Развивающее пособие по развитию речи «Кольца Луллия»
1. Фото развивающего пособия.
2. Описание алгоритма изготовления пособия.
Для изготовления пособия нужно взять: два прямоугольных куска любого твёрдого материала, например: оргстекла, фанеры, толстого картона, пластмассы шириной, равной диаметру ваших колец, и длиной на 2—4 см меньше двух диаметров колец. На нижней пластине, в местах предполагаемых центров колец, необходимо укрепить штыри. По периметру соорудить небольшой бортик, а с нижней стороны прикрепить ножки или петли. В верхнем прямоугольнике необходимо вырезать окошечко так, чтобы были видны совмещенные картинки. Если игра будет стоять только на столе, то крышку можно не крепить, а просто накладывать на бортики основания. Если пособие можно будет повесить на стену, то крышка должна быть закреплена.
Для свободного и удобного вращения колец предлагается использовать основу в виде старых грампластинок. Круги удобно вращать за выступы, которые образуются в результате того, что ширина пособия на 2—4 см меньше двух диаметров пластинок.
3. Задачи, которые помогает решить данное пособие.
- развивать фонематические процессы;
- уточнять и активизировать словарный запас;
- совершенствовать слоговую структуру слова;
- автоматизировать звуки речи;
- формировать структуру предложений;
- совершенствовать развитие связной речи.
Данное игровое пособие может использоваться при закреплении артикуляционных упражнений, коррекции звуковой стороны речи, для развития лексико-грамматических категорий и связной речи.
4. Вариант использования пособия.
Игры, совершенствующие звуковую сторону речи и обучение грамоте: «Звуковые круги». «Звукарики», « Где спрятался звук?»
Цель игр:
- совершенствование навыков звукового анализа
- обучение грамоте
- расширение и активизация словаря
Описание: Игры проводятся в паре или с подгруппой детей. На 1 круге картинки с изображением «звука» (насос-С, комар-З, пчела-Ж, змея-Ш..), на 2 круге картинка и звуковая схема. По правилам игры нужно к картинке «звуку» подобрать картинку со схемой и определить положение звука в слове. Можно картинки со звуковыми схемами заменить буквами и называть звук который живёт в своей квартирке букве. Степень сложности заданий должна возрастать постепенно. Все свои действия дети, сопровождают речью, закрепляя навыки звукового анализа и полученные знания по обучению грамоте.
Игры на формирование лексико-грамматических категорий: «Чей, чья, чьё?», «Образуй словечко», «Один — много», «Называй-ка», «Сосчитай-ка»
Цель игр:
- совершенствование лексико-грамматического строя речи
- закрепление навыка словообразования и словоизменения.
- расширение и активизация словаря
- развитие связной речи
Описание: Организация и условия проведения игр те же. На 1 круге картинка животного или птицы, на 2 круге части его тела (хвост, лапы, уши, нос, крылья…) или детёныши, или место обитания, или несколько животных и птиц. Дети, раскручивая круги, подбирают пару, закрепляя знания о животном мире и лексико-грамматические категории, с которыми познакомились на занятии у логопеда. Данные игровые упражнения закрепляет формирование связного самостоятельного высказывания.
Игры, совершенствующие навык развития артикуляционной моторики: «Зарядка для язычка», «Посмотри и покажи»
Цель игр:
- совершенствование артикуляционных способностей детей
- развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса
- формирование навыков сотрудничества и самостоятельности
Описание: Игра проводиться в паре или двумя подгруппой детей. Берутся круги 1 с изображением артикуляционного упражнения, 2 с картинками соответствующими артикуляционному упражнению (грибок, качели, заборчик, часики, чашечка). В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путём прокручивания второго кольца. В этих играх обязательно одной картинке круга 1 должна соответствовать картинка круга 2. Дети, находя и подбирая картинки, одновременно закрепляют навыки выполнения артикуляционных упражнений, называют артикуляционные упражнения и закрепляют стихи, разученные к данному упражнению.
Авторы: Данилива Ольга Ивановна, учитель-логопед; Шумилина Евгения Николаевна, воспитатель; МБДОУ д/с общеразвивающего вида №53, г. Волжский, Волгоградская область, Россия.
Статья размещена в авторской редакции
Слайд 14Варианты игр Чей, чья, чьё?Образуй словоОдин – многоСосчитайПодбери пару.Согласование имен числительных.Кто кем
управляет?С чьей ветки детки?Разгадывание ребусовРасскажи сказкуКто чем управляет?Подбери пару и составь предложениеЭлектрические приборы-вещиЧасть-целоеЧто быстрее? (транспорт)Что к чему? (корабль-якорь) и др.
Для создания игрового занимательного пособия использовались следующие информационные материалы:1. Логинова Л. «Кольца Луллия» // «Обруч» №4, 2004 г.2. Сидорчук Т.А., С.В.Лелюх Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия. – Издательство АРКТИ, 20153. Сидорчук Т.А., прокофьева Н.Ю. Технология развития интеллекта дошкольников. – АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015
Кольца Луллия «Забытые профессии» ТРИЗ технология
Людмила Васильева Горохова
Кольца Луллия «Забытые профессии» ТРИЗ технология
Есть на свете много профессий,
И важны они всем нам очень:
Врач, учитель, сантехник, профессор,
Инженер, акробат и рабочий.
Все профессии очень разные —
Трудно сделать выбор порою.
Интересные и опасные,
Могут стать для кого-то судьбою. (Галактионова К.)
2016 год объявлен Годом человека труда. Поэтому в рамках реализации проекта по ранней профориентации детей дошкольноговозраста специалистами: психологом, педагогами дополнительного образования, инструктором по физической культуре, учителем- логопедом, мы продолжаем знакомить детей с забытыми профессиями Чувашии.
Цель моей деятельности: — составить план мероприятий по реализации проекта.
— познакомить детей с профессиями: гончар, кузнец, вышивальщица, земледелец, мельник, сапожник, рыбак, портной; их орудиями труда. — создать презентации по ознакомлению детей с перечисленными профессиями, игру для кругов Луллия «Какие разные профессии?»
— познакомить детей с новой игрой круги Луллия «Какие разные профессии?»
Знакомство с вышеперечисленными профессиями осуществлялось через проведение тематических занятий, просмотр презентаций и обучающих, развивающих фильмов «Галилео»
,«Познавательное видео с Незнайкой» ,«Канал радость моя: По секрету всему свету» и другие;организация различных игр:«Собери вазу» ,«Живые слова» ,«Поймай рыбку с помощью звука» ,«Портной и буквы» и другие.
Для закрепления полученных знаний об изученных профессиях была создана и организована детьми игра с кольцами Луллия «Какие разные профессии»
, целью которой являлось формирование представлений детей опрофессиях: гончар, кузнец, вышивальщица, земледелец, мельник, сапожник, рыбак, портной; их орудиях труда и результатах их деятельности. Продолжать учить полно и грамотно составлять предложения, развивать воображение и творчество при составлении историй, сказок, рассказов. Развивать речь и мышление при решении проблемы. Познание языка и мира в их взаимосвязях; Обогащение словарного запаса; Свобода в своих высказываниях;
Переход от односложных предложений к развёрнутым текстам; Формулировка и решение проблемы.
Ход: 1 круг- профессии, 2 круг- их орудия труда, 3 круг- результат труда.
Опираясь на методику работы Т. А. Сидорчук (с кругами Луллия)
игра проводилась в 4 этапа:
Задания с Кругами Луллия:
1-й тип: «Найти реальное сочетание»
Под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.
2-й тип: «Объясни необычное сочетание»
При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия.
3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку»
Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.
4-й тип: «Реши проблему»
В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
Реализация проекта продолжается, работа ведется,но ожидаемые результаты таковы:
— дети знают восемь забытых профессий чувашей:гончар, кузнец, вышивальщица, земледелец, мельник, сапожник, рыбак, портной, их орудия труда, результат труда.
— дети самостоятельно составляют по схеме описательный рассказ;
— Обогащен словарный запас, свобода в своих высказываниях;
— развитие творческого воображения.
На базе одного набора кругов можно построить 4 варианта игры:
Первый, самый простой и логичный – нахождение реального сочетания предмета и признака. Необходимо выявить взаимосвязь и составить предложение, в котором будут употребляться заявленные предметы.
Второй вариант – найти взаимосвязи в нестандартном сочетании. То есть сочетание предмета и признака выбирается случайным образом, а ребенку необходимо представить логичное объяснение этому выбору.
Следующий вариант – усложнение предыдущего. Нужно не просто придумать логическую связь, а рассказать историю, в которой уживаются предметы с совпавшими признаками.
В четвертом варианте дети должны решить проблему. Сочетание несочетаемого – это сказочная ситуация. А какая сказка без сложностей. Детям предлагается сначала сочинить сказку, в которой возникает сложность, а затем придумать, как эту проблему разрешить.
Показателем огромного прорыва в развитии мышления детей станет момент, когда они самостоятельно возьмутся за круги и организуют игру.
Ключевые потребительские ценности в современной ТРИЗ это – дать детям и взрослым в руки инструменты для познания окружающего мира и научить ими пользоваться. И тогда весь мир будет в их уверенных руках.
Изучайте ТРИЗ и правильно решайте свои нерешаемые проблемы!
По индивидуальному курсу обучения Бизнес-ТРИЗ, внедрению в компанию, проведению мастер-классов, воркшопов и стратсессий, обучению команд, корпоративному тренингу Бизнес-ТРИЗ на русском и английском языках или услуге по решению нерешаемых проблем бизнеса пишите мне в телеграм https://t.me/Aleksei_Blagikh или на blagih@gmail.com
ТРИЗ-клуб в Telegram: https://t.me/trizbiz
Информация о ближайшем курсе обучения Бизнес-ТРИЗ размещена на сайте: https://xtriz.net/index.php/resources?view=article&id=54:biznes-triz-uroven-4&catid=13:courses (сейчас действует скидка)
Информация о ближайшем курсе обучения РТВ-ТРИЗ размещена на сайте: https://xtriz.net/index.php/resources?view=article&id=61:rtv-triz-ab&catid=13:courses
Ютуб-канал Бизнес-ТРИЗ: https://www.youtube.com/channel/UCClLQYrqI2bjZ2k7b8QRc-Q
Благодарю за доверие!
Алексей Благих
Использование кругов Луллия в работе учителя — логопеда
Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников с ОНР. Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Работая логопедом с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, я использую их для решения следующих задач:
- закрепление произношения поставленных звуков в речи;
- развитие фонематических процессов;
- уточнение и активизация словарного запаса;
- совершенствование слоговой структуры слова;
- формирование структуры предложений;
- совершенствование развития связной речи.
Работа проводится во всех блоках образовательного процесса: на коррекционных занятиях, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной игровой деятельности детей. Планирование той или иной игры осуществляется в зависимости от коррекционных задач, реализуемых на данный момент, и проблем, возникающих на определенном отрезке времени у конкретных детей.
Предлагаю вниманию свою систему игровых упражнений для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с использованием кругов Луллия.
Игровые задания:
|
|
— На одном круге символ звука (например змея), на другом — предметные картинки с автоматизируемым звуком | Колесо крути, слова со звуком Ш произноси. |
— На одном круге предметные картинки с автоматизируемым звуком (неживые предметы), на другом — предметные картинки с автоматизируемым звуком (живые предметы) | «Называй предметы парами т.о., чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет» «Придумай предложение с получившейся парой слов».
Например: кошка, шкаф (Кошка спряталась под шкаф. На шкафу нарисована кошка.) |
— На кругах предметные картинки с дифференцируемой парой звуков | «Придумай предложение с получившейся парой слов». Например: слон – снежинка (Слон поймал снежинку.) |
|
|
— На одном круге синие, зеленые, красные круги, на другом — предметные картинки, начинающиеся на гласные, твердые – мягкие согласные | «Объедини картинки с символами первых звуков». |
— На кругах предметные картинки | «Объедини картинки с одинаковыми первыми звуками» |
— На обоих кругах предметные картинки – паронимы | «Объедини картинки, сходные по звучанию» Например: ложки – рожки, колобок – коробок, мишка – миска и т. д. |
— На одном круге схемы нахождения звука в слове, на другом – предметные картинки | «Объедини картинки с подходящими схемами» |
|
|
— На одном круге разное количество точек, на 2-ом и 3-ем – предметные картинки | «Объедини количество точек со словом с таким же количеством слогов». |
— На обоих кругах предметные картинки | «Объедини картинки с одинаковым количеством слогов». Например: шап-ка – ча-сы, са-мо-вар – мо-ло-ток.
«Придумай предложение с получившейся парой слов». Например: шап-ка – ча-сы Шапку надел на часы. |
— На одном круге слоги, на другом – слоги | «Прочитай получившееся слово» Например: МА, ПА- МАПА, ЛО, ТА- ЛОТА
«Сложи названное мной слово». Например: КА, ША — КАША, РО, ЗА – РОЗА. «Придумай предложение с получившимся словом» |
|
|
— На одном круге разные цифры, на 2-ом цвет и на 3-ем – предметные картинки | «Придумай предложение с получившейся парой слов». Например: 8 – розовый – лампа (8 розовых ламп.) |
— На одном круге схемы предлогов, на 2-ом и 3-ем – предметные картинки | «Придумай предложение с получившейся парой слов». Например: Буратино выглядывает из-за берёзы. |
В итоге хочется отметить, что в результате работы с данным многофункциональным пособием у детей на конец учебного года проявился интерес к использованию его в самостоятельной деятельности. Считаю, что Кольца Луллия являются эффективным средством в решении коррекционных задач. Практическая значимость их очевидна и заслуживает внимания воспитателей логопедических групп и учителей логопедов.
Литература:
- Лелюх С., Сидорчук Т., Хоменко Н. Развитие творческого мышления воображения и речи дошкольников. – Ульяновск, 2003.
- Сидорчук Т. Я познаю мир. Методический комплекс для работы с дошкольниками. — Ульяновск, 2014.
Технологии ТРИЗ в детском саду Круги Луллия.
ТРИЗ технологии в детском саду Круги Лулля.
Одной из эффективных педагогических технологий развития творческих способностей детей является ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач.
Целью использования ТРИЗ в детском саду является развитие, с одной стороны, таких мыслительных качеств, как гибкость, мобильность, связность, а с другой стороны, исследования, стремления к новизне, языкового развития и творческого воображения.
Предлагаю вашему вниманию игровую систему заданий и упражнений, основанную на изобретении Раймунда Лулля – «Круги затишья». Что напрямую связано с технологией ТРИЗ. Свое название изобретение получило в честь имени его создателя. В 13 веке французский монах создал логическую машину в виде бумажных кружков.
В своей работе я использую кружки Лулля как игровой прием, направленный на обогащение словарного запаса ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений об объектах. Их эффективно используют в педагогике для развития языковых, интеллектуальных и творческих способностей детей.
Круги Лулля преподносятся дошкольникам в виде чудесных колец или загадочных кругов. Для работы с детьми 3-4 лет рекомендуется брать всего два круга разного диаметра по 4 сектора в каждом.
При работе с детьми 5-6 лет используют два-три кружка (по 4-6 секторов на каждом).
Что еще почитать: Использование педагогической технологии «Путешествие по карте в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Дети 7-го года жизни справляются с достаточным количеством заданий, в которых используются четыре круга по 8 секторов в каждом.
Рекомендуется играть в игры вне класса в виде игровых упражнений (индивидуально или с подгруппами детей). К секторам прикреплены картинки по определенной теме.
Игра должна состоять из двух частей:
1) уточнение имеющихся знаний в определенных областях (реальная задача);
2) упражнения на развитие воображения (фантастическое задание).
Технологическая цепочка игры:
1. На всех участках круга изображения или знаки обозначают какие-либо предметы.
2. Деятельность настроена.
3. Кружки крутятся, дети смотрят, какие изображения на кружочках под стрелкой, называют их.
4. На основе фантастического перевоплощения придумайте историю.
Диски подходят для разного возраста. Для своих старших детей использую игры типа «Из чего?», «Профессии», «Более или менее».
Но игра также подходит для людей молодого и среднего возраста. Я подготовил такие игры, как «Чей хвост?», «Противоположности»
, «Чья это тень?», «Возьми пару».
Игры с «Кругами затишья» условно можно разделить на три типа:
1. Соответствующие игры:
“” “Назовите щенка».
2. Вы играете с элементом случайности в размещении колец:
D / I «Уменьшить, увеличить» D / I
3. Игры на развитие творческого воображения:
Д / И “Чей щенок?” D / E “сезоны»
Вы можете составить это руководство самостоятельно. Предлагаю вашему вниманию пошаговую инструкцию.
Для изготовления потребуются: лист фанеры толщиной 4 мм, прокладки из ДСП (для опоры), шпилька с резьбой, шайбы, гайки.
Нарисуйте три круга диаметром 40, 20 и 10 см и лобзиком вырежьте круги.
Просверлите отверстие в центре каждого круга. Я покрасил его аэрозольной краской. Сделанную нами конструкцию делим линиями на 8 частей – секторов. К каждой детали прикрепляем по кусочку липы, после чего идет долгий и кропотливый процесс выбора изображений, на которые также крепится липа.
Ребята участвовали в вырезании и наклеивании изображений для маленьких клубов Lilluj».
Следовательно, использовать круги Ллулля можно в любой сфере: закрепить знания чисел и умение считать предметы (на одном кольце группа предметов, на другом соответствующее число), знание геометрических фигур (соединить предмет определенной формы со стандартом, для развития фонематического слуха (связать образ с буквой, обозначающей первый звук в слове, а на третьем кольце можно изобразить схему слогового анализа и подсчитать слоги в словах).
Варианты использования этой техники безграничны. Наши учителя активно изучают его, детям он очень нравится, и вам в работе, мы тоже рекомендуем.
Спасибо за внимание
Как использовать «круги Луллия»?
Круги Лулля – что это? Это своего рода пирамида с картинками, словами или числами. Стрелка расположена над кружками. Все кольца подвижные, их можно вращать в обе стороны. Кольца разделены на несколько секторов. По мере вращения кружков стрелка выделяет определенные сектора на каждом уровне. Секторы могут содержать рисунки, загадки и целые предложения.
Игрок задает вопрос и раскручивает игрушку. Получившуюся комбинацию можно интерпретировать как ответ на вопрос, а с расшифровкой связаны воображение и логика.
Современные «кружки» делятся по тематике. Вместе с детьми вы можете изучить «Фрукты и овощи», «Животные», «Одежда» и так далее. «Круги затишья» идеально подходят для знакомства ребенка с окружающим миром. В игровой форме дошкольники изучают новые слова, их значения и функции.
«Круги затишья» особенно рекомендуются для следующих занятий в дошкольном образовательном учреждении:
- Ознакомление с окружающими предметами;
- Развитие связной речи;
- Знание математики;
- Развитие мысли;
- Умение устанавливать логические связи между объектами;
- Комфортная социализация и общение с людьми и тд
Вы можете создавать «круги Лулля» своими руками. Тема подбирается на усмотрение учителя для конкретного урока.
Чего педагог может добиться, занимаясь по ТРИЗ в детском саду:
— формируется понятие «признак», различаются всевозможные признаки.
— выявляются причинно-следственные связи между предметами.
— дети знакомятся с окружающим миром в системе.
— появляется интерес к исследовательской и поисковой деятельности.
— воспитывается экологическая культура.
— происходит развитие творческого воображения.
— активно развивается связная и грамотная речь.
Главный принцип решения задач ТРИЗ, и круги Луллия не являются исключением – не ограничивать фантазию детей
Важно принимать все, что предлагают дети, а если воспитателю показалось, что ответ неверный, попросить ребенка объяснить, почему он считает именно так
Уже через месяц заметно развитие речи. Вместо односложных ответов дети выстраивают предложения, уверенно парируют в споре и доказывают свою точку зрения.
Слайд 3АктуальностьДети раннего возраста не могут пользоваться имеющимися у них знаниями, так
как они разобщены, не востребованы в полной мере и, следовательно, не являются основой для дальнейших мыслительных операций.Проблема речи является актуальной в раннем возрасте. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении.Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность детей – игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребенка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.
Примеры игр с «кругами Луллия»
«Животные и детеныши»
На верхнем кольце изображены животные, на большом – их детеныши. Воспитатель называет любое животное. Поворачивая круги, ребенок должен найти ребенка по имени животное. Например, котенок находится в паре с кошкой, а щенок – с собакой. Задача игрока – найти каждому ребенку свою маму и наоборот.
«Сказки и герои»
На перстнях изображены герои известных сказок и принадлежащие им предметы. Учитель называет героя, а ребенок ищет то, что персонаж использует в рассказе. Например, Баба Яга – ступа или метла, Буратино – ключ и т.д. Задача детей – найти для каждого героя свою вещь.
Что еще почитать: Использование педагогической технологии «Путешествие по карте в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
«Посчитайка»
Кольца представляют собой предметы и числа. Как играть? Учитель вращает стрелку и называет выпущенное изображение. Задача ребенка – посчитать, сколько предметов на картинке и назвать правильное число. Например, два мяча, четыре книги и т.д.
«Сочетайка»
На кольцах изображены случайные предметы: деревья, цвета, слова. Учитель крутит стрелу. Задача детей – рассказать, как можно связать упавшие изображения. Например, у вас получится пара деревянных – красного цвета. Это означает, что осенью листья меняются и краснеют. Проделайте то же самое со следующими комбинациями.
Lull’s Circles – это простая развивающая игра, положительно влияющая на мозговую активность детей. В игровой форме малыш не только стимулирует мышление, но и проводит приятные и забавные моменты с друзьями.