Письмо и каллиграфия

// шаблон контрольных кнопок роукс
?>
способы и методы обучения письму

Как правильно учить ребёнка писать

Для начала подойдут нелинованные листы, чтобы ребёнка не отвлекала разметка. Просто дайте ему карандаши и предложите порисовать буквы. Обсудите, из каких элементов состоит буква. Пусть он вспомнит все — палочку, полукруг, перекладину. Вначале их можно рисовать отдельно, потом попробовать соединить. Сперва будет выходить неправильно и криво, но проявите терпение. Хвалите ребёнка за любые попытки и отмечайте наиболее удачные.

Алгоритм написания печатных букв

Учить писать лучше всего карандашом — это поможет ребёнку не бояться ошибок. Кроме того, чернила плохо стираются с одежды

Чтобы научить ребёнка писать слова, важно помочь ему сориентироваться на листе. Предложите нарисовать что-нибудь в разных частях листа, например сверху посередине, в правом нижнем углу или по центру

Если ребёнку трудно, сыграйте с ним в «Муху». Расчертите лист на девять квадратов. Отдельно нарисуйте муху, вырежьте и положите в центральный квадрат. Давайте команды: «Муха ползёт вниз!», «Теперь влево!», «Вверх!» Ребёнок должен перемещать муху в соответствии с указаниями. Если всё получилось, муха ловится в мешок. Если перепутал команды, она улетает в форточку.

Когда ребёнок освоится с направлениями, переходите к понятию строчек. Нарисуйте несколько линий с большим интервалом и «посадите» муху на одну из них. Теперь предложите ребёнку нарисовать что-нибудь над строкой, под строкой, через строку вниз, выше на две строки.

После этого этапа переходите к написанию букв, но обязательно обсудите с ребёнком, из каких элементов она состоит и где они соединяются. То же самое надо делать, обсуждая соединение букв в словах. На образцах написания слов можно яркими точками обозначить важные моменты

После выделяйте лучшие буквы, специально акцентируя внимание ребёнка

Важно внимательно следить за успехами, помогать и подбадривать его. После занятия обязательно обсуждайте: было легко или трудно? Что получалось лучше? Как думаешь, почему? Над чем ещё потренируемся? Это поможет оценить прогресс и вам, и ребёнку

Полезные советы

Для того чтобы занятия по обучению письму дали результаты, родители должны помнить следующее:

Проводить занятия нужно регулярно. Ежедневные упражнения по 10 минут дадут больше пользы, чем еженедельные по полчаса.
Если ребенок расстроен или нездоров, заниматься не нужно.
Задания должны усложняться постепенно, от более простых к все более сложным. Нельзя перескакивать с обведения прямых линий на выписывание сразу буквы Ж.
Занятия лучше организовывать в виде игры или соревнования, а не занудного сидения над выведением крючков и закорючек.
При неудаче нельзя ругать малыша. Лучше предложить ему попробовать снова, с маминой помощью.
Любые, даже маленькие, успехи – повод для похвалы

Для ребенка в любом возрасте это хороший стимул.
Чтобы у него хватало сил и усидчивости, важно соблюдать режим сна и бодрствования, питания и прогулок на свежем воздухе.

Итак, обучение навыкам письма должно быть поэтапным, систематическим, посильным и интересным для малыша. Тогда к школе он подойдет с хорошей базой. А это – залог его успешности в обучении, высокой самооценки, позитивной мотивации.

Подготовка руки к письму: система упражнений для пальчиков

Ниже я привожу один из комплексов упражнений для подготовки руки к письму, разработанный Т.В. Фадеевой. Названия упражнений придуманы мной в совместном творчестве с детьми. Вы можете придумать свои названия.

Первое упражнение. «Подними пальчики».
Руки лежат на столе ладонями вниз. Нужно поднять пальчики по одному сначала на одной руке, потом на другой. Затем упражнение повторяется в обратном порядке.

Второе упражнение. «На зарядку становись!».
Руки лежат в том же положении. Нужно по очереди поднять пальчики сразу на обеих руках. Начинаем с мизинцев, заканчиваем большими пальчиками.

Третье упражнение. «Ванька – встанька».
Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальчиками. Затем пальчики начинают «делать зарядку», то есть опускаться и подниматься вместе с карандашом. При движении нужно пальчики держать вместе и не уронить карандаш.

Четвертое упражнение. «Собери палочки в корзинку».
Положите на стол 10-15 счетных палочек. Если их нет – можно заменить карандашами или другими предметами такой же формы (палочки для коктейля и так далее). Задание – одной рукой собрать все палочки по штуке в кулак, не помогая второй рукой. Затем так же по одной палочке выложить их на стол.

Пятое упражнение. «Шаги».
Будем шагать по столу пальчиками. Зажимаем карандаш между указательным и средним пальчиками (карандаш придерживается второй фалангой пальцев). И в таком положении делаем шаги пальчиками по столу. Нужно шагать, крепко зажав карандаш, чтобы не уронить его. Шаги получаются очень маленькие.

Шестое упражнение. «Вертушка».
Снова берем карандаш. Держим его за кончик одной рукой. Зажимаем один конец карандаша указательным и средним пальчиками ведущей руки (правой – у правшей, левой – у левшей). Другой конец карандаша направлен от груди.

Задание – нужно перевернуть карандаш и с помощью этого переворота вложить его в другую руку свободным концом. Затем новый поворот – и снова карандаш возвращается к ведущей руке. Сделать несколько таких поворотов – как будто катится колесо. При вращении карандаш «смотрит» в направлении от груди вперед.

Седьмое упражнение. «Мячик».
Перекатываем мячик. Представляем, что у нас в ладошках – мячик. И делаем движения ладонями, как будто мы его перекатываем в разные стороны.

Восьмое упражнение. «Обнималки».
Это упражнение позволяет предупредить возникновение писчего спазма. Писчий спазм проявляется у детей, которые только учатся писать, он встречается у первоклашек не редко. При писчем спазме начинают немного болеть и неметь пальчики, иногда они чуть подрагивают (это едва заметно, но заметить можно). Игнорировать писчий спазм нельзя. Нужно его снимать, если уж он возник, а еще лучше – предупреждать его этим упражнением.

Садимся на стул, руки — на уровне глаз. Ладошки соединяем друг с другом. Делаем вдох через нос. Выдыхаем через рот и при этом чуть смещаем правую ладонь вниз – на несколько сантиметров. При этом пальчики левой руки сгибаются и охватывают пальчики правой руки («обнимают» их, накладываются на них сверху). Снова делаем вдох через нос, разгибаем пальцы левой руки и возвращаем правую ладонь на место. Делаем упражнение в другую сторону – теперь левая рука опускается, а пальчики правой руки «обнимают» пальчики левой руки сверху. Выполнять упражнение нужно 10-15 раз.

С какого возраста можно обучать детей письму?

Из вышесказанного понятно, что подготовка к письму должна начинаться совсем не в последний год перед школой (уж тем более не в последнюю пару месяцев!), а намного раньше. Тогда малыш пройдет этапы психологической и физической подготовки гармонично, без перенапряжения, без гонки за быстрым результатом (ведь за лето нужно успеть, иначе потом будет еще сложнее). В этом деле спешка — слишком большая нагрузка на маленький организм, которая, как минимум, вызовет отвращение ребенка к учебе вообще. А почерк в таком «скороспелом» случае вряд ли будет красивым.

Если дошкольник приступает к освоению письма, когда уже достаточно ловко пользуется ручкой или карандашом, может выполнять сложные по координации движения, удерживать внимание и проявлять усидчивость не менее 15 минут, то графические результаты (то есть собственно письмо) будут гораздо лучше

Для этого нужно, прежде всего, развивать мелкую моторику и координацию движений рабочей руки (не важно – правая она или левая)

Целенаправленно развивать ручки малыша в этом направлении можно уже с 3 лет, когда есть смысл знакомить его с самыми простыми раскрасками, фломастерами, карандашами. Такие занятия будут постепенно готовить руку к правильному письму (прежде всего, ребенок научится ограничивать длину проводимой линии, рисовать линии в разных направлениях). Пусть юный художник пробует создавать и собственные картины

Уже на этом этапе важно научить малыша правильно держать письменные принадлежности

Кроме того, подготовить руку к письму помогают следующие виды занятий на развитие мелкой моторики:

  • лепка из пластилина, глины, теста;
  • работа с крупами, фасолью, горохом;
  • рисование пальцами по манке, муке, слою крупы;
  • мозаика, конструкторы;
  • вырезание ножницами;
  • игры с песком;
  • оригами;
  • шнуровки.

Но родители должны помнить о возрасте ребенка и не затягивать подобные занятия дольше, чем на 15 минут.

Лови момент

Елена Разухина, педагог образовательного центра «Аристотель»:

— Нужно ли начинать учить дошкольника прописным буквам? Одни скажут: «Да, в школе будет проще». Другие возразят: «Нет, еще рано». Как поступить? Конечно, развивать движения пишущей руки (и учиться писать) необходимо, но сначала ребенок должен усвоить, отложить у себя в памяти графический образ печатных букв. Буквы прописные — куда более сложные элементы для неподготовленного восприятия и неподготовленной руки малыша. С ребенком старшего дошкольного возраста, который уже умеет выводить карандашом печатные буквы, можно заниматься с прописями-раскрасками, в которых есть отдельные элементы прописных букв, и использовать тетрадь в линейку.

Есть еще один момент, объясняющий, почему не стоит сразу переходить к полноценному письму. Осваивая каждую конкретную букву на бумаге, нужно строго следовать правилу ее написания и соединения с другими буквами. Мало кто из родителей знает или помнит, что это за правила. Представьте себе такую ситуацию. Вы уже научили ребенка соединять между собой буквы и писать слова, а в первом классе учитель иначе объяснит ему, как буква «о» соединяется с буквой «б» (или «о» с «м»). Для первоклашки большую роль играет то, как оценивает его работу учитель, и тут он узнает, что пишет неправильно. Конечно, последуют лишние переживания. Кому это нужно? Лучше непосредственно в ходе обучения в первом классе уточнить у педагога, какие прописи приобрести для занятий дома, и потихоньку, после уроков, практиковаться с ребенком. Кроме того, у детей, которые слишком рано научились писать, часто портится почерк из-за того, что рука еще не натренировалась и быстро устает.

Методология освоения навыков письма

Методология освоения письменной речи основывается на поэтапной работе.

Первоначальные навыки письма формируются в ходе трех этапов деятельности:

Подготовительный этап. Он связан с подготовкой младшего школьника к освоению письменных навыков

Учащиеся учатся сидеть за столом в правильном положении, держать инструменты написания, концентрировать внимание на работе.
Обучение письму печатными буквами. Оно начинается с освоения написания символов, составляющих буквы: линии, круги, полукруги, диагонали и т.д

Учащиеся осваивают способы составления букв из данных символов и учатся писать большие и маленькие печатные буквы.
Обучение письму прописными буквами. В данном случае применяется метод демонстрации написания конкретной буквы. Педагог многократно приписывает букву на доске, поясняя свои движения. Затем, учащиеся повторяют. На начальных этапах обучения используется разделение написания отдельной буквы на части т.е. первоначально осваиваются движения, совершаемые при написание одной части буквы, затем другой и т.д. Это способствует более устойчивому закреплению навыков письма и свободному овладению основами письменной речи.

Важно, чтобы работа над письмом носила регулярный характер. Овладение письмом должно происходить последовательно и систематически

При этом, нельзя перегружать ребенка. Во время занятий следует устраивать физкультминутки для расслабления, проводить пальчиковую гимнастику.

Рисунок 2. Этапы обучения письму. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На начальном этапе обучения письму хорошо применять игровые приемы. Это поможет быстрее овладеть основами письменной речи: графическими и орфографическими навыками.

Также, хорошо применять наглядные методы обучения т.е. все правила написания визуализировать: использование ассоциаций, картинок, визуальных примеров, образцов.

4 правила, как научить ребёнка письму до школы

1

Уделять внимание осанке. Часто к пяти годам у ребёнка уже сформирована поза при рисовании и письме, и в большинстве случаев она, к сожалению, неправильная

Способ держать ручку тоже часто неверный. От этого и нарушения в качестве письма. Поэтому научите ребёнка правильно сидеть за столом и держать карандаш или ручку

Также важно объяснить малышу, как согласовывать движения пальцев и всей руки. Это необходимые навыки, ведь от правильной позы за столом, положения ручки и чётких движений зависит скорость освоения техники письма и правильных графических навыков

Часто к пяти годам у ребёнка уже сформирована поза при рисовании и письме, и в большинстве случаев она, к сожалению, неправильная. Способ держать ручку тоже часто неверный. От этого и нарушения в качестве письма. Поэтому научите ребёнка правильно сидеть за столом и держать карандаш или ручку

Также важно объяснить малышу, как согласовывать движения пальцев и всей руки. Это необходимые навыки, ведь от правильной позы за столом, положения ручки и чётких движений зависит скорость освоения техники письма и правильных графических навыков

Конечно, можно учиться и в неправильной позе, при этом постоянно давать передышку немеющей руке или затёкшему плечу, но тогда не стоит надеяться на быстрые и хорошие результаты. Часто бывает, что исправить неправильную позу или технику письма очень сложно, даже невозможно.

2. Научить малыша держать ручку

Чтобы верно держать ручку, следует поместить её между средним и указательным пальцами, а большим прижимать её с левой стороны. Эти пальцы должны быть немного закруглены, не нужно сжимать ручку сильно. Канцелярский инструмент не должен падать, если указательный палец слегка приподнять.

В момент письма рука должна опираться на верхний сустав согнутого мизинца. Не стоит прогибать первый фаланг указательного пальца, так как это увеличит напряжение мышц, рука быстро устанет, что непременно скажется на темпе и качестве

Немаловажно соблюдать расстояние между указательным пальцем и кончиком стержня: оно должно быть приблизительно 2 см

Выбирайте качественные ручки, обратите внимание на форму, длину, толщину и стержень

3. Давать время на отдых

Чаще устраивайте минутные перерывы, делайте гимнастику для рук

Важно развивать у малыша мелкую моторику. Она поможет ему с лёгкостью научиться правильно писать

Используйте пальчиковые игры, предлагайте малышу мозаики, конструкторы, раскраски и пластилин.

4. Превратить обучение в игру

Помните, что нельзя заставлять ребёнка заниматься: этим вы только сформируете у него негативное отношение к учёбе. Чтобы увлечь карапуза, используйте качественные прописи, соответствующие возрасту. Сделайте процесс обучения игрой, где малыш будет открывать для себя что-то новое и увлекательное. Это поможет привить любовь к урокам и заинтересовать кроху в дальнейшем развитии.

Научить карапуза писать несложно. Это можно сделать и в три, и в четыре года, но куда сложнее сохранить навыки

Для закрепления успеха нужно писать часто и регулярно, при этом важно следить за правильным написанием букв, а это для ребёнка может оказаться утомительным делом

Некоторые эксперты раннего развития считают, что дети, которые научились писать рано, в школе обычно плохо пишут. Перед тем, как активно браться за обучение малыша, взвесьте все «за» и «против».

С чего начать

Интерес к письму появляется, когда у ребёнка достаточно хорошо развиты зрительное восприятие, речь, внимание и память. И конечно, к этому времени он должен уметь читать

Создать базу для обучения помогут:

  • пальчиковые игры;‍
  • игры с мячом и кубиками;‍
  • сборка конструктора;‍
  • рисование, лепка, аппликация, пазлы;‍
  • застёгивание пуговиц, кнопок, липучек, завязывание шнурков;‍
  • нанизывание бус;‍
  • нарезка овощей.‍

Чтобы научить ребёнка писать буквы, лучше задействовать разные каналы восприятия

Важно, чтобы он не только увидел, но и физически прочувствовал их очертания. В этом помогут карточки с шершавыми буквами — их можно купить, но лучше сделать вместе с ребёнком

А ещё попробуйте выкладывать буквы лентами, собирать их из палочек и лепить из пластилина.

Рекомендуем начинать каждое занятие с упражнений для пальчиков. Они помогают разбудить чувствительность и подвижность. Очень полезен также массаж колючим резиновым мячиком или тренажёром су-джок.

Упражнение «Кулак — ребро — ладонь»

Три положения руки сменяют друг друга. Выполняется каждой рукой по 8–10 раз.

Упражнение «Дом — ёжик — замок»

«Дом» — пальцы соединяются под углом, большие пальцы перпендикулярны ладони.

«Ёжик» — ладони располагаются под углом, пальцы одной руки проходят между пальцами другой.

«Замок» — ладони прижаты, пальцы переплетены.

Гимнастика «Колечки»

Большой палец поочерёдно соединяется в кольцо с указательным, средним, безымянным и мизинцем с постепенно возрастающей скоростью. Нужно делать как в прямом порядке — от указательного к мизинцу, так и в обратном. Сначала каждой рукой по отдельности, затем вместе.

Письмо по Е. Н. Потаповой

В обучении письму Е. Н. Потапова условно выделяет 3 этапа.

Цели:

1 этап. Развивать мускульную память;

2 этап. Развивать тактильную память;

3 этап. Закреплять знания и умения с помощью вкладыша букв.

Первый этап в ее системе важен тем, что определяет успех всего обучения. Да, наверное, он важен в любой системе обучения. Дети учатся писать везде в начальной школе Иначе современные учителя не стали бы использовать потаповский метод. Мускульную память Евгения Николаевна развивала с помощью штриховки. По мнению учительницы, дети приходят в школу с совершенно неготовой к письменной работе рукой и полным отсутствием мотивации к этому виду учебной деятельности (это и про современных детей 6,5 лет).

Это можно проверить следующим образом. Дайте будущему первокласснику штриховать какую-нибудь фигуру. Потрогайте мышцы руки, когда он работает. Рука, не готовая к письменной работе, сильно напрягается, даже дрожит. Малыш не может сидеть долго в статической позе, быстро утомляется. Он сильно нажимает на карандаш, который от этого часто ломается.

Сначала у Потаповой первоклассники просто обводили трафареты и заштриховывали их параллельными отрезками, расстояние между которыми 0,5 см. Затем по образцам с помощью фигурных линеек с геометрическими фигурами создавали в альбомах для рисования картины. Например, при изучении «О о» — рисунок маяка (на уроке дети обсуждают летний отдых).

Маяк

Для развития тактильной памяти применялись шершавые буквы из мелкой наждачной бумаги. Буковки вырезаются, я так понимаю, родителями к уроку изучения и наклеиваются в специальный альбом. Вырезается заглавная и строчная буквы с их соединениями. Прежде, чем писать букву, первоклассник много раз (не менее 20) ощупывает ее в этом альбоме. Потапова называет это созданием тактильного образа буквы. Если ученику буковка не удается, то он снова и снова обращается к шершавому варианту и продолжает ощупывать ее.

Каждой букве учительница придумывала рассказ-игру, оживляющую процесс запоминания. Весь процесс обучения письму окрашивался положительными эмоциями, благодаря этим рассказам.

Пример урока. Буква Ии

1. Повторение. Закрепление знаний о звуке , ощупывание Аа, Оо из наждачной бумаги в направлении письма.

2. Создание в памяти ученика образа Ии.  Ощупывание буквы Ии  из наждачной бумаги в направлении письма. Анализ слова — игра с опорой на схему. Желательно каждый урок упражняться (устно) в составлении предложений. Это развивает речь учеников.

Даются слова: кукла, Ира, у, платье, девочка, сшила, кукла. Дети без особого труда составляют 2 предложения. Одно из них можно проанализировать (сколько слов, какое первое слово, …).

3. Построение предметов, штриховка. Строим самолет.

4. Развитие речи.

Учительница. Сегодня мы поговорим о том, как путешествовали письма. (Книга Б. Зубкова «Получите письмо»).

Учительница. … Много-много лет тому назад не было у человечества ни самолетов, ни пароходов. Всю почту доставляли гонцы. Спешат гонцы, передают сообщение друг другу.

Была еще почта голубиная. Летят голуби, к ноге трубочка привязана. А в ней письмецо на маленьком клочке бумаги.

Еще сообщения доставлялись почтовыми тройками. Доставляли почту и на воздушных шарах, и по железной дороге, и на пароходе, самолетом, машинами… (Пока Е. Н. Потапова рассказывала историю, школьники «ходили» пальчиком по шершавой буковке Ии).

Можно предложить составить рассказ на тему «Письмо другу». Как оно будет отправлено?

5. Словарная работа. К слову письмо подобрать родственные слова: письмецо, писать, расписка, выписка.

Вот так строился урок у Евгении Николаевны Потаповой. Работа эффективна уже потому, что дети выполняли ее с удовольствием. Не знаю, много ли у Е. Н. Потаповой последователей, но система,  несомненно, эффективна и полезна и при работе с современными школьниками, особенно в инклюзивном обучении.

Прописи для дошкольников – буквы и цифры

Всевозможные прописи с прописными буквами и цифрами от 1 до 10 доступны для дошколят. Методический материал позволяет развивать руку, мелкую моторику, тренируют концентрацию и усидчивость во время выполнения заданий. Чтобы развивать логическое мышление у дошкольников, рекомендуется использовать материал, где встречаются цифры.

Русский алфавит с заданиями

Прописи с цифрами

Прописи для детей 5-6 лет

Развивайте красивый почерк у детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Желательно заранее подготовить ребенка к школе, так как именно в этом возрасте они легко обучаемы и способны с легкостью познавать что-то новое. Если не позаботиться об этом заранее, то детям будет тяжело в начальной школе.

Прописные буквы от А до Я

Прописи по математике

Прописи для детей 6-7 лет

Для дошкольников от 6 до 7 лет желательно использовать прописи по математике, так как они смогут не только развивать руку, но и с легкостью запомнят цифры.

Важны вспомогательные пособия и по письму. С их помощью будет легко подготовить ребенка в школе или помочь ему в первом классе. Прописи по письму не только научат выводить элементы букв правильно и под нужным углом, но и будут способствовать тому, чтобы ребенок учился читать уже написанные прописные буквы, что часто вызывает проблему на начальной стадии обучения юного ученика.

Прописи по точкам

Такой вид обучающих материалов сегодня стал особенно популярным. Прописи по точкам рассчитаны для детей 5-6 лет.

Не всегда мышление ребенка в этом возрасте способно усваивать информацию о том, что ему нужно научиться писать и считать по определенным правилам, которые установлены системой образования. Такие стандартные методы могут не восприниматься малышом, поэтому лучше отдать предпочтение обучению в форме игры.

Обводим буквы по точкам

Обводим фигуры по точкам

Обводим цифры по точкам

Во что играть будем

Игры с перчатками. Пришейте на перчатку липучку для ткани так, чтобы большой палец мог приклеиваться к остальным. Поочередно «приклеивайте» большой палец к остальным пальчикам руки.

«Сухой бассейн». Наполните большую емкость крупой, фасолью, горохом, бобами, макаронными изделиями, пластиковыми пробками, колпачками от фломастеров и т. п. Попросите ребенка опустить в «бассейн» руки, и пусть он находит спрятанные там маленькие игрушки.

Игры с катушками от ниток

  • Катайте катушки в ладошках;

  • наматывайте нитки на катушку.

Игры с носочками

  • Наполните маленькие носочки (или мешочки) разной крупой. Пусть кроха мнет их одним пальчиком, двумя и всей ладонью. Такое занятие хорошо подходит для развития тактильных ощущений;

  • пришейте большие бусины на носочки, наденьте получившийся массажер на руку и водите им по ладошке (спинке) ребенка.

Игры с зубными щетками. Растирайте зубной щеткой сначала подушечку каждого пальчика, а затем медленно опускайтесь к его основанию. В самом конце помассируйте всю ладошку.

Игры с пуговицами, бусинами

  • Покажите крохе, как нанизывать на леску крупные бусины и пуговицы, чередуя их;

  • поиграйте в «лыжников»: поставьте указательный и средний пальцы в углубление больших пуговиц и двигайтесь по столу, имитируя ходьбу лыжника.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: