Анатомо-физиологические особенности новорожденных

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха у детей раннего возраста

Ранний неонатальный период развития новорожденного

В период новорожденности малыша можно выделить ранний неонатальный период — это самые первые и главные 7 суток в его жизни после рождения. Этот период является очень важным в адаптации ребенка к новым условиям.

Вследствие отхождения мекония (первый стул малыша, темно-зеленого цвета, без запаха), потери воды, а также в связи с недостаточным поступлением пищи в первые дни жизни может произойти физиологическое снижение массы тела на 6-9% от первоначальной. Это абсолютно нормально!

Через несколько дней адаптации к окружающим условиям развитие новорожденного ребенка начнет набирать обороты. Малыш начнет прибавлять в весе. Температура тела новорожденного еще неустойчива и в первые 2 дня может снижаться на 1-1,5 °С. У некоторых детей на 3-4-й день отмечается так называемая транзиторная лихорадка, при которой температура тела в течение нескольких часов удерживается на уровне 38-40 °С.

В первые дни после рождения кожа малыша ярко-красная, гиперемированная. Это связано с тем, что сосуды кожи расширены. Примерно у половины детей отмечается физиологическая желтуха, которая связана с усиленным распадом эритроцитов и незрелостью ферментных систем пигментного обмена. На 7-й день жизни кожа постепенно становится розовой, иногда может отмечаться шелушение. Особенно внимательно следите за кожей малыша, потому что она подвержена появлению потницы и опрелостей. Не забывайте осматривать подмышечные впадины, складки в паховой области, шейку, кожу за ушками, слуховые проходы, половые органы, пупочную ранку и кожу вокруг нее.

Новорожденный малыш почти постоянно спит, поскольку в центральной нервной системе резко преобладают процессы торможения.

Что происходит после рождения?

Время, когда ребенок начинает слышать после рождения, начинается с первых минут его жизни. Первоначально младенец плохо реагирует на глухие низкочастотные звуки. В первые недели новорожденного привлекают громкие и звонкие шумы. Родители часто думают, что младенец в этот период не воспринимает звук и интересуются у педиатра тем, со скольки месяцев ребенок начинает слышать после рождения.

Основные этапы развития слуха у детей протекают плавно, но внимательные мамы могут отметить, что еще вчера ребенок не реагировал на определенные звуки, а сегодня уже хорошо воспринимает их.

  • В первые 4-8 недель кроха не реагирует на звук с низкой частотой. Большую часть времени он проводит во сне, не просыпаясь от разговоров и суеты, происходящих вокруг него.
  • К 3 месяцам наступает то время, когда ребенок начинает слышать звуки, на которые ранее не обращал внимания. В этот период обостряется зрение новорожденного, он пытается сопоставить то, что видит глазами с тем, что слышит ушами.
  • К 5 месяцам отчетливо прослеживается взаимосвязь слуха и речи в развитии ребенка. Младенец не просто слышит звуки. Он может уловить источник и отыскать его глазами. Когда мама ведет беседу с грудничком, он внимательно прислушивается и почти не отводит взгляда, испытывая огромный интерес. На каждое обращение младенец пытается ответить гулением, смехом, и другими речевыми приемами, доступными для него теперь.
  • 7 месяцев – это возраст, в котором ребенок начинает слышать и воспринимать свое имя. Младенец поворачивает голову на источник звука, когда к нему обращаются. В ответ на положительные эмоции мамы или других членов семьи он отвечает гулением и пытается произносить первые слоги.
  • К завершению первого года жизни малыш четко произносит первые слоги, из которых впоследствии получаются слова. В этом возрасте дети слышат себя и свою речь, пытаются ее рефлекторно скорректировать, следуя примеру взрослых.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Развивающие игры для детей группы раннего возраста в детском саду

Игры на развитие слухового восприятия у дошкольников от 2 до 3 лет

Игра «А можешь ли ты?».

Цель: развивать навыки аудирования.

Описание: воспитатель дает ребенку различные словесные задания — указания, начиная свою фразу словами: «А можешь ли ты… (два раза прыгнуть, подойти к столу, изобразить зайку и т. п.)».

Предложить ребенку поменяться ролями с воспитателем: теперь пусть ребенок предлагает воспитателю выполнить какое-либо задание в такой же форме.

Игра «Внимание!». Цель: развивать слуховое восприятие, внимание

Цель: развивать слуховое восприятие, внимание. Игровой материал и наглядные пособия: мяч

Игровой материал и наглядные пособия: мяч.

Описание: воспитатель предлагает ребенку поиграть в мяч

Ребенок совершает то или иное действие с мячом, после того как педагог скажет: «Внимание!». Например: «Внимание! Кати мяч!», «Внимание! Кидай мяч!», «Внимание! Подбрось мяч вверх» и т

д.

Игра «Молоточек».

Цель: развивать слух, освоить категорию «громко — тихо».

Игровой материал и наглядные пособия: детский молоток.

Описание: воспитатель предлагает ребенку поиграть в «плотника». Дать ребенку молоток, объяснить, что сейчас он будет забивать маленькие гвозди, поэтому стучать надо тихо. Продемонстрировать. «А сейчас надо забить большой гвоздь — стучать надо сильно и громко». Отдать ребенку молоток, руководя игрой, повторять: «Маленькие гвозди, большой гвоздь».

Игра «Громко — тихо».

Цель: развивать слуховое восприятие, воображение.

Игровой материал и наглядные пособия: бубен.

Описание: воспитатель стучит в бубен, задавая различный темп и громкость звучания. Если воспитатель стучит в бубен тихо, ребенок изображает «мышку», идущую мимо «кота» (воспитателя) на цыпочках. А если стучит громко, ребенок превращается в «слона» и идет, громко топая. Стучит быстро — ребенок бежит, стучит медленно — идет.

Игра «Угадай по голосу».

Цель: развивать внимание, слуховое восприятие. Описание: для того чтобы играть в эту игру, понадобится помощь одного или нескольких взрослых (игру можно проводить с группой детей)

Предложить ребенку закрыть глаза. Кто-нибудь из взрослых имитирует голос какого-либо животного (мычит, лает, мяукает). Ребенок должен угадать, чей голос он слышал

Описание: для того чтобы играть в эту игру, понадобится помощь одного или нескольких взрослых (игру можно проводить с группой детей). Предложить ребенку закрыть глаза. Кто-нибудь из взрослых имитирует голос какого-либо животного (мычит, лает, мяукает). Ребенок должен угадать, чей голос он слышал.

Игра «Отвернись и угадай».

Цель: развивать слуховое восприятие.

Описание: взять карандаш и постучать вместе с ребенком по разным предметам: по столу, ножке стула, мячу, коробке, барабану и т. д. Предложить ребенку отвернуться и отгадать, по какому предмету стучали.

Поменяться ролями: ребенок стучит, а взрослый отгадывает.

Игра «Где я?».

Цель: развивать внимание, слуховое восприятие. Игровой материал и наглядные пособия: бубен (колокольчик)

Игровой материал и наглядные пособия: бубен (колокольчик).

Описание: воспитатель предлагает ребенку закрыть глаза, отойти в сторону и постучать в бубен (позвонить в колокольчик). Ребенок, не открывая глаз, должен показать рукой то место, откуда исходит звук.

Игра «Ать-два!».

Цель: развивать чувство ритма.

Игровой материал и наглядные пособия: барабан.

Описание: воспитатель показывает ребенку, как можно маршировать под стук барабана, побуждая его повторять действия. Во время марша можно считать: «Раз-два, левый! Раз-два, правый!», стараясь, попадать под ритм шага ребенка.

Игра «Громкие прятки».

Цель: развивать слуховое восприятие, внимание. Игровой материал и наглядные пособия: игрушка

Игровой материал и наглядные пособия: игрушка.

Описание: воспитатель прячет игрушку в комнате и предлагает ребенку найти игрушку. Обговорить правила: если ребенок приближается к тому месту, где спрятана игрушка, педагог хлопает в ладоши громче. По мере отдаления от игрушки — хлопает тише.

Публикация «Развитие слухового восприятия и фонематического слуха у детей раннего возраста» размещена в разделах

  • Младшая группа
  • Развитие ребенка. Материалы для педагогов
  • Развитие фонематического слуха
  • Темочки

в 20-ти дневном возрасте-успокаивается при сильном звук

в 1 месяц-прислушивается к звуку, к голосу взрослого

в 2 месяца-ищущие повороты головы при длительном звуке

в 4 месяца ребенок способен находить глазами невидимый источник звука

в 5 месяцев узнает голос матери, отличает строгую и ласковую интонацию

в 6 месяцев по-разному реагирует на свое и чужое имя

в 9 месяцев выполняет плясовые движения под плясовую музыку

Вслушиваясь в речевые звуки, в слова, сопоставляя их звучание ребенок начинает не только слушать, но и различать звуки родного языка.

Задачи по развитию слухового внимания и восприятия :

-расширятьь рамки слухового восприятия

-формировать способность дифференцировать неречевые и речевые звуки

-развивать слуховые функции, направленность сдухового внимания, памяти

Приемы коррекционной работы:

-привлечение внимания к звучащему предмету

-различение и запоминание цепочки звукоплдоажаний

-определение местонахождение звука

-знакомство с характером звучащих предметов

-различение звучания шумов и и простейших музыкальных инструментов

-запоминание последовательности звучаний (шумов предметов), различениеи голосов

— выделение слов из речевого потока, развитие подражания речевым и неречевым звукам

Работа по формированию фонематических представлений у детей раннегот возраста ведется по следующим направлениям:

-развитие способности локального восприятия

-оринтировочно-поисковой реакции на звук

-развитие слухового восприятия

-развите чувства ритма

Работа строится в два этапа:

1-ый этап-развитие слухового внимания

2-ой этап-формирование фонематического слуха

На подготовительном этапе, развитие слухового внимания осуществляется на неречевых звуках, включаются игры и упражнения на различение нерречевых звуков.

Цель: развитие слуховой памяти и слухового внимания.

Упражнения включают такие задания:

-прослушивание музыкальных инструментов (дудочка, бубен, колокольчие, трещетка)

-игры по извлечению звуков из этих инструментов

-знакомство со звуками, которые производят различные предметы (часы, мяч об пол, об стол)

-знакомство со звуками, которые нас окружают (топот ного, хлопанье в ладоши)

-распознавание звучащихтинструментов (колокольчик, бубен, деревянные ложки)

-звучащих предметов (погремушки, шуршащая бумага, шумелки)

-жмурки с колокольчиком

-узнанвание голосов животных

-узнавать из ширмы звучащие предметы и музыкальные инструменты

-узнавание неречевых звуков («Кто как кричит», «Кто тебя позвал», «Кому открыть дверь», «Кто в коробочке»)

На втором этапе проводится следующая работа:

-формирование ритмико-интонационной стороны речи

-знакомство с ритмико-интонационными характеристиками гласных звуков

Приемы коррекционной работы на втором этапе:

-различение силы голоса (громко-тихо)

-знакомство с илой голоса и различной интенсивностьюнеречевых и речевых звуков

-ритмичное произнесение гласных звукови речевых цепочек

-развитие интонационной активности

-формирование умения различать на слух высокий и низкий голос

Игры, развивающие слуховое восприятие у детей группы раннего возраста

Цели: учить различать громкие и тихие, а также характерные звуки; определять направление, откуда идет звук.

«Узнай по звуку»

Оборудование и материалы: игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (по выбору взрослого).

Описание игры. Ребенка посадить спиной к себе. Производить шумы и издавать звуки различными предметами: бросать на пол ложку, мяч, бумагу; ударять предметом о предмет, перелистывать книгу, рвать или мять бумагу и т.д. Если ребенок догадывается, чем произведен звук, он поднимает руку и, не оборачиваясь, сообщает об этом. За каждый правильный ответ наградить ребенка цветной фишкой или маленькой звездочкой.

«Кто внимательный?»

Оборудование и материалы: кукла, игрушечный мишка, машинка.

Описание игры. Игрушки положить на стол. Ребенка посадить на расстоянии 2 — 3 м от себя, предупредив: «Сейчас я буду давать тебе задания, говорить буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы все было слышно. Будь внимательней!»

Примерные задания:

• возьми мишку и посади в машину;

• возьми мишку из машины;

• посади в машину куклу;

• покатай куклу в машине.

Задания нужно давать краткие и простые, произносить их нужно тихо, но четко. Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти команды.

«Беги на носочках»

Оборудование и материалы: бубен.

Описание игры. Предложить ребенку выполнять движения соответственно звучанию бубна. Постучать в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно, под тихий звук ребенок идет на носочках, под громкий — полным шагом, под очень громкий — бежит.

«Где позвонили?»

Оборудование и материалы: звоночек.

Описание игры. Встать слева (справа, сзади) от ребенка (глаза у него закрыты) и позвонить в звоночек. Ребенок, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он указывает верно, констатировать: «Правильно!» Попросить ребенка открыть глаза, показать ему звоночек. Если ребенок ошибся, предложить ему отгадать еще раз. Игру повторяют 4—5 раз.

Примечание. Необходимо следить, чтобы ребенок во время игры не открывал глаза, а, указывая направления звука, повернулся лицом в ту сторону, откуда слышен звук. Звонить нужно не очень громко.

«Мы топаем!»

Описание игры. Предложить ребенку совершать описываемые в песенке движения.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Качаем головой. (2 раза)

Мы ручки поднимаем,

Мы ручки отпускаем,

Мы ручки подаем

И бегаем кругом.

«Угадай, кто это?»

Оборудование и материалы: детские музыкальные инструменты (бубен, свистульки, дудочки).

Описание игры. Показать ребенку, как топает медведь под звуки барабана, как порхают птички под звуки свистульки, как летают комарики под звон колокольчиков. Затем по звучанию того или иного инструмента предложить ему угадать, кто пришел (прилетел), и изобразить этот персонаж.

Примечание. Во время игры менять высоту, громкость звуков, темп звучания.

Слух и речь ребенка

Не дожидаясь того момента, когда ребенок начинает отчетливо слышать звуки после рождения, врачи неоднократно обследуют его слух. Первый скрининг выполняется еще в родильном доме на 3-4 сутки после появления новорожденного. При помощи специального аппарата осуществляется посыл низкочастотного звука и фиксируется ответная реакция мозга на раздражитель. Если таковая не получена, можно заподозрить нарушения.

Следует отметить, что развитие слуха у недоношенных детей чаще сопровождается различными проблемами. Статистика показывает, что около 3 младенцев из 10, родившихся раньше положенного срока, плохо слышат.

Слух и речь ребенка неразрывно связаны между собой. Чем больше беседовать с малышом, комментировать собственные действия, тем быстрее он заговорит

Родителям следует постоянно обращать внимание на ответную реакцию крохи. Если ребенок начал плохо слышать, это неизбежно отразится на его речи в будущем

Как правило, дети с нарушением слуха позже начинают говорить и чаще нуждаются в помощи специалистов – психологов, дефектологов и логопедов.

Рецепторы к моменту рождения

Уже в первые часы после рождения ребенок способен воспринимать ряд раздражений и осуществлять простейшие рефлекторные акты или ответы на раздражители, В его коже имеются рецепторы, воспринимающие прикосновение, болевые и температурные раздражения. Рецептор — это трансформатор энергии, которую он превращает в нервный процесс. Вся рецепторная система делится на две группы: рецепторы контактные и рецепторы дистантные. Первые воспринимают лишь те раздражения, которые воздействуют на организм при контакте. Вторые реагируют па воздействие раздражителей, находящихся на том или ином расстоянии. Контактные .рецепторы воспринимают болевые, температурные воздействия, а дистантные — слуховые, зрительные, обонятельные.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

… четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной … определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( …

Хотя новорожденные дети чувствительны к теплу и холоду, живо реагируют на изменения окружающей температуры, но терморегуляция организма у них в первые месяцы жизни развита плохо, поэтому они легко охлаждаются и перегреваются.

Рецепторы, воспринимающие вкусовые качества, к моменту рождения ребенка почти сформированы, однако для возникновения вкусовых ощущений существенную роль играет концентрация вкусового вещества. Новорожденные и грудные дети реагируют на горькое при концентрации его до 0,01—0,2%, на кислое — до 0,05—0,02%, на сладкое — при 1—2%, тогда как у взрослых реакция на эти вещества более тонкая (на горькое они реагируют при концентрации его до 0,002%, кислое — до 0,01 %, сладкое — до 1 %).

Обонятельный рецептор детей воспринимает раздражения с момента рождения. Реакция маленьких детей на ароматические вещества проявляется общими движениями, учащением дыхания, пульса; на неприятные, раздражающие запахи — мимическими защитными реакциями и даже криком.

Реакция на звук отмечается не только у доношенных, но и у недоношенных новорожденных. К 3 месяцам дети уже различают высоту тона. Громкий звук у них может вызвать испуг и повышенную возбудимость на длительный период.

Наиболее сложный путь развития проходит зрительный анализатор. Периферический отдел зрительного прибора — глаз — в основном сформирован к моменту рождения, а развитие мозгового центра зрения продолжается до 7-летнего возраста.

Следовательно, органы чувств функционируют уже при рождении, но еще не в полном объеме. В первые часы после рождения движения глаз у ребенка некоординированные. Лишь через несколько часов глаза начинают совершать совместные движения, но ребенок еще не фиксирует взгляд, тем не менее яркий свет раздражает его и он ведет себя беспокойно. Поэтому помещение, в котором находится новорожденный, не должно быть чрезмерно ярко освещено. Цвет глаз к моменту рождения еще не бывает определенный, чаще всего он, темно-голубой, настоящий цвет глаз определяется к середине года.

Развитие новорожденного ребенка

Не огорчайтесь, если Ваш малыш совсем не такой, каким Вы его себе представляли. Пятна на коже, ее неестественный цвет и все другие, на Ваш взгляд, странности, как правило, через 2 недели проходят. Все вопросы, которые Вас беспокоят, обсудите с врачом. Он развеет Ваши сомнения и страхи. И не корите себя за бесчувственность.

Когда Вы увидите, как чуток малыш к Вашей ласке, то полюбите его всем сердцем.

Первые дни после рождения

Необычную форму головка приобретает при сдавливании во время родов. Через 2 недели она округлится. На темени видны мягкие, чуть пульсирующие мембраны. Это роднички. Здесь кости черепа еще не сомкнулись. Роднички закроются к полутора годам. У всех новорожденных глаза, как правило, голубые. Их цвет может меняться, а постоянным станет в полугодовалом возрасте. Веки у малышей сразу после родов обычно припухшие, правда, иногда это бывает следствием инфекции.

Для зрелого, доношенного ребенка характерны следующие средние показатели физического развития: масса тела — 3300 г для девочек и 3500 г — для мальчиков, длина тела — 52-53 см, окружность головки — 35 см, груди — 34 см. Такой малыш громко кричит, у него отмечаются активные движения, выраженный мышечный тонус, особенно сгибателей, определяются разнообразные физиологические рефлексы.

Период новорожденности начинается с момента рождения ребёнка и продолжается 4 недели.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: