Логомассаж для детей в домашних условиях

Логопедический массаж: для чего нужен и как его правильно делать

Виды

Различают несколько видов логопедического массажа. Классификация построена на основных способах и приёмах. В одних случаях логопед работает исключительно пальцами, в других — применяет специальные инструменты. У каждого вида есть свои особенности и показания.

Ручной

Само название говорит о том, что в качестве инструмента выступают руки массажиста-логопеда. В этой категории есть несколько подвидов:

  • Классический массаж: при его выполнении логопед использует классические приёмы — поглаживание, растирание, пощипывание. В качестве дополнительных инструментов могут использовать шпатель, зубную щётку, соски. В этом методе используют не принцип рефлекторного воздействия, в котором эффект достигается за счёт стимуляции нервных пучков, а за счёт разминания мышц.
  • Точечный массаж: задача специалиста — воздействовать на конкретные рефлекторные зоны — точки. Массаж носит локальный характер: работают с определёнными участками, например, щёк, а не массируют всю их поверхность. Это вид ещё называют массажем по биологически-активным точкам, сегментарно-рефлекторным.

Техники классического логопедического массажа описаны Дьяковой Е.А., которая разработала последовательность его проведения, техники и приёмы.

Аппаратный

Все движения выполняются специальными приборами. Этот вид не так распространён из-за того, что нет контакта между массажистом и пациентом: специалист ориентируется на ощущения в руках, а именно — напряжены мышц или расслаблены. И в зависимости от этого регулирует скорость, интенсивность движений.

Аппаратный логопедический массаж нужно применять ещё с большей осторожностью, чем классический. Причина в силе воздействия: интенсивные вибрации электромассажера могут оказать непредсказуемый эффект

Однако аппаратный массаж дает хорошие результаты у чуткого специалиста, который применяет комбинацию приёмов.

Зондовый

Зондовый логопедический массаж разработан талантливым логопедом Новиковой Е.В. Суть масажа по Новиковой: воздействие на поражённые зоны с помощью 9 разных типов зонда, выбор которых определяется зоной поражения, степенью и последовательностью в работе с нею. Зонды для логопедического массажа имеют разную форму, а значит оказывают разный эффект:

  • вилочковый — имеет форму вилочки с зубцами, поднятыми вверх. Логопед аккуратно обкалывает ими нёбо, щёки, губы, в результате чего начинают сокращаться их мышцы. После коротких покалываний зонд начинают раскачивать, а позже — вращать;
  • восьмёрка — приспособление похоже на 2 петли. Им нажимают на язык и без перемещения делают покачивающие движения. На щеках растирают вверх и вниз;
  • саночки — маленькие, средние, большие: разные размеры нужны для регуляции площади захвата и силы надавливания;
  • топорик — им вдавливают мышцы и выполняют скользящие движения. При повышенном тонусе — интенсивность нажатий минимальная, при гипотонусе — давят сильнее;
  • крестовина — зон для стимуляции работы языка. Ею нажимают на мышцу и толкают, чтобы пациент научился сокращать язык;
  • толкачик — для чередования расслабления и нажима.

Эффективность и скорость получения результата зависит не только от логопеда-массажиста, а ещё и от родителей, насколько искусно они изучат приемы логопедического массажа, чтобы закреплять полученный эффект в домашних условиях.

Обычно дети хорошо переносят логопедический массаж железными зондами. Чтобы устранить страх перед инструментом, дают его потрогать, повертеть в руках. При глубокой степени нарушений возможны болевые ощущения на первых порах — так о себе дают знать ригидные, спазмированные мышцы.

Условия для проведения

Эффективность логопедического массажа

Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечных системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

У детей с речевыми нарушениями, получающих логопедический массаж, наблюдается:

  • Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры,
  • Уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата,
  • Снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.),
  • Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений,
  • Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность,
  • Формирование произвольных координированных движений органов артикуляции.

Если ребёнку назначили логопедический массаж

Постарайтесь подробно узнать у логопеда: 

1). Для решения каких задач это нужно и чего конкретно мы ждём от процедуры:

  • грамотный специалист подробно вам расскажет какие трудности есть у ребенка в артикуляции, и как массаж поможет их преодолеть
  • если массаж назначен не для решения конкретных задач, от процедуры лучше отказаться, даже если она бесплатная.

2). Будет ли массаж сопровождаться артикуляционной гимнастикой и/или постановкой звуков:

  • необходимый эффект после массажа закрепляется артикуляционными упражнениями и звукопостановкой сразу после процедуры
  • нецелесообразно делать логопедический массаж без следующей за ним артикуляторной/мимической гимнастики или постановки звуков.

3). Нет ли у ребенка противопоказаний к логопедическому массажу. Список противопоказаний есть выше

Противопоказания к проведению логопедического массажа:

Но всё же не стоит возлагать надежды на чудодейственные силы логопедического массажа при любых речевых нарушениях. К тому же, есть масса противопоказаний к его проведению:

судороги;

эпилепсия;

кровотечения из носа;

конъюнктивит;

заболевания кожи, диатез;

инфекции полости рта;

увеличенные лимфоузлы;

простудные, вирусные заболевания;

общая усталость организма.

Не все виды логопедического массажа можно делать самостоятельно.

В домашних условиях доступны точечный и классический ручной массаж. Также стоит учитывать, что не каждый логопед выполняет аппаратный или зондовый массаж. Использование зондов, вакуумных, вибрационных приборов непрофессионалами могут нанести непоправимый вред ребёнку.

Родители, будьте бдительны!

Часто логопедический массаж назначают, когда у ребёнка нет нарушений тонуса и иннервации мышц речевого аппарата. Что в таком случае хотят скорректировать с помощью логопедического массажа, непонятно. Массаж может помочь там, где речь идёт о коррекции звукопроизношения (если ребёнок искажает звуки родного языка).

Важно: если речи нет, то ребёнок не заговорит от проведения логомассажа.

В случае с неговорящими детьми некоторые специалисты ссылаются на активацию посредством массажа определённых зон головного мозга, связанных с речью. Возможно, такой подход и принесёт пользу в комплексе с другими методами, однако он не может применяться в качестве основного или даже одного из основных.

Особенно логопедический массаж любят назначать в государственных поликлиниках. Процедура выглядит значимо в глазах родителей: большую часть времени на занятии тратят на массаж или назначают курсами по 10-20 процедур.

Также нецелесообразно делать логопедический массаж без следующей за ним артикуляторной/мимической гимнастики или постановки звуков. Логопедический массаж позволяет подготовить артикуляторные органы для последующей работы. Например, у ребёнка нарушена подвижность губ. Логопед делает массаж зоны губ, после чего сразу проводит пассивную и активную гимнастику для губ (необходимую для формирования уклада определённых звуков).

По аналогии с мышцами: перед основной нагрузкой им нужен разогрев. При этом, если в течение 15 занятий только разогреваться и не переходить к основной тренировке, после такого «курса» вряд ли получится увидеть осязаемый прогресс.

Условия проведения сеансов

Массажные процедуры необходимо проводить в помещении с хорошей вентиляцией и светом. Перед работой ребенок должен умыться и прополоскать рот. Все приемы должны быть легкими, удобными, комфортными для малышей. При малейшем дискомфорте или боли проработку прекращают.

Во время воздействия обязательна проработка губ, нижней челюсти и языка, а каждая процедура начинается и заканчивается поглаживаниями. Если не указано иное количество, то приемы повторяют по 5-6 раз. Первый сеанс не должен длиться более, чем 5 минут. Время проработки увеличивают постепенно, доводя до 15-20 минут. Для детей младше 2 лет общее время сеанса ограничено 2-3 минутами.

Процедуры проводят ежедневно или через день, через 2-2,5 часа после приема пищи. Курс массажа включает 15-20 сеансов. После последнего сеанса делают перерыв в 1-3 месяца, и повторяют курс. Разрешено не более 60 сеансов в год. Второй год массажных процедур должен начинаться с повторной консультации у логопеда и корректировки техники.

При нарушении работы речевого аппарата проводят специальный массаж. Он состоит из несложных приемов, которые можно освоить за несколько процедур и проводить в домашних условиях. Польза массирования не только в улучшении речевых навыков, но и в стимуляции работы мышечной ткани, развитии глотательного рефлекса. Если нет противопоказаний, то сеансы можно проводить ежедневно. Логопеды рекомендуют несколько массажных техник, состоящих как из классических приемов, так и из специфических — сжатия языка, пощипывания его поверхности. Тип процедур, продолжительность, интенсивность и количество проработок обязательно оговаривается с врачом.

Противопоказания логопедического массажа

Противопоказаниями для проведения логопедического массажа являются инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп), заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюнктивит

С большой осторожностью следует применять массаж у детей с эписиндромом (судорогами), особенно, если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, у него «синеет» носогубный «треугольник» или отмечается тремор подбородка

Логомассаж проводится в теплом, хорошо проветренном помещении. Обычно массаж рекомендуется проводить циклами по 10-15-20 сеансов, желательно каждый день или через день. После перерыва на 1-2 месяца цикл можно повторить. При определенных обстоятельствах, когда массаж невозможно делать часто и регулярно, допускается его проведение в течение более длительного времени, но реже.

Длительность одной процедуры может варьировать в зависимости от возраста ребенка, тяжести речедвигательного нарушения, индивидуальных особенностей и т. д. Начальная длительность первых сеансов составляет от 1-2 до 5-6 минут, а конечная — от 15 до 20 минут. В раннем возрасте массаж не должен превышать 10 минут, в младшем дошкольном — 15 минут, в старшем дошкольном и школьном возрасте — 25 минут.

Противопоказания

Логомассаж имеет ряд противопоказаний:

  1. стоматиты, гингивиты и прочие заболевания ротовой полости;
  2. конъюнктивиты, блефариты и другие заболевания глаз;
  3. инфекционные заболевания общего типа (ветрянка, грипп, корь и прочие);
  4. герпетическая инфекция;
  5. пульсация артерий и вен;
  6. увеличение лимфатических узлов;
  7. заболевания кожи (дерматиты, лишаи);
  8. обострение любого соматического заболевания;
  9. нарушение целостности массажируемых кожных покровов (ссадины, порезы);
  10. синяки на лице;
  11. нарушения сосудистой стенки, тромбозы;
  12. онкологические заболевания;
  13. грибковые поражения кожных покровов;
  14. страх ребенка перед специалистом или приспособлениями;
  15. гиперчувствительность кожи малыша.

Доверьтесь специалисту

Литературы по логопедическому массажу из разряда «сделай сам в домашних условиях» сейчас много и в интернете, и на полках магазинов. Но лучше, чтобы массаж делал логопед. Неспециалист не в состоянии учесть особенности строения артикуляционного аппарата ребенка, из-за чего логопедический массаж вместо пользы может принести вред. После консультации логопеда под его контролем самостоятельно можно выполнять лишь отдельные несложные элементы.

Обычно логопедический массаж проводят циклами по 10, 15 или 20 сеансов, желательно ежедневно или через день. Длительность одной процедуры в зависимости от возраста ребенка, тяжести нарушений, индивидуальных особенностей составляет сначала от 2 до 5-6 минут и постепенно увеличивается до 15-20 минут. Причем делать логопедический массаж для детей можно практически с любого возраста. Например, при диагнозе ДЦП сеансы логопедического массажа начинаются в раннем младенчестве — с 2-3 месяцев. Речи еще нет, но структура нарушения предполагает трудности в работе артикуляционного аппарата. И чем раньше начнется коррекция, тем лучше. Дети с менее серьезными нарушениями обычно сталкиваются с логопедическим массажем в 4-5 лет, когда начинается коррекция звукопроизношения. В любом случае необходимость массажа и возраст, когда его надо делать, должен определять специалист после обследования ребенка.

Для чего логопедический массаж нужен

Логопедическим массажем называются приемы активного механического воздействия на мускулатуру органов речевого аппарата — язык, губы, нёбо, щёки, лицо целиком или частично. Существуют четыре вида логопедического массажа:

  1. классический включает в себя традиционные приемы — поглаживания, вибрацию, постукивания, растирания, похлопывания;

  2. Сегментарно-рефлекторный напоминает классический, но его делают, учитывая сегментарное деление на зоны: например, массируют шейный отдел, воротниковую зону, волосяную часть головы, лицо;

  3. Точечный массаж. С его помощью воздействуют на биологически активные точки;

  4. Зондовый массаж делают с помощью специальных инструментов — массажных зондов.

Независимо от вида цель логопедического массажа одна — расслабить мускулатуру или, наоборот, повысить ее тонус. Кроме того, массаж помогает сформировать произвольные скоординированные движения органов артикуляции — губ, языка, нёба и т.д. Так что логопедический массаж используют, когда нарушен мышечный тонус и надо его нормализовать. Часто массаж используется как вспомогательное средство вместе с артикуляционной, дыхательной или голосовой гимнастикой, но порой становится основным способом, с помощью которого исправляют речь.

Противопоказания: любые инфекционные и дерматологические заболевания, герпес, стоматит, конъюктивит.

С большой осторожностью: эписиндром, повышенное внутричерепное давление. Логопедический массаж делают

Логопедический массаж делают

Методики логопедического массажа

Обычно логопеды всегда информируют родителей, какую именно методику и почему они используют. Часто специалисты, как и в любой другой области, создают свою совокупность приемов, да еще и подбирают в зависимости от особенностей ребенка и структуры нарушения что-то особое.

  1. Например, существует веселый и удобный логопедический массаж ложками. Ложка не похожа на медицинский инструмент, это знакомый с детства столовый прибор. И если у ребенка острое неприятие медицинских процедур, такой массаж станет спасением. Они воспримут логопедический массаж ложками скорее как веселую игру. Некоторые его элементы можно делать дома. Приемы этого вида массажа, а также самомассажа и пальчиковые игры описаны в книге О.И.Крупенчук «Логопедический массаж ложками».

  2. Логопедический массаж Новиковой разработан Е.В. Новиковой для нормализации речевой моторики. Во время сеанса используются специальные зонды логопедические для массажа, чтобы нормализовать звукопроизношение у детей.

  3. Логопедический массаж Архиповой. Е.Ф. Архипова предложила свою методику для работы с серьезными речевыми нарушениями. Такой массаж делают, например, детям с ДЦП. Он заключается в дифференцированном воздействии на мышцы лица и полости рта. Сеансы проходят ежедневно, между курсами — небольшие перерывы.

  4. Для детей с ДЦП также разработала комплекс массажных упражнений Е.М. Мастюкова.

  5. Логопедический массаж Е.Е. Шевцовой направлен на устранение заикания.

  6. И.И. Ермакова описала логопедические массажные приемы для детей, перенесших операцию по устранению дефектов твердого нёба.

  7. Логопедический массаж Дьяковой активно используют при заикании и других тяжелых заболеваниях. Кроме того, она собрала и описала большинство видов логопедического массажа.

А в принципе все массажи немного похожи: растирания, поглаживания, пощипывания, вибрационные воздействия на мышцы и рефлексные точки. Обычно логопед выбирает именно то, что больше всего подходит ребенку.

Больше полезных и интересных материалов о правильном детском развитии — на нашем канале в .

Для чего нужен логопедический массаж?

Логопедический массаж нужен для активизации речевого аппарата — мышц щёк, губ, языка, для повышения или понижения тонуса мышц лица, для увеличения объёма движения языка. Назначать процедуру не стоит всем подряд или, как говорится, на всякий случай — такой массаж нужен только при необходимости. Он показан при определённых нарушениях артикуляционной моторики, то есть при нарушении подвижности мышц языка, щёк, губ, а также мимических мышц.

Логопедический массаж рекомендован при следующих нарушениях:

  • дизартрия — нарушения иннервации мышц речевого аппарата;
  • ринолалия;
  • механическая дислалия (укороченная подъязычная складка);
  • заикание.

Массаж как волшебная кнопка

Всегда есть соблазн поиска волшебной кнопки, при нажатии на которую у детей пропадут все проблемы с речью. Логопедический массаж может оказать хорошую помощь, но это всего лишь один из инструментов, который срабатывает при правильном применении, и не соло, а в комплексе с другими методами развития речи.

В том, что речь ребёнка малопонятна, виновато не только нарушение подвижности артикуляторных органов. Одновременно с этим у ребёнка может быть недоразвитие фонематического слуха, нарушения слоговой структуры слова и грамматического строя речи.

Поэтому системный подход к коррекции общего и речевого развития так важен.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Для повышения эффективности логопедического массажа его дополняют артикуляционной и дыхательной гимнастикой. Выполнять ее рекомендуется перед зеркалом. Обычно ребенок повторяет движение за логопедом или родителем. Подобная гимнастика может включать такие упражнения:

  • Максимальное вытягивание языка.
  • Подтягивание языка к носу и подбородку.
  • Покачивания и отведения в стороны язычка.
  • Губы трубочкой.
  • Растягивания, поднятия, опускания губ.
  • Сжимание и облизывание губ.

Дыхательная гимнастика обычно проводится в игровой форме. Малышам полезно надувать мыльные пузыри или воздушные шарики. При этом коррекция речи должна сопровождаться скороговорками. Постоянное их разучивание научит ребенка справляться со сложными для него звуками и поможет освоить темпоритмику речи.

Особенности проведения логомассажа

Проведение упражнений для коррекции речи у детей – это серьезное действие, требующее специальной подготовки специалиста, родителей и детей

Поэтому важно знать определенные правила подготовки

Подготовка логопеда перед сеансом заключается в составлении индивидуального плана упражнений для каждого ребенка и соблюдении санитарно-гигиенических норм:

  • чистая индивидуальная одежда (халат или костюм), медицинские перчатки, маска;
  • одноразовые или продезинфицированные инструменты;
  • частое мытье рук или использование антисептического раствора;
  • применение антисептического раствора для ротовой полости малыша («Мирамистин», «Гексорал»);
  • использование стерильных салфеток.

Также важна подготовка родителей и малыша.

Если сеанс проводится дома, необходимо проветрить помещение.
Ребенок не должен быть голодным

Но и кормить его непосредственно перед приходом специалиста не стоит.
Если малыш не в настроении, капризничает и плачет, стоит отложить логомассаж.
Если кроха неважно себя чувствует (головная боль, тошнота, другие симптомы), стоит отложить сеанс.. Длительность одного массажного сеанса зависит от возраста ребенка

Чем меньше кроха, тем короче работа с логопедом

Длительность одного массажного сеанса зависит от возраста ребенка. Чем меньше кроха, тем короче работа с логопедом.

  • Возраст от 0 до 3 лет – 5-10 минут.
  • Возраст от 4 до 7 лет – 15-20 минут.
  • Ребенок школьного возраста – больше 20 минут.

Курс массажа состоит из 10-20 процедур. В неделю проводится 2-3 занятия. Иногда, по особой необходимости, занятия могут проходить через день или чередоваться с другими реабилитационными мероприятиями. Если ребенку необходимо несколько курсов, то между ними соблюдается перерыв. Минимальная длительность перерыва – 14 дней. За это время организм малыша успевает перестроиться и подготовиться к новому воздействию.

Песочная терапия

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: