Как научить ребенка фантазировать и стимулировать его воображение

Доклад по психологии. воображение

Детское воображение и важность его развития

Умение представлять и воображать формируется на основе деятельности. Игра, рисование, лепка на том и построены, что нужно что-то или кого-то изображать.

Воображение дошкольника отличается от той же функции у взрослого. Это связанно с меньшим количеством рамок, которые накладываются на фантазию в дошкольном возрасте.

Особенности воображения дошкольника заключаются в том, что малышу просто отойти от действительности, чтобы объяснить непонятный факт или явление. Это тот цемент, который заполняет пока еще имеющие пробелы в знаниях и помогает лучше познать мир. Если дошкольник уже слышал, что в ракете летают космонавты, то его заинтересует и сам полет. Как проходит космический полет, дополнит его фантазия.

Воображая, дети расширяют границы собственного существования. Ребенок может стать пиратом, прекрасной принцессой, побывать на балу или перенести катастрофический шторм. Его не заботит, бывает ли так на самом деле, а увлекает процесс фантазирования. Даже выдуманные переживания обогащают нравственный и эмоциональный опыт.

С другой стороны, вымышленные образы у дошкольников довольно схематичные и стереотипные. Они наделяют воображаемых персонажей типичными чертами, позаимствованными из знакомых историй и сказок. Развитие воображения у детей нуждается в наполнении образного запаса и освоении новых способов преобразования материала и впечатлений.

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста

Многие педагоги на основании своего педагогического опыта приходят к выводу о необходимости целенаправленного Развития воображения у детей дошкольного возраста.

На занятиях, направленных на развитие воображения, дети получают не только эмоциональный жизненный опыт, но и знания о свойствах предметов и материалов.

Добиться этого помогает перевоплощение в различные персонажи. Яркий образ клоуна Фунтика, всемогущего волшебника и других сказочных персонажей, использование игри игровых ситуаций, театральных этюдов, способствует быстрому установлению контакта с ребенком, снимает психологическое напряжение, позволяет ребенку почувствовать в себе творца.

В силу своего небольшого жизненного опыта ребенок не может знать всех приемов продуктивной деятельности, поэтому способ показа действия необходим. Но как это сделать, не навязывая ребенку свой опыт, свой образ? Здесь выручает технология показа способа действия без образца. Это позволяет ребенку приобрести свой собственный опыт эмоциональных, тактильных, двигательных и прочих ощущений, испытать восторг от процесса и результата своей деятельности, почувствовать себя на волне успеха.

Как же создать такую ситуацию успеха? Для этого нужно ввести ребенка в волшебный мир сказки. Игровая ситуация позволяет эффективно решать развивающие и воспитательные задачи. Даже глина может заговорить, если в руки ее берет волшебник.

Это так же помогает Развивать воображение, добиваться результатов, не используя образца. Это могут быть и кусочек меха, спрятанный в корзине («кошка спит») или теннисный мячик («веселый колобок») или веревочка, похожая на след самолёта в небе.

Наблюдение за полётом птиц в небе, бегущим спортсменом, а затем «проживание» в Подвижной игреУвиденного, способствует обогащению опыта ребенка, а так же способствует созданию зрительного образа. Двигательная память помогает наиболее точно отразить в творческой работе особенности движений.

В процессе исследовательской деятельности происходит сравнение предметов и определение сходства между изображаемым предметом и предметом-заместителем по какому-либо признаку или свойству. Например, получение нового цвета или оттенка в процессе смешивания красок, сравнение предметов по форме (уши похожи на треугольник или листок дерева, хвост похож на колечко, шнурок, ручку зонтика) и т. д.

Таким образом, перечисленные приемы помогают педагогу создать условия для приобретения ребенком личного опыта эмоциональных, тактильных, двигательных и прочих ощущений, что способствует возникновению собственного образа. И, как следствие, испытать восторг от процесса и результата своей деятельности, почувствовать себя на волне успеха.

И еще, важно подчеркнуть особую роль родительского отношения к процессу Развития воображенияИ формирования в ребенке уверенности в себе. В современных социально-экономических условиях для обеспечения жизненного уровня (бытовых условий) у большинства родителей не остается времени на полноценное общение с детьми (90% родителей не читают книги детям, не занимаются совместной творческой деятельностью)

Как правило, родителямчасто кажется, что нет ничего сложного в детской продуктивной деятельности, и они выказывают свое разочарование от рисунка или поделки, тем самым, вселяя в ребенка неуверенность в своих силах. Поэтому, дорогие родители, нужно понимать и принимать с восторгом продукты детского творчества. Ведь Вы — главные люди в жизни ребенка и кто, как не Вы должны способствовать успешности своего малыша.

Влияние сказки на развитие воображения дошкольника

Сказка – основной инструмент для развития воображения. Тысячи воображаемых волшебных историй запускают умственные процессы, которые позволяют создавать новые образы и расширять границы имеющейся реальности. Сказку можно сравнить с инструкцией в красочной упаковке. Слушая и пересказывая, дети получают готовые примеры, а также новые идеи и средства для фантазирования.

Развитие образного мышления и фантазии

Для развития образного мышления и фантазии одного прослушивания сказки недостаточно.

Хотя дети с особенно развитием воображением автоматически начинают развивать историю.

Эффективный метод – игры с заданием: «А что было бы, если…»

В подобных упражнениях дети на основе уже имеющегося сюжета учатся придумывать новые развития событий и целые серии историй, отличающихся своеобразием, хотя изначально колобок просто убежал от бабушки и был съеден хитрой лисой.

Становление аффективного воображения ребенка

Аффективная функция воображения направлена на необходимость защититься от травмирующих фактов реальности. В этом случае сказка выполняет важные функции:

  • Возможность погрузиться в историю, отвлекаясь от реальных событий и ставя себя на место главного и успешного героя.
  • Волшебная история со сходным сюжетом позволяет превратиться в наблюдателя и перенять некоторые способы поведения и проявления эмоций. Например, история Золушки может помочь справиться со схожей ситуацией в семье.
  • Возможность пережить в безопасных условиях чувство страха или чувство вины, слушая и обсуждая сказочный сюжет.

Поучительный смысл увлекательных сказочных историй – действующий пример для подражания. Исследователи уже доказали, что, если рассказать детям два различных примера – успешный и неудачный, — то практически каждый ребенок предпочтет пользоваться успешным. Этот факт еще больше усиливает ценность сказки в развитии дошкольника.

С активизацией воображения развитие познавательных процессов получает новые стимулы. Дети могут многое представлять, что активизирует работу мышления и памяти. Используя различные приемы для развития воображения у дошкольников, воспитатели и родители способствует гармоничному развитию личности.

Формы

К формам воображения относятся:

  • фантазии — отражение действительности в видоизмененном облике, обычно выходящее за пределы реальности и основанное на впечатлениях человека;
  • грезы — представление недосягаемого будущего, несбыточные мечтания;
  • мечты — отодвинутые во времени желания и образы желаемого будущего;
  • галлюцинации — образы и фантастические видения, переживаемые человеком без внешней стимуляции и почти не имеющие связи с действительностью;
  • сновидения — форма воображения, вызываемая эмоциональным отношением человека к пережитому (во сне мозговая деятельность человека сводится к минимуму, но сознание продолжает обрабатывать усвоенную ранее информацию).

В заключении

Откройте двери своего воображения с Alter — сервисом, который поможет вам найти идеального психолога для осуществления вашего самого смелого внутреннего путешествия. Верните себе внутреннюю гармонию и раскройте свой потенциал вместе с опытными профессионалами, готовыми сопровождать вас на каждом шагу вашей эмоциональной реабилитации. Позвольте Alter стать вашим проводником в мире исследования себя, где ваши мысли, чувства и воображение станут силой, которая поможет вам преодолеть любые преграды.

Консультация психолога онлайн: доступная и безопасная терапия

Иногда со сложностями получается справиться самостоятельно, но бывает, что без помощи специалиста не обойтись. В Alter подобрать проверенного психотерапевта можно бесплатно, круглосуточно и без регистрации. А если вам нужна срочная помощь, в нашем чате поддержки 7 дней в неделю готовы подсказать удобное время для сеанса. Услуги психотерапии через Alter — это удобно, анонимно и безопасно.

Виды

Активное воображение усиливает мотивацию деятельности и человек преобразует реальность — изобретает, воплощает художественный замысел, приближает будущее, о котором мечтает.

  • Активное воссоздающее строит образ по описанию.
  • Активное творческое строит образ того, чего еще не существовало.

Вся культура создана творческим воображением.

Пассивное воображение подрывает мотивацию реального поведения, образы воспроизводят сами себя. Мечты и прожекты множатся и не становятся реальностью. Тайм-аут необходим, но пауза может затянуться, и жизнь пройдет как во сне.

  • Пассивное преднамеренное управляется человеком, который сам вызывает воспоминания, грезы, фантазии.
  • Пассивное непреднамеренное управляет человеком, когда он принимает за реальность бредовые, сновидные образы.

Чем отличается фантазия от воображения?

Прежде всего, разберемся с самими понятиями фантазии и воображения. В понимании большинства людей эти термины идентичны, но на самом деле это принципиально разные вещи.

Фантазия – это некая представляемая ситуация, которая не имеет никакого отношения к реальности. Например, летающие единороги или зубная фея – это не что иное, как детские фантазии.

А вот воображение – это способность сознательно формировать определенные образы действительности и управлять ими

Что важно, эти образы соответствуют действительности и никак ей не противоречат. Например, ребенок может воображать, как с блеском отвечает на уроке или решает сложную задачу, становится владельцем огромного дома или заводит собаку

Таким образом, воображение – представление о том, что вполне может случиться.

Фантазия – это представление о том, чего не может быть в реальности. Для наглядности приведем сравнительную таблицу фантазии и воображения.

Фантазия

Воображение

Ситуация, далекая от реальности

Ситуация, основанная на реальности, которая может развиваться

Так и остается вымыслом

Может воплотиться в жизнь

Очевидно, что с практической точки зрения большее значение имеет воображение. Это – творческое начало малыша, его креативность и способность моделировать конкретные ситуации.

Важнее всего улучшать у ребенка творческое воображение, но оно тесно переплетается с фантазией. Поэтому развивать нужно оба эти направления. Что это даст вашему ребенку?

  • он легче решает нестандартные задачи и учится находить оптимальный выход в непредсказуемых ситуациях;
  • он адаптируется к жизни и понимает свое место в ней;
  • он учится мыслить, принимать решения и видеть их последствия.

Хоть фантазии и являются беспочвенными выдумками, они – источник вдохновения и радости для ребенка. Не нужно сильно ограничивать его в фантазиях. Главное, чтобы вымышленные образы не отрывали его от реальной жизни, а, напротив, обогащали ее.

Примеры воображения, воплотившегося в жизнь

Любое техническое изобретение можно назвать воображением, воплотившимся в жизнь, так как изначально это является образом в сознании ученого. Также практически все девайсы, транспорт, бытовые приборы были когда-то описаны в книгах писателей-фантастов, а сегодня эти предметы являются неотъемлемой частью нашей жизни.

Например, электронная книга была описана в романе «Возвращение со звезд» Станислава Лема как электронное средство с одной страницей, содержимое которой меняется от прикосновения.

В одном из своих произведений Жюль Верн описал аппарат, который передвигается по воздуху с помощью горизонтальных и вертикальных винтов, — современный вертолет.

Виды воображения в психологии

Воображение является одним из самых уникальных и важных аспектов человеческого психологического опыта. Это способность создавать ментальные образы, сценарии и идеи, которые не существуют в реальности. В психологии выделяют различные виды воображения, каждый из которых играет свою роль в нашей жизни и культуре. Давайте рассмотрим основные виды воображения:

Сенсорное воображение: Этот вид воображения позволяет нам создавать образы наших пяти чувств – зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Мы можем воображать, как пахнет свежеиспеченный хлеб, как выглядит закатное небо или как звучит мелодия.

Концептуальное воображение: Здесь мы работаем с абстрактными идеями, понятиями и концепциями. Мы можем воображать понятия, такие как справедливость, свобода или счастье, и даже строить гипотетические модели для научных исследований.

Социальное воображение: Этот вид воображения позволяет нам воспринимать мир через глаза других людей. Мы можем представить себя на месте кого-то другого и попытаться понять их мотивы, эмоции и переживания

Это важно для развития эмпатии и межличностной коммуникации.

Творческое воображение: Творческое воображение помогает нам создавать искусство, литературу, музыку и другие формы выражения. Это способность придумывать новые идеи, комбинировать существующие концепции и привносить в мир что-то уникальное и креативное.

  • Детское воображение: У детей воображение играет особенно важную роль. Они могут создавать миры и персонажей в своих играх, придумывать истории и учиться через игру. Детское воображение способствует развитию когнитивных и социальных навыков.
  • Позитивное воображение: Позитивное воображение помогает нам визуализировать успех, счастье и достижение целей. Это может быть мощным инструментом для мотивации и самосовершенствования.
  • Негативное воображение: Негативное воображение может привести к тревожным мыслям, страхам и фобиям. Однако его также можно использовать для антиципации и предотвращения негативных событий, что помогает нам оставаться в безопасности.

Все эти виды воображения играют важную роль в жизни человека, влияя на наши эмоции, мотивацию, творческие способности и способность к социальной адаптации. Понимание разнообразия воображения помогает нам лучше понимать себя и других, а также использовать его потенциал для личностного роста и развития.

Как развить воображение

Психологи выделили ряд приемов для развития воображения.

У взрослых

Главное — быть готовыми к экспериментам, не стесняться и не бояться ошибок. Способов множество:

  1. Визуализация. Нужно в мыслях воспроизвести внешний вид предмета, местность или действие. Начинайте с простых заданий. Например, посмотрите на то, что лежит перед вами. После закройте глаза и представьте этот предмет в деталях.
  2. Чтение. Этот способ связан с предыдущим. Здесь также нужна визуализация. Только сделать ее намного сложнее. Вам придется запомнить сразу несколько героев, образов, пейзажей. А после этого просматривать их участие в сюжете. Все это поможет увидеть полную картину. И, кстати, чтение гораздо интереснее просмотра фильмов. В случае с чтением никто не ограничивает вашу фантазию и воображение.
  3. Ассоциации. Ассоциативное мышление есть у каждого взрослого человека. Скорее всего, при слове «зеленый» вы вспомните о траве и деревьях. А при слове «оранжевый» — об апельсине.
  4. Создание необычных зверей. Это отличный способ развития творческого воображения. Пусть это будет, например, котопес. Конечно, о нем не рассказывают в учебнике по биологии. Но вы весело поведете время. Это упражнение подходит и взрослым, и детям.
  5. Искусство. Недостаток воображения восполнят выставки или мастер-классы. Наблюдая за другими людьми, вы и сами легко создадите необычную идею или хотя бы получите вдохновение.
  6. «Коробка». Здесь придется брать пример с мультяшного персонажа — Губки Боба. Помните любимое занятие? Он садился в коробку и включал воображение. Нет, не подумайте, что вам нужно сделать то же самое. Хотя дети могут и попробовать. Зайдите в пустую комнату и мысленно оформите интерьер. Следующий раз сделайте перестановку и т. д. Так вы улучшите воображение и восприятие.

Еще один способ — ролевые игры. Вы управляете героем, соблюдая при этом определенные требования и условия. Игры бывают настольными и реальными. К последним относятся квесты.

У детей

С детьми немного легче. Они и так любят фантазировать, часто придумывают необычные истории и даже представляют рядом с собой воображаемых друзей.

Как же развить детское воображение?

  1. Читайте сказки, фантастические истории. Попробуйте дочитать, например, до середины. А после предложите малышу продолжить рассказ.
  2. Наблюдайте за окружающими людьми. Пусть ребенок подумает, как живет кто-то из тех, кто встретился на вашем пути. Если выйти на улицу не получается, воспользуйтесь фотографиями или обычными картинками. Так можно помочь развить воображение и дошкольника, и детей старшего возраста.
  3. Ходите вместе на выставки, посещайте музеи, кинотеатры.
  4. Занимайтесь совместным творчеством. Лепите из глины и пластилина, делайте аппликации, рисуйте, собирайте модели автомобилей и т.д.

Как и в случае со взрослыми, развитию воображения у детей способствуют ролевые игры с родителями или сверстниками.

Особенности воображения в дошкольном возрасте

Отличительной особенностью воображения дошкольников является то, что основу образов составляет процесс перекомбинирования материала, который хранится в памяти ребенка. Главным отличием детского воображения от воображения взрослого человека является то, что жизненный опыт ребенка намного меньше, чем у взрослого и, тем самым не смотря на кажущееся богатство детского воображения оно находится на первой ступени развития. Видимое богатство воображения ребенка напрямую связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает.

Замечание 1

Стартом для развития воображения является возраст около трех лет. В возрасте до 3 лет воображение является составной частью других психических процессов, именно они являются фундаментом его последующего развития.

На начальном этапе развития воображение ребенка неразрывно связано с предметом, который выполняет опорную функцию. Постепенно в процессе роста и развития ребенка воображение в качестве совей опоры использует предметы уже не имеющие сходства с замещаемыми образами.

Осуществляется процесс интериоризации действий воображения в двух ракурсах:

  • Во-первых ребенок осуществляет переход к осуществлению игровых действий с предметами, которых в реальности не существует.
  • Во-вторых, происходит плавное перемещение к игровому использованию предмета, наделение его новыми смыслами и характеристиками и представление игровых действий с ним в уме, без реальных действий с данными предметом. В данном случае игровые действия полностью проходят в плане представления ребенка.

К 4 -5 годам у ребенка возникают творческие проявления как в игровой деятельности, так и в продуктивной и трудовой. Элементы творческого воображения также находят свое проявление в процессе рассказывания и пересказа. Ребенок может привносить свои детали в рассказ и пересказ уже известных ему историй и сказок. В возрасте пяти лет появляются мечты о будущем. Согласно особенностям возраста, они носят ситуативный характер, обусловлены событиями, которые вызвали у ребенка сильный и яркий эмоциональный отклик.

Таким образом, в результате активного процесса развития воображение преобразуется в интеллектуальную деятельность ребенка, которая направлена на активное преобразование окружающего мира и убеждений о его основных характеристиках. Основной опорой для формирования новых образов теперь выступает не только имеющийся реальный объект, но и представления, находящие свое выражение в словах.

Для данного этапа развития воображения характерен процесс активного развития словесных форм воображения, которые теснейшим образом связаны с процессами развития речи, мышления и других основных психологических процессов развития.

Замечание 2

Несмотря на активный процесс развития всех основных познавательных процессов воображение дошкольника долгое время остается непроизвольным и носит стихийный характер. Предметом фантазий может стать событие, предмет или явление, которое сильно увлекло или поразило ребенка.

В возрасте от 5 до 7 лет формируется способность произвольного планирования реализации замысла и подбора необходимых средств для его творческого осуществления. Источником данного произвольного действия является внешняя опора, наблюдаемая ребенком в окружающем мире.

Развитие произвольных характеристики воображения старшего дошкольника проявляется в активном развитии умений создавать замысел и целенаправленно планировать его достижение.

Шагаем по ступенькам воображения

К сведению родителей! Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития воображения у дошкольников. Постарайтесь не пропустить этот важный момент в жизни ребенка.

Чтобы правильно развивать воображение у детей, способствовать положительному фантазированию, важно знать, что их формирование идет поэтапно. Каждый возрастной период имеет индивидуальные особенности воображения и его развитие требует особых подходов

Вот как «шагает» по возрастным ступенькам развитие воображения в дошкольном возрасте:

Совсем маленьких деток (примерно от двух до четырех лет) во время фантазийных действий характеризует отступление от реальности, так как они еще плохо знакомы с законами окружающего мира, не научились критически относиться к воображаемому действию, плохо сопоставляют его с реальным. Образы воображения неустойчивы, мало осознанны, что ярко проявляется в игре: вот только что стул был автомобилем, а теперь стал самолетом. Младшие дошколята пока не умеют планировать свою деятельность, поэтому воображение носит кратковременный характер, чаще даже хаотичный. Например, малыш, начиная рисовать домик, тут же переходит к другой задумке: это уже не домик, а машина или заборчик.

Воображение в среднем дошкольном возрасте выделяется тем, что ребенок берет на себя определенную роль и долго может не выходить из нее. Хотя в какие-то моменты может отвлечься от задуманного. Пока требуется опора на наглядность, чтобы на ее основе задумать новый образ: медицинский набор натолкнет на мысль поиграть в «доктора», кубики — построить сказочный дом. У детей на основе быстрого накопления опыта возрастают творческие проявления не только в игре, но и в лепке, рисовании, речи.
Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста будет отличаться от предыдущих возрастных периодов самым главным — оно становится целенаправленным. Ребенок начинает ставить цель и следует ей при создании новых образов, ищет способы ее осуществления. Например, обсуждая со сверстниками сюжет игры «Магазин», старшие дошкольники обо всем договариваются

Важно все: где они будут играть (на прогулке); что потребуется для игры (игрушки и предметы — заместители), кто будет исполнять роли, что для замещения реальных предметов нужно подобрать (камешки, травинки, песок, листики). Или дети начинают играть в «Больницу» с определения места, где будет принимать доктор, кто придет лечиться, если не хватает какого-то оборудования, тут же придумывается предмет замещения, даже не похожий на больничный инструмент (палочка, кубик, карандаш)

Характерно то, что игра может длиться до нескольких дней, дети по ходу придумывают новые действия и образы.
К началу школьного этапа жизненный опыт у детей возрастает, знания об окружающем мире увеличиваются и, соответственно, воображение становится более обогащенным. Ребятишки могут уже сами придумывать сценарии игр, творческих постановок по мотивам произведений, выполнять творческие работы по лепке, рисованию, аппликации, сочинять стихи и песенки, что способствует дальнейшему формированию творческого мышления и воображения

На что обратить внимание! Фантазии детей необходимо поощрять, обогащать подсказками, примерами из литературы, фильмов, рассматриванием картинок, направляя их в нужное русло, так как они являются основой развития творческого мышления ребятишек

Виды воображения

Чтобы правильно организовать работу по развитию воображения у ребенка, родителям также надо иметь представление о видах воображения. В психологии выделено два главных вида, которые зависят от способа формирования новых образов.

  • Воссоздающий — основной вид воображения, присущий практически всем детям. При нем новый образ составляется на основе имеющихся знаний, например, ребенок внимательно прослушал сказку, рассмотрел картинки, услышал интересную историю, самостоятельно прочитал книгу — придуманный образ в виде дополнительного героя, новой концовки, добавления деталей — готов!
  • Для второго вида — творческого — характерны детские фантазии, когда дошкольник может уже не опираться на наглядность, а придумывать образы мысленно. Этот вид — наиболее важный, так как он является основой для творческого мышления. В отличие от воссоздающего творческое воображение необходимо целенаправленно развивать при помощи специальных приёмов.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: