Детский сад № 44 г. орши

Консультации для родителей

Тезисы:

  • Особенности развития сенсомоторных функций у детей с общим недоразвитием речи.
  • Объект исследования: развитие сенсомоторных функций у дошкольников с общим недоразвитием речи.
  • У всех этих детей была диагностирована дизартрия в сочетании с общим недоразвитием речи.
  • В данной работе были предложены рекомендации по развитию сенсомоторных функций речи у детей с ОНР.
  • 1 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи.
  • Предмет исследования: взаимосвязь между развитием сенсомоторных функций и уровнем развития речи.
  • Так, Жукова Н.С. [] выделяет пять уровней понимания речи, которые отмечаются у этих детей.
  • У детей со вторым уровнем развития имеются имеются начатки общеупотребительной речи.
  • Таким образом, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
  • 2 Развитие сенсомоторных функций при нормальном онтогенезе.

Читать онлайнСкачать диплом

Похожие работы:

  • Особенности формирования коммуникативной функции речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи

    78 Кб / 37 стр / 6821 слов / 44955 букв / 6 мая 2024

  • Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи и у детей

    85 Кб / 94 стр / 19504 слов / 136182 букв / 2 мая 2004

  • Особенности сенсомоторной координации у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

    2 Мб / 41 стр / 7572 слов / 48623 букв / 3 дек 2009

  • Дидактическая игра как средство развития лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІІ уровня

    392 Кб / 50 стр / 8588 слов / 57836 букв / 31 мар 2015

  • Использование сказкотерапии в развитии связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня

    73 Кб / 11 стр / 1863 слов / 13143 букв / 18 окт 2010

  • Коррекционная работа по формированию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    68 Кб / 96 стр / 18092 слов / 119074 букв / 9 мар 2016

  • Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи

    85 Кб / 69 стр / 13729 слов / 92033 букв / 6 сен 2010

  • Особенности лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня)

    52 Кб / 45 стр / 8465 слов / 61417 букв / 14 окт 2017

  • Особенности связной повествовательной речи детей с общим недоразвитием речи

    35 Кб / 29 стр / 5268 слов / 36923 букв / 25 дек 2010

  • Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    97 Кб / 51 стр / 10064 слов / 70104 букв / 12 авг 2010

Развитие речи дошкольников 6 – 7 лет: улучшаем связность

Работа над лексико-грамматическим строем

В возрасте 6-7 лет у детей происходит сильное увеличение словарного запаса. Они используют все больше слов в своей активной речи, овладевают всеми грамматическими навыками. В этот период у детей закладывается основа для успешного овладения грамотой в школе. Работа ведется по следующим направлениям:

  • уточнение значения слов;
  • введение в речь прилагательных и глагольной лексики;
  • умение подбирать синонимы;
  • формирование умения точно называть предмет, его назначение и свойства;
  • работа со словами-антонимами;
  • воспитание умения внимательно слушать текст;
  • обучение словообразованию;
  • формирование навыка согласования.

Детям задают вопросы об окружающих их предметах, задают уточняющие вопросы. Работают не только с существительными, но и с глагольной лексикой. Задача логопеда − расширить словарный запас и научить употреблять слова в речи в правильном значении.

  • «Скажи какое?». Детям читают стихотворение – его обязательно нужно проиллюстрировать. Ребятам задают вопросы так, чтобы ответом на них были слова-прилагательные.
  • «Угадай предмет». Взрослый описывает детям предмет, а они должны угадать, о чем идет речь. Это может быть описание не только внешнего вида, но и его свойств. Затем взрослый и ребенок меняются местами.
  • «Назови противоположное». Перед детьми раскладывают картинки. Им предлагают назвать, что на них изображено, и подобрать противоположное значение. Затем задание усложняется: показывают иллюстрацию, на которой есть слова-антонимы (высокое дерево, низкий домик и т. д.). Дети должны составить предложения, используя антонимы.
  • «Путаница». Ребенку читают небылицу, показывая подходящую иллюстрацию. После ее прочтения, взрослый спрашивает, что в этом стихотворении правда, а что автор выдумал или перепутал.
  • «Подбери подходящее слово». Взрослый зачитывает короткий текст: «Папа решил сделать конуру. Сын принес ему доски. «Нет, они не подходят – конура сломается». Сын принес ему другие. «А вот из них получится замечательный домик для пса!». У ребенка спрашивают, какие сначала доски принес мальчик, а какие понравились папе.

У 6-7-летних детей больше всего трудностей возникает при согласовании прилагательных и существительных в среднем роде, образование глагола в повелительном наклонении

Поэтому при выполнении предложенных заданий на это следует обращать особое внимание

https://youtube.com/watch?v=effKNNKjQsU

Задания на развитие ВПФ (высших психических функций)

Работа проводится по развитию:

  • мышления;
  • внимания;
  • памяти;
  • восприятия.

Нормальное развитие перечисленных функций является основой для успешного усвоения ребенком школьной программы.

Дошкольникам в подготовительной группе предлагают задания:

  • для тренировки переключения внимания (сделать какое-либо действие, услышав нужный звук);
  • учат внимательно слушать инструкции;
  • предлагают задания найти отличия в картинках и др.

Для тренировки восприятия выполняют следующие упражнения:

  • дорисовывают контуры предметов;
  • учат ориентироваться в пространстве при помощи предметов и игрушек;
  • изучают порядок времени суток и др.

Чтобы развить мышление детям предлагают такие задания:

  • сравнение предметов;
  • «Найди лишнее слово»;
  • «Назови слово, обозначающее…» (взрослый предлагает придумать слова на определенную тему»);
  • «Что означает это слово» (выбранные слова должны быть знакомы ребенку);
  • «Подбери подходящее слово» и др.

Для тренировки памяти на занятиях используют следующие дидактические игры:

  • «Повтори слова» − взрослый называет ребенку слова (они должны быть ему знакомы), увеличивая их количество, а ребенок должен правильно их воспроизвести.
  • Перед ребенком выкладывают из палочек фигуру. Ее нужно внимательно рассмотреть, а потом собрать такую же. Усложнить задание можно, использовав палочки разного цвета.
  • Заучивание стихотворений и др.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Признаки нарушения развития речи

Если у ребенка имеется какое-либо отклонение, его речь по основным показателям будет отставать от нормы. Определить это можно по следующим признакам:

  • путает звуки на слух, затрудняется в его выделении в слове;
  • имеет сложности в овладении звуко-буквенным анализом;
  • общается с окружающими, используя простые предложения, опускает предлоги;
  • нарушено согласование слов в предложении или имеется затруднение в согласовании определенных частей речи;
  • затруднено понимание сложных речевых конструкций;
  • с трудом понимает скрытый смысл в рассказах и абстрактные понятия;
  • количество используемых в речи слов ограничено;
  • составляет рассказ или пересказывает его при помощи взрослых;
  • затруднено понимание и составление логических цепочек;
  • низкая потребность в общении с окружающими.

Заключение

Целью данной работы являлось изучение особенностей сенсомоторного развития у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Изучение литературы по данному вопросу позволило установить, что общее недоразвитие речи в современной литературе рассматривается как тяжелое патологическое состояние. У детей с ОНР отмечается недоразвитие звуковой и лексико-грамматической сторон речи, вследствие чего страдает коммуникативная функция речи, поскольку ребенок не может полноценно общаться с окружающими его людьми. ОНР приводит к возникновению вторичной задержки психического развития, препятствует успешному овладению важнейшими школьными навыками — письмом и чтением.

Развитие речи ребенка тесно связано с развитием сенсомоторных функций. Речевая деятельность осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов центральной нервной системы. В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы. Сохранность слуха и зрения являются основой для последующего полноценного развития речи. Кроме того, в процессе индивидуального развития речь тесно связана и с движениями, в первую очередь, пальцев рук. Так, многие ученые, изучавшие деятельность детского мозга и психику детей, отмечали тесную связь между развитием мелкой моторики руки и речью ( В.М. Бехтерев, М.М. Кольцова, Н.И. Новиков, Д. Селли и др.).

У детей с высоким развитием речи отмечается и высокий уровень развития двигательных функций и наоборот.

В данной работе была выдвинута гипотеза о том, дошкольников с ОНР будет наблюдаться более низкий уровень развития сенсомоторных функций по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Проведенное исследование позволило полностью подтвердить данную гипотезу. Так, анализ результатов исследования показал, что у детей с нормальным речевым развитием был отмечен гораздо более высокий уровень выполнения всех предложенных заданий. У дошкольников с ОНР отмечался неполный объем движений пальцев рук, замедленный темп, неточность выполнения заданий, многочисленные ошибки, которые в ряде случаев сочетались с тремором, синкинезиями и гиперкинезам. В то же время у дошкольников с нормальным речевым развитием подобные проявления отмечены не были, основные ошибки этих детей, как правило, заключались в замедленном выполнении заданий. Кроме того, дети с ОНР испытывали трудности в понимании словесных инструкций взрослого, у многих из них имела место низкая работоспособность, быстрая утомляемость, отказ от выполнения заданий.

В данной работе были предложены рекомендации по развитию сенсомоторных функций речи у детей с ОНР. Анализ психолого-педагогической литературы позволили выделить пять направлений работы, которые могут быть успешно использованы родителями и воспитателями в процессе коррекционной работы по преодолению ОНР у дошкольников.

Таким образом, рассмотренная нами тема «Формирование сенсомоторных функций у дошкольников с общим недоразвитием речи» актуальна на сегодняшний день.

Своевременное выявление детей с недоразвитием речи и оказание им комплексной медико-психолого-педагогической помощи поможет им преодолеть имеющиеся нарушения в развитии и подготовить к успешному обучению в школе

Важное место в системе помощи детям с ОНР играет и развитие сенсомоторных функций, которое должно осуществляться в совместной работе педагогов и родителей

Размещено на

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: