Причины конфликтов: мнения двух сторон
Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus – столкнувшийся – и означает столкновение противоположных мнений, взглядов, интересов, мотивов, планов или действий.
В нашем случае в школьном конфликте участвуют две стороны – педагог и родители ученика. И вроде цель у них одна – чтобы ребенку было комфортно учиться, чтобы обучение давало хорошие результаты. Но видение ситуации, как и понимание «что такое хорошо и что такое плохо» у «противников» может быть разное.
Чем могут быть недовольны родители:
-
педагог некомпетентен: не тому или не так учит, не может найти подход к ученику, не умеет общаться с родителями;
-
требует от учеников слишком многого или наоборот не придает особого значения уровню подготовки;
-
необъективно оценивает детей: кому-то с легкостью раздает «пятерки», другим безжалостно ставит «двойки»;
-
позволяет себе высказываться при детях об их родителях;
-
завел себе «любимчиков»;
-
постоянно срывается на детей, унижает и оскорбляет их;
-
на уроке ничего не толком не объясняет, зато домашнее задание получается, как научная работа и требует активного участия родителей.
Но и учителю найдется что предъявить. Начать хотя бы с того, что родители бывают двух типов. Те, которые не вылезают из школы, активно участвуют во всех делах и готовы не на жизнь, а на смерть сражаться за свое дитятко. И полная их противоположность – которые не идут на контакт, игнорируют просьбы и требования учителя, не интересуются успеваемостью ребенка и придерживаются позиции: «мы деньги зарабатываем, учить должна школа».
И это не единственный повод для конфликта. Родители способны на многое:
-
проявлять агрессию по отношению к учителю или родителям других учеников;
-
необъективно оценивать работу педагога, классного руководителя, постоянно придираться к его действиям;
-
перекладывать ответственность за воспитание ребенка на плечи учителя, школы;
-
вмешиваться в учебный процесс;
-
не уделять ребенку должного внимания;
-
баламутить родителей, втягивая их в конфликт, создавать «движение сопротивления» против учителя или всей школы;
-
при весьма посредственных способностях считать своего ребенка гением, достойным самых высоких оценок.
Итак, основой конфликта «учитель – родитель» чаще всего становится неудовлетворенность «группы поддержки» ученика тем, как к нему относятся, какие условия для обучения создают и какие результаты дает это обучение. При этом родители либо борются за власть, призывая на помощь администрацию школы или всевозможные департаменты и министерства, либо пытаются доказать – и себе, и окружающим – свою родительскую состоятельность (чаще это касается матерей).
Проблема взаимоотношений
Когда рассматривается проблема влияния учителя на ученика, аргументы могут многое рассказать. Однако они не всегда отображают трудности взаимоотношений. Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда одних учителей забывают сразу же по окончании школы, а других помнят всю жизнь. Здесь все зависит от преданности учителя своему делу. Если он любит свой предмет, рассказывает не только скудную школьную программу, но и множество других интересных фактов из реальной жизни, подбадривает учеников и пытается донести свои знания каждому, вне зависимости от личных предпочтений и предрассудков, тогда и ученики будут его уважать, а уроки запомнят на долгое время.
Но в ситуации, когда учитель — это профессия, а не призвание и страсть, тогда ученики будут пренебрегать его уроками. А сам наставник станет для них просто еще одной безликой тенью школьного прошлого.
Проблема влияния учителя на ученика, аргументы которой представлены в публикации, будет актуальной в любое время. Ведь учитель — это тот, кто за руку вводит нового человека в мир, где тому предстоит жить. И только от его влияния и воспитания зависит, каким впоследствии окажется этот новый человек: станет он очередным Онегиным или превратится в выдающегося ученого. Все зависит от работы учителя.
3 принципа решения конфликтных ситуаций
Вступая в конфронтацию с учителем, родители отстаивают интересы своего ребенка, правда, не всегда привлекательным образом.
Как быть в этой ситуации педагогу? Придерживаться следующих принципов:
Оставаться профессионалом в любой ситуации. Сохранять самообладание и быть вежливым. Если учитель во время разговора с родителями ученика чувствует, что вот-вот взорвется в ответ на очередную претензию, стоит сделать паузу и выйти из кабинета. Выпустить пар, сделать несколько глубоких вдохов-выдохов, успокоиться – и только потом продолжить беседу.
Привлекать к решению проблемы администрацию. Если две стороны конфликта не могут найти общий язык, стоит воспользоваться помощью третьей стороны
При этом важно спокойно отнестись к решению, принятому в пользу родителей, – возможно, оно будет единственно правильным. Главное – выяснить для себя, почему.
Соблюдать конфиденциальность
Нельзя делать конфликты достоянием школьной общественности – это нарушает интересы и самого учителя, и учащегося, и его родителей. Слухи, сплетни, обсуждения за спиной не допустимы. Это может быть угрозой для нормальных доверительных отношений и с родителями, и с учениками.
Любой конфликт негативно сказывается на ученике, поэтому разрешать проблемную ситуацию нужно как можно быстрее. Радикальные меры – перевод ученика в другую школу или отставка учителя. Но лучше постараться найти компромисс. Задача родителей и учителей – не конкурировать, а сотрудничать, чтобы не навредить ребенку.
Слайд 9ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ по профилактике конфликтовПомните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем
завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить.
Учитесь защищать свои законные интересы без конфликтов.Никогда не превращайте учеников в инструмент борьбы с администрацией школы, другими учителями, родителями школьников. Таким способом вы и своих целей не добьетесь, и мнение о себе коллег и учеников испортите.Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции:оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто злиться;ухудшают качество мышления;снижают объективность оценки окружающих;по закону эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь у партнера по общению.Никогда не выясняйте отношения с администрацией школы, коллегами и родителями школьников в присутствии учеников.Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» методами переделывать учеников
Перевоспитание и воспитание школьника – процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности.Оценивая результаты учебы и поведения школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучении и воспитании учащихся, во-первых, позволяет повысить эффективность работы учителя, во-вторых, способствует профилактике конфликтов между педагогам и школьниками.Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации школы, родителей.Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но и большую общественную ценность
Говорят, что хороший человек – не профессия. Это верно. Однако, если учитель-профессионал конфликтен, такой недостаток вполне сопоставим с достоинством, связанным с хорошим знанием предмета.
Опора на положительное в обучении и воспитании учащихся, во-первых, позволяет повысить эффективность работы учителя, во-вторых, способствует профилактике конфликтов между педагогам и школьниками.Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации школы, родителей.Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но и большую общественную ценность. Говорят, что хороший человек – не профессия. Это верно. Однако, если учитель-профессионал конфликтен, такой недостаток вполне сопоставим с достоинством, связанным с хорошим знанием предмета.
Конфликт «Ученик — ученик»
Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.
Причины конфликтов между учениками
- борьба за авторитет
- соперничество
- обман, сплетни
- оскорбления
- обиды
- враждебность к любимым ученикам учителя
- личная неприязнь к человеку
- симпатия без взаимности
- борьба за девочку (мальчика)
Способы решения конфликтов между учениками
Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого
Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой
Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.
После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком
Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать
В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».
Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.
Методики успокоения после конфликта
После конфликтов важно прийти в себя, побыть одному какое-то время. Успокоение после конфликта имеет решающее значение для эмоционального благополучия
Ниже — несколько методов, которые помогут обрести внутренний покой после конфликтов:
Сделайте глубокий вдох: упражнения по дыханию успокоят нервную систему. Глубоко вдохните через нос, задержите дыхание на несколько секунд, а затем медленно выдохните через рот. Повторите несколько раз.
Займитесь физической активностью (короткой прогулкой, бегом или йогой)
Упражнения высвобождают эндорфины, которые снижают стресс и улучшают настроение.
Практикуйте медитацию, чтобы сосредоточить внимание на настоящем моменте. Это поможет отстраниться от негативных эмоций, связанных с конфликтом.
Напрягите, а затем расслабьте каждую группу мышц тела, начиная с пальцев ног и заканчивая головой
Это поможет снять физическое напряжение.
Ведите дневник: запишите свои мысли и чувства, связанные с конфликтом. Это внесет ясность и послужит формой для эмоционального освобождения.
Поговорите с близким человеком: поделитесь своими мыслями и чувствами с другом, подругой или членом семьи, которым вы доверяете. Это обеспечит эмоциональную поддержку.
Ведите позитивные разговоры с самим собой. Напоминайте себе, что конфликты — часть жизни.
Займитесь хобби: сосредоточьтесь на приятном занятии, которое поможет отвлечься от конфликта.
Закройте глаза и представьте умиротворяющее место (поляну в лесу или морской берег). Визуализируйте себя там.
Слушайте музыку: включите успокаивающую музыку, например классическую. Она оказывает положительное влияние на настроение и снижает уровень стресса.
Обратитесь за профессиональной помощью: если сложно успокоиться, подумайте о консультации психолога. Можно послушать подкасты или видео, где врачи делятся советами, как эффективно управлять конфликтами.
Возможно, вам будет полезно и это видео:
Конфликты между учителями — частое явление в образовательных учреждениях и неотъемлемый компонент коммуникации в педагогическом коллективе. Разногласия могут иметь разные причины (социальные, культурные и многие другие). Конфликты негативно отражаются на продуктивности педагогов и учащихся. Открытое и честное общение, эффективная коммуникация, создание дружелюбной среды внутри педагогического коллектива необходимы для минимизации конфликтов между учителями. Устраняя основные причины разногласий между учителями и реализуя действенные стратегии по управлению конфликтами, школы могут способствовать созданию гармоничной и продуктивной рабочей среды.
Открытое и прозрачное общение, четкие ожидания и профессиональное развитие являются необходимыми компонентами предотвращения конфликтов. Поощрение сотрудничества, конструктивная обратная связь и развитие позитивной школьной культуры играют важную роль в решении конфликтов. Более того, наличие четкой политики, программ посредничества среди коллег и сильной поддержки со стороны руководства — гарантия, что в случае возникновения конфликтов они будут оперативно решены. В конечном счете согласованные усилия по предотвращению конфликтов между учителями приведут к созданию комфортной обстановки как для преподавателей, так и для учащихся.
Слайд 13Продолжение5. Дома на обед подали недосоленное блюдо (готовили не вы). Ваша реакция? a) не буду
поднимать бучу из-за пустяков;
b) молча возьму солонку;
c) не удержусь от едких замечаний, и, быть может, демонстративно откажусь от еды.6. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу…
a) с возмущением посмотрю на обидчика;
b) сухо сделаю замечание;
c) выскажусь, не стесняясь в выражениях.7. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась…
a) промолчу;
b) ограничусь коротким тактичным комментарием;
c) устрою скандал.8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?
a) постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово никогда больше не участвовать в ней;
b) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;
c) проигрыш надолго испортит настроение.
Разрешение педагогических конфликтов
Для предупреждения конфликтов можно использовать уместную шутку, комплимент, остроумный ответ. Учитель может начать апеллировать к достоинствам учащегося, извиниться, обратиться с просьбой об услуге
В любом случае ученикам важно внимание, наличие которого со стороны учителя поможет предотвратить или сгладить столкновение
Замечание 2
Существует несколько стратегий разрешения конфликта в педагогической деятельности. Самая популярная стратегия — «выиграть – выиграть». Она заключается в определении подлинных нужд обоих сторон и поиске выгодного решения для их удовлетворения. Исход событий для конфликтующих сторон должен быть положительным.
В разрешении конфликта можно использовать творческий подход. В целом для каждого учителя должна быть характерна творческая жилка, которая поможет увидеть новые возможности, скрывающиеся за конфликтной ситуацией. Учитель вместо того, чтобы подумать, как может быть, должен увидеть новые пути в том, что «уже есть».
В решении конфликтных столкновений очень важно проявлять эмпатию. Это чувство помогает определить, как бы человек чувствовал себя на месте другого, что желает сказать человек, услышан ли он в ходе конфликта
Учитель может научить учеников управлять своими эмоциями
Для этого важно задавать себе несколько вопросов: «что я чувствую?», «Что я могу сделать, чтобы лучше себя чувствовать и овладеть негативным чувством?». Для выражения чувств есть несколько методов, о которых школьники могут не знать (например, выписать на бумаге, рассказать, проговорить)
Как и в любом другом конфликте, в ходе педагогического конфликта важно определить, что хотят стороны, как можно достичь оптимального результата. Человек должен видеть не только собственную точку зрения, но и позицию другого человека
Профилактические меры
Конфликт проще предупредить, чем расхлебывать его последствия, которые так или иначе отразятся на всех участниках учебного процесса. Избежать обострения отношений в школьно-родительском коллективе учителю помогут несложные правила:
-
быть вежливым и терпимым по отношению к родителям;
-
уважительно относиться к ученикам, независимо от уровня их успеваемости;
-
держать родителей в курсе того, что происходит, своевременно предупреждать об изменениях;
-
спокойно относиться к тому, что у родителей и учеников может быть иная точка зрения по какому-то вопросу;
-
привлекать родителей к участию в жизни класса, но делать это вдумчиво, с учетом индивидуальных особенностей и ребят, и их родителей, психологической совместимости родителей-активистов;
-
разговаривать с родителями на равных, давать им высказаться, искренне вникать в суть проблемы;
-
не применять шантаж: «если вы сделаете, как я хочу, поставлю «пять»;
-
держать свои эмоции при себе, избегать категоричных высказываний и оценок – тактичность превыше всего;
-
не устраивать «публичной порки» ни для ребенка, ни для его родителей;
-
оценивать знания и умения ученика объективно, а не руководствоваться собственными симпатиями или антипатиями;
-
не переходить на личности и не обвинять родителей в том, что они плохо воспитывают своего ребенка;
-
создать и поддерживать в классе теплую дружескую атмосферу, в которой будет комфортно всем – и детям, и взрослым.
Как не оказаться в плену эмоций во время конфликта
Важно помнить, что сам по себе конфликт не является плохим или хорошим явлением — это нейтральное событие. А вот уже его последствия могут быть как негативными, так и позитивными
Причинами конфликтов между родителями и учителями чаще всего становятся:
- разные представления сторон о средствах воспитания,
- недовольство родителя методами обучения педагога,
- личная неприязнь,
- мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку.
В случае, если педагог замечает, что конфликт не за горами, лучше сразу постараться начать решать спорную ситуацию, пока она не увеличилась в масштабах.
Важно подходить к решению такой ситуации максимально хладнокровно. Но если вы чувствуете, что сейчас не получается мыслить рационально, то лучше для начала прожить свои эмоции
Для этого можно:
- выговориться близкому человеку, которому вы доверяете;
- сменить обстановку (самое простое — выйти из-за стола, из класса);
- выпить стакан воды;
- отвлечься на физическое действие: потанцуйте, помойте посуду, прогуляйтесь.
Если чувств очень много, можно и покричать, побить подушку, порвать бумагу. Также помогает посмотреть видео, которое вызывает у вас сильную эмоцию, например, что-то очень милое до слез или смешное. Дыхательные практики и медитации тоже хорошо работают, чтобы выпустить пар.
После того, как эмоции найдут выход, можно перейти к рациональному решению конфликтной ситуации. Для этого можно задавать себе следующие вопросы:
- Чего я хочу, и какая проблема привела к конфликту?
- Чего хотят родители, с которым у меня конфликт?
- Из-за чего возник конфликт?
- Могу ли я принять решение, при котором мы с родителями получим положительный результат?
- Какое из этих решений самое оптимальное?
- К какому результату приведёт каждое из предлагаемых решений? Буду ли я удовлетворён их результатами?
- Будет ли довольна этими решениями конфликтующая сторона?
- Какие решения наиболее приемлемы для нас обоих?
- С каким из них мы оба согласимся?
- С чего нам следует начать после того, как мы примем решение, и из чего будет ясно, что мы не ошиблись?
Дальше важно, учитывая особенности ученика и родителя, выстроить открытый диалог, в котором каждая из сторон может высказаться.
Стоит помнить, что в этом диалоге у вас не должно быть задачи доказать свою правоту. Главная цель — найти решение, которое бы позволило максимально удовлетворить обе стороны.
Иногда в рамках такого диалога, может случиться, что родитель начнет повышать голос на педагога. В такой ситуации может возникнуть естественное желание начать кричать в ответ, но это лишь обострит ситуацию.
Как решать конфликты в педагогическом коллективе
Разрешение конфликтов между учителями имеет большое значение для поддержки гармоничной и продуктивной образовательной среды в школе.
Помочь урегулировать конфликты между учителями помогут следующие шаги:
Поощряйте учителей открыто и честно общаться друг с другом. Педагоги должны чувствовать себя комфортно, обсуждая свои проблемы и идеи с коллегами в уважительной манере. Именно культура прозрачности поможет предотвратить недопонимание, которое часто приводит к конфликтам между учителями
Пример фразы, которую можно сказать коллегам, чтобы призвать их к открытой коммуникации на заседании учителей: «Коллеги, все мы работаем вместе, важно оставаться одной командой. Для нас всех будет лучше, если каждый будет высказываться: комфортно ли работается, что беспокоит
Это поможет нам лучше понимать потребности друг друга и решать насущные проблемы на корню».
Убедитесь, что педагоги внимательно слушают друг друга, не перебивают. Это поможет найти и понять коренные причины конфликта. Во время спора призывайте к этому. Например: «Коллеги, слушать и уметь понять другого человека — важный навык. Давайте уважать друг друга, так как только в этом случае нас ждет успешное разрешение конфликта».
Помогите учителям расставить приоритеты в наиболее важных вопросах и найти компромисс. Это поможет избежать новых споров.
Предложите учителям тренинги или семинары по разрешению конфликтов. Эти занятия могут дать ценные навыки и инструменты для конструктивного управления конфликтами. Также преподаватели научатся реагировать так или иначе, в зависимости от вида конфликта. Можно подготовить и отдельную подборку из полезных ресурсов и выслать их учителям. Среди ресурсов рекомендуем следующие:
Книги и публикации
Есть несколько книг, посвященных разрешению конфликтов в образовательных учреждениях:
«Пять пороков команды», Патрик Ленсиони;
«Трудные разговоры: как обсудить самое важное», Дуглас Стоун, Брюс Паттон и Шейла Хин.
Интернет-ресурсы
Многие образовательные веб-сайты и организации предоставляют бесплатные ресурсы по управлению и разрешению конфликтов. Например, Американская ассоциация школьных администраторов (AASA) и Национальная ассоциация образования (NEA) часто публикуют полезные материалы.
5. Работайте вместе, чтобы определить вопросы, которые вызывают конфликт. Узнайте, что беспокоит каждого учителя и что, по его или ее мнению, необходимо решить в первую очередь.
Используйте утверждения с «я»Предложите учителям использовать утверждения с «я», чтобы выразить свои чувства и опасения. Например, «Я расстраиваюсь, когда…», «Мне грустно, когда…» вместо «Ты всегда делаешь так»
Такой подход способствует конструктивному общению.· Сохраняйте спокойствие и уважение: подчеркните важность поддержания уважительного и профессионального тона во время обсуждений. Не обвиняйте и не занимайте оборонительную позицию
Иначе это приведет к обострению конфликтов в школе.· Если конфликт между учителями не может быть решен на протяжении длительного времени или его трудно разрешить, рассмотрите возможность привлечения нейтральной третьей стороны. Это может быть администрация школы или школьный психолог.
Используйте слово «мы», когда это уместноХотя утверждения с «я» необходимы для выражения личных чувств и переживаний, существуют ситуации, когда утверждения с «мы» могут передавать общую ответственность за решение. Примеры фраз: «Мы команда, давайте решим эту проблему вместе», «Только вместе мы сможем решить этот вопрос конструктивно, давайте попытаемся».
В далеком ауле
Говоря о таком понятии, как проблема влияния учителя на ученика, аргументы, что ее хорошо опишут, можно найти в произведениях литературы. Например, в повести «Первый учитель» Чингиз Айтматов рассказывает об одном человеке, который, не имея никакого образования и с трудом читая по слогам, решает идти против системы и создает в ауле школу. Одной из его учениц была девчушка по имени Алтынай. После смерти родителей она жила у родственников, от которых редко можно было услышать доброе слово, что было бы адресовано ей. От своего учителя она впервые узнала, что такое доброта. Позже бывшая ученица говорила, что он сделал невозможное — открыл перед детьми, ничего не видевшими в жизни, целый мир. Благодаря этому человеку Алтынай смогла учиться в интернате, поступить в университет и стать доктором философских наук.
Слайд 14Успешность вмешательства педагога в конфликты подростков зависит от его позиции.
Таких позиций может быть как минимум четыре: 1)
позиция авторитарного вмешательства, то есть подавление конфликта;2) позиция нейтралитета, то есть стремление не замечать столкновений между подростками и не вмешиваться в них;3) позиция избегания конфликта: педагог убежден, что конфликт -показатель его неудач в воспитательной работе с детьми;4) позиция целесообразного вмешательства в конфликт — педагог, опираясь на хорошее знание коллектива подростков, соответствующие знания и умения, анализирует причины возникновения конфликта, принимает решение — либо подавить, либо дать развиться до определенного предела. Действия педагога в четвертой позиции позволяют контролировать конфликт и управлять им.
Единый алгоритм решения любого школьного конфликта
- Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
- Второй момент — анализ ситуации без превратности.
- Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
- Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
- Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.
Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.Фото: Екатерина Афанасьичева.
Слайд 4Конфликты между учителем и учеником можно классифицировать так: Конфликты деятельности — действия, связанные с успеваемостью
ученика, выполнением им внеучебных заданий;Конфликты поступков — поведение (поступки) учителя как реакция на нарушение учеником правил поведения в школе и вне ее;Конфликты отношений — отношения, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.
Конфликты деятельности — действия, связанные с успеваемостью ученика, выполнением им внеучебных заданий.Конфликты поступков — поведение (поступки) учителя как реакция на нарушение учеником правил поведения в школе и вне ее.Конфликты отношений — отношения, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.
«Один на всех и все на одного»: конфликт учителя и всего класса
Prostock-studio/Shutterstock.com
Рассказывает мама 14-летней Алины:
«Моя дочь учится в 8 классе. Ей всегда нравились такие предметы, как биология и химия. Только хорошие оценки по ним получала. А тут как-то смотрю: в дневнике по биологии аж две двойки стоят! Спросила дочь, что случилось. Она сначала ничего не хотела рассказывать, а потом призналась, что прежняя учительница у них уволилась, а на её место пришла другая. Так вот, эта новая учительница никому из класса не нравится. Она и кричит постоянно на детей, и телефоны у них перед уроком забирает. Ребята устали терпеть такое к себе отношение. Решили устроить учительнице бойкот – перестали всем классом делать домашние задания. А ей все нипочём, ставит двойки и ставит. Вот и моя Алина две получила… Ума не приложу, как помочь ребятам в такой ситуации».
Конфликт между учителем и учениками может случиться, когда в класс приходит новый педагог, либо когда обостряются отношения со «старым».
Что могут сделать в такой ситуации родители:
- Объясните ребёнку, что ученики вовсе не обязаны любить и обожать своего учителя. Если педагог не устраивает школьников по каким-то личным качествам, это не значит, что он не сможет дать полноценные знания по предмету.
- Предложите сыну или дочери поставить себя на место учителя. Он пришёл в новый класс к незнакомым ребятам, и, конечно, ему будет тяжело сразу ко всем привыкнуть и наладить с ними взаимоотношения.
- Спросите ребёнка и его одноклассников: что для них важнее? Получить новые знания по предмету, подготовиться к поступлению в ВУЗ или показать учителю, как он им не нравится? Как правило, школьные бойкоты и протестное поведение не способствуют разрешению противоречий между учениками и педагогом, а только сильнее их разжигают.
В этом случае будет лучше поставить в известность родителей и, если нужно, подключить администрацию школы.