническими процессами, строением земной коры и многим другим.
Кажется, что для подобных разъяснений необходимо и самим родителям обладать энциклопедическими знаниями, но это не так. Достаточно проявить известную долю любопытства и воспользоваться интернетом.
Возможно, кто-то хмыкнет: «Ладно, с камнями все понятно, но речь шла о мусоре». На самом деле, что бы ни собирал ребенок, если это действительно коллекция, а не очередная акция в универсаме с раздачей забавных фигурок, почерпнуть из нее малыш может очень многое. Главное проявить фантазию.
Например, помимо коллекции камней у нас был набор шишек. И первоначально, это были исключительно большие, грязные, притащенные из леса экземляры. Не знаю, что изначально привлекло сына — возможно размер. Но даже эту идею мы поддержали.
Теперь чадо хорошо разбирается в породах деревьев, знает в каких странах и широтах они растут, может рассказать о зимующих птицах и как они добывают себе еду, собрал 8 абсолютно разных шишек, которые мы храним. Ну а первые, еловые, пришлось использовать на поделки, что тоже не плохо.
Думаю, мою мысль поняли все — главное позволить вовлечь себя в процесс, увидеть в обычных вещах то необычное, что заметил малыш и развить это.
- по фантикам можно у основы рекламы, узнать о производстве красок и бумаги;
- любые растительные предметы — источник знаний о ботанике;
- стеклышки — толчок к изучению основ оптики;
- марки и календари — географии.
Что примечательно, дети не постоянны. Одна коллекция будет сменять другую по мере роста ребенка, станут появляться новые увлечения. И это только на пользу. Можно раздать надоевшие шишки и начать собирать что-то другое, давая ребенку новые знания.
Имеет ли размер значение?
— Мне всегда нравилось рассматривать чужие коллекции, особенно грандиозных размеров. Но в то же время эти грандиозные коллекции, когда они не в музеях, а в квартирах, меня пугают. Порой мне кажется, такое коллекционирование поглощает людей полностью. Неужели это может быть полезно для психики особенно для детей? Есть разница между небольшими коллекциями и тем явлением, когда дом превращается в музей?
— Все зависит от конкретного человека, который собирает ту или иную коллекцию. Если коллекция предметов никому из других домочадцев, домашних животных не мешает, то это его право. А если предметы коллекции, например, загораживают проходы между комнатами, могут упасть с полок, если выкидываются другие вещи, которые мешают размещению экспонатов, представляют опасность для детей, то это уже проблема. Вот как раз в этом случае, это может оказывать влияние на детей. Когда они вокруг видят только что-то одно (то, что собирается), у них сужается восприятие мира в целом. Если к этому добавляется еще одержимость сбора таких вещей, это усугубляет ситуацию. Могу предположить, что дети не чувствуют себя в безопасности дома, не в плане чего-то физического, а в психологическом смысле они остаются не защищены, когда вокруг видят не привычные предметы интерьера, а только одни и те же предметы коллекции.
— Возможно, немногий родитель согласится расширять коллекцию своего ребенка до размеров всей его комнаты. Но наблюдаю такую картину, что когда интересы ребенка и родителя совпадают, коллекции становятся весьма объёмными, тратиться не маленькие деньги на все новые экземпляры. Как уловить грань нормальности? Как сказать себе, а особенно ребенку — хватит?
— Все, конечно же, зависит от силы воли человека остановиться. Я, как человек, собирающий дома коллекцию, могу дать один совет. И он будет про ограничения. Но для начала рассмотрим процесс того, как человека может «затягивать» собирать экспонаты для своей коллекции. Например, человек собирает редкие книги. Если первое время он может собирать книги только конкретного автора или конкретной направленности (исторические, об искусстве), то со временем это может его настолько поглотить, что он будет без разбора хватать с лотков и покупать в букинистических магазинах ВСЕ редкие книги уже для количества. Это требует немалых материальных вложений, и много места дома, где все это он должен будет разместить.
Я собираю уже более 10 лет коллекцию сов. У меня не очень много экспонатов, стоящих на полках, но они все для меня дороги и красивы. В этой коллекции есть определенные ограничения. Я собираю фигурки сов из разных стран и городов от 2 до 4 см. Не везде можно найти сову такого размера, да и к тому же понравится ли она, если найдешь. В этом ценность каждого экспоната. Я не собираю вазы, плакаты, большие фигуры, часы, что-то другое с изображениями сов, а именно фигурки конкретного размера. Это смотрится очень красиво, не занимает много места и каждая фигурка чем-то отличается…
Вопрос понимания и принятия
Многим мамам и папам коллекционирование кажется бесполезным и странным увлечением. Ну что может быть ценного в какой-то палке или птичьем пере? Но для ребёнка каждая мелочь может оказаться невероятным впечатлением, которое он желает забрать с собой на память. Вкладыш из-под жвачки он может рассмотреть перед сном, а в период грусти коллекция засушенных цветов поднимет ему настроение. Так стоит ли отбирать у детей такие яркие эмоции?
Если вы считаете, что сын тащит в дом всякую грязь, попробуйте посмотреть на это хобби с другой стороны. Вспомните про преимущества коллекционирования и напомните себе, что когда-то знаменитых коллекционеров антикварных вещей тоже обвиняли в накоплении всякого мусора.
Помните, что коллекционирование — ещё и обширный источник детских знаний о природе и окружающем мире. Экспонаты, какими бы они ни были, учат детей бережному отношению, ответственности, серьёзности, самостоятельности. Кроме того, коллекция, собранная с огромным энтузиазмом, вызовет интерес у друзей ребёнка и гостей: сын или дочь с удовольствием продемонстрируют свою гордость!
Как выбрать, что коллекционировать
Обычно дети сами решают, что тащить в свою сокровищницу, но они всегда рады интересным советам и охотно принимают новые правила игры. Чтобы коллекционирование стало приятным для всей семьи делом, придерживайтесь следующих рекомендаций.
1. Выберите для коллекции такие предметы, чтобы ее пополнение не требовало больших денежных вложений. Ведь дети так быстро охладевают к своим богатствам и переходят к следующему увлечению в собирательстве.2. Заранее убедитесь, что коллекция достаточно компактна и может поместиться в банку или коробку
Важно, чтобы она не захватила весь дом
Фото: pexels.com
3. Для детей младшего возраста выбирайте прочные предметы коллекционирования, поскольку хрупкие вещи едва ли подойдут активному ребенку.4. Удостоверьтесь, что пополнять коллекцию будет не слишком сложно. Хорошо, если члены семьи и друзья смогут регулярно вносить свой вклад.5. Обдумайте, как создание коллекции может стать не просто разовым развлечением, а отправной точкой для будущего хобби.
Фото: quincymedgroup.com
Рубрики
- А что дальше?!
- Аннотированный каталог
- Без рубрики
- Вебинары
- Воспитатели Оренбуржья
- Диссеминация опыта
- Дистанционное обучение
- Желаю чтения доброго
- Инновации в системе дошкольного образования
-
Образовательные области по ФГОС
- Познавательное и речевое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Физическое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Статьи по дошкольному образованию
- Страничка логопеда
- Страничка психолога
-
Творчество наших воспитателей
- Конспекты и сценарии
- Консультации для родителей
- Методические разработки
- Презентации и видеозаписи
- Программы
- Публикации
- Фильм, фильм, фильм
- Что делать?
- Это реклама
Коллекционирование как средство познавательного развития детей дошкольного возраста
9 февраля, 2016 admin
Одним из интересных и развивающих видов детской деятельности является коллекционирование, то есть собирание предметов по определенной тематике. В детском саду это могут быть картинки, фотографии, открытки, игрушки, ключи, ракушки, пуговицы и многие другие предметы.
Посредством коллекционирования можно решать задачи развития, обучения и воспитания дошкольников по всем образовательным областям ФГОС ДО. Например:1. Социально-коммуникативное развитие:
— развитие инициативности, самостоятельности, любознательности, ответственности, доброжелательности;
— формирование представлений о предметах окружающего мира.2. Речевое развитие:
— развитие общения;
— обогащение и активизация словарного запаса на основе углубления представлений об окружающей действительности;
— создание в окружении ребенка культурной речевой среды и способствование активизации детской речи.3. Художественно-эстетическое развитие:
— формирование ручной умелости;
— развитие художественного творчества.4. Физическое развитие:
— развитие мелкой моторики рук.
Но основные задачи решаются в образовательной области «Познавательное развитие»:
— формирование умения наблюдать, сравнивать, систематизировать, классифицировать;
— активизация познавательных процессов — восприятия, мышления, воображения, памяти;
— обогащение знаний и представлений об окружающем мире;
— развитие поисковой и исследовательской деятельности;
— развитие познавательного интереса и познавательных действий.
Коллекции бывают нескольких видов:1. Коллективные — участвуют педагог и дети или педагог, дети и родители.2. Индивидуальные — ребенок собирает коллекцию самостоятельно и, чаще всего, в коллекции имеются разнородные по назначению и применению предметы.3. Домашние — это коллекции, которые ребенок собирает дома при помощи родителей.
Процесс коллекционирования происходит поэтапно:
I этап – это накопление знаний у дошкольников о предмете коллекционирования. На этом этапе можно провести беседы, наблюдения, рассматривание самих предметов и иллюстраций в книгах, альбомах или энциклопедиях.
II этап — получаемая информация систематизируется, активизируются имеющиеся представления о предмете, формируются знания. Собирается материал к коллекции. Предметы включаются в проведение непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельную деятельность дошкольников, в различные проблемные, игровые и обучающие ситуации.
III этап – организуются выставки, презентации, творческие работы. Разрабатываются коллекционные альбомы и книги.
В качестве практического примера я советую ознакомиться с опытом работы воспитателя Кирса Лидии Павловны в её статье.
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Опубликовано в рубрике Познавательное развитие