Что должен уметь и знать ребенок в 3 года: памятка для родителей

Нормы развития речи ребенка от 0 до 7 лет: памятка родителям

Социально-нравственное развитие и личностное развитие ребенка 3-4 лет

  • Здороваться с другими детьми и взрослыми при встрече;
  • Знакомиться. Покажите, как можно проявить инициативу в разговоре, назвав свое имя и спросив другого ребенка, как его зовут;
  • Делиться, меняться. После 3-х лет малыш уже ощущает необходимость играть с другими детьми и достаточно объяснить, что разрешив играть с игрушками, кроха привлечет интерес другого ребенка.
  • Играть вместе. Если до этого периода совместные игры ограничивались параллельными занятиями, дети просто находились рядом, но каждый занимался своим делом, теперь можно предложить сделать что-то вместе (построить замок из песка, кидать друг другу мяч).
  • Использовать фантазию для совместных игр. Малыш уже хорошо умеет пользоваться предметами заместителями, придумывать сюжет для игры. Предложите ему включить в задумку не маму или папу, а другого малыша.

Как помочь ребенку

Если ребенок не говорит в 3 года, нельзя списывать проблему на его “лень” или нежелание общаться. Малыша необходимо показать неврологу, отоларингологу, детскому психиатру. 

Как научить ребенка говорить в 3 года? Для этого ему потребуется не только медикаментозная терапия, но и коррекционные занятия с дефектологом, психологом, логопедом. Только комплексный подход поможет ускорить речевое развитие малыша.

Родителям следует как можно больше общаться с ребенком, стимулировать его к проговариванию слов и фраз, читать детские книжки, развивать мелкую моторику рук, выполнять рекомендации невролога и дефектолога.

Как определить задержку развития речи

Вы можете самостоятельно провести диагностику вербальных навыков своего ребенка 3 лет. Вот характерные черты, которые должны насторожить вас

Обратите на них внимание.Как дитя говорит. Слишком быстро («захлебывается») или растягивает слова

Смазанно, неразборчиво или «глотает» окончания. Говорит обрывками из книжек или мультиков или повторяет сказанное взрослыми. Собственных фраз нет.На предложения. Не применяет подлежащее, сказуемое и дополнения. Говорит отдельные слоги, сокращает слова. Целые слова не говорит.На понимание обращения. Ребенок 4 лет не выполняет просьбы, элементарные команды.На психоэмоциональный фон. Дети беспокойное, тревожное, у него повышено слюнотечение, даже в спокойном состоянии раскачивается из стороны в сторону.На коммуникативные навыки. Малыш не играет с другими детьми, неправильно играет с игрушками. Например, вместо того чтобы накормить из тарелки куклу, он сажает ее в тарелку.Если по каким-то критериям вы узнали свою ситуацию, проконсультируйтесь с неврологом, логопедом. Или попытайтесь «догнать» сверстников своими силами.

Нормы речи к трехлетнему возрасту

Как уже упоминалось выше, после рождения, малыш проходит несколько стадий, которые позволяют подготовить речевой аппарат к произношению звуков, слогов, а затем слов. Каждая из стадий должна протекать в свое определённое время. Например, отечественный психолог А. Леонтьев выделяет следующие периоды речевого развития:

  • Крик. Малыш, только что родившийся из утробы мамы, извещает ее, весь мир, что он появился на свет, а последующие несколько недель он сигнализирует своим криком, что у него что-то не так – хочет есть, спать, устал. К тому же с помощью крика новорожденный тренирует свою дыхательную, артикуляционную системы, голосовые связки.
  • До 6 месяцев ребеночек гулит, издавая звуки, похожие на музыкальные: агу, муу и др.
  • До года малыш лепечет, произнося отдельные слоги.

После года дошкольник начинает произносить свои первые короткие слова, которые могут объединять в себе значение похожих слов: машиной будет весь проезжающий транспорт, едой – все съедобные продукты.
Полтора года – растет словарный запас, кроха уже произносит двух или трехсловные предложения, не используя пока что предлоги.
К трем годам в речи появляются предлоги. Их произнесение может быть еще неправильным, они могут не согласовываться со словами, но, как правило, после нескольких исправлений взрослым, малыш понимает, запоминает, как говорить правильно

К сожалению, дети, которые имеют повреждения в речевых центрах головного мозга, на этих исправлениях внимание не акцентируют и продолжают говорить, как привыкли – неправильно.

Норма речевого развития детей в 3 года

  1. Ребенок употребляет предложения, состоящие больше, чем из трех слов.
  2. Его речь состоит из существительных, прилагательных, глаголов, наречий, числительных и местоимений.
  3. Начинает использовать правильные падежные окончания правильно, сочетать слова по роду и числу.
  4. Знаком со словами, которые обозначают обобщение какой-либо группы слов (еда, напитки, одежда и т.д.).
  5. Использует уменьшительно-ласкательные суффиксы.
  6. Правильно ставит ударения в словах, которые проговаривает довольно часто.
  7. Может составить рассказ, смотря на картинки в книге. При этом могут понадобиться наводящие вопросы от взрослых.
  8. Произносит большинство звуков правильно. Но с такими как ш, щ, ч, р, л, могут возникнуть проблемы.
  9. Активно проявляется словотворчество. Это совершенно нормальный этап речевого развития. Ребенок пробует подстраивать слова под себя и произносить их так, как ему это больше нравиться. Например, «лисиный» вместо «лисий». Не бойтесь, это пройдет к 4-5 годам.
  10. Дети начинают устанавливать смысловые связи между предметами, действиями их названиями.
  11. Интонационная выразительность растет. Малыш начинает рассказывать стихи (если он это может) с нотками выразительности. Хотя ему до сих пор непросто контролировать громкость и темп.

Основные аспекты развития речи у детей возрастом 3-4 года

Разговорные способности малыша в этот период далеки от идеала. Он путает окончание некоторых слов, может менять их местами, преобразовывает слоги по своему желанию. Ребенку сложно складывать длинные предложения. Трудности заключаются в применении падежных окончаний. Допускаются грамматические и смысловые ошибки.

Некоторым детям плохо удается правильно выговаривать словосочетания. В таких случаях понять, что они говорят могут только близкие люди. Часто происходит замена букв в словах.

Например, буква «р» заменяется на «л» (рыба-лыба). Такое случается, если малыш не может произнести определенный звук. Тогда он пытается найти взаимозаменяемые звуки, чтобы выразить свою мысль взрослому.

В возрасте 4 лет о таких перестановках волноваться не стоит. Обычно в этот период дети сами справляются с недочетами речи. Но при возникновении проблем обращаться за помощью к логопеду рекомендуется после 5 лет.

Нервно-психическое развитие

В этот период повышается работоспособность нервной системы. Малыш уже может сдерживать эмоции, например, не плакать, когда ему больно или обидно.

У него повышается способность к концентрации внимания. Теперь он может 10–15 минут заниматься делом, не отвлекаясь на что-то другое

Отвлечь плачущего трехлетку, переключив его внимание, не так просто, потому что он уже сконцентрировался на своих негативных эмоциях

В этом возрасте ребенок еще не может как следует управлять своим поведением. Сложностей добавляет и упомянутый выше кризис трех лет. Внутренний мир крохи полон противоречий, которые выливаются в капризы и истерики.

Характерные особенности разговора детей в 4-5 лет

Звукопроизношение становится более четким. Смягчение отдельных букв практически исчезает. Например, слово «сяпка» уже будет «шапка». Но такие скачки развития происходят не со всеми детьми.

Многим в этот период еще не по силам правильное произношения слов. В основном это касается шипящих звуков. Также наблюдается чередование правильно сказанного слова и неправильно. К примеру, «сина» (шина) и сразу «машина».

Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Главная особенность развития речи 4 летнего ребенка в его любви к буквам «р», «ш» и «ж». Малыш может говорить не лук, а «рук» или не змея, а «жмея».

В этом возрасте дети понимают для чего нужны определенные предметы. Определяют их класс (мебель, посуда, игрушки, звери). Могут описывать увиденное несколькими фразами.

Особенность развития на данном этапе характеризуется умением крохи отвечать на поставленный вопрос.

Развитие ребенка в 3 года: особенности

Три года – важный возраст в жизни крохи. В это время в его психике происходят большие изменения. Спокойный, послушный ребенок вдруг становится капризным и неуправляемым, а родители недоумевают: что же произошло?

Волноваться не стоит. В психологии существует такое понятие, как кризис трех лет. Именно он и провоцирует такие изменения в поведении детей. Первые признаки начинающегося кризиса становятся заметны уже в два годика. К концу третьего года жизни кризис достигает своего пика.

Распознать кризис трех лет можно по следующим признакам:

  • Негативизм. На все просьбы и предложения родителей ребенок отвечает отказом. Это сильно раздражает взрослых, но нужно понимать, что таким образом малыш учится осознавать себя как отдельную личность.
  • Упрямство. Кроха становится очень упрямым. Он требует, чтобы его желания немедленно исполняли, а если этого не происходит – устраивает истерику.
  • Стремление к самостоятельности. Ребенок пытается все делать сам – одеваться, умываться, чистить зубы и т. д. Попытки взрослых помочь ему категорически отвергает.
  • Конфликтность. Малыш становится конфликтным: перечит родителям, ругается, игнорирует их просьбы, протестует против установленных правил.
  • Ревность. Кроха начинает ревновать родителей к братьям или сестрам. Если таковых не имеется, он может начать ревновать маму к папе.

Эти изменения в поведении являются возрастными особенностями, которые со временем проходят.

Развитие речи детей 2-3 лет

В речи ребёнка третьего года жизни должны появляться звуки , , , а также, , , , , , , , , , , , ну и, конечно,  все гласные. Хотя произношение многих звуков ещё очень далеко от идеала, это связанно с подвижность мышц языка и губ, которые ещё недостаточно развиты. Большинство трудных звуков ребёнок заменяет более лёгкими для произношения. Так, малыш шипящие звуки заменяет свистящими: «цяй» (чай), «зюк» (жук).

Словарный запас ребёнка быстро пополняется, к двум годам и достигает примерно 300 слов, а к трём  годам — до 1000 слов. К третьему году жизни малыш с удовольствием слушает несложные сказки, рассказы, с лёгкостью выполняет простые словесные поручения. К 2,5 годам у малыша уже должна сформироваться фразовая речь, фразы зачастую состоят из двух слов «мама дай», «мама пи». Но не стоит бить тревогу, если ваш ребёнок не начал говорить в два года, это все очень индивидуально и зачастую дети начинают фразовую речь к трём годам. Возраст два-три года считается самым критическим и показаться специалисту будет не лишним при отсутствии фразовой речи.

Задачи речевого развития в 3 года

Каждому взрослому очевидна цель касательно развития речи 3-летних детей. Ребенок должен заговорить, употребляя все больше слов и высказываясь с каждым днем все лучше. Но что следует делать для того, чтобы речевое развитие детей 3-4 лет эффективно продвигалось?

Желанную цель речевого развития младшего дошкольника можно разбить на несколько ключевых задач:

  • Наполнять словарный запас новыми понятиями;
  • Формировать обобщающее значение известных ребенку и новых слов (чтобы книгой малыш считал не только красочное детское пособие, а любую книгу; чтобы глагол «складывать» был понятен не только по отношению к игрушкам, а и в других подходящих ситуациях и т.п.)
  • Побуждать малыша говорить, что является естественной тренировкой произношения и умения высказываться.

Если систематически уделять внимание каждой из этих задач в самых обычных условиях при повседневном общении, то ребенок быстро накапливает активный словарик, а его высказывания становятся более независимыми и самостоятельными. Это способствует не только продвижению в речевом развитии, но также и обеспечивает шаги в формировании мышления

Люди же не только говорят, но и думают с помощью слов.

К каким специалистам стоит обратиться?

Если малыш практически не разговаривает в 3 года или делает это плохо, следует пройти комплексный медицинский осмотр у таких специалистов:

  • педиатр (выявляет наличие нарушений и направляет на осмотр к другим специалистам);
  • оториноларинголог или сурдолог (проверяют слух ребенка);
  • логопед и дефектолог (с помощью тестирования определяют уровень развития речи, выявляют отклонения в ее формировании);
  • невропатолог (определяет наличие патологий нервной системы);
  • психолог (выявляет нарушения в эмоциональном состоянии малыша);
  • психоневролог (может потребоваться для точного определения диагноза).

Если психологическое и физиологическое состояние малыша в норме, справиться со сложностями в речевом развитии ему помогут логопед и родители. Для этого нужно не только обратиться к грамотному врачу, но и постоянно работать с малышом дома.

Особенности развития речи детей 3 – 4 лет

В 3 года детки знают от 800 до 1000 слов, любят общаться, вести диалог. Вот что делает ребенок 3 лет:

  • говорит полными словами, редко использует упрощенные варианты слов, звукоподражания;
  • на простом уровне рассуждает о вещах, явлениях;
  • обобщает — объединяет предметы в группы;
  • знает, что такое характеристики вещей и различает по ним;
  • устанавливает связь между предметами;
  • применяет союзы, глаголы с приставками.

Вот еще какие есть особенности развития речи детей 3 – 4 года: они недостаточно четко произносят звуки, хотя твердые и мягкие даются большинству. Без помощи родителей не смогут пересказать увиденный мультфильм или прочитанную сказку — не умеют выстраивать логически повествование.У ребенка 3 лет встречаются ошибки: он неправильно использует падежные окончания, предлоги, образует множественное число существительного.

Развитие речи у ребенка 4 лет

Навыки выходят на более высокий уровень. Словарный запас увеличивается вдвое — до 2000 слов.

Вот особенности развития речи детей 3 – 4 года:

  1. Используют существительные и глаголы;
  2. Иногда употребляют наречия, местоимения, числительные;
  3. Знает притяжательные прилагательные (собачьи уши, лисий хвост);
  4. Правильно сочетают слова в предложениях;
  5. Отвечают развернутыми фразами из 3 – 4 слов;
  6. Придумывают новые слова — словотворчество;
  7. Рифмуют слова по звучанию.

Ребенок 4 лет говорит понятнее и четче. Хотя в сложных словах может опускать или заменять слоги. Шипящие и сонорные звуки даются не всем.

Появляется чуткость и интерес к языку. В этом возрасте все детки «почемучки»: их интересует происхождение слов, кто их придумал, почему предметы называются именно так.

Еще одна особенность развития речи детей 3 – 4 года — они замечают, как говорят другие люди, понимают суть сюжетных картинок.

Коррекция и лечение (педагог, психолог, медицина, родители)

Коррекцией имеющихся трудностей занимаются педагоги, логопеды, в этом им активно помогают родители. Лечение органической патологии назначают врачи.

  • Медикаментозное лечение. Невропатолог назначает препараты в зависимости от жалоб родителей, часто это могут быть нейротропные средства, стимулирующие созревание нервных клеток, витамины, тонизирующие или успокаивающие лекарства, улучшающие мозговое кровообращение.
  • Логопед. Система коррекционных занятий предусматривает стимуляцию активной речи у дошкольника (начинают упражнения с изучения членов семьи, частей собственного тела и др., постепенно задания усложняют и тем самым ребенок учится и запоминает информацию с помощью логопеда). Используется артикуляционная гимнастика, различные игры, а также по показаниям проводится логопедический массаж.
  • Психолог. Развивает высшие психические функции, обогащает двигательную сферу, развивает мелкую моторику.
  • ЛФК. Лечебная физкультура помогает не только логопедам, но и психологам. Ее можно использовать в различных целях, а главное – научить ребенка новым двигательным навыкам.
  • Массаж. Показан детям с нарушенным мышечным тонусом – расслабляет или, наоборот, тонизирует различные группы мышц.
  • Активная позиция родителей.

Интеллектуальное развитие

В этом возрасте наглядно-действенное мышление трансформируется в наглядно-образное. Если раньше кроха познавал мир при непосредственном контакте с различными предметами, то сейчас он уже может оперировать образами этих предметов, хранящимися в его памяти.

В три года ребенок должен уметь следующее:

  • понимать простые причинно-следственные связи;
  • проявлять первые навыки планирования действий;
  • сравнивать предметы по величине, форме, цвету;
  • складывать простые пазлы из четырех крупных частей;
  • знать основные цвета и уметь их назвать;
  • знать названия окружающих предметов (посуды, мебели, продуктов), животных;
  • знать названия основных геометрических фигур.

Важной особенностью этого возраста является то, что подросший малыш может думать и рассуждать о предметах, не находящихся в поле зрения. Это важный шаг на пути к дальнейшему развитию мышления

Лексическое богатство

А вот развитию словарного запаса способствуют практически все эти игры. Плюс, конечно же, разучивание новых стихотворений, потешек, постоянное чтение книг, энциклопедий для самых маленьких, активное общение с малышом.

Мы наращиваем словарный запас и развиваем речь малыша, когда:

  • рассказываем на прогулке обо всем, что видим, объясняя, что из чего состоит, чем отличается, для чего нужно;
  • читаем скороговорки, загадки, пословицы;
  • обсуждаем прочитанную сказку, увиденный мультик или фильм;
  • учим детей сравнивать предметы, подмечать их отличия;
  • побуждаем их задуматься над смыслом прочитанного, задавать вопросы о сюжете или характерах героев (это приходит само собой, если читать книжки постоянно);
  • попадаем в новое место (парк, аттракцион, учреждение), где можно узнать новые названия предметов, ощущений, профессий;
  • играем в словесные игры («Кто говорит так?», «Съедобно или нет?», «Найди отличие», «Что где лежит?» и т. д.).

Речь малышей важно развивать поэтапно, уделяя внимание ее возрастным особенностям и уровню общего развития детей. Тогда на каждом следующем этапе им будет легче. А к школе мы подготовим ребенка, владеющего речью на нужном уровне

А к школе мы подготовим ребенка, владеющего речью на нужном уровне.

Логическое мышление

В 3 годика дети уже имеют некоторые навыки логического мышления. Они должны уметь следующее:

  • объединять два предмета в логическую пару («карандаш-бумага», «чай-чашка»);
  • исключать из группы предметов лишний;
  • понимать логическую последовательность событий (на небе собрались тучи – пошел дождь – земля стала мокрой);
  • выделять основные свойства предметов и объединять их в группы по этим свойствам;
  • понимать временную последовательность («вчера», «сегодня», «завтра», «сейчас», «потом»);
  • различать противоположности (большой – маленький);
  • понимать расположение предметов в пространстве («над», «под», «вверху», «внизу»).

Развитие речи ребенка от 2 до 6 лет в таблице

Темпы речевого развития индивидуальны, но в норме речь каждого человека проходит по одному и тому же пути. Допускаются отклонения в несколько месяцев, однако достижения каждого года должны соответствовать норме.

Возраст Проявления речевого развития в норме

До 2 лет

  • В 4-5 мес. – лепет
  • В 1 год 2 мес. – 6 слов
  • В 1,5 года – 7-25 слов
  • В 2 года – фраза из 2 слов

2-3 года

  • Словарный запас от 70 до 250 слов
  • Начинает изменять слова по родам, числам и падежам
  • Появляются местоимения Я, ТЫ, МНЕ
  • Знает, что такое «ОДИН»

3-4 года

  • Проговаривает свои действия
  • Он задает вопросы
  • Может пересказать маленький рассказ или сказку, пользуясь вопросами взрослого
  • Проявляет инициативу в общении

4-5 лет

  • Дети произносят почти все звуки родного языка
  • Они употребляют сложные предложения
  • Речь чистая и отчетливая, богатая интонациями

5-6 лет

  • Словарный запас достаточен для активного общения
  • Четко произносит слова и звуки
  • Высказывания детей богаты интонационно, несут интересное содержание, речь выразительна

Речевые нарушения имеют широкий диапазон различных патологий, определить которые сможет только специалист. Однако внимательные родители в состоянии понять, когда бить тревогу и обращаться за квалифицированной помощью.

Речевое развитие детей 5-6 лет

Этот возраст является важным моментом в подготовке детей к школе. Ребёнок должен уметь связно и в правильной последовательности излагать свои мысли. После пяти лет словарный запас стремительно растёт. Подсчитать количество употребляемых слов уже невозможно. Сформирован навык звукового анализа. При подготовке к школе дети должны уметь правильно определять позицию звука в слове: начало, середина, конец слова, точное место звука в слове, также называть все звуки по порядку в слове. У детей могут наблюдаться ошибки в употреблении форм множественного числа существительных, в именительном и родительном падежах: мяч — нет мячов, одно ухо — много ухов.

В норме дети этого возраста должны чётко произносить все звуки на уровне слов и предложений. К сожалению, это происходит не всегда. У большинства детей наблюдаются недостатки звукопроизношения, связанные с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата или с недоразвитием фонематического слуха.

В этих случаях родители срочно должны обратиться к логопеду, чтобы специалист установил причину неправильного звукопроизношения и провёл коррекционную работу. Чем позже родители обратятся за помощью, тем дольше они будут ждать результата. Чем старше становится ребёнок, тем сильнее в его речи закрепляется неправильное звукопроизношение, тем дольше будет проходить период автоматизации поставленного звука в речь.

Чем родители могут помочь?

Если же с малышом все в порядке, не стоит думать, что речь у него сформируется сама собой. Здесь уже говорилось о том, какие проблемы характерны для деток 3 – 4 лет. Вот над ними и нужно работать, постоянно проводя с детьми увлекательные игры, развивающие речь.

Итак, что конкретно требует сейчас внимания взрослых?

Логическое мышление, внимание, память. Это позволит малышу запоминать больше из прочитанного или увиденного, рассуждать об этом, делать выводы, излагать свои мысли последовательно.
Умение употреблять слова в речи синтаксически правильно (использовать род, число, падеж, лицо для употребления правильных окончаний).
Расширение словарного запаса
Это один из важнейших аспектов становления речи, позволяющих малышу полно, понятно и распространенно рассказывать.
Освоение разных форм речи (диалог, монолог, описание).
Работа над улучшением артикуляции

Это важно для того, чтобы малыш смог быстрее осилить сложные для него звуки (об артикуляционной гимнастике подробнее можно прочесть здесь).
Выразительность, темп, интонация. Ребенка нужно учить говорить с нужной силой голоса, соответственно ситуации, окрашивать речь эмоционально, не тараторить и не тянуть слова.
Фонематический слух

Малышу важно научиться правильно воспринимать каждый звук в слове, слышать количество слогов и их порядок.
Мелкая моторика. Она поможет ребенку улучшить произношение и активировать центры мозга, отвечающие за развитие речи (примеры игр на развитие моторики можно найти тут – «Моторика рук для развития речи»).

Нормы речевого развития по возрастам

Нормы развития речи

Методики развития

Существуют разные методики развития речи детей 3-4 лет, которые родителям будет нетрудно освоить самостоятельно. Если занятия не дадут результатов в течение 3-4 месяцев, стоит обратиться за помощью к специалистам.

Постоянно расширяйте сферу общения своего малыша. Знакомьте его с новыми людьми самых разных возрастных групп.
Постепенно увеличивайте его словарный запас

Учите с ним новое слово и закрепляйте его в лексиконе на протяжении нескольких дней.
Обращайте внимание на то, как он проговаривает шипящие и свистящие звуки, твёрдые и мягкие. Исправляйте его, если он произносит их неправильно.
Говорите с ним по-разному: тихо и громко, быстро и медленно.
Читая сказку, уделяйте внимание голосу, интонации, тембру, выразительности.
При любых успехах и достижениях не забывайте хвалить и поощрять малыша.
Рассказывайте на прогулке обо всём, что видите.
Постоянно спрашивайте о пройденном дне, услышанной истории, просмотренном мультике.
Ежедневно читайте детям скороговорки, стихи, загадки.
Не забывайте упражнения, игры, методики для развития мелкой моторики, которая напрямую связана с речью

Предлагайте ему работать с мелкими деталями (пазлы, конструктор, песок, глина, пластилин и другими игрушками для развития мелкой моторики). Научите его завязывать шнурки.
Играйте с ним в словесные игры «Кто говорит?», «Что где лежит?», «Это съедобное или нет?», «Чем отличаются предметы?», «Опиши предмет» и т. д.

О способностях и социализации маленькой личности может многое рассказать речевое развитие ребёнка 3-4 лет, которое должно соответствовать определённым нормам. При наличии отклонений родители должны предпринять ряд мер, чтобы восполнить пробелы. Сделать это возможно как самостоятельно, так и привлекая специалистов со стороны. Главное — не останавливаться и не отчаиваться. Те, кто нацелен на результат, обязательно достигнут его.

https://youtube.com/watch?v=o3ZIZFaGUQ0

Как развивать речь ребенка в 3 года

Очевидно, что малыш нуждается в помощи, чтобы полноценно овладевать речью. Рассмотрим некоторые доступные способы и методы развития речевых навыков в младшем дошкольном возрасте.

Наша речь характеризуется многочисленными ассоциативными связями. Нужно это использовать, чтобы помочь дошкольнику усвоить больше слов и активнее включать их в свои высказывания.

Лингвисты поясняют, что каждое понятие обязательно имеет связанный с ним набор слов, и этот набор называют ассоциативным полем. Родители могут оказать эффективную помощь дошкольникам в присвоении таких полей

Обратил ребенок внимание на котика или собаку – поспрашивайте его, каков этот кот или песик. Даже трехлетний малыш будет подбирать слова, чтобы их описать

Взял ребенок яблоко – поинтересуйтесь, какое это яблочко.

Много ассоциативных связей заложено в сказках. Доступные для понимания детками сюжеты содержат интересные и легко запоминающие словосочетания. Послушав сказочные истории, младшие дошкольники так и повторяют: «яичко не простое, а золотое», «жили-были», «колобок-колобок, я тебя съем» и подобные устойчивые выражения. Сказки содержат огромный потенциал для развития речи детей (Возможности сказки).

Полезно использовать пальчиковые игры для детей. Физиологи аргументировано доказали, что уровень развития речи детей зависит от степени развития мелкой моторики.

Упражнения с карточками

Речевая и мыслительная деятельность ребенка активизируется уже при обычном рассматривании картинок. Если же ввести специальные упражнения, полезность рассматривания усилится.

Подготовьте набор карточек с изображением одежды, посуды, еды, людей, животных, транспорта, мебели и примерных групп, доступных для понимания 3-4-летним ребенком. Этот набор можно использовать в различных вариациях для занятий с детьми.

Упражнение 1. Очень простое и такое полезное занятие: показывайте ребенку картинку, а он пусть называет, что на ней изображено. Благодаря данному упражнению будут прочнее усваиваться понятия, поскольку задействуется зрительное восприятие, а также тренируется произношение.

Упражнение 2. Разложив перед дошкольником два десятка карточек, предложить ему выбрать те, где изображено «то, что мы надеваем на себя», или «то, что бывает на кухне», или выбрать «зверушек», «машины» и т.д.

Имейте в виду, что трехлетний ребенок с таким заданием самостоятельно не справится. Первое время составляйте подборки вместе, сопровождая ход вопросами и рассуждениями. Четырехлетним такое задание уже должно даваться легко, и дети без подсказок должны уметь создавать группы изображений.

Упражнение 3. Выберите 2-3 карточки похожих по форме или цвету изображений (например, яблоко и мячик). Побуждайте ребенка рассуждать, чем они похожи между собой. Данное упражнение также станет первым шагом в развитии логического мышления.

Созревание мозга и речевых функций взаимосвязано. Это еще одна важнейшая причина, почему развивать речь ребенка нужно своевременно. Любая задержка в формировании речи замедляет развитие дошкольника.

Взрослым важно помнить, что освоение родного языка в 3-4 года – это настоящая работа для ребенка! Ему приходится повторять за взрослыми и запоминать ежедневно много слов. Огромное значение для речевого развития ребенка имеет наличие аудитории

Его должны слушать. Если старшие внимательны к разговору ребенка, он будет говорить все охотнее, овладевая основными грамматическими формами родного языка. В таких условиях прогресс в развитии речи малыша будет ощущаться еженедельно.

Полезно ознакомиться: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: