Сенсорный мир аутизма

Признаки аутизма у детей по возрастам

Описание случая: Соня

Когда Соня встала утром и начала одеваться, она увидела блузку, приготовленную ее мамой. Блузка царапает кожу, а сзади у нее есть жесткий ярлычок. Во время завтрака Соня может думать только об этом ярлычке. Затем она садится в автобус. Она ненавидит автобус, в котором громко говорят, смеются и кричат другие дети. Хуже того, другой школьник сидит слишком близко к ней и касается ее. Когда кто-то случайно прикасается к ней, Соню это раздражает, для нее это неприятно и болезненно.

Когда автобус подъезжает к школе, то она выходит из него. Вскоре она слышит школьный звонок. Он громкий, очень громкий! Ученики строятся на линейку, при этом они часто задевают друг друга. Соня старается встать в самом конце, чтобы ее никто не задел. Однако некоторые встают прямо позади нее. Один школьник задевает ее. Ей больно, Соня чувствует растущую перегрузку, однако она не замечает сигналы своего тела, которые говорят о том, как она себя чувствует. Она не понимает, что испытывает перегрузку и уже близка к срыву.

Соня приходит в класс и замечает, что учительница использует новые духи. Это очень сильный запах. Некоторые ученицы делают учительнице комплименты, нахваливая духи. Но у Сони начинает болеть голова. Снова звенит звонок, он очень громкий. Учительница начинает урок, когда Соня внезапно закрывает уши руками и кричит: «Звонок слишком громкий!» Учительница напоминает, что, прежде чем что-то говорить в классе, нужно поднять руку. Соня начинает спорить с учительницей, затем опрокидывает свою парту и с плачем выбегает из класса.

Поведение, описанное в этом сценарии, не является результатом только громкого звонка. Оно связано с тем, что Соня уже была на грани и испытывала перегрузку. Звонок стал «последней каплей» сенсорной стимуляции. Это результат комбинации событий дома и в школе. Сенсорная система Сони подвергалась продолжительным и непредсказуемым испытаниям с самого утра. В итоге она не смогла справиться с кумулятивным эффектом.

Это говорит о том, как важно наблюдать за поведением ребенка в течение продолжительного времени, учитывать скрытые факторы в окружающей среде. Возможно, эти факторы не очевидны для нас, но они усиливают сенсорные трудности ребенка

Почему аутизм у женщин встречается реже, чем у мужчин?

На этот счет есть множество теорий, каждая из которых имеет право на жизнь, но ни одна из них на сегодняшний день не является официально доказанной:

  • Женщины реже наследуют аутизм из-за генетических различий между полами. И тут есть несколько вариантов: расстройства могут передаваться в основном по мужской линии, либо строго от мамы к дочери, или от папы к сыну.
  • Учителя, родители и воспитатели считают симптомы аутизма у девочек менее выраженными или проще, более снисходительно к ним относятся, часть из них считая просто особенностью личности.
  • Женщины могут лучше подстраиваться под окружающую действительность и тем самым маскировать свои социальные проблемы.
  • Поскольку у мужчин РАС встречаются гораздо чаще, то и основные диагностические приемы выстроены и ориентируются именно на них, из-за чего мы и наблюдаем недостаточную или неправильную диагностику аутизма у взрослых женщин и девочек.

Синдром Аспергера

Программы по аутизму

Наиболее распространенными программами по аутизму являются:

  • программа АВА;
  • FLOOR Time-игровое время;
  • другие программы при аутизме.

Программа АВА в коррекции аутизма

Основными принципами данной программы являются:

  • наибольшую пользу АВА приносит детям, которые не достигли 5 лет;
  • особенно эффективна программа при обучении аутистов речевым навыкам;
  • лучшими результатами обладают занятия, проводимые один на один;
  • упражнения необходимо проводить регулярно и часто – от 20 до 40 часов в неделю, вне зависимости от того, посещает ли ребенок садик или школу;
  • систематически необходимо проходить контроль у специалиста, чтобы контролировать эффективность занятий и корректировать их в случае необходимости;
  • все проводимые занятия должны нравиться ребенку – это является самым главным условием данной программы.

Как проводятся сеансы АВА-терапии?

Этапы АВА программыПервый этапВторым этапомТретий этапЧетвертым этапомОсобенности АВА-терапии

Другие программы коррекции аутизма

Другими программами по аутизму являются:

  • МБА терапия – мотивация аутиста через поощрение;
  • Early Bird – помощь пациенту через его родителей;
  • RDI – развитие партнерских отношений;
  • Son-Rise – интеграция взрослых в мир аутичного ребенка.

Особенности зрительного восприятия у детей с РАС

Часто у детей с РАС страдает зрительное восприятие, вследствие чего родители и специалисты наблюдают следующие особенности:

  • лучше развито периферическое зрение, когда ребенок смотрит как бы вскользь или боковым зрением, но не напрямую – прямой взгляд доставляет ему дискомфорт, так как присутствует фрагментарность визуального внимания, изображение искажается, становится нечетким и пугающим;
  • затруднения в различении признаков предметов, таких как цвет, форма, величина – при этом ребенок может ими интересоваться, зацикливаться на них, но это будет своего рода стимминг, а не познавательный интерес (он крутит предметы, «залипает» на том, как эти цвета, формы, величины бликуют, перемещаются в движении по пространству и т.д.);
  • невозможность узнавать объекты в перевернутом состоянии, собрать целостный образ из фрагментов, удержать в поле зрения несколько предметов, идентифицировать буквенно-знаковую систему (не у всех);
  • негативная реакция на световые, цветовые, двигательный раздражители – не любит яркий свет, избегает яркие цвета, раздражается, когда перед глазами двигаются несколько объектов (раздвигаются шторы, двери);
  • слабая дифференциация лиц и образов даже близких родственников.

Чаще дети с аутизмом фиксируются на каких-то малозначимых свойствах предметов или явлений и делают их предметом постоянного интереса. Это могут быть блики от света, бегущие строки в рекламе, световой эффект от смены кадров на экране, раскручивание предметов, перебирание пальцами перед глазами и т.д. Многие детки-аутисты любят крутиться вокруг своей оси – это яркий пример стимуляции сенсорных анализаторов, в данном случае – зрительного и моторного в сцепке. Нередко они страдают от чрезмерной чувствительности визуальной перцепции, и тогда приходят страхи – страх идущих людей, открытых окон, автобусов, людей с черными волосами или в темных очках. Страхи очень разнообразны и необычны.

Клинические проявления форм аутизма

У каждой формы аутизма также существуют свои определенные признаки и симптомы. Рассмотрим подробнее наиболее распространенные из них.

Синдром Каннера или инфантильная форма аутизма

В эту категорию относят детский, инфантильный аутизм и другие аутистические расстройства проявляющиеся у детей от одного года до трех лет.

Для них характерны следующие признаки:

  • отсутствие интереса к взаимоотношениям с другими людьми, начиная с раннего возраста;
  • стереотипность в играх;
  • страх перед любыми изменениями в быту и в окружающем пространстве;
  • задержка в развитии;
  • нехватка речевой функции для коммуникаций с окружающими;
  • появление речевых стереотипий;
  • игнорирование болевых ощущений и других внешних раздражителей.

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм во многом схож с синдромом Каннера. Однако при такой форме заболевания отсутствуют нарушения в речевом развитии и высоко развиты когнитивные способности.

При такой форме мягкого аутизма у детей хорошо развиты мыслительные процессы, существует искаженное восприятие окружающей действительности и самого себя, наблюдается сложность в концентрации внимания. Другие психологические и физиологические симптомы данного заболевания выглядят следующим образом:

  • стереотипность поведения и ограниченность интересов;
  • импульсивное поведение;
  • привязанность к привычной окружающей среде;
  • нарушения в коммуникативных навыках;
  • отрешенность взгляда, или устремленность его в одну точку.

Атипичная форма

Для атипичной формы аутизма характерно проявление в более позднем возрасте. Также возникает он и у взрослых, особенно при наличии умственной отсталости и других заболеваний, связанных с развитием. К признакам такой формы болезни относятся:

  • возникновение и развитие после трех лет;
  • серьезные отклонения в социальном взаимодействии между пациентом и окружающими его людьми;
  • ограниченное и стереотипное поведение, возникающее с определенной периодичностью.

Способы лечения аутизма и его прогнозы

Повышенная чувствительность к сенсорной стимуляции

Большинство из нас могут «фильтровать» сенсорную информацию, которую мы получаем в течение дня, и мы не замечаем большинство сенсорных сигналов. Некоторые люди не могут фильтровать эти стимулы, в результате их сенсорный опыт становится слишком интенсивным и хаотичным. Это может пугать, вызывать истощение и тревожность. Повышенная сенсорная чувствительность может распространяться на один орган чувств или на разные чувства одновременно. Например, один человек может быть слишком чувствительным к прикосновениям, а другой — к прикосновениям, звукам и запахам.

Сенсорная гиперчувствительность может повышаться или снижаться в зависимости от разных факторов. Например, на нее может влиять время дня, окружающая среда и эмоциональное состояние. То, что не беспокоит человека сейчас, может очень сильно беспокоить его, если он устал или испытывает тревожность.

Стадии развития аутизма

Диагностика расстройства аутистического спектра

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

Примеры проблем

Проблема – возможная сенсорная причина – идеи

  • Слишком разборчивый едок – гиперчувствительность к вкусу или текстуре еды, возможно, неспособность чувствовать еду во рту – постепенное знакомство с ощущениями от разной текстуры во рту, например, фланель, зубная щетка, еда; используйте маленькие порции, меняйте текстуру еды. Поощряйте занятия, в которых участвует рот, например, свистки, мыльные пузыри, рисование соломинкой.
  • Жует все подряд, включая одежду и предметы – возможно, находит это расслабляющим, получает удовольствие от тактильных ощущений – соломинки, жевательные кольца без латекса, твердые жевательные резинки (охлажденные в холодильнике).
  • Отказывается носить определенную одежду – не нравится определенная структура или давление на кожу, выворачивает одежду наизнанку, чтобы избежать швов – удалите любые ярлыки или наклейки, позволяйте носить только ту одежду, в которой он чувствует себя комфортно.
  • Трудности с засыпанием – возможно, трудно отгородится от ощущений, особенно зрительных и слуховых – используете не просвечивающие шторы, позвольте ребенку слушать музыку для блокировки внешних звуков, используйте тяжелые одеяла.
  • Не может сосредоточиться в классе – возможно, слишком много сенсорных ощущений: слишком шумно (разговоры, звонок, скрип стульев о пол), много визуальных стимулов (люди, картины на стенах), может быть трудно держать карандаш или ручку (слишком твердое/холодное) – отсадите ребенка подальше от дверей и окон, используйте мебель для создания зоны, свободной от отвлекающих стимулов или, если возможно, индивидуальное рабочее место, попробуйте различные текстуры, чтобы сделать карандаш или ручку более комфортабельными.

Диагностика аутизма

Лечение аутизма у детей

Полностью избавиться от патологии с помощью лекарств или психотерапии невозможно — расстройства психической сферы будут сопровождать человека с аутизмом всю жизнь. Но с помощью различных методик можно улучшить состояние пациента, обучить его навыкам самообслуживания, помочь сформировать и поддерживать социальные контакты.  

Занятия для детей с аутизмом проводят совместно психологи, педагоги-дефектологи и логопеды. Только системная и постоянная терапия с привлечением родственников позволяют добиться заметного положительного результата.

Одна из современных методик — АВА-терапия (Applied behavior analysis). Она включает в себя различные техники, которые направлены на коррекцию поведения детей в социальной среде и обучение их навыкам самообслуживания. АВА-терапия строится на системе поощрений, когда за каждое правильное действие малыша ждет положительное подкрепление — награда. Сначала с детьми разучивают простые действия, а затем медленно и постепенно объединяют их в более сложные задания. 

АВА-терапию желательно начинать с 3-летнего возраста. В неделю проводят не менее 30–40 часов занятий. При этом дома родители должны систематически повторять и закреплять навыки, полученные во время уроков. 

Еще одна эффективная методика — система PECS (Picture Exchange Communication System). Для этих занятий используют специальные карточки с изображением различных действий и предметов. С помощью этих карточек детей обучают, как можно обратиться к взрослым членам семьи с определенными просьбами. Хотя данная методика и не направлена на развитие устной речи, у некоторых детей она приводит к улучшению речевой функции.8

В России и странах СНГ в работе с детьми-аутистами психологи широко используют эмоционально-уровневый подход. Он основывается на создании между специалистом и его пациентом доверительного эмоционального контакта. И только потом начинается работа по преодолению агрессии, тревоги и страхов, обучение целенаправленной деятельности. 

Медикаментозное лечение аутизма проводится редко и в основном показано только в случаях, когда психологические методики оказываются малоэффективными. Препараты позволяют уменьшить выраженность некоторых психологических проблем:

  • агрессивное поведение;
  • повышенная тревожность;
  • беспричинные истерики;
  • синдром гиперактивности;
  • нарушения сна. 

Медикаментозное лечение улучшает поведение ребенка при посещении общественных мест, облегчает его участие в жизни семьи

Но важно точно следовать рекомендациям врача — прием препаратов должен проводиться максимально коротким курсом. Сразу после достижения необходимого эффекта дозы препаратов постепенно снижают до полной отмены

Заниматься самолечением в этом случае нельзя — так можно только навредить ребенку и спровоцировать прогрессирование болезни.

Образование для детей с аутизмом

Устройство ребенка с аутизмом в детский сад и школу может стать проблемой. В России многие такие дети переходят на надомное образование, которое исключает общение с ровесниками и может негативно сказываться на прогрессе в лечении, так как лишает детей практики коммуникации. 

Родители должны знать, что по закону дети с РАС имеют право учиться в любой школе по выбору (в том числе – общеобразовательной), так как они относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом государство должно предоставить им специальные условия, которые будут зависеть от степени и тяжести их расстройства. Они могут включать занятия с опытными преподавателями (логопедами, психологами и др.), адаптированную школьную программу или доступ к оборудованию для сенсорной разгрузки, если это необходимо. Одной из наиболее предпочтительных моделей обучения для детей с аутизмом считается подход «ресурсный класс». Он предполагает постепенное введение ребенка в среду, где он сможет обучаться вместе с обычными детьми. Пока таких классов не так много, и часто они создаются благодаря немалым усилиям родителей, однако прогресс в системе образования для особенных детей уже прослеживается.

Миф о поствакцинации

Бытует мнение, что аутизм у ребенка развивается после вакцинации детей раннего возраста. Однако такая теория не имеет абсолютно никакой доказательной базы. Было проведено множество научных исследований, и ни одно из них не выявило связи между вакцинацией и возникновением заболевания.

Может случиться так, что время, когда проводилась вакцинация ребенка, просто совпало с тем моментом, когда родители заметили первые признаки аутизма. Но не более. Заблуждение в этом вопросе привела к резкому снижению уровня вакцинации населения, и как следствие к вспышкам инфекционных заболеваний, в частности, кори.

Что такое детский аутизм

Что свойственно детям с высокой и гиперчувствительностью

Итак, в зависимости от того, слабая СРСИ или дисфункциональная, мы и будем иметь дело с высокой или гиперчувствительностью. При гиперчувствительности мозг переполнен сенсорными сигналами сверх нормы и, следовательно, не может их интерпретировать и обработать. Система регулирования сенсорной информации не выполняет свою защитную функцию.

При высокой чувствительности есть повышенная чувствительность к сенсорной информации, но нет признаков дисфункции системы регулирования сенсорной информации. Мозг пропускает больше внешних сигналов, но не больше, чем он может обработать, и поэтому сенсорная перегрузка не наступает. В этом случае мы говорим о высокочувствительной СРСИ.

Т.е. гиперчувствительность и высокая чувствительность – это два разных континуума, но есть то, что их объединяет. При обоих этих состояниях мозгу нужно больше отдыха из-за повышенной нагрузки. И это может обеспечить не только сон, но и свободная игра – активированный отдых.

Дети с повышенной чувствительностью более восприимчивы, поэтому их чувства легче задеть. По меткому выражению Габора Матэ, у таких детей «эмоциональная аллергия».

Этих детей легче встревожить, поэтому они  склонны к уходу в альфу. Когда мир предстает для тебя угрожающим, держать все под контролем кажется правильным выходом. Но, увы, это не так. Дети не должны заботиться о своей безопасности, и в итоге стремление к всеобщему контролю только усиливает тревогу.

У них более активная иммунная система – как часть системы тревоги. Когда информации слишком много, мозг пытается лихорадочно дать всему определение – та ли это еда, та ли эта одежда. Эти бирки – трут или нет. Мозг буквально мечется в поиске ответов, что ему подходит, а что нет. И вот, в конце концов, чему-то присваивается статус врага и появляется аллергия.

У детей с повышенной чувствительностью больше проблем с интеграцией, с сенсорной и моторной. Чем больше сигналов и чем они интенсивнее – тем сложнее их смешать. Также зоны мозга, отвечающие за интеграцию, смешивание чувств, растут медленнее – отсюда импульсивность, агрессивность. 

У них больше проблем с адаптацией. Смысл процесса адаптации – принять в жизни огромное количество того, что не работает, что не соответствует ожиданиям. Но ирония и парадокс заключаются в том, что чувствительные дети гораздо больше других нуждаются в адаптации, потому что у них гораздо больше того, к чему нужно адаптироваться. Но как раз с этим у них огромные проблемы. Их невероятно сложно подвести к чувству тщетности и слезам. При классическом аутизме и у детей в спектре широко распространен бесслезный синдром.

По мнению Г. Ньюфелда, гиперчувствительность лежит в основе широкого спектра синдромов – от одаренности до аутизма. Когда СРСИ не работает, когда она не способна отфильтровать достаточное количество сигналов, это приводит не только к различным проблемам, но и к жизни «без кожи». У гиперчувствительных детей нет этой виртуальной кожи, способной защитить их от слишком интенсивного внешнего мира. И поскольку мир как будто проникает в них весь, то возникает вторичный эффект – когда слишком много «шума» уже внутри тебя.

B1. Стереотипное или повторяющееся использование движений, объектов, предметов или речи (например, простые двигательные стереотипии, выстраивание игрушек или переворачивание предметов, эхолалия, использование объектов или идиосинкразических фраз).

Стереотипная или повторяющаяся речь

  • Педантичная речь или необычно формальный язык (ребенок говорит как взрослый или «маленький профессор»).
  • Эхолалия (немедленная или отсроченная); может включать повторение слов, фраз или целых песен и диалогов.
  • Жаргон или тарабарщина (возраст развития >24 месяцев).
  • Скандированная речь.
  • Идиосинкратический или метафорический язык (понятный только тем, кто знаком с индивидуальным стилем общения человека); неологизмы.
  • Реверсивное использование местоимений (например, «ты» вместо «я», а не просто смешение половых местоимений).
  • Называет себя по имени (не использует «я»).
  • Персеверативный язык (персеверативные интересы к специфическим темам относятся к разделу B3).
  • Повторяющиеся вокализации, такие как повторяющиеся гортанные звуки, интонированный шум, необычный визг, повторяющийся гул.

Стереотипные или повторяющиеся движения

Повторяющиеся движения рук (например, хлопанье, взмахи, щелканье пальцев, скручивание).
Стереотипные или сложные движения тела (например, раскачивание с ноги на ногу, качание, вращение).
Странные позы (ходьба на цыпочках).
Интенсивное напряжение тела.
Необычные гримасы лица.
Скрип зубами.
Периодически закрывает уши руками (если это происходит в ответ на звуки, рассмотрите пункт B4).
Персеверативные или повторяющиеся действия / игра / поведение (обратите внимание: если состоит из двух или более компонентов, то является рутиной и должно рассматриваться в пункте B2).
Повторяющееся щипание (если нет явной сенсорной составляющей, относится к пункту B4).

Стереотипное или повторяющееся использование объектов

  • Нефункциональная игра с объектами (размахивание палочками, кидание предметов).
  • Выстраивание игрушек или предметов в линию.
  • Повторяющееся открывание и закрывание дверей.
  • Повторяющееся включение и выключение света.

Симптомы у детей младшего и школьного возраста

Пациенты младшего и школьного возраста отличаются отсутствием эмоций и замкнутостью. Примерно в полтора-два года у таких детей может полностью отсутствовать речевая функция, наблюдается нежелание идти на зрительный контакт. Часто нарушения речи в это время обусловлены нежеланием общаться в социуме. Когда же пациенты все-таки начинают говорить, то сталкиваются с определенными трудностями. Они часто говорят о себе в третьем лице, путают местоимения, повторяют одни и те же слова, звуки и фразы. Часто у таких детей возникают вокализации, как одна из разновидностей стереотипий.

Часто у аутистов преобладает гиперактивность, но их движения однообразны и носят повторяющийся характер. Также такие дети практически не плачут, даже когда сильно ударятся. Они избегают общества сверстников, в детских садах или школе, как правило, сидят в одиночестве. Иногда у них возникают приступы агрессии или аутоагрессии.

Ребенок может не обращать внимание на весь предмет в целом, но его привлекают некоторые его элементы. Так например, он может зациклиться на колесах или руле автомобиля, постоянно вращая их в руках

Игрушки не интересуют аутиста как таковые, но зато они очень любят сортировать их и выкладывать в определенном порядке.

Такие дети очень избирательны в еде или в одежде. У них присутствует множество различных страхов: страх темноты, различных шумов. При прогрессировании заболевания ухудшаются и возможные страхи. Они боятся выходить из дома, а в особо тяжелых случаях вообще покидать свою комнату и остаются в одиночестве. Их пугает любая смена обстановки, и оказавшись не на свое месте, они часто закатывают истерики.

Аутисты школьного возраста могут посещать обычные или специализированные школы. У таких детей наблюдается увлечение каким-либо одним из предметов. Чаще всего это рисование, музыка или математика. Преобладает у подростков аутистов значительная рассеянность внимания, также они испытывают значительные трудности со чтением.

У некоторых аутистов встречается синдром саванта, характеризующийся невероятными способностями в каких-либо определенных дисциплинах. Они могут отличаться талантами в музыкальной сфере или изобразительном искусстве, а также обладать феноменальной памятью.

Дети с низким коэффициентом интеллекта чаще всего замыкаются в себе и уходят в свой придуманный мир. У таких детей часто отмечаются нарушения в речевом развитии и социальной сфере. Малыш старается прибегать к речи только в очень исключительных случаях. Они никогда не жалуются и стараются ни о чем не просить, стараясь всячески избегать любого общения.

В таком возрасте у детей часто появляются серьезные отклонения в пищевом поведении, вплоть до полного отказа от пищи, что зачастую приводит к заболеваниям желудочно-кишечного тракта. Прием пищи сводится к определенным ритуалам, еда выбирается определенного цвета или формы. Вкусовые критерии пищи при этом не учитываются.

При своевременной диагностике заболевания и квалифицированном лечении, дети аутисты могут жить вполне нормальной жизнью, посещать общеобразовательные школы, осваивать профессиональные навыки. Лучших успехов при этом добиваются аутисты, речевые и интеллектуальные нарушения у которых сведены к минимуму.

Коммуникация и двухстороннее общение

Экспрессивный язык (устная речь, коммуникация с другими людьми). У некоторых людей с аутизмом есть развитые речевые навыки и обширный словарный запас. У других речевые навыки очень ограничены. Многие люди с аутизмом, даже с развитыми речевыми навыками, выражают эмоции скорее поведением, чем словами, но значение того или иного поведения зависит от конкретного человека.

Очень важно, чтобы люди, окружающие каждого человека с аутизмом, понимали смысл языка его поведения. Рецептивный язык (восприятие речи на слух, понимание других людей)

Большинство (но не все) людей с аутизмом лучше воспринимают информацию зрительно, а не на слух. Во время разговора человек с аутизмом нуждается в продолжительных паузах, чтобы обработать вербальную информацию

Рецептивный язык (восприятие речи на слух, понимание других людей). Большинство (но не все) людей с аутизмом лучше воспринимают информацию зрительно, а не на слух. Во время разговора человек с аутизмом нуждается в продолжительных паузах, чтобы обработать вербальную информацию.

Человеку с аутизмом также может потребоваться дополнительное время, чтобы ответить на вопрос или принять решение. Визуальная информация (диаграммы, кодирование цветом, символические изображения, письменная информация и так далее) могут помочь человеку с аутизмом лучше понимать чужую речь.

Социальное взаимодействие. Социальные навыки у людей с аутизмом могут быть очень разными, но все они испытывают какие-то трудности в восприятии социальных сигналов. Некоторые люди с аутизмом кажутся погруженными в свой внутренний мир (хотя в реальности они могут остро осознавать все, что происходит вокруг). Другие люди с аутизмом могут быть очень общительными и ориентированными на других людей, но им все равно трудно правильно понимать социальные ситуации и выбирать уместные ответы. Практически всем людям с аутизмом может помочь то или иное обучение социальным навыкам.

Контакт глазами. Недостаток контакта глазами — это одна из наиболее заметных особенностей людей с аутизмом, особенно во время разговора с другими людьми. Окружающие могут ошибочно воспринимать отсутствие взгляда в глаза как невнимательность, застенчивость, грубость или какую-то негативную эмоцию. Люди с аутизмом не воспринимают контакт глазами как важный, а у некоторых контакт глазами вызывает дискомфорт. Некоторые люди с аутизмом отмечают, что взгляд в глаза требует такой сильной концентрации, что они не могут одновременно сосредоточиться на том, что говорит собеседник.

Аутизм у мальчиков и девочек

Расстройства аутистического спектра у мальчиков встречаются почти в 4 раза чаще, чем у девочек.
Научные работы показывают, что у девочек симптомы могут не просто отличаться, но и быть менее заметными, что нередко приводит к ошибочным диагнозам и, как следствие, к отсутствию правильного лечения.

Исследование, в котором приняло более 800 детей-аутистов показало, что структура мозга и поведение отличаются у представителей разных полов – у девочек, как правило, повторяющееся и протестующее поведение встречается реже.

Кроме того, согласно данным этого изыскания, дети по-разному выражают свои мысли. Девочки нередко чаще используют слов, описывающий познавательный процесс, таких как «я думаю» или «я знаю», тогда как все предыдущие исследования показали, что дети с РАС пользуются ими редко.

Деперсонализация в отношениях

Привязанность – наш базовый инстинкт. Привязываться к тем, кто о нас заботится, – жизненно важная необходимость, потому что привязанность равна выживанию. Но для
гиперчувствительного мозга это выглядит по-другому. Привязаться к кому-то – значит
подвергнуть себя риску душевной боли, получить душевные раны.

И тогда
мозг «решает», что лучше деперсонализировать привязанность, вычеркнуть человека
из уравнения, оградив себя от страданий. Мы помним, что одна из задач СРСИ
ограждать от слишком ранящих чувств. А при деперсонализации легче привязаться к
объектам, героям, ритуалам, аспектам человека, чем к самому человеку. Но такая
привязанность не способна утолить голод привязанности, и вместо покоя в
отношениях возникает зависимость от вещей, ритуалов, видеоигр, героев, к
которым ребенок привязан.

Аутизм у взрослых

Взрослые мужчины и женщины, страдающие аутизмом, чаще всего могут жить и работать самостоятельно. Это напрямую зависит от их интеллектуальных способностей и от социальной активности. Около тридцати трех процентов таких людей достигают частичной независимости.

Те же взрослые, интеллект которых снижен, или общение сведено к минимуму требуют к себе достаточно много внимания. Они не могут находиться без какой-либо опеки, что значительно осложняет их жизнь и жизнь их родных.

Люди со средним уровнем интеллекта или имеющие IQ выше среднего часто добиваются значительных успехов в профессиональной сфере и вполне могут жить полноценной жизнью: вступать в брак, заводить семью. Однако это удается не многим, так как у них возникают значительные трудности при взаимоотношениях с противоположным полом.

Синдром Ретта

Симптомы РАС

История диагноза

Заключение

Диагноз «аутизм» у ребенка — это серьезное испытание для всей семьи. Необычное поведение таких детей — это не проявления плохого характера или невоспитанности, а симптомы неизлечимого заболевания. Несмотря на то, что избавиться от патологии невозможно, своевременно начатое лечение позволяет улучшить социальную адаптацию и качество жизни таких детей

Важно помнить, что особенные дети тоже хотят быть частью общества, им необходима поддержка и понимание. Поэтому постоянная помощь таким пациентам — главная задача их близких, и совместными усилиями врачей и членов семьи можно добиться хороших результатов в коррекции поведения людей с аутизмом

Заключение о моделях аутизма

Ни одна из этих моделей не может полностью объяснить или описать аутизм. Кроме того, есть и другие модели (неврологическая, биомедицинская и так далее), которые рассматривают другие аспекты аутизма

Очень важно помнить, что когда вы имеете дело с человеком с инвалидностью, самое главное — это получше узнать именно этого конкретного человека, его или ее особенности и потребности. Эти модели просто задают для нас общие схемы, отталкиваясь от которых мы можем лучше понять того или иного человека с аутизмом

Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: