Конспект од по речевому развитию «звуковая культура речи: звуки [б], [б’]»

Дефекты и нарушения речи человека: виды, причины и способы исправления

Когда и кому обращаться

Родителям нужно быть очень внимательным к своему ребенку и предположить у него наличие нарушения речевого развития по таким признакам:

  • новорожденный не кричит от голода;
  • в 4 месяца он не улыбается и не гулит;
  • в 5 месяцев не следит взглядом за показанными предметами и не прислушивается к звукам;
  • в 7 мес. не различает голосов близких людей, их интонаций, не реагирует на музыкальную игрушку;
  • в 9 мес. не лепечет и не делает попытки повторить слоги;
  • в 10 мес. не приветствует и не прощается жестами;
  • в 12 мес. не понимает, что его просят сделать, не реагирует на обращенную к нему речь и сам не произносит ни слова;
  • в 16 мес. все еще не говорит и никак не идентифицирует сказанное взрослыми с определенными действиями и предметами;
  • в 2 года неспособен по просьбе взрослого указывать на свои части тела, не узнает знакомых людей на фото;
  • в 2, 5 года не понимает разницы между хорошим и плохим или подобными смыслами;
  • в 3 года не может рассказать о себе, воспринимать короткие рассказы и воспроизвести их, не видит различия размеров;
  • в 4 года не способен выучить стишок и не распознает цвета;
  • в 6–8 лет не определяет звуки и не может запомнить буквы, их определяющие;
  • в 7 лет не может научиться читать и писать.

Если раньше нарушениями речи занимались неврологи, применяя клинико-психологическую классификацию, то сейчас эта прерогатива перешла к логопедам. На их плечах лежит комплексное обследование ребенка и они, как уже говорилось, для диагностики и выбора лечения используют обе классификации.

Однако тяжелые нарушения речи требуют привлечения детского психолога – если есть задержка речевого развития, а при дефектах строения речевого аппарата придется обращаться к хирургу. Если же проблемы вызваны неврологическими причинами, то понадобится помощь невролога. К нему нужно идти, если у ребенка, кроме нарушения речи, наблюдаются:

  • регулярные головные боли;
  • метеозависимость, плохое самочувствие при магнитных бурях;
  • частые перемены настроения;
  • навязчивости – обкусывание ногтей, хождение по кругу, раскачивание.
  • непоседливость и непослушание.

Своевременное обращение к специалисту при нарушениях речи и других проблемах поможет вовремя их опознать, начать коррекцию или лечение. Это позволит восстановить нормальность речевых функций и избежать осложнений. 

Причины

У взрослых пациентов речевые нарушения делятся на органические и функциональные. Классификация проводится на основании причин, спровоцировавших развитие отклонения. Патологии органического происхождения возникают при повреждении артикуляционного аппарата или отдельных участков центральной нервной системы, ЧМТ, заболеваний органов слуха. 

Первые признаки нарушения речи могут появиться после перенесенных заболеваний:

  • эпилепсия;
  • обширный инсульт;
  • наркотическая или алкогольная зависимость;
  • родовая травма;
  • злокачественные новообразования в мозгу;
  • ботулизм;
  • ДЦП;
  • употребление антибиотиков, приводящих к нарушению слуха;
  • спазм сосудов мозга;
  • болезнь Альцгеймера или Паркинсона у пациентов преклонного возраста;
  • менингит, энцефалит и иные нейроинфекции.

Также причинами нарушения речи могут стать следующие факторы:

  • тяжелая депрессия;
  • генетическая предрасположенность;
  • длительное употребление медикаментов для терапии психических отклонений (транквилизаторов или антидепрессантов);
  • олигофрения;
  • истерический невроз;
  • сильный испуг;
  • задержка речевого развития, диагностированная в детстве;
  • сильный стресс;
  • психоневроз.

Своевременное обращение в медицинское учреждение позволит больному улучшить собственное состояние и адаптироваться в социуме. 

Публикация «Конспект ОД по речевому развитию „Звуковая культура речи: звуки [Б], [Б’]“» размещена в разделах

  • Буквы Б, П и звуки , . Конспекты занятий
  • Конспекты занятий. Все конспекты
  • Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
  • Темочки
  • Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021

-побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью

(по подражанию);

Развивающие :

— развивать голосовой аппарат, связную речь, память детей, умение использовать в беседе накопленные знания;

Воспитательные – воспитывать желание помогать тем, кому нужна помощь, получать от этого удовольствие.

Оборудование: Сказочный герой – белочка,карточки по артикуляционной гимнастике, деревья – макеты, большой поролоновый кубик с картинками: барабан, машина, вода, ведро, бусы; маркер, доска; раскраска «Бусы» для каждого ребенка; музыкальная колонка.

Речевые патологии у взрослых

Дефекты речи у взрослых в большинстве случаев являются следствием болезни. Например, гнусавость (ринолалия) обуславливается полипами в носу или искривлением носовой перегородки. Невнятность произношения проявляется при сильном волнении, её легко исправить с помощью дыхательных упражнений, репетиций выступления, посещая курс ораторского мастерства.

Существуют эффективные методы, как избавиться от шепелявости взрослому:

  • Посещение логопеда. Специалист поможет научиться правильному произнесению, подберёт фразы, звуки, скороговорки для закрепления результата.
  • Лечение заболеваний носа, восстановление проходимости носовых ходов и пазух.
  • Уменьшение напряжения мышц артикуляционного аппарата с помощью специальных препаратов (назначает невропатолог).
  • Визит к стоматологу – ещё один из способов как перестать шепелявить.

Предварительный просмотр:

Тема . Звуки б,бь. Буква Б.

Цель : Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков б, бь в словах, слогах, фразах; упражнять в составлении предложений с заданным словом; закреплять навык образования родственных слов; познакомить с буквой б; упражнять в звуко-буквенном анализе слов; чтении слогов и слов; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление. Оборудование: звуковые куклы, фишки для звукового анализа, палочки для выкладывания слов, картинки с изображением диких животных, слоги для чтения, ребусы, пособие «Буква-озорница»

Оборудование: звуковые куклы, фишки для звукового анализа, палочки для выкладывания слов, картинки с изображением диких животных, слоги для чтения, ребусы, пособие «Буква-озорница»

1. Организационный момент .

– у нас сегодня не обычное занятие. Мы будем учиться в школе гномов. А чтобы догадаться с какими звуками и буквой мы будем знакомиться, отгадайте загадки:

Стоят в поле сестрицы ,платьица белены, шапочки зелены.( березы)

Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (бабочка)

У маленькой Катюшки уселся на макушке

Не мотылек, не птичка, а держит две косички.

-Какой звук в словах отгадках слышится чаще других?

-Как вы думаете, с какими звуками мы будем сегодня знакомиться?

-Со звуками и буквой Б.

-Проходите в класс, но сядет тот , кто доскажет словечко.

-КО. ,СО., ДО., РО., НО.,МО.,

2. Характеристика звуков.

– Чтобы догадаться, как зовут гномов, поймайте звуки и отгадайте слово.

– С какого звука начинается слово Бом?

– Дайте характеристику звуку.

– А с какого звука начинается слово Бим?

– Дайте характеристику звуку.

– Бом здоровается с вами: Ба бо бу удивленно! Поздоровайтесь с ним также.

– Бим здоровается: Би бе бю ласково.

– Гномы любили дразнить друг друга. Я буду говорить за старшего, а вы отвечать, как младший: бы – би, ба – бя, бу – бю.

К гномам в школу часто приходили зверушки. Отгадайте , кто к кому приходил?

ОБЕЗЬЯНА, БОБРЫ, ВЕРБЛЮД, БЕГЕМОТ,БАРСУК,БЕЛКА.

Составьте предложения с этими словами.

А давайте подберем слова-родственники к слову белка.

– Белки, бельчата, беличье, бельченок, белочка.

Я приглашаю вас вместе с белочкой поиграть на коврике.

– Видишь белочка скакала

В лесу ягоды считала. (пальчиком считают)

Ох, считать не сосчитать!( шагают)

За день, за два и за месяц!

Даже мудрая пчела(пальцем показывают)

Сосчитать бы не смогла.

5. Сюрпризный момент « Буква пропала»

– Ребята, а ягоды-то непростые. Прочитайте , что написано с обратной стороны.

-Что случилось?(пропала буква).Загорается экран компьютера и на экране письмо:

«злая колдунья спрятала нашу букву. ПОМОГИТЕ!

6. « Скажи наоборот»

– Нужно расколдовать злые слова.

Злой – добрый, Грустный – веселый, глупый – умный, трусливый – храбрый, ленивый – трудолюбивый.

– Не помогло. Давайте назовем пословицы об учении и трудолюбии.

7. Знакомство с буквой.

Загорается экран компьютера и появляется буква.

– На что похожа буква Б?

-Буква Б с большим брюшком в кепке с длинным козырьком.

Прописывание буквы в воздухе.

8. Дидактическая игра «Полсловечка за вами»

9. Дидактическая игра « Буква заблудилась»

– Неизвестно что случилось,

Только буква заблудилась.

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

Но едва туда вошла буква-озорница,

Очень странные дела начали твориться.

А)Жучка будку(булку) не доела,

Б)Ехал дядя без жилета (билета)

Заплатил он штраф за это.

В)На остров налетел ураган,

На пальме остался последний баран(банан)

10 .Разгадывание ребуса.

– Ребята, отгадайте по первым звукам в названиях картинок слово. Постройте из звуковых фишек схему, а потом слово из палочек.

-Что было интересным на занятии?

-Что вызвало затруднение?

-Покажите свое настроение при помощи мимики.

– Мы с вами побывали в школе гномов. А куда вы пойдете осенью с портфелями?

-В школу осенью пойду

Там друзей себе найду.

Научусь писать, читать,

Быстро ,правильно считать,

И таким ученым буду,

Но свой садик не забуду.

– А это вам загадка от гномов. Рассеянный наборщик перепутал буквы в словах. Помогите ему найти правильные слова.

Автоматизация звука

Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.

Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации мягкого звука «Бь».

Автоматизация мягкого звука «Бь» в прямых слогах:

  • бе — бя — бё
  • бю — би — би
  • бе — бё — бя
  • бя — би — бе
  • би — бю — бя
  • бя — бе — би

Автоматизация мягкого звука «Бь» в интервокальной позиции:

  • абе — обё — убю
  • ыби — эбе — абя
  • абе — обё — иби
  • эбе — ыби — абе
  • иби — эбе — обё
  • убю — обй — абе

Автоматизация мягкого звука «Бь» в слогах со стечением согласных:

  • нби — нбя — нбе
  • нбю — вби — вбе
  • вбя — вбю — сби
  • сбе — сбя — сбя
  • дби — дбя — дбю
  • нбе — вбя — дби

Автоматизация мягкого звука «Бь» в словах:

Берег, бирка, обед, побег, любитель, айсберг, бинт, белка, обида, лебедь, забияка, голуби, беседа, пробежка, бетон, победитель…

Автоматизация мягкого звука «Бь» в словосочетаниях:

Белые лебиди, белены объелся, вкусный обед, белый бинт, весёлые ребята, ветви рябины, беззубый бегемот, маленький ребёнок…

Автоматизация мягкого звука «Бь» в чистоговорках:

  • Бе–бе–бе, Бе–бе–бе — потрубил я на трубе.
  • Би–би–би, Би–би–би — громко не труби.
  • Бе–бе–бе, Бе–бе–бе — белка спряталась в трубе.
  • Би–би–би, Бя–бя–бя — выбираю я тебя.
  • Би–би–би, Би–би–би — полетели голуби.
  • Бе–бе–бе, Бе–бе–бе — поиграем на трубе.

Автоматизация мягкого звука «Бь» в предложениях:

Белый лебедь плавает у берега. Ребенок несет в бидоне белое молоко. У слона большие бивни. Обезьяна собирается обедать. Мы собирали подберёзовики.

Автоматизация мягкого звука «Бь» в стихах:

Белка–забияка Бегает кругом. На березу белка Смотрит: — «Высоко!» — Белка, белка, белочка Не беги туда! Белка, белка, белочка, Как ты хороша! (О. Егорова)

Автоматизация мягкого звука «Бь» в рассказах:

«КАК НАЙТИ ДОРОЖКУ» Ребята пошли в гости к деду-леснику. По­шли и заблудились. Смотрят, над ними Белка прыгает. С дерева на дерево. Ребята — к ней: — Белка, Белка, расскажи, Белка, Белка, покажи, как найти дорожку к дедушке в сторожку. — Очень просто, — отвечает Белка. — Пры­гайте с этой ёлки вон на ту, с той — на кривую берёзку. С кривой берёзки виден большой дуб. С верхушки дуба видна крыша. Это и есть сторожка. Ну что же вы? Прыгайте! — Спасибо, Белка! — говорят ребята.— Только мы не умеем по деревьям прыгать. (по В. Берестову)

  • «Тетрадь для закрепления произношения звуков П, Пь, Б, Бь, Ф, Фь, В, Вь, Т, Ть, Д, Дь», Н. В. Гальская;
  • «Звуки П, Пь, Б, Бь. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5–7 лет», О. В. Егорова;
  • «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева;
  • «Русский язык. Учимся играя», В. В. Волина;
  • «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: