Распространённые проблемы развития в возрасте 2-3 лет
Все дети уникальны и развиваются с разной скоростью, но всё же есть некоторые общие черты, которые отмечаются на каждом возрастном этапе. Если вы их не видите и ощущаете беспокойство, обязательно обратитесь за консультацией к специалистам.
Что не является нормой?
- Малыш не смотрит в глаза, не указывает пальцем на желаемый предмет, плохо слышит или видит, не отвечает на вопросы, не говорит вообще или не использует сочетания из 2 слов в два года и из 3 слов в три.
- Ребёнок не повторяет за взрослыми простые действия, не реагирует на просьбы, совершенно не увлечён сюжетными играми, не проявляет никакого интереса к другим детям, чрезмерно привязан к родителям или, напротив, эмоционально далёк.
- Не умеет к двум годам бегать, подниматься или спускаться по лестнице даже с помощью взрослых, с большим трудом удерживает предметы руками.
Дети 2-3 лет очень активны, любознательны, они словно губки, впитывают массу новой информации извне
Очень важно в этому возрасте создать благодатную почву для их дальнейшего развития. Наблюдайте за интересами ребят, отвечайте на их вопросы, предлагайте правильные игры и занятия
Используйте это время с пользой, тогда долгожданные результаты не заставят себя ждать! А самый желаемый итог — счастливый и здоровый ребёнок!
Вам также могут быть интересны следующие статьи:
- Пазлы для детей
- Как научить ребёнка рисовать?
- Развитие мелкой моторики ребёнка
- Какое место в жизни ребёнка занимает игра?
- Сенсорное развитие детей раннего возраста
- Как разговорить ребёнка?
- Пальчиковые игры для детей
- Развитие мозга ребёнка — как помочь мозгу ребёнка в развитии?
- Адаптация ребёнка в детском саду
- Проблемы ребёнка в детском саду и пути их решения
Екатерина Дорошина,педагог, методист IQsha, автор статей и упражнений
Развитие и обучение детей от 2 до 11 лет в игровой форме
Начните заниматься прямо сейчас
Начать заниматься
Как определить, что малыша пора укладывать?
Когда режим сна еще не установился, мама должна быть особенно чуткой, чтобы вовремя заметить сигналы ко сну. В трехмесячном возрасте малыш не в состоянии самостоятельно контролировать процесс смены бодрствования и отдыха, поэтому и требуется полный родительский контроль. В основном это связано с несформировавшейся нервной системой, которая неспособна регулировать своевременное расслабление.
Эти признаки помогут маме увидеть, что малыша пора убаюкать:
- активность ребенка заметно снижается, он становится вялым;
- глазки слипаются, замедляется моргание;
- малыш зевает или трет глаза;
- ребенок начинает плакать и капризничать;
- не радуют любимые игрушки, малыш становится нервным.
Если мама сумеет заметить эти признаки и вовремя уложит кроху в кроватку, он быстрее уснет и его сон будет спокойнее и крепче.
Возможные сложности
- У детей может отмечаться вечерний подъём активности, который совпадает со временем укладывания и подготовки ко сну. В такой ситуации необходимо отложить время укладывания на более позднее и постепенно — за несколько дней вновь вернуться в привычный график (как? Подробнее в статье «Режим сна ребёнка»). В противном случае ребёнок будет сопротивляться раннему засыпанию и/или после укладывания в постель будет мучиться от невозможности заснуть.
- Некоторые занятые родители оставляют ребёнка в его кроватке для игр в дневное время суток или пытаются его наказать принудительным нахождением там. Это нежелательная практика . У ребёнка его кровать должна ассоциироваться только со сном и должна вызывать приятные эмоции, он не должен её бояться .
О переезде ребёнка в новую кровать подробнее в статье «Сон ребёнка в 1—3 года».
- Бывает, что родители разрешают детям играть с различными электронными девайсами: телефонами, планшетами и смотреть телевизор. Это обладает возбуждающим действием и препятствует засыпанию, не говоря уже об отрицательном воздействии на их нервно-психическое развитие . Детям до двух лет крайне не рекомендуется использовать гаджеты, после двух лет — это время не должно превышать двух часов в день .
Режим или свобода?
В каждой стране свое отношение к режиму. Например, в Голландии детишек укладывают спать примерно в 7 вечера, индийцы только к 22:00 завершают свою вечернюю трапезу, а в Бразилии и вовсе ребенок может «пировать» с родителями до часу ночи. И все же, согласно работам последних лет, если в семье есть устоявшийся режим и практикуются ранние укладывания, вероятность того, что чадо будет послушным, значительно выше.
Исследования показывают, что четкий и строгий режим не влияет на успехи ребенка в школе. Но зато он увеличивает социальную адаптированность и спокойствие малыша.
- Новые доводы в пользу режима были опубликованы в исследовании британских ученых (Millennium Cohort Study). В опросе приняли участие около 10 000 малышей и их матерей, и на каждом возрастном этапе — 3, 5 и 7 лет — результаты оказались схожими: дети, которые ложились поздно и/или не следовали режиму, были более раздражительными и зачастую гиперактивными, а те, кто ложились спать по четкому графику, оказались куда более спокойными и социально адаптированными. При этом, если в 3 года режим отсутствовал, но вводился в более позднем возрасте, поведение ребенка неизменно улучшалось;
- В наши дни часто можно встретить родителей, которые регулярно ходят поздно вечером в гости с детьми младшего возраста. Плюсы такой ситуации совершенно очевидны: мама и папа не страдают от изоляции и ведут насыщенную жизнь, а дети привыкают к общению с разными людьми и получают новые впечатления. Кроме того, свободный график позволяет подстроиться под индивидуальные особенности ребенка: кому-то требуется больше времени на сон, кому-то — меньше;
- Какой бы вольнодумной идея свободного режима ни казалась строгим родителям, на самом деле практически все дети вырабатывают свой определенный график уже в первые недели жизни. Родители, придерживающиеся философии свободного режима, просто следуют естественным биоритмам малыша, а не устанавливают для него строгий график сна и приема пищи. Взрослые в этом случае приучаются быть внимательными к потребностям ребенка, вовремя улавливая смены его настроения и самочувствия и реагируя на них;
- Официальной нормы сна не существует, вы легко можете сами определить ее для своего ребенка, если позволите ему спать утром и днем столько, сколько ему захочется. Многие врачи утверждают, что такая норма для малыша от года до 4 лет составляет в среднем 12 – 14 часов в день, хотя, конечно, многое зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка.
В случае со строгим режимом проблема заключается в том, что рано или поздно каждый второй-третий малыш, живущий по такому графику, решает взбунтоваться. Это реальная статистика, которую приводят западные специалисты по проблемам сна.
Источники
- Bullock M., Jackson GD., Abbott DF. Artifact Reduction in Simultaneous EEG-fMRI: A Systematic Review of Methods and Contemporary Usage. // Front Neurol – 2021 – Vol12 – NNULL – p.622719; PMID:33776886
- Sabbah N., Massicard M., Mathieu N. Specificities of the diabetic population in French Guiana: The health barometer survey. // Curr Diabetes Rev – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33511949
- Figorilli M., Marques AR., Meloni M., Zibetti M., Pereira B., Lambert C., Puligheddu M., Cicolin A., Lopiano L., Durif F., Fantini ML. Diagnosing REM sleep behavior disorder in Parkinson’s disease without a gold standard: a latent-class model study. // Sleep – 2020 – Vol43 – N7 – p.; PMID:32246718
- AlEid A., Al Balkhi A., Hummedi A., Alshaya A., Abukhater M., Al Mtawa A., Al Khathlan A., Qutub A., Al Sayari K., Ahmad S., Azhar T., Al Otaibi N., Al Ghamdi A., Al Lehibi A. The utility of esophagogastroduodenoscopy and Helicobacter pylori screening in the preoperative assessment of patients undergoing bariatric surgery: A cross-sectional, single-center study in Saudi Arabia. // Saudi J Gastroenterol – 2020 – Vol26 – N1 – p.32-38; PMID:31898643
- Norman R., Mercieca-Bebber R., Rowen D., Brazier JE., Cella D., Pickard AS., Street DJ., Viney R., Revicki D., King MT. U.K. utility weights for the EORTC QLU-C10D. // Health Econ – 2019 – Vol28 – N12 – p.1385-1401; PMID:31482619
- Tedesco S., Sica M., Ancillao A., Timmons S., Barton J., O’Flynn B. Validity Evaluation of the Fitbit Charge2 and the Garmin vivosmart HR+ in Free-Living Environments in an Older Adult Cohort. // JMIR Mhealth Uhealth – 2019 – Vol7 – N6 – p.e13084; PMID:31219048
- Nicholas J., Shilton K., Schueller SM., Gray EL., Kwasny MJ., Mohr DC. The Role of Data Type and Recipient in Individuals’ Perspectives on Sharing Passively Collected Smartphone Data for Mental Health: Cross-Sectional Questionnaire Study. // JMIR Mhealth Uhealth – 2019 – Vol7 – N4 – p.e12578; PMID:30950799
- Gudnadottir G., Hafsten L., Redfors S., Ellegård E., Hellgren J. Respiratory polygraphy in children with sleep-disordered breathing. // J Sleep Res – 2019 – Vol28 – N6 – p.e12856; PMID:30932252
- Silva HJA., Lins CAA., Nobre TTX., de Sousa VPS., Caldas RTJ., de Souza MC. Mat Pilates and aquatic aerobic exercises for women with fibromyalgia: a protocol for a randomised controlled blind study. // BMJ Open – 2019 – Vol9 – N2 – p.e022306; PMID:30782866
Кризис трех лет
Полезно знатьПризнаки кризиса 3 лет
- Негативизм. В общем смысле негативизм означает стремление противоречить, делать наоборот тому, что ему говорят. Ребенок может быть очень голоден, или очень хотеть послушать сказку, но он откажется только потому, что вы, или какой-то другой взрослый ему это предлагает. Негативизм следует отличать от обычного непослушания. Ведь ребенок не слушается вас не потому, что ему так хочется, а потому, что в данный момент не может поступить иначе. Отказываясь от вашего предложения или просьбы, он «защищает» свое «Я».
- Упрямство. Высказав собственную точку зрения или попросив о чем-то, маленький трехлетний упрямец будет гнуть свою линию всеми силами. Так ли он желает исполнения «заявки»? Может быть. Но, скорее всего, уже не очень, или вообще давно расхотел. Но как же малыш поймет, что с его точкой зрения считаются, что к его мнению прислушиваются, если вы поступите по-своему?
- Строптивость. Строптивость, в отличие от негативизма, это общий протест против привычного образа жизни, норм воспитания. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают.
- Своеволие. Маленький своевольный трехлетка принимает только то, что он решил и задумал сам. Это своеобразная тенденция к самостоятельности, но гипертрофированная и неадекватная возможностям ребенка. Нетрудно догадаться, что такое поведение вызывает конфликты и ссоры с окружающими.
- Обесценивание. Обесценивается все то, что раньше было интересно, привычно, дорого. Любимые игрушки в этот период становятся плохими, ласковая бабушка — противной, родители — злыми. Ребенок может начать ругаться, обзываться (происходит обесценивание старых норм поведения), сломать любимую игрушку или порвать книжку (обесцениваются привязанности к дорогим прежде предметам) и т.д.
- Протест-бунт. Лучше всего это состояние можно охарактеризовать словами известного психолога Л.С. Выготского: «Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».
- Деспотизм. Еще недавно ласковый, малыш в возрасте трех лет нередко превращается в самого настоящего семейного деспота. Он диктует всем окружающим нормы и правила поведения: чем его кормить, во что одевать, кому можно выходить из комнаты, а кому нельзя, что делать одним членам семьи, а что остальным. В случае, если в семье есть еще дети, деспотизм начинает принимать черты обостренной ревности. Ведь с точки зрения трехлетнего карапуза, его братья или сестры вообще не имеют в семье никаких прав.
Полезно знать
Оптимальная продолжительность детского сна
Взрослому обычно для полноценного отдыха достаточно 8-10 часов ночного сна в зависимости от рода профессиональной деятельности, в то время как новорожденный младенец спит большую часть суток, бодрствуя только в период кормления и гигиенических процедур. К месячному возрасту периоды бодрствования становятся продолжительнее и составляет по совокупности до 4 часов, в которые малыш эмоционально общается со взрослыми, изучает окружающий мир. В раннем возрасте, который длится от 1 до 3 лет малыши нуждаются не менее чем в двенадцатичасовом суточном сне, состоящим из двух периодов. Дневной сон должен быть от 1 до 3 часов.
Детям дошкольного возраста требуется не менее 10-11 часов суточного сна. Желательно что бы был дневной сон не менее часа.,. Младшим школьникам для восстановления хватает 10 часов ночного сна, однако три из них желательно, чтобы приходились на период до полуночи. Что касается подростков, то здесь нормы приближены к взрослым параметрам, однако надлежит учитывать степень интенсивности интеллектуальных нагрузок: чем длительнее и сложнее занятия умственным трудом, тем больше часов требуется на отдых.
Какая норма сна у ребёнка в 3 года?
Научные исследования показывают, что нормой сна у ребенка в 3 года являются следующие показатели:
- В сутки малыш должен спать от 11,5 до 13 часов.
- При этом на дневной сон должно приходиться 1,5-2 часа, на ночной — 9,5-11 часов.
- Допускаются небольшие отклонения от нормы в размере 0,5-1 часа.
Также допускаются небольшие изменения в цикле сна и бодрствования в некоторых особых ситуациях — переезд в новый дом, передача ребенка новым опекунам и так далее. При этом подобные изменения должны быть краткосрочными, а в течение 10-14 дней сон ребенка должен нормализоваться. Если же у Вашего ребенка нарушился цикл Сон/Бодрствование, но это не вызвано особыми обстоятельствами, а подобное нарушение длится уже более 2 недель, то в таком случае имеет смысл обратиться к врачу для прохождения полноценного обследования.
Как приучить ребенка спать в своей кроватке в 3 года?
Уложить спать ребенка в 3 года порой не так уж просто. Воспользуйтесь следующими советами опытных врачей, которые помогут Вам приучить малыша спать в своей кроватке:
На ночь необходимо обязательно закрыть окно, чтобы малыша не продуло. В летнее жаркое время можно оставить открытой дверь, чтобы прохладный воздух поступал в комнату — однако ни в коем случае нельзя, чтобы воздух в помещение поступал из открытого окна.
Где-то за 2-3 часа до сна ребенка кормить нельзя. Дело все в том, что в случае очень позднего ужина ребенок ляжет спать на полный желудок, что заметно ухудшит качество сна — это сделает малыша раздражительным, уставшим и неспокойным после пробуждения
Обратите внимание, что это правило распространяется и на случай дневного сна.
На ночь ребенку рекомендуется рассказать какую-нибудь историю или сказку. Допускаются также дать ребенку посмотреть его любимые добрые мультфильмы, в которых не будет каких-либо резких и неприятный действий (драки, погони, соперничество и так далее).
В случае дневного сна обязательно задвиньте шторы, чтобы дневной свет не попадал в комнату
Дело все в том, что солнечный свет запускает в организме такие процессы в работе нервной системы, которые отвечают за бодрствование — а недостаток света автоматически делает человека сонным и уставшим. Если Ваш ребенок боится темноты, то в такой ситуации имеет смысл купить неяркий тусклый ночник — он наверняка успокоит Вашего малыша.
Вывод
Давайте подведем итоги. Здоровый малыш в 3 года спит 10,5-12 часов — 1,5-2 часа днем и 9,5-11 часов ночью. Допускаются небольшие отклонения от этих показателей в зависимости от образа жизни малыша и его индивидуальных особенностей. При значительном длительном отклонении от нормы покажите ребёнка врачу, поскольку такое нарушение может указывать на наличие серьезного заболевания. Чтобы приучить ребенка ко сну в своей кроватке, воспользуйтесь следующими советами — закрывайте окно на ночь, не кормите малыша за 2-3 часа до сна, почитайте ребенку сказку или расскажите интересную история и так далее.
автор-эксперт: Татьяна Владимировна Швецова, педиатр, клинический психолог
Обратите внимание: Ваши вопросы, комментарии и отзывы Вы можете оставить под статьей в разделе «Комментарии»
От 18 до 24 месяцев
Типичный сон в этом возрасте
Сейчас ваш малыш должен спать приблизительно 10-12 часов ночью плюс двухчасовой послеобеденный отдых. Некоторые дети не могут обойтись без двух более коротких дневных снов до двух лет. Если ваш ребенок — один из них, не боритесь с этим.
Как привить навыки здорового сна?
Помогайте ребенку ломать плохие привычки, связанные со сном
Ваш ребенок должен уметь самостоятельно засыпать, без укачивания, кормления грудью или других «усыпляющих» средств. Если его засыпание зависит от любого из этих внешних факторов, ночью он не сможет сам заснуть, если проснется, и вас не будет рядом.
Говорят эксперты: “Представьте, что вы засыпаете, лежа на подушке, затем просыпаетесь посреди ночи и обнаруживаете, что подушки нет. Скорее всего, вы будете обеспокоены ее отсутствием и начнете ее искать, тем самым окончательно пробуждаясь ото сна. Точно так же, если ребенок засыпает каждый вечер, слушая специфический компакт-диск, то когда он проснется ночью и не услышит музыку, он задастся вопросом “что же случилось?”. Озадаченный ребенок вряд ли сможет легко заснуть. Чтобы предотвратить такую ситуацию, попробуйте укладывать его в кровать, когда он сонный, но все еще не спит, так, чтобы он мог заснуть сам.
Предоставляйте ребенку приемлемый выбор перед сном
В эти дни ваш малыш начинает проверять пределы своей недавно открытой независимости, желая утвердить контроль над миром вокруг себя. Чтобы сократить противостояние перед сном, позвольте вашему ребенку делать выбор всякий раз, когда это возможно в течение его вечернего ритуала — какую сказку он хотел бы услышать, какую пижаму он хотел бы надеть.
Всегда предлагайте только две или три альтернативы и убедитесь, что вас устраивает любой выбор. Например, не спрашивайте: «Ты хочешь ложиться спать сейчас?» Конечно же, ребенок ответит «Нет», а это неприемлемый ответ. Вместо этого, попытайтесь спросить: «Ты хочешь лечь спать сейчас или через пять минут?». Ребенок рад, что он может выбирать, а вы побеждаете независимо от того, какой выбор он сделает.
Какие сложности могут возникнуть?
Две наиболее частых проблемы со сном у детей всех возрастов — трудности с засыпанием и частые ночные пробуждения.
У этой возрастной группы есть своя особенность. Когда-нибудь между 18 и 24 месяцами, многие дети начинают подниматься из своей кроватки, потенциально подвергая себя опасности (падение из кроватки может быть довольно болезненно). К сожалению, тот факт, что ваш малыш может выходить из своей кроватки, не подразумевает, что он готов к большой кровати. Попробуйте уберечь его от опасности, пользуясь следующими советами.
- Понизьте матрац. Или сделайте стенки кроватки повыше. Если это возможно, конечно. Впрочем, когда ребенок станет старше, это может и не сработать.
- Освободите кроватку. Ваш ребенок может использовать игрушки и лишние подушки как подставки, помогающие ему вылезти.
- Не поощряйте попытки ребенка вылезти из кровати. Если ребенок вылезает из кроватки, не восторгайтесь, не ругайтесь и не позволяйте ему лечь в вашу кровать. Оставайтесь спокойны и нейтральны, твердо скажите, что так делать не нужно и положите ребенка обратно в его кроватку. Он усвоит это правило довольно быстро.
- Используйте балдахин для кроватки. Эти изделия крепятся к поручням кроватки и обеспечивают безопасность малыша.
- Следите за ребенком. Станьте в таком месте, откуда вы можете видеть ребенка в кроватке, а он не может видеть вас. Если он пробует вылезти, немедленно говорите ему этого не делать. После того, как вы сделаете замечание несколько раз, он, вероятно, станет послушнее.
- Сделайте окружающую среду безопасной. Если вы не можете воспрепятствовать вашему ребенку вылезать из кроватки, вы можете по крайней мере удостовериться, что он остается в безопасности. Мягкие подушки на полу вокруг его кроватки и на близлежащих ящиках, тумбочках и других объектах, о которые он мог бы удариться. Если он совершенно не желает прекращать вставать и вылезать из кровати, вы можете понизить ограждение кроватки и оставлять стул поблизости. По крайней мере тогда вы не будете волноваться, что он упадет и причинит себе вред.
Возраст 6-7 лет.
Это середина детства. Подвижные, энергичные дети активны во всех видах музыкально-художественной деятельности. В этот период у них качественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения – ещё более координированными, увеличивается объём памяти и внимания, совершенствуется речь.
У детей седьмого года жизни возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор. Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей. При этом детям свойственна эмоциональная неустойчивость и психологическая утомляемость.
В предшкольный период актуальность идеи целостного развития личности ребёнка средствами музыки возрастает, поскольку приоритетными становятся задачи достижения школьной зрелости, овладения им предпосылками учебной деятельности, успешной социализации ребёнка, формирования нравственно-коммуникативных навыков.
Купание и закаливание
Перед полдником нужно искупать ребенка. Если не купание – то обтирание, оно тоже очень полезно для закаливания. Сначала обтирают ребенку ручки, затем грудь, затем ножки, потом спинку. Температура воды должна быть не выше 35 градусов Цельсия. Чтобы закалять малыша в возрасте до полутора лет, можно постепенно снижать температуру воды. Один раз в неделю или пять дней при купании и обтирании снижают температуру воды на 5 градусов, в результате остается температура воды 24 градуса. Не стоит отказываться от закаливания – это очень укрепляет нервную, иммунную и дыхательную систему ребенка.
Если ребенок отказывается спать днем?
Дневной сон никак нельзя компенсировать за счет увеличения продолжительность ночного отдыха. Если ребенок днем не поспит, это может привести к проблемам и с вечерним укладыванием: ребенок будет перевозбужден, начнет капризничать и плакать. Отказ спать днем в этом возрасте может иметь несколько причин:
- неправильно выбранное время;
- резкий переход от веселой игры к укладыванию спать;
- неподходящие условия для отдыха;
- негативные ассоциации с дневным сном;
- преждевременный перевод малыша от двухразового дневного сна к одноразовому.
Не стоит идти на поводу у малыша и отменять дневной сон, поскольку для ребенка в 1 год это является физиологической потребностью. О том, как правильно подготовить малыша к укладыванию спать днем хорошо рассмотрено в статье Ритуалы перед сном>>>
Как привить навыки здорового сна?
Теперь, когда ваш ребенок стал старше, Вы можете пробовать несколько новых методов для улучшения ночного сна.
Переведите ребенка в большую кровать и хвалите его, когда он остается в ней
В этом возрасте ваш малыш, вероятно, перейдет из детской кроватки в большую кровать. Рождение младшего брата может также ускорить этот переход.
Если Вы беременны, переведите ребенка в новую кровать по крайней мере за шесть-восемь недель до назначенной даты родов, советует эксперт по сну Джоди Минделл: «Пусть ваш старший ребенок как следует устроится в своей новой кровати прежде, чем он увидит ребенка, занимающего его кроватку». Если же ребенок не желает менять кровать, не торопите его. Подождите пока его новорожденному брату/сестре не исполнится три или четыре месяца. Младенец может провести эти месяцы в плетеной корзинке или колыбели, а у вашего старшего ребенка будет достаточно времени, чтобы к нему привыкнуть. Это создаст предпосылки для более легкого перехода кроватка-кровать.
Главная причина, по которой вам придется задуматься о переводе ребенка в кровать — это его частые вылезания из детской кроватки и приучение к туалету. Ваш ребенок должен встать ночью, чтобы сходить в туалет.
Развитие мелкой моторики
Для стимуляции речевой деятельности необходимо развивать и тонкую моторику малыша. Если во время занятия ребенок задействует пальчики рук, тем самым он стимулирует речевые зоны коры головного мозга.
Упражнения для развития:
- гимнастика пальчиков (используя небольшие стихотворения, можно поиграть пальчиками рук);
- пескотерапия – это игры с песком или мелкодисперсными крупами. Развивается не только моторика, но и воображение малыша;
- застёгивание пуговичек, застежек, липучек;
- выкладывание мозаики или различных узоров, используя ракушки либо макароны…</li
- нанизывание различных бусинок.
Чего можно ожидать?
Малыш в 2 года уже может диктовать родителям свои условия. Проявляется это в отказе ото сна, манипуляциях и истериках. Задача взрослого – не идти на поводу. Самостоятельность маленького ребенка хороша, пока она остается под контролем родителя.
Если малыш протестует против сна, нужно предложить ему альтернативу: «Ты будешь спать с мамой или со своей игрушкой в кроватке»? Так у ребенка создастся иллюзия выбора, и он потратит «по назначению» время, отведенное на сон. Регресс сна может появиться у ребенка до двух лет в любой период. Родители часто озадачены тем, что их чадо не спит в дневное время суток, а ночью засыпает, когда ему вздумается.
Причин такого явления может быть несколько:
- отлучение от груди;
- перемены в семейном укладе (выход родителя на работу, переезд);
- нежелание прерывать увлекательную игру;
- перенесение какой-либо болезни, сбившей привычный график младенца;
- малышу неуютно в его кровати или его беспокоят кошмары;
- смена спального места.
Все эти задачи решаемы и зачастую требуют не так много усилий, как может показаться на первый взгляд. Побороть кошмары можно, избавившись от эмоциональных игр и мультфильмов перед сном. Свежий воздух и травяные ванны обладают успокаивающим эффектом. Во время приучения к новой кроватке мама должна находиться рядом, пока малыш не уснет.
Даже если ребенок отказывается от обеденного сна, можно просто полежать вместе с ним, читая сказку или делая массаж. Ведь главное – дать маленькому организму отдохнуть
Как развивается трехлетний ребенок, почему возникает кризис
В 3 года головной мозг малыша уже хорошо развит, поэтому он может одновременно делать несколько действий, контролировать тело. Эта возможность считается наибольшим достижением ребенка в таком возрасте. Навыки, которыми он сейчас овладеет, останутся навсегда. Происходит развитие крупной, мелкой моторики. Кроху нужно задействовать в домашних делах, отдать в кружок, детский сад.
Происходит активное развитие организма, психики. У карапуза формируется речь, игровые навыки, общение с окружающими, собственное «Я». Кризис возникает из-за скачка в развитии, становления собственной личности.
Малыша больше не устраивает прежнее поведение родителей, он хочет, чтобы с его личностью считались
Близким важно мудрыми и терпеливыми, поскольку от этого зависит характер их ребенка
Развитие собственного «Я» может длиться от нескольких месяцев до 2 лет. Главный признак скорого кризиса — узнавание своего отражения: если раньше малыш называл себя «Это Кирилл», то теперь скажет — «Это Я».
Перечень главных признаков кризиса представлен:
- негативом;
- упрямством, строптивостью;
- своеволием;
- деспотичным поведением;
- обесцениваем взрослых;
- истерическими припадками.
Анализ и диагностика самостоятельной деятельности дошкольников
Конечный этап работы по формированию и совершенствованию навыков самостоятельной деятельности состоит в проведении анализа способностей детей, оценки результативности применяемых педагогом воспитательных методов и приёмов, обозначении вариантов корректировки недочётов. Осуществлять диагностику рекомендуется несколько раз в течение учебного года: уровень самостоятельности на момент начала занятий, в середине и в конце года. Определять степень самостоятельности нужно для каждой области детской деятельности: познавательно-исследовательской, игровой, двигательной, продуктивной и в сфере самообслуживания.
В самостоятельной игровой деятельности оценивается игровое поведение ребят, ролевые диалоги, условные действия с предметами
Для проведения мониторинга рекомендуется составление бланков, в которых отмечается уровень самостоятельной деятельности воспитанника в каждом пункте по шкале от 1 до 5, где 1 — трудности в выполнении действий даже после показа и повторения взрослым, 5 — полная самостоятельность действий. Приёмы коррекционной методики подбираются индивидуально для каждого ребёнка.
Таблица: пример бланка для диагностики самостоятельной деятельности дошкольников
Фамилия, имя воспитанника | Вид самостоятельной деятельности | |||||||||
Познавательная | Игровая | Двигательная | Продуктивная | Самообслуживание | ||||||
Уровень самостоятельности | Планируемая корректировка | Уровень самостоятельности | Планируемая корректировка | Уровень самостоятельности | Планируемая корректировка | Уровень самостоятельности | Планируемая корректировка | Уровень самостоятельности | Планируемая корректировка | |
Иванов Иван | 1 | Наблюдение воспитателя за моментами самостоятельной деятельности, когда пробуждается интерес к исследовательской деятельности, развитие активности методом подсказок, вопросов, подбадривания. | 2 | Чтение рассказов и педагогических сказок с целью перенесения сюжетов в игровую форму, обогащение ситуативного опыта ребёнка. | 3 | Организация спортивного досуга с активным участием ребёнка. | 4 | Повторить в индивидуальном порядке этапы рисования с использованием предварительного наброска. | 5 | Не нуждается в коррекции. |
Самостоятельная деятельность детей проявляется в различных образовательных областях и осуществляется без непосредственного участия взрослого. Роль педагога состоит в обогащении опыта дошкольников словесными, зрительными, слуховыми образами. Так называемые рутинные действия (умывание, одевание, приём пищи) выполняются взрослыми автоматически, а для детей — это серьёзный труд. Развитие самостоятельности во всём — от завязывания шнурков до проведения экспериментов и высказывания своего мнения, — цель образовательно-воспитательного процесса в ДОУ.