Продолжение «отечественная система сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата  доклад, проект

Слайд 16Программно-методическое обеспечение для работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата Архипова

Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: Доречевой период: Кн. Для логопеда. М. 2005.Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М., 1989.Данилова Л. В., Стока К., Казицина Г. Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. — СПб., 1997Дедюхина Г. В. Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. Москва Издательский центр «Техинформ», МАИ, 1997 годЕвтушенко С. К. (ред.). Новые технологии в реабилитации церебрального паралича. — Донецк, 1994.Дети с церебральными параличами: пути обучения и коррекции нарушенных функций / Под ред. М. В. Ипполитовой. — М., 1981.

Слайд 21Потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:потребность в раннем выявлении нарушений и

максимально раннем начале комплексного сопровождения развития ребенка;потребность в регламентации деятельности с учетом медицинских рекомендаций;потребность в особой организации образовательной среды;потребность в использовании специальных методов, приемов и средств обучения и воспитания;потребность в предоставлении услуг тьютора;потребность в адресной помощи по коррекции двигательных, речевых и познавательных и социально-личностных нарушений;потребность в индивидуализации образовательного процесса;потребность в максимальном расширении образовательного пространства.

4

Педагогические средства повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра

Задача эффективного приспособления к социальному окружению, лич-ностно-ориентированный подход, гуманистическая направленность педагогических средств повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра заставляют по-новому взглянуть на содержание, функции и структуру психолого-педагогических условий управления формированием активной жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями.

В условиях реабилитационного центра в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии, действуют два направления. Одно — медицинское, другое — психолого-педагогическое.

Медицинское направление, традиционно используя различные методы в преодолении патологии, помогает восстановлению функций ребенка. Однако только медицинскими методами преодолевать патологии очень трудно. В реабилитационных службах оба направления, дополняя друг друга, решают задачи помощи детям с ограниченными возможностями.

Психолого-педагогическое направление в реабилитации ребенка предусматривает возможности индивидуального развития, стимулирующие преодоление ребенком своих ограниченных возможностей и приближение к сверстникам. Такой подход не исключает медицинские меры контроля преодоления органических отклонений. Он решает свои задачи и использует психолого-педагогические средства в реабилитации ребенка (Л.В. Мардаха-ев).

Основные концептуальные положения психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями, применяемые в условиях реабилитационного центра: 1. Содействие созданию единого культурно-воспитательного пространства, особой атмосферы, в которой все участники чувствуют себя его субъектами и являются таковыми. 2. Вовлечение родителей в воспитательный процесс, направленный на создание культурно-нормативного пространства, в котором перестраиваются нормы семейного воспитания. 3. Индивидуальный подход к каждому ребенку, организация взаимодействия между детьми. 4. Создание и использование проблемных ситуаций, условий для культурного и социального самоопределения каждого ребенка. 5. Индивидуализация реабилитационного и абилитационного процессов. 6. Применение педагогических технологий, позволяющих каждому ребенку раскрыть свой потенциал. 7. Разработка эффективных форм взаимодействия коллектива педагогов, детей, родителей.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях реабилитационного центра способствует стимулированию наиболее полного самопроявления, реализации индивидуальности и преодолению ограниченных возможностей. Стимулирующее развитие позволяет ребенку приближаться в самопроявлении к своим сверстникам.

Эффективность психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями определяется степенью доверия со стороны ребенка и семьи к мероприятиям, проводимым специалистами сопровождения Центра

Умение создать атмосферу доверия исключительно важно в реабилитационной работе, оно стимулирует самопроявление ребенка, побуждает его к активности. Все это позитивно сказывается на взаимодействии ребенка со специалистом

Педагогика сотрудничества создает условия для проявления самостоятельности и творчества ребенка, его самосовершенствования. В реабилитационной работе такая позиция ребенка наиболее благоприятна.

Для обеспечения квалифицированной поддержкой ребенка в различных ситуациях педагогу-психологу необходимо учитывать существование наиболее типичных форм самопроявления личности ребенка: гиперактивной, гипо-активной, протестно-капризной или протестно-негативной.

Гиперактивная позиция личности формируется при слишком «свободном» воспитании. Свобода и вседозволенность — те грани, которые следует подчеркнуть в воспитательной работе и учитывать в процессе психолого-педагогического сопровождения.

Гипоактивная позиция личности характеризуется пассивностью, безынициативностью, отсутствием оптимизма. При педагогически умелой моти-вационной работе данная позиция может меняться и в процессе сопровождения достигается положительный результат — активизация самопроявления ребенка.

Протестная позиция личности является следствием недостатков в воспитании ребенка. Специалистам сопровождения сложно изменить такую позицию.

Наиболее полное использование технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями обеспечит учет в реабилитационной работе типичных позиций проявления личности.

Слайд 14Рекомендации для педагогов при работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппаратаУ

детей с ДЦП отмечается сенсорная сверхчувствительностьпедагог должен приближаться к ребенку со стороны лица, а если это не возможно, нужно словесно обозначить свои действия, нельзя сажать детей с ДЦП спиной к двери и лицом к окну. Дверь и окно должны быть сбоку.необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребенку не давать развернутый речевой ответ. следует увеличить время, отведённое на выполнение заданий, и категорически исключить задания на время, на занятиях необходимо соблюдение двигательного режима, обязательный перерыв на физкультминутку. ребёнку с нарушениями функций опорно – двигательного аппарата необходима сопровождающая помощь дефектолога, специального психолога и логопеда.

ФГОС О УО (ИН)

АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) создается с учетом их особых образовательных потребностей.

Организация должна обеспечить требуемые для этой категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.

Сроки реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет 9 ―13 лет.

В реализации АООП может быть выделено два или три этапа:

I этап ― (дополнительный первый класс ― 1) 1-4 классы;

II этап ― 5-9 классы;

III этап ― 10-12 классы.

СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Кто имеет право на особые условия прохождения ГИА? 
Особые условия прохождения ГИА предполагаются для обучающихся, которым присвоен статус «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья».

Кто относится к категории «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ)? 
«Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и(или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» (пункт 16 статьи 2 ФЗ-273 от 29.12.2012)

Кто присваивает статус «ОВЗ»? 
Только психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) вправе присвоить статус ОВЗ и рекомендовать специальные условия прохождения ГИА.

Сроки прохождения комиссии:

  • Для учащихся 9 классов не позднее 1 марта 
  • Для учащихся 11 классов не позднее 1 февраля

Заключение комиссии выдается в день прохождения, содержит информацию о присвоении статуса «Обучающийся с ОВЗ» и рекомендации по созданию специальных условий прохождения ГИА.

К специальным условиям прохождения ГИА, относятся:

  • Предоставление услуг ассистента (оказание технической помощи, помощь в занятии рабочего места, передвижении, прочтении задания);
  • Организация питания и перерывов для проведения необходимых медико-профилактических процедур;
  • Организация экзамена на дому при условии соблюдения требований Порядка проведения ГИА;
  • Возможность сдавать ГВЭ по всем учебным предметам в устной форме;
  • Для слабослышащих: аудитория оборудуется звукоусиливающей аппаратурой;
  • Для глухих и слабослышащих: привлечение ассистента-сурдопереводчика (при необходимости);
  • Для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи: возможность проведения ГВЭ по всем учебным предметам в письменной форме;
  • Для слепых: экзаменационные материалы оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера; письменная экзаменационная работа выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере;
  • Для слабовидящих: экзаменационные материалы копируются в увеличенном размере; наличие увеличительных устройств; индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
  • Нарушения опорно-двигательного аппарата: выполнение письменных заданий на компьютере со специализированным программным обеспечением.
  • Дополнительные специальные условия с учетом индивидуальных особенностей обучающегося

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на участие в государственной итоговой аттестации в ГЭК представляют копию рекомендаций ПМПК, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды – оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением МСЭ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: