Нормы и отклонения развития фонематического слуха у детей, методика его формирования

Развитие фонематического слуха. игры и упражнения

Фонематический слух и фонематическое восприятие

Фонетическое восприятие — это одна из составляющих фонематического слуха, которая представляет собой способность определять звуковую структуру слова, его слоговой «скелет». Этот навык необходим ребенку для возможности анализировать собственную речь, «подгоняя» ее под «взрослый» вариант. Это процесс сложный, проходящий в несколько этапов:

  1. Ребенок учится определять наличие того или иного звука в слове. Если попросить выделить голосом первый звук, то он сможет это сделать. Ему также становится под силу назвать несколько слов, начинающихся на определенную гласную.
  2. Затем ему удается узнавать крайние звуки в слове. Проще определить последний, но постепенно и первый тоже поддается анализу.
  3. После происходит формирование способности произнести слово по звукам. Сначала это упражнение получается выполнить только с короткими словами, но с возрастом навык совершенствуется.
  4. В последнюю очередь появляется умение находить место звука среди соседних. Это говорит о том, что фонетическое восприятие сформировалось.

Первые две стадии малыш может освоить сам, а вот последующие — только с помощью педагогов, в ходе специальных упражнений. Если не проводить целенаправленных обучающих занятий по тренировке фонематического восприятия и фонематического слуха, то ребенок будет испытывать сложности с освоением разговорной и письменной речи.

Обучение грамоте основано на звуковом анализе, поэтому фонематическое восприятие играет в процессе освоения чтения тоже большое значение. Его совершенствованием занимаются педагоги, логопеды, родители, но основы этой способности закладываются с первых дней жизни малыша.

Что такое фонетический слух

Всем, кто хотя бы раз посещал логопеда или выполнял с ребенком
логопедические задания, знакомо это понятие, специалисты постоянно его
употребляют

Скорее всего, вы уже слышали о его важности для речевого
развития. Что же оно означает и почему влияет на то, как именно говорит
ваш малыш? Специалисты считают, что фонематический слух — это
способность человека к различению отдельных фонем, т

е. звуков. Это
умение представляет собой навыки:

  • узнавания;
  • сравнения;
  • повторения элементов, из которых состоят слова.

Оно является уникальной и необходимой особенностью, дополняющей обычную способность слышать.

  

У маленьких детей логопед проверяет, в первую очередь, обычный слух —
реакцию на бытовые шумы (звон, гудение, свист). Если он в порядке, то
постепенно формируется способность различать более тонкие составляющие
окружающего мира звуков.

Следующей появляется способность не только выделять фонемы
языка, но также воспроизводить их. Это явление можно сравнить с ручной
настройкой радиоприемника или рации. В море шумов речевой слух помогает
улавливать слова и постепенно понимать, слыша их отчетливо. Похожий
процесс происходит у каждого ребенка, он постепенно «настраивается» на
речь взрослых, улавливая ее все лучше и точнее. (Конечно, у
слабослышащих детей этот процесс идет намного хуже.)

Если этого не происходит, то значит имеет место нарушенный фонематический слух
и фонематической восприятие ребенка. Именно они влияют на то, насколько
точно ваш сын или дочка способен повторить то или иное слово. Звуки по
отдельности могут звучать идеально, а вот вместе — «не дружить».
Например, вместо «колобок» вы будете слышать «коболек», вместо «магазин»
— «зигизин», вместо «трамвай» — «транвай» и т. п.

 Ребенок с такими проблемами не только сам затрудняется в выражении своих
мыслей, его сложно понять другим. Он существенно отстает от
сверстников, речевое недоразвитие затрудняет его общение с ними. В более
старшем возрасте, если не принять меры по исправлению нарушений
речевого слуха, школьник будет допускать много ошибок при письме, хуже
учиться.

 Своевременная помощь специалиста поможет исправить ситуацию. Существует
огромное количество игр, заданий, упражнений, направленных на развитие
фонематического слуха у детей, а также тренировки фонематического
восприятия. Эти два понятия часто встречаются в связке, поэтому стоит
подробнее остановиться на второй составляющей этой пары.

Фонематический слух и фонематическое восприятие

Фонетическое восприятие — это одна из составляющих
фонематического слуха, которая представляет собой способность определять
звуковую структуру слова, его слоговой «скелет». Этот навык необходим
ребенку для возможности анализировать собственную речь, «подгоняя» ее
под «взрослый» вариант. Это процесс сложный, проходящий в несколько
этапов:

  1. Ребенок учится определять наличие того или иного звука в слове. Если
    попросить выделить голосом первый звук, то он сможет это сделать. Ему
    также становится под силу назвать несколько слов, начинающихся на
    определенную гласную.
  2. Затем ему удается узнавать крайние звуки в слове. Проще определить последний, но постепенно и первый тоже поддается анализу.
  3. После происходит формирование способности произнести слово по
    звукам. Сначала это упражнение получается выполнить только с короткими
    словами, но с возрастом навык совершенствуется.
  4. В последнюю очередь появляется умение находить место звука среди
    соседних. Это говорит о том, что фонетическое восприятие сформировалось.

Первые две стадии малыш может освоить сам, а вот последующие — только
с помощью педагогов, в ходе специальных упражнений. Если не проводить
целенаправленных обучающих занятий по тренировке фонематического
восприятия и фонематического слуха, то ребенок будет испытывать
сложности с освоением разговорной и письменной речи.

Обучение грамоте основано на звуковом анализе, поэтому фонематическое
восприятие играет в процессе освоения чтения тоже большое значение. Его
совершенствованием занимаются педагоги, логопеды, родители, но основы
этой способности закладываются с первых дней жизни малыша.

В чем разница?

Таким образом, различие фонематического слуха и фонематического восприятия является достаточно принципиальным. Первичное умение ребенка воспринимать фонемы, понимать родную речь, а также воспроизводить слова является вполне достаточным для общения в социуме. Однако для формирования даже базовых грамматических навыков фонематического слуха совершенно недостаточно

Важно развить более высокие формы такого умения, научиться анализировать звуковую структуру слова – овладеть фонематическим восприятием. И постижение такой способности не происходит спонтанно, ей обучают взрослые – родители и педагоги (иногда с врачебной помощью)

Фонематическое восприятие формируется полноценно во время обучения письму и чтению, однако его развитие затрудняется при неразвитости фонемного слуха. Малыши с подобными проблемами:

  • Испытывают сложности в запоминании букв и соотношении их со звуками.
  • Медленно читают.
  • Ошибаются при письме.

Признаки нарушения

Прежде всего, на неразвитый фонематический слух указывает непонимание обращенной речи, полное или частичное. Например, если ребенок не может выполнить простых заданий, часто переспрашивает или понимает просьбы неверно. Второй тревожный признак – дефекты речи. Речеслуховой и речедвигательный анализаторы тесно связаны, и оказывают весомое влияние друг на друга.

В 4 года ребенок в норме разговаривает фразами, употребляет предлоги, способен задать вопрос. К 5–6 годам все звуки, кроме «Р» произносятся правильно, верно применяются окончания. Кроме того, у дошкольника без труда получается назвать первый звук в слове, подобрать на него другие слова. Выделяют 3 признака нарушения фонематического слуха (в 5 лет):

  • дефекты звукопроизношения (к примеру, замена твердых звуков мягкими);
  • пропуск звуков в словах, их перестановка, употребление лишних звуков (сказка – сазка, зонтик – зотник, масло – мастло);
  • слабое различие схожих звуков в устной речи и в письме с-ш, з-ж, д-т и т. д. (жук – зук, доктор – токтор, сушка – шушка).

У школьников нарушения фонематичного слуха проявляются медленным чтением, в затруднении слияния слогов. Неизменно присутствуют ошибки в письме, ребенок слышит неправильно, и так же пишет (удвоенные согласные, глухие в конце слова, безударные гласные).

Основные признаки и причины нарушения фонематического слуха

При дефектах с фонематическим слухом у малыша появляется фонетико-фонематическое нарушение речи. У дошкольников бывают такие проявления:

  • проблемы с проговариванием отдельных звуков, которые не связаны с трудностями артикуляции;
  • ребенок переставляет местами или может просто пропускать гласные и согласные в словах;
  • в речи употребляются твердые согласные вместо мягких или смягчаются согласные, где это не нужно;
  • пропуски слогов в словах и слов в речи.

Если не уделять внимание проблеме, постепенно формируется дислалия. Развитие фонематического слуха требуется при определенных признаках:

  • проблемы с применением  мягких знаков;
  • фонологическое написание;
  • пропуски разных слов и слогов;
  • сложности с определением ударений в словах;
  • проблемы с грамматикой при написании.

При обследовании детей, имеющих подобные нарушения, не редко обнаруживают проблемы с кровоснабжением мозга.

Что такое фонетический слух

Всем, кто хотя бы раз посещал логопеда или выполнял с ребенком логопедические задания, знакомо это понятие, специалисты постоянно его употребляют

Скорее всего, вы уже слышали о его важности для речевого развития. Что же оно означает и почему влияет на то, как именно говорит ваш малыш? Специалисты считают, что фонематический слух — это способность человека к различению отдельных фонем, т

е. звуков. Это умение представляет собой навыки:

  • узнавания;
  • сравнения;
  • повторения элементов, из которых состоят слова.

Оно является уникальной и необходимой особенностью, дополняющей обычную способность слышать.

У маленьких детей логопед проверяет, в первую очередь, обычный слух — реакцию на бытовые шумы (звон, гудение, свист). Если он в порядке, то постепенно формируется способность различать более тонкие составляющие окружающего мира звуков.

Следующей появляется способность не только выделять фонемы языка, но также воспроизводить их. Это явление можно сравнить с ручной настройкой радиоприемника или рации. В море шумов речевой слух помогает улавливать слова и постепенно понимать, слыша их отчетливо. Похожий процесс происходит у каждого ребенка, он постепенно «настраивается» на речь взрослых, улавливая ее все лучше и точнее. (Конечно, у слабослышащих детей этот процесс идет намного хуже.)

Если этого не происходит, то значит имеет место нарушенный фонематический слух и фонематической восприятие ребенка. Именно они влияют на то, насколько точно ваш сын или дочка способен повторить то или иное слово. Звуки по отдельности могут звучать идеально, а вот вместе — «не дружить». Например, вместо «колобок» вы будете слышать «коболек», вместо «магазин» — «зигизин», вместо «трамвай» — «транвай» и т. п.

Ребенок с такими проблемами не только сам затрудняется в выражении своих мыслей, его сложно понять другим. Он существенно отстает от сверстников, речевое недоразвитие затрудняет его общение с ними. В более старшем возрасте, если не принять меры по исправлению нарушений речевого слуха, школьник будет допускать много ошибок при письме, хуже учиться.

Своевременная помощь специалиста поможет исправить ситуацию. Существует огромное количество игр, заданий, упражнений, направленных на развитие фонематического слуха у детей, а также тренировки фонематического восприятия. Эти два понятия часто встречаются в связке, поэтому стоит подробнее остановиться на второй составляющей этой пары.

Нарушения речи

Различные нарушения речи достаточно часто встречаются у деток дошкольного возраста. Лишь у единиц малышей получается самостоятельно научиться правильному и четкому произношению всех согласных. Врачи подчеркивают, что такое развитие совершенно нормально, но своевременная диагностика нарушений звукопроизношения и их коррекция в дошкольном возрасте помогает избежать многих проблем в дальнейшем образовании. Ведь иногда при визите к логопеду может выясниться, что у ребенка есть некоторые нарушения в речевом слухе, к примеру, неполноценный фонематический слух.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

Специалисты могут посоветовать игры на развитие фонематического слуха.

Договори слово

Ребенку проговаривают начало фразы, а он ее заканчивает. Например, чтобы рисовать, нужны краски, а чтобы шить, нужна иголка.

Лови звук

Взрослый произносит какое-то слово, а ребенок при проговаривании предварительно назначенного звука хлопает в ладоши. Сначала нужно выбирать слова, которые начинаются на подобранный звук. А затем использовать слова, где звук размещен в середине.

Рифмы

Нужно произносить слово и одновременно кидать ребенку мяч. Он должен его поймать и произнести в ответ рифму. Если малыш не придумал рифму, родитель должен ее сказать сам. Можно использовать самые простые слова, а потом их усложнять.

Причины и механизмы возникновения нарушений

Для того чтобы устранить проблему, необходимо знать причины ее возникновения. Задержка или нарушение фонематического слуха и восприятия – это не просто педагогическая запущенность, хотя и этот вариант может быть уместен.

Механизмы возникновения могут быть запущены еще во внутриутробном развитии. Поэтому необходимо знать первопричину, так как именно эта информация позволит определить методы работы с ребенком: не всегда достаточно только логопедической помощи, в некоторых случаях необходимо и медикаментозное лечение.

К основным причинам возникновения ФФН у детей можно отнести следующие:

  • Патологические изменения в онтогенезе плода в период внутриутробного развития речевых зон коры головного мозга или формирования органов речи. Особенно выражено это при нарушениях в строении артикуляционного аппарата, когда ребенок рождается с готическим небом, заячьей губой, волчьим небом и другими патологиями.
  • Родовые травмы, сюда также относится асфиксия плода, неправильное положение щипцов в момент, когда врач направляет плод, длительные, осложненные роды. В результате может быть нарушена работа речевых центров.
  • Перенесенные в раннем детстве вирусные, соматические или инфекционные заболевания.
  • Социальные факторы, способствующие развитию ФФН: педзапущенность, психологическая травма, испуг, неблагоприятное для развития речи окружение (глухота у родителей, отсутствие эмоциональной связи матери с ребенком) и многое другое.

Выявив причинно-следственные связи, специалисты смогут назначить при необходимости лечение и подберут соответствующие коррекционные методы работы. В некоторых случаях, например, детям с заячьей губой или волчьим небом, будет рекомендовано хирургическое вмешательство. Все эти меры помогут избавиться от проблем с речью.

Формирование фонематического слуха в онтогенезе

Если физиологическое умение слышать не претерпевает изменений во время взросления ребенка, то фонематический слух развивается постепенно и происходит этот процесс в несколько шагов. У каждого человека он имеет индивидуальные особенности, но есть ряд общих принципов.

Даже новорожденный малыш уже реагирует на некоторые звуки, чаще всего — резкие, громкие

Конечно, они для него ничего не значат, но безусловно привлекают к себе внимание крохи. Дальше — больше

Проведенное исследование фонематического слуха у младенцев доказало, что физиологические реакции организма (дыхание, пульс) меняются в зависимости от разных звуков.

Этапы развития фонематического слуха:

  1. Ребенок в возрасте месяца-двух уже не только реагирует на звуки окружающего мира, а пробует воспроизводить их сам.
  2. Постепенно он учится различать и пытется повторить сам различные интонации, тренируется в воспроизведении гласных звуков и их сочетаний.
  3. Затем важным для него становится ритмический рисунок слова.
  4. К году малыш воспринимает слово как неделимую звуковую единицу, оно для него — символ какого-то определенного предмета или действия.

Таблица развития фонематического слуха у детей

Освоить родную речь маленькому человеку помогают врожденные навыки, способность к осознанному ее анализу придет только через несколько лет!

Особенно бурно развитие фонематического слуха и фонематического восприятия происходит после 1,5 лет

В этом возрасте для родителей крайне важно обеспечить малышу необходимые условия, которые позволят ему освоить особенности родной речи

Какие правила следует соблюдать взрослым на этом этапе:

Разговаривать с ребенком, даже если пока он сам не может или не хочет вести с вами беседу. Не стоит ограничиваться только краткими замечаниям по делу
Описывать словами нужно все, что интересно малышу, что привлекает его внимание.
Не стоит использовать в речи детские слова-заменители (например, бибика вместо машина), не нужно копировать несовершенную речь

Важно «подтянуть» ребенка до своего уровня, а не опускаться на его.
Предлагать ребенку занятия, стимулирующие речевою деятельность
Подойдет пальчиковый театр или любые другие ролевые игры.
Читать книжки, заучивать с ним простые ритмичные стихи-потешки.

Эти приемы помогут малышу пройти этапы фонематического развития быстро, без осложнений.

Фонематическое восприятие

Данный термин используется для обозначения искусственного звукового анализа, находящегося в основе обучения навыкам грамоты. Благодаря фонематическому или фонемному восприятию становится возможным:

  • Понимание, присутствует ли определенный звук в части речи или нет.
  • Дифференциация звуков, которые звучат похоже.
  • Определение, в каком месте присутствует определенный звук.
  • Осознание, в какой последовательности расположены звуки в слове, а также каково их количество.

Развитие фонематического восприятия начинается довольно рано, когда маленькие дети внимательно отслеживают артикуляцию взрослого при произнесении каких-то слов. Поэтому все специалисты подчеркивают необходимость грамотной, четкой и внятной речи при общении с младенцами и тем более детьми постарше.

Возрастные нормы развития фонематического слуха

Первый год жизни – уже на третьей неделе ребёнок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает своё имя, часто произносимые слова, начинает подражать звукам.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь ещё далека от совершенства, ребёнок уже может различать все фонемы родного языка.

На третьем и четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребёнок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух как в речи взрослого, так и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

К пятому — шестому году жизни фонематический слух полностью сформирован и наступает этап развития фонематического восприятия — звукового анализа, то есть умения определять последовательность и количество звуков в слове, различать звуки сходные по акустическим признакам. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребёнок сможет в дальнейшем успешно освоить чтение и письмо.

Таким образом, сформированный речевой слух и фонематическое восприятие позволяют:

  • правильно произносить звуки;
  • четко произносить слова;
  • владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно);
  • овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка.

Все вышеперечисленные навыки являются основной для успешного овладения грамотным письмом и чтением.

Несформированность фонематического слуха влечёт за собой трудности в формировании фонематического восприятия, без которого невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа и синтеза, что в впоследствии станет причиной трудностей в обучении письму и чтению.

Однако, если для ребёнка изначально не создаются специально организованные социально-педагогические условия для всестороннего развития, то вторичными нарушениями могут выступать трудности фонетико-фонематического анализа, которые проявляются в стойких ошибках в чтении и письме. Также в работах многих педагогов-дефектологов подчеркивается связь дисграфии с недоразвитием устной речи и фонематического слуха.

Трудности могут возникнуть в следующем:

  • овладении оптическим единством буквы и акустическим единством звука;
  • соотнесении звука с буквой;
  • синтезе букв в слово.

Частыми являются пропуски, перестановки, замены букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию; нарушение ассоциативных связей между зрением и слухом; слияние двух слов в одно, пропуски слов; ошибки в определение ударения, мелодии слова; непонимание прочитанного.

Для того чтобы предотвратить или скорректировать уже возникшие проблемы в письме и чтении, необходимо целенаправленно развивать фонематический слух и совершенствовать фонематическое восприятие.

В настоящее время существует достаточное количество логопедических приёмов и упражнений по устранению нарушений письменной речи и процесса чтения. Но анализ обращений и запросов от родителей в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе показывает, что коррекционного обучения детей с фонематическим недоразвитием только лишь в рамках логопедического пункта может быть недостаточно – у учеников сохраняются стойкие ошибки в письме и чтении, а период коррекции затягивается на длительное время и может продолжаться годами без значительных улучшений в технике чтения и письма.

К решению проблем фонематического восприятия необходимо подходить комплексно.

Родители, обладая необходимыми знаниями и создавая правильные развивающие условия, могут оказывать плодотворное воздействие на развитие фонематического анализа и синтеза у ребёнка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: