Советы родителям по выполнению логопедического домашнего задания:
- Заниматься нужно регулярно. Не следует делать сразу всю «домашку» вечером накануне визита к логопеду. Это и малоэффективно, и утомительно. Разбейте задания на группы и делайте их каждый день.
- Позитивный настрой — основа успеха. Не нужно заставлять ребенка заниматься, ругать его за оплошности и возможное отсутствие прогресса. В игровой форме, при хорошем настроении все получится намного лучше.
- Длительность занятий не должна превышать 10-15 минут. Достаточно выполнить пару-тройку заданий.
- Артикуляционную гимнастику нужно выполнять каждый день. Превратите это в в веселую игру.
- Родители должны прочитать задание, разобрать с ребенком, как следует его выполнять, но делать упражнение дети должны самостоятельно!
- Обязательно нужно поддерживать ребенка, хвалить его за каждое достижение. Положительный оптимистичный настрой поможет быстрее добиться успеха.
И еще один совет: не стесняйтесь спрашивать педагога об успехах вашего ребенка, советоваться в случае сомнений и затруднений. В сотрудничестве всегда можно добиться большего.
Особенности работы с социально неблагополучными семьями
Особого внимания требуют к себе воспитанники из семей, находящихся в сложной социальной ситуации. К таким относятся дети из многодетных семей, малыши, находящиеся под опекой, и социальные сироты.
Ребёнок, у которого родители (или родитель) работает так, что в основном видит своего малыша, когда тот спит, так может быть отнесён к категории — социальный сирота. Ведь его жизнь проходит без участия родителей (родителя). Но законом помощь такому ребёнку не предусмотрена. Тем не менее во всех государственных образовательных учреждениях есть человек, ответственный за социальный паспорт учреждения, — социальный педагог
Важно, чтобы воспитатель наладил контакт родителей с социальным педагогом
Консультации социального педагога помогут родителям наладить контакт с ребёнком
В работе воспитателя с неблагополучными семьями важна деликатность. Главный принцип — не навреди
Неосторожное слово в этой ситуации может обострить и без того открытые раны маленького человека. Лучшим выбором будет активное привлечение психолога к работе с этой семьёй
Нужно всегда помнить: всё, что происходит у ребёнка дома, отражается на его поведении в детском саду. Следует проводит индивидуальные беседы с родителями таких семей и постоянный мониторинг психологического состояния ребёнка. В то же время надо понимать, что распространение информации о состоянии дел в семье или навязчивое предложение помощи может не просто оттолкнуть родителей, но спровоцировать у них полное отторжение любых попыток помочь им и ребёнку.
Занятия психолога с родителями помогают выявить и решить ряд проблем в семьях воспитанников
В большинстве социально незащищённых семей главной проблемой становится материальная сторона жизни. В этом случае решение родительского комитета о сборе денег на подарки детям ко дню рождения может вызвать раскол мнений или даже скандал среди родителей. Поэтому работа с такой семьёй ведётся исходя из личных бесед с каждым из родителей и нужд семьи и ребёнка. Также не будут лишними консультации психолога.
Детям из таких семей полезны занятия по укреплению физического здоровья, поэтому следует привлечь к работе с родителями инструктора по физической культуре. Нельзя забывать, иногда родительский комитет в стремлении обеспечить всё самое лучшее для детей, забывает, что финансовое благополучие в разных семьях разное. Вот тут грамотное и тактичное вмешательство воспитателя необходимо.
План работы родительского комитета
Воспитатель не может являться членом родительского комитета, даже если его ребёнок ходит в эту группу детского сада. В ДОУ этот человек занимает должность и может представлять учреждение только в рамках своей должности
При этом важно учитывать тот факт, что воспитатель не имеет права вмешиваться во внутренние дела родительской общественности. Родители сами должны решать определённые вопросы и вести соответствующую документацию
В данном случае воспитатель может лишь говорить об опыте других групп. В этом случае поможет архив протоколов родительского собрания, ведь там в приложениях есть и планы работ, и отчёты родительской общественности.
Таблица: тематика заседаний родительского комитета
№ заседания | Содержание работы | Дата проведения |
1 |
|
Октябрь |
2 |
|
Декабрь |
3 |
|
Февраль |
4 |
|
Май |
Что входит в логопедическое домашнее задание
Артикуляционная гимнастика
«Зарядка для язычка» обязательно входит в комплекс регулярных занятий. Для того, чтобы ребенок научился правильно произносить все звуки, нужно подготовить артикуляционный аппарат.
На занятиях логопед покажет ребенку, как выполнять то или иное упражнение
Однако важно, чтобы родители понимали цель задания и были знакомы с правильным выполнением. Для самоконтроля ребенку нужно ставить на стол зеркало
Упражнения на развитие мелкой моторики
Упражнения этой группы обязательно включаются во все комплексы домашних заданий, так как их выполнение активно стимулирует развитие речевого центра. Массаж рук и пальчиковая гимнастика подходят для начала или завершения занятий. Кроме этого детям предлагается нарисовать картинку или раскрасить, сделать аппликацию, штриховку или работа с прописями. Помимо прочего, такие задания хорошо готовят детей к школьным урокам письма.
Задания на развитие фонематического слуха
Такие упражнения закладывают у ребенка основы звукового анализа и синтеза, развивают умение правильно определять звуки и их место в слове. При несформированности данного навыка ребенок смешивает звуки в словах, произносит их не правильно, а впоследствии имеет проблемы при обучении письму и чтению.
Упражнения для развития связной речи
В рамках этой серии заданий ребенок расширяет свой словарный запас, учится пересказывать услышанный текст, строить самостоятельно связный рассказ — по какому-то событию или по картинкам.
Упражнения для развития лексико-грамматических навыков
Для того, чтобы успешно овладеть родной речью, ребенку нужно освоить навыки словообразования, подбирать обобщающие и родственные слова, грамотно изменять их по родам, числам и падежам.
В чем польза сотрудничества семьи с преподавателем:
Одних лишь визитов к специалисту недостаточно. Коррекция нарушений речи и работы высшей психической деятельности состоит из двух моментов: формирование навыка и его закрепление. Для того, чтобы успешно ввести освоенное умение в обиход, необходимо неоднократное повторение, использование его в бытовые ситуации. Именно для этого необходимо, чтобы родители стимулировали ребенка и помогали ему.
Процесс развитие речи у ребенка происходит в первую очередь в семье
Ребенок повторяет за родителями и близкими все, что слышит
Именно по этой причине важно, чтобы дома для него была создана необходимая развивающая среда и поддерживалось активное общение.
Кроме того, очень важно, чтобы родители обращали внимание и на свою речь. Слыша в своем окружении правильное произношение звуков, грамотные речевые конструкции, ребенок быстрее сможет автоматизировать полученные в ходе занятий навыки.
Регулярное выполнение домашних заданий не только помогает ускорить процесс коррекции, но и прививает детям ответственность, развивает усидчивость, внимание и самоконтроль.
Обратная связь от родителей помогает логопеду лучше понимать, каким образом идет прогресс в обучении, а также более гибко строить план занятий.
Немаловажен и еще один момент: если семья настроена на сотрудничество с педагогом, ребенку легче заниматься
Он воспринимает уроки позитивно, чувствует себя более свободно и успешнее занимается.
РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
4 декабря, 2017
Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Речь в своём развитии проходит определённые этапы. На каждом из этапов элементы речевой системы формируются в определённой закономерности. Однако если эти закономерности нарушаются, речевая система ребёнка формируется непоследовательно, и , как следствие, в старшем дошкольном возрасте ведёт к речевой патологии, исправить которую может только речевой специалист, опираясь на помощь и поддержку родителей.
Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их ребенка те или иные речевые нарушения. Другие родители откладывают консультацию у логопеда из-за недостатка времени или, считая, что с возрастом у ребенка все пройдет и так. В таких случаях усложняется процесс коррекции речевого нарушения, воспитания и обучения.
Поскольку работа с родителями значительно влияет на успешность коррекционно-воспитательной деятельности, рассмотрим и проанализируем некоторые её особенности.
В начале учебного года учитель-логопед обследует речь детей. Логопедическое обследование начинается с изучения медицинской и педагогической документации, сведений о родителях ребенка. Логопед знакомится с родителями детей, которые будут у него заниматься. При планировании прогноза коррекционной работы логопед учитывает:
роль всех членов семьи в воспитании ребенка,
тип семейного воспитания.
Из первой беседы выясняются условия воспитания ребенка в семье, особенности развития, его увлечения, интересы. Логопед интересуется и тревогами родителей, их мнением и пожеланиями по поводу развития речи малыша. Эта встреча очень важна для обеих сторон. От ее атмосферы и правильного построения зависит дальнейшее сотрудничество. Это настраивает и привлекает родителей на совместную работу. Логопед объясняет, какую помощь он ждет от них в воспитании и обучении, в целях достижения успеха коррекционной работы.
Совместная работа логопедов с родителями в нашем детском саду является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах: проведение родительских дней, оформление стендов и уголков в помощь родителям, консультации, беседы, чтение лекций, проведение семинаров, обучение родителей игровым занятиям и др.
Для знакомства с требованиями, приемами и содержанием работы логопеда, наблюдением за своим ребенком родители приглашаются на открытые индивидуальные и фронтальные занятия. Такая форма работы позволяет родителям: контролировать ход логопедической работы, видеть объём знаний своего ребёнка в определённой лексической теме и разнообразие речевых упражнений, игр, наглядно-игрового, речевого материала.
Задача логопеда: исправление произношения, постановка и автоматизация поставленных звуков. Нормализация произношения у детей в логопедической группе проходит в несколько этапов: обследование, исправление и закрепление. На последнем этапе происходит закрепление поставленных звуков в самостоятельной речи. Поэтому на заключительном этапе автоматизации чрезвычайно важен контроль над правильным произношением и со стороны родителей.
Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. Тетрадь заполняется логопедом два раза в неделю, для того, чтобы родители могли с ребенком закрепить пройденный материал. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти. Логопеду эта форма работы позволяет вести более тесное сотрудничество с родителями и создавать единый речевой режим.
Важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка, убедить в необходимости закрепления изученного материала в домашних условиях. Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно.
Опубликовано в рубрике Рекомендации учителя-логопеда