Как заинтересовать первоклассника учёбой

«перегрузки как у космонавтов»: как проходит адаптация первоклассника к школе

Уровни адаптации

Придя в новый коллектив, ученик переживает следующие фазы:

  • изначально дети присматриваются к ученику;
  • далее находится один или несколько учеников, которые берут на себя разъяснительную функцию;
  • затем происходит общее мнение класса о пришедшем;

В результате прохождения всех фаз ребенок становится либо отшельником, либо интегрируется в «механизм». Многое здесь зависит от личностных качеств ученика, а также действий учителя относительно ситуации. 

Понятно, что группа детей, которые сплотились за годы совместного времяпрепровождения, будет с осторожностью взаимодействовать с «чужим» человеком. Ученику также будет нелегко влиться в единый, слаженный «организм»

Потому возможно несколько исходов поведения:

  • в ученике станут преобладать такие качества, как стеснение, замкнутость;
  • новоприбывший всеми силами пытается показать, что он уже часть коллектива и знает обо всех «фишках»;
  • старается сохранять спокойствие, относиться ко всем нейтрально, сдержанно;

Как бы себя не позиционировал ученик и остальная часть класса по отношению к нему, вмешательство педагога при этом обязательно.

Фото: ufa-room .ru

4 причины школьной дезадаптации

Анкетирование учеников

Рекомендуется узнать у прибывшего его интересы, цели, предметы, которые нравятся и не очень. Полезно провести опрос в виде анкет для каждого ученика, чтобы больше узнать обо всех из класса. После анкетирования проводится сопоставление результатов, чтобы понять, кто из остальных «подходит» новенькому больше. Затем можно рассадить учеников по партам, исходя из результатов теста. 

Фото: Zun Zun / pexels .com

Можно на базе анкеты создать условия общего времяпрепровождения. Это может быть поход в кинотеатр, на ледовый каток и др. 

Важно взаимодействие с родителями новичка на постоянной основе, несмотря на то, как проходит внедрение их ребенка в общность класса. Родители должны рассказать педагогу о предыдущих успехах ребенка, имел ли тот сложности с одногодками, узнать о его сильных сторонах

Понятие социальной готовности к обучению

Социальная готовность ребенка к школе является частью общей готовности к школьному обучению. В дошкольном возрасте у детей активно развиваются познавательные процессы, что станет основой их интеллектуальной подготовки к школе. Также развиваются личностные качества и самосознание, на базе которых формируется личностная готовность к систематическому обучению в условиях школы.

Такой же важной является составляющая, связанная с социальными изменениями, неизбежными при поступлении в первый класс. Дошкольнику предстоит шагнуть на новую ступень общественных отношений и освоить роль ученика

Это значительные перемены, поскольку ведущая деятельность меняется с игровой на учебную. Смена ведущей деятельности сопровождается перестройкой общения как со взрослыми, так и сверстниками.

Если ребенок не стремится занять новую позицию в обществе людей, не желает сделать шаг навстречу миру взрослости, который начинается со школы, то его психологическая готовность к школе еще не сформировалась. Даже, если ребенок имеет хорошую осведомленность и многому уже научился.

Социальные мотивы учения

С поступления в школу дети начинают свою подготовку к самостоятельной взрослой жизни. Старшие дошкольники понимают, что школа – это пропуск во взрослую жизнь, и школьный период обязателен. У них формируется потребность в новом социальном статусе, который они получат, включаясь в такую серьезную деятельность как обучение.

Социальные мотивы вполне могут доминировать в интересе ребенка к школе. Не редкость такие высказывания дошкольников: «Хочу в школу, потому что там есть уроки и переменки; там получают хорошие оценки; в школе у меня появится много новых друзей». Или «Я буду ходить в школу, как и мои родители на работу», «Когда я пойду в школу, я не буду спать днем, как маленький», «Буду получать одни пятерки».

К сожалению, социальные мотивы не обеспечивают успешного обучения ребенка. Первое время они могут помочь первокласснику полноценно включиться в учебную деятельность. Стараясь быть прилежным учеником, ребенок внимательно слушает учителя, усердно выполняет вполне посильные задания. За это он получает слова поддержки и похвалы от учителя. В детском восприятии складывается завершенная картина: «Меня хвалят, значит, я хороший ученик».

Но учебные задания все время повышают планку трудности. Если на подмогу социальным мотивам не успеют подоспеть познавательные мотивы деятельности, первоклассник теряет интерес к школьному обучению.

Из этого вытекает, что социальная готовность к школе выступает необходимым условием для поступления в школу, но этого не достаточно, чтобы состоялось полноценное включение в образовательный процесс.

Помощь ребёнку в период адаптации

Адаптация к школе

Адаптация к школе – это переход ребёнка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям. Этот период каждый первоклассник переживает по-своему. До школы большинство детей посещали детский сад, где каждый день был наполнен играми и игровыми занятиями, прогулками, а дневной сон и неспешный режим дня не давали малышам уставать. В школе всё иначе: новые требования, интенсивный режим, необходимость всё успевать. Как приспособиться к ним? Для этого нужны силы и время, а главное – понимание родителей, что это необходимо.

Принято считать, что адаптация первоклассника длится от первых 10-15 дней до нескольких месяцев. На это влияют многие факторы, какие как специфика школы, характер ребёнка и его уровень подготовленности к школе, объём загруженности и уровень сложности учебного процесса и другие. И здесь не обойтись без помощи учителя и родственников: родителей и бабушек с дедушками.

Факторы адаптации ребенка к школе

В первые месяцы учебы ребенку предстоит привыкать ко многим изменениям в жизни: школьный режим, общение с одноклассниками и учителями, новые знания и пр. Поэтому и приспособление к школе нужно оценивать по совокупности показателей. Можно условно выделить следующие виды адаптации:

  • организационная – это способность приспособится к новому распорядку, обязанностям, школьным правилам;
  • учебно-мотивационная – формирование желания учиться, осваивать новые знания и навыки;
  • психологическая – нормализация эмоционального самочувствия малыша в разных школьных ситуациях, адекватное восприятие ребенка новой для него социальной роли школьника;
  • социальная – формирование адекватного поведения в новой социальной среде, установление нормальных отношений со взрослыми и сверстниками.

Поскольку каждый привыкает к новым для него обстоятельствам по-разному, у школьника могут быть отклонения в различных показателях. Например, он может с готовностью получать новые знания, но не завести друзей или с трудом переносить школьный режим. В таком случае родители должны понимать, что сами по себе хорошие оценки не означают нормальную адаптацию к школе. Отклонения в любом из приведенных показателей говорят о нарушениях приспособления к школьной жизни

Поэтому внимание нужно уделять каждому фактору

Только при нормальных показателях по всем аспектам можно говорить о хорошей адаптации ребенка к школьной жизни.

Как быстро школьник приспособится? Это зависит от разных факторов:

  • особенности характера;
  • уровень сложности образовательной программы;
  • обстановка в семье;
  • наличие сторонних стрессовых факторов;
  • степень подготовленности малыша к школе и пр.

В связи с тем, что темпы адаптации индивидуальны, ребенку требуется внимание и посильная помощь от взрослых. Неудача может привести к развитию комплексов и страхов в детском возрасте, низким отметкам и другим негативным последствиям

Необходимо понимать всю ответственность периода адаптации, который важен для психического развития ребенка.

Как заинтересовать первоклассника учёбой

Самое важное, что необходимо сделать родителям, — создать условия для того, чтобы ребёнок сам проявил интерес к учёбе. Быть терпеливыми, не ругать ребёнка, направлять его и показывать ценность образования

Следите за режимом дня первоклассника

Важно, чтобы у ребёнка оставалось достаточно времени для отдыха и полноценного сна (ложиться спать лучше не позже 21 часа). После занятий нужен отдых 1,5-2 часа

При таком режиме нервная система первоклассника будет лучше адаптироваться к учебным нагрузкам.

Время для заданий — пик активности ребёнка

Старайтесь организовать время ребёнка так, чтобы к выполнению заданий он приступал во время своей наивысшей активности (это особенно удобно, когда ваш ребёнок находится на дистанционном обучении). Если занятия проводить в период спада активности у ребёнка, не получится заинтересовать первоклассника учёбой.

Смысл учёбы — в знаниях

Подчёркивайте ценность знаний и результатов, которые ребёнок достигнет благодаря учёбе. Чаще хвалите его, чтобы у него появилась уверенность в своих силах. Старайтесь не сравнивать ребёнка с другими детьми, чтобы не разрушить его мотивацию к учёбе.

Поощряйте самостоятельность

Поощряйте ребёнка в учёбе, но не делайте за него большую часть заданий, первоклассник сам в состоянии справиться с ними и почувствовать интерес к учёбе. Не переусердствуйте с помощью, у ребёнка не появится мотивация, если учиться за него будут родители.

Не завышайте значение оценок

Расскажите ребёнку о том, что оценки, конечно, важны, но цель учёбы не в том, чтобы получить высокую оценку, а в том, чтобы стать интеллектуально развитым, получить новые знания. Это гораздо лучше поможет заинтересовать первоклассника учёбой, чем культ пятёрки в дневнике. 

<<Форма курс 1-4>>

Сделайте внеучебную жизнь насыщенной

Постарайтесь, чтобы жизнь ребёнка не замыкалась только на учёбе, и у него была отдушина в виде увлечений — спортивных секций, рисования, музыки, рукоделия, различных кружков, а также возможность проводить время с друзьями.

<<Блок перелинковки>>

Выбирайте интересные материалы для обучения

В начальной школе «Фоксфорда» ребёнок не просто получает знания, он начинает проявлять познавательную активность благодаря интересным урокам и увлекательной подаче материала.

Мотивация первоклассника к учёбе — задача необходимая, но в то же время родителям важно не переусердствовать и позволить ребёнку пережить собственный опыт, осознанно пройти период адаптации к школе и сформировать желание не просто получать хорошие оценки, а искренне тянуться к знаниям

Как предотвратить дезадаптацию?

Зная предпосылки дезадаптации младших школьников, можно предотвратить её развитие

Для этого важно как можно раньше установить контакт с учителем и рассказать ему об особенностях вашего ребёнка:

физиологических (например, быстро устаёт или есть пищевые аллергии),
особенностях развития (например, гиперактивность или дислексия),
особенностях характера (например, очень стеснительный или, наоборот, стремится всё время привлекать внимание),
особенностях семьи (например, недавно произошло трагическое событие в семье).

Адаптация будет проще, если вы заранее научите ребёнка простым, но крайне важным в школе навыкам самоорганизации: собирать портфель, складывать всё по списку, застёгивать пуговицы, следить за расписанием

Также важно начать заранее перестраивать режим дня и за несколько недель до выхода в школу начать укладывать и поднимать ребёнка по школьному графику

Актуализируйте положительный опыт прошлых лет: напомните ребёнку о том, как он привык к детскому саду, или вспомните переезд и другие переломные моменты. Расскажите поддерживающую историю из своей жизни или жизни его старших братьев и сестёр.

Проговорите или продемонстрируйте в ролевой игре правила общения с одноклассниками и учителями. Отметьте, что учитель — это не родственник, он требует особенного отношения (нельзя обращаться к учителю на «ты», дёргать его или обнимать без спроса, нужно запомнить его имя и отчество и обращаться вежливо).

И самое важное — обязательно находите время для доверительной беседы. Побольше расспрашивайте ребёнка о том, как проходят его дни в школе: с кем он сегодня играл и во что, было ли ему страшно или грустно, с кем он повздорил и почему, нравится ли ему учитель и так далее

Именно в таких разговорах могут открыться настоящие причины школьной дезадаптации.

Физиологическая адаптация ребенка к школе

Казалось бы, при чем тут физиология? Каких-то особых физических нагрузок на детей школа не предполагает, как кажется многим. На самом деле это не совсем так. Дело в том, что естественным состоянием для детей 6–7 лет является движение.

И вот тут самый обычный урок становится тяжелейшим испытанием для ребенка: целых 30 минут нужно сидеть практически неподвижно и концентрировать внимание на чем-то совсем непонятном, и не всегда интересным. Далеко не каждому ребенку эта задача кажется посильной

Многие с первых дней начинают вертеться, разговаривать на уроках, мешать своим соседям. Особенно тяжело уроки даются гиперактивным детям. И это – самая первая и далеко не самая простая задача для учителей: ругать гиперактивного первоклассника или наказывать его бесполезно

Далеко не каждому ребенку эта задача кажется посильной. Многие с первых дней начинают вертеться, разговаривать на уроках, мешать своим соседям. Особенно тяжело уроки даются гиперактивным детям. И это – самая первая и далеко не самая простая задача для учителей: ругать гиперактивного первоклассника или наказывать его бесполезно.

Дело ведь не только в том, что он не понимает, как нужно себя вести, или делает что-то нарочно. Он физически не способен выдержать такое испытание.

Разделяют 3 этапа физиологической адаптации к школе:

  1. Физиологическая буря, или острая адаптация. Это первый, самый сложный этап, когда ребенок еще не понимает, что от него требуется. На сильнейшее статическое напряжение организм малыша реагирует напряжением всех жизненно важных систем, что, в свою очередь, пагубно сказывается на его состоянии. Длится этот период 2–3 недели.
  2. Неустойчивое приспособление – в этот период организм потихоньку начинает вырабатывать компромиссные формы реагирования на стрессовую ситуацию.
  3. Относительно устойчивая адаптация – напряжение продолжает снижаться.

В среднем на физиологическую адаптацию к школе уходит от 2 месяцев до полугода. В этот период дети могут жаловаться на головную боль, терять аппетит и вес, и даже действительно заболеть. К увеличению статической нагрузки добавляется еще и резкое снижение двигательной активности. А ведь именно с подвижностью в этом возрасте у детей связанны все основные процессы, в том числе рост.

Как же помочь ребенку приспособиться к новым условиям? Иногда кажется, что помочь нельзя ничем, однако это совсем не так

Самое важное в этот период – это режим дня. Конечно, распорядок дня в это время сильно меняется, но это не значит, что от режима можно отказаться

Кстати, в первые месяцы дети могут даже начать спать после уроков. И это оптимальный вариант, позволяющий снять нервное напряжение. В любом случае, после школы нельзя нагружать ребенка другими занятиями, пусть малыш сначала отдохнет. В идеале это время нужно провести с ним вместе, занятья тем, что он действительно любит.

Только после этого можно приниматься за выполнение домашнего задания. С одной стороны, в первом классе его задавать не должны, с другой – бывает всякое.

Во время адаптации ребенка к школе, да и в остальное время, прогулка должна занимать 3–4 часа в день. Найти столько времени крайне сложно, но именно такую продолжительность советуют врачи. Это лучший способ выровнять баланс статической нагрузки и двигательной активности. Рассчитывать на уроки физкультуры не стоит, 2 часа в неделю – это катастрофически мало.

Согласно исследованиям, первокласснику необходимо 11 часов полноценного сна. Лучше всего уложить ребенка уже в 9 часов. При таком раскладе ребенок успеет выспаться, позавтракать утром, сделать зарядку и окончательно проснуться перед занятиями.

Внутренняя позиция школьника

Личностная готовность к обучению в школе предполагает, что дошкольником движут и познавательные, и социальные мотивы. Но ребенок — это не статистическая особь homo sapiens. Это индивидуальность, хотя еще и малолетняя. Со своими предпочтениями, способностями и склонностями. В большинстве случаев у дошкольника доминирует один из мотивов.

В том случае, когда у ребенка тесно переплетены две потребности – познавательная и потребность в общении со взрослым как с наставником, — он способен легко и эффективно включиться в учебный процесс.

О таких детях говорят, что у них уже сформировалась внутренняя позиция школьника.

Складывается такая внутренняя позиция постепенно. Сначала дошкольник в своих разговорах отзывается о школе в положительном ключе. Затем возникает интерес к социальным характеристикам школьника («буду писать в тетрадке, и мне поставят «5», «Нужно позвонить – так начинается урок» и пр.). И наконец, завершающий этап – появление интереса непосредственно к учебной деятельности в условиях школы, то есть, становление учебной мотивации.

Ценность внутренней позиции школьника состоит в том, что ребенок осознанно намерен подчинять свое поведение и действия школьным требованиям. Он готов прикладывать усилия, чтобы слушать учителя, получать знания, выполнять задания. Это не что иное, как произвольность.

Процесс школьного обучения с первых дней опирается на определенный уровень произвольного поведения. Слабый уровень произвольности первоклассника, как правило, приводит к трудностям в обучении.

Таким образом, чтобы сложилась личностная готовность к школе, у детей нужно развивать учебную мотивацию и потребность учиться у взрослого. Только так ребенок осознает, что в школу он пойдет не для того, чтобы играться там с другими детьми в новых условиях. Для него станет очевидной задача почерпнуть знания и многому научиться. В связи с этим, нельзя недооценивать подготовку к школе в небольших группах детей накануне поступления в первый класс. Даже кратковременное посещение подобных «курсов первоклассника» продвинет дошкольника на шаг в формировании внутренней позиции школьника.

Советы родителям

Итак, если вы стали счастливым родителем первоклассника, то вам помогут простые советы, как легко пережить такой ответственный момент как адаптация к школе:

  1. Будите ребёнка ласково: пусть у него будет хорошее настроение на весь день!
  2. Не спешите. Правильно рассчитывайте время – это ваша задача.
  3. Не запугивайте ребёнка перед выходом в школу! Просто желайте ему удачи и хорошего дня.
  4. Забирая ученика после школы, не приставайте к нему с бесконечными вопросами по поводу школы. Пусть ребёнок расслабиться, отдохнёт.
  5. Если Вы видите, что малыш чем-то опечален, — дайте ему время, пусть он расскажет о своей проблеме сам.
  6. Если учитель высказал вам замечания по поводу вашего ребенка, воспринимайте это сдержанно. Желательно, чтобы ребёнка при этом разговоре не присутствовало.
  7. Не заставляете ребёнка выполнять домашнее задание непосредственно после прихода из школы.
  8. Не требуйте выполнять сразу все задания – устраивайте перерывы.
  9. Поощряйте самостоятельность первоклассника при выполнении упражнений. Если ему потребуется помощь – он скажет.
  10. Не ставьте ребёнку условий.
  11. Лучше всего, когда все члены семьи поддерживают одну тактику воспитания ребёнка и общения с ним.
  12. Не игнорируйте жалобы малыша на самочувствие – это может быть показателем переутомления.
  13. Сказки перед сном никто не отменял. Будьте ласковы с первоклассником, помогите ему успокоиться и заснуть.

Не оставляйте без внимания такой ответственный момент как начало школьной жизни. Окажите помощь ребёнку в преодолении периода адаптации к школе, поддержите его, обеспечьте необходимые условия проживания и обучения и увидите, с какой лёгкостью он будет учиться, и как будут раскрываться его способности.

Продолжительность привыкания к учёбе в школе

Мотивация — должен ли ребенок хотеть в школу?

Диагностируя готовность к школе, психологи всегда уделяют внимание мотивации. Лучшим мотивом для успешности обучения является интерес к учебе, к получению новых знаний. Однако, этот мотив встречается в шести-, семилетнем возрасте не так часто

Также благоприятным мотивом считается желание ребенка получить новый статус («В школе я буду уже большой!»). Многие первоклассники начинают учиться для того, чтобы «порадовать маму». Этот мотив не самый эффективный, но обычно его хватает на первое время, а потом может подключиться и интерес к самой учебе

Однако, этот мотив встречается в шести-, семилетнем возрасте не так часто. Также благоприятным мотивом считается желание ребенка получить новый статус («В школе я буду уже большой!»). Многие первоклассники начинают учиться для того, чтобы «порадовать маму». Этот мотив не самый эффективный, но обычно его хватает на первое время, а потом может подключиться и интерес к самой учебе.

Сложнее, если ребенок в школу не хочет. Чем бы это ни было вызвано, на первых порах такое негативное отношение может серьезно сказаться на эффективности обучения

Если ваш ребенок заявляет, что не хочет в школу, важно разобраться в причинах. Идет ли речь о конкретной школе, или о необходимости учиться вообще, о расставании с детсадовскими друзьями или о страхе перед новым. В зависимости от причины и нужно действовать

Так или иначе, важно сформировать у ребенка позитивное отношение к его новой роли, к школе в целом

В зависимости от причины и нужно действовать

Так или иначе, важно сформировать у ребенка позитивное отношение к его новой роли, к школе в целом

Физическая готовность

Такой вид готовности к обучению в школе, как физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития организма ребенка основным возрастным нормам. Необходимо учитывать целый ряд критериев.

  1. Уровень биологического развития:
  • рост;
  • масса;
  • работоспособность;
  • утомляемость;
  • система условных словесных реакций;
  • зрелость пищеварительной и мочевыделительной системы.

Состояние здоровья и анализаторных систем. Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в общеобразовательном учреждении

Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.

При наличии каких-либо медицинских отклонений или противопоказаний необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения.

Общее физическое развитие. Определяется по наличию основных физических качеств:

  • ловкость;
  • скорость;
  • сила;
  • скоординированность движений.

Уровень развития основных видов движений:

  • бег;
  • прыжки;
  • наклоны;
  • приседания;
  • ползание.

Развитие мелкой моторики рук:

  • держать ручку или карандаш;
  • проводить четкие линии;
  • перекладывать мелкие предметы;
  • складывать лист бумаги.

Гигиенические умения, навыки самообслуживания. Ребенок должен самостоятельно:

  • умываться;
  • чистить зубы;
  • мыть руки;
  • пользоваться туалетом;
  • одеваться;
  • застегиваться и завязывать шнурки;
  • следить за своим внешним видом;
  • пользоваться столовыми приборами;
  • убирать за собой посуду;
  • организовывать рабочее место;
  • собирать, складывать и убирать свои вещи.

Знания по основам здоровья. Ребенок обладает знаниями о:

важности быть здоровым;
необходимости беречь здоровье;
режиме дня;
значимости занятий спортом
.

Физически здоровый и подготовленный ребенок быстрее адаптируется к условиям школьной жизни, изменившемуся режиму дня и уровню нагрузок.

Трудности

Приход в первый класс – один из самый важных и сложных периодов в жизни ребёнка. Поступление в школу часто является причиной эмоционально-стрессовой ситуации, потому как ребёнок в связи со сменой обстановки вынужден изменить своё обычное поведение, благодаря чему увеличивается его психоэмоциональная нагрузка.

         В первые дни в школе первоклассник сталкивается с задачами, решить которые необходимо, собрав все силы. Ребёнок попадает под влияние таких факторов, как:

  • личность педагога
  • коллектив одноклассников
  • новый режим дня
  • ограничение двигательной активности
  • новые обязанности.

В этот период у ребёнка возникает масса вопросов, ответить на которые он не в силах. Зачем сидеть смирно весь урок? Из-за чего нельзя носиться по коридору, играть, кричать? После дошкольных игр в детском саду школьная жизнь кажется неинтересной и нудной. Соответствие всем правилам школьного режима кажется невозможным, ведь первокласснику сложно управлять своими эмоциями и регулировать свои желания. Теперь самым важным становится результат: старательно учиться, получать высокие оценки. Вот поэтому и наступает кризис, а вместе с ним и первые обиды и разочарования. И учителей, и родителей подстерегают первые трудности, а именно:

  • неуспеваемость
  • нежелание что-то делать
  • негативизм
  • демонстративность
  • лень.

Справиться с этими трудностями помогут избежать наши психолого-педагогические рекомендации.

Трудности адаптации первоклассников: группы риска

Проблемы в первый школьный год возникают практически у всех детей. Особые сложности адаптация к школе вызывает у детей с индивидуальными характеристиками работы нервной системы. Прежде всего в группе риска гиперактивные дети. Им сложно находиться в одном положении, ребенок привык свободно двигаться, и спокойно слушать учителя у него не получается. Такие дети часто отвлекаются и могут регулярно нарушать правила поведения в школе

Ругать и наказывать такого ребенка бесполезно, лучше всего попробовать спокойно объяснить важность школы в его жизни и постараться заинтересовать его учебой. Если гиперактивность ребенка – не только мнение родителей, но и поставленный специалистом диагноз, адаптация к школе потребует дополнительной помощи со стороны специалистов

Вторая группа риска во время адаптации к школе – дети с высокой утомляемостью. Такие детки быстро устают от высокой концентрации, которая требуется при выполнении заданий учителя, им сложно сразу сделать все домашнее задание. В таком случае идеальным решением для первого года обучения станет индивидуальный график работы с постепенным увеличением учебного времени и сокращением перерывов

Очень важно, чтобы график ребенка был одинаковым и дома, и в школе

Адаптация к школе вызывает сложности и у одаренных детей. Зачастую уже до начала первого школьного года они обладают весьма развитыми познавательными способностями и хорошим уровнем знаний. Основная проблема таких детей в школе – скука. Материал, который объясняет учитель, им уже известен либо становится понятен быстрее, чем другим детям. Адаптировать одаренного ребенка к условиям обычного класса сложно, в большинстве случаев лучшим решением будет перевести малыша на специальную программу обучения или даже в другую школу.

Трудности адаптационного периода

Особенности адаптации к школе первоклассника, уровни адаптации к школе

У каждого первоклассника имеются свои особенности адаптации к школе. Чтобы понять, как ребенок адаптируется, рекомендуется узнать об уровнях адаптации к школе:

  • Высокий уровень адаптации.
    Ребенок хорошо приспосабливается к новым условиям, положительно относится к учителям и школе, легко усваивает учебный материал, находит общий язык с одноклассниками, прилежно учится, слушает объяснения учителя, проявляет большой интерес в самостоятельному изучению программы, с радостью выполняет домашние задания и т.д.
  • Средний уровень адаптации.
    Ребенок положительно относится к школе, понимает учебный материал, выполняет самостоятельно типовые упражнения, внимателен при выполнении заданий, сосредотачивается только тогда, когда ему интересно, выполняет добросовестно общественные поручения, дружит со многими одноклассниками.
  • Низкий уровень адаптации.Ребенок отрицательно отзывается о школе и учителях, жалуется на здоровье, часто меняет настроение, наблюдается нарушение дисциплины, не усваивает учебный материал, отвлекается на уроках, не регулярно выполняет домашние задания, при выполнении типовых упражнений требуется помощь учителя, не ладит с одноклассниками, общественные поручения выполняет под руководством, пассивен.

Коммуникативная готовность ребенка к школе

Новые условия ожидают детей и в коммуникативной сфере. В старшем дошкольном возрасте — особенно в период кризиса 6-7 лет, — дети стремятся изменить свою позицию в семейных отношениях и получить возможность самостоятельных действий и решений. Однако для них становится особенно важным, чтобы их мнения и суждения в отношении окружающего мира хотя бы частично совпадали с точкой зрения взрослых.

Дети пробуют себя в роли взрослых, и им очень хочется, чтобы эти пробы были успешными. Причем, старший дошкольник уже отлично понимает, что взаимоотношения с близкими взрослыми и посторонними людьми выстраиваются по-разному. Беседуя с чужим человеком дети после 6 лет стараются не допускать той непосредственности, которая доминировала в их поведении раньше.

В общении со сверстниками также появляется много нового. В школе ребенка ждет коллективный характер деятельности. Это совершенно другие условия, чем привычные для дошкольника игровые взаимодействия или дружеские отношения. Естественно, и прежние формы общения сохранятся, но учебная деятельность требует иных. Главным становится умение действовать совместно ради выполнения поставленной задачи.

Как меняется коммуникация со взрослыми при поступлении в школу

Дошкольники активно используют ситуативно-деловую и внеситуативно-познавательную форму общения со взрослыми. В то время как обучение требует внеситуативно-личностного общения ребенка и взрослого, где на первый план выходит авторитетность учителя.

Перечислим важнейшие аспекты, которые способна обеспечить названная форма общения:

внимание к тому, что говорит взрослый
умение слушать и следовать инструкции
адекватно относиться к оценке за свою работу
исправлять ошибки, на которые указал взрослый

И такие отношения начинают складываться к концу дошкольного возраста, потому что ребенок взрослеет, постигает смысл взаимоотношений между людьми, усваивает правила и нормы социального взаимодействия.

На пороге школы взрослый для ребенка становится экспертом во всем: как источник информации, как оценивающий специалист, как личность, стоящая на страже нравственности и справедливости.

Ребенок учится у взрослого, воспринимает его указания, решает поставленные перед ним задачи, если воспринимает его как учителя. Это непременная составляющая коммуникативной готовности к обучению в школе.

Особенности коммуникации со сверстниками при обучении

Чтобы успешно адаптироваться к школьному обучению, ребенку необходимы коммуникативные умения, лежащие в основе коллективной ответственности. Для школьной среды важны следующие:

  • действовать вместе с одноклассниками
  • слушать ответы товарищей и следить за их работой на уроке
  • согласовывать свои замыслы и действия с коллективом
  • обосновывать свое мнение и считаться с мнением других
  • настаивать на своем в одних случаях и уметь отказываться от своей идеи в пользу иного мнения в других
  • принимать успехи других детей без обид и других негативных эмоций

Перечисленные умения быстрее формируются у детей, обладающих коммуникативными способностями. Но любому ребенку под силу включиться в коллективную учебную деятельность. У разных детей могут быть различные слабые звенья коммуникации. Если рассматривать приведенный выше список в качестве критериев подготовленности дошкольника к обучению, то проясняется, в каком направлении должно осуществляться развитие коммуникативной готовности к школе каждого отдельного ребенка.

Коммуникация со сверстниками помогает овладевать учебной деятельностью. В общении на уроках дети усваивают общие способы решения задач. Бывает, что большей подсказкой, как выполнить задание, ученику служит наблюдение за действиями соседа по парте. Есть дети, которые скорее спросят у товарища, чем обратятся к учителю.

Образно говоря, социально-коммуникативная готовность к школе служит, своего рода, каркасом. Это невидимая конструкция, благодаря которой у ребенка складывается представление о своей роли ученика, о роли взрослого как учителя. А все элементы данной конструкции объединены общей учебной деятельностью.

Программа адаптации

При составлении программы адаптации вашего первоклассника рекомендуем учесть три основных компонента: психологическую, физиологическую и социальную адаптацию. Окружив школьника любовью и создав для него максимально благоприятные условия в семье, вы поможете ему избежать стресса в новых условиях. Позаботьтесь о чётком, грамотно продуманном режиме дня первоклассника. Не отменяйте дневной сон: так ребёнку будет легче восстановить силы. Найдите возможность не оставлять первоклассника на «продлёнке» — ведь ему так необходим отдых дома.

Научите ребёнка правилам общения с одноклассниками

Объясните, как важно быть вежливым, внимательным к сверстникам — и общение в школе будет только в радость

Адаптация— эффективное взаимо­действие организма со средой.

Социальная адаптация — это процесс эффективного взаимодействия с социальной средой. Она соотносится с социализацией — процессом взаимодействия с социальной средой, в ходе которого индивид овладевает механизмами социального поведения и усваивает его нормы, имеющие адаптивное значение. Состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно включается в ведущую деятельность, удовлетворяет основные социогенные потребности, идет навстречу ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней группа, переживает состояние самоутверждения и свободы выражения творческих способностей, принято называть социально-психологической адаптированностью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: