Мягкий знак после шипящих в разных частях речи

Мягкий знак после шипящих – правописание на конце слова (6 класс, русский язык)

Функции мягкого знака в различных частях речи

Не имея собственного звука, Ь, тем не менее, выполняет несколько функций. Роли его разнообразны. Они зависят от части речи, в которой Ь употреблен:

  1. На конце имен существительныхмягкий знак несет смягчение предшествующей согласной («бронь», «рань»). За ту же самую функцию он отвечает и посреди слова при использовании парных и непарных согласных. Примеры: авоська, таранька. Это же характерно для глаголов и наречий. В последних мягкий знак ставится в конце после шипящего звука во всех случаях, кроме слов-исключений («невтерпеж», «уж»,«замуж»).
  2. Функция разделения в середине глаголов, существительных, прилагательных, перед мягкими гласными («я», «ю», «е», «ё»): «вьюга», «муравьиный», «льётся». Это же касается твердых гласных в некоторых заимствованных словах из других языковых групп: «шампиньон», «папильотка», «ботильоны».
  3. Определение морфологических характеристик слов. Употребление на конце существительных мягкого знака после шипящих звуков указывает на III склонение: брешь, дрожь, фальшь. Также характерно для той же части речи в именительном и винительном падежах (пасть, трость). После шипящих звуков в глаголах Ь ставится в инфинитиве («петь», «ждать», «плакать», «бежать»), повелительном наклонении («врежь», «смажь», «обрежь»), в глаголах 2-го лица, единственного числа («читаешь», «говоришь», «любишь», «лазаешь»).

Итак, у мягкого знака есть основные функции. Сводятся они к смягчению, разделению и обозначению формы. Во всех частях речи он выполняет сходные назначения.

Видео:Правописание буквосочетаний с шипящими звуками| Русский язык 2 класс #14 | ИнфоурокСкачать

Учебник для общеобразовательных организаций — Русский язык 2 класс Часть 2 — В.П. Канакина — 2017 год

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками — ЗВУКИ И БУКВЫ

Узнаем:

• как проверить написание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед другим согласным в корне,

• перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак (ь).

Научимся грамотно писать:

• слова с буквосочетаниями чк, чн, чт, нч, щн; жи, ши, ча, ща, чу, щу,

• слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед другим согласным в корне,

• слова с разделительным мягким знаком (ь).

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ

1. Прочитайте. Когда так говорят?

Плохой друг в деле не помощник.

На своей улочке и курочка храбрá.

• Найдите в словах буквы, обозначающие непарные мягкие шипящие согласные звуки. Произнесите эти звуки.

• Спишите. Подчеркните в словах буквосочетания чк, щн. Что надо знать об их написании?

2. Прочитайте. Что обозначает каждое из данных слов?

Песочница, мечта, удочка, помощник, ласточка, почта, цветочница, хищник, мачта, спички, печка, молочный, мощный.

• Вспомните, почему в выделенных буквосочетаниях не обозначена на письме мягкость согласных звуков и .

• Выпишите по порядку слова с различными буквосочетаниями:

а) с чк,

б) с чн,

в) с чт,

г) с щн.

3. Прочитайте. Что обозначает каждое из данных слов?

Одувáнчик, пóнчик, кóнчик, блúнчик, стакáнчик, птéнчик.

• Произнесите слова. Какой согласный звук вы слышите в словах перед звуком : твёрдый или мягкий? Догадайтесь, почему же надо запомнить написание буквосочетания нч.

• Спишите слова. Подчеркните буквосочетание нч.

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч — это орфограммы.

Эти буквосочетания пишутся без мягкого знака (ь): точка, речной, почта, помощник, птенчик.

4. Прочитайте.

Мышонок встал на цы´почки,

Он роста невеликого,

Играет он на скрипочке,

Тихонечко пилúкает.

И. Токмакова

• Что значит встать на цыпочки? Как можно сказать по-другому, что кто-то роста невеликого? Почему поэтесса употребила слово пиликает?

• Спишите. Подчеркните буквосочетание чк.

5. Прочитайте. Спишите. Подчеркните в каждой строке лишнее слово. Объясните свой ответ.

1. Мачта, почта, матч, мечта, чтение.

2. Яблочко, корочка, пончик, тапочки.

6. Прочитайте. В какие две группы можно объединить слова? Объясните свой ответ.

Малекий, крошеный, звёздока, пимо, хиный, пато, девока, синый, берёзока, крыцо, речека, спики, ступеки, тарелока.

• Спишите, обозначая выделенный звук буквой или буквами.

• Подчеркните в словах изученные орфограммы.

• Подберите к выделенным словам однокоренные.

7. Прочитайте. Назовите сказки.

1. Сн..сла курочка яичко: яичко не простое, а з..лотое.

2. Стала расти у ст..риков дочка не по дням, а по ч..сам. Сама белен..кая, точно сне.., к..са русая до пояса.

3. Шла л..сичка по д..рожке, нашла скалочку.

• Объясните написание слов с пропущенными буквами.

• Спишите любое предложение, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните буквосочетания чк, чн.

8. Произнесите слова.

скучнонарочно помощник чтобы

конечно скворечник яичница что

• Проверьте по орфоэпическому словарю (с. 133), правильно ли вы произнесли слова.

• Устно составьте предложение с любым словом.

9. Прочитайте. Озаглавьте текст.

У меня есть волшебная пóлочка. Она прикрепленá к фóрточке.

Посы´плю на полочку крупы´ или хлебных крóшек — прилетят голуби и воробьи. Укреплю´ на полочке кусочки сала — прилетят синички. Положý на полочку кисть рябины — прилетят снегири и свиристéли.

Сделай себе волшебную полочку! Пусть прилетят к тебе разные птицы в гости.

Н. Сладков

• Почему в тексте выделены три части?

• Спишите любое предложение, в котором говорится о том, какие птицы прилетали к волшебной полочке. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

10. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Цветаевой “На бульваре”. Спишите.

В небе — вечер, в небе — тучки,

В зимнем сумраке бульвар.

Наша девочка устала,

Улыбаться перестала.

Держат маленькие ручки

Синий шар.

• Подчеркните в выделенных словах изученные орфограммы.

Следующая

Алгоритм определения слов с мягким знаком и без

Часто сомнения о необходимости употребления Ь возникают при восприятии на слух. Особенно трудно бывает с неизвестными или редко употребляемыми словами. Определить, пишется ли мягкий знак, поможет порядок действий, приведенный ниже:

  1. Понять, к какой части речи принадлежит слово. Порой принадлежность к глаголу, наречию дают отличную подсказку. Если оно определено как существительное, то можно приступить ко второму шагу.
  2. Определить род. Правила орфографии непреклонны: если слово женского рода, орфограмме быть. Если мужского – никакого мягкого знака в конце.
  3. Учесть число. Только слово единственное число может похвастать этим знаком в конце. Но это интуитивно понятно: «какая прекрасная вещь» (III скл.) – «на одной из круч трепетал флаг» (I скл.).

Если слово непривычное, к примеру, авторское (придуманное), то определить часть речи, род, число поможет контекст и окружение. Пример: в вымышленном словосочетании «дябрякий туж» главное слово лишено Ь, поскольку стоящее рядом прилагательное своим окончанием указывает на мужской род. В другом примере такого авторского содержания «мяувая дучь» подразумевается женский род, а потому Ь необходим.

Выше описана роль мягкого знака, его назначение в различных частях речи, случаи использования. Употребление этой буквы не вызовет затруднений, если следовать приведенному алгоритму действий. Несложные правила помогут не только правильному написанию общепринятых, но и смелому применению незнакомых и авторских слов.

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ

Номер 1.

Прочитайте. Когда так говорят?

Плохой друг в деле не помощник.
На своей улочке и курочка храбра́.

  • Найдите в словах буквы, обозначающие непарные мягкие шипящие согласные звуки. Произнесите эти звуки. Посмотрите произношение слова помощник в орфоэпическом словаре учебника (с. 131).
  • Спишите. Подчеркните в словах буквосочетания чк, щн. Что надо знать об их написании?

Ответ:

Плохой друг в деле не помощник. – Так говорят о ненадежном друге, на которого нельзя положиться.
На своей улочке и курочка храбра. – Так говорят про человека, который ведёт себя храбро только в знакомой обстановке, дома, а на чужой земле, в новых обстоятельствах начинает паниковать и трусить.

Помоник, улоке, куроке.

Слово помощник произносится так – помо́щник .

Буквосочетания ЧК, ЩН пишутся без мягкого знака.
Плохой друг в деле не помощник.
На своей улочке и курочка храбра.

Номер 2.

Прочитайте. Что обозначает каждое из данных слов?

Песочница, мечта, удочка, помощник, ласточка, почта, цветочница, хищник, мачта, спички, печка, молочный, мощный.

  • Вспомните, почему в выделенных буквосочетаниях не обозначена на письме мягкость согласных звуков и .
  • Выпишите по порядку слова с указанными буквосочетаниями:

а) с чк,        в) с чт,
б) с чн,        г) со щн.

Подчеркните в словах выделенные буквосочетания.

Ответ:

Песочница – заполненный песком низкий широкий ящик, место, предназначенное для игр детей с песком.Мечта – мысленный образ чего-нибудь сильно желаемого, предмет желаний, стремлений.Удочка – Рыболовная снасть гибкая длинная палка, к которой прикреплена леса с крючком.Помощник – человек, который помогает.Ласточка – птица.Почта – учреждение связи, ведающее пересылкой писем, периодических изданий, посылок и т.п.Цветочница – продавщица цветов.Хищник – животное, которое получает пищу, охотясь и убивая других животных.Мачта – высокий столб или высотное сооружение на кораблях для постановки парусов, наблюдения.Спички – тонкая деревянная палочка с головкой из воспламеняющегося вещества для добывания огня.Печка – комнатная или кухонная печь.Молочный – состоящий из молока (одно из значений).Мощный – большой по величине, силе.

Эти звуки всегда мягкие, но мягкий знак после Ч и Щ не пишется. (нет смысла обозначать мягкость итак всегда мягких звуков). Правописание этих буквосочетаний нужно запомнить.

а) с чк – удочка, ласточка, спички, печка,
б) с чн – песочница, цветочница, молочный,
в) с чт – мечта, почта, мачта,
г) со щн – помощник, хищник, мощный.

Мягкий знак после шипящих в существительных

Одно из наиболее частых явлений – путаница с Ь после шипящих в конце имен существительных. Помимо четкого знания принципов правописания мягкого знака после шипящих согласных, есть несколько несложных приемов для определения, ставится Ь или нет. Рассмотрим подробнее, когда его употребление необходимо либо невозможно.

Когда пишется

В существительных употребление мягкого знака обязательно после шипящих согласных, если слово относится к женскому роду. К примеру, «мощь», «брошь», «блажь», «течь», «молодежь». Правило применимо к словам в именительном и винительном падежах:

  • Ночь – подруга капризная и непредсказуемая!
  • Такая мощь – явление крайне редкое в нашей глуши.
  • Только едва заметная дрожь выдавала его сильное волнение.
  • Я пошлю вам в помощь свою замечательную дочь.
  • Среди полок он нашел мягкую чистую ветошь.
  • Наше короткое путешествие привело на неприветливую глухую пустошь.

Проще всего обозначить это правило как орфограмму в конце имени существительного в III склонении и единственном числе. Признаки его – женский род, а также нулевое окончание.

Когда не пишется

Ситуации, при которых на конце существительных после шипящих Ь не требуется, запомнить легко. Их всего две (касаемо имени существительного). Во-первых, если употребляемое слово находится в единственном числе мужского рода: «врач», «гараж», «луч», «фарш». Во-вторых, множественное число: «множество крыш, несколько туч, посреди заброшенных дач». Наиболее полно отражает это правило следующая схема:

Видео:Когда пишется мягкий знак на конце глаголов после шипящих? Ь после шипящих на конце глаголов.Скачать

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 76,
Полякова, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 51,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 54,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 55,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 100,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 136,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 44,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 224,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 226,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 38,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 59,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

4 класс

Упражнение 96,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 174,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 226,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 250,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 126,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 11,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 149,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 177,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 236,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 240,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 98,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 693,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 733,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 6,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 76,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 92,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 631,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 657,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 101,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник, часть 1

Упражнение 476,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 19,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 31,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 322,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 539,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 32,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 43,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 35,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 682,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 315,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

Упражнение 543,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение Практикум стр. 12,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 30,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 342,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 51,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 132,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 290,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 416,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 458,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 92,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 304,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 133,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 98,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 152,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 196,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 232,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 212,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 288,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 308,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 12,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 18,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Какие буквосочетания надо запоминать

Чтобы понять, написание каких буквосочетаний с шипящими согласными надо запоминать, следует перечислить их по отдельности. Наилучшим образом, это можно сделать следующим образом:

  • жи – ши. Такие буквосочетания пишутся только с буквой «и». Употребление буквы «ы» является недопустимым. При этом данное правило русского языка не имеет исключения. Примером правильного написания таких буквосочетаний, является слово «жили»;
  • чк – чн. Указанные буквосочетания всегда пишутся без мягкого знака. Так, слова «водокачка, кошечка» ни в коем случае недопустимо писать с мягким знаком;
  • ча – ща пишутся с буквой «а». Нередко, при произношении в таких словах слышится буква «я». Но это неправильно. Ни одно слово с буквосочетанием ча или ща не употребляется с буквой «я»;
  • чу – щу никогда не пишется с буквой «ю». Например, слова щука, чутье, чувство не могут содержать букву «ю». Это будет совершенно неправильным написанием.

Все перечисленные написания буквосочетаний не относятся к категории проверочных. Это безусловные правила, которые не нужно доказывать. Написание указанных буквосочетаний следует просто запомнить.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: