Тезисы:
- Особенности развития сенсомоторных функций у детей с общим недоразвитием речи.
- Объект исследования: развитие сенсомоторных функций у дошкольников с общим недоразвитием речи.
- У всех этих детей была диагностирована дизартрия в сочетании с общим недоразвитием речи.
- В данной работе были предложены рекомендации по развитию сенсомоторных функций речи у детей с ОНР.
- 1 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи.
- Предмет исследования: взаимосвязь между развитием сенсомоторных функций и уровнем развития речи.
- Так, Жукова Н.С. [] выделяет пять уровней понимания речи, которые отмечаются у этих детей.
- У детей со вторым уровнем развития имеются имеются начатки общеупотребительной речи.
- Таким образом, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
- 2 Развитие сенсомоторных функций при нормальном онтогенезе.
Читать онлайнСкачать диплом
Похожие работы:
-
Особенности формирования коммуникативной функции речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
78 Кб / 37 стр / 6821 слов / 44955 букв / 6 мая 2024
-
Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи и у детей
85 Кб / 94 стр / 19504 слов / 136182 букв / 2 мая 2004
-
Особенности сенсомоторной координации у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
2 Мб / 41 стр / 7572 слов / 48623 букв / 3 дек 2009
-
Дидактическая игра как средство развития лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІІ уровня
392 Кб / 50 стр / 8588 слов / 57836 букв / 31 мар 2015
-
Использование сказкотерапии в развитии связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня
73 Кб / 11 стр / 1863 слов / 13143 букв / 18 окт 2010
-
Коррекционная работа по формированию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
68 Кб / 96 стр / 18092 слов / 119074 букв / 9 мар 2016
-
Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи
85 Кб / 69 стр / 13729 слов / 92033 букв / 6 сен 2010
-
Особенности лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня)
52 Кб / 45 стр / 8465 слов / 61417 букв / 14 окт 2017
-
Особенности связной повествовательной речи детей с общим недоразвитием речи
35 Кб / 29 стр / 5268 слов / 36923 букв / 25 дек 2010
-
Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
97 Кб / 51 стр / 10064 слов / 70104 букв / 12 авг 2010
Развитие речи дошкольников 6 – 7 лет: улучшаем связность
Работа над лексико-грамматическим строем
В возрасте 6-7 лет у детей происходит сильное увеличение словарного запаса. Они используют все больше слов в своей активной речи, овладевают всеми грамматическими навыками. В этот период у детей закладывается основа для успешного овладения грамотой в школе. Работа ведется по следующим направлениям:
- уточнение значения слов;
- введение в речь прилагательных и глагольной лексики;
- умение подбирать синонимы;
- формирование умения точно называть предмет, его назначение и свойства;
- работа со словами-антонимами;
- воспитание умения внимательно слушать текст;
- обучение словообразованию;
- формирование навыка согласования.
Детям задают вопросы об окружающих их предметах, задают уточняющие вопросы. Работают не только с существительными, но и с глагольной лексикой. Задача логопеда − расширить словарный запас и научить употреблять слова в речи в правильном значении.
- «Скажи какое?». Детям читают стихотворение – его обязательно нужно проиллюстрировать. Ребятам задают вопросы так, чтобы ответом на них были слова-прилагательные.
- «Угадай предмет». Взрослый описывает детям предмет, а они должны угадать, о чем идет речь. Это может быть описание не только внешнего вида, но и его свойств. Затем взрослый и ребенок меняются местами.
- «Назови противоположное». Перед детьми раскладывают картинки. Им предлагают назвать, что на них изображено, и подобрать противоположное значение. Затем задание усложняется: показывают иллюстрацию, на которой есть слова-антонимы (высокое дерево, низкий домик и т. д.). Дети должны составить предложения, используя антонимы.
- «Путаница». Ребенку читают небылицу, показывая подходящую иллюстрацию. После ее прочтения, взрослый спрашивает, что в этом стихотворении правда, а что автор выдумал или перепутал.
- «Подбери подходящее слово». Взрослый зачитывает короткий текст: «Папа решил сделать конуру. Сын принес ему доски. «Нет, они не подходят – конура сломается». Сын принес ему другие. «А вот из них получится замечательный домик для пса!». У ребенка спрашивают, какие сначала доски принес мальчик, а какие понравились папе.
У 6-7-летних детей больше всего трудностей возникает при согласовании прилагательных и существительных в среднем роде, образование глагола в повелительном наклонении
Поэтому при выполнении предложенных заданий на это следует обращать особое внимание
https://youtube.com/watch?v=effKNNKjQsU
Задания на развитие ВПФ (высших психических функций)
Работа проводится по развитию:
- мышления;
- внимания;
- памяти;
- восприятия.
Нормальное развитие перечисленных функций является основой для успешного усвоения ребенком школьной программы.
Дошкольникам в подготовительной группе предлагают задания:
- для тренировки переключения внимания (сделать какое-либо действие, услышав нужный звук);
- учат внимательно слушать инструкции;
- предлагают задания найти отличия в картинках и др.
Для тренировки восприятия выполняют следующие упражнения:
- дорисовывают контуры предметов;
- учат ориентироваться в пространстве при помощи предметов и игрушек;
- изучают порядок времени суток и др.
Чтобы развить мышление детям предлагают такие задания:
- сравнение предметов;
- «Найди лишнее слово»;
- «Назови слово, обозначающее…» (взрослый предлагает придумать слова на определенную тему»);
- «Что означает это слово» (выбранные слова должны быть знакомы ребенку);
- «Подбери подходящее слово» и др.
Для тренировки памяти на занятиях используют следующие дидактические игры:
- «Повтори слова» − взрослый называет ребенку слова (они должны быть ему знакомы), увеличивая их количество, а ребенок должен правильно их воспроизвести.
- Перед ребенком выкладывают из палочек фигуру. Ее нужно внимательно рассмотреть, а потом собрать такую же. Усложнить задание можно, использовав палочки разного цвета.
- Заучивание стихотворений и др.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Признаки нарушения развития речи
Если у ребенка имеется какое-либо отклонение, его речь по основным показателям будет отставать от нормы. Определить это можно по следующим признакам:
- путает звуки на слух, затрудняется в его выделении в слове;
- имеет сложности в овладении звуко-буквенным анализом;
- общается с окружающими, используя простые предложения, опускает предлоги;
- нарушено согласование слов в предложении или имеется затруднение в согласовании определенных частей речи;
- затруднено понимание сложных речевых конструкций;
- с трудом понимает скрытый смысл в рассказах и абстрактные понятия;
- количество используемых в речи слов ограничено;
- составляет рассказ или пересказывает его при помощи взрослых;
- затруднено понимание и составление логических цепочек;
- низкая потребность в общении с окружающими.
Заключение
Целью данной работы являлось изучение особенностей сенсомоторного развития у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Изучение литературы по данному вопросу позволило установить, что общее недоразвитие речи в современной литературе рассматривается как тяжелое патологическое состояние. У детей с ОНР отмечается недоразвитие звуковой и лексико-грамматической сторон речи, вследствие чего страдает коммуникативная функция речи, поскольку ребенок не может полноценно общаться с окружающими его людьми. ОНР приводит к возникновению вторичной задержки психического развития, препятствует успешному овладению важнейшими школьными навыками — письмом и чтением.
Развитие речи ребенка тесно связано с развитием сенсомоторных функций. Речевая деятельность осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов центральной нервной системы. В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы. Сохранность слуха и зрения являются основой для последующего полноценного развития речи. Кроме того, в процессе индивидуального развития речь тесно связана и с движениями, в первую очередь, пальцев рук. Так, многие ученые, изучавшие деятельность детского мозга и психику детей, отмечали тесную связь между развитием мелкой моторики руки и речью ( В.М. Бехтерев, М.М. Кольцова, Н.И. Новиков, Д. Селли и др.).
У детей с высоким развитием речи отмечается и высокий уровень развития двигательных функций и наоборот.
В данной работе была выдвинута гипотеза о том, дошкольников с ОНР будет наблюдаться более низкий уровень развития сенсомоторных функций по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Проведенное исследование позволило полностью подтвердить данную гипотезу. Так, анализ результатов исследования показал, что у детей с нормальным речевым развитием был отмечен гораздо более высокий уровень выполнения всех предложенных заданий. У дошкольников с ОНР отмечался неполный объем движений пальцев рук, замедленный темп, неточность выполнения заданий, многочисленные ошибки, которые в ряде случаев сочетались с тремором, синкинезиями и гиперкинезам. В то же время у дошкольников с нормальным речевым развитием подобные проявления отмечены не были, основные ошибки этих детей, как правило, заключались в замедленном выполнении заданий. Кроме того, дети с ОНР испытывали трудности в понимании словесных инструкций взрослого, у многих из них имела место низкая работоспособность, быстрая утомляемость, отказ от выполнения заданий.
В данной работе были предложены рекомендации по развитию сенсомоторных функций речи у детей с ОНР. Анализ психолого-педагогической литературы позволили выделить пять направлений работы, которые могут быть успешно использованы родителями и воспитателями в процессе коррекционной работы по преодолению ОНР у дошкольников.
Таким образом, рассмотренная нами тема «Формирование сенсомоторных функций у дошкольников с общим недоразвитием речи» актуальна на сегодняшний день.
Своевременное выявление детей с недоразвитием речи и оказание им комплексной медико-психолого-педагогической помощи поможет им преодолеть имеющиеся нарушения в развитии и подготовить к успешному обучению в школе
Важное место в системе помощи детям с ОНР играет и развитие сенсомоторных функций, которое должно осуществляться в совместной работе педагогов и родителей
Размещено на