Метод томатиса, применяемый в диагностике и речевой терапии

Метод томатиса, применяемый в диагностике и речевой терапии

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Модель голосовых складок для патологической речи

На первой стадии заболевания сохраняется нормальная подвижность голосовых складок. На второй стадии происходит заражение соседних участков и ухудшение подвижности. Далее происходит полная фиксация голосовых складок. Причем рак гортани наиболее часто развивается в среднем отделе и преимущественно поражает переднюю и среднюю треть голосовой складки.

При этом зараженная складка начинает увеличиваться в размерах и массе. Меняются свойства ткани — упругость, эластичность и т.д. Могут образовываться наросты. Происходит изменение слизистого покрова голосовой складки, его вязкости.

Нарушается работа механизма речеобразования. Изменяется способ взаимодействия складок друг с другом и воздушным потоком, что в существенной степени отражается на речевом сигнале .

Модель голосовых складок в норме В случае, когда параметры складок различны, как это происходит при раке гортани, стандартные модели голосовых складок становятся неприемлемы. При моделировании голосовых складок с различными параметрами возникает необходимость моделировать каждую складку в отдельности (рис. 3.3.).

Модель голосовых складок при патологии Таким образом, модель голосовых складок существенно усложняется. Наиболее подходящей моделью голосовых складок на роль базовой является одномассовая модель. Она сохраняет все основные и необходимые в рамках поставленной .задачи, свойства голосовых складок и является при этом намного проще в расчетах своих аналогов.

Модель речеобразования примет вид, показанный на рис. 3.4. В качестве основы была взята модель голосообразующего тракта для нормальной речи, разработанная Коцубинским В.П., совместно с Бондаренко В. П. .

Здесь: Сл — емкость, представляющая эквивалентный объем легких; Lm, Gm, Rm, Cm — элементы четырехполюсника — электрического эквивалента трахеи; в модели используется одномассовая модель голосовых складок, представленная переменными элементами Ls и Rs; соединение элементов GM, См, LM представляет собой электрический эквивалент Морганиева желудочка; речеобразующий тракт представлен в виде последовательного соединения четырехполюсников Z0, GO, R0, СО — L4, GA, R4, С4; Е -эквивалент атмосферного давления. Элементы моделей первой и второй голосовых складок соединены параллельно, поскольку, давление воздуха, напряжение по электрической аналогии, должно распределяться одинаково на обе голосовые складки.

Поток воздуха, ток по электрической аналогии, течет по каждой складке в отдельности и больший ток должен иметь возможность течь по пути наименьшего сопротивления, тогда как ток на входе

Для исследования влияния массы голосовых складок на речевой сигнал наиболее подходит одномассовая модель, поскольку она является наиболее простой, обладающей всеми необходимыми параметрами, наиболее хорошо изученной. Самым главным недостатком перечисленных моделей по сравнению с одномассовой является трудность обнаружения областей устойчивых колебаний, тогда как постановка задачи требует того, чтобы области колебаний были обширны, поскольку необходимо варьировать параметры модели в широких пределах.

Для исследования наиболее подходит звук /А/, поскольку его первая форманта наиболее удалена от ЧОТ. Следовательно, ее влияние на ЧОТ будет минимальным. Для определения адекватности модели необходимо знать диапазон реальных значений интенсивностеи гармоник речевого сигнала, для чего было проанализировано 20 голосов для звука /А/.

Таким образом, не удалось установить какую-либо взаимосвязь между увеличением массы голосовых складок и изменением значений относительных максимумов интенсивностеи гармоник. Полученные данные для интенсивностеи гармоник близки к реальным значениям (табл. 3.6.).

Влияние изменения массы голосовых складок на частоту основного тона (ЧОТ) для нормальной речи представлено в табл. 3.8. Здесь ЧОТср 77 среднее значение частоты основного тона, ЧОТтіп и ЧОТтах -минимальное и максимальное значения соответственно.

Движение голосовой складки: в норме — слева, при патологии справа (цветом показано распространение опухоли) При поражении голосовой складки пораженная ткань становится тяжелой и грубой (ороговелой) .и—перестает участвовать в процессе речеобразования. Таким образом, масса складки, участвующая в процессе речеобразования, уменьшается, что ведет к увеличению ЧОТ.

2.2. Теории механизма голосообразования

Вопрос о механизме голосообразования до настоящего времени нельзя считать разрешенным. Впервые попытка объяснить его была сделана А. Ферейном (A. Ferrein) в 1741 г. С момента изобретения М. Гарсия метода ларингоскопии начала развиваться миоэластическая (от греч. mys ‘мышца’, elastikos ‘упругий, гибкий’) теория, согласно которой голосовые складки колеблются в результате прохождения между их сомкнутыми краями тока воздуха, создаваемого дыхательным аппаратом. В соответствии с данной теорией голосовые складки колеблются, как упругие перепонки, а частота колебаний определяется их эластическими свойствами. При этом активными факторами служат давление воздуха в трахее, живая игра и тонус внутренних мышц гортани. Высота основного тона зависит от силы выдыхаемой струи воздуха. Сложная система дыхательных мышц рефлекторно поддерживает внутритрахеальное и бронхиальное давления на определенном уровне, необходимом в соответствии с различными условиями голосообразования. По мере повышения и усиления звука подскладочное давление увеличивается, и наоборот. Действующей силой в процессе голосообразования является воздушная дыхательная струя, а голосовые складки пассивно колеблются под ее напором.

Эта теория не объясняет некоторых явлений. Например, не ясно, почему при таком заболевании, как функциональная (психогенная) афония, голосовые складки иногда смыкаются достаточно хорошо, но звук не образуется.

В противовес миоэластической теории колебаний голосовых складок французский физиолог Р. Юссен в 50-х гг. прошедшего столетия выдвинул нейрохронаксическую, или нейромоторную, теорию голосообразования. Согласно этой теории, голосовые складки колеблются не пассивно, а под действием импульсов биотоков, поступающих из центральной нервной системы. Нассон считал, что частота таких колебаний соответствует частоте импульсов, проходящих к ним через двигательный нижний гортанный нерв, и подчиняется регулирующим механизмам центральной нервной системы. Следовательно, по миоэластической теории воздух колеблет голосовые складки, а по нейрохронаксической — именно голосовые складки колеблют воздух, т. е., периодически сокращаясь под воздействием импульсов, они прерывают проходящий через них воздушный поток, образуя тем самым звуковые колебания.

Свою теорию ученый подкрепил множеством опытов. В частности, во время операции на гортани он прикладывал к обнаженному двигательному нерву электроды и регистрировал на осциллографе частоту и форму биотоков нерва. Одновременно на том же осциллографе регистрировался звук голоса. Оказалось, что частота нервных импульсов, поступающих к голосовым складкам, и частота основного тона совпадают: сколько импульсов проходит за единицу времени, столько же раз сокращаются голосовые складки. В другом опыте воздушная струя не проходила через голосовые складки, человек говорил беззвучно, но голосовые складки колебались со звуковой частотой. Это не только свидетельствовало об активной природе колебаний голосовых складок, но и доказывало, что для образования звука необходима воздушная струя. Юссена и по сей день имеет своих приверженцев и противников.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1

Зарегистрировать

Слайд 29Гипотонусная дисфонияБолее 50% от обратившихся к врачу. Чаще болеют женщины.2. Причины:

— перенапряжение мышц голосовых складок; — голосовая нагрузка во время болезни или вскоре после ОРВИ; — авитаминоз; — ВСД, гормональные дисфункции; — нервно-психическое напряжение3. Симптомы: — быстрая утомляемость голоса (пропадает); — охриплость; — дискомфорт в горле; — изменение силы и диапазона голоса; — «песочек» в голосе, чувство «утечки» воздуха4. Ларингоскопия: — снижение тонуса голосовых складок при их нормальной окраске; — при фонации овальная или иногда треугольная в задней трети щель; — вестибулярный отдел широко открыт, надгортанник поднят кверху, не следует за звуком; — при громких звуках голосовая щель закрывается полностью; — отрицательная проба Гутцмана5. Лечение: — голосовой покой (вокалистам до 10-12 дней) — лечение расстройств внутренних органов и систем; — повышение тонуса голосовых складок (тонизирующие настойки, витамины, стимуляторы); — инстилляции в гортань (при фонации); — физиотерапия (электростимуляция гортани); — прозерин (1.0 1 раз в день 2 недели) – нельзя при астме, стенокардии, эпилепсии и глаукоме; — восстановление дыхания и голоса; иглорефлексотерапия.

Слайд 5Анатомия органов голосообразования Гортань, larynx помещается на уровне IV,V

и VI шейных позвонков, ниже подъязычной кости, на передней стороне шеи, образуя едва заметное (у женщин) и сильно выступающее (у мужчин) через наружные покровы возвышение. Позади нее лежит глотка, с которой гортань находится в непосредственном сообщении при помощи отверстия, называемого входом в гортань,aditus laringis. По бокам гортани проходят крупные кровеносные сосуды шеи, а спереди гортань покрыта мышцами, находящимися ниже подъязычной кости (mm. sternohyoidei, sternothyroidei omohyoidei), шейной фасцией и верхними частями боковых долей щитовидной железы. Внизу гортань переходит в трахею.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Слайд 32Функциональная афония1. Центрального генеза – это истерическая или психогенная афония. Встречается

в основном у женщин.2. Причины: -в основе лежит формирование очага торможения в головном мозге; — лабильная нервная система3. Симптомы: -так как в основе истероидные расстройства жалобы самые разнообразные: слизь, песок в горле, боли, недоверие врачу, подчеркивание тяжести заболевания; — охриплость, но сохранен кашель и громкий смех 4. Ларингоскопия: — разнообразна: голосовая щель может зиять, быть овальной, треугольной; — при длительной ларингоскопии можно увидеть колебания голосовых складок5. Лечение: — психотерапевтический метод; — фонопедия; — рефлекторно вызвать звук: 1) смазать гортань раствором Люголя, затем больная громко считает; 2) выключить слуховой контроль и больная произносит звуки; 3) ручной вибрационный массаж гортани.

Как правильно формировать и развивать речь у ребенка

Современные исследования показали, что речь ребенка формируется преимущественно благодаря взаимодействию со взрослыми. Поэтому контакт родителей и детей раннего возраста так важен для речевого развития. 

Важно

С самого рождения разговаривайте с малышом, сопровождайте любую коммуникацию с ним (кормление, переодевание, массаж) эмоционально окрашенными словами. Чаще называйте его по имени, произносите названия вещей, которые его окружают, и давайте вслух характеристику его деятельности и тому, как здорово он со всем справляется.

Что еще помогает сформировать речь малышей? В возрасте 5–6 месяцев дети обычно с удовольствием повторяют разные звуки и слоги. Им очень приятно, когда взрослые отмечают их успехи, радуются их достижениям и включаются в диалог. Реагируйте на вербальную активность, которую проявляет ребенок. Например, специалисты рекомендуют повторять звуки, которые он произносит, окрашенные позитивной интонацией. Вовлекайте малыша активно участвовать в диалоге, когда вы занимаетесь чем-то по хозяйству. Так у детей формируется понимание, что для коммуникации требуется разговорный навык. Уже в возрасте 8–10 месяцев малыша можно словами побуждать к простым действиям, например: «Помаши ручкой!» Также полезно играть с ребенком в звукоподражание: «Как лает собачка? Как гудит машина?»

Полезнаяинформация:

Разговаривая с детьми раннего возраста, лучше использовать короткие предложения и произносить их раздельно. Старайтесь поддерживать диалог с малышом, задавая ему вопросы в игровой форме.

Ребенок, понимая интонацию, сможет давать обратную связь. Также специалисты рекомендуют отказаться от изменения, упрощения слов и языка жестов, а также не требовать от малыша правильного произношения сложных слов

Важно не сердиться и не торопить ребенка скорее научиться разговаривать. Наоборот, радуйтесь даже самым маленьким его речевым успехам и поощряйте их

Так вы поможете создать для ребенка полноценные и комфортные условия для речевого развития.

Как развивать речь у детей в домашних условиях? Формированию речи дополнительно помогают простые игры и упражнения, которые легко организовать в домашних условиях. Ниже приводим примеры некоторых из них.

Развитие мелкой моторики

Предлагайте ребенку выполнять мелкие и точные движения пальцами рук. Это помогает стимулировать развитие речи, так как центры головного мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом друг с другом. Также рекомендуется делать массаж кистей рук ребенка и регулярно устраивать пальчиковые игры, особенно такие, где каждый пальчик совершает изолированные движения, а также чередуется сжатие и расслабление мышц кисти.

Книги и картинки

Читайте ребенку детские стихотворения и сказки, пойте ему песенки, разглядывайте вместе простые книжки, называйте картинки. Особенно эффективным считается использование карточек с изображением животных, транспорта и т. п., которые можно перебирать и озвучивать.

Артикуляционная гимнастика

Организовывайте разнообразные веселые игры, благотворно влияющие на органы речи. Например, вместе с ребенком можно строить гримасы перед зеркалом: показывать язык, надувать щёки. Также полезными будут дыхательные игры, например выдувание мыльных пузырей, попытки сдуть со стола бумажку или мячик для настольного тенниса.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: