Раннее развитие детей: самые известные методики, какую выбрать и когда начинать

Самые популярные методики развития детей

Понятие философского интеллекта

Многие задавались вопросами в какой-то момент жизни о смысле человеческого существования, куда мы уходим после смерти, есть ли Бог и, если да, почему он наказывает хороших людей бедами. Можно считать, что те, кто размышляет над этим, наделены философским мышлением. Но у кого же есть ответы?

Проблема искусственного интеллекта – полное отсутствие философского интеллекта. В то время как у человека он часто проявляется и по-разному. Не обязательно быть причисленным к одной из религий или заниматься духовными практиками. Такой человек может изучать философию, придерживаться определенных моральных принципов (доброта, справедливость, порядочность), ценить красоту природы, заботиться о живых существах.

Образ жизни

Важнейшим фактором, без которого невозможно увеличение интеллекта, является образ жизни человека. Если он неправильный, то развивать мозг будет очень тяжело, а обзавестись крепким разумом не удастся

Поэтому следует обратить внимание именно на свой образ жизни, изменить его в случае надобности, а уже потом заниматься развитием разума и эрудированности

Качество сна

Недостаток сна или его низкое качество оказывают прямое влияние на жизнь человека. Недосып приводит к снижению мозговой активности, ухудшению памяти и внимательности. Хороший сон – главное условие для достижения целей в жизни, а также развития мозга. Что нужно:

  • Ложиться до 00:00;
  • Вставать не позднее 08:00;
  • Продолжительность сна – минимум 8 часов;
  • Небольшие перерывы на сон днем.

Это касается даже выходных дней. Если нарушать режим один раз в неделю, то организм будет испытывать лишний стресс.

Физическая активность

При прогулках на свежем воздухе и занятиях активными видами спорта мозг получает большое количество кислорода, который необходим для правильного кровообращения и способности ясно мыслить. Человек, занимающийся спортом, более спокоен, рассудителен, легко справляется со сложностями. Отлично подойдут следующие виды физической активности:

  • Прогулки;
  • Спортивная или скандинавская ходьба;
  • Йога;
  • Бег.

Людям, которые занимаются спортом, намного чаще удается реализовать себя в жизни и добиться успеха.

Вредные привычки

Если иметь вредные привычки, то высокого интеллекта добиться не получится. Регулярное употребление алкоголя или курение значительно замедляют все процессы в мозге человека, что становится критичным для развития ума. Никотин с алкоголем проникают в кровь, из-за чего и происходит такой негативный эффект. Не менее вредно часами смотреть передачи по телевизору или играть в компьютерные игры, не требующие серьезного задействования интеллекта. Расширять свои умственные способности нужно только после отказа от вредных привычек.

Общение

Правильное окружение подскажет, как повысить интеллект. Поэтому нужно стараться общаться только с умными и образованными людьми, при этом пытаться стать лучше них. Хорошие люди всегда тянут вверх, а плохие – вниз. Поэтому вопрос общения и окружения очень важен для человека, желающего добиться развития ума. Рядом всегда должны быть люди, которые обладают более развитым интеллектом. Они помогут тянуться в лучшую сторону.

Медитация

Отдых позволяет мозгу расслабиться и подготовиться к работе, тренировкам, новым испытаниям. Это оказывает благоприятное влияние на мозговую активность, способность к улучшению интеллекта и укрепление памяти. Достаточно заниматься медитацией по 20 минут ежедневно, чтобы добиться успеха в развитии ума. Дополнительную пользу человек увидит в упорядочивании мыслей, прояснении ума, увеличении творческих навыков. Срабатывание такого эффекта происходит уже через несколько дней медитации.

Советы психологов для родителей

Как поумнеть за 1 день

Завтра экзамен, а в голове пусто? Увы, но поумнеть за один день или ночь можно, только при наличии феноменальной памяти. В таком случае вы успеете вызубрить учебник. Но каждый студент обязан знать несколько хитростей:

Часто преподаватель упускает из виду мелочи. Например, бактериолог и сам не помнит названия всех микробов по латыни. Поэтому, чем увереннее вы говорите, тем меньше шанс, что он распознает подлог; В каждой профессии существуют свои схемы ответов. Например, в медицине принято говорить определение болезни, ее причины, распространенность, патогенез, симптомы, диагностику, лечение и профилактику

Зная схему, выучить материал можно в разы быстрее – достаточно прочесть только самое важное; Если вы намерены учить целую ночь перед экзаменом, то учтите и «график работы» мозга – с 5.00 до 7.00 он отдыхает. Поэтому эти часы лучше отдать сну. Со школы нам знаком и еще один способ диффузного поглощения информации – нужно лишь положить учебник под подушку

Научного подтверждения эффективности этого способа нет, но им пользуются уже несколько поколений

Со школы нам знаком и еще один способ диффузного поглощения информации – нужно лишь положить учебник под подушку. Научного подтверждения эффективности этого способа нет, но им пользуются уже несколько поколений.

Если же вы хотите поумнеть за один день, чтобы впечатлить избранника, то и зубрить ничего не придется. Существует несколько способов казаться умнее:

  • Возьмите с собой глупую подружку – на фоне ее вы будете выглядеть настоящим эрудитом;
  • Избегайте тем, в которых откровенно слабы. Говорите о предметах, которые вам хорошо известны;
  • Не знаете значения какого-то слова? Попросите объяснить. Ведь пытливость и любопытство свойственны только умным людям;
  • Повторяйте фразы известных людей. Это всегда свидетельствует об эрудиции;
  • Больше молчите, соглашайтесь с доводами партнера. Нам всем нравится чувствовать себя умными. Поэтому, предоставляя такую возможность другому, вы и сами растете в его глазах.

И еще один важный факт. Умным людям свойственна сдержанность. Поэтому, если хотите казаться более рассудительным, не стоит проявлять эмоции слишком бурно: смеяться, как лошадь, публично рыдать и заламывать руки.

5 золотых правил воспитания талантливых детей

1)   Начните с себя! Зачастую за попытками родителей разглядеть в малыше талантище стоит страх и неуемное желание самим не подкачать. Часто, не реализовав в свое время задуманное, родители начинают отыгрываться на детях и «воспитывать» гениев. Начните сами развиваться в тех направлениях, которые вам нравятся – профессиональном или личностном. Это очень поможет вам «абстрагироваться» от малыша и не стать фанатами раннего развития.

2)   Прислушивайтесь к ребенку! Задача родителей – увидеть в ребенке природные таланты и помочь реализовать их. Помните, ваш малыш – это отдельный микрокосмос. Его мечты скорее всего будут отличаться от ваших. Научитесь это видеть.

3)   Не упрекайте! Не критикуйте! Помните, что многих великих людей считали обычными, а некоторые из них (Энштейн, например) в чем-то были намного позади сверстников.

4)   Поймите малыша! Примите за факт, что у детей еще нет должной мотивации и усидчивости, чтобы долго заниматься. Уважайте их природный ритм.

5)   Не злоупотребляйте кружками и секциями! Не стоит записываться во все центры, обещающие воспитать вундеркинда. Будьте критичны и подходите со здравым смыслом к выбору программ. И вообще подарите вашему малышу детство.

Пусть ваши дети растут счастливыми!

Современные развивающие методики детей с 6 месяцев до года

К полугоду ребенок становится более физически развит, начинает самостоятельно сидеть, что дает возможность разнообразить занятия с ним, используя новые методики развития детей раннего возраста в дополнение к указанным выше. 

Кубики Зайцева

Педагог разработал свою систему обучения, где используются таблицы и кубики со слогами-складами. Главным правилом является полная раскрепощенность малыша в момент обучения — от него не требуют тишины и усидчивости. Разрешите крохе творить, строить, складывать слова и помогайте ему в этом, пусть он словно «играет языком», используя для этого физический элемент в виде кубика с буквами. 

Такая система раннего развития ребенка до года подойдёт многим родителям. Однако, если захотите продолжить обучение в дальнейшем, чтобы получить видимый результат, необходимо будет усложнять технику, использовать таблицы и ознакомиться с авторским подходом основательно. 

«Грудничковое рисование» от Марии Гмошинской

Основа методики — развитие младенца через рисунок. Подход формирует желание творить, пробовать, экспериментировать, улучшает мелкую моторику, а бонусом — настроение ребёнка. Суть очень проста: расстелите большой лист ватмана на полу, предложите юному художнику нетоксичные краски и начинайте творить. Пусть малыш оставляет отпечатки ладошек или ступней, размазывает и смешивает краски разных цветов и любуется результатом. 

Система Сесиль Лупан

Изучая раннее развитие детей до одного года, методики и подходы, нельзя не упомянуть о Сесиль Лупан. Женщина считает, что чем дольше ребёнок что-то изучает, тем лучше, поэтому заниматься нужно с самого младенчества. При этом обучать следует тому, что и так окружает малыша — пусть на столе будет надпись«стол», а на шкафу соответственно «шкаф» и так далее. 

Так как автор методики не педагог, а лишь такая же мама, как и все, то наибольший акцент сделан на личном опыте, которым она делится в своей обучающей книге. 

У Сесиль внимание сконцентрировано на развитии органов чувств, поэтапном подходе в процессе обучения и позитивном настрое. 

Согласитесь, что родители даже без знаний о методиках раннего развития детей используют эти приемы повсеместно. Поэтому не бойтесь полагаться на природное чутье, когда речь идёт о воспитании младенца.

Методика Марии Монтессори

Мария Монтессори — первая итальянская женщина-врач, педагог, создавшая систему развития свободного и самостоятельного ребенка. Ее методика живет уже больше века и на сегодня является самой популярной. 

Главное в методике — правильно организовать среду в классе или дома, чтобы ребенок мог занимать себя самостоятельно. В свободном доступе должны быть средства для уборки, предметы обихода, одежда, книги, игрушки. 

Даже в школе дети сами составляют свой учебный план и выбирают, какому предмету уделить больше внимания. 

Девиз: «Помоги мне сделать это самому».

Возраст: с 1,5 лет — по сути, с того момента, как ребенок начинает самостоятельно ходить.

Что развивает: мелкую и крупную моторику, память, внимание, речь, мышление. Основные принципы: . Основные принципы: 

Основные принципы: 

  1. Грамотно организованное пространство. 

Пространство занятий должно соответствовать возрасту ребенка и делиться по зонам развития:

  • зона практической жизни — самая первая зона, с которой знакомятся малыши. Здесь они выполняют работу по дому, учатся бытовым вещам — очищать фрукты, вытирать со стола, подметать; 
  • зона сенсорного развития с пазлами, наборами геометрических фигур разной формы, размера, цвета, музыкальные инструменты, лоскутки тканей разной фактуры;
  • зона математики — материалы для счета и знакомства с цифрами: доски Сегена, весы, линейка;
  • языковая зона — материалы для подготовки руки к письму: металлические рамки для обводок и штриховок, подвижный алфавит, серии карточек для чтения, книжки;
  • космическая зона — здесь ребенок знакомится с окружающим миром, с основами физики и географии, ботаники, узнает про строение человека и традиции разных народов: глобус, флаги, термометры, карты мира. 
  1. Свобода. 

Ребенок сам выбирает, во что играть и как долго. При этом он должен соблюдать правила: не мешать другим и убирать за собой все материалы. 

  1. Самостоятельность. 

Педагог и родители не вмешиваются в игры и занятия ребенка. Они показывают, как работать с новым материалом, или помогают, если ребенок об этом просит.

  1. Отсутствие оценок. 

Ни в детских садах, ни в школах деятельность ребенка никак не оценивают: ни похвалой, ни критикой. 

  1. Разновозрастные группы. 

Старшие дети учатся помогать младшим, младшие учатся у старших. 

Плюсы:

  • Дети растут самостоятельными.
  • Их не сравнивают между собой и не критикуют, позволяя заметить ошибки самостоятельно и исправить их, сохранить нормальную самооценку.
  • Дети занимаются тем, что им в данный момент интересно, в своем темпе, не испытывая давления извне.
  • Развивается внутренняя мотивация к учебе.

Минусы:

  • Тяжелая адаптация к обычной школе, где приходится подчиняться правилам. При этом большинство монтессори-школ в России учат детей только до 12 лет.
  • Мало или совсем нет творческих и подвижных занятий.
  • Отсутствуют ролевые игры, которые способствуют социализации.

Что почитать родителям: 

  • Мария Монтессори «Помоги мне сделать это самому»;
  • Мария Монтессори «Упражнения с Монтессори-материалом»; 
  • Мария Монтессори «Мой метод».

Педсовет — сообщество для тех, кто учит и учится. С нами растут профессионалы.

Хотите успевать за миром и трендами, первыми узнавать о новых подходах, методиках, научиться применять их на практике или вообще пройти переквалификацию и освоить новую специальность? Всё возможно в нашем Учебном Центре.

На нашей платформе уже более 40 онлайн-курсов переквалификации и дополнительного образования.

Как стать умнее в учебе

90% учителей и родителей ныне обеспокоены нежеланием детей постигать науки. Значительная доля первоклашек целый год не может научиться читать, а пересказ и вовсе дается им с огромным трудом. Причиной тому «клиповое мышление», надиктованное мультиками, YouTube и ТВ-передачами. Родителям нужно работать над развитием ума вместе с детьми:

Важно обращать внимание ребенка на мелочи; После прогулки нужно попросить рассказать об увиденном; Объяснять значения непонятных слов; С 2-3 лет читать сказки вслух, а чуть позже и просить ребенка делиться впечатлениями о прочитанном; Развить логику и память помогает и устный счет. Например, можно вместе освоить науку ментальной арифметики; Развитие мелкой моторики также позитивно сказывается на мышлении
Поэтому важно учить ребенка рисованию, рукоделию, сбору мозаики и паззлов

Для развития ума ученика важен и распорядок дня, дисциплина, порядок на рабочем столе

Для развития ума ученика важен и распорядок дня, дисциплина, порядок на рабочем столе

Первые годы учебы в школе важно следить за соблюдением этих параметров

Как выбрать методику для своего ребенка

Важно понять, что вы, как родитель и педагог своего малыша, берете на себя ответственность за его воспитание и обучение. И все ваши дальнейшие действия строятся на основе ясного понимания вами своих задач и возможностей. Соизмеряйте собственные желания и силы, иначе можно не получить ожидаемого эффекта

Соизмеряйте собственные желания и силы, иначе можно не получить ожидаемого эффекта.

Прежде чем начать заниматься с ребенком, необходимо для себя понять, какую задачу вы ставите перед ним и перед собой и каких результатов ожидаете.

1. Скорее всего, первым заговорит ваш разум. Вы захотите, чтобы малыш вырос смышленым, легко учился, самостоятельно справлялся с любыми образовательными задачами, бегло читал и отлично считал, писал стихи, музицировал, рисовал, был в числе первых в своей спортивной секции, выигрывал городские конкурсы, олимпиады и т. д.

Кому бы не хотелось такого «легкого» ребенка, тешащего родительское самолюбие и удовлетворяющего нереализованные амбиции мамы и папы.

2. Разве что самого ребенка за всеми этими достижениями не видно. Поэтому, не выкидывая все вышеперечисленное из головы, а лишь на время приглушая свои мысли, которые во многом появились под воздействием социальных стереотипов, обратимся к области чувственного.

3. Представьте себе своего ребенка через 3, 5, 10, 20 лет. Каким вы его видите? Что он умеет делать? Он счастлив? Как выглядит ваш совместно прожитый день? Чем наполнено ваше с ним общение? Какая вы семья?

Оживите картинку, наполните ее звуками, светом, эмоциями — любыми деталями из реального опыта.

4.  А теперь обратитесь к тому рациональному, которое вы на время в себе отключили. И постарайтесь получить от него ответ: какие знания и навыки позволят вашему крохе стать тем, кем вы его увидели, — умелым, счастливым, довольным человеком?

Это упражнение поможет вам выстроить ориентиры и приоритеты не только в занятиях с ребенком, но и в воспитании в целом.

Ну что же, теперь, когда в голове все немного упорядочилось, а вы для себя решили, что жизни с ребенком не представляете без раннего развития (в том или ином виде), вернемся к вопросу, как выбирать методику. • Составьте примерную программу действий: какие направления в развитии вашего ребенка вы считаете необходимыми?

• Подумайте, какие занятия, на ваш взгляд, удовлетворяют требованиям развития разных сторон личности вашего чада.

•Разберитесь в:

1. ребенке (насколько метод подходит именно вашему малышу, соответствует ли он его нынешним потребностям и интересам);

2. материале (все ли вам понятно в методике — читайте пособия, отзывы других родителей, ходите на лекции и семинары);

3. себе (может ли быть реализована данная методика при ваших возможностях: учитываться должны финансы, время, педагогический талант, силы, терпение).

•  Действуйте!

Развитие детей дошкольного возраста в детском саду

Сегодня ребенка часто отдают в детский сад с двух лет. В основном, развитие ребенка в детском саду касается навыка общения со сверстниками, а также старшими. В этот период он активно познает мир и пополняет словарный запас, поэтому ребенок должен ходить в детский сад даже в том случае, если один из родителей имеет возможность проводить с ним необходимое время дома.

Разумеется, если финансовый бюджет семьи позволяет, то ребенка лучше отдать в негосударственный детский сад, поскольку там оказывают высококвалифицированные услуги по уходу. К тому же, в частных детских садах группа обычно состоит из 8-10 человек. В государственных же, группы очень большие, и ребенок сложнее адаптируется к новой обстановке.

Как протекает развитие ребенка в детском саду?

В детском саду воспитатели обучают ребенка дошкольного возраста очень важному умению, которое нужно человеку на протяжении всей жизни. Речь идет об умении включаться в учебный процесс и запоминать необходимую новую информацию, а также внимании

Исследования показывают, что детям из старшей группы детского сада достаточно всего двух-трех минут, чтобы включиться в педагогический процесс

Исследования показывают, что детям из старшей группы детского сада достаточно всего двух-трех минут, чтобы включиться в педагогический процесс

Концентрировать внимание детей из младшей и средней группы гораздо сложнее. Урок должен протекать не более сорока пяти минут или даже получаса, потому что потом внимание ребенка значительно рассеивается, и остальная информация будет поступать в мозг в гораздо меньшем объеме

Это стоит усвоить родителям, которые предпочитают воспитывать ребенка дома

Это стоит усвоить родителям, которые предпочитают воспитывать ребенка дома.

Любовь к труду у детей дошкольного возраста в детском саду

Помимо этого, именно в детском саду к ребенку прививается любовь к труду. Различные поделки, которые дети мастерят вместе с воспитателем, развивают трудоспособность, эстетические вкусы, творческое мышление и, конечно же, несут большой положительный эффект на физическое развитие. Ребенок развивает мышцы, движения, пополняя свой запас новыми, значительно улучшается кровообращение в детском организме. Во время протекания творческого процесса у ребенка развивается сенсомоторика, иными словами координация движений глаз и рук

Это очень важно, поскольку за детским садом будет следовать школа, где очень важно обладать навыком согласованности движений пальцев. Этот навык – один из главных показателей готовности ребенка к школе

Развитие ребенка дошкольного возраста в детском саду протекает очень быстро, поэтому очень важно именно в этот период заложить в него все основные навыки и умения

Необходимо, чтобы этим процессом занимался специалист

Развитие ребенка дошкольного возраста в детском саду протекает очень быстро, поэтому очень важно именно в этот период заложить в него все основные навыки и умения. Необходимо, чтобы этим процессом занимался специалист. На любых родителей ложится большая ответственность в плане воспитания своего малыша, детский же сад отчасти облегчает этот груз, помогая отцу и матери наработать ребенку жизненную базу способностей познавать информацию, а потом уметь ее использовать в нужных ситуациях

На любых родителей ложится большая ответственность в плане воспитания своего малыша, детский же сад отчасти облегчает этот груз, помогая отцу и матери наработать ребенку жизненную базу способностей познавать информацию, а потом уметь ее использовать в нужных ситуациях.

Методика раннего развития Никитиных

Авторами этой методики раннего развития детей стала супружеская пара – родители и педагоги Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины.

Основной идеей методики раннего развития Никитиных является уверенность авторов в том, что каждый из нас с рождения имеет огромные возможности развивать свои способности в различных сферах деятельности

Однако очень важно вовремя реализовать эти способности, так как, если упустить время, потенциал в этой области может угаснуть. Задача родителей при этом помогать малышу, стимулируя его к  дальнейшему развитию

Авторы методики Никитиных выделяют три основных принципа в развитии ребенка:

Наряду с развитием умственных способностей, не стоит забывать и о физическом развитии

Важно приучать ребенка к занятиям спортом и закаливаниям.
Необходимо предоставить детям свободу в выборе рода деятельности и продолжительности занятий.
Обязательными являются заинтересованность и участие родителей во всех играх и занятиях.

Развитие социального интеллекта у ребенка

Интеллект характеризуется следующими качествами:

Широтой и глубиной мышления

Широта определяет способность личности понимать поставленную задачу, принимать во внимание все факторы и формировать различные варианты ее решения. От глубины мышления зависит возможность расставлять приоритеты, выделять более и менее важные обстоятельства.
Любознательность

В основе исследовательской и познавательной деятельности лежит желание изучить предмет со всех сторон.
Гибкость и подвижность интеллекта. Представляет собой умение индивида использовать приобретенные навыки и опыт в нестандартных ситуациях.
Логика. Определяет способность устанавливать последовательность действий и умозаключений, принимать во внимание все свойства изучаемого объекта, его характеристики.
Скорость мышления. Обеспечивает возможность решения задач и принятия решений за минимальное время.
Доказательность. Представляет собой способность использовать правильный набор фактов для того, чтоб убедить оппонента в правильности своих умозаключений.
Автономность. Способность принимать взвешенные правильные решения в любой ситуации.
Критичность. Выражается в навыках трезво оценивать результат размышлений и отказываться от ошибочных решений и выводов.

Проблемы одаренных детей

Игры, развивающие интеллект

Развивать интеллектуальные способности ребенка можно самостоятельно

Для этого существует большое количество различных игр и упражнений, способствующих формированию логического мышления, тренирующих память и внимание

«Из чего состоит»

Хорошее упражнение для детей 4-х лет, которое учит анализировать, думать и искать ответы. Оно не требует особенных условий и материалов. Суть состоит в том, что вы просите малыша рассказать, из чего состоит тот или иной предмет. Во время прогулки можно спросить у него, из чего состоят цветы, машины или деревья

Для того чтобы кроха смог ответить на эти вопросы, необходимо во время игр или рассматривания картинок акцентировать его внимание на мелких деталях, рассказывать о них и перечислять их названия

«Где можно увидеть»

Это упражнение отлично развивает мышление, внимание и память. Вы можете спросить у ребенка, где можно увидеть дерево, автомобиль, стул, кошку, кастрюлю и т.д

«Съедобное — несъедобное»

Развивающая игра, которая учит ребенка думать и рассуждать. Прежде чем начать играть, необходимо объяснить малышу, что значит съедобное и несъедобное.

Очень полезными для детей 4-х лет являются и графические развивающие задания.

«Соедини по точкам»

Эта игра позволяет малышу понимать последовательность действий и способствует развитию моторики, что особенно полезно, ведь в 4 года уже можно начинать готовить руку к письму. Суть игры заключается том, что ребенок должен последовательно соединить несколько точек, чтобы в итоге получилась картинка.

«Дорисуй предмет»

Полезная для детей игра, развивающая воображение и способность выделять из целого отдельные составные части. Это должны быть изображения простых, хорошо знакомых крохе предметов или геометрических фигур.

Заданий и игр, способствующих умственному развитию детей 4-х лет, очень много. Выше перечислены самые простые игры, в которые можно играть дома, на прогулке либо в поездке. Они способствуют развитию мышления и воображения крохи, побуждают его к новым знаниям в игровой форме.

Умственное развитие ребенка зависит от многих факторов

Не стоит сравнивать своего малыша с другими и добиваться соответствия всем перечисленным нормам и требованиям – эти данные можно использовать лишь в качестве ориентира, который позволяет понять, чему нужно уделить повышенное внимание. Упражнения и игры, формирующие логическое мышление и развивающие память, должны быть веселыми и занимательными для ребенка

Читайте далее:

Методика развития воображения у дошколят

Нормы развития детей старшего дошкольного возраста

Советы по развитию ребёнка в 3—4 года

Visited 6 times, 1 visit(s) today

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: