Постановка звука «р»: с чего начать

Как я избавился от картавости во взрослом возрасте (25 лет).

Особенности и причины картавости.

Многие ресурсы характеризуют картавость как дефект речи, который сопровождается неправильным произношением определенных букв в различных словах — это не совсем так. Этот дефект связан только с проблемным произношением одной буквы «р».

• Укороченная уздечка. Самая распространённая особенность, которая служит причиной картавости. Короткая уздечка ограничивает движения языка, что впоследствии влияет на произношение.

• Нарушение фонематического слуха. Это когда человек неправильно различает звуки, потому и произносит их не так, как нужно.

• Мышечная слабость языка. Недоразвитые мышцы языка влекут за собой неумение совершать некие движения, которые необходимы для рождения заветного «р-р-р».

• Психологический аспект. Таких причин может быть масса. К примеру, ребёнок вырос в семье, где кто-то картавит. Не сознательно он начал подражать этому человеку и в результате сам обрёл такой дефект. Или, малыш с детства слышал, как родители разговаривают на нескольких языках и в смешанном порядке начал перенимать оба сразу.

Упражнения для устранения картавости

Своими силами с дефектом можно бороться по-разному. Каждый способен подобрать себе упражнение по душе. Для достижения скорейшего эффекта рекомендуется ежедневно проделывать всё перечисленное:

  1. Открыть рот так широко, как только это возможно. В районе челюстей должно чувствоваться напряжение. Находясь в таком положении, необходимо тянуться к небу языком. Теперь нужно зафиксироваться в таком состоянии на десять секунд.
  2. Обычные скороговорки, знакомые всем с детством. Лучше всего работают те, где часто повторяется звук «р». На тренировки нужно уделять несколько минут в день.
  3. Гимнастические упражнения для языка. Он должен стать более подвижным. Водить им можно как угодно, лучше всего пытаться дотянуться до подбородка и кончика носа. В таком положении язык нужно задержать на несколько секунд.
  4. Ежедневно стоит записывать на диктофон видимые изменения и сверять записи по прошествии недели.
  5. Скороговорки не единственная возможность для практики. Можно выписать несколько слов, в которых на «р» стоит фонетический акцент. Например, трактор, приговор, стрекоза и т.д.

Если спустя пару недель нет никакого прогресса, лучше обратиться к специалисту. Профессиональный логопед с легкостью исправит неприятный дефект и поможет пациенту лучше понять своё тело.

Как перестать картавить ребенку

Ребенок картавит часто в семьях, где несколько языков или у родителей проблемы с произношением. У взрослых возникает вопрос: как не картавить ребенку? Решить задачу могут логопед, ЛОР, стоматолог. Логопед подготавливает речевой аппарат, ЛОР убирает проблемы со средним и внутренним ухом, стоматолог корректирует верхний или нижний зубной ряд, удаляет зуб при необходимости. Со специалистами картавость у ребенка быстро отступает, речь стает четче.

Победить картавость, извлекать твердый звук малыши могут регулярными занятиями.

Упражнения для детей:

  1. «Сластена». Языком ребенок облизывает верхнюю и нижнюю губу по часовой и против часовой стрелки по 3 раза в каждую сторону поочередно;
  2. «Желобок». Ребенок максимально высовывает язычок с ротовой полости. При этом он в положении узкого желобка, нижняя губа – расслаблена. Дальше медленно втягивает узкий язык в рот. Сделать 5 повторов;
  3. «Облизываемся». Ребенок облизывает медленно верхнюю губу. Движение делает малыш плавно. Сделать по 5 упражнений в одну и в другую сторону;
  4. «Непослушный язычок». Высунуть язык, открыть рот максимально широко. По очереди достать кончиком языка подбородка и носика. Занятие пройдет результативней, если считать касания;
  5. «Крутая горочка». Кончик языка упереть в нижние зубы, выгнут его дугой. Задержаться в положении на 5 секунд. Через неделю увеличьте продолжительность до 10 секунд.

При регулярных занятиях дети достигают быстрых результатов, произносить звук малышам становится легче.

Лечение и коррекция функциональной дислалии

Поскольку часто механизмы функциональной дислалии берут свое начало одновременно от социальных (педагогических) и биологических причин, для коррекции логопед использует одновременно несколько методов. Для начала необходимо оказать помощь в расширении артикуляционной базы. Освоить сложные позы помогают гимнастика, массаж, проводимые перед началом каждого занятия.

Затем начинается работа по правильной постановке звуков, улучшению слухового внимания и памяти, дифференциации. В этом процессе хорошо себя зарекомендовали игр на звукоподражание, аналитические упражнения. Далее проходит процесс автоматизации новых фонемов. Ребенка учат строить длинные фразы, пересказывать рассказы, запоминать стихи.

Почему дети картавят?

Прежде чем начинать тренировки для постановки речи, нужно понять причины отклонения

В первую очередь родители должны обратить внимание на окружение ребенка. Если среди близких людей, которые общаются с малышом ежедневно, есть картавящий человек, то совсем не удивительно, что кроха не произносит звук «р»

Он просто копирует неправильное произношение.

Еще одна причина картавости — это укороченная уздечка языка. Такой мелкий дефект встречается довольно часто, но его можно исправить с помощью специальной гимнастики. Несколько реже причиной того, что дети не могут выговаривать «р» становятся физиологические патологии: дефекты полости рта, неправильный прикус. С ними справиться намного сложнее.

Упражнения

Мы говорили о том, что только упорство и терпение могут победить данную проблему. С малышом нужно заниматься ежедневно. Комплекс подходящих именно в вашем случае упражнений, поможет подобрать логопед. Ниже мы представили самые распространенные и действенные виды речевой гимнастики.

Упражнение №1. Если причина картавости кроется в короткой уздечке под языком, тогда вам нужно ее растягивать. Для этого ребенку придется прижать кончик языка к небу и стараться пощелкивать, как лошадка. За 1 подход это нужно повторить 30 раз.

Упражнение №2. Для правильного произношения «р» язык должен вибрировать. Натренировать такое дребезжание можно, широко улыбаясь и при этом покусывая кончик языка зубами. Повторить 10-15 раз.

Упражнение №3. Это одно из базовых упражнений, которое помогает расслабить язык и натренировать связки. Пусть ребенок откроет широко рот и положит кончик языка на бугорки передних зубов. Держать в таком положении рот нужно на протяжении 20-25 секунд.

Упражнение №4. Оно похоже на предыдущее упражнение. Ребенок должен широко открыть рот и на выдохе ударять кончиком языка по бугоркам зубов. При этом нужно выговаривать звук «д». Повторять 20-25 секунд.

Упражнение №5. Часто это упражнение называют «Маятник». Ребенок широко открывает рот и максимально выдвигает язык вперед. После этого он должен начать двигать им в разные стороны по 15-20 раз.

Упражнение №6. Малыш должен открыть рот и прижать язык к верхнему небу. Не сдвигая язык с места, следует открывать и закрывать рот. Повторить упражнение 15-20 раз. Если малыш не устал и может сделать больше, пускай продолжает.

И напоследок нужно отметить, что на ребенка ни в коем случае не стоит сердиться, когда у него не получается произносить звук «р»

Не запугивайте, не стыдите малыша и не акцентируйте внимание на том, что это дефект. Он должен чувствовать поддержку

Речевая гимнастика должна проходить в теплой и радушной обстановке. Если кроха начинает капризничать, не заставляйте делать упражнения силой. Перенесите занятие на другое время. А главное — четко показывайте все движения и звуки на собственном примере. Не пытайтесь объяснить все только на словах.

5 Профилактика и прогноз

В основном это заболевание успешно поддается лечению. Эффективность логопедических занятий зависит от сложности нарушения, возраста, частоты занятий и степени заинтересованности родственников. У дошкольников дефекты звукопроизношения исправляются быстрее, чем у школьников. Дети с такими нарушениями способы обучаться в общеобразовательных школах.

Профилактика дислалии заключается в регулярном обследовании с целью своевременного выявления патологии речи. Родители и близкие ребенка должны правильно говорить без каких-либо отклонений, так как речь малыша и ее правильность формируется в процессе общения

В качестве меры профилактики нужно обращать внимание на прикус ребенка

Чем младше ребенок, тем коррекция дислалии более успешна.

Гимнастика для языка

Для правильного звукопроизношения нужно хорошо управлять мышцами языка. Вот какие упражнения для постановки предлагают детям.

«Блины»

Малыш расслабляет язык и располагает его на нижней губе. При этом зубки не должны быть прикрыты губами. Если такая вариация упражнения окажется проблематичной, пусть высунет язык между губами и скажет «ба-ба-ба». После этого опять распластать язычок и подуть, пока по его середине не образуется желобок.

«Кошка»

Кончик языка загибается кверху. Если это проблемно, предложите облизать верхние зубки с внешней стороны слева направо, а затем и верхнюю губу так же.

«Качели»

Упражнение выполняется внутри рта. Кончик язычка загибается по очереди вверх и вниз между зубками. При этом его постепенно нужно оттягивать вглубь ротовой полости.

«Лошадка»

Малыш щелкает кончиком языка, потом присасывает его к переднему краю неба и отрывает. При этом широко раскрывает рот.

«Грибок»

Исходное положение — упражнение «Улыбка». Малыш присасывает переднюю часть языка к твердому небу, смыкает и размыкает губы. Связки под языком напрягаются, должны возникнуть несильные болевые ощущения.

«Пулемет»

Ученик улыбается, открывает рот и стучит кончиком языка по внутренней поверхности верхних зубок. При этом отчетливо говорит «д-д-д-д».

«Гул самолета»

Исходное положение — «Улыбка», кончик языка расположен за верхними зубками. Малыш говорит «з» и «ж», пока не получится звук, похожий на рокот мотора.

Тяжелая артиллерия.

Июнь 2017: смотрим Youtube, выполняем те же упражнения. К концу июня, я смог произносить Р плохо и изолированно. Не могу вставить Р в слова, ищу логопеда.

Сразу скажу: идите к логопеду. Не по скайпу, не по телефону. Только в живую, только тет-а-тет. Я научился более/менее самостоятельно произносить звук Р изолированно, но я не мог вставлять этот звук в слова. Звучало это следующим образом: идет первая часть слова, потом пауза, потом раскатистая РРРР, потом оставшаяся часть слова:) 

Сколько времени я занимался? Около 1-2 часа в день. Звук я поставил себе сам за 1.5 месяца. Почти два месяца я потратил на это. Представляете?

Мне очень сильно помогло вот это старое видео:

На третьей минуте есть упражнение с ватой. Это одно из лучших упражнений, чтобы начать выговаривать звук Р с помощью кончика языка. Суть в том, что вы должны научиться направлять языком поток воздуха на кончик носа, где лежит вата и ее нужно сдуть. Дуть нужно именно на кончик языка, чтобы контролировать воздушный поток.

Далее на пятой минуте есть очень странное, но самое крутое упражнение, чтобы заставить язык вибрировать. Просто посмотрите видео. Это упражнение очень сильно мне помогло и кстати говоря, я делал его себе сам, и с помощью этого упражнения я заставил кончик языка вибрировать, чтобы появился первый настоящий звук Р.

Я делал все упражнения из видео и это заняло полтора месяца. Хотя я знаю человека, который делает эти же упражнения пол года и у него результата нет. А знаете почему? Он их делает 1-2 раза в неделю. Нужно делать каждый день.

Способы коррекции речевого дефекта

Чтобы исправить картавость, необходимо создать специальные условия, в которых дошкольник будет слышать четкую чистую речь, так как для коррекции нужен эталон произношения. Убрать картавость можно с помощью таких упражнений, как:

  1. «Маляр». Широко открыв рот в улыбке, языком надо гладить небо, двигаясь по направлению к зубам. При этом губы и челюсть остаются неподвижными.
  2. «Лошадка». Надо рот приоткрыть в улыбке. Затем, прижимая язык к верхнему небу и отпуская его, нужно подражать лошадке — цокать.
  3. «Грибок». Язык широкой плоскостью следует присосать к верхнему небу, рот приоткрыть и слегка улыбнуться. Это упражнение помогает растянуть подъязычную уздечку.

В нашей клинике успешно занимаются постановкой правильной речи и ее автоматизацией у детей 5–6 лет. Артикуляционная гимнастика и специальные дыхательные упражнения, которые разучивают логопеды «НейроСпектр», сделают речь детей чистой. Это базовое условие успешной социализации.

Взаимосвязь ротацизма с мозговой деятельностью у детей нередко объясняется через влияние строения и функционирования мозга на процессы развития речи и контроля над движениями артикуляционного аппарата. Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашей клиники процессов, которые вызвали и мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, создают мощный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга.

Устранение картавости дома

Специалисты утверждают, что при должном усердии картавость можно устранить, в домашних условиях. Существует ряд упражнений, выполняя которые каждый день, человек сможет самостоятельно исправить дефект речи.

Начинать работу над устранением картавости следует с работой над языком. Человек должен научиться управлять им. Затем следует переходить к корректировке произношения звука “Р”.

Начинать занятия следует с разминки. Для этого необходимо выполнить несколько упражнений:

  1. Необходимо раскрыть рот в улыбке и попробовать дотянуться до верхних зубов. При этом следует двигать языком влево – вправо.
  2. Не закрывая рта, следует погладить небо языком, а затем коснуться им основания верхних зубов. Затем требуется дотянуться до нижней губы и облизнуть ее. Движение следует повторить несколько раз.
  3. С открытым ртом следует начать ударять языком по верхним альвеолам, произнося звук “Д”.

Завершив разминку, следует перейти непосредственно к тренировке произношения. Основными упражнениями являются:

  • Повторение звука “Р” в различных вариациях. Во время выполнения упражнения следует добавлять к звуку согласные и гласные буквы.
  • Произношение звука “Р” с гласной 3 раза, а затем 2 – х слов, начинающихся на этот слог, и 1-ого на него заканчивающегося. Пример: Ра-ра-ра. Работа – рама – нора.
  • Произношение скороговорок, в которых делается упор на звук “Р”.

Артикуляционная гимнастика, которую применяют логопеды для исправления картавости, может быть выполнена в домашних условиях. Основными упражнениями методики являются:

  • «Воздушный бой». Для выполнения упражнения следует распахнуть рот на максимальную ширину, а язык держать плотно прижатым к нижней губе. Зафиксировав положение, нужно начать с силой выдыхать воздух и попытаться произнести звук “Ф”.
  • «Алфавит». Для выполнения упражнения следует попытаться нарисовать в воздухе символы русского алфавита.
  • «Сластена». Для выполнения упражнения требуется слегка придерживать челюсть ладонью. Затем расслабленным языком нужно несколько раз облизнуть губы, выполняя при этом круговые движения сверху  вниз. Рот должен быть все время открыт. Расслабив язык, выполняющий упражнение должен положить его на нижнюю губу. Затем следует начать ее облизывать, все время ускоряя темп. Движение должно выполняться в направлении вперед и назад. Правильность выполнения можно проверить. Если добавить голос, то должно получиться индюшачье гоготание.
  • «Рычание». Упражнение направлено на освоение вибрации языком и ртом для правильного произношения звуков. Приступая к выполнению, следует широко распахнуть рот и дотронуться кончиком языка до верхнего неба. Приняв положение, требуется попробовать произнести звук “Д”. Подходя к завершающей стадии, звук “Д” следует заменить на “Р”. Упражнение считается освоенным, когда оба звука начнут получаться правильно.
  • «Набор слов». Освоив звук “Р”, можно переходить к изучению “набора слов”. Упражнение должно выполняться после предыдущего. Под конец занятия человек должен попытаться правильно произнести несколько слов, в которых содержится звук “Р”. Их количество за 1 сеанс должно составлять не менее 10 – 15.

Эти упражнения считаются стандартными. Выполнить их не так просто, как кажется на первый взгляд. Делать упражнения необходимо не менее 5 минут в день, но лучше увеличить время выполнения до 15 – 20 минут.

Чтобы устранить картавость, необходимо выполнять упражнения каждый день. Результат может появиться не сразу. Для корректировки речи придется потрудиться. Картавость не пройдет сама. Но упорство будет вознаграждено, и вскоре человек может научиться говорить правильно.

Артикуляционные особенности фонетически правильного произношения

В соответствии с фонетическими нормами, при говорении слов с мягким или твердым язык напоминает широкую ложечку. Его кончик прижимается к бугоркам на верхнем небе, а боковые части — к коренным верхним зубам. Выдыхаемая воздушная струя заставляет язык вибрировать, в результате чего получается фонетически правильное звучание.

Слабость артикуляционных мышц и малая мощность выдыхаемого воздушного потока — главные причины картавости. Функциональные аномалии развития мышц и короткая уздечка не позволят языку занять правильное положение для произнесения рычащего звука. Зубочелюстные патологии являются причиной появления щели и посторонних призвуков при говорении.

Симптомы картавости

Родители должны обращать внимание на речь детей:

  • на произношение слов в целом;
  • на произношение отдельных звуков.

К симптомам проявления полиморфной дислалии относятся не произношение или проглатывание звуков к определенному возрасту:

  1. Ребенок в 3 года должен произносить следующие буквы и звуки: м — , б — , п — , ф — , в -, х -, к -, г -, д -, т -, н -.
  2. К 4-м годам — свистящие звуки и буквы: с — , з -, ц -.
  3. В 5 лет – шипящие: ш, щ, ж, ч.
  4. К 6-ти годам – сонорные звуки: р — , л -, й.

Сроки произношения звуков могут немного смещаться, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

К 7-ми годам дети должны хорошо произносить все звуки. Родители до этого периода занимаются с детьми для развития их речи. Если ребенок не произносит какие-то звуки или проглатывает их, то это повод заподозрить дислалию и обратиться к специалисту.

Подготовительный этап

Лечение картавости

Схема терапии определяется видом картавости, перед тем, как ее убирать, устраняют причину образования дефекта. Основными методиками являются: массаж языка и его механическая вибрация, логопедические упражнения, артикуляционная гимнастика, соблюдение тактильного контроля. Разогрев языка начинают с артикуляционной гимнастики. Это поможет уменьшить его напряжение и сделать более податливым. Далее происходит правильная постановка звуков «ш» и «ж», только потом «р». Это одновременно активизирует кончик языка и устранит лишнюю вибрацию неба.

Отучаться картавить нужно с помощью специально подобранных упражнений. Делать это нужно каждый день без перерыва в домашних или амбулаторных условиях. Занятия для постановки звука «р»:

  • Открыть широко рот и улыбнуться, обнажив верхний ряд зубов. Языком двигать изнутри ряда из стороны в сторону.
  • Для разрабатывания мышц можно облизывать верхнюю губу на протяжении 5 минут.
  • Открыть рот и положить язык на нижнюю губу.  При этом пытаться произнести букву «ф».

Как правильно произносить звук «р»:

  • губы должны быть слегка раскрытыми, зубные ряды разомкнуты;
  • положение языка такое, что своим кончиком он касается альвеол за зубами, по бокам он плотно прилегает к верхним коренным зубам;
  • голосовые связки также включены в процесс и вибрируют;
  • направление воздушной струи должно быть к кончику языка, не в стороны.

При произношении мягкого звука «рь» также поднимается средняя часть спинки языка к нёбу, сам он направлен вперед.

Чтобы закрепить постановку фонемы, упражнения делают перед зеркалом и неоднократно повторяют. Только после доведения навыка до автоматизма, правильное «р» вводят в обиход.

Первое время ребенка необходимо контролировать, иначе он снова начнет картавить. Особенно уязвимыми в этом плане являются подростки возрастом 13-14 лет. Лучше устранить дефект еще в детстве, но и в 15-17 лет это возможно. В этот период дети могут замкнуться в себе, им нужна поддержка близких и уверенность. С терапевтической целью необходимо регулярно посещать стоматолога, ежедневно три раза в день проводить логопедические занятия (лучше перед едой или через час после приема пищи).

Причины дислалии

Рассмотрим основные причины, которые могут провоцировать развитие дислалии.

  1. Генетические факторы.
    Одной из основных причин дислалии являются генетические факторы. Если у члена семьи были проблемы с произношением или другими аспектами речи, у его потомков также может возникнуть подобное нарушение. Генетическая предрасположенность создает условия для возможного развития дислалии, однако влияние окружающей среды также играет ключевую роль.
  2. Проблемы с зубочелюстной системой.
    Аномалии в развитии зубочелюстной системы также могут быть причиной дислалии. Например, неправильное положение зубов, наличие дефектов в зубах, даже потеря зубов могут влиять на произношение звуков. Артикуляционные сложности могут возникнуть из-за нарушения физиологических условий для правильного формирования звуковой артикуляции.
  3. Недостаток лингвистической стимуляции.
    Окружающая среда также играет важную роль в развитии речевых навыков. Недостаток лингвистической стимуляции в раннем возрасте может существенно повлиять на правильное формирование речи у детей. Например, если ребенок редко слышит правильное произношение слов и звуков в своем окружении, это может стать причиной дислалии.
  4. Психосоциальные факторы.
    Стрессы, эмоциональные травмы, а также общее психосоциальное состояние человека могут влиять на его способность к артикуляции и произношению звуков. Например, дети, подвергшиеся психологическим травмам, могут испытывать трудности в общении и произношении слов.
  5. Нарушения аудитивного восприятия.
    Нарушения аудитивного восприятия, такие как проблемы со слухом, также могут стать причиной дислалии. Недостаточное восприятие звуков и звукосочетаний может затруднить формирование правильной артикуляции.
  6. Недоразвитие речевых моторных навыков.
    Дислалия может быть связана с недоразвитием речевых моторных навыков, что означает неполное формирование мускульной системы, необходимой для правильного произношения звуков и слов.

Патогенез дислалии является сложным механизмом, включающим в себя физиологические, нейрологические и психологические аспекты. Это нарушение звукопроизношения имеет свои уникальные черты, и процессы, которые запускаются при дислалии, в значительной степени варьируются в зависимости от её формы и степени тяжести.

  1. Физиологический аспект.
  • Недоразвитие речевых мускулов. У детей с дислалией может наблюдаться недостаточное развитие мускулатуры, ответственной за артикуляцию. Это усложняет формирование правильного произношения звуков.
  • Аномалии зубочелюстной системы. При наличии аномалий в зубочелюстной системе, таких как неправильное положение зубов, создается сложность в формировании звуковой артикуляции.

Нейрологический аспект.

  • Нарушения речевого мотора. Дислалия может быть связана с нарушением речевого мотора, что означает неправильное функционирование моторных нейронов, контролирующих движения речевых органов.
  • Аудитивные проблемы. Нарушения аудитивного восприятия могут привести к трудностям в различении и восприятии звуков, что, в свою очередь, сказывается на способности к правильному произношению.

Психологический аспект.

  • Эмоциональные аспекты. Стрессы, эмоциональные травмы или негативные психологические воздействия могут оказывать влияние на формирование речевых навыков и способствовать развитию дислалии.
  • Обучение и общение. Отсутствие лингвистической стимуляции или неправильное обучение в раннем детстве могут оказать негативное воздействие на формирование навыков произношения.

Моменты появления симптомов.
Моменты, когда становится понятно, что процесс заболевания начинает нарастать, могут быть различны в зависимости от индивида и формы дислалии. Однако, некоторые общие черты можно выделить:

  • Детский возраст. У детей первые симптомы дислалии могут проявиться в возрасте 2-3 лет, когда начинается активное формирование звукопроизношения. Неверное произношение звуков и слов может стать явным признаком.
  • Школьный возраст. В период обучения в школе дети с дислалией могут столкнуться с трудностями в овладении чтением и письмом, что станет сигналом для внимательного обследования.
  • Взрослый возраст. У взрослых проявления дислалии могут усугубиться в условиях повышенной социальной ответственности, особенно на работе или в общественных ситуациях.

Что делать, если картавишь?

Специалист, который реально может помочь  излечить картавость и научиться не картавить букву “р” — это врач-логопед. Профессиональные знания никогда не бывают лишними. Тем более, что ротацизм, так еще называется картавость, — явление довольно распространенное среди взрослых и детей.

Правильная постановка звука, работа с артикуляционным аппаратом, логопедический массаж языка, специальные упражнения для исправления картавости — все это есть в арсенале специалиста-профессионала. И все это способно вернуть вам свободу в общении и удовольствие от звучания собственного голоса.

Обращение к логопеду, чтобы разучиться картавить, особенно актуально для родителей малышей старше 6 лет. До этого возраста, пока идет развитие речевого аппарата, нечеткое произношение буквы “р” считается нормальным.

Исправление картавости возможно и в домашних условиях.

Причины некорректного произношения

2 Основные клинические проявления и виды

Основными симптомами этой болезни являются пропуски, замены, смешения и искажения звуков. Пропуск звука — полное его выпадение в начале, середине или конце слова. Замена — замещение одного звука другим, которое возникает из-за неразличения фонем по артикуляторным и акустическим признакам. У таких детей возникает фонетико-фонематическое (ФФНР, ФНР) и общее недоразвитие речи (ОНР ).

Фонетические дефекты произношения звуков разных групп (искажения) при дислалии принято обозначать следующими терминами:

  • Ротацизм – несовершенство произношения буквы Р.
  • Ламбдацизм — дефекты Л.
  • Сигматизм — дефекты шипящих Ж, Ш, Щ, Ч и свистящих С, З.
  • Йотацизм – изъяны Й.
  • Гаммацизм – недостатки выговора Г.
  • Каппацизм – недостатки К.
  • Хитизм — изъяны выговора Х.
  • Дефекты озвончения и оглушения – замены звонких согласных парными глухими и наоборот.
  • Дефекты смягчения и твердости — замены мягких согласных парными твердыми звуками и наоборот.

Выделяют несколько форм дислалии, каждая из которых характеризуется специфическими симптомами и их выраженностью:

Вид Характеристика
Функциональная моторная Возникает по причине нейродинамических изменений в центральных отделах речедвигательной анализаторной системы. Происходит нарушение произношения звуков. Движения губ и языка не дифференцированы
Функциональная сенсорная Обусловлена нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речеслухового анализатора. Отмечается нарушение звукопроизношения. Наблюдаются трудности в различении фонем (твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих ). Возникает смешение и замена звуков в устной речи и при письме
Механическая Развивается на фоне дефектов строения артикуляционного аппарата. Отмечается нарушение произношения сходных звуков по артикуляции
Физиологическая Возникает у детей из-за несформированности фонематического слуха или двигательных актов органов артикуляции. Это расстройство исчезает самостоятельно к 5 годам
Акустико-фонематическая Искаженное произношение звуков
Артикуляторно-фонематическая Замена на похожие
Артикуляторно-фонетическая Ребенок затрудняется определить на слух все элементы слова
Простая Неправильное произношение 1-4 звуков
Сложная Нарушение произношения 4 и более звуков
Мономорфная Нарушения звукопроизношения в одной артикуляционной группе. Коррекция затруднена из-за сложности патологии
Полиморфная Дефекты в произношении звуков из нескольких групп

Основные отличия функциональной дислалии

Функциональная и органическая дислалия отличаются друг от друга принципиально. В их основе лежат разные причины, период проявления проблемы, да и методы устранения недостатка разные. В некоторых случаях сравнивать болезнь приходится с другим логопедическим нарушением – легкой степенью дизартрии. Их симптомы с обширным проявлением дислалии действительно схожи, но работа над исправлением строится принципиально другим способом. Задача специалиста: поставить точный диагноз, определить направления коррекционной работы и назначить лечение. Отличительные особенности приведены ниже в таблице.

Отличительные особенности Функциональная дислалия Органическая дислалия Стертая дизартрия
Основа проблемы Задержка в созревании речевого аппарата. Нарушения строения речевого аппарата. Нарушения иннервации речевого аппарата из-за неврологических проблем.
Причины
  • Общая задержка психоречевого развития.
  • Соматическая ослабленность организма из-за частых болезней.
  • Неправильное речевое воспитание.
  • Двуязычная или многоязычная окружающая среда.
  • Педагогическая запущенность.
  • Аномалии зубов (слишком маленькие, редкие и так далее).
  • Неправильное строение неба.
  • Толстые губы.
  • Короткая уздечка языка.
  • Нестандартный размер языка.
  • Проблемы в развитии в гестационном периоде.
  • Внутриутробные инфекции.
  • Патологические роды.
  • Повреждения ЦНС в младенчестве.
  • Тяжелые инфекционные заболевания в первый год жизни.
Как проявляется Искажение или замена согласных. В основном при произношении страдают звонкие/глухие согласные, твердые/мягкие, шипящие, сонорные звуки. Искажение, замена и отсутствие согласных, для которых требуется межзубное произношение. Фонетические дефекты шипящих и сонорных: отсутствие или замена, озвончение/оглушение, смягчение и так далее.
Методы работы над нарушением
  • Тренировка мышц речевого аппарата.
  • Уточнение артикуляционных поз.
  • Логопедический массаж.
  • Постановка звуков.
  • Развитие слухового внимания.
  • Стоматологическое лечение.
  • Физиотерапия.
  • Медицинский массаж.
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Логопедический массаж.
  • Механическая звукопостановка.
  • Неврологическое лечение.
  • Пальчиковая и артикуляционная гимнастика.
  • Логопедический массаж.
  • Звукопостановка.

Почему чистая речь так важна?

На ранних стадиях взросления ребенку необходим коллектив, а из-за легкого дефекта малыш может чувствовать себя чужим в среде одногодок. Всё накаляется к юности: многим ребятам картавость кажется смешной, поэтому они никогда не упустят возможности как-то задеть бедолагу. Оказавшись в такой ситуации, подросток формирует новые комплексы, от которых может никогда не избавиться.

Не менее серьёзно картавость скажется и на взрослом человеке. Да, обычно на этом этапе люди перестают открыто сыпать оскорблениями, однако насмешки за спиной никуда не деваются. Легкий дефект может всерьёз затруднить продвижение по карьерной лестнице. Некоторые двери и вовсе останутся закрыты, поскольку многие профессии требовательны к речи.

Существует заблуждение, что проблемы с буквой «р» решаются исключительно в детском возрасте. Это не совсем так. Дефекты поддаются «лечению» на любом сроке: перестать картавить может даже пожилой человек, если приложит усилия.

Почему люди картавят?

Существует множество причин, влияющих на развитие данного речевого дефекта. С точки зрения психосоматики, наиболее распространенным фактором первопричины проявления данной логопедической проблемы является нежелание воспринимать новую информацию, а также закрытость ума от новых идей и мыслей.

Для того, что понять, что значит картавить, и почему картавят не все люди, необходимо разобраться в основных причинах этой проблемы. В научной терминологии используют понятие «ротацизм» для определения данного дефекта. Ведь этот феномен характерен не только для людей, имеющих в родном языке твердый звук «Р», как, к примеру, в русском, украинском, итальянском или белорусском.

Многие представители иных наций, также имеют картавость, даже при наличии вибрационных и мягких вариаций букв, как в английском, французском или немецком языках. Поэтому ученые со всего мира выделяют такой список главных причин, провоцирующих развитие ротацизма:

  • Паралич языка.
  • Врожденные дефекты. Данный вид патологии считается наиболее сложным, потому как врожденные пороки и дефекты убрать гораздо сложнее, нежели приобретенные, а порой даже невозможно.
  • Патологии отдельных участков мозга. В этом случае работа относительно устранения дефекта так же не будет легкой, а результат будет зависеть от многих факторов.
  • Особенности языка.
  • Неправильный прикус.
  • Дефекты развития челюсти.
  • Нарушение слуха, которое приводит к неправильному произношению букв.

Особенности логопедической диагностики

На первой встрече с дошкольником, которому необходима логопедическая помощь, специалист проводит комплексное обследование. В ходе диагностики он отмечает не только степень чистоты речи и количество безошибочно произносимых фонем, но и особенности анатомо-физиологического строения артикуляционного аппарата у пациента.

Кроме того, специалист оценивает качество фонематического слуха дошкольника и степень развития у него умения дифференцировать фонемы не только изолированно, но и в словах или слогах.

Для выбора наиболее подходящих вариантов логопедической коррекции пациентов с тяжелыми аномалиями речевого развития логопед направляет на консультацию к ортодонту и неврологу.

Подведем итоги

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: