Принципы организации предметно-развивающего пространства
Подбор средств, задействованных для всестороннего психофизического развития каждого ребёнка в группе, должен отвечать определённым принципам.
Насыщенность
Средства обучения и воспитания подбираются, во-первых, в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Например, если дошкольное учреждение использует программу ЗОЖ и практикует закаливание, то в игровой зоне для средней группы должны быть резиновые игрушки, мисочки для забав с водой, пупсы и маленькие полотенца, чтобы ребята могли имитировать процедуры обливания водой.
Во-вторых, материалы для предметно-развивающей среды должны быть по возрасту воспитанникам. Например, для средней группы занятия экспериментальной деятельностью новы, поэтому в распоряжении детей должен быть календарь природы, в котором малыши выбирают символы текущей погоды (солнце, тучки, дождь, снег и т.д.) и/или зарисовывают их, приклеивают на двусторонний скотч, вставляют подходящий символ в нужный кармашек.
Даже на небольшой площади можно разместить все необходимые материалы, организовав их в подходящие тары и места
Трансформируемость и полифункциональность
Иными словами, в зависимости от задачи образования на конкретном этапе и часто изменяющихся интересов детей, средства предметно-развивающей среды могут переставляться, заменяться. Так, например, куклы из игрового пространства могут использоваться в познавательном для того, чтобы продолжать обучать малышей одеваться и раздеваться самостоятельно. Кроме того, как уже отмечалось, в пространстве группы должны быть предметы, которые не имеют жёстко закреплённого назначения, бросовый материал, применимый в разных видах активности.
Вариативность
Это требование предполагает зонирование среды, то есть наличие места для игр (спокойных и активных), исследований, творчества. При этом уголки сгруппированы по уровню активности вида деятельности. Например, игровой, театральный на одной стороне, а экспериментальный, книжный — на другой.
Доступность
Всем детям, в том числе и малышам с ограниченными физическими возможностями в рамках программы инклюзивного образования, должен быть обеспечен одинаковый доступ ко всем материалам. Так, например, аквариум должен стоять на таком уровне, чтобы ребята 4–5 лет могли не только наблюдать за рыбками, но и давать им корм.
Очень удобно, когда под центры организуется мебель для детей
Безопасность
Элементы предметно-развивающего пространства должны быть безопасны в использовании (без острых или мелких деталей, отсутствие стеклянных игрушек и т.д.). Кроме того, материалы должны быть исправны.
Слайд 12РАЗВИВАЮЩУЮ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННУЮ СРЕДУ НАПОЛНЯЮТ «УГОЛКИ», «ЦЕНТРЫ», «ЗОНЫ» Программа «От рождения до школы»
детские «УГОЛКИ», «ЗОНЫ», «ЦЕНТРЫ» развития (пространство группы возможно организовывать в виде «центров», «уголков», «площадок»):
Уголок для сюжетно-ролевых игр;Уголок ряжения (для театрализованных игр);Книжный уголок;Зона для настольно-печатных игр;Выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров);Уголок природы (наблюдений за природой);Спортивный уголок;Уголок для игр с водой и песком (уголок экспериментирования);Уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей:конструктивной,изобразительной,музыкальной; Игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели);Игровой уголок с игрушками (с игрушками, строительным материалом).
Требования к организации развивающей среды ДОУ
Основные принципы и требования построения развивающей среды в ДОУ:
- Ориентация на организацию пространства, позволяющего осуществлять процесс общения ребенка и взрослого «глаза в глаза», что способствует установление оптимального контакта между воспитателем и воспитанниками.
- Реализация возможности проявления различных видов активности воспитанников, посредством пространственного окружения.
- Организация развивающей среды таким образом, чтобы ее можно было изменить в соответствии с меняющимися потребностями и возможностями воспитанников.
- Ориентация на «гибкое и комплексное зонирование», позволяющее организовать непересекающиеся зоны, позволяющие детям заниматься различными видами деятельности и при этом не мешать друг другу.
- Формирование эмоциогенной среды, направленной на обеспечение индивидуального комфорта для каждого воспитанника.
- Соблюдение эстетичности развивающей среды, посредством сочетания неординарных и привычных элементов.
- Ориентация среды на «закрытость – открытость», то есть готовности к корректировке, развитию, изменению.
- Учет гендерных особенностей воспитанников, предоставление детям возможности проявить и удовлетворить свои склонности, с общепринятыми нормами и эталонами поведения женщин и мужчин.
Помимо указанных требований и условий организации развивающей среды в ДОУ, имеется иной деятельностно-возратсной подход, разработанный и представленный С.Л. Новоселовой. Данный подход основан на актуальных представлениях предметного характера деятельности, ее значении в личностном и психическом развитии детей.
В соответствии с позицией С.Л. Новоселовой, развивающая среда должна создавать объективные условия для развития ребенка, его творческого потенциала, через свои свойства и содержание. Кроме того, развивающая среда должна служить целям психического развития воспитанников и быть ориентированной на зону ближайшего развития.
Замечание 3
Таким образом, по мнению С.Л. Новоселовой, развивающая среда через свое содержание и свойства должна создавать все необходимые условия для развития ребенка, в соответствии с его возрастными возможностями и потребностями.
При организации развивающей среды, в соответствии с подходом С.Л. Новоселовой, необходимо обеспечивать единство природных и социальных средств деятельности воспитанников. С этой целью следует разнообразить развивающую среду такими элементами как:
- природно-экологические и архитектурно-ландшафтные объекты;
- художественные студии;
- спортивные и игровые площадки;
- крупногабаритные модули;
- тематические наборы пособий и игрушек;
- информационные и аудиовизуальные средства обучения и воспитания.
Организованная таким образом развивающая среда способствует свободному выбору детьми тех занятий, которые для них наиболее привлекательны и занимательны, чередовать их в течение дня, а воспитателю позволяет организовать продуктивный образовательный процесс, в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями воспитанников.
Как оформить лабораторию в детском саду
Лаборатория — относительно новый элемент развивающей предметно-пространственной среды в детском саду
Оборудовать её стали, ориентируясь на ФГОС, в котором отмечается важность исследовательской деятельности детей
Дети любят ставить различные опыты, таким образом получая представления о предметах и явлениях окружающего мира.
Фотогалерея: лаборатория в детском саду
Если в группе есть возможность выделить отдельное помещение под комнату природы, то лабораторию оборудуют там, если нет — то в той части групповой, где есть раковина, чтобы был свободный доступ к воде. В детсадовской лаборатории должны находится:
- средства защиты (перчатки, маски, очки, фартуки, косынки или шапочки, нарукавники);
- оборудование (различные ёмкости, совочки, ложки, пластмассовые ножи, микроскоп, лупы, ножницы, фонарики, пособия, песочные часы и т. д.);
- материалы для исследования (песок, глина, камни, различные сыпучие материалы, коллекции, гербарии, красители, природные материалы, надувные шарики и т. д.).
Если лаборатория находится в отдельном помещении, в ней также можно разместить живые объекты для наблюдения, например, дождевых червей. Домик для них лучше устраивать в октябре — ноябре. Для этого берется трёхлитровая банка и наполняется на две трети почвой, в неё запускается десяток дождевых червей, сверху накладываются пищевые отходы (лучше растительные) и всё прикрывается сухими листьями. Через прозрачные стенки дети смогут наблюдать за тем, как черви проделывают ходы в почве. Главное, не забывать увлажнять землю и подкармливать червей, а весной выпустить их на волю.
Набор материалов и оборудования по возрастным группам: таблица
1-я и 2-я младшие группы |
|
Средняя группа | Предыдущий набор дополняется следующим содержимым:
|
Старшая группа | Добавляются:
|
Подготовительная группа | Добавляются:
|
Дети из младших и средней групп должны пользоваться лабораторией под присмотром воспитателя. Дети из старшей и подготовительной групп могут иметь к ней свободный доступ.
Развивающая предметно-пространственная среда — важнейший аспект успешной работы детского сада. Она является хорошим подспорьем воспитателю в процессе взаимодействия с детьми. Поэтому нужно при её создании непременно учитывать возрастные и психологические особенности ребят, а также условия и содержание программы, которая реализуется в данном учреждении.
Слайд 9 Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Именно поэтому игре, позволяющей ребенку проявить собственную
активность, наиболее полно реализовать себя, придается исключительное значение. Организация игрового пространства в группе предоставляет возможность для много вариативных игр, свободного сотрудничества детей со сверстниками и взрослым.
Цель: разработать модель развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.Задачи:- Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОУ с учетом требований ФГОС ДО;- организовать развивающую среду, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;- создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);- содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды.
Какие уголки и центры могут быть созданы: таблица
Уголок для ролевых игр | Различные тематические игрушечные наборы, соответствующая мебель, декорации. |
Уголок ряжения | Вешалка с костюмами для переодевания, зеркало, различный реквизит. |
Театральный уголок | Ширма, куклы для различных видов кукольного театра, экран и светильник для теневого театра, фланелеграф, аппаратура для музыкального сопровождения постановок. |
Книжный уголок | Книжная полка или витрина, стол и стулья, книжки, соответствующие возрасту. |
Уголок сенсорного развития | Сенсорный экран, пособия для сенсорного развития. |
Дидактический уголок | Дидактические игры в соответствии с возрастом, головоломки. |
Зона настольных игр | Подборка настольных игр, стол и стулья. |
Уголок ИЗО | Карандаши, краски, фломастеры, стаканчики для воды, кисточки, бумага, раскраски, стол, стулья. |
Уголок творчества и конструирования | Конструкторы разных видов, коробка с бросовым материалом для творчества, пластилин, ножницы, клей, цветная бумага и картон, наборы резиночек для плетения и т. д. |
Уголок безопасности | Ярко оформленные телефоны спасательных служб, игрушечные машины спецслужб, стенд с изображениями, что надо делать в опасных ситуациях, набор для игр по изучению правил дорожного движения. |
Выставка детского творчества | Обычно оформляется в раздевалке, чтобы родители смогли оценить поделки своих детей. |
Уголок природы | Цветы, растения, которые дети выращивают в рамках экологического образования, тематические пособия (домашние животные, на ферме, дикие животные), гербарии, коллекции камней и т. д. |
Спортивный уголок | Спортивные снаряды (горки, лесенки, скамейки, шведская стенка, канат, веревочная лестница), специальные коврики для профилактики плоскостопия, массажёры, мячи и мячики, обручи и т. д. |