Семейная гармония

Роль семьи в развитии личности

Семья и ее роль

Роль семьи в становлении личности человека первостепенна и неоспорима. В семье ребенок вначале осознает свое физическое окружение, познавая с помощью всех органов чувств окружающий мир, наполняет свой разум образами близких людей, предметов, явлений природы и связанных с ними переживаний. В семье ребенок получает удовлетворение базовых потребностей /7/, усваивает ценностные ориентации, культурные и национальные традиции. В идеале и первый духовный опыт ребенок получает в семье: в форме религии или отношения к природе.

Ребенок – это творение родителей

Важно, чтобы родители осознавали это и воспринимали воспитание как творческий процесс.. Образы родителей доминируют в сознании ребенка, во многом определяя характер его взаимоотношений с людьми и социальное функционирование в течение всей жизни, оказывая влияние на психическую стабильность и телесное здоровье

Родительские образы включают, с одной стороны, лично приобретённый образ собственных родителей, а с другой – родительский архетип. Эти архетипы – первообразы Отца и Матери – обобщенные образы всех матерей и отцов прошлого, которые заложены в бессознательном ребёнка. «Эти самые обычные и вечно повторяющиеся реальности создают мощные архетипы, постоянную деятельность которых можно по-прежнему непосредственно распознать повсюду даже в наше полное рационализма время»./2/ Родительские архетипы (первообразы) включают позитивный и негативный аспекты.

Образы родителей доминируют в сознании ребенка, во многом определяя характер его взаимоотношений с людьми и социальное функционирование в течение всей жизни, оказывая влияние на психическую стабильность и телесное здоровье. Родительские образы включают, с одной стороны, лично приобретённый образ собственных родителей, а с другой – родительский архетип. Эти архетипы – первообразы Отца и Матери – обобщенные образы всех матерей и отцов прошлого, которые заложены в бессознательном ребёнка. «Эти самые обычные и вечно повторяющиеся реальности создают мощные архетипы, постоянную деятельность которых можно по-прежнему непосредственно распознать повсюду даже в наше полное рационализма время»./2/ Родительские архетипы (первообразы) включают позитивный и негативный аспекты.

Углубленные размышления К.Г. Юнга о роли родительских образов /1/ приводят к выводу, что проекции первообразов Отца и Матери (архетипов) играют важную роль в становлении и стабилизации психики человека.

Сотрудничество образовательных учреждений и семьи

Контакт семьи с общественным окружением весьма важен. При взаимном содействии между преподавателями и родителями знакомство с характером ребенка будет успешнее. Тогда школьник рассматривается с различных сторон во всех имеющихся обстоятельствах. Совместное понимание, развитие способностей, преодоление трудностей в поведении поможет правильно ориентировать маленького человека.

Выделяют коллективные, групповые и индивидуальные формы подобного взаимодействия. Рекомендуется сочетать их следующим образом.

  • В основе — родительское собрание, на котором классный руководитель направляет деятельность родителей.
  • Обмен мнениями, совместное решение проблем дополняется совместной деятельностью по исследованию поведения детей.
  • Затем проводится анализ результатов, работа по преодолению недостатков, закреплению положительных итогов.

Педагоги играют определяющую роль в данном контакте. Поэтому столь важны их профессиональные качества. Создание благоприятной атмосферы взаимодействия объединит усилия. Родители откликнутся на стремление учителя осуществлять взаимовыгодное сотрудничество. А также проявят интерес к совместной деятельности по воспитанию.

Воспитание личностных качеств в подростке

Не секрет, что все люди на собственном опыте знают, что самый сложный и трудный возраст — это подростковый. К этому периоду у него уже имеются все задатки личности и сформирована индивидуальность. Но, сказать, что процесс завершен еще нельзя, так как у подростков активно развивается и создается его духовно-нравственное сознание. Конечно, о нормах морали и этики, принятых в обществе, он уже знает к этому возрасту, но принятие этих норм происходит как раз в пубертатный период.

Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности подростка довольно значима, стоит неустанно и ненавязчиво говорить с детьми на эту тему. Семейные беседы, если они доверительные и без принуждения, способны оказывать сильное влияние на внутренние установки ребенка

На этом этапе жизни важно не потерять связь и доверие своего чада. Подростки невольно ищут свое место среди других ровесников

Далеко не всегда они попадают в компании с высокими нравственными понятиями, и там может произойти неправильное представление о нормах морали и духовности, ведущее к девиантному поведению. Иными словами, главный влияющий фактор на развитие личности подростка — это одобрение и принятие его сверстниками, а родителям не стоит открыто и негативно критиковать это стремление и тем более его друзей. Стоит понимать эту зависимость, избежать влияния со стороны не получится, поэтому нужно принимать ее в качестве фактора, который будет оказывать свое воздействие на личностные проявления ребенка.

Важно суметь выстроить новые доверительные отношения со своим ребенком. Новые не потому, что связь нарушена, а потому что взаимодействие и общение переходят на другой уровень

Для личности подростка важно, чтобы его слышали, с ним считались и советовались. У него есть четкое убеждение, что он достаточно взрослый и может принимать самостоятельно решения. Нужно суметь дать ему это чувство, показать, что семья и ребенок неразделимы, но в то же время он уже на многое имеет право.

Общего совета, как воспитывать подростка, быть не может, так как к каждому человеку нужен свой подход и методы воздействия. Но возрастные закономерности у всех практически одинаковы, и в этот период может показаться, что влияние семьи на развитие личности немного теряет свои позиции. На самом деле, стоит менять методы воспитания и относиться к своему чаду с уважением и пониманием.

Слайд 13Работа с родителями эффективна, если ориентирована на потребности конкретной семьи.

Психолог, ориентируясь на запросы родителей, должен превыше всего ставить интересы

ребенка. Тактика психолога будет более эффективной, если на диагностическом этапе ему удастся определить основные проблемы самих родителей: синдром неуверенного родителя – жалоба на ребенка (несоответствие развития или поведения должному идеалу), проблема «не знаю, как…»; отношение к ребенку пессимистичное, без достаточной близости, без уважения; запрос — «помогите исправить»; личностное неблагополучие родителя – жалоба на свои переживания и состояние, неадекватные эмоции, действия; запрос состоит в эмоциональной поддержке; поиск союзников — жалоба на «третьих лиц» (привести их поведение в соответствие с моралью и справедливостью), запрос – «помогите заставить».

Семья как основа гармоничного развития личности ребенка: функции и взаимодействие

Каждая из них оказывает огромное влияние на ребенка, для которого семейные отношения – залог будущего психического здоровья.

1. Формирование образа ребенка. Стадия начинается в момент зачатия и является основной для выработки позиции родителей. Она становится основой для влияния семейных отношений на личность ребенка, а также представлений о воспитании, образце родителей, ребенке и способах взаимодействия с ним.

2. Выкармливание младенца. Стадия продолжается от рождения до конца первого года жизни. Семья учится взаимодействию, и хотя развитие личности ребенка в этот период минимально, между родителями вырабатывается привязанность, формируется структура ценностей, и распределяются роли в семье.

3. Стадия авторитета. Приходится на 2 — 5-й годы жизни малыша. Родители обучают ребенка многим навыкам, общению, правилам поведения в семье и обществе. В этот период они дают первые оценки своей воспитательной деятельности.

4. Стадия интерпретации. Совпадает с младшим школьным возрастом ребенка. Функции семьи в развитии личности ребенка и подходы родителей к воспитанию в этот период пересматриваются.

5. Взаимозависимость. Ребенок находится в подростковом возрасте. Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка в этот период максимально. В семье происходит изменение структуры власти, так как родителям приходится считаться с его самостоятельностью и независимостью. В этот период взрослые становятся для подростка либо старшими друзьями и партнерами, либо между ними возникают противоборство и конфликты.

6. Расставание. Взрослые понимают, что дети выросли, стали независимыми, и отпускают их. Они переосмысливают свою жизнь и определяют то, какими были родителями.

Лишь бы был

– В некоторых семьях отец пьёт, бьёт жену. Женщины живут с такими мужчинами до последнего, по принципу лишь бы был. Но иногда такой отец – явная угроза не только психике, но и жизни ребёнка. Нужен ли такой папа? Или лучше расстаться?

– Папа в жизни ребёнка важен. Но на первом месте для него всегда будет мама. Родная мать, какой бы она ни была, играет для ребёнка огромное значение. Папу же, если жизнь с отцом не сложилась, может заменить отчим, тренер, педагог. Плохо, если отец деструктивен. Ребёнок, растущий в таких условиях, как правило, имеет детскую психологическую травму. У него появляется страх близости, он может повторить сценарий своих родителей во взрослой жизни. Даже если проблемный папа очень обеспечен, но в семье жестокое обращение, пьянство, насилие, садизм, такого родителя нужно держать на удалении.

– Есть мнение, что в семье ругать сына должен только папа, а дочь – мама. Дескать, наказание от родителя другого пола очень сильно подавляет самооценку детей. Правда ли это?

– Я не сторонник радикальных мер. А в таком подходе есть радикализм, какая-то однобокость. Любой родитель должен быть и тёплым, и не очень. А наказание должно быть справедливым, без рукоприкладства и морального унижения. Наказывать нужно чем-то, что вызовет дискомфорт у ребёнка, но не уничтожит его как личность.

– Все мы проводим много времени на работе. А для кого-то работа становится главным в жизни. Как на развитии ребёнка скажется, если один из родителей трудоголик и его никогда не бывает дома?

– Трудоголик – это история про зависимость. В данном случае – от работы. Уходя в работу, трудоголики, как правило, убегают от чего-то. Либо им сложно оставаться с самим собой. Это способ уйти от реальности. Можно схватиться за бутылку, а можно уйти в работу. Для ребёнка такой родитель – отсутствующий или мерцающий, то есть появляющийся время от времени. А жизнь с отсутствующим родителем приводит к дефициту внимания, дети вырастают с каким-то перекосом, потому что все функции в семье берёт на себя другой родитель.

Влияние семейной атмосферы на развитие ребенка и ошибки воспитания

Искаженные проявления материнской и отцовской любви нарушают развитие ребенка и отражаются на его характере и здоровье.

На взаимоотношения родителей и детей влияют разные факторы, например возраст, количество детей и порядок их рождения в семье. Особенности взаимоотношений между супругами также оказывают воздействие на отношение их как отца и матери к детям разного пола. Если супруги живут в согласии, то отец полноценно занимается воспитанием детей, он способствует развитию у дочери женских качеств и поведения, а сыну помогает вырабатывать мужество, ответственность, самостоятельность, настойчивость. Если между супругами нарушается гармония, то между членами семьи могут возникать различные противодействующие группировки, например, мать и дочь объединяются против отца или отец настраивает сына против матери. Влияние семейных конфликтов на ребенка настолько высоко, что дети часто страдают от недостатка любви и неврозов.

Нарушение супружеских отношений может вызвать у одного из родителей эмоциональную холодность к ребенку противоположного пола. Иногда в сыне/дочери один из родителей пытается найти недостающие качества своего партнера по браку. Например, мать ищет опору и поддержку в сыне, в результате требует от него слишком многого, возлагает на него большую ответственность и при этом лишает детства.

Если в семье несколько детей, то отец чаще всего уделяет больше внимания старшему. Он связывает с ним свои надежды и ожидает значительных успехов. Мать чаще более привязана к младшему ребенку, поэтому относится к нему более снисходительно, делает поблажки, а иногда и во всем потакает. Это серьезные ошибки семейного воспитания, их влияние развитие ребенка может немалое воздействие.

Для отца и матери в принятии ребенка большое значение имеет его послушание. Обычно ребенок растет дисциплинированным при сформированной позиции отца в семье. Дети с трудным характером чаще растут в проблемных семьях и чаще отвергаются матерями. Это вносит определенные коррективы в семейные отношения и также становится причиной конфликтов и психосоматических болезней.

Для здоровья ребенка важны сохранение в доме гармоничных отношений и авторитет родителей. В семье ребенок перенимает их опыт, наследует их особенности характера и поведения. Для срабатывания этих механизмов социализации авторитет родителей имеет большое значение. Он может быть формальным, зависящим только от роли; функциональным, связанным с опытом и компетентностью; и личным, основанным на личностных качествах. Там, где слишком часты семейные конфликты, влияние их на формирование личности ребенка в итоге оказывает решающее значение, родительский авторитет неуклонно падает.

На авторитет родителей также влияют частота и особенности общения с ребенком, способность понимать его и помогать решать волнующие его проблемы, информированность о его делах, стремление к самосовершенствованию и развитию отношений. Ошибками родителей являются попытки завоевать авторитет ребенка с помощью притеснения, подкупа и высокомерия.

Статья прочитана 13 519 раз(a).

Моральные ценности

Это такие категории, которые в глазах общественности приобретают большое значение. Моральные установки порой оказывают значительное влияние на людей. Люди в самых трудных жизненных ситуациях размышляют над тем, как им следует поступить, повинуясь голосу совести. Во многих случаях им удается выйти на правильный ответ внутри своей души, отыскать золотую середину.

Как правило, жизнь заставляет принимать неоднозначные и непростые решения, которые управляют человеком. Не всегда взвешенные решения идут от сердца, но зато руководствуются голосом совести. В некоторых случаях человек вынужден поступиться собственными интересами ради счастья и благополучия близких людей. Моральные ценности воспитываются в семье. То, как родители относились к понятиям долга, ответственности, нравственности, несомненно, сказывается на детях. Если ребенок рос в любви, заботе, его учили терпеливо относиться к окружающим, то в дальнейшей жизни он сам будет основываться на этих же понятиях. Моральные ценности порой слишком сильны, чтобы их победить одним лишь умом.

Слайд 8Эффективность учебно-воспитательного процесса в школе напрямую зависит от полноценного взаимодействия

в его рамках всех субъектов образовательного процесса: педагогов, учащихся и

их родителей.Само понятие здоровья включает в себя состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов

В данном аспекте важно выделить три составляющие здоровья:· физическое (экология, спорт, правильное питание);· социальное (способность общаться с другими людьми без конфликтов);· психологическое (умение понимать других, делать выбор и нести за него ответственность, адекватное социальное поведение и др.)Основа психологического здоровья – полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза. Образование является наиболее общей формой заботы о психологическом здоровье детей

Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Соотнесение себя и семьи у взрослого и ребенка в известном смысле зеркально: для взрослого семья — производное от «я», для ребенка «я» — производное от семьи.

Становление ребенка: как семья влияет на формирование и социализацию личности

В случае безусловной родительской любви ребенок находится в безопасности, получает удовлетворение своих потребностей и понимает свою самоценность, а значит, чаще здоров.

А как семья влияет на становление личности ребенка, если любовь в ней условна, и малышу приходится все время ее добиваться в качестве награды за что-то? Часто лишение любви используется для наказания и различных манипуляций. Такие отношения для ребенка наполнены тревогой, страхом и неуверенностью.

Отношение родителей к ребенку может быть амбивалентным, когда на смену любви приходит враждебность, и ребенка начинают отторгать, или родители могут не понимать, что именно они чувствуют по отношению к нему.

Отношение родителей к ребенку может быть индифферентным — равнодушным, с низким уровнем понимания и дистантностью. Обычно так проявляют себя психологически незрелые люди, у которых не развился родительский инстинкт, и не выработалась родительская позиция.

Но наиболее негативно влияние семейной атмосферы на развитие ребенка там, где родители могут скрыто отвергать ребенка — выражать по отношению к нему негативные эмоции, игнорировать.

Учитывая то, какое влияние оказывает семья на формирование ребенка, многим родителям необходимо корректировать свое отношение к малышу. В ходе коррекции, без которой нельзя вернуть в семью мир и гармонию, супругов учат видеть и принимать себя и своего партнера. Такой же подход необходим и в коррекции отношений с ребенком — нужно принимать его просто потому, что он есть, он ваш, и он индивидуален.

Причины негативного влияния семейных отношений на формирование личности ребенка различны. Это могут быть нереализованность личных потребностей, например получения высшего образования, в связи с рождением и воспитанием ребенка, лишение или значительные ограничения общения, сна и отдыха из-за необходимости ухаживать за младенцем. Родители могут неадекватно воспринимать образ ребенка и преувеличивать его недостатки или приписывать несуществующие. Таким образом, они переносят свой негативный опыт и вырабатывают отвращение к ребенку. Нарушение родительской любви может произойти в результате психической травмы, например в том случае, если рождение малыша или первые месяцы его жизни совпали с трагическими событиями и утратой близкого. Тогда ребенок и все связанное с ним становятся напоминанием о неприятном. Неадекватность родительского отношения к своему чаду может возникнуть также у инфантильных, невротических, с патологическими чертами характера и эмоциональными расстройствами личностей. Родители могут изменить свое отношение к ребенку, если он по мере роста и развития становится более активным, недисциплинированным, порывистым, хотя это иногда объясняется дефектами воспитания или особенностями темперамента. Родители воспринимают противоположность качеств ребенка как признак слабости, незрелости, задержки психического развития, ведь он не хочет становиться взрослым, т.е. таким, как они сами

В этом случае важно понять причину расхождений в темпераменте и разногласий в общении и признать индивидуальность ребенка, а также его право быть собой. Нарушение родительской любви способно возникнуть при неудовлетворенности браком и проблемах в супружеских отношениях

Слайд 12Подготовка к проведению консультации состоит из следующих этапов: составление предварительного

представления о клиенте и его проблеме, получение необходимой информации о

семье; систематизация знаний по имеющейся проблеме, подбор необходимых психодиагностических средств; разработка предварительного примерного плана проведения консультации.
Немов Р.С. предлагает следующую периодизацию этапов психологического консультирования:
1) подготовительный этап – психолог изучает документацию, вырабатывает план проведения консультации;2) настроечный этап – встреча с клиентом, знакомство, установление контакта, снятие психологических барьеров;3) диагностический этап – получение информации о проблеме, проведение психодиагностического обследования, выяснение наличия у клиента ресурсов для решения проблемы;4) рекомендательный этап – оказание психологической поддержки, выработка алгоритма решения проблемы на основе полученной информации;5) контрольный этап – психолог и клиент договариваются о дальнейших встречах в случае необходимости

Преодоление трудностей

Роль семьи в развитии личности ребенка чрезвычайно ценна

Умение преодолевать значимые препятствия очень важно для того, чтобы чувствовать себя комфортно. Чем больше человек работает над собой в этом направлении, тем проще ему становится побороть сопутствующие страхи, сомнения и неуверенность

Преодолевая трудности и препятствия, которые встречаются на пути, человек обязательно становится сильнее. Он находит в себе дополнительные ресурсы для достижения. Чтобы научиться справляться с трудностями, необходимо взрастить в себе необходимые навыки. Кому-то становится проще заручиться поддержкой близких людей, нежели действовать самостоятельно. Однако формирование сильной личности происходит тогда, когда человеку приходится преодолевать множество препятствий. Когда некуда отступать, человек начинает действовать более активно и продуктивно, нежели имея в запасе определенное количество времени.

Взаимоотношение родителей и детей в семье

Роль семьи в развитии личности важна на протяжении первого года жизни малыша и последующих лет. Сначала на родителей возлагаются обязанности по созданию условий для его физического развития. Они обеспечивают питание, условия гигиены. В дальнейшем взаимодействие происходит по следующим этапам.

  • Дети начинают заявлять о потребностях и желаниях. Взрослые должны отличать их от капризов, давая малышу нравственные уроки относительно привычек.
  • На второй год ребенок учится ходить, знакомится с окружающей средой посредством прикосновений, проявляет любопытство. Ему необходимо все объяснять, наглядно показывать, отвечать на вопросы, проводить игры.
  • Наступают моменты, когда ребенка надо приучать к рамкам дозволенного. На примерах героев книг ему объясняют, как следует поступать, а чего делать нельзя. Рассматриваются вопросы нравственных качеств, что именно ценится или подлежит порицанию.

В семье ребенок приобретает первые навыки общения. Задача родителей — воспитывать в нем уважение к старшим, чувство взаимопомощи, стремление помогать сверстникам. На примере взрослых дети получают навык поведения в типичных ситуациях. Какова роль семьи, нужно рассматривать не только в позитивном аспекте, но и в качестве негативного фактора. Хорошее влияние на личность заключается в достаточной заботе. Но также и максимальный вред может быть нанесен именно родственниками.

Саморазвитие

Формирование личности ребенка в семье – задача непростая. Порой нужно приложить немало усилий и терпения для того, чтобы достичь какого-то определенного результата. Семья как социальный институт формирования личности имеет большое значение. Только в семье человек может воспитать в себе навыки, необходимые для дальнейшей жизни. Приобретая навыки саморазвития, ребенок развивается полноценно, не углубляясь в сильные переживания и самообвинение. Если родители занимаются духовной практикой или просто работают над собой иным способом, то у сына или дочери появляются хорошие шансы к тому, чтобы стать в жизни действительно успешным человеком. Развитие личности всегда происходит постепенно, под влиянием множества факторов.

До идеала подать рукой

Наталья Стерледева, «АиФ-Коми»: Все мы понимаем, что в воспитании очень важно подавать пример. Но как это делать? Нужно ли самому быть идеальным?. Мария Давыдова: Подавать пример ребёнку нужно так, чтобы он мог его взять

Иными словами, не нужно ставить недостижимые рамки. Вы никогда не замечали, как дети говорят про своих знаменитых отцов? Как правило, с придыханием и небольшим сожалением. Это сожаление о том, что стать таким, как отец (или мать) ему никогда не удастся. Важно показывать детям своё человеческое лицо. Дети должны знать, что родители – такие же смертные, что все их успехи в жизни – это нормально, что ты можешь не захотеть и не делать то, что делают они, а можешь захотеть и добиться результата

Мария Давыдова: Подавать пример ребёнку нужно так, чтобы он мог его взять. Иными словами, не нужно ставить недостижимые рамки. Вы никогда не замечали, как дети говорят про своих знаменитых отцов? Как правило, с придыханием и небольшим сожалением. Это сожаление о том, что стать таким, как отец (или мать) ему никогда не удастся

Важно показывать детям своё человеческое лицо. Дети должны знать, что родители – такие же смертные, что все их успехи в жизни – это нормально, что ты можешь не захотеть и не делать то, что делают они, а можешь захотеть и добиться результата

– Сегодня довольно часто папы работают вахтовым методом. Во время долгих командировок ребёнок отвыкает от отца. Известны случаи, когда он даже ждёт папиного отъезда – настолько сильно отвыкает от него за время его отсутствия. Как облегчить для ребёнка эту ситуацию?

– Тут вопрос не в том, насколько долго отсутствует отец, а в том, как он ведёт себя, когда приезжает домой. Ощущение ребёнка «быстрее бы он уехал», скорее всего, говорит о том, что, когда папа приезжает, с ним не очень хорошо. Либо маме плохо с папой – и ребёнку передалось это ощущение. Дистантные варианты работы человек чаще всего выбирает не просто так. Как правило, в таких семьях есть проблемы с близостью, со становлением крепких связей. И для кого-то работа вахтовым методом – выход. Когда папа возвращается, он – человек-праздник. Муж вернулся, жизнь началась. Если с приездом отца всё хорошо, ребёнок воспринимает его отсутствие как вынужденную меру. А вот если он вернулся – и стало плохо или становится плохо через какое-то время, тогда у ребёнка появляются мысли: когда он уже уедет

Вывод: дело не в том, сколько времени проводишь с родными, важно, как ты это делаешь

Какое влияние оказывает семья и внутрисемейные отношения на формирование личности ребенка

Одной из важнейших функций семьи является воспитание детей — нового поколения. Это влияет на существующие в семье правила, распределение ролей между родителями и их поведение. Родителям приходится ухаживать за детьми, воспитывать их, нести за них ответственность, способствовать их развитию. Роль семьи в развитии личности ребенка и основная задача взрослых на первых порах заключается в том, чтобы заложить у малыша доверие к миру, чувство привязанности и потребность в общении.

Гармоничная семья положительно влияет на развитие личности ребенка, ведь в ней человек может проявлять себя во всех формах жизнедеятельности. В семье ребенок вырабатывает определенный образ жизни и приобщается к культуре. С самого рождения он включается в семью и под влиянием внутрисемейных отношений ребенок в процессе воспитания усваивает, что хорошо и что плохо. Он учится длительному, беспрерывному взаимодействию на примере своих родителей, контактируя с ними, приобретает свой опыт. Если семейные взаимоотношения гармоничны, на развитии личности ребенка это скажется самым положительным образом. Если отношения в семье основаны на любви и принятии, то ребенок бессознательно перенимает такой механизм взаимодействия.

Важную роль в целостности семьи занимают детско-родительские отношения. Влияние семьи на развитие личности ребенка очень длительно, ведь отношения между детьми и родителями непрерывны и изменяются в зависимости от возраста и отношения к семейным ценностям. На контакт с малышом влияет эмоциональное отношение родителей к ребенку — наличие любви и принятия, а также ответное отношение ребенка — привязанность и другие возникающие эмоции. Детско-родительские отношения всегда имеют большое значение для обеих сторон, чаще ставятся выше других межличностных отношений

Их особенности зависят от того, насколько родители вовлечены в них, насколько уделяют внимание ребенку и удовлетворяют его потребности, от способов общения, разрешения конфликтов и методов воспитания, от степени предоставления ребенку самостоятельности и контроля, а также последовательности в воспитании

Привязанностью называют отношение ребенка к родителям. Она может иметь положительное значение, если последние проявляют безусловную любовь и помогают в развитии личности. А как семья влияет ребенка, если привязанность имеет негативное значение, если родительская любовь условна? В этом случае привязанность к родителям приобретает форму психологической зависимости, приводящую к появлению психосоматики.

Статьи медицинских центров «ВЕРАМЕД»

Статьи
Отчего возникают тромбы, и как их обнаружить?

“Оторвался тромб” – одна из самых загадочных причин смерти, о которой довольно часто упоминают в …

Подробнее

Статьи
Если батарейка села: о синдроме хронической ус …

Чувство сильной усталости знакомо большинству из нас. Согласно статистическим данным, с разной п …

Подробнее

Статьи
Профилактика мочекаменной болезни

Любое заболевание лучше предупреждать, чем лечить. В полной мере это относится и к мочекаменной …

Подробнее

Статьи
Холецистит: диагностика, лечение и провоцирующ …

Кто бы мог подумать, что разнообразие продуктов, которое есть сегодня в развитых странах, …

Подробнее

Статьи
Варикоз не болит – обязательно лечить?

Варикозное расширение вен многим людям представляется лишь эстетической проблемой: набухшие сини …

Подробнее

Статьи
Здоровье женщины в возрасте от 35 до 45 лет

Одна из самых известных народных пословиц гласит: “В 45 баба-ягодка опять”. Добавим: только если …

Подробнее

Статьи
Что такое маммография?

Названия медицинских исследований могут пугать. Чего только стоят загадочные аббревиатуры “КТ”, …

Подробнее

Дошкольное воспитание внутри семьи

Социальные навыки

Умение общаться невероятно важно в жизни. Без этого умения невозможно построить хоть сколько-нибудь удовлетворительные отношения и быть счастливым

Семья как социальный институт формирования личности создает условия для всестороннего развития индивида. Не будь у человека такой поддержки близких людей, он не смог бы планомерно двигаться вперед, быть уверенным в своем завтрашнем дне.

Приобретение социальных навыков тоже происходит в семье. Именно в окружении близких людей, каждый ребенок учиться общаться, строить индивидуальные отношения. Социальные навыки, полученные в семье, обязательно пригодятся в дальнейшей жизни. Как к ребенку относились в семье, так он потом будет относиться к самому себе и того же ждать от общения с окружающими.

Развитие и социализация личности в семье накладывает серьезный отпечаток на человека. Как его воспитывают отец и мать, так он и живет в дальнейшем. Даже если индивид на словах отрицает влияние родителей на свою жизнь, он в большей степени ему подвержен. Как бы человек ни хотел отгородиться от своей семьи, у него не получится это сделать. Большинство людей попросту не замечают, как копируют привычки родных по крови людей, как воспроизводят похожие ситуации, формируют идентичные события. Многим людям свойственно, так или иначе, жаловаться на жизнь. Но не каждый находит в себе силы заниматься самосовершенствованием.

Слайд 9Перед началом работы родители формулируют общие правила, в необходимости которых

они убеждаются в ходе работы. Введение правил позволяет проводить работу

более направленно и организованно. В качестве ориентира можно использовать правила групповой работы, принятые в тренинге: принципы «здесь и теперь», доверия и откровенности, участия и конфиденциальности. В каждой группе могут быть приняты свои правила.Среди факторов, определяющих эффективность групповой работы, можно выделить: — степень инициативы, самостоятельности и ответственности за результаты общей работы каждого члена группы; — степень взаимопонимания, взаимоподдержки; — готовность к продуктивному сотрудничеству; — совместимость; — удовлетворенность проделанной работой и т. д.

Опыт отношений

Во всяком случае, ребенок в семье получает опыт отношений. Он не живет в изоляции, а с самого раннего детства имеет возможность наблюдать за тем, как взрослые взаимодействуют с окружающими людьми, и пытается перенимать этот опыт. Он закладывается автоматически, без каких-либо усилий. Незаметно для себя самого маленький человек открывает для себя целый мир чувств и настроений, которые царят в обществе. Стремление подражать взрослым продиктовано естественным желанием быть похожим на них. Обычно мальчик внимательно следит за поведением собственного отца и старается его копировать. Девочка же неосознанно воспроизводит поведение матери. Такое поведение совершенно естественно и говорит о нормальном развитии.

Конечно, взрослые тоже совершают ошибки. Порой они не замечают того, что дети усваивают и негативные уроки. Влияние семейных отношений на воспитание дошкольника особенно велико. Развитие личности невозможно без живого показательного примера. Ребенок замечает даже самые малейшие детали отношений родителей, хотя в большинстве случаев не проговаривает их вслух. Отцу и матери необходимо быть предельно внимательными для того, чтобы не подать дурного примера. Очень часто родители допускают такие ошибки, за которые им впоследствии бывает стыдно. Опыт отношений закладывается в детстве и остается с человеком на всю жизнь. Влияние родителей на формирование семейных ценностей огромно. Как правило, человек во взрослом возрасте неосознанно копирует поведение родителей, их манеру общения и т.д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: