Что такое правополушарное рисование и чем оно полезно

Правополушарное рисование для детей

Правополушарное рисование или П-режим — что это такое

Впервые с этим понятием я столкнулась на тренингах личностного развития. Один из дней в тренинге был посвящен именно этому виду рисования, который меня вначале обескураживал и вводил в ступор. Мы практиковали несколько техник рисования в П-режиме, который подавлял логическое мышление и пробуждал творческие центры мозга.

Изначально в методе, который нам предложил Стив Лестер (ученик Бетти Эдвардс) много рисовательных техник, и суть их сводится к тому, чтобы привести в замешательство и на время «выключить» Л-режим мозга, который отвечает за логику и формирование алгоритмов мышления. А затем отдаться полностью созидательному творческому процессу через уникальные техники с простым карандашом в руке.

Что такое правополушарное рисование

Так называют метод быстрого обучения основам художественного видения и восприятия формы. У нас рисование правополушарное стало набирать популярность приблизительно 7 лет назад. Суть заключается в том, что человек творит, отключив левую часть своего мозга, отвечающую за рациональность и логику. Примерно таким рисованием мы занимались в детстве, не задумываясь, зачем нам это надо, какую выгоду можно извлечь из картины. Правое полушарие отвечает за творческое мышление и контролирует процесс.

Разработана методика американкой Бетти Эдвардс на теории известного психобиолога, обладателя Нобелевской премии Роджера Уолкотта Сперри. Эта концепция гласит, что рисование правым полушарием – просто навык, такой же, как письмо, чтение. Освоить его может каждый. Анализируя работы известнейших художников, можно отметить, что картины Леонардо да Винчи – рисование правым полушарием мозга. Да и не один он творил, руководствуясь эмоциями и чувствами, а не логикой.

Методика рисования правым полушарием помогает избавиться от всех подсознательных блоков и зажимов. Она способствует:

  • проявлению индивидуальности;
  • повышению внимательности;
  • упрощению творческого процесса;
  • улучшению общего эмоционального состояния;
  • отключению анализа деятельности;
  • раскрытию творческих способностей;
  • избавлению от внутренних барьеров;
  • обретению внутренней гармонии.

Техника

Главное отличие такого рисования от левополушарного режима заключается в том, что во втором случае человек учится изображать объекты, а в первом – видеть их, воспринимать. Чтобы, к примеру, сделать рисунок животного левым полушарием, мы сначала должны изучить анатомию, пропорции, ознакомиться с теорией перспективы, объема, света и тени. Правополушарная живопись этого не требует. Используются приемы для отключения логики и активизации интуиции. Рисование картин происходит очень быстро, потому что человек не думает о результате, а получает наслаждение от процесса.

На занятии правополушарной живописью ученику потребуются краски 12 разных оттенков (гуашь), 3 качественных кисти разной толщины и много бумаги. Первый рисунок будет маленьким по размеру, примерно с открытку. Сначала происходит знакомство с красками. Ученикам предлагается рисовать пальцами, трогать кисти, чувствуя их толщину и размах. Это вызывает замешательство, но затем человек полностью вовлекается в процесс рисования. Потом переходят к упражнениям, созданию фона, пейзажей, портретов. Правополушарные рисунки выполняются по таким техническим приемам:

  • зеркальное рисование для детей;
  • правополушарный рисунок вверх ногами;
  • интуитивное рисование по контурам;
  • правополушарный рисунок с видоискателем.

Методика

Правостороннее рисование не предполагает четкой схемы, основано на спонтанности. На занятии можно начинать рисовать с любого места. Копируя детали, надо постепенно прийти к целому изображению. Одно из самых действенных упражнений — копирование перевернутых контурных рисунков. Еще очень эффективно креативное рисование пальцами, выход за границы листа. Благодаря специальным упражнениям человек входит в «П-режим». Во время него работа левого полушария прекращается. Человек переносит на бумагу собственное виденье объекта. Он не анализирует, не оценивает.

Цель занятий рисованием состоит в том, чтобы человек научился видеть мир таким, каков он есть, без иллюзий, которые создаются логикой, рассудком и жизненным опытом. Правое и левое полушария мозга обретают гармонию, человек быстро входит в состояние вдохновения, становится спокойнее, получает психологическую разрядку. Он подходит ко всем сферам жизни творчески. Рисование помогает развить потенциал ребенка, раскрыть способности взрослого. Метод правополушарной живописи будет полезен людям любого пола и возраста, независимо от их профессии, социального статуса.

Правила рисования

В методике правополушарной живописи только одна инструкция, которой нужно придерживаться – логику следует отключить. В остальном никаких правил нет, в этом и отличие правополушарного режима от классического. Можно начинать картину с любого элемента, выходить за пределы холста, использовать любые кисточки, краски, а определенные детали рисовать пальцами. Если вы получите от процесса удовольствие, значит, все правила соблюдены.

Левополушарное рисование.

При левополушарном рисовании используется пошаговая инструкция. Вы четко знаете, как прийти к результату и что у вас в итоге получится.

При таком подходе сначала определяются пропорции, деление на геометрические фигуры, выстраивание оси симметрии, построение овалов.

В результате обычно получается стройный красивый объект.

Левополушарному рисованию, с использованием четких инструкций, учат академические художественные школы и институты.

Там, к примеру, прежде чем рисовать гипсовую голову, изучают схему пропорций лица, а прежде чем изображать животных —  знакомятся с их анатомией. Даются теоретические знания в области изображения перспективы, объема, пропорций, тени и света, цветоведения.

Обширные знания, четкое понятие строения тел животных и людей ведет к мастерству и «крепкому» рисунку. Многие художники-профессионалы идут именно от этого.

Этапы и стадии развития детского рисунка

1 год. Начиная, примерно, с года у маленького человечка появляется тяга к прекрасному, к живописи. Малыш может создавать десятки рисунков за считанные минуты. Большое удовольствие доставляет процесс «каляканья-маляканья» карандашом или кистью с краской на листе бумаги — творческий процесс поглощает с головой ребенка. Но родители настойчиво просят рассказать, что изображено. Обычные каракули начинают превращаться в разные объекты, при этом через считанные минуты один и тот же рисунок может обозначать совершенно неимеющие ничего общего между собой вещи.

2 – 3 года. Достигнув 2 – 3 лет, ребенок начинает осознавать, что изображение должно что-то обозначать, то есть необходимо найти сходство с объектом в реальном мире. Начинается процесс накопления символов, например, круг превращается в лицо, две точки становятся глазами, небольшая вертикальная черта посередине круга является изображением носа. Такими же символами пользуются и взрослые, когда рисуют свои картинки.

4 года. Примерно в 4 года ребенок начинает рисовать пейзажи, чаще всего это выглядит как полоска коричневой земли, покрытая полоской зеленой травы, прямоугольный дом с треугольной крышей, дерево, круглое солнышко и пятна – тучки.

5 – 6 лет. Около 6 лет у детей появляются кумиры, чаще всего это мультипликационные герои или персонажи из любимых книг, которым очень хочется подражать

Именно их старается нарисовать ребенок яркими красками, чтоб привлечь всеобщее внимание к своей работе и супергерою, который ему так дорог

11 – 12 лет. Достигнув 11 – 12 лет, ребенок старается максимально реалистично изображать различные предметы и явления природы. Появляется желание рисовать «живые» картины, которые будут иметь максимальное сходство с действительностью. Как правило, если ребенок неудовлетворен результатом своего труда и рисунок не вызывает у него чувство гордости, то интерес к живописи постепенно угасает, пропадает желание рисовать и развивать свои художественные навыки. Те же, кто не теряет энтузиазма и продолжает рисовать и в более взрослом возрасте, чаще всего добивается немалых успехов в области изобразительного искусства.

Таким образом, если взрослому человеку предлагают что-либо нарисовать на обычном листе бумаги, то начинает активно работать левое полушарие и именно оно диктует символы, которые хранятся тут еще с детства. Из символов складывается весь рисунок. Набор символов индивидуален у каждого человека, поэтому некоторые работы получаются лучше, некоторые хуже, но они мало чем отличаются от работ этого человека в возрасте 10 – 13 лет. Это объясняется тем, что до 3 лет у детей ведущую роль занимает правое полушарие, но затем начинает доминировать левое полушарие и все, что делает ребенок, начинает контролировать логика.

Именно интуитивная живопись позволяет временно погасить активность левого полушария головного мозга и включить в работу творческие способности, за которые отвечает правое полушарие. Поэтому рекомендуется проводить занятия интуитивным рисованием с детьми старше 3 лет, чтобы максимально развивать творческие задатки, подаренные природой с рождения. Правополушарное рисование позволяет почувствовать себя художником любому человеку.

Как научиться рисовать правым полушарием мозга

Правополушарное рисование сейчас популярно: проводятся тренинги и мастер-классы, существуют даже специальные творческие центры, обучающие этой методике.

Но первые шаги можно делать и самостоятельно. Запустить «П-режим» помогут следующие простые упражнения правостороннего рисования.

Оптическая иллюзия

Распечатайте и разрежьте изображение пополам. Правшам нужно взять левую часть, а левшам — правую.

Положите картинку на чистый лист бумаги и попробуйте продолжить очертания профиля. При этом мысленно или вслух проговаривайте названия частей лица: лоб, нос, губы, подбородок.  

Если вы нарисовали профиль, не обращая внимания на симметрию, возобладала логика. Попробуйте ещё раз. Когда получится абстрагироваться от слов и нарисовать просто линии, значит, включилось правое полушарие.

Вверх ногами

Выберите любой рисунок, где есть только контуры, как в детской раскраске. Переверните изображение и перерисуйте его вверх ногами последовательно — линию за линией. Отнестись к рисованию правым полушарием, как к собиранию пазла.

Старайтесь копировать линии, как есть. Не стоит сначала переносить общий контур, а потом прорисовывать мелкие детали. Для удобства можно прикрыть часть изображения рукой или другим листом бумаги.

Постепенно придёт осознание, что каждая линия — это лишь часть единой картины, и правополушарное рисование начнёт получаться.

Видоискатель

Возьмите рамку с прозрачным пластиком или стеклом. Это будет ваш «видоискатель». Нацельтесь им на какой-нибудь объект, например, свою ладонь.

Примите удобную позу, чтобы рука под «видоискателем» не тряслась. Перманентным маркером, прямо по стеклу, обведите контур и все линии ладони.

Затем перенесите изображения со стекла на бумагу — строго по линиям, как в предыдущем упражнении техники правополушарного рисования.

Упражнения правополушарного рисования

Есть ряд вводных техник, которые нужно практиковать для того, чтобы включить «П-режим». При нем происходит временная активизация правого полушария и приостановка работы левого. Упражнения направлены на то, чтобы вы перестали видеть в объекте завершенность и воспринимали его, как совокупность определенных деталей, из которых и складывается итоговый результат. Узнайте, как выполнять эти техники для активности правополушарного режима.

Вверх ногами

Эта техника правополушарного рисования поразительно эффективна для детей и взрослых. Выполняется так:

  1. Выберите простой графический рисунок. Желательно, чтобы за вас это делал кто-то другой. В идеале видеть картинку в правильном положении вы не должны, чтобы левое полушарие не успело создать эталон.
  2. На компьютере пусть ваш помощник перевернет изображение вниз головой и распечатает.
  3. Поместите картинку перед собой. Для большей эффективности работы правого полушария несколько сантиметров снизу прикройте бумагой. Откроете доступ к этой части рисунка позже.
  4. Начинайте рисовать с любой точки. Концентрируйтесь не на общем изображении, а на линиях, штрихах, просто копируйте.

Контурное рисование

Это упражнение для правого полушария очень легко выполнить дома. Понадобится бумага, карандаш и скотч. Липкой лентой приклейте бумагу к столу, поворачивая ее так, чтоб рабочая рука оставалась на столе. Другую ладонь сложите так, чтобы стало видно побольше мелких складочек. Не шевелитесь. Засеките 5 минут. На бумагу смотреть запрещено. Медленно водите глазами по линиям руки и карандашом повторяйте движения. Рисуйте, пока не услышите звук таймера. В этом задании важен не результат, а то, чтобы добиться синхронизации зрения и движений карандаша.

Видоискатель

Для этого на правое полушарие упражнения понадобится дополнительное приспособления. Нужно вырезать рамку из картона, в центр приклеить экран из прозрачного пластика или плотной пленки. Нацельте видоискатель на какой-либо объект. Закрепите. Примите удобную позу, потому что двигаться должна только рабочая рука. Закройте один глаз. Маркером прямо по пленке обводите контуры выбранного вами объекта. Затем нужно будет перенести предмет с видоискателя на бумагу. Делайте это по линиям, как при копировании изображения вверх ногами.

Применение в арт-терапии[править]

Правополушарная живопись позволяет выразить свой внутренний мир, состояние на бумаге через картинки. Например, обычный традиционный способ рисования передает все ассоциациями и символами. Чувство «любовь» зачастую рисуют красным цветом в виде сердца. В то время как в правополушарном рисовании это чувство выражается совсем иначе, здесь нет символов, которые заложены в памяти человека.

Правополушарное рисование как прием арт-терапии позволяет:

  • проявить индивидуальность;
  • самореализовывать свои творческие способности;
  • самовыражаться через рисунок;
  • получить удовольствие от процесса, улучшить настроение, зарядиться позитивом;
  • бороться со стрессами, накопившимися проблемами, душевными переживаниями;
  • поверить в свой успех, свои силы и возможности, стерев мнение о себе «я не способен, не могу»;
  • избавиться от комплексов; достичь гармонии внутреннего состояния.

Арт-терапия является щадящим, но эффективным способом работы с подсознанием человека в любом возрасте. Благодаря такой терапии можно выявить скрытые проблемы и решить очевидные. Технически правополушарная живопись с первого взгляда может показаться пустой тратой времени, однако, результаты, полученные после проделывания упражнений начального этапа этого способа рисования, заставляют изменить взгляды кардинально. Вдобавок, правополушарное рисование применяют как восстанавливающую процедуру для людей, перенесших инсульт. Положительный эффект наблюдается благодаря тому, что во время занятий интуитивной живописью происходит активизация зон головного мозга, которые мало задействованы при обычном ритме жизни. В процессе творческой активности улучшается общее кровоснабжение, работа мозга в целом улучшается, что приводит к образованию новых связей между разными частями мозга.

Правополушарное рисование.

Правополушарное рисование подразумевает отсутствие четкой схемы.

Оно спонтанное, построенное на копировании, непосредственном восприятии натуры в целом.

Можно начать рисовать с любого места: смотреть на объект и копировать его, анализируя местоположение, схожесть (похоже-не похоже, та фигура получается или не та). Рисование ведется от детали к целому.

Термин «правополушарное рисование» появился благодаря  американскому профессору Бетти Эдвардс.

Она разработала замечательную методику, при помощи которой студенты-новички за 2 недели «с нуля» учились рисовать портреты, людей с натуры и получали весьма впечатляющие результаты.

Она давала ученикам ключи, которые позволяли сразу изображать с натуры человека, животных, предметы интерьера.  При этом в дальнейшем человек мог решить любые задачи и нарисовать все, что угодно, без участия педагога.

Интуитивное рисование Бетти Эдвардс описано ее замечательной книге «Открой в себе художника».

Есть и другие методики, которые следуют принципам правополушарного рисования.

Немало художников в творчестве используют правополушарный подход.

Они рисуют спонтанно, следуя своему представлению, как должен выглядеть объект, создавая среду в виде пятен и штрихов, «пряча» трудные для воспроизведения предметы или части тела.

Нередко  это очень красиво, художественно, эмоционально. Этот подход имеет право быть, как и академический.

Видоискатель

Для нового упражнения придется сделать вспомогательный инструмент — видоискатель. Он состоит из картонной рамки и вставляющегося в него прозрачного пластика или стекла. После того как рамка будет готова, можно приступать к заданию.

Нацеливаем видоискатель на выбранный объект, это снова может быть рука. Закрепляем его, чтобы не шевелился, и принимаем удобную позу. Во время упражнения двигаться должна только рабочая рука, и ничего больше. Закрываем один глаз, чтобы картинка не расплывалась. Перманентным маркером обводим прямо по стеклу все линии и контуры предмета в видоискателе. Это еще один способ научиться видеть предмет и рисовать именно его, а не символ.

Следующий этап — перенесение изображения со стекла на бумагу. Делать это нужно строго по линиям, как в упражнении по рисованию кверху ногами. Процесс должен постепенно превратиться в перерисовывание окружающей вас действительности. С современным образом мышления очень сложно избавиться от стереотипов и начать видеть мир таким, какой он есть на самом деле. С этим навыком картины станут появляться сами собой.

Мир для правшей – так ли это хорошо?

Наблюдения психофизиологов показали, что деятельность человека, в том числе и осмысление событий, формирование картины мира управляется мозгом по довольно сложной схеме. Левое полушарие мозга, ответственное за работу правой руки, доминирует у большинства людей. Что это значит? Говорят, что “мир устроен для правшей”, и это правда. Убедитесь в этом на дверях и турникетах в метро. Они всегда ставятся так, чтобы вы могли действовать правой рукой. Но приоритет правой руки – это следствие эволюционного процесса, который сформировал у человека левополушарное мышление.

Типичная модель восприятия мира – это осмысление, логические выводы, поиск доказательств и привязка всего увиденного к неким формальным “образам”, эталонам. Наше познание мира строится на шаблонах, это типично для доминанты (превосходства) левого полушария. Если учиться рисованию по классической методике, то придется освоить массу шаблонов, отрабатывать технику передачи по клеточкам, рисовать шары и вазочки.

Правое полушарие – это та часть мозга, которая формирует интуитивное восприятие. Люди с врожденной или приобретенной (натренированной) доминантой правого полушария – это сильные интуитивные аналитики, которые способны обнаружить и “разложить по полочкам” проблему еще до того, как другие только поймут, что проблема существует. Эта модель взаимодействия с реальностью строится на сложном процессе, который не раз пытались активировать искусственно, в том числе и по программам типа “ноокортекс” (он же “неокортекс”), нацеленным на максимальную активизацию процессов в “новой коре” мозга, которая и делает наше поведение именно человеческим.

Творчество и вдохновение – это способность “переводить” язык мысли в новые, яркие и независимые образы. Раскрытие образного, эйдетического мышления, которое связывает наши органы чувств невидимыми каналами, указывает новый путь в осознании мира. И дает способность “расслабляться”, открывать для себя невидимую раньше сторону действительности.

Рисовать классно

  • вы начнете воспринимать мир свободно, без привязки к затверженным образам и типичным движениям;
  • вы обнаружите, что включая после определенной тренировки правое полушарие на его полную мощность, можете решать задачи интуитивно, видеть решения еще до попытки логически осмыслить проблему;
  • вы почувствуете, что ваши прогнозы сбываются – они поставлены благодаря невидимому, неосознанному анализу событий, который провела ваша интуиция, просто подарив вам ясное видение ситуации;
  • как минимум, вы обнаружите, что можете рисовать не хуже многих художников!

Согласитесь, что это интересно и даже интригующе! Столько возможностей открывается, но без всякой мистики! А когда у вас вдруг спросят: “Как ты это узнал?!”, вы поймете, что ваша правополушарная деятельность развилась и может запускаться для решения разных задач.

Нужен инструментарий

Прежде всего, это инструментарий. Не стоит гоняться за слишком дорогим. Это не прибавит таланта. Совсем «хилый» тоже не подойдёт.

1. Краски

Правополушарное рисование с детьми дошкольного возраста лучше проводить гуашью. Но для некоторых тем хорошо подойдёт акварель.

Набора гуаши из 12 цветов вполне достаточно. Если гуашь какого-то цвета заканчивается (что часто бывает с белым цветом), её можно купить отдельно. Гуашь хороша тем, что это «плотная» краска, ею без труда исправляются все огрехи.

2. Выставляйте все краски

Следует выставлять сразу краски всех имеющихся в наличии цветов. У ребёнка должен быть выбор. Прислушиваясь к своим чувствам, эмоциям, он выражает их в подборе красок.

3. Бумага для рисования гуашью

Поскольку гуашь имеет свойство осыпаться, то лучше всего подойдёт плотная акварельная бумага. А именно её шероховатая сторона. Шероховатость обеспечит лучшее сцепление гуаши и основы.

4.  Планшет

Лист бумаги для рисунка постоянно «ездит» на столе. Для удобства закрепите его бумажным скотчем на планшете – деревянном листе прямоугольной формы. Вместо планшета стол можно покрыть большим куском обыкновенной клеёнки так, чтобы она свешивалась с боков (иначе она тоже будет двигаться).

5.  Кисти

Кисти – разговор отдельный. Кисти трёх разных размеров, как минимум. Для детей, ещё не умеющих регулировать силу нажима руки на инструмент, лучше подойдут жёсткие упругие кисти. Плоской кистью можно рисовать плашмя (широкая линия) и ребром (узкая линия), что весьма удобно.

Мягкие кисти за одно занятие превращаются в «веники», а то и вовсе уничтожаются. Хотя рисовать можно и пальцам, ладонью, некоторые дети не приемлют такие приёмы. Многие аутисты не в состоянии побороть свою брезгливость. Они потом будут сто раз мыть руки с мылом.

После рисования кисти моются с мылом и сушатся в подставке ворсом вверх. Взрослые (и родители, и педагоги) часто и напрасно не придают этому значения. Мыло обязательно, потому что в состав гуаши входит клей, который требуется смывать с кистей. При сушке ворсом вниз ворс может безвозвратно деформироваться, и кисть не сгодится к работе.

При подготовке к рисованию располагайте кисти со стороны ведущей руки. Мы делаем это так. На картинке кисти лежат на свёрнутой в рулон тряпочке. Кисти не скатываются, стол не пачкается.

6. Палитра

Для детей удобны пластиковые подставки разной формы с углублениями. У них есть один недостаток: со временем краска въедается и перестаёт отмываться. Иногда мы используем плоские керамические тарелочки или белую керамическую плитку. Удобство: краски легко стираются тряпочкой или салфеткой при необходимости. Неудобство: краска быстро сохнет.

7. Баночки-непроливайки и тряпочки

Баночки используем любые. Просто непроливайки удобнее. Дети по делу и без дела постоянно моют кисточки, которые после этого оставляют на бумаге лужи. Приучайте их пользоваться тряпочками. Иногда детям дают бумажные салфетки, которые сразу же превращаются в мокрый ком. Тряпочки удобнее: можно снимать лишнюю воду и краску, протирать кисточки. Ну, и постирать их, поплескаться в воде – одно удовольствие.

8. Ведро с водой и тряпка

Один уважаемый мною учитель рисования всегда держал под рукой ведро с водой и тряпку. У него никогда не было истерической трагедии «Краска пролилась». Сама так поступаю, и всем советую.

Вот как-будто и весь инструментарий для рисования, в том числе и правополушарного рисования. 

Подведём итог

Почему так много слов об очевидных и рутинных вещах?

А потому, что рисования красками в жизни современных детей так мало, что не только родители, но и многие педагоги всё это хорошенько подзабыли.

Посудите сами, рисования отдельной строкой нет в дошкольных программах и расписаниях. Рисование – небольшая часть занятия. В школе оно тоже вроде как необязательно. Как родители решат: будет рисование, а особенно какое-то немыслимое правополушарное рисование? Разумеется, родители предпочтут английский, информатику… Словом, левое полушарие.

Поэтому рисуйте дома. Развивайте правое полушарие! Сделаете большое и доброе дело для своих детей.

Упражнения для правополушарного рисования с ребенком

Даже если ребенок раньше не умел рисовать совсем, то правополушарное рисование поможет ему полюбить этот процесс и испытать чувство гордости и удовлетворения за результат своей работы. Обычно для детей рекомендуют ряд стандартных упражнений по принципу «от простого – к сложному».

Рисование вверх ногами

Для осуществления этой методики нужно найти в сети, скачать и распечатать любое изображение, где объекты не прорисованы объемно, а намечены только в виде контуров. Вместе с ребенком стоит рассмотреть картинку, оценить линии, отследить плавность их переходов. 

Распечатанное изображение нужно положить перед юным художником и предложить ему нарисовать то же самое, но вверх ногами. Рисовать стоит поэтапно, переносить контуры на бумагу. Не нужно сразу зацикливаться на прорисовывании мелких деталей, они непременно найдут свое место.

Чтобы было легче, уже срисованную часть исходного изображения можно прикрывать рукой или чистым листом. 

Такое упражнение поможет ребенку не рассеивать свое внимание и не браться за все и сразу. Он поймет, что каждая линия имеет свое место и является частью общего изображения. . Через некоторое время срисовывать станет все легче, получаться это начнет быстрее, ведь ребенок сможет научиться отличать основное от второстепенного

Через некоторое время срисовывать станет все легче, получаться это начнет быстрее, ведь ребенок сможет научиться отличать основное от второстепенного.

Контурное рисование

Еще одна методика для развития навыка правополушарного рисования, которую можно практиковать вместе с детьми.

Техника контурного рисования подразумевает:

  1. Зафиксировать лист бумаги на рабочей поверхности так, чтобы он не ездил (это удобно сделать при помощи скотча).
  2. Повернуться к столу боком и сесть так, чтобы ведущая рука легко располагалась на поверхности бумаги и будущего рисунка.
  3. Свободную ладонь положить к себе на колени так, чтобы внутренняя сторона ладони смотрела вверх. Кисть желательно сложить так, чтобы на ней образовались узоры, складки и морщины.
  4. Внимательно изучить руку, рассмотреть каждый уголок, каждую складку кожи, но при этом не переводить взгляд на рабочую поверхность.
  5. Рассмотрев руку в течение нескольких минут, нужно начинать переносить увиденное на рабочую поверхность, но не смотреть на нее подолгу. Взгляд в сторону листа бумаги должен составлять буквально доли секунды.
  6. Тратить на изображение собственной руки можно не больше 5 минут. Для удобства стоит завести ребенку будильник, научить пользоваться таймером или просто дать ему словесный сигнал, что время вышло. 

Даже если изображение не получится точным и гармоничным, не стоит расстраиваться. Это не полноценная картина, а практика, целью которой является умение прислушиваться к интуиции и воспроизводить уведенное по памяти. Если выполнять это упражнение регулярно, то со временем у ребенка начнет получаться все лучше и точнее.

Использование подручных предметов

При помощи методики правополушарного рисования, стоит предложить ребенку нарисовать одуванчики. Но для рисования предложить ему, помимо стандартных кистей, красок и карандашей, еще и ватные палочки. 

Пусть ребенок нарисует фон в таких тонах, как ему хочется, как он чувствует. Делать это можно любыми материалами и подручными средствами. Например, фон можно нарисовать при помощи салфетки, обмакивая ее в краску. Когда фон будет готов, стоит предложить ребенку (но не заставить его), попробовать нарисовать одуванчики при помощи ватных палочек.

Техника очень простая – ватная палочка обмакивается в белую краску, одуванчики рисуются при помощи точек. Дополнить рисунок можно, прорисовав стебли при помощи красок, карандашей или фломастеров.

По этой же методики из простого круга на бумаге можно нарисовать мордочку забавного, пушистого котика, используя для прорисовки его шерсти зубную щетку. Как правило, дети очень любят животных и охотно рисуют их, поэтому все должно получиться. Дорисовать дополнительные детали в конце можно любыми подручными материалами. 

Правополушарное рисование или интуитивное рисование – это направление в искусстве, которое подразумевает отключение левого полушария и полный переход во власть правого. Этой методике можно научить и ребенка, это будет полезно для его моторики и развития когнитивных навыков. 

Слайд 11Упражнения для активизации правого полушария.»Ухо-нос». Левой рукой беремся за кончик

носа, а правой — за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно

отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши и поменяйте положение рук так, чтобы уже правая держалась за кончик носа, а левая – за противоположное, т.е. правое ухо.»Колечко». Поочередно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.«Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»

Зачем нужно правополушарное рисование

А нужно ли вообще правополушарное рисование?  И чем оно отличается от интуитивного рисования и арт-терапии?

Лично мой, уже современный, интерес к правополушарному рисованию проявился через нейрографику — технику работы с нашими нейрополями через линии и ОЧЕНЬ ЯРКИЕ краски. Это уже был не простой карандаш, а цвета радуги, от насыщенности которых дух захватывает! Я незаметно для себя наполнила свое бытие цветом и мой жизненный тонус как-то перестал проседать на протяжении вот уже нескольких месяцев.

А вы же знаете, что если сознание попало в поток жизненной насыщенной энергии, то начинаешь замечать вещи, которые усиливают этот поток. Так я и заметила уроки интуитивного рисования. Попробовала  — и пришла в полный восторг!

Интуитивное рисование — это тотальное снятие стресса, это создавание творческого потока, это способ конвертирования накопившейся энергии в креатив, а также в решения сложных задач, это возможность разрешения межличностных конфликтов.

Арт-терапия (изотерапия), в отличие от интуитивного/рисования в П-режиме, изначально целенапрвлена на работу с поврежденной психикой человека. Здесь нет цели развивать творчество, скорее арт-терапии позволяет понять эмоциональное состояние рисующего. Терапия искусством положительно влияет на психику, восстанавливая психологические  функции мозга после тяжелых травматических ситуаций.

Логика и алгоритмическое мышление не умеет рисовать образы

Наше рациональное мышление привыкло при рисовании называть те части рисунка, которые рука прорисовывает.  Для рационального рисования нужны правила, оси, соблюдение пропорций и тд. Этому учатся долго и мозг запоминает логику рисования, алгоритмы рисования.

Мы все в детстве рисовали. Это было нашей потребностью бессловесного выражения чувств и эмоций. В детстве мы не понимали границы пространства и рисовали на обоях, на полу в квартире, на своем теле и одежде. Со временем мы научились выражать свои мысли и чувства словами, которые заполнили все наше бытие. И мы уяснили границы, которых надо придерживаться.

Слова заполнили все пространство вместе с логикой, а творчески-созидательный наш центр уснул навечно (условно говоря). Наши мечты также уснули, как  и наше воображение. Иногда мы скучаем по себе — яркому творцу и прибегаем к быстродействующим препаратам, чтобы выпустить на волю наше творческое — и мы наслаждаемся, часто не зная что делать с выпущенным на свободу безбашенным креативом — иные только так и творят что-то особенное и вечное. Вы не согласны?

Как разбудить свое креативное творчество

Для того, чтобы научить взрослого человека рисовать, уверенного в том, что он совсем не может рисовать, нужно всего лишь отключить его рациональное. Нужно создать так называемый ментальный паралич, при котором рациональное не знает как называть части, которые он видит перед собой, рисуя.

К примеру, если рисовать картинку вверх ногами (например деревья), то произойдет ментальный переход от рационального к творческому. Вербальное восприятие отключается, оно беспомощно, оно не понимает какие давать названия тем частям, которые собирается рисовать

Оно отключается и включается внимание визуализации. Мы просто рисуем то, что видим, безо всякой оценки правильности пропорций, света и тени, правильного деления пространства

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: