Моторная афазия у детей признаки и лечение

Афазия | eurolab | неврология

Коррекция афазии

Лечение нарушения специфическое и зависит от причины, по которой импульс не поступает к анализатору речи.

Верный способ лечения, если это возможно, устранение причины афазии, которая спровоцировала возникновение признаков неврологического расстройства. Если это вызвано сопутствующим заболеванием гнойного или опухолевого процесса, то рекомендуется хирургический метод лечения.

В случае возникновения нарушения после перенесенного инсульта проводится экстренная терапии — в зависимости от типа приступа.

Когда заболевание возникает на фоне процесса воспаления, то назначается курсовое лечение антибактериальными средствами. Если процесс затяжной, то проводят гормонотерапию, при условии, что другой, консервативный способ, не принесет должного эффекта.

В период терапии требуется постоянная работа с логопедом, но может потребоваться и более продолжительная поддержка речи (1-2 года) профессионалом.

Моторная афазия

МОТОРНАЯ (
экспрессивная) афазия

— частичная или полнаяутрата способности говорить при сохранности понимания чужой речи.

Выделяются:

афферентная кинестетическая

моторная афазия
. Возникает при поражении вторичных зон постцентральных и нижнетеменных отделов коры головного мозга, расположенных сзади от центральной, или Роландовой, борозды (поля 7, 40 по Бродману). Вторичные поля постцентральных и нижнетеменных отделов тесно связаны с первичными полями, для которых характерно четкое соматотопическое строение.

Нарушение экспрессивной речи.
А.Р. Лурия отмечает, что существуют два варианта афферентной кинестетической моторной афазии. Первый характеризуется нарушением пространственного, симультанного синтеза движений различных органов артикуляционного аппарата и полным отсутствием ситуативной речи при грубой выраженности расстройства. Второй вариант, носящий в клинике название «проводниковой афазии», отличается значительной сохранностью ситуативной, клишеобразной речи при грубом распаде повторения, называния и других произвольных видов речи. Этот вариант афферентной кинестетической моторной афазии характеризуется преимущественно нарушением дифференцированного выбора способа артикуляций и симультанным синтезом звуковых и слоговых комплексов, входящих в слово.

Нарушение понимания.
На раннем этапе после травмы или инсульта при афферентной афазии может наблюдаться грубое нарушение понимания речи. Это объясняется тем, что в процессе понимания значительную роль играет кинестетический контроль, сопряженное, скрытое произнесение воспринятого на слух сообщения.

Период значительного непонимания речи у больных с афферентной кинестетической моторной афазией непродолжителен (от одного дня до нескольких суток после инсульта), после чего у них отмечается быстрое восстановление понимания ситуативной разговорной речи, понимание значений отдельных слов, возможность выполнения несложных инструкций.

Нарушение чтения и письма.
При афферентной кинестетической моторной афазии степень нарушения чтения и письма зависит от тяжести апраксии артикуляционного аппарата.

эфферентная

моторная афазия
(синдром Брока). Возникает при поражении передних ветвей левой средней мозговой артерии (центр Брока, поля 44 и 45 по Бродману).

Линейная, временная организация движения осуществляется премоторными зонами коры головного мозга.

Поражение премоторных отделов мозга вызывает патологическую инертность речевых стереотипов, приводящих к звуковым, слоговым и лексическим перестановкам и персеверациям, повторам. Персеверации, непроизвольные повторы слов, слогов, являющиеся следствием невозможности своевременного переключения с одного артикуляторного акта на другой, затрудняют, а иногда делают полностью невозможными устную речь, письмо, чтение.

Нарушение экспрессивной речи.
При грубой эфферентной моторной афазии на раннем этапе после нарушения мозгового кровообращения может полностью отсутствовать собственная речь.

Нарушение чтения и письма.
При эфферентной моторной афазии наблюдается выраженная аграфия: запись слова или фразы возможна лишь при проговаривании слов по слогам. В более тяжелых случаях при правильном повторении слова невозможна не только его запись, но и складывание из уже выбранных букв разрезной азбуки.

Нарушение понимания.
В основе расстройства понимания при эфферентной моторной афазии лежит инертность протекания всех видов речевой деятельности, нарушения так называемого «чувства языка» и предикативной функции внутренней речи.

динамическая

моторная афазия.
Возникает при поражении заднелобных отделов левого доминантного по речи полушария, т.е. отделов третьего функционального блока — блока активации, регуляции и планирования речевой деятельности.

Основным речевым дефектом при этой форме афазии является трудность, а иногда и полная невозможность активного развертывания высказывания.

Нарушение экспрессивной речи.
Существует несколько вариантов динамической афазии, характеризующихся разной степенью нарушения коммуникативной функции, от полного отсутствия экспрессивной речи до некоторой степени нарушения речевой коммуникации.

Нарушение понимания речи.
При поражении премоторных систем нарушается не только процесс развертывания речевого замысла, но и свертывания речевых структур, необходимых для понимания смысла текста.

Элементарный счет при динамической афазии остается сохранным даже при грубом распаде экспрессивной речи. Однако при этой форме афазии резко нарушается решение арифметических задач, требующих для своего осуществления построения плана действий.

Причины заболевания

Афазия развивается у людей, когда они испытывают некоторые повреждения структур, принадлежащих центральной нервной системе.

Здесь, однако, необходимо подчеркнуть ключевой аспект – источником этой проблемы являются именно дефекты самого мозга, у людей с афазией, речевого двигательного аппарата, т.е. язык и элементы гортани полностью функциональны.

В прошлом считалось, что афазия может быть вызвана только повреждением определенных областей мозга. Я говорю о так называемых речевые центры, которыми являются:

  • Центр Брока (так называемый речевой моторный центр, он расположен в лобной доле мозга);
  • Центр Вернике (или речевой сенсорный центр, он расположен в височной доле мозга).

Действительно, именно прямое повреждение речевых центров в наибольшей степени может вызвать афазию, но на практике оказывается, что также повреждение, например, нервных волокон, соединяющих эти центры с другими областями мозга, также может привести к нарушениям речи.

Заболеванием, которое чаще всего вызывает афазию, является инсульт – по оценкам, до 40% всех пациентов, у которых он развивается, в конечном итоге имеют нарушение речи.

Однако афазия может возникнуть в результате других заболеваний, таких как:

  • нейроинфекция при травмах головы (например, герпетический энцефалит);
  • нейродегенеративные заболевания (например, болезнь Альцгеймера);
  • опухоли головного мозга, атеросклероз артерий, кровоснабжающих мозг.

Вышеуказанные – самые частые причины афазии.

Эта проблема, хотя и гораздо реже, также может быть результатом эпилепсии (тогда афазия обычно носит временный характер и длится непродолжительное время), также были сообщения об афазии как побочном эффекте использования обезболивающих, содержащих фентанил.

Если более кратко, то афазия возникает из-за:

  • опухоли мозга;
  • инфекции;
  • слабоумия или другого неврологического расстройства;
  • дегенеративного заболевания;
  • травмы головы.

По данным исследованиям возникает риск развития этого нарушения у людей, которые перенесли инсульт (25-40%).

Приступы головной боли (мигрени) провоцируют появление временной афазии. Временная форма заболевания может проявиться из-за транзиторной ишемической атаки (ТИА), которая временно прерывает приток крови к мозгу. ТИА еще называют инсультом.

Последствия транзиторной ишемической атаки включают в себя:

  • слабость;
  • онемение некоторых частей тела;
  • проблемы с речью;
  • сложности с пониманием речи.

Транзиторная ишемическая атака отличается от инсульта, потому что его последствия являются временными.

Симптомы афазии

Симптомы заболевания во многом зависят от разновидности патологии. Однако при всех вариантах заболевания присутствует нарушение речи. Особенности проявления патологии зависят от того, какая зона головного мозга подверглась поражению. Так, если у пациента развилась сенсорная афазия, нарушение кроется в височной области. Обычно поражению подвергается левая часть. Возможно нарушение в не проводящих путях. Именно они соединяют эту зону с другими участками мозга. В случае возникновения патологии наблюдается непонимание значения слов. Из-за этого пациент обладает не связной речью. Он не может согласовать слова друг с другом.

При моторной афазии наблюдается нарушение работы лобной доли или проводящих путей. Такие пациенты обладают спутанной и обрывистой речью. Начав разговор, больной не может произнести ни слова. Постепенно он старается больше молчать. Устную речь пациент понимает, однако нормально говорить не может.

Возможны варианты, при которых пациент не понимает и не может воспроизводить речь. Иногда заболевание сопровождается дополнительными нарушениями.

Диагностика

Диагностикой и лечением афазии занимается врач-невролог.

  • Изначально проводится сбор жалоб и анамнеза
  • Затем следует общий неврологический осмотр на предмет наличия внешних неврологических отклонений (опущение уголка губ, отклонение языка при высовывании, снижение тонуса конечностей и т.д.).

Назначаются дополнительные методы диагностики:

  • Компьютерная томография и магнитно-резонансная томография – помогают установить причину нарушения с помощью послойного изучения тканей головного мозга;
  • Электроэнцефалография – определяется электрическая активность в различных участках мозга;
  • Магнитнорезонасная ангиография – проводится при подозрении на нарушение проходимости сосудов.

Диагностика

Стоит рассмотреть комплексную диагностику для максимально точного определения причины патологии и дальнейшего плана лечения.

  1. Анализ анамнеза и жалоб при заболевании:
    • выяснение события, предшествовавшего началу развития расстройства: нарушение кровообращения в мозгу, черепно-мозговая травма, судорожный припадок;
    • определение сроков появления нарушений (нарушение формирования предложений, непонимание устного текста на родном языке).
  2. Осмотр у невролога: появления нарушений в разговоре или других неврологических симптомов – опущение уголка рта, асимметрия лица, при высовывании языка из полости рта его отклонение в сторону, неполное закрытие глаз при зажмуривании, изменение высоты рефлексов, появление слабости в конечностях.
  3. Осмотр у логопеда: диагностика появившихся нарушений, составление курса по восстановлению речи.
  4. Электроэнцефалография (ЭЭГ).
  5. МРТ и КТ головы позволит детально обследовать изменения, обнаружить отклонения в его структуре тканей, определить наличие кровоизлияний, опухолей, гнойников, очагов распада нервной ткани.
  6. Магниторезонансная ангиография (МРА) — способ диагностики, позволяющий провести оценку целостности и проходимости сосудов в полости черепа, обнаружить мешковидные расширения артерий (аневризмы), сосудистые мальформации, окклюзии и стенозы сосудов.

Коррекция афазии

Мелодико-интонационная терапия

Она, в основном, используется для лечения неактивной афазии. Это связано с использованием жужжания или пения в ритме, известного как мелодическая интонация, повторение фраз и слов. Этот процесс стимулирует деятельность мозга в правом полушарии и может увеличить количество слов, которые может сказать пациент.

Групповая терапия

Небольшая группа людей с афазией встречается с терапевтом и общается. Это дает пациентам возможность совершенствовать свои языковые навыки, взаимодействуя с группой людей.

Повышение коммуникативной эффективности

Это своего рода терапия, которая улучшает коммуникативные навыки пациента, вовлекая его в разговор. Пациенту показывают картинку или рисунок и просят ответить любым доступным способом. Уровень разговора начинается просто, но со временем он станет более сложным.

Обучение компьютеризированным сценариям

Оно включает в себя компьютерный сценарий, основанный на повседневных разговорах. Это дает пациенту возможность практиковать свои коммуникативные навыки, используя реалистичные ситуации.

Несколько советов, которые помогут общаться с людьми с афазией:

Привлекайте внимание человека, прежде чем начать говорить, и поддерживайте зрительный контакт;
Устраните фоновый шум;
Говорите медленнее, чем обычно;
Делайте предложения короткими и простыми, избегайте вопросов, на которые нужен сложный ответ;
Не меняйте тему разговора внезапно;
Не давите на человека, чтобы он быстро ответил, дайте ему время;
Используйте вопросы типа да / нет;
Преуменьшайте ошибки и избегайте их исправления, так как это может их расстраивать;
По возможности занимайтесь обычной деятельностью;
Старайтесь держать бумагу и ручку под рукой, так как это может помочь в общении;
Помните, что способность человека мыслить не обязательно нарушается.

Симптомы и основные виды афазии

Обычно афазию легко обнаружить – нарушения речи обычно хорошо видны для окружающих, а часто и для самого пациента.

В процессе возникновения проблемы может быть значительная трудность в формировании даже простейших предложений проблем с называнием определенных предметов – может показаться, что пациент не помнит, как данный предмет называется, используя странные слова в разговоре или составляя предложения, которые полностью лишены смысла произнесения только отдельных, совершенно непонятных слов.

Однако здесь следует подчеркнуть, что даже если пациент произносит только обрывки слов, на самом деле у него обычно в голове есть то, что он хотел бы сказать в данный момент – афазия возникает не из-за проблем с памятью или интеллектуальных недостатков, а после просто расстройство самой речи.

Здесь также следует добавить, что афазия может протекать по-разному – по этой причине существуют разные ее типы, в том числе:

  • моторная афазия: состоит в том, что пациент теряет способность говорить – он хотел бы что-то сказать, но он не может сделать;
  • сенсорная афазия: проблема в том, что пациент может говорить сам, хотя он не может понять, что говорят другие люди;
  • смешанная афазия: в ее ходе у пациента возникают трудности как с речью, так и с пониманием предложений, которые он слышит;
  • агностическая афазия (или номинальная): она характеризуется тем, что пациенту трудно подбирать правильные слова во время разговора, кроме того, у него возникают трудности с называнием различных предметов.

Полезно прочитать: Причины и методы коррекции акустико мнестической афазии

Диагностика речевых расстройств

В неврологии специалисты не склонны долго опрашивать пациента, чтобы дифференцировать вид речевого расстройства. После быстрого осмотра, определения вида афазии, пациента отправляют на нейровизуализацию (компьютерную или магнитно-резонансную томографию) для выяснения причины. Но это в корне неверно. Адекватная логопедическая диагностика дает возможность следить за динамикой пациента, помогает понять прогноз для жизни и работы.

В остром периоде неврологических заболеваний упражнения максимально упрощены. Логопед должен выяснить, сохранены ли следующие аспекты речи:

  1. Понимание – больного просят повторить элементарные команды (закрыть глаза, показать язык), потом задание усложняют (дотронуться пальцем правой руки до левого уха).
  2. Называние – просят назвать реальные предметы, части тела, описать картинки.
  3. Повторение – больной повторяет за логопедом отдельные слова, слоги, а потом предложения.
  4. Спонтанная речь – пациент должен посчитать от 1 до 10, перечислить дни недели. Потом с ним пытаются вести развернутый диалог.
  5. Чтение – сначала дают прочитать отдельные короткие слова, а потом целые абзацы.
  6. Письмо – пациент пишет собственные инициалы, простые слова под диктовку. В дальнейшем его просят письменно отвечать на вопросы.

Афазия и речь: виды

Существует несколько классификаций афазии. По одной из этих классификаций афазии подразделяют на следующие клинические варианты:

Тотальная – в данном случае пострадавший абсолютно не понимает обращённую к нему речь и сам не может обращаться к окружающим. Такая форма возникает в первые дни после серьёзных повреждений головного мозга, например, при обширном остром нарушении мозгового кровообращения. 

Сенсорная или моторная афазия – возникает в более отдалённые период после поражения нервной ткани головного мозга. Пациент осознаёт обращённую к нему речь, но при этом у его собственной речи формируется так называемый «речевой эмбол» — многократно повторяющееся, звуковое сочетание или слова, произносимые с различной интонацией. 

  • Сенсорная афазия Вернике – форма афазии при которой происходит нарушение понимания речи, при этом способность говорить сохранена. Больной говорит много непрерывно, однако, сам не осознаёт смысла сказанного.
  • Моторная афазия Брока – характеризуется нарушением способности говорить при одновременном сохранении понимания речи как чужой, так и своей. 

Самой популярной классификацией в Российской Федерации является классификация А.Р. Лурии, который выделяет следующие типы афазий:

  • Динамическая – характеризуется дефектом внутренней речи и невозможностью её оформления, высказывания и реализации. Возникает в результате травматизации префронтальной области левого полушария.
  • Афферентная моторная афазия – проявляется при поражении теменной и задне-центральной области корковых структур. Ключевой дефект заключается в невозможности правильно подобрать нужный звук для корректного произношения слова. Т.е. пациент не способен отличит близкие по произношению звуки.
  • Эфферентная моторная афазия или афазия Брока. Проявляется «телеграфным» стилем высказывания и проблемами переключения с одного слова на другое, так же возникают трудности в чтении и письме. Возникает при травме нижних отделов коры больших полушарий – так называемого речевого двигательного центра Брока.
  • Афазия Вернике или сенсорная афазия – заключается в потере способности восприятия звуковой стороны речи. Амнестическая афазия – проявляется сложностями при определении названия предмета несмотря на то, что пациент знает для чего нужен этот предмет и как им воспользоваться. Возникает при травматизации теменно-височной области. Амнестическую афазию подразделяют на три формы: акустико-мнестическая, оптико-мнестическая и номинальная. Акустико-мнестическая форма характеризуется проблемами запоминания поступающей информации, значительно уменьшается объём памяти и тормозится слухо-речевое восприятие. При оптико-мнестической афазии поражается зрительная память. Номинальная афазия также проявляется сложностями называния предмета, а также является одним из симптомов болезни Альцгеймера.
  • Семантическая афазия – основной дефект этой формы афазии проявляется в нарушении анализа речевых конструкций и синтеза речи. 

По зарубежной литературе выделяется ещё одна классификация:

  1. Неплавная афазия – проявляется затруднением произношения предложений и возникает при травматизации передних долей полушарий головного мозга.
  2. «Задняя» афазия – характеризуется сохранением плавной и понятной речи. Возникает при повреждении задних отделов полушарий. 

Коррекция афазии

Коррекция включает два компонента:

  • логопедический
  • медицинский

Нужно лечить ту болезнь, которая привела к афазии. Причем контроль должен проводиться нейрохирургом или опытным неврологом. Применяют для лечения медикаменты. Но иногда нужна и помощь хирургов. Реабилитационные меры включают массаж, физиотерапию, механолечение и лечебную физкультуру.

Чтобы восстановить нормальную речь, пациент должен посещать специальные логопедические занятия. Следует вести коррекцию относительно всех компонентов речи:

  • импрессивная
  • экспрессивная
  • письменные навыки
  • чтение и понимание текстов

Лечение афазии должно начинаться сразу после перенесения травмы или инсульта по решению лечащего врача. Чем раньше будет начато лечение, тем больше шансов избавиться от патологической симптоматики, не дав ей стать «хронической». Логопедическая работа, направленная на восстановления нормальной речи у больного, длится обычно два или три года.

Классификация

Различными исследователями предпринимались неоднократные попытки систематизировать формы болезни на основе лингвистических, анатомических и психологических критериев.

По запросам клинической практики в наибольшей степени удовлетворительной оказалась классификация афазии по А.Р. Лурия.

Данная классификация учитывает с одной стороны характер нарушений, и с другой – локализацию очага поражения в преобладающем полушарии.

А.Р. Лурия выделил следующие типы:

  1. Афферентная моторная афазия проявляется при действии на нижние отделы постцентральной коры, присоединенной к роландовой борозде. Главным нарушением при моторной афазии является кинестетическая артикуляционная апраксия, проявляющаяся в затруднении выбора отдельной артикульной позиции для произнесения звука.
  2. Эфферентная моторная афазия поражает нижний отдел премоторной области (зоны Брока). Главным речевым дефектом является кинетическая артикуляционная апраксия, блокирующая переключение с одной артикуляторной позы на другую.
  3. Акустико-мнестическая форма – поражение внеядерных отделов слуховой коры (средней височной извилины). В процессе понижения восприятия слуховых следов не работает слухоречевая память или зрительное представление окружающих предметов.

Схема локализации разных форм афазии в левом полушарии коры головного мозга.Передняя и задняя речевые зоны по А.Р. Лурии

Акустико-гностическая предполагает локализацию патологического очага в зоне Вернике (задняя треть верней височной извилины). Нарушение фонетического слуха, синтеза, анализа и дальнейшая утрата восприятия разговора людей – доминирующие дефекты при афазии Вернике.

Амнестико-семантическое расстройство связано с поражением задневисочных и переднетеменных областей. Амнестическая форма выражается специфическими трудностями, связанных с забыванием названий явлений или предметов, нарушением восприятия грамматического смысла выражений.

Динамическая патология проявляется в поражении заднелобных областей, способствует дисфункции коммуникативных способностей.
В случаях обширного нарушения коры доминантного полушария, отвечающего за сенсорные и моторные речевые зоны, появляется тотальная афазия — сбой в восприятии фраз и способности разговаривать. Некоторые формы могут иметь смешанный характер: сенсомоторные, эфферентно-афферентные и т. д.

Афазия: лечение

Сама по себе афазия – это не болезнь, а симптом – поэтому лечение, которое назначается пациенту, должно быть сосредоточено на причине афазии.

У пациентов, перенесших инсульт, по мере улучшения их состояния также могут исчезнуть нарушения речи.

Однако улучшение в этом случае может быть разной степени – у одних афазия исчезает полностью, у других проблема сохраняется постоянно.

Для многих таких пациентов очень важна речевая тренировка, так как она проводится с участием логопеда и часто помогает снизить уровень речевых нарушений.

Лечение афазии сильно отличается у людей, у которых она развивается из-за опухоли головного мозга.

В их случае эффективная терапия, основанная, например, на удалении всего поражения, иногда оказывается достаточным методом лечения – бывает, что опухоль сдавливает центры речи в головном мозге, и ее резекция, устраняя это давление, приводит к разрешению афазии.

АКУСТИКО-ГНОСТИЧЕСКАЯ СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ

Для данной

формы афазии характерно нарушение понимания речи при восприятии ее на слух. В основе речевой

акустической агнозии лежит нарушение фонематического слуха. Чужая речь

воспринимается как нечленораздельный поток звуков. Непонимание речи окружающих

и отсутствие явных двигательных нарушений приводит к тому, что больные не

всегда сразу осознают у себя наличие речевого расстройства связанного с

инсультом или травмой.

При сенсорной

афазии с трудом улавливается на слух корневая

лексико-семантическая часть слова, в результате чего обнаруживается

потеря его предметной отнесенности. Однако категориальная отнесенность слова

может быть «воспринята”. Например, услышав слово колокольчик, больной говорит:

«Это что-то маленькое, а что не знаю”. У больных при акустико–гностической

сенсорной афазии, расстраивается слуховой контроль за своей речью. Из за чего,

возникает множество литературных и вербальных парафазий.

Речь у

больного на раннем может быть абсолютно непонятной для окружающих, она состоит из случайных наборов звуков, слогов,

словосочетаний, что получило название «жаргонофазии” или «речевой окрошки”.

Из-за

нарушения фонематического восприятия вторично страдает повторение слов, утрачивается ритмико- мелодическую основа. Период жаргонофазии продолжается не более 1,5 – 2 месяцев,

постепенно уступая место логорее с выраженным аграмматизмом. В исследовании

номинативной функции при сенсорной, акустико-гностической афазии наряду с

правильным называнием наблюдаются попытки объяснить значение слова или найти его через фразеологический контекст.

Например, при назывании яблока произносится: «ну как же, я отлично знаю, что

это груша, не груша, кисленькое яблоко” и т п.

При чтении

появляется множество литературных парафазий, возникает затруднение в нахождении

места ударения в слове, из-за чего осложняется и понимание прочитанного. Но

чтение остается наиболее сохранной речевой функцией при сенсорной афазии.

Письменная

речь нарушена в большей степени и находится в прямой зависимости от состояния

фонематического слуха. Грубые нарушения счета при сенсорной

акустико-гностической афазии наблюдаются лишь на самом раннем этапе.

Динамическая афазия

Речевая афазия этого типа появляется в результате нарушения заднелобных участков левого полушария головного мозга, которое ответственно за функцию речи. Характеризуется патология затруднением или невозможностью больного составлять развернутое предложение или высказывание. Человек затрудняется в ситуациях, когда его просят пересказать смысл увиденного ролика. В этот момент происходит блокировка спонтанного развернутого высказывания. Пациент говорит отрывки увиденного, часто не связанные между собой.

Больной забывает названия городов или улиц, у него возникают трудности, когда просят назвать фамилию знакомого человека. Однако если ему подсказать начало слова, то происходит разблокировка импульса, и больной может продолжить слово или фразу до конца. Пациенты с динамической афазией не могут считать в обратном порядке, например, от пяти до одного.

Способность к письму сохраняется, но сделать это получится при одновременном произношении и написании слова. Способность к арифметике утрачивается, хотя больные могут считать по порядку.

Сенсорная афазия

Сенсорная афазия Вернике — это нарушение понимания речи, как чужой, так и собственной при сохранении способности говорить. Возникает при повреждении левой височной доли головного мозга. Как правило больной говорит довольно охотно и много, однако в связи с утратой понимания того, что он слышит, он не понимает ни себя, ни окружающих. Форма сенсорной афазии характеризуется двумя основными чертами:

  • речь больного непонятная окружающим ввиду отсутствия в ней смысла (непонимание собственной речи приводит к потерю контроля над ней, больной изобретает новые слова, заменяет буквы или слоги в существующих, меняет слова местами, произносит несвязные между собой вереницы слов и предложений)
  • речь окружающих и собственная непонятна больному (в связи с нарушением восприятия звука, потерей различия звукового состава слов, больной не понимает смысла в том, что он слышит) 

Коррекционно-педагогическая работа при афферентной моторной афазии

Коррекционно-педагогическая помощь по преодолению афферентной моторной афазии опирается на включение сохранного зрительного и акустического контроля, а также контролирующей функции лобных отделов левого полушария у правшей, в комплексе осуществляющих зрительный и слуховой анализ читаемого и воспринятого на слух речевого сигнала, контроль над оптическим синтезом видимых элементов артикулярного уклада и т.п. Восстановление понимания

При грубых нарушениях экспрессивной речи основное внимание уделяется восстановлению фонематического слуха, ориентации в пространстве, уточнению значений предлогов, наречий, пониманию личных местоимений в косвенных падежах, антонимов, синонимов

Специальная работа по восстановлению фонематического слуха проходит следующие стадии:

  • Первая стадия — дифференциация слов, контрастных по длине, звуковому и ритмическому рисунку (ель велосипед)
  • На второй стадии проводится дифференциация слов с близкой слоговой структурой, но далеких по звучанию, особенно в корневой части слова: (рыбаноги)
  • На третьей стадии ведется работа по дифференциации слов с близкой слоговой структурой, но с далекими по звучанию начальными звуками: (рак мак)
  • На следующей, четвертой стадии работа ведется уже по дифференциации фонем, близких по своему звучанию, т. е. слов с оппозиционными звуками: (дом том)
  • И наконец, закрепление акустических дифференциальных признаков фонем происходит в виде подбора серий слов на заданную букву: больной сначала выбирает слова из текстов, в том числе из газетных, а затем подбирает слова на заданную букву по памяти.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: