Воспитание культуры общения дошкольников

Детский сад № 5 г. островца

Составные элементы культуры общения дошкольников

Формирование культуры общения предполагает ознакомление ребенка с поведением, которое считается недопустимым в обществе, нарушает права и свободы окружающих людей, не уважает их чувства и желания.

Проявление уважительного отношения к окружающим людям, естественные манеры поведения, простота во взаимоотношениях, проявление положительных эмоций, реальных чувств характеризует такое значимое качество для любого человека и детской личности, как общительность.

Одним из значимых разделов культуры общения является формирование культуры речи. Ее воспитание не менее значимо, чем иные направления развития культуры общения и культуры деятельности. Ее развитие включает формирование у ребенка дошкольного возраста обширного словарного запаса, способности говорить грамотно и лаконично выражать свои мысли, подбирать интонацию и тон, соответствующий речевому ритму и содержанию.

Важно обучать ребенка с ранних лет навыкам построения простых речевых обращений, приветствиям и прощаниям, вежливому обращению к старшим, произношению в нормальном темпе, предотвратить растягивание им слов и слишком быстрое, неразборчивое произношение. Помимо этого, формирование речевой культуры предполагает:

Помимо этого, формирование речевой культуры предполагает:

  1. Обучение ребенка навыкам слушания собеседника, понимания сути того, что он говорит;
  2. Формирование умения спокойного ведения беседы: визуальный контакт, спокойное поведение во время разговора;
  3. Развитие этикета общения – образца, идеала поведения в процессе построения коммуникативных связей;
  4. Навыки построения диалогов между детьми, между ребенком и взрослым, между ребенком и родителем и т.д.;
  5. Ознакомление с особенностями построения взаимоотношений между детьми и между взрослыми.

Рисунок 2. Культура общения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Наряду с культурой речи, культура общения предполагает развитие основных личностных качеств, характеризующих нравственные начала личности, которые хотят видеть взрослые в детях. К ним относится:

  • Вежливость – на ней основывается построение людских взаимоотношений. Она базируется на искреннем и доброжелательном отношении к окружающим людям;
  • Деликатность – способность не нарушать личное пространство окружающих и доставлять им неудобство своими действиями и поступками;
  • Скромность – проявление чуткости и уважения к окружающим людям, повышенная требовательность к собственной личности.

Эти нравственные качества лежат в основе еще одного важного компонента культуры общения – культуры взаимоотношений. Она предполагает привитие дошкольникам навыков и способов построения положительных социальных контактов в различных сферах жизнедеятельности

Способность к построению и налаживанию социальных контактов упрощает процесс социальной адаптации и помогает ребенку развить навыки общения со сверстниками, со взрослыми в различных направлениях деятельности.

БЛОГ ПЕДАГОГОВ

Консультация для родителей подготовительной группы «Как подготовить ребёнка к школе»
Человек без воспитания – тело без души
Что такое конструктор LEGO для ребенка?
Как LEGO влияет на развитие детей
ЛЕГО-сказки
Конспект игрового часа «В гостях у бабушки Пчелы»
Я – человек, играю, думаю, живу
Использование кейсов в дошкольном образовательном учреждении
«Осень. Обобщение». Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности
Прививаем любовь к книге у дошкольников
Складная опора-штора «Сухой душ»
Консультация для педагогов и родителей ДОУ «Что такое логоритмика»
Влияние дидактических игр и упражнений на развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста
Зачем нужно закаливание?
Применение метода «интеллект-карт» в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения
Современные педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ
Формирование нравственно-патриотических чувств через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста
Формирование предпосылок инженерного мышления у детей 2-3 лет
Эмпирическое исследование проблемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством в процессе обучения декоративному рисованию
Консультация для педагогов Тема: «Современные формы работы с детьми»
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»
Консультация для воспитателей по теме: «Приобщение детей к здоровому образу жизни через организацию предметно-развивающей среды в соответствии ФГОС ДО»

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды по правилам дорожного движения в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Консультация для педагогов на тему «Организация предметно-развивающей среды по изобразительной деятельности в группах»
Методические рекомендации для педагогов «Организация и проведение летней оздоровительной работы в ДОУ и образовательных учреждениях»
Консультация старшего воспитателя для педагогов на тему «Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников»
Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Дисциплина в детском саду»
Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики детей
Проблемные формы межличностных отношений дошкольников
Речевые игры по дороге домой для детей 5-6 лет
Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи
Роль книги в речевом развитии детей дошкольного возраста
Формирование взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре
Ребенок грызет ногти. Причины. Решение
Почему дети капризничают?
Гиперопека и ее последствия для ребенка
Безопасный Новый год для ребёнка: что нужно знать
Методика и программное содержание социально-нравственного воспитания детей в старшей группе
Авторитет родителей в воспитании детей
Компьютер: «за» и «против»
Дисциплина на улице — залог безопасности
Готовность ребенка к школе – залог успешной адаптации
Музыкальное воспитание в семье
Музыка и здоровье в детском саду
Активный детский отдых зимой
О проблемах приобщения дошкольников к книге
Развитие детей в театрализованной деятельности
Что должны знать родители перед первым посещением бассейна
Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста
Дети и чтение
Несколько слов о наказании ребенка
Игрушка в жизни ребёнка
Сказка ложь, да в ней намек
Несколько советов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Опыты и эксперименты с детьми в домашних условиях
Как помочь ребёнку научиться различать цвета?
Веселые карандаши в руках у ребенка
Организация работы по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста
Личность и личностное развитие детей дошкольного возраста
Организация трудового воспитания младших дошкольников в современном детском саду
Сенсомоторная координация как показатель психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность
Детская субкультура как механизм социализации дошкольников
Дышим правильно – говорим легко. Формирование речевого дыхания при заикании
Ребенок играющий
В детский сад без слез
Игрушки — подружки
Как вести себя родителям с гиперактивным ребенком
Рекомендации родителям гиперактивного ребенка
Запреты и ограничения
Кризис семи лет
Как подготовить ребенка к школе?
100 тысяч «почему!»
Как победить застенчивость
Почему дети разные?
Пойми меня! (Умному взрослому — от умного ребёнка)

Выявление представлений дошкольников о культуре речевого общения

Констатирующий эксперимент проводился в дошкольно-образовательном учреждении № 4 города Ельца в сентябре 1994 года с 45-ю детьми двух старших возрастных групп, в дальнейшем разделенных на экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы.

В соответствии с целями исследования констатирующий эксперимент ставил следующие задачи: 1. Выявить представления дошкольников о культуре речевого общения, знания ими правил культурного поведения. 2. Определить, как воздействует содержание и характер общения родителей на воспитание культуры речевого общения детей. Для решения поставленных задач работа проводилась по трем направлениям, которые выявляли: — знания и представления дошкольников о культуре речевого общения; — степень участия родителей в воспитании культуры речевого поведения детей и понимание ими его необходимости; — представления студентов дошкольного факультета о необходимости работы по развитию культуры речи и речевого общения. Дошкольникам предлагалось 4 серии заданий следующих типов: — индивидуальные беседы с детьми, выявляющие их оценку понятий «вежливый», «грубый»; — чтение детям литературных произведений на соответствующую тематику с последующим анализом, выявляющим представления детей о правилах поведения; — использование специальных ситуаций, отражающих поведение ребенка в соответствии с имеющимися знаниями («Разговор по телефону»); — составление рассказа детьми на заданную тему, выявляющего глубину их понимания определенных представлений. Констатирующий эксперимент проводился в основном индивидуально с каждым ребенком и занимал по времени 10-15 минут.

При проведении констатации мы учитывали индивидуальные особенности дошкольников и использовали самые разнообразные приемы. Так, беседуя с подвижными, неорганизованными детьми, мы поддерживали уверенность в умении ребенка проявлять культуру общения, использовали поощрение

При проведении индивидуальных бесед с раздражительными, вспыльчивыми детьми, активизировали внимание ребенка на его хороших поступках, плохие же изображали в юмористическом плане

Целью первой серии заданий было выявление понимания детьми понятий «вежливый» (соблюдающий правила приличия, учтивый), «воспитанный» (отличающийся хорошим воспитанием, умеющий хорошо вести себя), «грубый» (недостаточно культурный, неучтивый, неделикатный) в обращении с кем-нибудь; умение подобрать к этим словам синонимы и антонимы, выявление оценки слов и словосочетаний самим ребенком и соотнесение этих понятий со своим поведением.

Детям было предложено 8 заданий, которые выявляли: 1. Понимание значений слов «вежливый», «воспитанный», «грубый». Ребенку задавались вопросы: «Какого человека можно на звать вежливым? воспитанным? грубым?». Ответ на них показывал, понимает ли ребенок значения понятий, как близких по смыслу (вежливый — воспитанный), так и противоположных (вежливый — грубый). 2. Представление дошкольников о культуре речевого общения. Оно выявлялось через следующие вопросы: Как ты понимаешь слова «доброжелательно разговаривать». Что значит выражение «приятный собеседник»? Как нужно выслушивать собеседника?

3. Умение детей подобрать синонимы и антонимы к словам «вежливый» и «грубый». Детей спрашивали: «Какими другими словами, близкими по смыслу, мы можем сказать о вежливом человеке, какой он? А сейчас подбери к слову «вежливый» слова, противоположные по смыслу».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: